Политическая перестройка в сфере экономики. Предыстория. Национальные конфликты, войны и инциденты

Слайд 1

ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
Выполнила учитель русского языка и литературы МОУ-СОШ № 61 Пролетарского района города Тулы Аристова Татьяна Николаевна

Слайд 2

Цели урока:
Познакомить учащихся с понятием «Серебряный век» Дать понятие об основных направлениях поэзии Серебряного века Сформировать представление о поэтах Серебряного века Расширить кругозор учащихся Воспитывать любовь к поэзии

Слайд 3

Повторение
Какой период русской поэзии называют «Золотым веком»? Какие поэты представляют «Золотой век»?

Слайд 4

Конец девятнадцатого века…Начало двадцатого… Рубеж веков… Ощущение кризиса, потрясений, катастрофичности…
Двадцатый век…еще бездомней, Еще страшнее жизни мгла, Еще чернее и огромней Тень Люциферова крыла. И отвращение от жизни, И к ней безумная любовь, И страсть, и ненависть к отчизне… И черная земная кровь Сулит нам, раздувая вены, Все разрушая рубежи, Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…
А.А.Блок

Слайд 5

Серебряный век - сложное культурное явление, проявившееся в различных видах искусства, ставшее расцветом русской поэзии в конце XIX- начале XX века
XIX век Серебряный век XX век 80-е-90-е годы 1917 г.
Эпоха безвременья Идеологизация всей жизни

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
СИМВОЛИЗМ АКМЕИЗМ ФУТУРИЗМ

Слайд 7

Слайд 8

Символизм – направление в искусстве, выражение идей посредством символов, поэзия намеков, иносказаний
Поэтический символ (многозначное иносказание) рассматривалось как действенное художественное орудие Преемственная связь с романтизмом Близкий род искусства – музыка Провозгласили Пушкина гениальным национальным поэтом 1894 г. вышел сборник «Русские символисты Старшие символисты Младосимволисты В. Брюсов А. Блок К Бальмонт А. Белый З Гиппиус Вяч. Иванов Ф.Сологуб Издательство «Мусагет», «Гриф», «Скорпион», журналы «Весы», «Золотое руно»

Слайд 9

«Старшие символисты»
Д.Мережковский
З. Гиппиус
В. Брюсов
К. Бальмонт

Слайд 10

Юноша бледный со взором горящим, Ныне даю я тебе три завета. Первый прими: не живи настоящим, Только грядущее – область поэта. Помни второй: никому не сочувствуй, Сам же себя полюби беспредельно. Третий храни: поклоняйся искусству, Только ему, безраздумно, бесцельно. В. Брюсов

Слайд 11

«Младшие символисты»
А.Блок
А.Белый

Слайд 12


1.Отношение к миру Мир не познаваем
2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова
3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично
4.Особенности формы Намеки, иносказа-ния
5.Близкий род искусства Музыка

Слайд 13

Символисты Валерий Брюсов (1873-1924)– основоположник русского символизма
ТВОРЧЕСТВО Тень несозданных созданий Колыхается во сне, Словно лопасти латаний На эмалевой стене. Фиолетовые руки На эмалевой стене Полусонно чертят звуки В звонко-звучной тишине. И прозрачные киоски, В звонко-звучной тишине, Вырастают, словно блестки, При лазоревой луне. Всходит месяц обнаженный При лазоревой луне... Звуке реют полусонно, Звуки ластятся ко мне. Тайны созданных созданий С лаской ластятся ко мне, И трепещет тень латаний На эмалевой стене.

Слайд 14

Константин Бальмонт (1867-1942)
Я - изысканность русской медлительной речи, Предо мною другие поэты - предтечи, Я впервые открыл в этой речи уклоны Перепевные, гневные, нежные звоны. Я - внезапный излом, Я - играющий гром, Я - прозрачный ручей, Я - для всех и ничей. Переплеск многопенный, разорванно-слитный, Самоцветные камни земли самобытной, Переклички лесные зеленого мая – Все пойму, все возьму, у других отнимая Вечно юный, как сон, Сильный тем, что влюблен И в себя и в других, Я - изысканный стих.

Слайд 15

Александр Блок (1880-1921)
Сегодня шла Ты одиноко, Я не видал Твоих чудес. Там, над горой Твоей высокой, Зубчатый простирался лес. И этот лес, сомкнутый тесно, И эти горные пути Мешали слиться с неизвестным, Твоей лазурью процвести.

Слайд 16

Акмеизм(от греч. аkme – высшая степень чего-либо) – направление в поэзии, которое возвращает слову его первоначальное значение, изображает конкретно-чувственные образы реального мира
Вернули слову его первоначальное, а не символическое значение Декларировали конкретно-чувственное восприятие мира Изображали мир яркими красками Близкий род искусства – скульптура, архитектура Литературная основа: Н.Гумилев «Наследие символизма и акмеизм», О.Мандельштам «Утро акмеизма» Объединились в группу «Цех поэтов» Журналы: «Гиперборей», «Аполлон», альманахи «Цеха поэтов»

Слайд 17

Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм
1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем
2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту
3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен-ность слова
4.Особенности формы Намеки, иносказа-ния Конкретная образность
5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек-тура, скульптура

Слайд 18

Акмеисты Николай Гумилев (1886-1921)
Я И ВЫ Да, я знаю, я вам не пара, Я пришел из другой страны, И мне нравится не гитара, А дикарский напев зурны. Не по залам и по салонам, Темным платьям и пиджакам - Я читаю стихи драконам, Водопадам и облакам. Я люблю - как араб в пустыне Припадает к воде и пьет, А не рыцарем на картине, Что на звезды смотрит и ждет. И умру я не на постели, При нотариусе и враче, А в какой-нибудь дикой щели, Утонувшей в густом плюще, Чтоб войти не во всем открытый, Протестантский, прибранный рай, А туда, где разбойник и мытарь И блудница крикнут: вставай!

Слайд 19

Анна Ахматова (Горенко) (1889-1966)
Александру Блоку Я пришла к поэту в гости. Ровно полдень. Воскресенье. Тихо в комнате просторной, А за окнами мороз. И малиновое солнце Над лохматым сизым дымом... Как хозяин молчаливый Ясно смотрит на меня! У него глаза такие, Что запомнить каждый должен, Мне же лучше, осторожной, В них и вовсе не глядеть.

Слайд 20

Осип Мандельштам (1891-1938)
Вечер нежный. Сумрак важный. Гул за гулом. Вал за валом. И в лицо нам ветер влажный Бьет соленым покрывалом. Все погасло. Все смешалось. Волны берегом хмелели. В нас вошла слепая радость - И сердца отяжелели. Оглушил нас хаос темный, Одурманил воздух пьяный, Убаюкал хор огромный: Флейты, лютни и тимпаны...

Слайд 21

Футуризм(от лат. futurum – будущее) – направление в литературе, которое отрицало традиционную литературу, провозглашало поэзию, способную словом преобразовать мир
Декларативный разрыв с прошлым Эпатаж Разрушение традиционных литературных жанров, стилей, форм Стремление передать пульс новой урбанистической жизни Неограниченное словотворчество Близкий род искусства – живопись «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая луна», сб. «Садок судей»

Слайд 22

Поэты - футуристы
Кубофутуристы («Гилея») Хлебников В.В. Бурлюк Д.Д. Маяковский В.В. Лившиц Б.К. Каменский В.В. «Центрифуга» Асеев Н. Пастернак Б.Л.
Эгофутуристы Северянин И. (Лотарев И.В) Олимпов К.К. (Фофанов) «Мезонин поэзии» Лавренев В. Ивнев Р.

Слайд 23

Футуристы Велимир Хлебников (1885-1922)
О, достоевскиймо бегущей тучи! О, пушкиноты млеющего полдня! Ночь смотрится, как Тютчев Безмерное замирным полня.

Слайд 24

Владимир Маяковский (1893-1930)
А вы могли бы? Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана. На чешуе жестяной рыбы прочел я зовы новых губ. А вы ноктюрн сыграть могли бы На флейте водосточных труб?

Слайд 25

Игорь Северянин (Лотарёв) (1887-1941)
УВЕРТЮРА Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Удивительно вкусно, искристо и остро! Весь я в чем-то норвежском! Весь я в чем-то испанском! Вдохновляюсь порывно! И берусь за перо! Стрекот аэропланов! Беги автомобилей! Ветропросвист экспрессов! Крылолёт буеров! Кто-то здесь зацелован! Там кого-то побили! Ананасы в шампанском - это пульс вечеров! В группе девушек нервных, в остром обществе дамском Я трагедию жизни претворю в грезофарс... Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском! Из Москвы - в Нагасаки! Из Нью-Йорка - на Марс!

Слайд 26

Cравнительная таблица модернистских течений рубежа 19-20 веков
Критерии для сопоставления Символизм Акмеизм Футуризм
1.Отношение к миру Мир не познаваем Мир познаваем Мир надо переделать
2.Роль поэта Поэт- пророк разгадывает тайны бытия, слова Поэт возвращает слову ясность, простоту Поэт разрушает старое
3.Отношеие к слову Слово многозначно И символично Четкая определен-ность слова Свобода в обраще-нии со словом
4.Особенности формы Намеки, иносказа-ния Конкретная образность Обилие неологиз-мов, искажений слов
5.Близкий род искусства Музыка Живопись,архитек-тура, скульптура Живопись

Слайд 27

Закрепление
Назовите временные границы Серебряного века С какими основными направлениями в поэзии вы познакомились? В чем особенность каждого направления? Назовите поэтов каждого направления

Слайд 28

Определите, к какому литературному направлению можно отнести данное стихотворение. Свой ответ аргументируйте.
Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй – пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких–то соответствий Вне протяжения жило Лицо В. Хлебников

Слайд 29

Домашнее задание
Выучить наизусть понравившееся стихотворение, которое прозвучало на уроке Доказать принадлежность этого стихотворения к литературному направлению

Писатели Дона

Антон Павлович Чехов (1860­1904) В восьмидесятые года девятнадцатого века юмористические журналы стали публиковать маленькие рассказы, под которыми можно было найти забавную подпись – Антоша Чехонте. За подобным псевдонимом прятался студент­ медик Антон Чехов.

Получив образование врача, он все так же писал разнообразные повести, рассказы и пьесы. Специальные «детские» произведения в репертуаре Чехова отсутствуют. Автор сам говорил: «писать для детей вообще не умею». Но каждый из ребят знаком с Белолобым и Каштанкой, Ванькой Жуковым и его письмом «на деревню дедушке».

Антоном Павловичем было написано много прекрасных произведений: "Попрыгунья", "Скрипка Ротшильда", "Учитель словесности", "Чайка", "Дядя Ваня" и др. Чехов создает такие замечательные пьесы, как "Три сестры" и "Вишневый сад".

Почётный академик Императорской Академии наук по Разряду изящной словесности (1900- 1902). Один из самых известных драматургов мира. Его произведения переведены более чем на 100 языков. Памятник Чехову в Ростове- на-Дону. Домик Чехова в городе Таганроге.

Михаил Шолохов Александрович (1905-1984) 24 марта 1905-ого года прошлого века Вешенская станица, хутор Кружилинск Донецкой области подарил миру будущего писателя и знаменитую личность, Михаила Шолохова. Через пять лет семья вместе с детьми переехали жить на хутор Каргин, а с 7 лет родители мальчика отдали, учиться в мужское училище, где учился

14.12.124 года Михаил Александрович издаёт первый рассказ"Родинка". А потом выходят в свет "Шибалково семя», «Нахалёнок», и другие, а через два года публикуется собрание рассказов для детей «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». И в этом же году писатель начал писать "Тихий дон"

В 30 году начинает писать "Поднятую целину". Шолохов также отличился и в военные годы. Все военное время был в центре событий, работал корреспондентом "Красной звезды". В результате чего Михаила Александровича отметили Орденом Отечественной войны и медалями за оборону столицы. В военное время родились роман "Они сражались за Родину" и рассказ "Судьба человека"

Михаил Александрович получил Нобелевскую, Ленинскую Государственную премии, был отмечен, как, герой социалистического труда и орденами Ленина и Октябрьской революции.

Анатолий Вениаминович Калинин 2008) (22.08.1916 – 12.06. Родился в г. Каменск-Шахтинский Ростовской области. Детство и юность известного писателя А.В.Калинина прошли на Дону. Свой творческий путь начинал в районных и областных газетах. Первая книга А. В. Калинина вышла в 1941 г. Это был роман "Курганы". Хорошо зная то, о чем писал: крестьянский труд, казачий быт, уверенно и надолго Широко известны его романы и повести: "Товарищи" (1945), "Суровое поле" (1958), "Запретная зона" (1962), "Эхо войны" (1963), "Гремите, колокола!" (1966-1967), "Возврата нет" (1972), книга стихов "По кругу совести и долга" (1982) и многие другие. Один из последователей шолоховских традиций А. В. Калинин опубликовал ряд очерков: "Вешенское лето" (1964), "Время Тихого Дона" (1975), посвященных творчеству М.А. Шолохова. Самым знаменитым романом А. В. Калинина

ВИТАЛИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЗАКРУТКИН. (27.03.1908 - 10.10.1984). В. Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести «Матерь человеческая». В 1948 году им были написаны рассказ «Млечный путь» и повесть «За высоким плетнем». Тема умелого хозяйствования на земле получила формирование в романе «Плавучая станица» (1950). В 1953 году Закруткин приступил к воплощению Своего замысла, романа­ эпопеи «Сотворение мира». До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной.

Пётр Васильевич Лебеденко (1916­ 2003) С тринадцати лет он жил в детских домах. Детдомовский мальчишка был влюблен в небо и осуществил свою заветную мечту. После окончания Батайского авиационного училища гражданского воздушного флота в 1936 году. он несколько лет летал в тундру, на Крайний Север, приходилось летать в бурю, метель, и с каждым полётом в суровых условиях он закалял себя, набирался лётного опыта. После войны Петр Васильевич серьезно увлекся литературным трудом. Он пришел в литературу в четвертом десятилетии своей жизни, когда у него накопился немалый и нелегкий жизненный опыт.

«Шхуна «Мальва» В повести писатель рассказал о борьбе нашего народа с фашистскими оккупантами, об участии подростков, юношей и девушек в защите Родины, об опасных, смелых операциях партизанской шхуны «Мальва». «Навстречу ветрам» В 30­х годах начинается действие первого романа Лебеденко «Навстречу ветрам». Страна Советов в эти годы создавала свой воздушный флот и кадры для него, и Лебеденко показывает, как мечтали о небе, о полетах рабочие парни, как они шли в авиацию, как формировался их характер, а во второй части романа писатель рисует их вступившими в большую жизнь, опаленными войной. «Льды уходят в океан» В романе в центре внимания также коллектив рабочих. Но место действия писатель перенес из южных городов на Крайний Север, в океанский порт. Неласковая северная природа, океан и тундра, изображены рукой зрелого мастера. Проза 60­х годов часто отображала влияние дурных примеров, пошлости и преступных типов на молодежь. В романе П.В.Лебеденко показывает, как и почему основная часть молодежи идет не за хапугами, не за циничными и развязными, а за трудолюбивыми, гордыми и честными, за лучшими людьми. По роману «Льды уходят в океан» поставлен 2­серийный телевизионный фильм (студия Довженко).

«Четвёртый разворот» В 1972 году вышел в свет новый роман П. Лебеденко. В нем писатель опять возвращается к своим молодым героям-летчикам. Главы, рассказывающие о суровых годах войны, сменяются главами о мирных днях нашей страны. Рассказ об отцах сменяется рассказом о сыновьях. Действие развивается на Крайнем Севере, на Украине, в Италии, но где бы ни был герой - он всегда остается человеком мужественным, не терпящим компромиссов, готовым отдать свою жизнь за Родину. Роман «Четвертый разворот» также Шахтерам посвящены документальная повесть «Люди, экранизирован. как реки...» (1973) и роман «Черные листья» (1974). В них писатель сказал о призвании и чести рабочего, о трудной и мужественно красивой профессии шахтера. Черные листья - символ долга и чести доблестного отряда рабочего класса - солнцерубов, рыцарей подземных горизонтов. Главная заслуга П. В. Лебеденко - создание талантливых произведений о рабочем классе, а главная черта писателя - постоянный творческий поиск и неустанное стремление показать человека с большой «Красный ветер». Мужественные люди, герои высокого буквы. нравственного долга, гуманисты и интернационалисты представлены в романе. В основе сюжета этого произведения - борьба с фашизмом в Испании в 1936 году. Трагедийная по характеру изображенных событий, книга оптимистична в своей главной идее.

Борис Васильевич Изюмский (06.03.1915 – 05.09.1984) Стихи и рассказы Бориса Изюмского появились в газете «Молот» уже в 1936 году, тогда же вышел и в Ростиздате его первый сборник «Раннее утро». Но с героями повести «Алые погоны» писатель не мог расстаться долгие годы. «Начало пути», «Призвание», много позднее - новая книга «Подполковник Ковалев» - это все на ту же тему - о суворовцах, уже бывших, их дальнейших судьбах, их преподавателях­офицерах, о талантливых военачальниках, и о тех, кто недостоин подражания…

Человек редкой образованности, широкой начитанности, влюбленный в историю Российского государства, Борис Изюмский не случайно стал и автором целого ряда исторических повестей - «Ханский ярлык», «Тимофей с Холопьей улицы», «Бегство в Соколиный бор», «Девичья гора», «Град за Лукоморьем», «Зелен-камень», роман «Плевенские редуты», посвященный событиям освобождения Болгарии в русско- турецкой войне. Особое место в его творчестве занимает увлекательная повесть «Нина Грибоедова» (1970 г.). Ее героиня - незаурядная женщина, жена великого русского писателя А. Грибоедова, урожденная грузинская княжна, дочь известного поэта А. Чавчавадзе… А для многих ростовчан моего поколения Борис Изюмский - незабвенный автор романа «Небо остается». Его первая часть вышла в свет в 1982 году и посвящена жизни довоенного Ростова, а потом - родному городу, оккупированному фашистами. Драматические судьбы героев прослеживаются во второй части одноименного романа.

Коркищенко Алексей Абрамович (02.03.1926 – 19.10.2009) В 1955 году один из первых рассказов Коркищенко «Вепрь» публикует журнал «Дон». Затем выходят сборники его рассказов для детей «Похождения деда Хоботьки» (1959) и «За жёлтым ериком» (1962 год). В 1965 году выходит его «Повесть о сынах Земли Яше, Грише, Вене, дочери Земли Нюрке и Космическом Путешественнике», «Полосатые чудаки», а затем «Внуки красного атамана» (1969, о детях с донского хутора, борющихся с фашистскими оккупантами) и «Старая лошадь Зина» (1973). «Твой светлый дом» (1980). Автор сценариев художественных фильмов «Было дело, да!» и широко известного «Роса», в котором снимались популярные актеры: Борис Чирков, Майя Булгакова, Любовь Соколова, Лариса Лужина, Юрий Назаров, Степан Крылов, Валерий Богомолов.

Моложавенко Владимир Семёнович (1924 – 2012) Род. в станице Морозовская Ростовской обл. Участник Великой Отеч. войны. Был членом КПСС (с 1945).Окончил Москов ский полиграфический институт и аспира нтуру при нем. Работал в газетах: "Морозовский большевик", "Большевистская смена", "Молот", "Вечерний Ростов"(до 1966), был директором изд­ва "Молот" (1966-70).

Когда полыхали зарницы... Рассказ о жизни и смерти Коли Руднева. 1966; Тайны донских курганов 1967; Голубые родники. От истоков до устья Дона. М., 1971; Заветная шкатулка. Предания и легенды. 1973; Неопалимая купина. М., 1974; Повесть о Тихом Доне. Путешествие от Дона до Каспия. 1977; Красные офицеры. Док. повесть-дилогия о героях Октября. Ростов-на-Дону, 1977; Встреча с Донцом. М., 1979; Пароль "Белая роза". Повесть-хроника. Ростов-на-Дону, 1979; Морозовск. Историко-краеведческий очерк. Ростов-на-Дону, 1981; От Иван-озера до Азовского моря. Путешествие по Дону. М., 1982; "Был и я среди донцов...". Записки краеведа. Ростов-на-Дону, 1984; Дороги вели в Прагу. Док. очерки. Харьков, "Прапор", 1985; Костры памяти. Повесть- хроника. Ростовское изд-во, 1985; Чир - казачья река. Приглашение к путешествию по шолоховской земле.

"Родимая степь над низким донским небом!., курган в мудром молчании, берегущие зарытую казачью славу... Низко кланяюсь и по­сыновьи целую твою красную землю... донской нержавеющей кровью полита степь...« М. Шолохов.

Перестройка – общее название реформ и новой идеологии советского партийного руководства, используемое для обозначения больших и неоднозначных перемен в экономической и политической структуре СССР, инициированных генеральным секретарём ЦК КПСС М. С. Горбачевым в 1986-1991 годах.

В мае 1986 года состоялся визит Горбачёва в Ленинград, где на встрече с партактивом ленинградского горкома КПСС он впервые употребил слово «перестройка» для обозначения общественно-политического процесса:

«Видимо, товарищи, всем нам надо перестраиваться. Всем» .

Термин был подхвачен СМИ и стал лозунгом начавшейся в СССР новой эпохи.

Для сведения, (т.к. во многих учебниках с 1985 года):

«Юридически» началом перестройки считают 1987 год, когда на январском пленуме ЦК КПСС перестройка была объявлена направлением развития государства.

Предыстория.

В 1985 г. к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества.

Характеристика доперестроечной административной системы: жёсткие административно-директивные задания, централизованная система материально-технического снабжения, строгая регламентация деятельности предприятий и организаций. Руководство хозяйством как в целом, так и каждой его отраслью, каждыми предприятием, крупным или малым, осуществлялось в основном, административными методами с помощью адресных директивных заданий. Командно-приказная форма управления отчуждала людей и от самого труда, и от его результатов, превращала общественную собственность в ничью. Этот механизм, а также политическая система персонифицировались в людях, воспроизводящих её. Бюрократический аппарат поддерживал такую систему, которая позволяла его представлениям занимать выгодные должности, быть «наверху», не взирая на фактическое положение дел в народном хозяйстве.

Апрельский (1985) Пленум ЦК КПСС провозгласил новую стратегию – ускорение социально-экономического развития страны. К середине 80-х годов назревавшая необходимость перемен была понятна многим в стране. Поэтому предложенная в тех условиях М.С. Горбачевым «перестройка» нашла живой отклик во всех слоях советского общества.

Если попытаться дать определение перестройки , то по моему мнению, «перестройка» - это создание эффективного механизма ускорения социально - экономического развития общества; всестороннее развитие демократии укрепление дисциплины и порядка уважение к ценности и достоинству личности; отказ от командования и администрирования, поощрение новаторства; поворот к науке, соединение научно-технических достижений с экономикой и т.д.

Задачи перестройки.

Вступление СССР в эпоху радикальных преобразований относится к апрелю 1985 г. и связано с именем нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева (избранного на этот пост на мартовском Пленуме ЦК).

Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

В новой стратегии особое значение приобретала кадровая политика, которая выражалась, с одной стороны, в борьбе с негативными явлениями в партийно-государственном аппарате (коррупцией, взяточничеством и др.), с другой стороны, в устранении политических противников Горбачева и его курса (в московской и ленинградской партийных организациях, в ЦК компартий союзных республик).

Идеология реформ.

Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С. Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ. Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом.

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма. Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

Урок ___ ПОЛИТИКА ПЕРЕСТРОЙКИ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

Общие цели: охарактеризовать политику перестройки.

Вспомогательные цели: охарактеризовать политику, про­водимую М. С. Горбачевым, в сравнении с политической дея­тельностью Ю. В. Андропова; раскрыть понятия «перестройка», «ускорение». Определить итоги перестройки и ускорения.

Дополнительные цели: провести сравнительный анализ по­литики Ю. В. Андропова и М. С. Горбачева; выявить итоги пе­рестройки и объяснить, почему они не принесли ожидаемого результата; установить факторы, действовавшие в разных сфе­рах общества, которые препятствовали перестройке.

Основные понятия и термины: перестройка, стратегия ус­корения, реструктуризация экономики, конверсия, кризис по­требления, кадровая революция.

Важнейшие даты и события:

1985 г. - провозглашение курса на «ускорение социально-экономического развития».

Июнь 1987 г. - принятие на Пленуме ЦК КПСС экономиче­ской реформы.

1990 г. - Программа «500 дней».

Ход урока

I . Изучение нового материала.

    Продолжение курса Ю. В. Андропова.

    По пути экономических реформ.

1. Продолжение курса Ю. В. Андропова.

С целью организации знаний и на основе знаний основной
школы сформулируйте краткую характеристику деятельности
Юрия Владимировича Андропова (см. §37, с. 353-356).

    кризис коммунистической идеологии и системы;

    инертность правящей бюрократии;

    нарастание социально-экономических и внешнеполитиче­ских трудностей;

    массовая неудовлетворенность своим положением;

    кризис системы потребления;

    кризис массового производства;

    кризис сельского хозяйства;

    стремление к переменам приобретает массовый характер;

    возникновение неформальных общественных течений, тре­бовавших демократизации социализма.

Выделить этапы в деятельности М. С. Горбачева:

/ этап - апрель 1985 г. - июнь 1987 г. - политика ускорения экономического и социального развития СССР;

II этап -лето 1987 г. - 1990 г.

Вопросы обучающимся:

    Попытайтесь объяснить, почему ни в руководстве страны, ни в обществе не сформировалось общего мнения о направле­нии реформ?

В чем причина сложного выбора стратегии реформ в
СССР?

Дайте характеристику избранного курса на ускорение.

    Объясните, опираясь на материал § 39, в чем оказался не­эффективен этот социально-экономический курс?

    В чем причина неэффективности политики ускорения?

    Порассуждайте, чем объясняется тот факт, что власти по­пытались скрыть последствия взрыва на АЭС в 130 км севернее Киева, несмотря на серьезную опасность радиоактивного зара­жения, а ведь в то время и шла речь о преобразованиях либе­рального характера.

2. По пути экономических реформ.

Учитель делает определенные пояснения:

Уже в 1986 г. стало очевидно, что ускорение не получает­
ся, был выдвинут курс на «перестройку».

Обучающиеся знакомятся с таблицей «Этапы ре­формы экономики в СССР (1985-1991 гг.)».

    Закрепление изученного материала.

(Тест)

Домашнее задание: § 39. Знать новые понятия, термины, даты и события. Письменно выполнить задание вопроса № 3: «Составить тезисы ответа по теме "Сущность перестройки"».

Подготовить сообщение: «Роль средств массовой информации в расширении процесса гласности».

С середины (70-х гг. – теневая экономика проникла во все сферы экономической жизни; в 1980 г. ЦК КПСС принял, меры, направленныенаборьбу с коррупцией, и в 1981–с 1982 гг. прошли несколько громких. Судебных процессов. Одновременно были сделаны попытки укрепите трудовую дисциплину и повысить производительность труда.

Радикальная реформа проходила под лозунгами: «гласность», «ускорение», «перестройка». Начавшееся движение было призвано реформировать существующую систему, но привело, к ее разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под контроляих инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г.

В июле 1988 г» на XIX партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но гласность привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок. Критика сталинизма инспирировала критику порожденнойим «административно-командной системы управления», социализма как системы в целом.

С 1986 г. началось ограничение роли цензуры; в организациях либеральной и творческой интеллигенции (Союз кинематографистов. Союз театральных деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам. Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались требования о признании государственного статуса национальных языков, возвращении на историческую родину депортированных народов, выводе российских войск с территорий республик. С 1988 г. началась череда межнациональных вооруженных столкновений.

Возникли проблемы и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро нарастали инфляционные тенденции; реформы предполагали расширить права предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную предпринимательскую инициативу.

В июне 1987 г. принят Закон «О государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989 г.), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования. Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать, прямые, горизонтальные связи с другими предприятиями, действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов. Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии (госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении центральных органов) Ограничивали область коммерческой деятельности предприятий. Система субсидии, получаемых предприятиями в централизованном порядке; значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с огромными трудностями.


В ноябре 1986г. и мая 1988г. закон легализовал частную предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных областей. Быстро стали развиваться кооперативный сектор экономики и индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном секторе происходила «отмывка» капиталов, «сколоченных» в сфере «теневой экономики».

Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные, кооперативные, «черного рынка»), что также вело к усложнению экономической ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие) препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе началось в1988 г., когда введение, арендных договоров на землю (на срок до 50 лет) заложило основу для формирования фермерства. В новом Положении о колхозах (1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого колхоза.

Однако арендное, движение так и не получило широкого развития. Даже признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Обновлялись все руководящие партийные структуры.

Для эффективности преобразований было признано необходимым полностью восстановить роль Советов как «органов социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимации этой роли были предприняты разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.