Кто собирает налоги. Структура налоговой системы Российской Федерации. инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне

  • 10. Понятие и виды стоимости в бухгалтерском учете.
  • 11. Наличные и безналичные денежные расчеты: понятие, виды, условия осуществления.
  • 12. Учет кассовых операций.
  • 15. Износ основных средств и его виды.
  • 16. Амортизация основных средств и методы ее начисления.
  • 17. Учет основных средств организации.
  • 18. Определение стоимости основных средств при их постановке на бухгалтерский учет. Понятие переоценки основных средств.
  • 19. Понятие и виды нематериальных активов.
  • 20. Определение стоимости нематериальных активов при их постановке на бухгалтерский учет в зависимости от способа их приобретения.
  • 21. Учет нма - пбу 14/2007
  • 22. Понятие, классификация и оценка мпз – пбу 5/01
  • 23. Методы оценки мпз, списанных в производство
  • 24. Учет материальных запасов
  • 25. Классификация затрат на производство
  • 31.Синтетический и аналитический учет оплаты труда работников
  • 1. Синтетический учет
  • 2. Аналитический учет
  • 32. Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
  • Учет расчетов по социальному страхованию и обеспечению
  • Кто платит взносы
  • На что не начисляются взносы
  • Как рассчитать облагаемую базу
  • Когда и как перечислять взносы
  • 35. Учет расчетов с покупателями и заказчиками.
  • 36. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
  • 41. Бухгалтерский баланс и его структура.
  • 42. Понятие и сущность налогов и сборов.
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.
  • 44. Принципы налогообложения Российской Федерации.
  • 45. Функции налогов.
  • 47. Элементы налогообложения.
  • 48. Правовое регулирование системы налогообложения в Российской Федерации.
  • 49. Налог на добавленную стоимость, порядок его исчисления и уплаты.
  • 50. Ндс и характеристика его элементов.
  • 53. Налог на прибыль организаций и характеристика его элементов.
  • 54. Налог на имущество юридических лиц и характеристика его элементов.
  • 1) Жилой дом;
  • 1) 0,1 Процента в отношении:
  • 2) Инвалиды I и II групп инвалидности;
  • 3) Инвалиды с детства;
  • 56. Виды специальных налоговых режимов
  • 58. Енвд
  • 59. Единый сельскохозяйственный налог (есхн)
  • 60. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
  • 43. Структура налоговой системы Российской Федерации.

    Налоговая система РФ – это совокупность налогов, сборов и пошлин, введенных на федеральном уровне и установленных законами России и ее субъектов, а также законодательными актами органов местного самоуправления.

    Структура налоговой системы. ВРоссии действует трехуровневая налоговая система, включающая федеральные, региональные и местные налоги и сборы . Также в НК РФ определенны специальные налоговые режимы. Они предусматривают особые условия и порядок уплаты налогов, а также полное освобождение от необходимости уплаты отдельных их разновидностей.

    Полный перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13 НК РФ):

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Акцизы (к подакцизным товарам относятся: алкоголь, табачная продукция, легковые автомобили, дизельное и бензиновое топливо);

    Водный налог;

    Налог на добычу полезных ископаемых (нефть, известняк, уголь, руда, алмазы и пр.);

    Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (например: медведь, соболь, косуля, тунец, минтай);

    Государственная пошлина (к примеру, за регистрацию ООО).

    Полный список региональных налогов и сборов (ст. 14 НК РФ):

    Налог на имущество организаций (как движимое, так и недвижимое);

    Транспортный налог (ставка зависит от типа транспортного средства и мощности двигателя).

    Перечень всех местных налогов и сборов (ст. 15 НК РФ):

    Налог на имущество физических лиц (такое как квартира, дом);

    Земельный налог (им облагаются владельцы земельных участков);

    Торговый сбор (платеж, взимаемый с объектов торговли).

    44. Принципы налогообложения Российской Федерации.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов.

    Принципы налогообложения:

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, в виде 4 основных принципов налогообложения :

      принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

      принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

      принцип удобства - налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

      принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

    45. Функции налогов.

    Налог -обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

    Функции налогов:

    Налоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую.

      Фискальная функция налогообложения - основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов.

      Распределительная (социальная) функция налогообложения - состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

      Регулирующая функция налогообложения - направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства.

      Контрольная функция налогообложения - позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

    46. Классификация налогов.

    Все налоги, действующие на территории РФ, в зависимости от уровня установления подразделяются на три вида:

      федеральные:

      региональные;

    Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

    Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

    Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

    В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

    • косвенные.

    Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

      налог на доходы физических лиц;

      налог на прибыль организаций;

      налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

    Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

      налог на добавленную стоимость;

    • таможенные пошлины и др.

    Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

    Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования :

    • специальные.

    К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

    В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов.

    Согласно действующему Налоговому кодексу, в настоящий момент в России действуют следующие виды налогов:

    Федеральные (налоги и сборы, которые выплачиваются по единым ставкам и стандартам на всей территории России). (ст 13 НК РФ).

    Региональные (налоги, регулируемые органами власти субъектов РФ и обязательные к уплате на их территории). (ст 14 НК РФ).

    Местные (налоги, устанавливающиеся представительными органами власти муниципальных образований и обязательные к уплате на территории муниципальных образований). (ст 15 НК РФ).

    Виды налогов и сборов РФ.

    I. Федеральные налоги и сборы:

    1. Налог на добавленную стоимость.

    Устанавливается в размере от 0 до 18% от дохода субъекта налога (реализации товаров, работ, услуг и т.д.):0% – на отдельные виды товаров, топлива, ГСМ, работ и услуг, связанных с перевозом через таможенную границу, добычей драгоценных металлов из лома и отходов, перевозкой пассажиров и др.; 10% – при реализации продуктов, скота, товаров для детей, периодических изданий, медицинских товаров, лекарств и др.; 18% – при реализации товаров, работ и услуг, не указанных выше. Налог засчитывается целиком в федеральный бюджет.

    Определяется от реализованной (произведенной) стоимости или объемов товаров (работ, услуг) в размере: От 0 до 11 300 руб. за единицу измерения, в зависимости от вида подакцизного товара (алкогольной продукции, табачных изделий, топлива, автомобилей и др.). В федеральный бюджет засчитывается 100% акцизов по спиртовой продукции из всех видов сырья, кроме пищевых, табачным изделиям, 50% по спиртосодержащим продуктам и спиртам из пищевых продуктов.

    3. Налог на прибыль организаций.

    Устанавливается в размере от 0 до 20% налогооблагаемой прибыли: а) для российских организаций: 20% – от доходов по основной деятельности, из которых 2% засчитывается в федеральный бюджет, 18% – в бюджеты субъектов РФ (регионы могут ее понизить до 13,5%); 15% – от доходов, полученных в виде дивидендов от иностранных организаций или в виде процентов по ценным бумагам, в том числе размещенным за пределами РФ; 9% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями; по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам; 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, указанном в ст. 284 НК РФ; по доходам в виде процентов по облигациям;

    4. Налог на доходы физических лиц.

    Исчисляется от всех видов доходов субъекта налога от 9 до 35%, в том числе:

      13% – от общей суммы дохода за отчетный период с учетом льгот, вычитаемых из налогооблагаемой базы в размерах:

    Стандартных вычетов – от 500 до 3000 руб.;

    Социальных вычетов – до 50000 руб. на каждого ребенка, обучающегося в вузе;

    Имущественных вычетов – от 250000 до 1 000 000 руб.;

    Профессиональных вычетов – в виде 20 % от расходов, которые не подтверждаются документально;

      35% – от суммы дохода за выигрыши, призы, страховые выплаты по договорам и вкладам в банки;

      30% – от доходов субъектов налога, не являющихся налоговыми резидентами;

      9% – от доходов долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов или в виде процентов по облигациям;

      15 % - с дивидендов, полученных от российских организаций физическими лицами, которые не являются налоговыми резидентами РФ.

    5. Государственная пошлина

    Устанавливается однократно в зависимости от субъекта налога и оказываемой услуги. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины .

    6. Налог на добычу полезных ископаемых

    Налоговые ставки и их применение в отношении отдельных видов полезных ископаемых предусмотрены статьей 342 НК РФ .

    Налоговым Кодексом РФ установлены следующие ставки:

      Адвалорные ставки - (как правило, в процентах) применяются к стоимостной налоговой базе.

      Специфические (например – в рублях за тонну) применяются к количеству добытого полезного ископаемого.

    7. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование водных биологических ресурсов.

    Определятся главой 25.1 (статьи 3331. - 333.7) НК РФ. Плательщиками сбора являются - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации. Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно. Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем , – при изъятии их из среды обитания. В случае отстрела (отлова) молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за пользование объектами животного мира устанавливаются в размере 50%.

    8. Водный налог.

    Определяется главой 25.2 (статьи 333.8-333.15) НКРФ. Размеры ставок водного налога установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

    9. Единый социальный налог.

          Региональные налоги и сборы

    1. Налог на имущество организаций.

    Устанавливается законом субъекта РФ. Ставка не может превышать 2,2% от среднегодовой стоимости имущества. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

    2. Транспортный налог.

    Устанавливается НК РФ и законом субъекта РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости и категории средства в расчете на 1 л. с. мощности двигателя, одну регистровую тонну или единицу транспортного средства. Установленные ставки могут быть увеличены или уменьшены, но не более чем в 10 раз. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ

    3. Налог на игорный бизнес

    Устанавливается законом субъекта РФ в размере: от 25 000 до 125 000 руб. за один игровой стол, кассу тотализатора; от 1500 до 7500 руб. за один игровой автомат. Если ставки налога не установлены законом субъекта РФ, то они исчисляются в минимальном установленном размере. Налог засчитывается в бюджет субъекта РФ.

    III. Местные налоги и сборы

    1. Земельный налог.

    Устанавливается НК РФ и законодательными актами органов местного самоуправления, не может превышать: – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения, занятым жилищным фондом и инфраструктурой ЖКХ; – 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка иного назначения. Налог засчитывается в местный бюджет

    2. Налог на имущество физических лиц.

    Ставки налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения.

    Суммарная инвентаризационная стоимость - это сумма инвентаризационных стоимостей строений, помещений и сооружений, признаваемых объектами налогообложения и расположенных на территории представительного органа местного самоуправления, устанавливающего ставки по данному налогу.

    Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

      упрощенная система налогообложения (УСН), гл. 26.2 НК РФ

      единый налог на вмененный доход (ЕНВД), гл. 26.3 НК РФ

      единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) гл. 26.1 НК РФ

      патентная система налогообложения (ПСН), гл. 26.5 НК РФ

      система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции, гл. 26.4 НК РФ

    Упрощенная система налогообложения

    Ставки налога установлены в размере 6% от суммы денежных доходов или 15% от суммы дохода с учетом ее уменьшения на величину расходов, получаемых организациями и индивидуальными предпринимателями (законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков)

    Единый налог на вмененный доход.

    Ставка налога установлена в размере 15% от величины вмененного дохода, получаемого организациями и индивидуальными предпринимателями от предпринимательской деятельности, и засчитывается в Федеральное казначейство.

    Единый сельскохозяйственный налог.

    Налог исчисляется в размере 6% от суммы денежных доходов сельскохозяйственной продукции и выращенной рыбы, уменьшенной на величину расходов и величину убытков.

    Патентная система налогообложения

    Налоговая база - денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации. Налоговая ставка - 6 %.

    Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

    Особая система налогообложения, специальный налоговый режим , применяемый при выполнении соглашений , которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 г. № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции». Действие подобного режима выгодно как инвестору, так и государству: первый имеет благоприятные условия для вклада средств в поиск, разведку, а также добычу полезных ископаемых; государство приобретает гарантии получения части прибыли от этой деятельности. Режим применяется в течение всего срока действия соглашения о разделе продукции.Налоговая база определяется по каждому соглашению раздельно.Размер налоговой ставки определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса.

    Для того чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Они заключаются в следующем27 [ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]:

    Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным, стимулирующим расширение производства.

    Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

    Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

    Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

    Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

    Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

    Этими принципами должно руководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так как они обеспечивают выполнение всех функций налогов.

    Существующая российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

    Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

    Налоговая система -- основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

    Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины -- но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, -- то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права28.[ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]

    Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

    Система налогового права, впрочем, как и любого другого, -- это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

    К Общей части налогового права относятся29 [ Игнатущенко, Н.А. Новикова, Н.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко Н.М. Новикова, МГОУ, 2011]:

    Нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

    Принципы формирования налогового законодательства;

    Правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

    Основные черты правового положения участников налоговых отношений.

    Особенная часть содержит30[ Тедеев, А.А. Парыгина, В.А. Налоговое право / А.А. Тедеев В.А. Парыгина, М: Юрайт, 2012]:

    Нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

    Круг плательщиков по каждому налогу;

    Объекты налогообложения;

    Налоговую базу;

    Порядок исчисления и уплаты.

    Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов.

    Итак, налоговая система - совокупность предусмотренных налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты налогов и контроля за ними.

    Налоговая система РФ включает три уровня: федеральный, региональный и местный. К федеральному уровню относятся следующие виды налогов:

    Налог на добавленную стоимость;

    Налог на доходы физических лиц;

    Налог на прибыль организаций;

    Налог на добычу полезных ископаемых;

    Водный налог;

    Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    Государственная пошлина.

    К региональным налогам относятся:

    Налог на имущество организаций;

    Налог на игорный бизнес;

    Транспортный налог.

    Местные налоги включают в себя:

    Земельный налог;

    Налог на имущество физических лиц.

    Специфика структуры российской налоговой системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами31.[ Игнатущенко, Н.А. Новикова, Н.М. Налоги и налогообложение: учебное пособие / Н.А. Игнатущенко Н.М. Новикова, МГОУ, 2011]

    Низким жизненным уровнем абсолютного большинства населения РФ и вызванной этим недостаточной налоговой базой.

    В структуре населения страны высокий удельный вес занимают лица предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения.

    Существенную роль играет и созданная в стране система уклонения от уплаты налогов, используемая преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов. В результате этого отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков - физических лиц. При этом важно подчеркнуть, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

    Рисунок 2. Классификация налогов РФ по принадлежности к уровню власти

    Особенности современной налоговой системы России32.[ Филина, Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебное пособие / Ф.Н. Филина, ГроссМедиа; РОСБУХ, 2011]

    Структура налогов в России по сравнению со структурой налогов в развитых странах характеризуется более низкой долей подоходного налога с физических лиц и высокой долей налога на прибыль предприятий. Поэтому груз налогового давления между различными плательщиками распределен неравномерно;

    Чрезмерное преобладание в российской налоговой системе фискальной направленности. Это проявляется в достаточно высоких ставках по некоторым налогам;

    Остра проблема собираемости налогов. Сегодня в российской экономической практике введен специальный показатель «собираемость налогов», которого нет ни в одной развитой стране. В настоящее время он составляет около 74%, а это означает, что налогоплательщики вносят в государственную казну на ј меньше налогов, чем они сами обязались внести;

    Регулирующая функция налогов ограничивается в основном стимулированием инвестиций;

    Слабо проявляется социально-справедливое перераспределение доходов юридических и особенно физических лиц;

    Сложившаяся система налогообложения в России не стимулирует развития реального сектора экономики, а приводит к отвлечению средств в сферу потребления и услуг.

    Все это приводит к большему налоговому гнету, к усилению репрессивных мер в обложении тех, кто не может или не хочет уйти в тень.

    Итак, в состав налоговой системы входят:

    Виды налогов, установленные на территории государства,

    Субъекты налога (налогоплательщики),

    Законодательная база - законы и нормативно-правовые акты, регулирующие налоговые отношения,

    Органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.


    Рисунок 3. Структура налоговой системы РФ

    В целом можно подвести итог, что налоговая система - это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система - это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства.

    Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

    Налоговая система РФ -это основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
    Понятие "налоговая система Российской Федерации" не имеет легального определения, что следует отнести к недостаткам действующего налогового законодательства РФ. Ранее закрепленное в ст. 2 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" определение было неудачным; законодатель называл налоговой системой РФ систему ее "налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в обязательном порядке", фактически смешивая понятия "налоговая система" и "система налогов и сборов". Между тем второе понятие уже по своему объему. Система налогов и сборов - только часть налоговой системы.
    Налоговая система РФ представляет собой совокупность:
    системы налогов и сборов РФ;
    системы налоговых правоотношений;
    системы участников налоговых правоотношений;
    нормативно-правовой базы сферы налогообложения. Таким образом, элементами (подсистемами) налоговой системы РФ называют не только налоги и сборы, но и налого облагающих субъектов, то есть таких субъектов, которые "обременяют подданных" обязанностями по уплате налогов и сборов:
    Россия, 89 ее субъектов и около 29 тысяч муниципальных образований;
    действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, органы внутренних дел, а также налогопла тельщиков и налоговых агентов, их права и обязанности. Кроме того, к элементам налоговой системы относят принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права. К основным принципам налоговой системы относятся следующие организационные и функциональные принципы:
    принцип единства налоговой системы; принцип организационного единства системы налоговых органов:
    принцип справедливости налогообложения;
    принцип достаточности налогообложения;
    принцип единства нормативно-правовой базы;
    принцип подвижности (эластичности) налогообложения;

    Состав и структура:

    1. Федеральные налоги и сборы (НДС, Акцизы, НДФЛ, Государственная пошлина).

    2. Региональные налоги (Налог на имущество организаций, Транспортный налог).

    3. Местные налоги (Земельный налог, Налог на имущество физических лиц).

    4.Специальные налоговые режимы (Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН).

    79Налоговое планирование: сущность, принципы, методы, этапы

    Налоговое планирование для предприятий – составная часть стратегического финансового планирования в предпринимательской деятельности и бизнес – планах. Одна из его главных целей – минимизация налоговых платежей, путем использования всех особенностей налогового законодательства. По видам налоговое планирование подразделяется на корпоративное (для предприятий) и личное (для ФЛ).


    Налоговое планирование возможно и реально при соблюдении принципов, основными из которых являются:

    1) Принцип разумности . Разумность в налоговой оптимизации означает, что "все хорошо - что в меру". Что - то заплатить придется. Применение грубых и необдуманных налоговых схем будет иметь только одно последствие - применение налоговых санкций со стороны государства;

    2) Цена решения . Выгода, получаемая от налоговой оптимизации должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения.

    3) Комплексный подход. Выбрав метод снижения какого - либо налога, необходимо проверить, не приведет ли его применение к увеличению других налоговых платежей;

    4) Юридическая чистота. Необходимо проанализировать все используемые в том или ином методе юридически значимые документы на предмет соответствия их требованиям действующего законодательства.

    5)Временность . Налоговое законодательство самое подвижное из всех отраслей права. Его обещает изменить любой политик в любой стране идущий на выборы. Фискальные органы специально отслеживают действия предпринимателей с целью создания нормативных документов, запрещающих или ограничивающих наиболее известные способы снижения налогов. Поэтому необходимо оценивать время окупаемости любого метода или способа. И сравнивать это время со временем вероятной жизни метода.

    6)Разделяй оборот, имущество, персонал и т.д. Если все разнообразные действия по снижению налогов будут проводить одно лицо (физ-кое или юр-кое), то возможностей по применению большинства способов становится значительно меньше. Разделение различных действий приводит к снижению налогов потому, что имеется возможность для каждого действия создать структуру, которая наиболее эффективно снижает налоги.

    7) Индивидуальный подход . Только изучив все особенности деятельности предприятия, можно рекомендовать тот или иной метод снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя.

    Методы. Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов сумм прямых и косвенных налогов по результатам общей деятельности, по отношению к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

    Налоговая оптимизация - процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта. Самый надежный способ оптимизировать налоги - это оптимизировать всю деятельность предприятия таким образом, чтобы она осуществлялась наиболее эффективным способом. Законная оптимизация заключается в уменьшении размера налоговых обязательств посредствомцеленаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов.

    Налоговое законодательство предоставляет налогоплательщику достаточно много возможностей для снижения размера налоговых платежей, в связи с чем можно выделить ОБЩИЕ и СПЕЦИАЛЬНЫЕ методы минимизации:

    К общим методам можно отнести:

    а) принятие учетной политики пред-тия с макси-ным исп-анием предоставленных законодательством возможностей б) оптимизацию через договор в) исп-ние различных льгот и налоговых освобождений.

    -Специальные методы налоговой оптимизации имеют более узкую сферу применения, однако также могут применяться на всех предприятиях. К специальным методам относятся следующие:

    а) метод замены отношений - основывается на многовариантности путей решения хозяйственных проблем в рамках существующего законодательства.

    б) метод разделения отклонений - БАЗИРУЕТСЯ НА МЕТОДЕ ЗАМЕНЫ. В данном случае заменяется не вся хозяйственная операция, а только ее часть, либо хозяйственная операция заменяется на несколько операций.

    в) метод отсрочки налогового платежа - основан на возможности переносить момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период

    г) метод прямого сокращения объекта налогообложения - преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого налогами имущества и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

    Этапы налогового планирования. Процесс налогового планирования состоит из нескольких взаимосвязанных между собой этапов, которые не следует рассматривать как четкую и однозначную последовательность действий, обязательно гарантирующих снижение налоговых обязательств. Это связано с тем, что в налоговом планировании сочетаются элементы науки и искусства аналитика.

    До регистрации предприятия:

    1.Формирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения Первый этап - появление идеи об организации бизнеса, формулирование цели и задач, а также решение вопроса о возможном использовании предоставляемых законодателем налоговых льгот (например, для малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере материального производства).

    2. Решение вопроса о наиболее выгодном месте расположения предприятия и его подразделений Второй этап - выбор наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения производств и конторских помещений предприятия, его филиалов, дочерних компаний и руководящих органов.

    3. Выбор организационно-правовой формы предпринимательской деятельности. Третий этап - выбор организационно-правовой формы юридического лица и определение ее соотношения с возникающим при этом налоговым режимом.

    Текущее налоговое планирование

    4. Формирование налогового поля, определение всех предоставленных налоговым законом льгот по каждому из налогов. Четвертый этап предусматривает формирование так называемого налогового поля предприятия. Составляется характеризующая налоговое поле налоговая таблица, в которой каждый налог описывается с помощью определенных показателей (параметров). Далее проводится анализ налоговых льгот. В заключение этапа составляется детальный план использования льгот по выбранным налогам.

    5. Анализ всех возможных форм сделок, планируемых в коммерческой деятельности Пятый этап - образование (с учетом уже сформированного налогового поля) системы договорных отношений предприятия и составление журнала хозяйственных операций, который служит основой ведения бухгалтерского и налогового учета.

    6. Решение вопроса о рациональном размещении активов и прибыли предприятия Шестой этап начинается с анализа различных налоговых ситуаций, сопоставления полученных финансовых показателей с возможными потерями, обусловленными штрафными и иными санкциями. Далее с учетом получения максимальных финансовых результатов осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.

    Важный элемент, способствующий проведению налогового планирования на предприятии - это организация бухгалтерского учета; выбранная форма, методология, содержание и способы ведения.

    Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

    Общая характеристика налоговой системы России

    Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

    Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

    Принципы построения налоговой системы

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

    Принципы налогообложения

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

    • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
    • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
    • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
    • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
    • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
    • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
    • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
    • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
    • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
    • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
    • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
    • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
    Критерии качества налоговой системы:
    • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
    • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
    • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
    • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
    • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
    Основные тенденции развития налоговой системы:
    • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
    • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
    • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
    • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
    • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
    • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
    • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
    • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
    • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
    • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
    • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    Критерии оценки налоговых систем

    Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

    Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

    Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

    Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

    Критерии оценки налоговых систем:

    1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

    • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
    • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

    2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

    Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

    3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

    Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

    4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

    Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

    5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

    Принципы налогообложения в РФ

    Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

    Налоги подразделяются на следующие виды:

    Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

    Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

    В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

    • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
    • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
    • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Налоговый федерализм

    Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

    Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

    Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

    В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
    • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
    • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
    • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
    • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

    Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

    • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
    • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
    • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
    • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
    Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

    Вид налога

    Определение

    управление

    Комментарии

    Налоговой базы

    Налоговой ставки

    Налог на прибыль

    Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

    Налог на доход физических лиц

    Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

    Многоуровневый налог с продаж (НДС)

    Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

    Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

    Налог на недвижимость

    Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

    Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

    По объекту налогообложения налоги делятся на:

    • налоги на доходы;
    • налоги на имущество;
    • налоги на потребление;
    • налоги на капитал.

    По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

    • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
    • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
    Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
    • по способу уплаты;
    • по способу взимания;
    • по экономическому признаку.

    Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

    Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

    Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

    При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

    Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
    • Э — коэффициент эластичности;
    • X — начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
    • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
    • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
    • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

    Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

    Основные термины налогообложения

    Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

    • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
    • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
    • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
    • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
    • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
    • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

    Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

    Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

    • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
    • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
    • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
    • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
    • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
    • другие права.

    Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

    • уплачивать законно установленные налоги;
    • вести бухгалтерский учет;
    • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
    • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
    • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
    • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
    • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
    • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
    • выполнять другие обязанности.

    Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

    Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

    Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    Налоговый период — календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

    Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.