Методика анализа налоговой нагрузки предприятия. Анализ налоговой нагрузки предприятияи меры по ее снижению. Определение налоговой нагрузки на примере

Налоговая нагрузка на экономику - это доля налогов в ВВП. Этот показатель не сложен в определении - это отношение величины всех поступивших в государственную казну налогов к ВВП. Экономический смысл его в том, что он показывает, какая часть ВВП перераспределяется с помощью налогов.

При этом нужно определить, как изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность. Рассмотрим несколько методик оценки налогового бремени и подробнее остановимся на некоторых из них, рассчитаем показатель налоговой нагрузки для конкретного предприятия и сравним методики.

1. Методика Департамента налоговой политики Министерства Финансов РФ. Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени, по этой методике, принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данной методике налоговая нагрузка (НН) рассчитывается по формуле (1):

НН= НП/(В+ВД)*100%, (1)

где НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В (Вр) - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

Этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, но он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа, нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

2. Методика М.Н. Крейниной. При определении налоговой нагрузки специалисты должны исходить из идеальной ситуации, когда экономический субъект вовсе не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной.

Эта методика предполагает сопоставления налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свои критерий оценки тяжести налогового бремени, налоговая нагрузка рассчитывается по формуле (2):

где Ср - затраты на производство реализованной продукции без учета налогов;

Пч - фактическая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия за вычетом налогов, уплачиваемых за счет нее.

Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние предприятия, но очевидна недооценка влияния косвенных налогов, НДС и акцизов. Эти налоги оказывают влияние на величину прибыли предприятия, но степень их влияния не так очевидна. Поэтому необходима иная методика.

3. Методика Е.А. Кировой. Е.А. Кирова считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализации в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект. Она вводит показатель вновь созданной стоимости (ВСС) и налоговую нагрузку (НН) расчетов по отношению к этому показателю. ВСС рассчитывается по формуле (3) или (4):

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР, (3)

ВСС = ОТ + НП + ВП + П, (4)

где ВД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы (без учета налоговых платежей).

Относительная налоговая нагрузка (ОНН) определяется по формуле (5):

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка.

АНН рассчитывается по формуле (6):

АНН = НП + ВП + НД, (6)

где НД - недоимка по платежам.

Достоинством данной методики является то, что она позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные хозяйствующие субъекты в независимости от их отраслевой принадлежности, т.к. налоговые платежи соотносятся со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов.

Недостатком этой методике является то, что она не учитывает влияние таких показателей, как фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов и не позволяет прогнозировать изменения деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот.

4. Методика М.И. Литвина. Литвин связывает показатель налоговой нагрузки с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов экономического субъекта и механизмом взимания налогов.

В данном случае предлагается налоговую нагрузку определять по всем налогам и источникам его уплаты и определяют по формуле (7):

где - сумма источников средств для уплаты налогов.

Предлагается наряду с общим показателем налоговой нагрузки использовать частные показатели и рассматривать их соотношение по названным выше группам доходов. Общим показателем для всех налогов

Литвин предлагает использовать добавленную стоимость, которая определяется по формуле (8) или (9):

ДС = В - МЗ, (8)

ДС = ОТ + НП + ВП + П + А, (9)

Основное преимущество его в том, что предлагается рассчитывать показатель налоговой нагрузки по формуле изменяя переменные, с помощью которой можно получать значения общей налоговой нагрузки. Формулы могут учитывать ставки налогов, показатели фондоемкости, трудоемкости и материалоемкости производства, а также (после некоторой модернизации) уровень рентабельности производства. Полученные данные можно дополнить анализом изменения спроса на продукцию предприятия в зависимости от изменения цены, что позволит определить степень перелагаемости косвенных налогов на потребителя.

5. Методика Вылковой Е.С. и Романовского М.В. Критическое осмысление имеющихся в экономической литературе подходов к определению содержания и обоснованию методики расчета налогового бремени, а также рассмотрение основных факторов, влияющих на уровень налоговой нагрузки, позволило авторам предложить свою мультипликативную модель расчета налогового бремени хозяйствующего субъекта. Для этого необходимо ввести следующие обозначения:

Нп - ставка налога на прибыль;

Нндс - ставка НДС;

Ннсп - ставка налога с продаж;

Несн - ставка единого социального налога;

Ндфл - ставка налога на доходы физических лиц;

Ндн - ставка дорожного налога;

Ни - ставка налога на имущество;

Ндив - ставка налог на дивиденды;

ВБ - выручка брутто, т. е. включающая косвенные налоги. Ее схематически можно представить следующим образом:

где МЗ - материальные затраты; AM - сумма амортизационных отчислений; РП - сумма прочих расходов; НД - сумма дорожного налога; НИ - сумма налога на имущество; ЗП - расходы на оплату труда, учитываемые для целей налогообложения прибыли; ЕСН - сумма единого социального налога; П - прибыль; НДС - сумма НДС; НСП - сумма налога с продаж; ДС - добавленная стоимость, которая включает НДС.

ВН - выручка-нетто, т. е. не включающая налог с продаж и соответственно состоящая из материальных затрат и добавленной стоимости;

К0 - коэффициент, показывающий удельный вес добавленной стоимости выручке-нетто. Он рассчитывается, как:

Кзп - коэффициент, показывающий удельный вес отчислений на оплату труда в добавленной стоимости. Он рассчитывается, как:

КАМ - коэффициент, показывающий удельный вес амортизационных отчислений в добавленной стоимости:

КРП - коэффициент, показывающий удельный вес прочих расходов в добавленной стоимости:

НБДС - это налоговое бремя хозяйствующего субъекта по отношению к добавленной стоимости.

Задача, чтобы показатель мультипликативного налогового бремени был аддитивен, т. е. показатели налогового бремени по различным налогам можно было бы как суммировать между собой, так и исключать из расчета. Для расчета НБДС в числитель последовательно ставятся налоги, ставки которых перечислены выше, а в знаменатель - добавленная стоимость. Так как сумма налогов получается путем умножения коэффициентов на ДС, то ДС в числителе и знаменателе сокращается, и формула приобретает следующий вид:


Тогда формула налогового бремени НБВБ приобретает следующий вид:

Рассмотренные нами методики расчета налоговой нагрузки могут быть классифицированы по перечню включаемых в расчет налогов, интегральной базе для сравнения налоговых сумм, а так же по методу исчисления вели чин. Каждая из методик претендует на объективное выражение тяжести налогового бремени для налогоплательщика.

По нашему мнению методики, разработанных такими авторами, как М.Н. Крейнина, Е.А. Кирова, М.И. Литвин и др., рассмотренные ранее, устанавливают соотношения между суммой уплачиваемых налогоплательщиком налогов и полученного им дохода.

Различия же применяемых показателей заключаются, прежде всего, в разных оценках определения дохода хозяйствующего субъекта. Кроме того, показатели данного налогового бремени отличаются по количеству включаемых в расчеты налогов.

Сравнительный анализ методик основных методик расчета налоговой нагрузки представлен в нижеприведенной таблице 2.

Таблица 2. Сравнительный анализ основных методик расчета налоговой нагрузки

Показатели расчета налоговой нагрузки

Постановление №391

Крейнина М.Н.

Кирова Е.А.

Литвин М.И.

Выручка от продажи продукции товаров; поступления, связанные с выполнением работ и оказанием услуг

Налоги и сборы начисленные, в том числе:

Не уточняется

Исключается

Исключаются

Исключается

Пенсионное страхование

Исключаются

Медицинское страхование

Социальное страхование

Себестоимость реализованной продукции, в том числе:

заработная плата

амортизация

Чистая прибыль

Вновь созданная стоимость

п.6.1. + п.2 - п.2.1. + п.7

Добавленная стоимость

п.2 + п.3 + п.4 + п.5 + п.7 + п.6.2.

(п.2 - п.2.2. - п.2.3.) / п.1 * 100%

(п.1 - п.6 - п.7) / п.7 * 100%

(п.2 - п.2.1. + п.3 + п.4 + п.5) / п.8 * 100%

(п.2 + п.3 + п.4 + п.5) /п. 9 x1

Для хозяйствующих субъектов, находящихся в условиях угрозы возникновения банкротства, характерно получение убытков за отчетный период. Однако использование чистой прибыли в расчетах налогового бремени в методиках М.Н. Крейниной, Е.А. Кировой, М.И. Литвина приводит к различным результатам.

В экономической литературе присутствуют различные методики исчисления налоговой нагрузки предприятия. Основные различия рассматриваемых методик состоят в определении:

Структуры налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки;

Состояния учитываемых налогов (уплаченные или начисленные);

Интегрального показателя, с которым сравнивают сумму налогов.

В поисках методики основная идея состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки универсальным показателем, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в разных отраслях народного хозяйства.

При этом нужно определить, как изменение числа налогов, налоговых ставок и льгот повлияют на деятельность хозяйствующего субъекта. Только в этом случае показатель налоговой нагрузки приобретает практическую ценность. Рассмотрим несколько методик оценки налогового бремени и проведём их сравнение.

Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени, по этой методике, принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (в процентах). По данной методике налоговая нагрузка (НН) рассчитывается по формуле (1):

где НП - общая сумма всех уплаченных налогов (без НДФЛ и страховых взносов);

В - выручка от реализации, включая выручку от прочей реализации.

Необходимо обратить внимание на то, что в расчет берутся уплаченные, а не начисленные налоги. В связи с этим следует проводить сверки с налоговой, чтобы деньги организации не "висели в невыясненных поступлениях", а были учтены налоговым инспектором при расчете критерия.

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения. Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчет не включаются страховые взносы, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).

Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции.

Е.А. Кирова считает, что некорректно применять такой показатель, как выручка от реализации в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект. Она вводит показатель вновь созданной стоимости (ВСС) и налоговую нагрузку (НН) расчетов по отношению к этому показателю. ВСС рассчитывается по формуле (2) или (3):

ВСС = В - МЗ - А + ВД - ВР (2)

ВСС = ОТ + НП + ВП + П (3)

где ВД - внереализационные доходы;

ВР - внереализационные расходы (без учета налоговых платежей).

Относительная налоговая нагрузка (ОНН) определяется по формуле (4):

где АНН - абсолютная налоговая нагрузка.

АНН рассчитывается по формуле (5):

АНН = НП + ВП + НД (5)

где НД - недоимка по платежам.

Сравнительная характеристика методик расчета налоговой нагрузки представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Сравнение методик расчета налоговой нагрузки по определенным характеристикам

Критерий

Методика

Методика Кировой Е.А.

Система налогообложения

НДС, акцизы

Страховые вносы

Интегрированный показатель

Выручка от реализации, включая выручку от прочей реализации

Вновь созданная стоимость

Достоинства

Плюсом этой методики является то, то она характеризует долю уплаченных налогов в выручке

Позволяет сравнивать налоговую нагрузку на конкретные хозяйствующие субъекты в независимости от их отраслевой принадлежности, т.к. налоговые платежи соотносятся со вновь созданной стоимостью, налоговое бремя оценивается относительно источника уплаты налогов.

Недостатки

Этот показатель выявляет долю налогов в выручке от реализации, но он вряд ли характеризует хоть в какой-то мере влияние налогов на финансовое состояние предприятия, т.к. не учитывает структуру налогов в выручке. Для эффективного экономического анализа, нужен показатель, который увязывал бы уровень налоговой нагрузки и показатель экономической активности предприятия.

Не учитывает влияние таких показателей, как фондоемкость, трудоемкость, рентабельность, оборачиваемость оборотных активов и не позволяет прогнозировать изменения деловой активности экономического субъекта в зависимости от изменения количества налогов, налоговых ставок и льгот.

Проведенный анализ методик расчета налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта показывает, что, несмотря на различия в подходах, выявленные достоинства и недостатки, данные, полученные исследователями в результате применения рассмотренных методик, можно использовать для проведения мероприятий по налоговому планированию и налоговой оптимизации как налогоплательщиками, так и государством.

Специалистам, производящим расчеты налоговой нагрузки для конкретного экономического субъекта, можно рекомендовать комплексный подход к определению налоговой нагрузки и одновременное использование вышерассмотренных методик. Такой подход позволит не только более точно оценить налоговые обязательства экономического субъекта, но и понять, с чего должна начинаться оптимизация налогообложения в каждом конкретном случае, какие налоговые обязательства являются "узким местом" именно на данном предприятии и какой из объектов учёта наиболее "перегружен" ими.

Развитие хозяйствующих субъектов на сегодняшний день немыслимо без уплаты в бюджет налогов и сборов, состав и уровень которых зависит от многих факторов. Основными из них являются отраслевая принадлежность и масштаб деятельности организации.

Эксперты Центра экономических исследований «РИА-Аналитика» РИА Новости, проведя исследование налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов России, выяснили, что налоговое бремя распределено в РФ по отраслям достаточно неравномерно. Например, в 2011 году наибольшая доля налоговых поступлений в бюджет в совокупном обороте отрасли отмечена нефтегазодобывающем секторе (35,6%), тогда как средний уровень нагрузки организаций, занимающихся изготовлением пищевых продуктов, в т.ч. напитков, составил лишь 8,7%. Налоговая нагрузка других отраслей гораздо ниже, при этом разница между показателями первой и последней отрасли рейтинга (нефтегазодобывающей промышленностью и воздушным транспортом) - более чем 70 раз .

В тоже время, общий уровень фискальной нагрузки в перспективе увеличится до 38-39% ВВП. Об этом говорится в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов, подготовленном Минэкономразвития РФ .

Исходя из выше сказанного, особенно актуальным на сегодняшний день становится вопрос расчета налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов.

Исследование методики расчета и последующего анализа налоговой нагрузки имеет важное значение для организации с точки зрения прогнозирования налогового бремени на будущий период, т.к. оптимизация последнего - один из способов увеличения рентабельности деятельности организации и инструмент ее конкурентной борьбы.

Проведенный анализ специальной литературы показал, что данный вопрос находится в поле зрения многих теоретиков и практиков. Однако единого методического подхода к расчету и оценке налоговой нагрузки предприятия на данный момент времени не существует, а предлагаемые методики имеют, как определенный ряд преимуществ, так и недостатков.

Наличие множества подходов к определению налоговой нагрузки обусловлено дискуссиями по вопросам необходимости и обоснованности включения в расчет налога на доходы физических лиц, ряда косвенных налогов, корректности соотношения общей суммы налогов предприятия и его прибыли, добавленной стоимости и выручки.

Законодательно порядок расчета налоговой нагрузки закреплен в Постановлении Правительства от 23.06.2006 № 391 «Об утверждении Методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины», а также методике, утвержденной Приказ ом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. приказа ФНС от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@). Согласно методике ФНС РФ величина налогового бремени определяется делением налоговых отчислений к выручке налогоплательщика . И позволяет охарактеризовать только налогоемкость продукции, произведенной хозяйствующим субъектом, не давая, при этом, реальной характеристики налогового бремени, которое несет предприятие-налогоплательщик, т.к. выручка не служит источником уплаты всех налогов.

В практике анализа достаточно часто используется ряд методик, разработанных такими экономистами-теоретиками, как: М.Н. Крейнина, Е.А. Кирова, М.И. Литвин, А. Кадушин, Т.К. Островенко и др. Каждый из них, рассматривая вопрос анализа налоговой нагрузки организации, предлагает ряд показателей, отражающих различные аспекты деятельности.

Особенностью методического подхода Крейниной М.Н. является то, что косвенные налоги не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на прибыль экономического субъекта. Эта методика является действенным средством для анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние экономического субъекта. В то же время она недооценивает степень влияния на финансовое положение предприятия косвенных налогов, хотя, безусловно, эти налоги, пусть и в меньшей степени, но влияют на величину прибыли субъекта. Такой подход опровергает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны организации, так как уменьшают прибыль и саму сумму налога на прибыль. Между тем, снижая прибыль, предприятие получает меньше свободных средств. Одновременно страдает и бюджет, получающий меньшие суммы налога .

Другой подход количественной оценки налоговой нагрузки на предприятие предложен А. Кадушиным и Н. Михайловой. Налоговое бремя, по их мнению, следует определять как долю отдаваемой государству добавленной стоимости, созданной на отдельном предприятии. По мнению авторов этой методики, добавленная стоимость является источником дохода экономического субъекта и, соответственно, источником уплаты налогов. Таким образом, налог сравнивается с источником уплаты. Этот показатель позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для различных типов производств, т.е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических структур .

В противоположность им, Е.А. Кирова отмечает, что некорректно применять такой показатель, как выручка, в качестве базы для исчисления налоговой нагрузки на экономический субъект. Автор предлагает различать абсолютный и относительный показатели налоговой нагрузки. При этом в расчет не принимается налог на доходы физических лиц, поскольку его плательщиками являются физические лица, а предприятие выступает в качестве налогового агента. Относительная же налоговая нагрузка определяется им как отношение абсолютной нагрузки к вновь созданной стоимости, т.е. показывает долю налогов с учетом недоимки и пеней во вновь созданной стоимости .

Литвин М.И. показатель налоговой нагрузки связывает с числом налогов и других обязательных платежей, а также со структурой налогов и механизмом их взимания. В качестве источника средств для уплаты налогов, по его мнению, может быть выбран доход экономического субъекта в различных формах. Методика позволяет учесть особенности деятельности конкретного экономического субъекта, т.е. долю амортизационных отчислений, трудозатрат и материальных затрат в добавленной стоимости. В то же время включение в расчет налоговой нагрузки таких показателей, как налог на доходы физических лиц, выглядит не совсем корректно, так как в данном случае организация выступает не в качестве налогоплательщика, а в качестве налогового агента .

Островенко Т.К. разделила показатели налоговой нагрузки на частные и обобщающие, отнеся к последним налоговую нагрузку на доходы предприятия и налоговую нагрузку на собственный капитал. Что касается частных показателей, то они вычисляются по источникам возмещения: себестоимости, выручке, чистой прибыли, финансовым результатам. Кроме того, при необходимости по данной методике может быть рассчитана налоговая нагрузка в расчете на одного работника. Этот показатель позволяет определить вклад отдельного работника в формирование прибыли предприятия с объема налоговых платежей в бюджет и во внебюджетные фонды .

Достоинствами такой методики является то, что она позволяет с различной степенью детализации, в зависимости от поставленной управленческой задачи, считать налоговую нагрузку и может применяться субъектами любых хозяйственных отраслей. В то же время эта методика не в полной мере учитывает наличие собственных оборотных средств хозяйствующего субъекта, необходимых для формирования источников, необходимых для погашения налоговых обязательств.

В практике существуют и иные методики расчета налоговой нагрузки. Рассмотрим их.

И.Л. Юрзинова рассматривает уровень адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения через коэффициент налоговой лояльности хозяйствующего субъекта. Методика удобна для принятия управленческих решений в области налогообложения предприятия, однако излишне сложна и трудоемка, не позволяет оценить налоговые риски .

М.С. Власова предлагает исчислять уровень налоговой нагрузки в собственных источниках формирования оборотных средств. Показатель налоговой устойчивости имеет определенные преимущества перед показателями налоговой нагрузки, так как с его помощью можно не только контролировать величину оборотных средств предприятия, но и анализировать обязательные платежи в бюджет. Вместе с тем этот коэффициент нуждается в совершенствовании, так как не учитывает всех аспектов налогообложения, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов .

В.Н. Незамайкин предлагает исчислять коэффициент налоговой устойчивости. Недостатком методики является то, что автор исключает задолженность прошлых лет из величины подлежащих уплате налогов, хотя налоговые органы, используя аппарат принудительного взыскания, могут добиться погашения задолженности уже в текущем периоде. Также отсутствует детализация источников погашения причитающихся к уплате налоговых платежей. В то же время уменьшать величину денежных средств организации и ее дебиторской задолженности на величину кредиторской задолженности в полном объеме для расчета коэффициента налоговой устойчивости не вполне корректно, так как здесь могут присутствовать налоговые платежи, уплата которых приходится на следующие налоговые (отчетные) периоды .

Показатель налоговой устойчивости имеет определенные преимущества перед показателями налоговой нагрузки, т.к. с его помощью можно не только контролировать величину собственных оборотных средств предприятия, но и анализировать обязательные платежи в бюджет. Вместе с тем этот коэффициент нуждается в совершенствовании, т.к. не учитывает всех аспектов налогообложения, влияющих на деятельность хозяйствующих субъектов.

Не меньший интерес вызывает методика, предлагаемая Гусаровой Ю.В. Взяв так же за основу, законодательно закрепленную методику, автор предложила, проводя анализ налоговой нагрузки организации, дополнительно исчислять удельный денежный поток как частное чистого денежного потока и выручки. Это позволяет построить матрицу «Удельная налоговая нагрузка - Удельный денежный поток», позволяющую определить тип промышленных организаций с точки уровня их налоговой нагрузки (рисунок 1) .

Рис.1. Матрица в координатах «Удельная налоговая нагрузка - Удельный денежный поток», разработанная Гусаровой Ю.В.

В поле «Идеалы бизнеса» и «Преуспевающий бизнес» попадают предприятия, обеспечивающие высокий общественный и предпринимательский доход. Это высокоэффективные предприятия, не требующие от государства поддержки. В секторе «Альтруисты бизнеса» расположены субъекты, которые большую часть своих доходов распределяют в пользу общества в лице наёмных работников и бюджета. У данных предприятий низкий предпринимательский доход, что является негативным фактором с точки зрения привлечения внешних инвесторов. Предприятия, попавшие в зоны «Неэффективный бизнес» и «Аутсайдеры бизнеса», демонстрируют низкие показатели как общественной, так и коммерческой эффективности, а находящиеся в поле «Несостоятельный бизнес», являются неперспективными. В сегменте «Недобросовестный бизнес» расположены предприятия, большая часть доходов которых распределяется только в пользу собственников .

В научной литературе можно встретить разные методики определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. Различие их проявляется в толковании таких ключевых моментов, как количество налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определение интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.

Каждый из рассмотренных подходов по-своему применим. Однако, прежде чем приступить к отбору методики, нужно реально представлять, что для полноценного анализа требуется показатель, который бы увязывал величину налогового бремени предприятий с возможностями их развития на основе самофинансирования.

Далее, для каждой отрасли народного хозяйства необходимо заняться поиском «критической точки» налоговой нагрузки, т.е. разработать отраслевые нормативы предельной налоговой нагрузки, основанные на анализе доли материальных затрат, затрат на оплату труда и амортизации в добавленной стоимости.

Нормативы должны иметь максимальные и минимальные значения и применяться в зависимости от бюджетных потребностей, а также приоритетов экономического развития отраслей.

  1. Постановлении Правительства от 23.06.2006 № 391 «Об утверждении Методики расчета величины совокупной налоговой нагрузки на день начала реализации резидентом Особой экономической зоны в Калининградской области инвестиционного проекта и порядка установления (фиксации) факта увеличения этой величины».
  2. Приказ Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. Приказа ФНС РФ от 10.05.2012 № ММВ-7-2/297@).
  3. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов // www.economy.gov.ru.
  4. Власова М.С. Разработка механизма управления экономической устойчивостью горного предприятия при мониторинге его обязательных платежей. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / М.С. Власова. - М.:, 2003.
  5. Бородин В.А., Малахов П.В. Налоговая нагрузка как составляющая финансовой устойчивости предприятия // Экономический анализ: теория и практика, 2009, № 32.
  6. Гусарова Ю.В. Метод классификации предприятий промышленности по показателю налоговой нагрузки // www.beintrend.ru.
  7. Кадушин А., Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественного анализа) // www.itrealty.ru/ analit.
  8. Кирова Е.А. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты // Финансы, 2005. № 4.
  9. Крейнина М.Н. Влияние налоговой системы на финансовое состояние предприятий // Менеджмент в России и за рубежом. 2007. № 4.
  10. Литвин М.И. Амортизационные отчисления как фактор налоговой защиты коммерческой организации // Финансы. 2002. № 4.
  11. Миронова И.С. К вопросу прогнозирования показателя налоговой нагрузки энергопредприятия с помощью временного ряда (на примере энергетического предприятия ОАО «Дальневосточная генерирующая компания») // Вестник ХГАЭП. 2009. № 6 (45)
  12. Налоговая нагрузка на отрасли: диспропорции, которые опасно устранять // http://ria.ru/research_rating.
  13. Незамайкин В.Н. Роль и место налогового анализа в общей системе управления народным хозяйством // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 2.
  14. Островенко Т.К. Налоговая нагрузка на предприятие: Обобщающие и частные показатели системы // Аудиторские ведомости. 2009.№ 9
  15. Солдаткин С.Н. Совершенствование методики оценки налоговой нагрузки предприятия для целей налогового контроля // Вестник ТОГУ. 2011. № 1 (20).
  16. 16. Юрзинова И.Л. Об адаптации хозяйствующего субъекта к существующим условиям налогообложения // Налоговая политика и практика. 2008. № 11.

Курсовая работа

Тема: Применение различных методик по оценке налоговой нагрузки для хозяйствующих субъектов

Введение

Глава 1. Методики оценки налоговой нагрузки

1.4 Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг)

1.5 Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации

1.6 Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять спецрежимы (УСН, сельхозналог, ЕНВД)

1.7 НДФЛ: Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за год

1.8 Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками

1.9 Непредставление налогоплательщиком пояснений на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия показателей деятельности

1.10 Неоднократная (2 и более раза) «миграция» между налоговыми органами

1.11 Отклонение как минимум на 10 % уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики

1.12 Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском

Глава 2. Практическая часть

2.1 Налоговая нагрузка торговой организации ООО «Дельта», занимающейся оптовой торговлей: анализ и возможные решения

2.2 Налоговая нагрузка торговой организации ООО «Гамма», занимающейся розничной торговлей: анализ и возможные решения

2.2.1 Расчет налогов организации и предпринимателя в режиме «единого налога на вмененный доход»

2.2.2 Расчет налогов организации и предпринимателя на общем режиме

2.2.3 Расчет налогов розничного продавца в режиме «упрощенной системы налогообложения»

Заключение

Список использованной литературы


Актуальность исследования. Налоговая нагрузка - это экономический показатель, характеризующий налоговую систему государства. Вопросы определения сущности, содержания и показателей налоговой нагрузки приобретают особую актуальность в периоды реформирования налогообложения. Традиционно понятие налоговой нагрузки используется при сравнении налоговых систем различных стран или этапов развития налоговой системы отдельного государства. Налоги являются инструментом формирования денежных фондов государства и представляют собой форму отчуждения денежных средств юридических и физических лиц в бюджеты различного уровня или во внебюджетные фонды. Соответственно налоги оказывают влияние на условия и результаты хозяйственной деятельности предприятий. Такая роль налогов обусловлена фискальной и регулирующей (стимулирующей) функциями налогов. В краткосрочном периоде эти две функции воспринимаются как противоположные, т.е. при выполнении налогами преимущественно фискальной функции, регулирующая (стимулирующая) функция не может быть реализована в полной мере. В долгосрочном периоде, напротив, только реализация регулирующей функции обеспечивает выполнение налогами фискальной функции, т.е. без развития налоговой базы невозможно формирование денежных фондов государства. Следовательно, налоговая система не может функционировать эффективно без учета того влияния, которое налоги оказывают на экономическое и финансовое состояние налогоплательщиков. Налоговая система предполагает согласование интересов государства и налогоплательщиков.

В настоящее время понятие налоговая нагрузка используется также при обсуждении таких актуальных вопросов экономики и политики, как оценка результатов мероприятий налоговой реформы; определение налогового потенциала сырьевых отраслей экономики; оценка условий развития малого бизнеса; анализ факторов, влияющих на темпы экономического роста.

В теории финансов четко не определены границы использования понятия налоговой нагрузки. На наш взгляд, в условиях, когда уровень налоговой нагрузки используется в качестве критерия оценки результатов налоговой реформы, необходимо исследование достоверности и достаточности информации, используемой для расчета показателей налоговой нагрузки.

Различия в условиях развития разных секторов экономики, таких как сырьевые отрасли и отрасли, работающие на внутренний рынок, проявляются также в дифференцированном уровне налоговой нагрузки. Поэтому необходима разработка методических положений для оценки налоговой нагрузки в условиях дифференцированного влияния действующего налогового законодательства на различные отрасли экономики.

Разработка более совершенной методики оценки налоговой нагрузки является условием принятия адекватных управленческих решений, обеспечивающих развитие экономики, в том числе приоритетных видов деятельности, для преодоления зависимости российской экономики от добычи и вывоза углеводородного сырья.

Решение вышеназванных проблем приобретает особую значимость в связи с дальнейшим развитием и реформированием налоговой системы и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Цель курсовой - оценит налоговую нагрузку организаций на примере предприятия ООО «Дельта» и ООО «Гамма».

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

Выполнить расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Дельта»

Выполнить расчет налоговой нагрузки предприятия ООО «Гамма».

Объект изучения - предприятие.

Предмет - процесс оценки налоговой нагрузки.

В процессе подготовки реферата использовалась нормативно-правовые источники, специализированная литература, отчетная бухгалтерская документация.

1.1 Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)

Данный критерий применяется только для организаций, использующих общий режим налогообложения.

Нагрузка определяется в процентах как соотношение суммы уплаченных налогов к выручке организаций, очищенной от НДС и акцизов. В расчет не включаются Страховые взносы в Пенсионный фонд и на травматизм, а также налоги, которые организация удерживает и перечисляет в бюджет как налоговый агент (НДФЛ и удержанный с других лиц НДС).

Уровни среднеотраслевых налоговых нагрузок опубликованы в приложении к приказу о принятии Концепции. Обращаем ваше внимание на то, что в расчет берутся уплаченные, а не начисленные налоги. В связи с этим советуем проводить сверки с налоговой, чтобы ваши деньги не «висели в невыясненных поступлениях», а были учтены налоговым инспектором при расчете критерия. Уменьшение нагрузки может быть вызвано и вполне законными обстоятельствами. Например, организация выходит на рынок с новым товаром, назначая минимальную наценку на него, или реализует залежалый товар с большими скидками. Причину всегда можно найти, но для начала следует самим проверить свою налоговую нагрузку.

1.2 Осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение 2-х и более календарных лет

По мнению налоговых органов, убыток в финансовой деятельности без выраженных в течение нескольких календарных лет тенденций к его погашению или уменьшению - это наиболее вероятный признак искажения показателей деятельности, с целью занижения налогов.

Очевидно, что при открытии бизнеса убытки возможны, но работать с ними можно только до тех пор, пока предприятие выходит на запланированные обороты.

В настоящее время доля убыточных предприятий в общем количестве юридических лиц достаточно велика – это 21%. Всех проверить не по силам, поэтому одним из методов работы налоговых органов с такими организациями в настоящий момент является приглашение на комиссии, созданные в Управлениях и инспекциях ФНС субъектов РФ для выяснения причин убыточности. При отборе кандидатов на комиссию дополнительным аргументом является наличие соответствий и другим критериям из Концепции.

1.3 Доля вычетов по НДС от суммы начисленного налога равна либо превышает 89 % за 12 месяцев

Критерий рассчитывается на основании данных Деклараций по НДС, и представляет собой отношение общей суммы НДС, подлежащей вычету (раздел 3, стр. 340 гр. 6) к сумме начисленного НДС (раздел 3 стр. 180 гр. 6)., умноженное на 100%. Результат не должен быть больше 89%

На сегодня уровень в 89% не зависит от сферы деятельности, хотя понятно, что в оптовой торговле НДС к вычету выше, а в сфере услуг – ниже этого порога. Нужно сказать, что в настоящий момент ФНС все-таки ведет работу по дифференциации данного критерия.

К сожалению, ФНС не делает исключений для предприятий реализующих по 0%-й и 10%-ой ставкам, а у них вычеты зачастую больше всего начисленного налога. Такие плательщики автоматически официально вносятся в число тех, у кого в любой момент вероятна выездная проверка. Единственным ограничением является пункт 5 статьи 89 НК РФ, в соответствии с которым за год обычно допускаются лишь две подобные ревизии. Увеличить их количество вправе руководитель ФНС России, но подобное решение - редчайший случай.

Вне зависимости от сферы деятельности большие вычеты могут быть вызваны следующим рядом причин: покупкой и вводом в эксплуатацию дорогого оборудования, увеличением запасов ТМЦ, оплатой дорогостоящих услуг.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие, основные виды и сущность налоговой нагрузки организации. Применяемые системы налогообложения и налоги, взимаемые с организаций. Методы оценки налоговой нагрузки. Использование статистических методов при прогнозировании налоговой нагрузки.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2014

    Понятие и экономическая сущность налоговой нагрузки предприятия, характеристика основных методов ее оптимизации. Особенности применения методик определения налоговой нагрузки. Расчет величины налоговой нагрузки на примере ОАО "Востокэнергомонтаж".

    курсовая работа , добавлен 11.03.2014

    Сравнительный анализ различных методик определения налоговой нагрузки. Выявление их достоинств и недостатков. Характеристика основных способов расчета налоговой нагрузки юридического лица. Изучение налоговых платежей и налоговой нагрузки предприятия.

    курсовая работа , добавлен 15.12.2013

    Понятие налоговой нагрузки, определение значимых для расчета налоговой нагрузки показателей в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Изучение методики определения абсолютной и относительной налоговой нагрузки, состав источников уплаты налогов.

    контрольная работа , добавлен 19.08.2010

    Показатели и способы оценки налоговой нагрузки предприятия, ее сущность и влияние на финансовое состояние предприятия. Налоговое планирование как способ регулирования налоговой нагрузки. Особенности исчисления налогов и регулирования налоговой нагрузки.

    дипломная работа , добавлен 10.02.2012

    Особенности применения разных методик для оценки налоговой нагрузки. Оценка налоговой нагрузки торговой организации ООО "Дельта", занимающейся оптовой торговлей: анализ и возможные решения. Определение и расчет налогов торговой организации ООО "Гамма".

    курсовая работа , добавлен 03.06.2011

    Анализ налоговой нагрузки как элемент налогового планирования. Разработка практических аспектов оценки налоговой нагрузки, обеспечивающих качество управленческих решений в сфере налогообложения. Расчет налоговой нагрузки на примере ОАО "Башнефть".

    дипломная работа , добавлен 07.08.2013