Налоговый учет в коммерческом банке. Налоговый учет в банке. плата за оформление и обслуживание платёжных карт и иных специальных средств

В минувшую пятницу депутаты Госдумы одобрили законопроект № 674024-6 «О внесении изменений в главу 25 части второй НК РФ», уточняющий порядок налогового отдельных операций.

Так, в частности, законопроект уточняет порядок включения в базу по налогу на прибыль результатов переоценки драгоценных металлов, учитываемых кредитными организациями на обезличенных металлических счетах.

Соответствующие поправки вносятся в , подпункт 6 пункта 7 , подпункт 19 пункта 2 и подпункт 18 пункта 2 НК РФ.

Проект закона закрепляет порядок включения в состав внереализационных доходов (расходов) результатов переоценки ОМС.

Инициаторы законопроекта поясняют, что в ряде конкретных случаев налоговые органы занимали позицию, согласно которой кредитные организации не вправе при определении базы по налогу на прибыль учитывать результаты переоценки драгметаллов на ОМС.

В Госдуму поступил законопроект № 674024-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».

Законопроект уточняет порядок включения в базу по налогу на прибыль результатов переоценки драгоценных металлов, учитываемых кредитными организациями на обезличенных металлических счетах.

Так, в частности, законопроект позволяет учитывать в составе внереализационных доходов (расходов) результаты переоценки ОМС.

Также законопроект вносит поправки в порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений.

Правительство РФ рассмотрит на сегодняшнем заседании проект федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ», разработанный в связи с возможным введением в Гражданский кодекс РФ понятий «договор банковского вклада в драгоценных металлах» и «договор банковского счета в драгоценных металлах», предусмотренных законопроектом.

Документ разработан вместе с законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», которой вносит соответствующие понятия в ГК РФ.

Как сообщает пресс-служба правительства РФ, изменения, вносимые в часть первую НК РФ, регулируют отношения, связанные с предъявлением налоговым органом требований к банковскому счету (вкладу) в драгоценных металлах. Так, в частности, законопроектом определяется порядок взыскания средств со счетов в драгоценных металлах организации, ИП или физического лица.

Кроме того, поправка в статью 149 части второй НК РФ предусматривает исключение банковских операций с драгоценными камнями из списка освобождаемых от налогообложения в связи с соответствующими положениями законопроекта.

«От налогов за границу убегает никак не меньше людей, чем от диктаторов», - сто лет назад сказал Джеймс Ньюмен, американский юрист и общественный деятель. Фраза не новая, но емкая, постараюсь очень коротко сказать о «сюрпризе», который правительство РФ подготовило для банковского сообщества. То есть о тех поправках, которые готовятся в НК РФ, точнее, планируется к добавлению целый раздел о контроле

Минфин РФ в своем письме № 03-07-05/17823 от 21.05.2013 уточняет особенности ведения книги покупок банком, применяющим нормы пункта 5 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Ведомство напоминает, что соответствии с НК РФ банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

При этом вся сумма налога, полученная ими по операциям, подлежащим налогообложению, уплачивается в бюджет.

Таким образом, банки, применяющие указанный особый порядок исчисления НДС, этот налог, уплаченный поставщикам товаров (работ, услуг), при исчислении общей суммы налога к вычету не принимают.

В то же время необходимо отметить, что на указанные банки распространяются нормы Кодекса о вычетах налога, уплаченного в бюджет, при возврате реализованных товаров (отказе от выполненных работ, оказанных услуг), при возврате авансовых платежей, а также при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).

Учитывая изложенное, банки, применяющие нормы вышеуказанного пункта 5 статьи 170 Кодекса, могут вести книгу покупок только в том налоговом периоде, в котором ими определяется сумма налога, предъявляемая к вычету (возмещению).

Минфин РФ в своем письме № разъясняет, имеет ли право банк учесть в затратах, подлежащих отнесению на расходы для целей налогообложения прибыли после 01.01.2013, суммы НДС, уплаченного в качестве предоплаты в составе стоимости услуг поставщикам последних на рынке ценных бумаг (депозитариям, дилерам, брокерам и т.п.) до 01.01.2013.

Ведомство отмечает, что банки имеют право включать в затраты, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретаемым товарам (работам, услугам).

Таким образом, банки, применяющие указанный порядок исчисления НДС, в составе затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, учитывают суммы НДС, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам).

Соответственно, у таких банков не имеется оснований для включения в состав затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, сумм НДС, предъявленных продавцами товаров (работ, услуг) при получении ими предварительной оплаты (частичной оплаты).

Что касается НДС, уплаченного указанными банками до 1 января 2013 года при получении частичной оплаты в счет предстоящего оказания услуг, освобождаемых с 1 января 2013 года от НДС, то вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Программа семинара:

1. Комментарии к последним изменениям нормативных документов Банка России на момент проведения семинара:

1.1. Учет резервов по условным обязательствам некредитного характера (Указание Банка России № 2514-У). Критерии для вынесения профессионального суждения о размере резервов. Исправление ошибок в бухгалтерском учете в соответствии с Указанием № 2514-У.

1.2. Новое в документообороте в соответствии с изменениями в Положении № 302-П. Планируемые изменения в Положении № 302-П. Указание Банка России от 06.07.2010. № 2477-У.

1.3. Новое в налогообложении. Применение закона № 229-ФЗ от 27.07.2010.

2. Метод начисления в бухгалтерском и налоговом учете. 2.1. Операции по размещению денежных средств:

Признание процентных доходов;
- особенности признания процентных доходов в иностранной валюте;
- признание штрафов и пеней;

- списание ссудной задолженности и начисленных процентов, как безнадежных для взыскания;
- другие доходы, связанные с выдачей кредита.

2.2. Бухгалтерский и налоговый учет просроченной задолженности по кредитам:

Учет операций отступного и залога;

Учет внеоборотных запасов;

Учет операций с коллекторскими агентствами;

Уступка прав требований по кредитным договорам;

Внесение прав требований в обмен на пай в инвестиционном фонде (ПИФ);

Особенности налогового учета уступки прав требования по частично просроченным кредитам.

3. Операции с учтенными векселями:
- начисление процентных доходов и дисконтных доходов;
- особенности векселей с указанием вексельной суммы в иностранной валюте;
- создание резервов на возможные потери;
- создание резервов по сомнительным долгам;
- списание векселей безнадежных для взыскания;

Бухгалтерский и налоговый учет просроченных векселей;

Налоговый учет долговых обязательств.

4. Хозяйственные операции банка: - доходы и расходы будущих периодов;
- признание расходов по НДС уплаченному;
- особенности признания отдельных видов внутрихозяйственных расходов (операционная и финансовая аренда, покупка компьютерных программ, неотделимые улучшения арендованного имущества и т.д.);

Особенности бухгалтерского и налогового учета операций с имуществом банка:
- операций с основными средствами;
- операций с НМА;
- особенности бухгалтерского учета НВПИ и налогового учета суммовых разниц;
- резервы предстоящих расходов в бухгалтерском и налоговом учете;

Бухгалтерский и налоговый учет просроченной дебиторской задолженности по прочим операциям;

Налоговый учет авансов выданных и полученных в иностранной валюте.

5. Особенности признания непроцентных доходов от проведения банковских операций в бухгалтерском и налоговом учете: - доходов от сдачи в аренду банковских ячеек (сейфов);
- доходов от выдачи банковских гарантий;
- доходов от проведения иных операций;
- доходы и расходы от проведения операций с аккредитивами;
- операции по переводам физических лиц без открытия счета;
- операции с драгоценными металлами;
- операции с памятными монетами;
- операции по уступке права требования.

6. Особенности бухгалтерского учета срочных сделок (поставочных и беспоставочных) и налогового учета финансовых инструментов срочных сделок.

7. Особенности классификации ценных бумаг в бухгалтерском учете (по категориям)
и в налоговом учете (на обращающиеся и необращающиеся):
- особенности формирования финансовых результатов от выбытия ценных бумаг в бухгалтерском и налоговом учете, включая учтенные векселя;
- особенности бухгалтерского и налогового учета операций РЕПО;

Бухгалтерский и налоговый учет просроченных долговых обязательств:

Облигаций;

Опционов;

Сделок РЕПО.

Организаторы оставляют за собой право внесения оперативных изменений в программу семинара

Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 155 НК РФ при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), налоговая база по НДС определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

В соответствии с пунктом 1 статьи 368 Гражданского кодекса РФ по независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства.

Пунктом 1 статьи 379 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что принципал обязан возместить гаранту выплаченные в соответствии с условиями независимой гарантии денежные суммы, если соглашением о выдаче гарантии не предусмотрено иное.

Таким образом, при исполнении банком обязательства по соглашению о выдаче банковской гарантии осуществляется, в том числе уплата бенефициару определенной суммы денежных средств.

Учитывая изложенное, в случае, если соглашением о выдаче банковской гарантии предусмотрено возмещение принципалом банку суммы денежных средств, уплаченных бенефициару при исполнении банком обязательства по соглашению о выдаче банковской гарантии, налоговая база по НДС определяется на основании вышеуказанного абзаца второго пункта 1 статьи 155 НК РФ, как сумма превышения суммы дохода, полученного банком при уступке права требования, над размером денежного требования, права по которому уступлены.

В случае, если сумма дохода, полученного банком при уступке указанных прав требования, не превышает размер денежного требования, права по которому уступлены, то налоговая база и сумма НДС признаются равными нулю.

Приняты поправки в Налоговый кодекс, которые регулируют налогообложение банковских резервов на потери по ссудам в случае отзыва у банка лицензии на осуществление банковских операций. Изменения внесены Федеральным законом от 23.04.2018 №105-ФЗ .

Налоговый кодекс РФ разрешает банкам уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы созданных резервов на возможные потери по ссудам. При этом ранее закон не регулировал вопрос восстановления неиспользованных резервов в налоговой базе в случае отзыва у банка лицензии.

Новая норма устанавливает, что эти резервы в составе доходов не восстанавливаются, то есть не облагаются налогом на прибыль. В то же время если у банка отозвали лицензию, он уже не может формировать новые резервы или увеличивать уже созданные для налогообложения.

Поправки применяются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с 01.01.2017, отмечает ФНС РФ в своем сообщении.

Ассоциация банков «Россия» подготовила методичку по вопросам применения МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты».

В соответствии с Приказом Минфина от 27 июня 2016 г. № 98н в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 г. или после этой даты, на территории РФ подлежит применению МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Данный стандарт заменит МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка».

Применение МСФО (IFRS) 9 приведет к существенным изменениям в учете финансовых инструментов, в частности, в отношении классификации и оценки финансовых инструментов, признания убытков от обесценения финансовых активов, а также в отношении учета хеджирования, и окажет существенное влияние на финансовую отчетность организаций, в особенности кредитных.

Межведомственная рабочая группа по применению МСФО также обращает внимание:

На необходимость своевременного проведения соответствующих мероприятий для успешного внедрения МСФО (IFRS) 9 банками и другими кредитными организациями;

На пункт 30 (b) МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», который требует раскрыть известную или обоснованно оцениваемую информацию, уместную для оценки возможного влияния применения нового МСФО на финансовую отчетность организации в периоде первоначального применения в тех случаях, когда организация не начала применять новый МСФО, который был выпущен, но еще не вступил в силу;

На важность раскрытия банками и другими кредитными организациями информации о влиянии МСФО (IFRS) 9 в годовой финансовой отчетности за 2017 год.

В статье 292 НК отсутствуют положения, регулирующие порядок использования резерва на возможные потери по ссудам, что создает правовую неопределенность для такой категории налогоплательщиков, как банки после отзыва лицензии.

В этой связи Минфин приступил к разработке проекта по внесению изменений в вышеназванную статью НК.

После отзыва лицензии на осуществление банковских операций банки перестают являться банками в целях НК РФ по смыслу статьи 11 НК РФ и обязаны восстановить в составе доходов суммы неиспользованного резерва на возможные потери по ссудам по ссудной и приравненной к ней задолженности, что оказывает отрицательное влияние на финансовое состояние такой организации, а также ее способность расплатиться с кредиторами в процедурах банкротства.

Цель поправок - определить порядок использования резерва на возможные потери по ссудам, сформированного согласно статье 292 НК РФ, для банков после отзыва у них лицензии на осуществление банковских операций.

Планируется, что измененная статья 292 начнет действовать с 2018 года.

Банк России разработал Положение «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» , согласно которому подлежит отмене глава Д «Счета депо» Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях и вносятся изменения в характеристику счетов № 91202 «Разные ценности и документы» и № 91203 «Разные ценности и документы, отосланные и выданные под отчет, на комиссию».

Новый документ заменит действующее Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», которое будет считаться утратившим силу, уточнили в пресс-службе ЦБ.

Счетная палата РФ в 2015 году выявила в области бухгалтерской отчетности нарушения на сумму 100 млрд рублей, сообщила на конференции "Современный аудит: проблемы и перспективы" глава контрольного ведомства Татьяна Голикова.

"Только нарушений бухгалтерской и бюджетной отчетности за прошедший период - я имею в виду, за 2015 год - нами было обнаружено на сумму 100 млрд рублей", - сказала она. По ее словам, в 2016 году банки предоставили в АСВ недостоверную отчетность на сумму более 13 млрд рублей, передает ТАСС .

"По итогам 2016 г. - он еще не завершен - мы осуществляли мониторинг и контроль шести банков, которые получили средства докапитализации. Должна сказать, что у четырех из них были установлены факты недостоверной отражения данных в отчете, предоставляемой в АСВ, в том числе, по увеличению объема ссудной задолженности на 13 млрд руб. И кроме того, мы увидели недостоверную отчетность по оплате труда ключевого персонала - а вы знаете, что это условие было одним из факторов предоставления докапитализации - на сумму 190 млн руб.", - сказала она.

В Ассоциации российских банков отметили, что на сегодняшний день заемщики - физические лица полностью освобождены от негативных налоговых последствий, связанных с реструктуризацией или прекращением обязательств по ипотечным кредитам (подобные доходы не облагаются НДФЛ по ст. 217 НК РФ).

Однако сами банки, которые идут навстречу заемщикам и прощают им задолженность, несут дополнительные убытки, так как в соответствии с НК РФ долги физических лиц, обязательство по которым прекращено в рамках процедуры банкротства, не включены в перечень безнадежных долгов и не учитываются при расчете налога на прибыль.

АРБ предложила долги физлиц по кредитам, обязательства по которым прекращены вследствие банкротства должников, включить в число безнадежных долгов, приравненных к внереализационным расходам, учитываемым при расчете налога на прибыль организации, а убытки банка от списания задолженности по ипотечному кредиту - рассматривать в качестве расходов банков, уменьшающих налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организаций.

Минфин России в своем письме № 03-03-06/2/21737 от 15.04.2016 , направленного в адрес АРБ, полностью поддержал указанную инициативу банковского сообщества и пообещал внести соответствующие изменения в НК РФ.

Проект закона закрепляет порядок включения в состав внереализационных доходов (расходов) результатов переоценки ОМС.

Инициаторы законопроекта поясняют, что в ряде конкретных случаев налоговые органы занимали позицию, согласно которой кредитные организации не вправе при определении базы по налогу на прибыль учитывать результаты переоценки драгметаллов на ОМС.

Банк России намерен вернуть обязанность паевых инвестиционных фондов предоставлять регулятору бухгалтерскую отчетность, которая была для них упразднена в 2012 году. Однако профессиональное сообщество считает, что бухгалтерская отчетность будет лишь дублировать все остальные отчеты, которые участники рынка уже предоставляют ЦБ. Банки.ру разбирался, как скажется это нововведение на работе ПИФов.

ЦБ РФ разработал отраслевой стандарт бухучета некредитными финорганизациями операций по договорам займа и депозита. Текст проекта стандарта опубликован на Едином портале для размещения проектов НПА.

Так, в частности, стандарт определяет порядок учета операций по выдаче или размещению денежных средств по договорам займа и договорам банковского вклада (депозита). Также стандарт устанавливает порядок учета операций по погашению и возврату выданных займов и депозитов.

Согласно документу, датой отражения в учете операций по выдаче денежных средств по договору займа является дата их передачи заемщику путем перевода с банковского счета или выдачи из кассы. Датой отражения в учете операций по размещению средств по договору банковского вклада является дата поступления денег на счет по вкладу или депозиту.

С 2018 года планируется присоединение России к единому международному стандарту финансовой отчетности Глобального форума ОЭСР по налоговой прозрачности. Об этом в ходе научно-практической конференции «Налоговая база должна остаться в России» сообщил Алексей Оверчук, заместитель руководителя ФНС России. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Старая модель налогового администрирования, в которой могли активно применяться оффшоры, доживает последние годы, - отметил Алексей Оверчук. - До сих пор юрисдикция налоговых органов заканчивалась на национальных границах. И налоговые органы были не способны понять - а что же происходит с деньгами дальше, когда они уходят из страны? Сегодня мир пришел к новой модели. Два года назад, в сентябре 2013-го, «большая двадцатка» приняла план BEPS по борьбе с размыванием налоговой базы и перемещением прибыли. План успешно воплощается».

«В ноябре 2014 года Госдума ратифицировала закон о присоединении России к многосторонней конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам, - напомнил Оверчук. - Механизм, определенный этим законом, должен заработать в ближайшее время. Создается новая правовая среда, в которой активно применяется международный информационный обмен, одновременные проверки налоговыми органами двух стран. У ФНС, кстати, уже есть успешный опыт совместных проверок с коллегами из Западной Европы. Хочу отметить, что в этом плане нашим контактам не мешают никакие санкции.

Что касается обмена информацией. Никто не отменяет обмен по запросу, как это происходит сегодня в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения. Но появляется и автоматический обмен, инициативный - когда налоговый орган, проводя проверку у себя в стране, понимает, что получил информацию, интересную зарубежным коллегам. Предусмотрено создание объединенного центра информации о налоговых уклонениях, охватывающего 49 стран - участников Глобального форума ОЭСР по налоговой прозрачности».

«В рамках глобальной деофшоризации разработан и внедряется общий стандарт финансовой отчетности, - сообщил замруководителя ФНС. - Россия обязалась внедрить его с 2018 года, и сейчас мы отрабатываем с банками специфику его применения. Внедрение стандарта будет означать полную отмену банковской тайны.

Круг отчитывающихся организаций охватывает все сегменты финансового рынка - не только банки, но и опекунских учреждения, депозитарии, инвестиционные и страховые компании, трасты, фонды. Предмет отчетности - счета (включая депозитные и опекунские), проценты, дивиденды, все страховые продукты.

С вводом стандарта на банки будет фактически возложена обязанность проводить due dilligence (комплексную проверку) своих клиентов. Банки будут выявлять контролирующих лиц и бенефициаров, передавать информацию в налоговые органы, а те уже станут осуществлять международный обмен этой информацией».

ЦБ РФ разработал проект положения «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета хеджирования кредитными организациями» и связанный с ним проект указания «О внесении изменений в Положение Банка России от 16 июля 2012 года № 385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ».

Проект положения устанавливает для кредитных организаций порядок бухгалтерского учета хеджирования, основанный на МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты», а также содержит примеры бухгалтерского учета хеджирования.

Так, в частности, в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях вводятся новые балансовые счета для реализации порядка бухгалтерского учета хеджирования, предусмотренного проектом положения, а также позволяющие кредитным организациям осуществлять бухгалтерский учет хеджирования согласно требованиям МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» с 1 января 2016 года.

Вступление в силу проекта указания предполагается с 1 января 2016 года, проекта положения - с 1 января 2018 года, отмечается в сообщении ЦБ РФ.

Как стало известно порталу Банки.ру, ЦБ готовится ввести новые, более либеральные правила отчетности по МСФО для банковских групп. С 1 июля 2015 года кредитные организации, входящие в состав банковских групп, планируется освободить от составления отчетов на индивидуальной основе. Банкиры в целом позитивно оценивают нововведения, но указывают и на минусы такого подхода.

ЦБ РФ в своем письме № уточняет особенности формирования кредитными потребительскими кооперативами резервов на возможные потери по займам в текущей экономической ситуации, обусловленной введением ограничительных политических и экономических мер.

В письме отмечается, что при формировании резервов на возможные потери по займам кредитный потребкооператив вправе принять решение о неприменении подпункта 3.2 Указания ЦБ РФ № 3322-У от 14 июля 2014 года об объединении в отдельную группу реструктурированных займов, к займу, в отношении которого с заемщиком заключено не более двух допсоглашений, изменяющих существенные условия первоначального договора.

В случае принятия уполномоченным органом кредитного потребительского кооператива такого решения к данному займу рекомендуется применять требования подпункта 3.1 Указания № 3322-У.

Кроме того, кредитным потребительским кооперативам рекомендуется направлять информацию о принятом решении в отношении признания реструктуризации займов и формирования резервов на возможные потери по займам в территориальное учреждение Банка России.

В Госдуму поступил законопроект № 674024-6 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ».

Законопроект уточняет порядок включения в базу по налогу на прибыль результатов переоценки драгоценных металлов, учитываемых кредитными организациями на обезличенных металлических счетах.

Так, в частности, законопроект позволяет учитывать в составе внереализационных доходов (расходов) результаты переоценки ОМС.

Также законопроект вносит поправки в порядок формирования резерва предстоящих расходов на оплату отпусков и выплату ежегодных вознаграждений.

Отмена квартальной налоговой отчетности в законе «О бухгалтерском учете» сделала бессмысленными требования для банков контролировать отчетность своих клиентов. Об этом 31 марта в ходе пресс-конференции, посвященной предстоящему ХХV cъезду Ассоциации российских банков, заявил Гарегин Тосунян, президент АРБ. С места события передает корреспондент Клерк.Ру Сергей Васильев.

«Банк России требует от банков проверять достоверность налоговой отчетности заемщиков, - напомнил Тосунян. - Банки, в свою очередь, вынуждены приобретать программное обеспечение для подтверждения факта направления заемщиком отчетности в ИФНС, хотя, по нашему мнению, это не подтверждает ее достоверность.

Как известно, с вступлением в силу закона «О бухгалтерском учете» с 2013 года заемщики не сдают квартальную финансовую отчетность в налоговые органы и, соответственно, формируют промежуточную отчетность для банков, не выверяя ее значения.

Данные по отдельным строкам бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах могут отличаться в разы на квартальные даты. Бухгалтеры клиентов-юридических лиц заявляют, что годовая отчетность будет выверяться и корректироваться. В итоге заемщики могут корректировать отчетность, направлять ее в ИФНС, но не пересылать в банки.

Тем не менее, Банк России рассматривает показатели квартальной отчетности и делает выводы об оценке финансового положения без учета профессионального суждения банка и анализа иной информации о заемщике.

Кроме этого, Банк России обязывает банки требовать от заемщиков формы отчетности, сдаваемые ежеквартально в Росстат. При этом субъекты МСП, как правило, не направляют данные в органы статистики, а если и направляют, то достоверность этих данных вызывает сомнения.

Банк России обязывает банки получать от клиентов налоговую отчетность (декларации по различным уплачиваемым налогам). Однако данная отчетность не является информативной, не дает необходимых данных для проведения всестороннего финансового анализа, а является лишь косвенным источником информации о деятельности заемщика».

Ассоциация российских банков предлагает синхронизировать требования законодательства, поскольку в нынешнем виде банки перегружены бумажной работой, не приносящей ожидаемого результата.

08.11.2011 12:10

Эта статья описывает важный, но достаточно редкий для участников сообщества 1С участок: бухгалтерский учет в банках. Исторически так сложилось, что он находится немного в стороне от главных направлений автоматизации, полезной литературы по методике внедрения продуктов 1С в банках мало. Цель данной статьи - заполнить этот пробел, помочь разработчикам, консультантам и руководителям проектов воспользоваться чужим опытом, чтобы провести свои проекты с максимальным успехом.

Наиболее массовым проектом на 1С является, как известно, внедрение на хозрасчетном предприятии. Здесь уже наработан огромный опыт, существует длительная и устойчивая традиция, масса специалистов находится, как говорится, «глубоко в теме». Поэтому статья построена на описании отличий одного учета от другого, разнице в методах внедрения, различные нюансы и т.п. Тем более что для этого есть все предпосылки.

Базовым отличием является то, что бухучет в банке регулируется Центральным банком, а не Министерством финансов. Основным документом является Положение Банка России от 26 марта 2007г. №302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской федерации» . Документ достаточно обширный, но, исходя из опыта внедрения, можно сделать два вывода:

1. Бухгалтерский учет в банке принципиально не отличается от учета на хозрасчетном предприятии.

2. Отличия обусловлены разными подходами двух ведомств к регулированию учета.

Поэтому при внедрении можно смело опираться на опыт предыдущих внедрений, но всегда нужно помнить, что в ключевых или затруднительных моментах обращение к нормативной базе (ПБУ и т.п.) может сыграть злую шутку со специалистом - в 302-П все может быть совсем иначе, даже наоборот.

План счетов и аналитический учет (субконто) . План счетов в местами довольно сильно отличается от минфиновского, но главное отличие все же не в этом. Принцип построения - трехуровневый. Первый и второй уровни чисто синтетические. Например счет верхнего уровня 603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами» и его субсчета: 60311 и 60312 «Расчеты с поставщиками, подрядчиками и покупателями» (это аналоги 60 и 62 хозрасчетных счетов), 60307 и 60308 «Расчеты с работниками по подотчетным суммам» (аналоги одного счета - 71) и т.д. Здесь все просто (пока). А вот третий уровень более интересен. Это, фактически, синтетический учет аналитики. Для каждого значения аналитики (субконто) открывается отдельный субсчет (он называется лицевой счет ). Разделения по видам субконто нет: если, к примеру, у одного поставщика есть только один договор, а другого - несколько, то для первого будет открыт один счет третьего уровня, а для второго - на каждый договор. При этом по коду счета сделать вывод о том, к какому виду субконто он привязан нельзя, связка должна быть где-то внутри программы.

Счет третьего уровня состоит из 20-ти знаков. 20-значные счета - это кирпичи, из которых построен учет. Если бухгалтер в банке произносит слово «счет», то он имеет ввиду именно 20-значный счет. Все отчеты (стандартные, нестандартные ­- любые) должны выводить информацию, в первую очередь, в 20-значных счетах; субконто и остальное - потом. Это очень важный момент, т.к. любая информация, какой бы значимой она ни была, будет считаться неполной, если в ней нет лицевых счетов соответствующих объектов учета.

Структура лицевого счета такова: NNNNNCCCхххххххххххх, где

  • NNNNN - 5-значный счет верхнего уровня
  • CCC - код валюты, в которой открыт лицевой счет (810 - рубли, 840 - USD и т.д.)
  • хххххххххххх - остальное. Эта часть имеет свой специальный формат, но для бухучета он несущественен.

Да, у пятизначного счета нет специального признака «Валютный», его лицевые счета могут быть открыты в любой валюте, но нет валюты «по умолчанию». Суммы проводок учитываются только в валюте лицевого счета, поэтому в одной проводке может быть две суммы в разных валютах - если в дебете и в кредите лицевые счета в разных валютах. Отдельная, общая сумма проводки в валюте регламентированного учета никого не интересует.

Порядок открытия лицевых счетов, их внутреннюю кодировку банк определяет сам, поэтому вполне возможно закодировать этот процесс в конфигурации.

Обычно для каждого счета, валюты и значения субконто лицевой счет уникален. Однако возможны и исключения, как в одну сторону, так и в другую. Так, для нескольких объектов ОС (или РБП) может быть открыт один лицевой счет, а одному сотруднику (подотчетному лицу) - несколько (авансы на разные цели).

Платежные поручения . Здесь самое главное отличие состоит в том, что нужно смотреть на процесс «с другой стороны баррикад». Обычно расчетные счета контрагентов и корреспондентские счета банков являются некоей данностью, никак не зависящей от процесса учета. Поэтому существуют отдельные справочники банковских счетов, и информация в них может быть, в общем-то, любой. В банке же по-другому. То, что в хозрасчетной системе считается «счетом организации», в банке является лицевым счетом контрагента. Т.е. в разных платежках будет разный расчетный счет организации и зависит он от контрагента. Другим существенным моментом является корреспондентский счет: для разных валют открыты разные корр.счета и именно они будут приближенным аналогом расчетного счета организации. Вообще, схема учета по корр.счетам может быть довольно запутанной, здесь общие рекомендации дать трудно, но нужно помнить, что корр.счетов может быть несколько.

Авансы и задолженности . Учет авансов в банке отличается от хозрасчетного главным образом тем, что системы зачета между счетами авансов и задолженностей практически нет. Лучше всего это можно проиллюстрировать на примере расчетов с контрагентами.

При расчете с поставщиками счетом кредиторской задолженности является 60311, а авансов - 60312. Это означает, что в случае предоплаты проводка делается по счету 60312, следующая за ней поставка - по тому же счету. Если сначала была поставка, то она делается по счету 60311, равно как и последующая оплата. Т.е. нужно следить (пользователю или программе): это была предоплата или предпоставка. Определяющим критерием по сделке является первая операция - аванс или поставка - все остальное уже несущественно; все остальные операции делаются по тому же счету.

При расчете с покупателем технология та же, но зеркально обращенная: счет дебиторской задолженности 60312, авансов - 60311.

Если посмотреть на план счетов, раздел 603 «Расчеты с дебиторами и кредиторами», то можно увидеть подобную парность по всем участкам: налоги, подотчетные лица, прочие дебиторы и кредиторы и т.д.

ТМЦ . Учет материалов в банке такой же и с теми же проблемами: отрицательные остатки, пересортица, отсутствие первичных документов. Существенное отличие состоит в том, что здесь нет неотфактурованных поставок, т.е. на каждую поставку уже есть (должен быть, по крайней мере) весь комплект документов. Таким образом, если реализовывать ордерную схему нужно учитывать, что все движения по складу должны совершаться в тот же день, что и в бухгалтерии. С учетом жестких требований к оперативности отражения данных (см. «Закрытие периода») это налагает дополнительные обязательства на «отлаженность» взаимодействия склада и бухгалтерии с применением 1С.

НДС . Здесь два главных отличия, и оба они интересны. Во-первых, входящий НДС (счет 60310) не принимается к вычету, а списывается в расходы. Исходящий НДС (60309) также сразу уплачивается. Более конкретно, при реализации делается проводка в дебет счета расчетов с контрагентом с кредита счета доходов на сумму без НДС, а вторая проводка с кредита 60309 в дебет расчетов. Таким образом, расходы оказываются увеличены на сумму входящего НДС, а доходы - уменьшены исходящим.

Во-вторых, НДС учитывается по кассовому методу. Это значит, что входящий НДС может быть списан в расходы только после полной оплаты и только на ту часть, которая была «использована». Т.е. НДС по ТМЦ списывается пропорционально той части ТМЦ партии, которая была списана со склада, НДС по ОС - при вводе в эксплуатацию, по РБП - каждый месяц по кусочку и т.д. НДС с реализации также уплачивается только после полной оплаты партии.

С учетом этого, а, также принимая во внимание, что типовой функционал не использует кассовый метод для НДС, понадобятся значительные изменения в этом участке. Вот некоторые советы по автоматизации этого участка:

  • Должен быть отдельный аналитический регистр на каждый подраздел: для учета НДС по ТМЦ, по услугам, по основным средствам, по РБП, по реализации товаров и т.д.
  • Учитывать нужно как минимум три показателя: общую сумму поступившего (начисленного на реализацию) НДС, сумму оплаченного НДС и сумму НДС, пропорциональную списанному (реализованному) ТМЦ или аналога. Меньшее из этих трех показателей будет той суммой, которая должна быть списана в расходы со счета учета НДС (60309/60310).
  • Не забывать про лицевой счет: он также полноправный участник учета.

Отдельно нужно обратить внимание на НДС по расходам будущих периодов: он списывается долями ежемесячно при амортизации РБП, поэтому необходимо связать оба эти процесса.

Основные средства . Учет основных средств и НМА в банке отличается главным образом тем, что главным объектом аналитики наряду с собственно ОС и НМА являются амортизационные группы. Именно для них открываются лицевые счета. Это представляет определенную трудность: обычно на счетах учета ОС и НМА нет субконто «Амортизационная группа» и вводить его неоправданно, но в отчетности лицевые счета групп должны быть.

При начислении амортизации может применяться метод по единым нормам, причем не годовым, а месячным. Разница небольшая, но с учетом округлений она есть и на это нужно обратить внимание.

Модернизация отличается от типового функционала тем, что после нее срок полезного использования увеличивается - соответственно изменяется норма ежемесячной амортизации.

Расходы будущих периодов . Этот участок интересен тем, что в нем соединяются две различные проблемы автоматизации учета: уникальность лицевых счетов и НДС. Обычно один лицевой счет открывается для тех объектов учета (сущностей модели предметной области), которые объединены какой-то логической связью, но в учете должны разделяться. Проще говоря, один страховой полис - это один лицевой счет, а все объекты РБП, которые связаны с его изменениями, включаются в этот же счет. Несколько договоров аренды на одном объекте - то же самое. И так далее.

Что касается НДС, то, кроме того, чтобы было сказано ранее, может потребоваться информация об остатке НДС по каждому объекту РБП.

Корректировки и сторнирования . Корректировки, в принципе, могут быть любыми, но главный принцип такой: проводок с отрицательными суммами быть должно. Вообще. Если необходимо что-то сторнировать, то должна делаться обратная проводка. При этом неважно, что будет сделана проводка в дебет пассивного счета или с кредита активного, главное, чтобы сумма была положительной.

Корректировками придется осуществлять довольно много: это и списание различных задолженностей, и корректировки стоимостей по различным участкам, и специальные операции, которые нерентабельно реализовывать в виде специального функционала. При этом всегда необходимо помнить о двух вещах: везде должны присутствовать 20-тизначные лицевые счета и не должно быть отрицательных сумм.

Закрытие периода . В банке каждый день формируется баланс. Баланс также декадный, месячный и т.д. Это необычно, но это так. Это связано с тем, что на основании баланса банк формирует резервы, а с этим медлить нельзя. Главным следствием будет то, что период закрывается каждый день. По закону (302-П) предыдущий день должен быть закрыт до 12:00 следующего дня. Разумеется, возможны различные варианты, но исключения редки, и они, как говорится, лишь подтверждают правило. А правило таково: все исправления совершаются только корректировками в текущем периоде.

Другим следствием этого правила будут жесткие требования по оперативности процессов поддержки. Можно сказать, что бухгалтерия банка работает в режиме реального времени, как диспетчер на АЭС и ответственность не намного меньше. Есть ряд регламентных операций (амортизация ОС, РБП и др.), которые должны быть совершены в определенную дату независимо ни от чего, на них нужно обращать особое внимание.

Налоговый учет . Главное отличие: ПБУ 18 в банке не применяется. Требования к налоговому учету, т.е. будем говорить прямо - к его отличию от бухгалтерского, не такие жесткие и касаются, в основном, отдельных случаев.

Налоговый учет основных средств отличен от бухгалтерского при продаже с убытком, т.е. ниже остаточной стоимости. В этом случае формируется разница, которая в налоговом учете должна амортизироваться определенный период. Также существует ряд отчетов ­- аналитических регистров - используемых только в банке.

Интеграция с автоматизированными банковскими системами . Вполне вероятно, что в процессе внедрения придется организовывать интеграцию с АБС, где ведется часть учета. Здесь есть ряд тонкостей, без учета которых можно набить немало шишек.

  • Интеграция обычно сводится к обмену данными о произошедших транзакциях: как в одну строну, так и в другую. Проще говоря, необходимо выгружать/загружать проводки. АБС оперирует только 20-тизначными лицевыми счетами, все остальное для нее «несъедобно».
  • Все выгружаемые суммы должны быть только положительными.
  • АБС настроена на такой же режим реального времени, что и вся бухгалтерия. Загрузки/выгрузки не должны быть слишком долгими.
  • Форматы обмена могут быть разными, но нужно учитывать, что все АБС имеют долгую историю и довольно консервативны в своем развитии, поэтому нужно рассчитывать на наиболее простой вариант: обмен текстовыми файлами, dbf или что-то подобное.
  • Ввиду того, что обычно связанные операции проходят целиком (одна оплата - одна поставка - одно списание), то может понадобиться сквозная нумерация для таких связок. Эта нумерация используется в АБС для дополнительной визуализации учета. Нечто вроде структуры подчиненности.
  • В некоторых процессах, в частности движении платежных поручений, АБС не является конечным звеном цепи, поэтому также нужно учитывать требования следующего звена. Обычно это относится не столько к бухгалтерской, сколько к специфической информации: коды участников платежных систем, признаки платежей и т.п. Можно порекомендовать ознакомиться со Стандартами SWIFT , выпущенными Российской Национальной Ассоциацией SWIFT : эта информация наверняка окажется полезной при автоматизации валютных платежей.

Прочие особенности . Здесь я просто перечислю ряд небольших отличий в учете, знание о которых может быть полезно читателю.

  • Выбытие ОС и ТМЦ (безвозмездно). Эта операция осуществляется через транзитный счет (61209). Он используется как дебет списываемой стоимости и кредит для учета расходов.
  • В некоторых случаях может применяться разделение учета по ответственным (бухгалтерам). Оно может понадобиться для усиления контроля над ведением учета. Разделение относится не только к первичным, но и к регламентным операциям, т.е. похоже на отдельное измерение.
  • В актах сверки операции поступления РБП могут отражаться не полностью, а только на ту часть, которая была амортизирована.

Пример плана счетов .

Корреспондентские счета

Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России

Корреспондентские счета в кредитных организациях-корреспондентах

Корреспондентские счета в банках-нерезидентах

Счета кредитных организаций по другим операциям

Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России

Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в иностранной валюте, перечисленные в Банк России

Незавершенные расчеты по операциям, совершаемым с использованием платежных карт

Прочие счета

Физические лица

Счета физических лиц-нерезидентов

Начисляемые банком проценты по кредитам, в целях налогообложения прибыли относятся к внереализационным доходам банка. Их налоговый учет в банке осуществляется в соответствии со статьями 290, 328 Налогового Кодекса РФ.

Налоговый учет процентов, начисляемых и получаемых банком, отличается от их бухгалтерского учета. Связано это с различием принципов признания банком процентных доходов для целей налогового учета и целей бухгалтерского учета. Хотя банки отражают доходы в виде процентов в бухгалтерском учете по методу начисления, на счета доходов банка, участвующих в налогообложении прибыли, попадут не все начисленные проценты по кредитам, а только те, получение которых, признано банком определенным.

В то время как для целей налогообложения прибыли учитываются все начисленные проценты.

В соответствии со ст. 328 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан отразить в составе доходов сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца, рассчитанную, в соответствии с условиями договора.

Следует отметить, что положения статьи 40 Налогового Кодекса РФ, регулирующей определение доходов исходя из рыночных цен, не распространяются на деятельность банков в отношении установления процентных ставок по кредитным договорам (Письмо Минфина РФ от 21 апреля 2011 г. N 03-02-07/1-134). Таким образом, для целей налогообложения прибыли, нет необходимости анализировать установленные по кредитным договорам процентные ставки в целях их соответствия рыночным ценам, в порядке, установленном данной статьей. Соответственно налоговый учет в банке предполагает включение в налоговую базу суммы процентов, начисленные по кредитам в размере, установленном условиями договора.

Учитывая вышеизложенное, рассмотрим порядок определения доходов, в виде процентов по кредитам, для расчета налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

Вся сумма процентов начисленных банком, в отношении которых имеется определенность в получении, будет отражена на балансе банка на счетах доходов 70601 (символа 11101-11119). Таким образом, для целей налогообложения необходимо взять полностью сумму, отраженную на данных счетах, на отчетную дату.

Далее, проценты по кредитам, начисленные банком, в отношении которых имеется неопределенность в получении, отражается банком на внебалансовых счетах 91604. Сумму данных процентов тоже необходимо учесть в расчете налогооблагаемой базы: как уже было сказано выше, для целей налогообложения учитываются все начисленные проценты, вне зависимости от вероятности их фактического получения банком.

В связи с тем, что налоговым периодом налога на прибыль является год, остаток на счете 91604 на отчетную дату (например, на 01.04), необходимо скорректировать, отняв от него сумму остатка на данном счете на начало отчетного года (на 01.01). Проанализировав порядок работы и характеристики счета 91604 легко понять смысл данной корректировки: сумма процентов на нем отражена нарастающим итогом, следовательно, на 1 января текущего отчетного года на нем будет отражена сумма процентов, относящаяся к прошлым отчетным периодам. Отняв от суммы процентов, начисленных на счете 91604 на отчетную дату (например на 01.04) сумму процентов начисленную на начало года (на 01.01) мы получаем сумму процентов начисленную за отчетный налоговый период. Эту сумму мы и включаем в налоговую базу.

Таким образом, общая сумма процентов по кредитам,рассчитываемая нарастающим итогом с начала года и включаемая в расчет налогооблагаемой базы на отчетную дату равна:

70601 (по символам 11101-11119) + 91604 (на отчетную дату) – 91604 (на 01.01 отчетного года)

В соответствии с положениями статьи 328 Налогового Кодекса, налоговый учет в банке должен обеспечить аналитический учет сумм доходов в виде процентов.

В связи с этим налоговый регистр должен содержать нижеследующие сведения в разрезе каждого кредитного договора: период начисления процентов, процентная ставка, установленная договором, дата признания дохода,дата его отнесения на счета доходов, сумму процентов, начисленных за отчетный период, иные сведения по усмотрению банка. Примерная форма налогового регистра доходов в виде процентов по кредитам приведена здесь.