7 специальные налоговые режимы понятие значение виды. Специальный налоговый режим: понятие и виды. Условия применения специальных налоговых режимов

  • 7. Контролируемые сделки. Проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
  • 8. Методы определения цены товаров (работ, услуг) для целей налогообложения.
  • 9. Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов.
  • 10. Формы изменения сроков уплаты налогов.
  • 11. Субъекты налоговых отношений, их права и обязанности.
  • 12. Виды налоговых правонарушений и меры ответственности за них.
  • Обстоятельства, смягчающие ответственность
  • 14. Экономическое содержание ндс. Методы определения добавленной стоимости.
  • 15. Плательщики ндс. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.
  • 16. Объект обложения и ндс. Операции, не подлежащие обложению ндс.
  • 17. Порядок определения налоговой базы ндс.
  • 18. Ставки ндс. Порядок применения нулевой ставки при экспорте товаров.
  • 19 . Налоговые вычеты по ндс.
  • 20. Порядок исчисления и сроки уплаты ндс в бюджет. Порядок возмещения ндс.
  • 21. Экономическая природа акцизов. Перечень подакцизных товаров.
  • 22. Плательщики акцизов и объект налогообложения.
  • 23. Ставки и налоговая база акцизов. Порядок исчисления и уплаты акцизов в бюджет.
  • 24. Содержание налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе рф.
  • 25. Плательщики налога на прибыль организаций и объект налогообложения.
  • 26. Порядок определения доходов и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 27. Расходы организации и их классификация для целей налогообложения прибыли.
  • 28. Порядок начисления амортизации для целей налогообложения прибыли.
  • 29. Порядок определения налогооблагаемой прибыли.
  • 30. Ставки налога на прибыль. Налогообложение отдельных видов доходов.
  • 31. Порядок и сроки уплаты налога на прибыль в бюджет.
  • 32. Налог на имущество организаций: плательщики, объект обложения, налоговая база.
  • 33. Налог на имущество организаций: ставка, льготы, порядок исчисления и уплаты в бюджет.
  • 34. Налог на доходы физических лиц: плательщики и объект обложения.
  • 35. Порядок определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. Доходы, не подлежащие налогообложению.
  • 36. Налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц.
  • 37. Ставки налога на доходы физических лиц.
  • 38. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц налоговыми агентами.
  • 39. Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц индивидуальными предпринимателями. Декларирование доходов.
  • 40. Налогообложение имущества физических лиц в рф.
  • 41. Транспортный налог.
  • 42. Состав и назначение платежей за природные ресурсы.
  • 43. Налог на добычу полезных ископаемых.
  • 44. Земельный налог.
  • 45. Водный налог.
  • 46. Налог на игорный бизнес.
  • 47. Государственная пошлина.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.
  • 49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).
  • 50. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.
  • 51. Патентная система налогообложения
  • 52. Налоговые новации в 2013 году.
  • 48. Общая характеристика специальных налоговых режимов.

    Специальный налоговый режим – это особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождения от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов. (Специальный налоговый режим налогообложения предполагает замену отдельных налогов и сборовединым налогом ).

    К специальным налоговым режимам относятся:

    1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей – вводится единый сельскохозяйственный налог;

    2) упрощенная система налогообложения (вопрос 49 ); - вводится Единый налог

    3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;(вопрос 50 ) – вводится Единый налог на вмененный доход

    4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;(СН СРП) – происходит Раздел произведенной продукции

    5) патентная система налогообложения (вопрос 51 ). (НОВЫЙ С 2013 года). Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.

    Режимы 1-3

    Налогоплательщиками при этих режимах являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанные режимы предусматривают введение федеральных налогов, не предусмотренных ст.13 НК РФ: единого сельскохозяйственного налога; единого налога; единого налога на вмененный доход.

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики, применяющие указанные режимы, не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    предусматривают освобождение от обязанностей по уплате отдельных налогов для организаций и индивидуальных предпринимателей:

    К списку вопросов

    49. Порядок применения упрощенной системы налогообложения (усн).

    Переход к УСН или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно. Заявление о переходе – до 31 декабря. Для упрощенки позволительно не вести бух. учет, но если это ОАО – то надо вести.

    Налогоплательщик вправе перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев года, когда он подает заявление о переходе на УСН, ДОХОД ОТ РЕАЛИЗАЦИИ НЕ ПРЕВЫСИЛ 60 млн руб (с 2013 года). (без НДС). Данный размер подлежит ежегодной индексации на коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации. На 2013 год в коэффициент-дефлятор устанавливается в размере, равном 1.

    Налогоплательщиками при этом режиме являются организации и индивидуальные предприниматели;

    Указанный режим предусматривают введение федерального налога, не предусмотренного ст.13 НК РФ: единого налога.

    Налогоплательщики, применяющие режим, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ)

    Налогоплательщики не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.

    Порог рентабельности – когда расходы равны 60% - то суммы налога равны.

    Организации учитывают доходы:

    1) доходы от реализации товаров, работ, услуг;

    2) внереализационные доходы;

    Индивидуальные предприниматели - учитывают

      доходы, полученные от предпринимательской деятельности.

    Перечень расходов является закрытым (36 видов) и предусмотрен ст.346.16.

      Расходы на приобретение ОС и НМА – не амортизируем;

      Материальные – совпадают с теми, которые применяем для налогообл прибыли;

      Оплата труда, представительские, % ставки – нормируемые;

    Датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках или в кассу (кассовый метод ).

    Налоговая база: денежное выражение доходов или денежное выражение доходов уменьшенные на величину расходов.

    Налоговый период : календарный год

    Отчетный период : первый квартал, полугодие и девять месяцев.

    Уплата налога и квартальных авансовых платежей производится по месту нахождения организации или месту жительства инд. предпр.

    Налог по итогу налогового периода уплачивается не позднее срока подачи налоговой декларации:орг . – не позднее31 марта след года;инд. пред – не позднее30 апреля след года.Квартальные авансовые платежи – не позднее 25 числа первого месяца, следующего за истекшим.

    Ограничения: не вправе применять:

      По видам деятельности:

      финансовые организации (банки, участники рцб, страховые компании, ПАИ, ломбарды, консалтинговые фирмы);

      организации с обособленными подразделениями – филиалы и представительства;

      организации и ИП, производящие подакцизную продукцию;

      добывающие и реализующие ПИ;

      игорный бизнес;

      нотариусы;

      участники соглашений по разделу продукции;

      применяющие СН СХТ;

      бюджетные и казенные учреждения;

      иностранные организации.

      По УК - не более 25% УК – доля других организаций; организации, в которых доля участия других организаций составляетболее 25 процентов . Данное ограничение не распространяется: на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов.

      По среднесписочной численности – не более 100 человек

      По стоимости имущества – до 2012 был ограничитель по стоимости амортизируемому имуществу (ОС+НМА) <=100 млн руб, теперь только ОС

    Порядок принятия к налоговому учету расходов по приобретенным ОС и НМА до применения УСН

    Минимальный налог = Доходы * 1%

      Сумма уплаченного минимального налога включается в состав расходов следующего периода;

      Убытки переносятся на будущее сроком на 10 лет;

      Сумма налога по 1 вар-ту может быть уменьшена на сумму страх платежей в гос фонды и на сумму пособий временной нетрудоспособности, по материнству, но не может быть уменьшена более, чем на 50%.

    К списку вопросов 48: Специальные налоговые режимы

    "

    Малый бизнес по праву считается основой экономики государства – именно его регулированию посвящена большая часть статей Налогового кодекса. Частные предприниматели с малым оборотом денежных средств составляют костяк целых отраслей деятельности (торговли, услуг, производства ряда товаров и так далее).

    Несмотря на относительную гибкость и количество возможностей, предоставляемых законодательством юридическим лицам, именно этот вид бизнеса по праву считается самым неустойчивым к внезапным рыночным изменениям и нуждается в особых условиях.

    Даже небольшая смена курса властей или рыночных тенденций может поставить под удар целые отрасли, поэтому само государство выработало механизмы защиты малых предпринимателей . Их основу составляет ряд специальных режимов налогообложения – альтернативной схемы уплаты отчислений в казну.

    Определение и понятие

    Впервые это понятие на законодательном уровне было закреплено еще в далеком 1995 году, когда был принят соответствующий Федеральный закон о государственной поддержке малого бизнеса.

    Этот документ не только дал возможность уплачивать налоги по упрощенной схеме, но и обойтись без большинства формальностей в бухгалтерском учете, которые также снижали привлекательность малого предпринимательства как сферы получения дохода.

    Но с того времени реалии рынка сильно изменились и законодательство нуждалось в серьезной модификации и расширении разновидностей специальных режимов налогообложения. Обширный список изменений был принят в 2013 году и вместо одной схемы предприниматели получили почти полдесятка.

    По факту, именно с этого документа начинается повсеместное использование специальных режимов уплаты налогов.

    Физические лица, как и частные предприниматели, по умолчанию уплачивают сразу четыре вида налогов :

    1. Налог на доходы физических лиц , также известный как . Взимается при получении дохода от деятельности, заработной платы, сделки купли-продажи или аренды имущества (например, недвижимости).
    2. Земельный налог . В случае, если в списке собственности числится земельный участок, вы платите за него взносы в налоговую службу, пропорционально его оценочной стоимости. Это касается как неиспользуемой территории, так и такой, которая используется для любого рода предпринимательской деятельности.
    3. Налог на имущество физических лиц . Также является разновидностью обложения лиц с собственностью, но для осуществления отчислений по этой статье необходимо владеть недвижимым имуществом. К слову, предназначение объекта не играет роли: подлежит уплате налог как на жилые помещения (дача, частный дом, квартира), так и на нежилые (гараж и т.п.).
    4. Транспортный налог . Оплачивается собственниками автомобиля, автобуса, спецтехники.

    Помимо этого, в случае в качестве индивидуального предпринимателя, появляется необходимость пополнять казну государства с собственных доходов от деятельности. Характер, ставка и особые условия уплаты налога зависят от выбора режима (общего или одной из разновидностей специального).

    Субъекты

    В зависимости от категории физического лица, которая определяется видом его деятельности, в качестве субъекта специального налогового режима может выступать:

    1. Инвестор , который выполняет условия сделки по разделу товаров (применяется льготное обложение налогом).
    2. Индивидуальные предприниматели , которые соответствуют ряду критериев, прописанных в налоговом кодексе (по патентной системе).
    3. Определенные региональным законодательством виды бизнеса (для Единого налога на вмененный доход) при наличии соответствующего нормативно-правового акта для данного вида деятельности.
    4. Для юридических лиц , имеющих годовой оборот средств в компании менее 150 миллионов рублей, используется упрощенная система налогообложения (сокр. ). Также необходимо, чтобы число постоянных сотрудников компании в отдельно взятый отчетный период не превышало 100 человек.
    5. Производители сельскохозяйственной продукции (на основании законов, регламентирующих – единый налог для данного вида предпринимательской деятельности).

    Сразу под несколько схем может подходить ведение бизнеса фермерами и рядом инвестиционных компаний. Также на выбор несколько вариантов уплаты налогов предлагается компаниям, имеющим причастность к освоению или переработке полезных ископаемых ресурсов.

    Виды специального налогообложения

    В целом, специальные налоговые режимы, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, имеют ряд единых специфических особенностей :

    • четкие ограничения по сфере деятельности;
    • лимит по совокупному объему дохода или таковому от каждого вида деятельности;
    • использование лишь для индивидуальных предпринимателей (с численностью работников не более 15) или небольших компаний (менее 100 сотрудников);
    • невозможность совмещения специальных налоговых режимов друг с другом;
    • существенная зависимость ставок и условий от регионального налогового законодательства;
    • возможность выбора между обложением дохода либо чистой прибыли (разницы дохода и расхода).

    УСН

    УСН (упрощенная система налогообложения) является наиболее распространенным специальным режимом из используемых в малой предпринимательской деятельности. Он может использоваться лишь в том случае, если за подотчетный период компания соответствует таким критериям :

    1. Не более 150 миллионов рублей дохода за календарный год.
    2. Остаточная суммарная цена всех активов компании – менее 100 (ранее – 150) миллионов рублей.
    3. Количество сотрудников компании – не более 100.

    Также существует ряд второстепенных требований , которые прописаны в налоговом законодательстве и обязательны к исполнению. К примеру, бизнес не может облагаться по упрощенной системе, если более четвертью активов компании владеет другое юридическое лицо. Невозможно применение УСН и для юридических лиц, которые частично или полностью спонсируются государственным или муниципальным бюджетом.

    Достаточно жестко законодатель ограничивает и сферы деятельности предпринимателей, желающих применять упрощенную систему налогообложения. Ни при каких условиях на нее не могут претендовать компании, основной доход которых получается за счет :

    • банковских операций;
    • инвестирования в другие компании;
    • страхования;
    • изготовления товаров, которые являются подакцизными;
    • недропользователи;
    • представители игорного бизнеса.

    Если юридическое лицо имеет хотя бы один филиал – использование УСН для него законодатель также не предусматривает. Также нельзя использовать упрощенную систему налогообложения в сочетании с другими его формами. При эксплуатации УСН предприниматель полностью освобождается от выплат НДС, налогов на имущество и прибыль для юридических лиц.

    Переход на упрощенную систему налогообложения возможен лишь в том случае, если компания подает все подтверждающие соответствие заявленным критериям документы до конца календарного года. В случае одобрения со стороны муниципального (или регионального) отдела ФНС обложение по УСН происходит уже с первого дня нового года.

    Законодатель не накладывает ограничений на длительность ведения предпринимательской деятельности – с «упрощенкой» юридическое лицо может работать уже с первого дня своего существования. Важно лишь подать документы в течении месяца после получения пакета учредительных документов, иначе придется дожидаться конца года и оплачивать налоги по общей ставке.

    При подаче заявки можно выбрать, какой именно финансовый показатель будет использован для расчета отчислений в ФНС. Для первого варианта (доход) применяется ставка в 6% , второй же (разница доходов и расходов) предусматривает уже 15% .

    Для обоих сценариев подотчетный период составляет календарный год . Ряд особенностей и льгот могут изменяться от региона к региону – вышеупомянутый федеральный закон оставляет право вносить изменения в соответствующие пункты.

    Особого внимания заслуживает тот факт, что законодатель обязует каждое использующее УСН лицо, вышедшее за рамки указанных требований, сообщить об этом за 15 календарных дней до конца отчетного налогового периода . В таком случае переход на общую систему уплаты налогов пройдет без применения к последнему штрафных санкций.

    ЕНВД

    Основная особенность ЕНВД (Единого налога на вмененный доход) – использование сугубо в тех территориальных образованиях РФ, где это разрешено местным законодательством . Ставки налогов и виды деятельности, подлежащие обложению по этой схеме, также могут радикально отличаться от области к области, от региона к региону. Налоговый кодекс РФ лишь дает базовый перечень, за рамки которого муниципальные образования не могут выходить при создании особых условий.

    Переход на ЕНВД возможен лишь в случаях, когда:

    • численность сотрудников за год в среднем не превышала 100 человек;
    • юридическое лицо не задействовано в сдаче в аренду недвижимого имущества;
    • предприниматель не использует ЕСХН как схему уплаты налогов;
    • его вид деятельности имеется в регламентирующей ЕНВД статье в Налоговом кодексе РФ.

    В случае, когда компания задействована сразу в нескольких видах деятельности, облагаться налогом по ЕНВД будут лишь доходы в сферах, указанных в НК РФ. Ставка составляет 15%, но в зависимости от корректирующих показателей может изменяться в меньшую сторону.

    Переход на ЕНВД возможен в любое удобное юридическому лицу время, а вот прекращение уплаты налогов по этой схеме возможно лишь по окончанию календарного года. Если в ходе проверки ФСН выяснится, что компания не соответствует заявленным требованиям, то помимо штрафных санкций, она будет переведена на общую систему налогообложения в принудительном порядке.

    ПСН

    Основной особенностью ПСН является то, что эта система предназначена лишь для индивидуальных предпринимателей – юридические лица использовать схему не могут ни при каких условиях . При соответствии ряда требований (среднесписочная численность сотрудников не более 15 человек, доход по каждому из заявленных видов деятельности составляет не более миллиона рублей) вместо уплаты налога приобретает патент, цена которого составит 6% от налоговой базы ИП.

    Большим плюсом является освобождение предпринимателя от подачи налоговой декларации в ФСН, но взамен придется вести учет по доходам от каждого вида деятельности отдельно друг от друга.

    ЕСХН

    Для Единого сельскохозяйственного налога свойственна устойчивая ставка в 6% от разницы между доходом и расходами компании. При этом законодатель по новым требованиям предъявляет лишь одно ключевое требование к ИП или юридическому лицу – доля его дохода, полученная в ходе реализации товара, не должна превышать 70% от общей суммы.

    Другой нюанс: по компания должна относиться к тем, которые оказывают вспомогательную деятельность в сельскохозяйственной отрасли. Но если производством культур или продукции компания не занимается, то претендовать на ЕСХН она не в праве.

    Лекция про специальные налоговые режимы представлена ниже.

    Специальные налоговые режимы , согласно Налоговому кодексу РФ, являются неотъемлемой частью налоговой системы. В кодексе представлено несколько видов налоговых спецрежимов. В нашей статье мы разберем, что у них общего, какие имеются отличительные черты, а также кто и при каких обстоятельствах имеет возможность использовать каждый из имеющихся режимов.

    Понятие

    Специальные налоговые режимы - это вид налогообложения, который имеет правила, отличающиеся от общеустановленных норм, закрепленных в Налоговом кодексе РФ, за исключением раздела 8.1, который как раз таки и регулирует спецрежимы.

    Режимы налогообложения применяются согласно следующим правилам:

    1. Решение о переходе на специальный налоговый режим налогоплательщика должно быть добровольным.
    2. Любой из налогов, применяемых на спецрежимах, регулируется положениями Налогового кодекса.
    3. На спецрежимах основные федеральные налоги могут не уплачиваться.
    4. Важную роль в применении налоговых режимов играет субъект РФ. Он оказывает влияние на условия специальных налоговых режимов , а также устанавливает систему льгот.

    Что относится к специальным режимам

    Специальные налоговые режимы в 2016 году не изменились. Выделяют пять специальных налоговых режимов : ЕСХН, УСН, ЕНВД, СРП, ПСН.

    В 2015–2016 годах некоторые налоговые режимы подвергались незначительным корректировкам, однако их общие положения остались неизменными. Так, например, налоговые режимы УСН и ЕНВД подверглись изменениям только в части уплаты налога на имущество: введены обязанности по уплате налога на имущество по объектам, стоимость которых определена как кадастровая.

    Что общего у специальных режимов налогообложения

    Специальные режимы налогообложения можно классифицировать по следующим признакам:

    1. Масштаб деятельности лиц. Практически все спецрежимы предназначены для малого бизнеса (кроме СРП).
    2. Круг налогоплательщиков. СРП могут применять только предприятия, ПСН - только индивидуальные предприниматели, УСН, ЕНВД, ЕСХН могут использоваться и для предприятий, и для ИП.
    3. Объект применения. ЕНВД, ЕСХН, ПСН и СРП могут применяться исключительно для определенных НК РФ и органами местного самоуправления видов деятельности, режим УСН применим для крупных направлений бизнеса, однако оговорки по его ограничению все-таки есть и прописаны они также в НК РФ.
    4. Начисление налогов. Во всех режимах, за исключением СРП, единый спецналог заменяет собой налог на прибыль, имущество и НДС. В СРП отсутствует специальный налог и применяется система льгот.

    Специальных разрешений для ведения бизнеса на спецрежимах по большей части не требуется. Но такое спецразрешение необходимо для патентной системы (патент) и соглашения о разделе продукции (соглашение).

    Сельскохозяйственный режим предназначен для предприятий, которые занимаются сельским хозяйством и рыболовством.

    Налоговая система при выполнении соглашений о разделе продукции применяется для предприятий, занимающиеся поиском, разведкой и добычей минерального сырья.

    Деятельность остальных налоговых режимов закреплена ст. 346 Налогового кодекса РФ.

    По некоторым режимам оговаривается размер выручки. Например, ее размер при упрощенной системе должен составлять до 60 млн руб., при патентной системе - до 1 млн руб. В обоих случаях он корректируется на коэффициент-дефлятор.

    По каждому режиму существует ограничение по среднесписочной численности. Так, численность сотрудников для сельскохозяйственной системы не должна превышать 300 человек, для упрощенной системы и вмененного дохода - 100 человек, для патентной системы - 15 человек.

    Ограничение по остаточной стоимости основных фондов применяется только для упрощенной системы в размере до 100 млн руб., по участию в уставном капитале - для упрощенной системы и вмененки в размере до 25%.

    Общие черты, характеризующие спецрежимы, представлены в таблице.

    Отличительные черты специальных налоговых режимов

    Специальные налоговые режимы отличаются друг от друга базой для начисления налога и размерами налоговых процентных ставок.

    База может быть постоянной, например при использовании ЕНВД и ПСН, и переменной, т. е. зависящей от полученного дохода, например при УСН.

    Также для одной системы существуют два метода при расчете налогов. Например, для упрощенной системы при выборе метода «доходы минус расходы» налог рассчитывается по ставке 15%, а при использовании метода «доходы» - 6%.

    Отличительной чертой всех видов специальных налоговых режимов является отсутствие необходимости при их применении уплачивать некоторые федеральные налоги. Существует набор показателей, по которым можно охарактеризовать каждый режим. Так, например, все системы налогообложения, кроме СРП, не уплачивают налог на имущество, на прибыль и на добавленную стоимость. В системе налогообложения СРП не уплачиваются налог на имущество, транспортный налог, местные налоги и таможенные пошлины.

    Налоговая ставка по специальным режимам составляет 6% и 15%. В настоящее время возможно применение системы льгот, при которой налоговая ставка будет снижена (УСН).

    Налоговый период для разных систем налогообложения отличается:

    • для ЕСХН и УСН он составляет 1 год (то есть декларация по данным налогам подается один раз в год);
    • для вмененной системы - квартал;
    • для патентной системы - год или срок действия платежа;
    • для соглашения о разделе продукции период свой по каждому налогу.

    Более подробно с отличительными характеристиками можно ознакомиться в таблице.

    Специальные налоговые режимы имеют свои особенности и отличия. Выбирая тот или иной режим, предприятие должно учитывать все правила и особенности каждого вида налогообложения.

    Система налогообложения РФ предусматривает различные формы уплаты налогов. Согласно законодательству некоторые категории налогоплательщиков России могут пользоваться специальными режимами.

    Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

    ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

    Это быстро и БЕСПЛАТНО !

    В отдельных случаях они помогают уменьшить налоговые выплаты или упростить процедуру налоговых начислений и отчетности по налогам. Особенно актуальны специальные режимы для предпринимателей, создающих объекты малого и среднего бизнеса.

    В чем суть ситуации?

    Особые режимы в системе налогообложения могут использоваться для некоторых категорий предпринимателей.

    Это могут быть:

    • производители сельскохозяйственной продукции могут выплачивать единый сельскохозяйственный налог (сокращенно ЕСХН);
    • предприниматели и компании, имеющие соответствие определенным правилам пользуются упрощенной системой налогообложения (УСН);
    • предприятия и организации, занимающиеся определенными видами бизнеса, выплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД);
    • выполняющие все условия по разделу продукции инвесторы имеют преимущества льготного налогообложения;
    • индивидуальные предприниматели, деятельность которых соответствует установленным правилам, пользуются патентами и платят налоги согласно особым правилам (ПСН).

    Специальные режимы, в отличие от общего режима налогообложения, предоставляют некоторые послабления физическим и юридическим лицам, занятым в сфере малого бизнеса. Это входит в рамки государственной поддержки малому предпринимательству в России.

    Виды специальных налогов

    Приведём схему уплаты специальных режимов налогообложения в таблице:

    Название специального налога Вид уплачиваемых налогов Объект налогообложения Ставка налога Сроки уплаты налога
    УСН Единый налог
    1. Общая сумма доходов
    2. доходы, уменьшенные на понесенные расходы
    1. От 5 до 15% (может устанавливаться региональными органами власти)
    Авансовые или итоговые платежи, 1 раз в квартал — до 25 числа после окончания квартала или раз в год — до 31 марта (для организаций)и до 30 апреля – для ИП
    ЕНВД Единый налог Вмененный доход 15% Не позже 25 суток со дня окончания налогового периода — платежи авансом
    ПСН Оплата патента Потенциально возможный доход по определенному виду деятельности, на которые выдан патент 6% Зависят от срока действия патента
    ЕСХН Единый налог Доходы, уменьшенные на понесенные расходы 6% Авансовые платежи – не позже 25 дней после даты окончания налогового периода, до 31 – марта по итогам года

    Применение специального режима налогообложения не освобождает предпринимателей от обязанности платить налоги по доходам за своих работников.

    Выплаты осуществляются работодателем и вычитаются из ежемесячного вознаграждения работников.

    Срок выплаты – в день получения доходов или до последнего дня месяца, за который начислена заработная плата.

    Сумма налога на доход физического лица составляет:

    • 13% — для лиц, которые считаются налоговыми резидентами;
    • 30% — для тех, кто не является налоговым резидентом.

    Режим льготного налогообложения

    В случаях, когда выполняется соглашение о разделе продукции между инвестором и государством, применяются льготные правила налогообложения. При этом некоторое количество налогов, уплаченных предпринимателем, возвращаются.

    Льготное налогообложение компания может получить только при строгом выполнении следующих условий:

    • Перед заключением соглашения о разделе продукции был проведен аукцион на право пользования недрами;
    • Государство должно иметь право собственности на 32% или более от всей продукции, произведенной данным предприятием;
    • При улучшении показателей привлекательности инвестиций в данное предприятие предусматривается еще большее увеличение доли государства.

    Как применять специальные режимы налогообложения?

    У специальных режимов начисления налогов имеются следующие особенности:

    • УСН – численность работников должна быть менее 100 человек , доход – меньше 60 млн. рублей , у предприятия не должно быть филиалов и представительств.
    • ЕНДВ – применяется только для некоторых видов деятельности, приведенных в специальном списке, не может сочетаться с другими видами налогообложения.
    • ЕСНХ – применяется для предпринимателей, занятых в сфере производства сельскохозяйственной продукции и в рыбохозяйствах.
    • ПСН – применяется для видов деятельности, входящих в определенный список, не предполагает сдачу налоговых деклараций, на каждый вид деятельности требуется оформление отдельного патента, сумма налога устанавливается в зависимости от вида деятельности и не зависит от полученных доходов.

    Правила применения специальных режимов в общей системе налогообложения несколько отличается для разных групп налогоплательщиков. Это зависит от того, является предприниматель юридическим или физическим лицом.

    Для ИП

    Преимуществом для предпринимателя – физического лица является возможность замены одним из специальных режимов каждого из налогов.

    Заменить таковым можно налог:

    • на доходы физических лиц (когда доходы являются прибылью от деятельности, облагаемой налогом);
    • на имущество физических лиц (если оно служит для работы);
    • на добавленную стоимость — НДС (если она получена при операциях, проводимых в ходе предпринимательской деятельности).

    Сумма налогов при уплате ЕНВД, может уменьшаться при определенных условиях. Индивидуальные предприниматели, которые не нанимают работников, имеют право уменьшать налог на сумму, уплаченную на счета Пенсионного Фонда — обязательные страховые взносы. Данные взносы должны быть уже перечислены к моменту оплаты налога.

    Те ИП, у которых есть наемные работники, тоже могут некоторую сумму вычесть из налога ЕНВД. При этом учитываются уплаченные за работников страховые взносы, но не больше, чем на 50%.

    При использовании УСН декларация подается индивидуальными предпринимателями до 30 апреля того года, который следует за отчетным.

    Уведомление о применении ЕСНХ подается индивидуальными предпринимателями по месту их жительства в течение 30 дней после даты постановки на учет в налоговом органе. Декларация подается до 31 марта следующего за отчетным года.

    ПСН применяется только для индивидуальных предпринимателей, причем количество наемных работников у них должно быть не больше 15 человек. Для ИП существует возможность совмещать другие формы налогообложения с патентной системой.

    Для юрлиц

    Юридические лица при применении специальных режимов имеют возможность не осуществлять выплаты по некоторым видам налогов так же, как и индивидуальные предприниматели.

    В список входят:

    • Налог на прибыль организаций;
    • Налог на имущество организаций;
    • Налог на добавленную стоимость (НДС).

    Юридические лица должны подавать уведомления и осуществлять выплаты по месту нахождения организаций. В этом состоит одно из отличий с физическими лицами, которые платят налоги по месту своего жительства.

    Составление деклараций по доходам и оплата налогов (кроме ЕНВД) производятся юридическими лицами не позже 31 марта года, который наступает после отчетного.

    Отчеты по ЕНВД должны выполняться ежеквартально, не позже 20 числа наступающего после отчетного квартала месяца, выплаты – не позже 25 числа.

    Особенности перехода на специальные режимы

    Переход на специальные режимы с осуществляется предпринимателями добровольно. Возможность дается один раз за год. Нужно подать соответствующее заявление налоговым работникам до 31 декабря.

    Оно должно быть зарегистрировано по месту регистрации предпринимателя (для ИП) или по месту нахождения организации (для юридических лиц).

    Исключением является переход на патентную систему. Желающие должны написать заявление за 10 дней или раньше до того, как начнет действовать патент. Виды предпринимательской деятельности с возможностью оформления патента приводятся в специальном списке. Сроки действия этого вида специального налогового режима могут быть различными, но не больше одного года. Сроки налоговых выплат зависят от того, на какое время выдан патент.

    Патентная система предполагает выполнение предпринимателем определенных условий. При их невыполнении он может утратить право на ее использование.

    Право на патент утрачивается, если:

    • во время его действия сумма доходов предпринимателя от начала года достигла или превысила 60 млн. рублей ;
    • общее количество наемных работников стало больше 15 .

    Оформление нового патента не разрешается и тем ИП, которые пропускали сроки налоговых выплат.

    Если право на патент утрачено по любой из этих причин, заявление о его возобновлении не может быть подано до окончания текущего года.

    Налоговые выплаты по ПСН зависят от срока действия полученного патента:

    • патент действует до 6 месяцев – сразу после начала действия в течение 25 дней ;
    • действие продлится больше 6 месяцев – есть возможность разделить платежи: одна часть, не меньше трети всей суммы, должна быть уплачена не позднее 25 дней после открытия, остальное не позже, чем 30 дней до его окончания.

    Переход на ЕНВД возможен, если численность работников меньше 100 человек и данный вид налога употребляется в этом регионе. При этом должны выполняться еще некоторые условия, позволяющие пользоваться этим видом налогообложения.

    На УСН можно перейти сразу во время регистрации налогоплательщика как организации или в качестве индивидуального предпринимателя. Если заявление не было написано при подаче документов, на принятие решения о выборе системы налогообложения дается еще 30 дней.

    Плюсы и минусы специальных режимов

    Явное преимущество специальных режимов начисления налогов очевидно. Это упрощение налоговой и бухгалтерской отчетности. Отпадает необходимость отдельных выплат налогов на доходы, на имущество и НДС. Они заменяются единым налогом.Для новых предпринимателей и для занимающихся малым бизнесом это означает меньшие расходы на бухгалтерские услуги.

    Ставки налога в специальных режимах вполне по силам даже начинающим бизнесменам, поэтому их своевременная оплата не представляет трудности.

    Применение специальных режимов будет наиболее выгодным для тех предпринимателей, которые имеют дело с конечным потребителем, — в сфере торговли, оказания услуг, в производстве и собственной переработке сельскохозяйственных продуктов.

    Нужно отметить, что специальные режимы начисления и уплаты налогов имеют и свои минусы:

    • Применение специальных режимов имеет существенные ограничения, при невыполнении определенных условий их использовать нельзя.
    • Расходы, понесенные предпринимателем, учитываются только в одном из названных режимов, — в УСН.
    • Специальные режимы не предусматривают уплату НДС, и это ведет к тому, что крупные организации часто предпочитают ограничивать сотрудничество с такими налогоплательщиками.
    • Ставки налогов уравнены для разных регионов. Практически не учитывается разница в уровне доходов в местностях с различным количеством потребителей и с разным уровнем дохода клиентов.
    • Специальные режимы не предусматривают никаких льгот для налогоплательщиков.

    В связи с антикризисными мерами, направленными на снижение общей налоговой нагрузки на экономику повышается значимость использования потенциала специальных налоговых режимов в качестве инструментов налогового регулирования. В соответствии с Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011и 2012 годов введение специальных налоговых режимов в процессе становления налоговой системы России было призвано компенсировать отмену ряда льгот для субъектов малого бизнеса и субъектов сельскохозяйственных товаропроизводителей. В этом же документе отмечается, что совершенствование упрощенной системы налогообложения, системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и системы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей за последние шесть лет привело к снижению налоговой нагрузки на малый бизнес и сельскохозяйственных товаропроизводителей. Это повлекло за собой развитие производства, расширение инвестиционной деятельности, увеличение занятости населения, а упрощение налогообложения не только снизило издержки налогоплательщиков на ведение налогового и бухгалтерского учета, но и повысило качество налогового администрирования.

    Однако практика применения специальных налоговых режимов продолжает выявлять негативные стороны их применения, что свидетельствует о необходимости их дальнейшего совершенствования.

    В Налоговом кодексе РФ специальный налоговый режим определяется очень узко, лишь как система мер налогового регулирования, однобоко трактуя это емкое понятие.

    Существующее определение специальных налоговых режимов, данное в НК РФ, не в полной мере отражает признаки действующих специальных налоговых режимов. Наиболее серьезным недостатком этого определения является то, что оно не предусматривает существования единого налога, который является ядром трех из четырех действующих специальных налоговых режимов. Хотя в статье 12 НК РФ упоминается об установлении специальных налоговых режимов, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ.

    В статье 18 НК РФ предполагается "особый порядок определения элементов налогообложения". В соответствии со статьей 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся: объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Возникает вопрос о том, какие элементы налогообложения регулируются в особом порядке: федеральные, региональные или местные налоги, установленные статьями 13, 14 и 15 НК РФ, или единые налоги, уплачиваемые при применении специальных налоговых режимов.

    В системе налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции предусмотрен особый порядок исчисления и уплаты федеральных, региональных и местных налогов. И для этого специального налогового режима определение, данное в НК РФ, вполне подходит. Однако налогоплательщики, применяющие другие специальные налоговые режимы, освобождаются от обязанности по уплате некоторых налогов. Для них предполагается уплата единого сельскохозяйственного налога, налога при упрощенной системе налогообложения и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, которые в свою очередь не указаны в составе федеральных, региональных и местных налогов в статьях 13, 14 и 15 НК РФ. То есть, следуя определению, уплата единых налогов является особой формой освобождения от обязанностей по уплате отдельных налогов и сборов, что не является совсем корректным. Необходимо законодательное закрепление статуса единых налогов, которые используются при построении специальных налоговых режимов, в определении специальных налоговых режимов. Закрепление статуса единых налогов в определении специальных налоговых режимов в статье 18 НК РФ позволит снять данное противоречие.

    Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов, заменить которые единым налогом либо нецелесообразно, либо просто невозможно. Хотя, как упрощенная система, специальный налоговый режим, по сравнению с общим режимом налогообложения, можно рассматривать в качестве особого механизма налогового регулирования определенных сфер деятельности. Но это вторичный, а не первичный сущностный признак специального режима.

    Специальный налоговый режим следует рассматривать с двух методологических позиций: как организационно-финансовую категорию управления объективными налоговыми отношениями и как особую форму налогового регулирования.

    Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим также имеет две субстанции: с одной стороны, ее содержание составляет движение стоимости в налоговой форме; с другой стороны, - это категория особой организации налогообложения, строящаяся на специальных принципах, и управления налоговым процессом в строго определенных сферах деятельности. Таким образом, недостаточная теоретическая и организационная проработка вопросов сущности специальных налоговых режимов отразилась в нормах налогового законодательства РФ.

    Регулирующие способности специального налогового режима во многом зависят от объекта и базы обложения единым налогом. Объект обложения единым налогом и его налоговая база, по возможности, не должны "наказывать" предприятия и предпринимателей за улучшение показателей производственной, экономической и финансовой деятельности. Например, это могут быть такие объекты налогообложения, как земельный участок, производственная площадь, месторождение полезного ископаемого и т.п. Однако на практике такой регулирующий подход не всегда применим в связи со спецификой той или иной деятельности, попадающей под специальный режим, к примеру, некоторые виды предпринимательской деятельности. Поэтому на практике приходится принимать в качестве налоговой базы доход малого предприятия или натуральный объем произведенного продукта другого налогоплательщика. В таком случае ставка единого налога должна устанавливаться в виде фиксированной суммы по отношению к какому-либо натуральному показателю и не увеличиваться при росте производительности труда.

    Говоря о специфических особенностях специальных налоговых режимов как мер налогового регулирования, нельзя не отметить позитивных и негативных последствий их применения (таблица 1).

    Таблица 1. Последствия применения специальных налоговых режимов

    Позитивное влияние

    Негативное влияние

    снижение налоговой нагрузки на приоритетные сферы (причем возможно регулирование круга налогоплательщиков);

    повышение собираемости налогов в сферах применения специальных налоговых режимов;

    сокращение теневого оборота, упрощение процедур налогового администрирования для налогоплательщиков, повышение инвестиционной активности населения и малого бизнеса и т.д.

    разукрупнение организаций;

    создание новых схем уклонения от уплаты налогов с использованием специальных налоговых режимов;

    снижение поступлений ЕСН и налога на прибыль в бюджеты;

    подмена видов деятельности более выгодными видами для предпринимателей;

    затруднение для налоговых органов процедур проведения налоговых проверок и т.д.

    Основным вопросом совершенствования специальных налоговых режимов является определение круга налогоплательщиков, который будет охватывать специальные налоговые режимы. Теперь сформулируем специальные организационные принципы, на основе которых должны формироваться специальные налоговые режимы, представим их в таблице 2:

    Таблица 2. Организационные принципы формирования специальных налоговых режимов

    Характеристика

    Принцип упрощения системы налогообложения.

    достигается сокращением общего количества налогов и может быть обеспечен путем упрощения механизма исчисления и уплаты единого налога

    Принцип упрощения учета и налоговой отчетности

    субъекты могут освобождаться от применения плана бухгалтерских счетов и использования способа двойной записи. Кроме того, может упрощаться налоговая отчетность, но при сохранении общепринятого порядка ведения кассовых и некоторых других операций

    Принцип обязательности

    то есть неприемлемости добровольного перехода на специальный налоговый режим. Его несоблюдение (добровольность) может привести к ослаблению налогового контроля и отступлению от таких принципов налогообложения, как всеобщность, единство, обязательность. Налоги и налоговые системы, даже специальные, не могут строиться на условиях добровольности, так как это противоречит государственно-правовой законодательной форме налоговых платежей

    Принцип налогового благоприятствования

    то есть специальный налоговый режим должен быть для основной массы налогоплательщиков более мягким (преференциальным), по сравнению с общим режимом, с позиций своей упрощенности и оптимальности налогового бремени. Несоблюдение этого принципа лишает экономического смысла введение специального налогового режима

    Принцип приоритетности и избирательности

    круг лиц (субъектов), которые переводятся на специальный налоговый режим, ограничен определенными видами деятельности, отраслями и категориями налогоплательщиков. В противном случае, это будет не специальный, а общий налоговый режим

    Принцип замещения единым налогом в совокупности других общережимных платежей

    количество заменяемых единым налогом платежей в бюджет и внебюджетные фонды может корректироваться в зависимости от вида специального налогового режима

    Принцип сосуществования единого и части других общеустановленных налогов и сборов

    конкретный перечень сопутствующих налоговых платежей зависит от особенностей специального налогового режима

    Принцип максимально возможного учета особенностей условий хозяйствования

    максимальный учет особенностей условий хозяйствования, плательщиков единого налога путем использования различного рода корректирующих коэффициентов и установления конкретного перечня других налогов

    Следование и неукоснительное соблюдение названных организационных принципов является настолько важным, что отклонение или отступление от них лишает специальный налоговый режим своей целесообразности.

    Для снижения влияния негативных факторов воздействия специальных налоговых режимов необходимо при внесении изменений в законодательство учитывать принципы справедливости и нейтральности налогообложения по отношению ко всем налогоплательщикам.