Форма собственности цб рф является. ЦБ России — орган государственной власти или коммерческая организация

Все больше и больше растет заинтересованность людей в вопросе о том, кому подчиняется ЦБ РФ. Прошло время, когда народ «кушал» все то, что ему подавали отечественные политические «кулинары», а тем более заграничные профессионалы — любители остренького. Теперь большинство людей хотят разбираться, что происходит с нашим государством на самом деле. Ведь не так давно нам пришлось пережить распад великой страны и много человеческой боли. Чтобы не случилось повторения такого сценария снова, нужно не оставаться в стороне, а хотя бы начать с понимания процессов в мире и правильного реагирования на них.

«Дайте мне возможность печатать и контролировать деньги страны, и мне все равно, кто пишет законы», — сказал когда-то Майер Амшель Ротшильд.

А ведь действительно, у кого деньги, тот наделен намного большими возможностями, чем тот, у кого их нет. Однако, как говорил легендарный Сергей Бодров в фильме «Брат-2»: «У кого правда, тот и сильнее». И если мы исходим из этого, значит, надо вытаскивать правду наружу. Итак, какую роль в финансовой системе мироустройства играют центральные банки, в частности, Центральный Банк России? Об этом и статья.

Государственный банк СССР и ЦБ РФ

Депутат внес в Государственную думу в 2014 году поправку в закон о ЦБ, в которой предлагал снять зависимость банка от МВФ. Поправка в закон не была принята Госдумой. У многих людей это вызвало непонимание и протест.

Но с теми, кому подчиняется ЦБ РФ, вряд ли стоит действовать столь прямо и открыто. Ведь так называемые партнеры у нас уж очень матёрые.

Тихая революция

США и Евросоюз живут, как говорят в народе, не по средствам. По сути, они живут в долг. В то же время развивающиеся государства уменьшают свой и способны все больше влиять на экономику в мире и занимать лидирующие позиции в МВФ. Речь идет в первую очередь о России, Китае и Индии. Эти страны пытаются сегодня сократить влияние Вашингтона в МВФ и укрепить свое. Страны БРИКС объединились с тем, чтобы снизить пагубное влияние США. И планомерно реализовывают это.

США поставлены перед выбором: отдать МВФ, вследствие чего придется «слить» Украину, сократить влияние во внешней политике во всем мире и не наживаться на очередных мировых финансовых кризиса, или Россия, Китай и Индия будут «сливать» МВФ.

В 2015 году, вопреки ожиданиям либералов, российская валюта стабилизировалась.

Президент дает поручение ЦБ о что, как казалось, он не мог делать. В Центральном банке неожиданно появились валютные комиссары, пресекающие спекуляции на валютном рынке. Эльвира Набиулина заявляет, что ЦБ теперь будет ориентирована не только на инфляцию, но и на курсовую стабильность, поддержку экономики.

Кому подчиняется ЦБ РФ сегодня? Похоже, Россия начинает менять ситуацию в лучшую для себя сторону.

2. История

3. Аудиторы

4. Руководители Государственного банка

5. Правовой статус

6. Функции российского ЦБ

7. Определение имущественных прав российского центрального банка в отношении закрепленного за ним имущества

8. Структурные подразделения центробанка России

ЦБ России (российский ЦБ ) — это верхний уровень двухуровневой банковской системы в России , которая состоит из Центрального банка Российской Федерации и частных банков (и других кредитных организаций). Российский контролирует деятельность кредитных организаций, выдаёт и отзывает у них лицензии на осуществление банковских операций, а уже кредитные компании работают с прочими юридическими и физ. лицами.

Статус

С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. ЦБ России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, ЦБ Российской Федерации в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные фирмы, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотекам за счет эмиссии ценных бумаг указанных ценных бумаг .

В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банк России) (Центральном банке Российской Федерации)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах " ЦБ РФ издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих денежную эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

В декабре 2003 г. был принят Федеральный "О страховании вкладов физ. лиц в банках России". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физлиц в банках России, а также компетенция, порядок образования и деятельности компании, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физ. лиц, размещенных в банковских учреждениях России.

В апреле 2005 г. Правительством России и Центробанком Российским Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора России на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

Усиление защиты интересов вкладчиков и других заемщиков банков;

Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в займы и ;

Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, заемщиков и вкладчиков .

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство России и Центральный банк Российской Федерации будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках .

Государственный банк СССР

В условиях проведения новой экономической политики постановлениями ВЦИК и СНК соответственно от 3 и 10 октября 1921 г. Банк был восстановлен под названием Государственный банк РСФСР. Он начал свои операции 16 ноября 1921 года. В 1923 г. Государственный банк РСФСР был преобразован в Государственный банк СССР.

Согласно Положению о Государственном банке РСФСР, принятому ВЦИК 13 октября 1921 г., он являлся хозяйственной компанией, созданной "с целью способствовать займом и прочими банковыми операциями развитию промышленности, сельского хозяйства и товарооборота, а также с целью концентрации денежных оборотов и проведения других мер, направленных к установлению правильного денежного обращения". Он имел право предоставлять займы промышленным и торговым предприятиям различных форм собственности, а также сельским хозяйствам и кустарям только "при условии обеспеченности их и экономической целесообразности". Госбанк находился в составе Наркомата финансов и подчинялся непосредственно Наркому финансов.

В ноябре 1921 г. Госбанку было предоставлено монопольное право на проведение операций с валютой и валютными ценностями. Он должен был также устанавливать официальный курс на и иностранную валюту, регулируя разрешенные в 1922 г. частные договора по купле-продаже на бирже золота, серебра, иностранной валюты, а также чеков и векселей, выписанных в иностранной валюте.

В 1922 г. и 1923 г. были проведены две деноминации, укрупнившие номинал совзнака - бумажного денежного знака, выпускавшегося в то время Наркомфином для покрытия бюджетного дефицита. Во время первой деноминации в обращение были выпущены денежные знаки, которые обменивались в соотношении один рубль эмиссии 1922 г. на 10 тыс. руб. денежных знаков всех образцов, официально ходивших в то время в стране; во время второй деноминации денежные знаки образца 1923 г. обменивались на денежные знаки 1922 г. в соотношении 1:100.

11 октября 1922 г. Государственному банку было предоставлено право денежной эмиссии в обращение червонцев - банковских билетов, и он превратился в эмиссионный центр. С началом эмиссии ценных бумаг червонцев началась денежная реформа, в результате которой была прекращена галопирующая послевоенная .

В течение 1922-24 гг. в обращении одновременно находились совзнак и червонец. Червонец был бумажным денежным знаком, основанным на золоте. Он приравнивался к 7,74232 г чистого золота , т.е. к царской монете достоинством 10 рублей. С 1923 г. осуществлялась чеканка золотых червонцев, которые в основном использовались во внешней торговле.

В марте 1924 г. денежная реформа была завершена. Рубль нового образца, который являлся разменным средством при червонце и был равен 1/10 червонца, обменивался на 50 тыс. рублей совзнаками 1923 г. или на 50 млн. руб. денежных знаков более ранних образцов.

В период НЭПа практиковались такие виды банковского займа, как учет векселей, кредита до востребования со специальных текущих счетов, обеспеченных векселями, а также срочные займа под обеспечение долга векселей. В дополнение к этим займам банк спустя три года после своего создания стал осуществлять прямое целевое кредитование. В октябре 1924 г. был впервые составлен сводный кредитный план Госбанка по всем конторам.

В результате проведенной в 1925 г. реформы кассового устройства Государственного казначейства произошло объединение предприятий денежной наличности Госбанка и Наркомфина.

С 1922 г. в стране началось создание частных банков, в том числе отраслевых акционерных банков (спецбанков) и обществ взаимного ссуды, которые должны были осуществлять краткосрочное или долгосрочное кредитование определенных отраслей хозяйства. В 1924 г. при Правлении Госбанка был создан Комитет по делам банков, который должен был координировать их деятельность.

Во второй половине 20-х годов функции и направления деятельности Госбанка коренным образом изменились. Это было связано в основном с ускоренными темпами проведения индустриализации, которые требовали крупных вливаний в тяжелую промышленность в течение короткого времени.

Проведение индустриализации в СССР традиционными путями, т.е. за счет накопления денежных средств внутри страны и внешних кредитов, было невозможно. У населения необходимые накопления отсутствовали, а кредиты не могли быть осуществлены ни по экономическим (мировой экономический коллапс ), ни по политическим причинам. В результате индустриализация в стране проводилась за счет эмиссионного финансирования. Поиск способа, который позволил бы государству в наиболее простой форме перераспределять денежные средства между секторами экономики, продолжался в течение всего периода свертывания НЭПа.

В июне 1927 г. в связи с усилением регламентации движения краткосрочных капиталов на Госбанк была возложена обязанность непосредственного оперативного руководства всей кредитной системой при сохранении общего регулирования ее деятельности за Наркоматом финансов. Госбанк должен был наблюдать за деятельностью остальных кредитных учреждений в соответствии с правительственными директивами в области кредитной политики . Спецбанки должны были хранить свободные средства и кредитоваться только в Госбанке, которому предоставлялось право участвовать в их советах и ревизионных органах. Кроме того, Госбанк должен был увеличить свою долю в акционерных капиталах спецбанков.

В феврале 1928 г. в связи с реорганизацией банковской системы в Госбанке начал сосредоточиваться основной объем операций по краткосрочному кредитованию. При этом в его ведение перешла большая часть филиалов акционерных банков, которые стали играть вспомогательную роль в кредитовании хозяйства. Операции по долгосрочному кредитованию осуществлялись в основном в специально созданном банке долгосрочного кредитования промышленности и электрохозяйства (БДК), центробанке коммунального хозяйства и жилищного строительства (Цекомбанке) и отчасти в Центральном сельскохозяйственном банке (ЦСХбанке).

В августе 1928 г. на Госбанк была возложена обязанность кассового исполнения государственного бюджета , что позволило сосредоточить в нем кассовые операции социалистического хозяйства.

В июне 1929 г. был принят первый Устав Госбанка, согласно которому банк являлся органом регулирования денежного обращения и краткосрочного кредитования в соответствии с общим планом развития народного хозяйства СССР.

В конце 20-х - начале 30-х гг. в СССР был осуществлен комплекс реформ, целью которых было создание эффективного механизма централизованного планового регулирования материального и финансового аспектов воспроизводственного процесса. В связи с этим в 1930-32 гг. была проведена кредитная реформа, в результате которой был создан механизм централизованного планового регулирования движения кредитно-денежных ресурсов.

В январе 1930 г. в связи с ликвидацией взаимного коммерческого займа все операции по прямому краткосрочному кредитованию стали осуществляться в Госбанке. Все спецбанки превратились в банки долгосрочных вложений, а сеть их отделений была ликвидирована. Свои операции спецбанки должны были осуществлять через филиалы Госбанка.

В январе 1931 г. была введена акцептная форма безналичных расчетов через Госбанк. В марте 1931 г. были определены функции Госбанка как единого банка краткосрочного кредитования, расчетного и кассового центра хозяйства.

В июне 1931 г. было проведено разделение оборотных средств предприятий на собственные и заемные и определены основные принципы краткосрочного банковского ссуды. Наделение предприятий собственными оборотными средствами дало возможность установить объекты банковского кредитования. Краткосрочный займ госпредприятиям стал предоставляться только на потребности, связанные с финансированием ценностей в пути, авансированием сезонных запасов производства, накоплением сезонных запасов сырья, топлива, производственных и вспомогательных материалов, временным увеличением вложений в незавершенное производство, сезонным накоплением готовых предметов торговли и товаров, а также на другие временные нужды, связанные с процессом производства и обращения товаров.

В мае 1932 г. были окончательно разграничены функции между Госбанком и банками долгосрочных вложений (Промбанком, Сельхозбанком, Всекобанком и Цекомбанком). В результате кредитной реформы деятельность Госбанка окончательно утратила коммерческий характер, и сформировались основные функции Госбанка советского типа - плановое кредитование хозяйства, денежного обращения и расчетов, кассовое исполнение госбюджета и осуществление международных расчетов. Одновременно сложилась структура кредитной системы, просуществовавшая с небольшими модификациями 55 лет.

В дальнейшем совершенствование деятельности Госбанка сводилось к внедрению новых форм планового кредитования хозяйства и банковских расчетов, а также методов контроля за расходованием средств на выплату заработной платы (80% налично-денежного оборота) и сбором торговой выручки.

В феврале 1930 г. в связи с отменой операций по продаже частным лицам золота и иностранной валюты на червонцы по твердому курсу и изъятием советской валюты из оборота иностранных бирж при Правлении Госбанка была организована котировальная комиссия для установления курсов иностранных валют.

В 1933 г. Госбанк провел ряд мероприятий по ускорению расчетов, улучшению учета, совершенствованию фирмы документооборота и усилению внутрибанковского контроля. Была перестроена номенклатура статей баланса Госбанка: они стали группироваться по ведомственному признаку, что сделало баланс сопоставимым с кредитным планом. Был также осуществлен переход к децентрализованной квитовке межфилиальных оборотов при сохранении общего контроля в центре.

В 1939 г. Госбанк начал осуществление инкассации наличных денег. Во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. Госбанк для покрытия дефицита государственного бюджета производил денежную эмиссию наличных денег , в результате чего за это время возросла в 4 раза. С целью нормализации денежного обращения в 1947 г. была проведена денежная реформа ликвидационного типа, в ходе которой был осуществлен обмен наличных денег старого образца на новый в соотношении 10:1, переоценены денежные вклады в сберегательных кассах и проведена конверсия всех выпущенных государственных ссуд (кроме кредита 1947 г.).

В марте 1950 г. было установлено золотое содержание рубля в размере 0,222168 г чистого золота. В декабре 1949 г. был принят второй Устав Госбанка. В апреле 1959 г. в связи с реорганизацией кредитной системы Госбанку была передана часть операций Сельхозбанка, Цекомбанка и коммунальных банков. C 1960 г. Госбанк начал составлять планы кредитования долгосрочных вложений. В мае 1961 г. была проведена деноминация и рубля. Новые денежные знаки были обменены на старые в соотношении 1:10. Одновременно золотое содержание рубля было увеличено всего в 4 раза и составило 0,987412 г чистого золота.

В октябре 1960 г. был принят третий Устав Госбанка, а с 1963 г. в ведение Госбанка были переданы государственные трудовые сберегательные кассы. В 1965-69 гг. в ходе проведения хозяйственной реформы в деятельности Госбанка произошли изменения, связанные с кредитованием и расчетами, с планированием и регулированием денежного обращения, финансированием капиталовложений и фирмой сберегательного дела. Основными видами кредитования промышленности стали кредитование по обороту материальных ценностей и издержек на заработную плату и по простым ссудным счетам.

В июле 1987 г. в связи реорганизацией кредитной системы, в результате которой были образованы новые спецбанки (Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Жилсоцбанк СССР и Сбербанк СССР), Госбанк стал выполнять функции главного банка страны. На него возлагалась разработка сводного кредитного плана и планов распределения ресурсов и кредитных вложений по всем банкам.

В сентябре 1988 г. был утвержден четвертый Устав Госбанка СССР, в соответствии с которым он являлся главным банком страны, единым эмиссионным центром, организатором кредитных и расчетных отношений в народном хозяйстве.

С марта 1989 г. в связи с переходом спецбанков на полный хозяйственный расчет и самофинансирование на Госбанк была возложена обязанность доводить до них контрольные цифры по объему кредитных ресурсов, размеру привлеченных средств населения, объему поступлений и платежей в иностранной валюте по банковским операциям.

В январе 1990 г. Госбанку был передан Сберегательный банк СССР. 13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан подотчетный Верховному Совету РСФСР Государственный банк РСФСР. 2 декабря 1990 г. Верховным Советом РСФСР был принят закон о центробанке РСФСР (Центробанке России), согласно которому Центральный банк Российской Федерации (Банк России) являлся юр. лицом , главным банком РСФСР и был подотчетен Верховному Совету РСФСР. В законе были определены функции банка в области компании денежного обращения, денежно-кредитного регулирования, внешнеэкономической деятельности и регулирования деятельности акционерных и кооперативных банков.

В декабре 1990 г. были приняты законы "О Государственном банке СССР" и "О банках и банковской деятельности". В соответствии с ними Госбанк СССР вместе с учреждаемыми в это время на базе республиканских контор банка национальными банками должен был создать единую систему центральных банков, основанную на общей денежной единице (рубле) и выполняющую функции резервной системы. В июне 1991 г. был утвержден Устав центробанка РСФСР (Центрального банка Российской Федерации), подотчетного Верховному Совету РСФСР. с июля 1990 г. до декабря 1991 г. был временем противостояния Российского государственного банка и Госбанка СССР.

В ноябре 1991 г. в связи с образованием Содружества Независимых государств и упразднением союзных структур ВС РСФСР объявил ЦБ РСФСР единственным на территории РСФСР органом государственного денежно-кредитного и валютного регулирования экономики республики. На него были возложены функции Госбанка СССР по выпуска и определению курса рубля. Центральный банк РСФСР предписывалось до 1 января 1992 г. принять в свое полное хозяйственное ведение и управление материально-техническую базу и иные ресурсы Госбанка СССР, сеть его учреждений, предприятий и организаций.

20 декабря 1991 г. Государственный банк СССР был упразднен и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы центробанку РСФСР (российскому центральному банку).

Аудиторы

Аудиторы по годовому отчету центробанка назначаются решением парламента (Верховного Совета, затем - Государственной Думы).

До 1995 года аудиторами назначались исключительно иностранные организации: закон о центральный банк устанавливал необходимым условием при выборе аудиторской компании наличие у нее 10-летнего стажа, превышающего длительность существования аудита в РФ.


Андрей Максон

Кому принадлежит ЦБ?

После публикации материалов, доказывающие частную природу довольно часто возникает аналогичный вопрос о Центральном Банке России. Кому же принадлежит печатный станок РФ? Реально?

При изучении закона о Центральном банке, в котором данный вопрос, хотя и имеет тривиальный ответ, какого-то ясного понимания ситуации не возникает. Возникают другие вопросы. Главным из которых становится: а есть ли у нас вообще такой государственный орган – ЦБ? Некий коммерческий банк «ЦБ» у нас, конечно, есть, и он даже может печатать рубли, но вот его функции несколько отличаются от тех, что обычно приписываются центральным банкам независимых государств.

Но сначала вернёмся к основному вопросу. Да, уставной капитал и имущество банка являются федеральной собственностью… Закон о Центральном Банке РФ, казалось бы, ясно даёт понять всё о принадлежности ЦБ. К тому же, Дума назначает по представительству президента Председателя Банка и членов Совета директоров. И тут в порядке.

Что же настораживает?

А практически та же независимость от , которая имеется и у ФРС. Скорее прослеживается обратная зависимость – Правительство РФ зависит в своей деятельности от политики ЦБ РФ. Закон явно списан с аналогичного законодательства США по ФРС, за некоторыми важными исключениями, о которых я скажу позже.

Сейчас же обратим внимание на фразу, стоящую сразу после установления принадлежности имущества: государство не отвечает по обязательствам банка, банк – по обязательствам государства...

Это как? Имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам? Иными словами – государство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве.

ЗВР неприкасаем! ЗВР есть, да не про нашу честь. Вот о чём говорит эта статья. Ну, а про имущество, здание, мебель – это мелочи. Принадлежат они государству, успокойтесь. Уставной фонд в размере 3 миллиардов рублей – тоже. Когда речь идёт о сотнях миллиардов долларов, то такие суммы в расчёт не берутся.

Итак, можно констатировать, что закон о ЦБ противоречив по своей сути. Формально являясь федеральной собственностью, Центральный Банк, тем не менее, не несёт каких-либо обязательств по отношению к государству…

Можно, конечно, не послушаться решений страсбургских судов и использовать ЗВР в соответствии с первой фразой второй статьи закона, однако... ЗВР-то лежит не в ЦБ. Доллары и иную валюту, получаемые за торговлю нефтью и газом в Россию не завозят. По крайней мере, в таком количестве. И правильно. Эшелонами бы пришлось возить…

Во-первых, отметим, что смысла в таком количестве наличных денег нет вообще. Эти деньги представляют собой цифры в банковском компьютере, то есть «безнал». А в каком компьютере? Какого банка? Нашего ЦБ? Очень сомнительно. Их наличие на счетах ЦБ должно быть как-то отражено в международной финансовой системе. Кто же поверит просто так нашему ЦБ, что у него есть эти 289 миллиардов долларов (по состоянию на 13 декабря 2006 года)? Значит, есть где-то там у них на западе Главный Банковский Компьютер, где хранится информация о том, что ЦБ Российской Федерации таки имеет эти деньги. Собственно такая информация и является тем ЗВР, о котором идёт речь, а компьютером тем распоряжается Всемирный Банк и МВФ – две реальные финансовые структуры Мирового Правительства, существования которого многие почему-то так и не могут признать.

Во-вторых, ЗВР не представляет собой даже и деньги. ЦБ РФ перевёл основную часть ЗВР в «ценные» бумаги США, точнее, в облигации займа правительства США, которое ещё в марте этого года чуть было не объявило дефолт по этим самым бумагам. И непременно его объявит примерно через 2 года, в 2008 году. Об этом «аналитики» от финансов предпочитают молчать, хотя информация об этом легко доступна и проверяема. В общем итоге «свой» ЗВР ЦБ спрятал так, что государство Россия до него не доберётся ни при каком раскладе. Ну, а поскольку тут использованы ценные бумаги США (по которым непременно будет дефолт), то понятно, чьи интересы в данном случае России в своих действиях отражает.

Но и это ещё не всё. В законе о Центральном Банке РФ есть одна статья, которая отличает его принципиально от ФРС, тоже «независимого от государства» банка. Оказывается, что

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов .

Тут надо пояснить, что эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа на несуществующие ещё деньги. Грубо говоря, в руки ФРС попадают «ценные бумаги» правительства США, а в обмен на счета правительства просто записываются соответствующие циферки. Которых раньше просто не существовало в природе. Эти циферки в банковском компьютере и становятся новыми деньгами. Ими распоряжается правительство США. Это, так сказать, первый этап.

Второй этап эмиссии заключается в том, что обычным коммерческим банкам банки из системы Федерального Резерва выдают кредиты под обеспечение уже полученных «ценных бумаг» правительства США. Но с неким увеличивающим коэффициентом. Этот коэффициент составляет обычно от 9 до 16. Такая операция в банкирском сообществе называется «частичным резервированием» и тоже ведёт к увеличению общей денежной массы. Наличные же доллары печатают при списывании соответствующих безналичных сумм. Так дело обстоит в США.

Что же мы имеем в России?

Абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России, ни при каких условиях, и, соответственно, этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону.

Как же вводятся в обращение рубли?

Через покупку иностранной валюты, то есть, тех же долларов. Сколько долларов положит в свою копилку ЦБ, на столько он и напечатает рублей, и пустит их в оборот. Всё это происходит через валютную биржу. В результате рублёвая масса напрямую привязана к долларовой. Можно считать, что рубли – это те же доллары, что «лежат» в ЗВР ЦБ, но перекрашенные в другие цвета, и цифры на них стоят с определённым коэффициентом. Этот коэффициент слегка меняется со временем, но несильно. По закону опять же ЦБ просто обязан поддерживать постоянный курс рубля. По отношению к доллару естественно. Таким образом, наша финансовая система становится лишь неким региональным отделением финансовой системы ФРС.

Этот факт даже может быть невоспринимаем на сознательном уровне самим руководством ЦБ, такое положение возникло как бы само собой... Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью – столько и денег в экономике. Реальное производство внутри страны и товарная масса на внутреннем рынке в данном сценарии не рассматриваются.

Одним из результатов такого подхода является инфляция – рост товарной массы внутри страны не поспевает за экспортом сырья. Долларов поступает слишком много, соответственно под них печатается слишком много рублей. Чтобы как-то ликвидировать инфляцию при данном механизме эмиссии нужно либо сокращать экспорт, либо импортировать больше западных товаров. Либо уж постоянно увеличивать .

Все эти варианты имеют свои отрицательные последствия за исключением одного – импорта средств производства и технологий. Только такая «трата» долларов может обернуться на внутреннем рынке ростом производства товаров и, соответственно, уменьшением инфляции.

Но кто же нам даст тратить ради этого ЗВР?

В этом вся проблема. Очевидно, что такая ситуация свидетельствует о подчинённом положении российской финансовой системы по отношению к международной финансовой системе, и к её основному ядру – ФРС. Очевидно также то, что такое состояние искусственно и внедрено агентами влияния Запада в лице Геращенко и других деятелей от финансов.

Прикрываясь якобы независимым и свободным от государственного вмешательства финансовым устройством, на деле была реализована полностью подчинённая Западу инфраструктура финансов России. Да иначе и не могло быть при «реформаторе» Ельцине.

Источник – «Советник» – путеводитель по хорошим книгам.

После публикации материалов, доказывающих частную природу Федеральной Резервной Системы США довольно часто возникает аналогичный вопрос о Центральном Банке России. Кому же принадлежит печатный станок РФ? Реально? При изучении закона о Центральном банке, в котором данный вопрос хотя и имеет тривиальный ответ, какого-то ясного понимания ситуации не возникает. Возникают другие вопросы. Главным из которых становится – а есть ли у нас вообще такой государственный орган – ЦБ? Некий коммерческий банк «ЦБ» у нас, конечно, есть и он даже может печатать рубли, но вот его функции несколько отличаются от тех, что обычно приписываются центральным банкам независимых государств.

Но сначала вернёмся к основному вопросу. Да, уставной капитал и имущество банка являются федеральной собственностью:

Статья 2. Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Закон о Центральном Банке РФ, казалось бы, ясно даёт понять всё о принадлежности ЦБ. К тому же, Дума назначает по представительству президента Председателя Банка и членов Совета директоров. И тут в порядке. Что же настораживает? А практически та же независимость от Правительства РФ, которая имеется и у ФРС. Скорее прослеживается обратная зависимость – Правительство РФ зависит в своей деятельности от политики ЦБ РФ. Закон явно списан с аналогичного законодательства США по ФРС, за некоторыми важными исключениями, о которых я скажу позже. Сейчас же обратим внимание на фразу, стоящую сразу после установления принадлежности имущества: государство не отвечает по обязательствам банка, банк – по обязательствам государства… Это как? Имущество принадлежит государству и этим имуществом государство не может ответить по своим обязательствам?

Иными словами – государство может стать банкротом даже при огромном золотовалютном резерве. ЗВР неприкасаем! ЗВР есть, да не про нашу честь. Вот о чём говорит эта статья. Ну а про имущество, здание, мебель – это мелочи. Принадлежат они государству, успокойтесь. Уставной фонд в размере 3 миллирдов рублей – тоже. Когда речь идёт о сотнях миллиардов долларов, то такие суммы в расчёт не берутся. Итак, можно констатировать, что закон о ЦБ противоречив по своей сути. Формально являясь федеральной собственностью Центральный Банк, тем не менее, не несёт каких либо обязательств по отношению к государству. И если вдруг государство предъявит к нему какие-то требования, то:

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Можно, конечно, не послушаться решений страсбургских судов и использовать ЗВР в соответствии с первой фразой второй статьи закона, однако… ЗВР-то лежит не в ЦБ. Доллары и иную валюту, получаемые за торговлю нефтью и газом в Россию не завозят. По крайней мере в таком количестве. И правильно. Эшелонами бы пришлось возить. Я как-то прикинул – миллион долларов сто долларовыми купюрами – это чемодан. Сто миллионов соответственно – вагон. Миллиард – это уже эшелон в 10 вагонов. Представьте себе перевозку 3–4 миллиардов долларов в Центральный Банк РФ! Примерно на такие суммы увеличивается ЗВР каждую неделю! В течении последних нескольких лет. Кто-нибудь видел эшелоны под охраной, которые бы загоняли в подвалы ЦБ? Не думаю, что сейфы ЦБ вообще рассчитаны на хранение такого количества зелёной бумаги. Соответственно их там и нет. А где же ЗВР?

Во-первых, отметим, что смысла в таком количестве наличных денег нет вообще. Эти деньги представляют собой цифры в банковском компьютере, то есть «безнал». А в каком компьютере? Какого банка? Нашего ЦБ? Очень сомнительно. Их наличие на счетах ЦБ должно быть как-то отражено в международной финансовой системе. Кто же поверит просто так нашему ЦБ, что у него есть эти 289 миллиардов долларов (по состоянию на 13 декабря сего года)? Значит есть где-то там у них на западе Главный Банковский Компьютер, где хранится информация о том, что ЦБ Российской Федерации таки имеет эти деньги. Собственно такая информация и является тем ЗВР, о котором идёт речь, а компьютером тем распоряжается Всемирный Банк и МВФ – две реальные финансовые структуры Мирового Правительства, существования которого многие почему-то так и не могут признать.

Во-вторых, ЗВР не представляет собой даже и деньги. ЦБ РФ перевёл основную часть ЗВР в «ценные» бумаги США, точнее в облигации займа правительства США, которое ещё в марте этого года чуть было не объявило дефолт по этим самым бумагам. И непременно его объявит примерно через 2 года, в 2008 году. Об этом «аналитики» от финансов предпочитают молчать, хотя информация об этом легко доступна и проверяема. В общем итоге «свой» ЗВР ЦБ спрятал так, что государство Россия до него не доберётся ни при каком раскладе. Ну а поскольку тут использованы ценные бумаги США (по которым непременно будет дефолт), то понятно, чьи интересы в данном случае Центральный Банк России в своих действиях отражает. Но и это ещё не всё. В законе о Центральном Банке РФ есть одна статья, которая отличает его принципиально от ФРС, тоже «независимого от государства» банка. Оказывается, что

Статья 22. Банк России не вправе предоставлять кредиты Правительству Российской Федерации для финансирования дефицита федерального бюджета, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете. Банк России не вправе предоставлять кредиты для финансирования дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Тут надо пояснить, что эмиссия долларов, производимая ФРС, напрямую связана с предоставлением кредитов федеральному правительству США. Делается это через покупку облигаций займа правительства США на несуществующие ещё деньги. Грубо говоря, в руки ФРС попадают «ценные бумаги» правительства США, а в обмен на счета правительства просто записываются соответствующие циферки. Которых раньше просто не существовало в природе. Эти циферки в банковском компьютере и становятся новыми деньгами. Ими распоряжается правительство США. Это, так сказать, первый этап. Второй этап эмиссии заключается в том, что обычным коммерческим банкам банки из системы Федерального Резерва выдают кредиты под обеспечение уже полученных «ценных бумаг» правительства США. Но с неким увеличивающим коэффициентом. Этот коэффициент составляет обычно от 9 до 16. Такая операция в банкирском сообществе называется «частичным резервированием» и тоже ведёт к увеличению общей денежной массы. Наличные же доллары печатают при списывании соответствующих безналичных сумм. Так дело обстоит в США.

Что же мы имеем в России? Абсолютно иную систему. Центральный Банк РФ не имеет права кредитовать Правительство России ни при каких условиях и соответственно этот механизм ввода денег в экономику выключен вообще по действующему закону. Как же вводятся в обращение рубли? Через покупку иностранной валюты, то есть тех же долларов. Сколько долларов положит в свою копилку ЦБ на столько он и напечатает рублей и пустит их в оборот. Всё это происходит через валютную биржу. В результате рублёвая масса напрямую привязана к долларовой. Можно считать, что рубли – это те же доллары, что «лежат» в ЗВР ЦБ, но перекрашенные в другие цвета и цифры на них стоят с определённым коэффициентом. Этот коэффициент слегка меняется со временем, но не сильно. По закону опять же ЦБ просто обязан поддерживать постоянный курс рубля. По отношению к доллару естественно. Таким образом, наша финансовая система становится лишь неким региональным отделением финансовой системы ФРС.

Этот факт даже может быть не воспринимаем на сознательном уровне самим руководством ЦБ, такое положение возникло как бы само собой… Принципиальным в данной ситуации является то, что нужды отечественной экономики в денежной массе полностью поставлены в зависимость от экспорта, приносящего на валютную биржу доллары. Сколько наторговали нефтью – столько и денег в экономике. Реальное производство внутри страны и товарная масса на внутреннем рынке в данном сценарии не рассматриваются. Одним из результатов такого подхода является инфляция – рост товарной массы внутри страны не поспевает за экспортом сырья. Долларов поступает слишком много, соответственно под них печатается слишком много рублей. Чтобы как-то ликвидировать инфляцию при данном механизме эмиссии нужно либо сокращать экспорт, либо импортировать больше западных товаров. Либо уж постоянно увеличивать курс рубля.

Все эти варианты имеют свои отрицательные последствия за исключением одного – импорта средств производства и технологий. Только такая «трата» долларов может обернуться на внутреннем рынке ростом производства товаров и, соответственно, уменьшением инфляции. Но кто же нам даст тратить ради этого ЗВР? В этом вся проблема. Очевидно, что такая ситуация свидетельствует о подчинённом положении российской финансовой системы по отношению к международной финансовой системе, и к её основному ядру – ФРС. Очевидно так же то, что такое состояние искусственно и внедрено агентами влияния Запада в лице Геращенко и других деятелей от финансов. Прикрываясь якобы независимым и свободным от государственного вмешательства финансовым устройством, на деле была реализована полностью подчинённая Западу инфраструктура финансов России. Да иначе и не могло быть при «реформаторе» Ельцине.

Для обхода проблемы «независимости от государства» ЦБ и его ЗВР при правительстве был создан Стабилизационный Фонд. Однако и его деятели от финансов смогли убрать подальше – трансформировали сначала в валюту, а потом и в «ценные бумаги» США. Естественно опять он превратился в циферки на Главном Банковском компьютере где-то во Всемирном Банке. Которые при случае можно и «заморозить». Интересно, что в проекте постановления правительства «о порядке инвестирования средств Стабфонда» Минфином было предложено, что средства Фонда можно будет вкладывать в ценные бумаги «правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США». Интересен тут даже уже не смысл постановления, а порядок стран. Страны перечислены в порядке алфавита, только не русского, а … английского. Соответственно проект постановления в оригинале был написан на английском языке, а Минфином был выдан на подпись Фрадкову только перевод. Переводчик Минфина не стал переставлять страны в порядке русского алфавита. Соответственно и само подписанное Фрадковым 21 апреля сего года постановление содержит вполне прозрачные улики - постановление готовилось явно не в Минфине. В Минфине сидит лишь не очень умный переводчик. Текст постановления широко цитировался прессой, а его следы вместе с ошибкой переводчика есть и на сайте Минфина.

Кстати говоря, средства Стабфонда будут размещаться на Западе под видом средств Центрального Банка России. Финансисты боятся, что счета правительства РФ могут арестовать (уже были случаи попыток арестов имущества РФ - кораблей, самолётов…). А вот счета ЦБ вроде как не могут. Поскольку ЦБ РФ – это уже не госструктура и нести ответственность за государство оно не может. Чисто юридически. Вот так. Может просто не иметь такие счета за границей? В таком астрономическом объёме? Либо уж иметь под рукой ответный рычаг шантажа? В законе о ЦБ есть ещё несколько важных моментов, говорящих о том, что к государству данная организация имеет весьма косвенное отношение. Прежде всего это статья о прибыли. ЦБ, если следовать логике закона о нём – коммерческий банк. У него есть прибыль, которая образуется из любых форм его деятельности включая сеньорадж – прибыль от непосредственной эмиссии денег. Эта прибыль не поддаётся контролю государства и не идёт в государственный бюджет. Именно этот факт был использован в судебных материалах о ФРС в качестве доказательства его частной природы. Можно ли этот факт использовать по отношению к ЦБ? Естественно.

К нему можно добавить и то, что заработная плата работников ЦБ определяется его же Советом директоров. Почему бы себе не назначить зарплату в миллион долларов? Или я мелочусь? Конечно, реальное присвоение капиталов происходит несколько сложнее, всё-таки неудобно назначать себе зарплату фантастических размеров на виду у всех, но тут важен основной принцип. Историю законодательства о ЦБ я рассматривать не буду. Отсылаю к книге В.В. Мартыненко «Неизвестная политика Банка России». Из неё понятно, что ЦБ имеет сильнейшее лобби в госдуме. И принятие законов о ЦБ, как и в США происходит примерно по одинаковому сценарию - коррупционному. Единственное, что тут надо отметить – это попытку Путина национализировать Центральный Банк РФ в 2000 году. Дума не дала. Даже «партия власти» - единороссы не поддержали в этом Путина. Вообще никакие партии не поддержали, включая КПРФ. Что заставляет задуматься о политической природе наших партий вообще.

Понятно, что история с ЦБ ещё не закончена. Последние события вокруг ЦБ говорят о том, что какие-то процессы тут идут. И попытки действующей власти поставить под контроль государства этот «государственный» орган ещё будут. Думаю, что поддержать её в этом просто необходимо. Что же у нас получилось в итоге? Правительство не может распоряжаться ни ЗВР, ни какими либо ещё активами Центрального Банка России. По закону ЦБ даже не имеет права кредитовать правительство, что самое смешное и трагичное. По существу ЦБ взял на себя лишь обязанности валютного обменного пункта и, тем самым, поставил финансовую систему России в зависимость от международной финансовой системы с ядром управления в Федеральном Резерве США. Правительство во избежание ситуации дефолта было вынуждено создать Стабилизационный фонд, который умники из Минфина опять же сумели увести из под контроля правительства переведя его средства в валюту и ценные бумаги на счета Всемирного Банка под видом средств ЦБ РФ. Правительство снова оказалось в нестабильном положении - при неожиданном снижении ежемесячных поступлений от налоговых органов и таможни бюджетники могут остаться без зарплаты, а работа всего государственного аппарата парализована. Ну и конечно для реальных инвестиционных проектов копеечного Инвестиционного фонда под контролем умника Грефа явно маловато.

И на днях у правительства появились «новые» идеи - будет создана новая госкорпорация под громким названием «Банк внешнеэкономической деятельности и развития Российской Федерации». Это будет не простой банк. Он не будет давать кредиты физическим лицам и не будет иметь прибыли. Он будет давать только беспроцентные долгосрочные кредиты юридическим лицам на сроки более 5–10 лет. «Но самая главная особенность Банка развития в том, что он, в отличие от других банков, не будет подчиняться Центробанку. Его сможет контролировать только правительство. Центробанк не сможет его даже проверять, что специально оговорено в законопроекте.» Правда и для его создания придётся принимать особые законы. Удастся ли преодолеть лобби ЦБ в Думе?

В продолжение темы ЦБ. Можно усомниться, что ЦБ вообще является государственной структурой. Основная причина - независимость его от государственных органов власти. А юридически это закреплено в законе о ЦБ во второй статье, где сказано, что ЦБ не отвечает по долгам государства. Для юристов любой страны это означает полную независимость данного органа от государства. Ибо имущественные отношения в данном вопросе определяющи. ЦБ не принадлежит государству, поскольку государство не может распоряжаться собственностью ЦБ.

Чтобы всем было понятно, уточню - золото-валютные резервы ЦБ вне досягаемости государственных органов власти. Это верно, даже если органы власти назначают управляющих менеджеров данной организации. В качестве примера взаимоотношений ЦБ с высшим органом власти в стране - Государственной Думой можно привести совершенно ошеломляющий пример. Это намерение Счётной палаты провести проверку деятельности ЦБ. Это произошло сразу после убийства зампреда ЦБ Козлова. Но оказалось вдруг, что без разрешения Национального банковского совета это проделать невозможно! Председатель этого органа - глава Минфина Кудрин. Кудрин стал грудью на защиту ЦБ и он оказался главнее председателя Счётной палаты Степашина. Хотя на днях разрешение всё-таки было выдано:

Национальный банковский совет (НБС) на ближайшем заседании одобрит проведение Счётной палатой проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России, сообщил в пятницу депутатам Алексей Кудрин, являющийся председателем НБС. «Это подразумевает, что ЦБ подконтролен парламенту», – пояснил министр.

Последнее уточнение весьма знаменательно. Банкиры обеспокоились, что независимость ЦБ станет заметна общественности и разрешили таки проверку. На самом деле речь не идёт о какой-то полной независимости ЦБ. Не подчиняясь российским органам власти, ЦБ вполне подчиняется международным финансовым структурам Мирового Правительства - Всемирному Банку и МВФ. Кудрин, обслуживающий интересы этих западных финансовых структур, реально управляющих российской финансовой системой, просто попытался очередной раз скрыть данный факт. В прошлой статье я привёл некоторые данные, проясняющие эту ситуацию.

Последний факт - это вывод Стабфонда из-под контроля правительства и поиски для него иностранного управляющего. Всё это под предлогом эффективности его использования. При этом наиболее эффективный способ - инвестиции в российскую экономику почему-то не упоминается вообще. Точнее его обсуждения всячески избегают под предлогом возможной инфляции. Глупее повода не придумать! Ведь инвестиции прежде всего означают покупку современного оборудования за границей. Деньги пойдут на товарный рынок Запада. А в России это обернётся ростом товарного производства - лучшего средства от инфляции. Даже если покупать оборудование непосредственно в России, это всё равно обернётся ростом товарной массы на 15-20% больше инвестированного капитала. Это опять снижение инфляции. Кто-то «особо одарённый» в финансовых делах возможно скажет, что Стабфонд в рублях и потратить их за границей не возможно без конвертации в валюту. А конвертация прибавит рублей на внутреннем рынке и снизит курс рубля и добавит инфляции. Опоздали! Уже конвертировали. И снизили и добавили.

Более того, прежде чем эти деньги конвертировали в доллары их сначала конвертировали из долларов в рубли. Поскольку это налог с экспорта нефти, идущей до сих пор за доллары. То есть прежде чем попасть в Стабфонд, эти деньги были напечатаны ЦБ для скупки излишков долларов на валютной бирже, куда те попали от торговли нефтью. И вот эта политика ЦБ уж точно ведёт к инфляции. Может надо было брать налоги прямо в долларах? Оцените шутку…

Но вернёмся к проблеме ЦБ. Кое-кто до сих пор не понимает ситуации вокруг ЦБ. Ещё в 2000 году Путин пытался национализировать ЦБ, но его инициативы не прошли Госдумы. Ни одна партия его не поддержала. А Путин сам писать законы не имеет права. Он президент, а не царь. И по закону ЦБ у нас - независимая организация. Однако борьба за ЦБ всё же идёт. Закон о ЦБ периодически подвергается редакции. Например в 2003 году, после длительных боёв трёх сторон - Думы, правительства и ЦБ некоторые мелкие полномочия Совета Директоров ЦБ переползли в Национальный Банковский совет, который можно всё-таки хоть как-то считать государственным органом. Но в чём тогда была интрига?

«До того, как поправки в закон взяло под свой контроль правительство, депутаты предлагали лишить ЦБР независимого статуса.»

То есть, «поправки ко второму чтению передавали НБС стратегические функции Совета директоров Центробанка, однако ЦБР удалось убедить правительство и депутатов не принимать такие изменения в закон.» Надо тут отметить опять же, что главным защитником ЦБ был и остаётся член правительства и глава Минфина Кудрин. Будучи главой Национального Банковского Совета, он, однако, не очень стремится увеличить свои полномочия по управлению Банком России. И это заставляет задуматься… Задуматься заставляет и следующий факт - ещё в 2002 году Совет федерации, будучи за изменение статуса ЦБ наложил вето на обсуждаемый закон, но депутаты нижней палаты это вето преодолели - «при необходимых для принятия решения 300 голосах за преодоление вето проголосовали 389 депутатов, против проголосовал 1, воздержался 1».

Интересны поправки к закону, которые таки внесли в закон депутаты Думы в 2002 году (в закон вошли уже в 2003-м).

1. «Органами управления Банка России являются Национальный банковский совет, совет директоров ЦБ и председатель Банка России.»

2. «В федеральный бюджет ЦБ будет перечислять 50% фактически полученной прибыли по итогам года, остающейся после уплаты налогов и утверждения годовой финансовой отчётности.»

То есть именно тогда отобрали у ЦБР часть независимости и наделили НБС некоторыми функциями управления. Но самое главное - отобрали 50% прибыли! Это налог такой - «пополам» называется. Печатаешь деньги, так хоть половину государству отдай. То, что прибыли у печатного станка не должно быть в принципе, до депутатов как-то не дошло. Но и 50% - уже победа.

Интересно так же поведение некоторых лиц при обсуждении: «Поправки были приняты, несмотря на возражения нового руководителя ЦБ Сергея Игнатьева, присутствовавшего на этом заседании, и министра финансов Алексея Кудрина. Правительство, в частности, возражало против наделения НБС „управляющими“ функциями, настаивая, что они должны быть только контрольными. Такого же мнения придерживается и глава бюджетного комитета Александр Жуков»

«Правительство» тут, надо полагать, было представлено мнением Кудрина. Очень не хочет данный господин, чтобы в дела ЦБ вмешивалось государство. Даже в лице лично его, министра финансов Кудрина. В истории закона о ЦБ есть ещё один важный момент - это борьба ЦБ за усиление контроля над российскими коммерческими банками. Если бы ЦБ был безусловно государственным органом, то я только приветствовал бы такое стремление. Однако здесь ситуация иная и в ней стоит немного разобраться. А для этого придётся окунуться немного в историю возникновения коммерческих банков России.

Некоторые возможно помнят времена шоковой терапии по рецептам Гайдара, внука великого писателя, создавшего светлый образ Мальчиша-Кибальчиша. Этот внук оставил по себе далеко не самые светлые воспоминания. Моя тёща, врач областной больницы, помнит как получала зарплату мешками сахара. А тесть тогда получал зарплату на заводе не деньгами, а талонами в местный магазинчик. Финансовая система государства в результате реформ вдруг оказалась парализована. Промышленные предприятия, до этого вполне нормально работавшие вдруг оказались совершенно без денег. Настолько, что нечем было платить зарплату. Шок был настолько сильным, что некоторые руководители предприятий не выдержав картины гибели своих предприятий кончали жизнь самоубийством. Намеренно или нет были остановлены финансовые потоки - это большой вопрос, но то, что это произвело эффект получше атомной бомбардировки - непреложный факт.

Тем не менее, не вся экономика тогда умерла. Финансовое оружие хотя и нанесло огромный урон экономике, не уничтожило её полностью. Временное решение было найдено - бартер. Деньгами стали сами товары - дерево, уголь, нефть, сахар, мука… И не все, но многие предприятия продолжали работать. Следующим шагом по решению проблемы организации торговли в условиях разрушенной финансовой системы было создание коммерческих банков. Да, да. Предприятия сами создавали свои собственные банки! А что делать, если действовавшие тогда банки отказывались их обслуживать? Так и возникли Газпромбанк, Стройбанк, Судостроительный Банк, Сибакадембанк, Агропромкредит Банк, Желдорбанк… Даже Сибирская Академия Наук была вынуждена создать свой банк, чтобы платить научным сотрудникам зарплаты вовремя!

Конечно, тут не обошлось и без частных корыстных интересов, деньги есть деньги. Однако российская экономика выжила благодаря этим банкам. Факт есть факт. Нельзя сказать, что интеграция банков и промышленных предприятий - есть какое-то изобретение российской экономики эпохи гайдаровских реформ. Вовсе нет. Развитие южнокорейских корпораций - чеболей и японских сюданов как раз связано с возникновением особого типа финансово-промышленных групп. Эти группы, включая в себя и финансовые структуры, становились независимыми от внешней банковской системы, что добавляло им устойчивости и эффективности в использовании имеющегося капитала. Многие западные ТНК так же имеют в своём составе финансовые институты, что тоже увеличивает их конкурентоспособность. Естественно такое положение не устраивает предпринимателей от чисто финансовых кругов. Финансовые потоки замыкаются внутри промышленных корпораций не давая обычным банкам получать свою долю прибыли.

К примеру, «согласно обследованию предпринимательских объединений, удельный вес сделок внутри сюданов в объёме продаж компаний обрабатывающей промышленности, входящих в сюданы, составляет 20,4%.» Деньги вращающиеся внутри промышленных объединений перестают приносить прибыль денежным монополистам и потому становятся основной мишенью для их атак. А вот этот факт уже может нам объяснить и политику ЦБ в отношении коммерческих банков. Я пока не могу утверждать наверняка, что целенаправленная деятельность именно ЦБ привела в начале 90-х к параличу российской экономики. Этот факт ещё требует своего изучения. Но то, что творится с лицензированием коммерческих банков явно вызывает подозрения в каких-то скрытых мотивах. И письма арестованного Френкеля эти подозрения усиливают.

То, что ЦБ устроило бойкот российской экономике видно и по другому факту. ЦБ отказывается её кредитовать вообще! Нет, явного запрета никогда не существовало. Однако процент по кредиту был такой, что только сумасшедший мог брать кредит на таких условиях. Такие, конечно, находились, но на экономику в целом это никак не влияло. Как дело обстоит сейчас? Российская экономика получила доступ к кредитам. Но за границей! На сегодняшний день российские предприятия задолжали порядка 140 млрд. долларов западным банкам. Почему западным, а не российским? У наших денег нет? Вроде есть - ЗВР более 300 млрд. ЦБ мог бы использовать часть ЗВР на кредиты российским предприятиям. Но предпочитает его держать на западных счетах. Западные же банки, учтя все риски, дают нашим предприятиям кредит на приемлемых условиях. Возможно, используя при этом наш же ЗВР.

Возьмите в руки любую рублевую купюру. Рассмотрите ее внимательно с двух сторон. Вы не находите ничего необычного в этой купюре? Ничего? Хорошо, отложите в сторону банкноту. Постарайтесь абстрагироваться от мысли, что это — деньги, к которым вы привыкли и, тратя которые, думаете не о деньгах, а об их номинале. Абстрагировались? Ну вот и хорошо.

Начнем совершать для вас важные открытия. Во-первых, на банкноте любого достоинства вы не найдете указания страны, где она напечатана. Надпись «Билет Банка России» никак не указывает на страну, где эта бумажка была выпущена. Например, на американском долларе ясно написано «The United States of America”. Это говорит о том, что банкнота напечатана в США. Конечно, и на «зеленом поганце» есть указание, что это -- «Federal Reserve Note”, т. е. билет Федеральной резервной системы, как и у нас -- «Билет Банка России». Почему же у нас не указана страна, ведь должно быть написано, как в Конституции РФ -- «Российская Федерация - Россия», ну хотя бы просто «Российская Федерация», «Билет Банка России». Повторяю, недостаточно на купюре указать, кто ее выпустил, надо указывать еще и где (в какой стране) она выпущена. Иначе получается, что наша Родина носит название «Банк России». Однако и это не так. Не указав страну, в которой была напечатана купюра, Банк России показал, что он к этой стране не имеет никакого отношения!

Даже Федеральная Резервная Система США (ФРС) указывает на своей купюре название Родины, а мы - нет.

Во-вторых, является ли денежная купюра «Банка России» государственным денежным знаком? Конечно! -- ответят большинство наших читателей. Но, увы, это не так. На любой денежной купюре «Банка России» следы такого государства, как «Российская Федерация - Россия» отсутствуют. Даже двуглавый орел, имитирующий Герб РФ, никакого отношения к Государственному Гербу не имеет. Сравнив два герба, вы легко найдете десять отличий.

На любой советской купюре был изображен герб СССР, на любой российской его - нет, хотя согласно закону о ЦБ РФ, Банк России является юридическим лицом и имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Однако, да! Банк не государственный, но имеет печать с изображением Государственного герба РФ! Удивительная метаморфоза!

Так вот, отсутствие Государственного герба РФ на банкноте Банка России - является доказательством того, что эти банкноты не являются государственными денежными знаками, а Банк России не является - государственным.

В-третьих, на всех советских купюрах (и, кстати, на всех купюрах ФРС США!) есть на первый взгляд «совершенно лишнее» указание, а именно: Данная банкнота обязана к приему на всей территории СССР или относительно доллара -- This note is legal tender for all debts, public and private. На «Билете Банка России» такого указания нет. Вы думаете, это пустяк, что подобное предусмотрено по умолчанию? Представьте себе, что вы захотели купить какой-то товар за рубли, а вам говорят, что рубли принимать не обязаны, платите за товар в долларах, юанях, евро, и т.д. Конечно, можно сослаться на закон, но на «Билете Банка России» нет даже такой ссылки. Пока вы будете бегать и искать закон, обязующий продавца принять у вас «Билет Банка России», вожделенный вами товар уже могут продать тому, кто не стал задумываться над тонкостями денежного обращения в стране, выложил валюту и ушел в хорошем расположении духа! Мелочь, а неприятно.

Раз нет такого указания, также как и названия страны, где «Банк России» сию купюру выпустил, такой рубль никак нельзя назвать национальной валютой. Вывод: «Билет Банка России» является исключительной собственностью «Банка России». На эту собственность «Банк России» имеет исключительное монопольное право.

Но и это еще не все. Доллар, эмитированный ФРС США, как сегодня принято считать, ничем не обеспеченная «зеленая бумажка». Однако на этой «бумажке» есть кое-что, что делает ее обеспеченной хоть чем-то. Речь идет о подписях казначеев ФРС. В каком-то смысле доллар - бумажка авторская. У нас рубль - банкнота анонимная, не обеспеченная даже подписью федерального казначейства. Вы вновь скажете, что это - мелочь и я вновь с вами не соглашусь. Деньги это документ? Еще какой документ! -- скажете вы. Так почему же этот документ без подписи, ведь эта подпись гарантирует самое главное - подлинность купюры и ответственность лица, удостоверившего эту подлинность.

На советском рубле была еще одна очень важная надпись: «Государственные казначейские билеты обеспечиваются всем достоянием Союза ССР...». Американские доллары, как мы уже поняли, обеспечиваются подписями казначеев, а вот спросите, чем обеспечен «Билет Банка России»?

Я долго и упорно вращал в руках этот «билет», но ни слова, ни буковки, ни подписи на нем не обнаружил. Конечно, «Билеты Банка России» обеспечены активами Банка России, как об этом сообщает сайт самого банка, но на самой купюре о таком обеспечении нет и упоминания. Если вы скажете, что и это мелочь, что это ясно по умолчанию, я с вами не соглашусь. «Билет Банка России» -- бумага хоть и частная, но официальная, стало быть, на ней должны быть и подписи, и соответствующая информация, о которой было сказано выше.

Кстати, о подписях. Историю с ними рассказал бывший глава ЦБ Виктор Геращенко, а ему, рассказал кто-то еще. Когда начали печатать новый советский рубль, спросили у Сталина, стоит ли ставить на этих купюрах подписи, официальных лиц Госбанка СССР. Сталин, якобы ответил, что это может вызвать некоторые трудности, ведь сегодня этот товарищ поставил свою подпись, а завтра его расстреляли, что же перепечатывать деньги? Так и было решено подписи советских банкиров на купюрах не ставить.

Если учесть, что у нас с 1998 года сменилось четыре главы ЦБ (Дубинин, Геращенко, Игнатьев (два срока подряд), Набиуллина), то станет понятным, почему у нас нет подписей на банкнотах. Хотя это и не является оправданием. На долларе США, кстати, стоят подписи секретаря казначейства и казначея США, если переводить дословно.

На многих купюрах бывших союзных республик подписи имеются, а вот на российской, казахской, белорусской валютах подписей нет. Но это так, для справки.

Однако и это еще не все. На «Билете Банка России» написано, что подделка «Билетов Банка России» преследуется по закону. Государство, не имеющее никакого отношения к «Банку России», как к частному банку, сурово карает такие деяния. Подделывать билеты частного банка не стоит, за это могут дать от пяти до пятнадцати лет, правда, государственное обвинение в суде будет выступать на стороне именно частной организации и будет выступать очень сурово. Если во времена СССР фальшивомонетничество считалось преступлением против государства, то в РФ сегодня это деяние квалифицируется, как преступление в сфере экономической деятельности. Смягчение на лицо, но от этого суровость наказания не снизилась. В царской России за подобного рода деяния лишали всех прав состояния и отправляли на каторгу. В СССР могли расстрелять, в РФ дают максимум 15 лет.

Итак, анализ купюры «Банка России» показал, что правом выпуска денежных знаков обладает монополист ЦБ РФ. Государство к выпуску банкнот не имеет никакого отношения. ЦБ РФ государству не подчиняется, а, стало быть, является частной организацией. У ЦБ РФ есть председатель. Сегодня это Эльвира Набиуллина, а также совет директоров, состоящий из 11 человек. В него, наряду с остальными входит и бывший глава ЦБ РФ Сергей Игнатьев.

Центральный банк это не ООО, не ЗАО, не ОАО. Тем не менее, он строится, как частная компания. 11 топ-менеджеров банка работают под руководством председателя. А теперь внимание! Кто является учредителем Банка России?

Ни великий Гугул, ни могущественный Яедекс не знают ответа на этот вопрос. Законодательство РФ о ЦБ РФ - крайне запутанное и противоречивое. Эти противоречия возникли не вчера, но никто их устранять не собирается. Вероятно, потому, что такой статус ЦБ вполне устраивает его хозяина. Хозяин ЦБ РФ – неизвестен, но власть его – безгранична.

Коротко остановимся на этих противоречиях.

Противоречие первое. Уставный Фонд и имущество ЦБ РФ – составляют федеральную собственность. Центробанк осуществляет оперативное управление этой собственностью. Однако, по обязательствам государства – ЦБ не отвечает и, наоборот: по обязательствам Центробанка - не отвечает государство.

Противоречие второе. ЦБ РФ – не финансируется из бюджета государства и сам зарабатывает деньги, покрывая свои расходы за счет полученных доходов. Однако, по закону, получение прибыли – не является целью деятельности Банка России. Его главная задача – защита и поддержание стабильности российского рубля.

Противоречие третье. Поскольку ЦБ РФ не является органом государственной власти, заработную плату своим сотрудникам он устанавливает самостоятельно, как любой коммерческий банк. Сколько Совет директоров банка пожелает, столько и назначит.

Противоречие четвертое. Сотрудники ЦБ РФ не являются госслужащими, ведь банк у нас не подчиняется государству, стало быть, они не обязаны подавать декларации о доходах.

Противоречие пятое. Нормативные документы ЦБ РФ, который не является государственным органом власти, обязательны для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридических и физических лиц. Кстати, согласно Конституции РФ правом издания законов в РФ обязательных для исполнения является исключительно Государственная Дума РФ. Однако это не распространяется на ЦБ РФ.

Противоречие шестое. ЦБ РФ не вправе участвовать в капиталах кредитных организаций, но это не распространяется на Сбербанк. ЦБ РФ является держателем 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция Сбербанка. Поэтому Сбербанк у нас считается банком с государственным участием, хотя ЦБ РФ, как мы уже знаем, не является органом государственной власти.

Противоречие седьмое. В рамках валютного регулирования и валютного контроля ЦБ РФ, экспортеры обязаны часть валютной выручки обменивать у ЦБ на рубли. Есть и другие ограничения, но это самое главное.

Экспортер обязан продать ЦБ РФ 50% валютной выручки, по курсу, установленному ЦБ.

Какие же непрописанные права имеет ЦБ РФ при таком противоречивом законодательстве и для чего он создан с такими противоречиями. Читайте во второй части статьи.