П 27 стандарта основные средства. Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета и другие нововведения, важные для бухгалтеров. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года для госсектора должны применять все учреждения. С 1 января 2018 года начнут действовать пять стандартов. Расскажем, как повлияют новые федеральные стандарты на изменения в бюджетном учете с 2018 года, и как ввести в действие федстандарт по основным средствам.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета с 2018 года

С 1 января 2018 года все учреждения должны начать применять пять новых федеральных стандартов учета, утвержденные приказами Минфина от 31.12.2016:

  1. (№ 256н).
  2. (№ 257н).
  3. (№ 258н).
  4. (№ 259н).
  5. (№ 260н).

Единый портал Федеральных стандартов учета госсектора

Эксперты Системы Госфинансы и разработчики стандартов учета совместно подготовили .

Чтобы получить подробные разъяснения, комментарии разработчиков и ответы на вопросы,

Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета

Новая программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета утверждена приказом Минфина России от 31.10.2017 № 170н. Она вступила в силу 11 декабря 2018 года.

Согласно новой программе разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета 24 стандарта постепенно введут в действие в 2019-2020 гг. В частности:

  1. Учетная политика, оценочные значения и ошибки.
  2. События после отчетной даты.
  3. Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах.
  4. Отчет о движении денежных средств.
  5. Непроизведенные активы.
  6. Доходы и др.

Полезный материал в статье

Федеральные стандарты бухгалтерского учета для госсектора с 2018 года

Переход на федеральные стандарты бухгалтерского бюджетного учета

С каждым из стандартов связаны изменения в бюджетном учете в 2018 году. Поэтому уже сейчас бухгалтерам предстоит разобраться в общих методологических правилах применения федеральных стандартов 2018, внести изменения в учетную политику и рабочий план счетов. Все методы учета, которые имеют несколько вариантов, опишите в вашей учетке. Выберите из них тот, который будете использовать на практике.

Федеральный стандарт Основные средства в 2018 году

Бюджетный учет основных средств в 2018 году изменится – учреждения будут учитывать ОС по-новому. Готовиться нужно уже сейчас, так как в январе придется не только перестраивать учет, но и составлять годовую отчетность.

Чтобы не начать финансовый год с аврала, до конца года:

  • проанализируйте все основные средства, которые учтены на балансе. Поскольку часть из них предстоит перевести на забаланс, а на балансе оставить только активы;
  • выберите малоценное имущество, которое можно объединить в один объект. Так вы упростите учет и избавитесь от многочисленных инвентарных карточек и номеров;
  • решите, какое имущество имеет смысл разделить на отдельные инвентарные объекты. Например, компьютеры. Это позволит более качественно контролировать имущество, да и списывать его станет проще.

Минфин России в письме от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 довел методические указания, как внедрить стандарт в учет, а также все переходные положения СГС «Основные средства» по вопросам отражения недвижимости в бухучете.

Учтите, что изменится подход к оценке стоимости основных средств. Будет семь видов стоимости, по которой ОС отражают в учете. Два из них совершенно новые в бюджетном учете с 2018 года – это справедливая и переоцененная стоимость. Остальные пять знакомы бухгалтерам. Однако применять их придется по новым правилам.

Подробнее про Федеральный стандарт «Основные средства» читайте в .

Стандарт Аренда № 258н

Новыми федеральными стандартами 2018 года предусмотрен еще один отдельный порядок учета для арендованного имущества. Если учреждение берет или предоставляет во временное владение и пользование либо во временное пользование имущество, с 1 января 2018 года его нужно отразить по стандарту «Аренда». Такие сделки оформляют по договорам аренды, имущественного найма либо безвозмездного пользования. Чтобы верно отразить имущество в учете, сначала нужно определить, к какому виду относится аренда: к операционной (нефинансовой) или неоперационной (финансовой).

Федеральный стандарт не применяйте в 2018 году, если учреждению предоставляют:

  • в пользование участки недр для геологического изучения недр, разведки или добычи полезных ископаемых: нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов;
  • временное владение и пользование или во временное пользование биологические активы;
  • временное пользование нематериальные активы: материальные носители с результатами интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Имущество, которое учреждение получило в пользование при неоперационной аренде, отражают в составе основных средств. Одновременно бухгалтерия признает в учете обязательство – кредиторскую задолженность по аренде на дату классификации объекта.

Стоимость, по которой имущество учитывают, складывается из арендной платы и затрат, связанных с ведением переговоров по заключению договора аренды. Это, например, расходы на агентское вознаграждение или оплату юридических услуг по ведению переговоров, при подготовке и заключении договора.

С 2018 года организации госсектора должны перейти на учет объектов основных средств согласно Федеральному стандарту бухучета «Основные средства», утвержденному приказом Минфина от 31 декабря 2016 № 257н и зарегистрированному в Минюсте 27 апреля 2017.

По данному вопросу уже написано множество статей, однако такие масштабные переходы всегда вызывают огромное количество вопросов. Давайте разберем, что же в итоге поменялось и какие действия необходимо было совершить для правильного перехода к Стандарту.

Стандарт предусматривает отражение в составе объектов основных средств материальных ценностей при удовлетворении следующих критериев:

  • сроки полезного использования более 12 месяцев (независимо от стоимости);
  • предназначены для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления, пользования имуществом по договору аренды либо по договору безвозмездного пользования;
  • >используются в целях выполнения государственных полномочий, осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета, являющихся активами (в соответствии с критериями, установленными Стандартом «Концептуальные основы»);

Материальные ценности можно отнести к объектам ОС, если:

Таким образом, мы видим, что изменились критерии отнесения объектов к ОС. Что следует предпринять главному бухгалтеру в связи с этим?

По каждому объекту имущества необходимо решить, относится ли он к активам или нет, а затем отразить данную информацию в инвентаризационных документах. Если вы не успели отразить данные сведения в рамках проведения годовой инвентаризации - переделывать ничего не надо.

Но для перехода на стандарты придется дополнительно провести анализ по всем объектам имущества на предмет их соответствия понятию «актив».

Также с 1 января 2018 года меняется состав аналитических счетов по счету 101 «Основные средства».


Перевод объектов в иную группу надо будет отразить уже после составления отчетности за 2017 год в межотчетный период на основании Бухгалтерской справки с использованием счета 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных », согласно Письму Минфина России от 30 ноября 2017 г. N 02-07-07/79257.

Еще одно новшество: федеральный стандарт обязывает начислять амортизацию даже на те объекты, которые простаивают, временно не используются или подготовлены для дальнейшего списания. Исключением являются только те объекты, остаточная стоимость которых сравнялась с нулем. Ранее, согласно Инструкции № 157н мы могли приостанавливать начисление амортизационных сумм в такие периоды.

Федеральный стандарт также изменил пороги первоначальной стоимости для малоценных ОС. Объекты стоимостью до 10 000 рублей теперь учитываются на забалансовом счете, амортизация на них не начисляется. Ранее действовал лимит в 3 000 рублей.

Для объектов стоимостью в интервале от 10 000 до 100 000 рублей амортизация равна 100% первоначальной стоимости в момент ввода объекта в эксплуатацию. Отдельное правило для библиотечного фонда - сумма амортизации на объекты библиотечного фонда стоимостью до 100 000 рублей рассчитывается и начисляется в 100% размере в момент ввода в эксплуатацию. Для объектов дороже 100 000 рублей суммы амортизации определяются согласно выбранному учреждением методу. Ранее, данный порог приравнивался к сумме в 40 000 рублей.

В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения» данные изменения реализованы, начиная с релизов 1.0.49.4 и 2.0.53.22.

Мы рассмотрели в данной статье малую часть изменений, касающихся учета ОС в 2018, но тот основной минимум, который необходимо принимать во внимание, начиная с 1 января 2018 года.

Выход дополнительных комментариев, пояснений и рекомендаций от Минфина и их реализацию в программе «1С Бухгалтерия государственного учреждения» мы обязательно осветим в последующих статьях.

Какие нововведения бухгалтерского учета ожидают российских бухгалтеров в ближайшем будущем? Статья познакомит с изменениями законодательства, о которых следует знать бухгалтеру при ведении учета во втором полугодии 2018 года, а также расскажет о перспективах перехода на новые федеральные стандарты бухгалтерского учета.

Самые важные изменения 2018 года

Краткий обзор последних новостей законодательства представлен в сжатом виде.

Изменения в бухучете с 2018 года (таблица).

Что изменилось

Дата изменений

Нормативный документ

Комментарий

Увеличилось количество участников пилотного проекта по ФСС

Работники еще шести регионов будут обращаться за получением пособий непосредственно в ФСС.

Введен новый ГОСТ по оформлению документов

Уточнены требования к оформлению документов, изменен состав реквизитов первичного документа, в частности, «гриф секретности» позволит ограничить доступ к документу.

В Краснодарском крае введен курортный сбор

Закон Краснодарского края от 27.11.2017 № 3690-КЗ

Гражданам РФ и иностранцам, отдыхающим в Анапе, Геленджике, Сочи, Горячем Ключе и в поселках Туапсинского района, предстоит заплатить сбор в размере 10 рублей за сутки.

МРОТ повышен до 11 163 рублей в месяц

Повышение МРОТ отразится на расчете больничных, детских пособий, отпускных и других выплатах.

Заработал электронный сервис «Прозрачный бизнес»

На первом этапе работы сервис предоставит информацию о среднесписочной численности работников, спецрежимах, участии в консолидированной группе налогоплательщиков.

Расширен перечень дорогих автомобилей, облагающихся транспортным налогом в повышенном размере.

Информация Минпромторга России

При уплате авансового платежа по транспортному налогу следует проверить, нет ли на балансе Hyundai Genesis G80 Premium, Lexus ES350 3,5 Premium и других моделей из перечня.

Новые федеральные стандарты бухгалтерского учета 2018

Более глобальные изменения в сфере бухгалтерского учета следует ожидать с вводом в действие новых федеральных стандартов бухгалтерского учета (ФСБУ), над созданием которых работает Минфин и специализированные некоммерческие организации. Очередной Приказ Минфина России № 83н от 18.04.2018 утвердил обновленную программу разработки ФСБУ на 2018-2020 гг.

Данный документ предусматривает появление 19 новых ФСБУ, а также внесение изменений в ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций" , ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи" и "ПБУ 16/02 "Информация по прекращаемой деятельности" .

Запланировано, что в 2020 году вступят в силу несколько ФСБУ, в числе которых: «Основные средства», «Нематериальные активы», «Дебиторская и кредиторская задолженность (включая долговые затраты)» и т. д.

Однако вначале бухгалтерам предстоит освоить федеральный стандарт «Запасы», разработанный Фондом развития бухучета «Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр"», обязательное применение которого предполагается с 2019 года. Стандарт «Запасы» заменит ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" . Чтобы при переходе на новый стандарт избежать ошибок в бухучете и бухгалтерской отчетности за 2019 год, с его положениями лучше ознакомиться заранее.

Так, например, проект стандарта предполагает особенности формирования себестоимости запасов, приобретенных на условиях отсрочки (рассрочки) платежа на период, превышающий 12 месяцев или установленный организацией меньший срок. Формировать себестоимость запасов придется исходя из суммы, которая была бы уплачена организацией при отсутствии указанной отсрочки (рассрочки), а это потребует дополнительных расчетов и приведет к необходимости применения норм ПБУ 18/02.

Введение в действие ФСБУ кардинально изменит жизнь бухгалтерского сообщества, предстоит значительно перестроить устоявшуюся систему учета. Этот процесс пройдет безболезненно, если знакомство с новыми стандартами начать заблаговременно.

Стандарты бюджетного учета: Основные средства

В 2018 году начнется поэтапный запуск стандартов бухгалтерского учета. На данный момент принято и опубликовано пять из них.

Знакомство начнем со стандарта - «Основные средства». Что изменится в учете основных фондов в 2018 году?

Новый стандрат утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н. Изменения вступили в силу с 1 января 2018 года.

О том, как перенести остатки по основным средствам на новые счета читайте в статье .

Изменится группировка ОС: нежилые помещения объединяются в одну группу с зданиями и сооружениями, у многолетних насаждений появляется отдельная группа, тогда как раньше их, как правило, относили к прочим ОС. А вот библиотечный фонд в отдельную группу выделяться не будет. Новая группировка основных средств не соответствует напрямую введенному недавно , как это было раньше.

В стандарте "Основные средства" повышены границы стоимости ОС, при определении порядка начисления амортизации. Однако, пересчитывать амотризацию для имущества, принятого к учету до 01.01.2018г. не нужно!

Для библиотечного фонда отдельное правило - 100% амортизация при стоимости до 100 тысяч.

На основные средства стоимостью от 10 до 100 тысяч рублей амортизация будет начисляться в размере 100%, при выдаче в эксплуатацию, так же как и раньше на объекты от 3 до 40 тысяч рублей.

А вот с основными средствами свыше 100 тысяч не так однозначно. Со вступлением Стандарта в силу, Вам необходимо самостоятельно определять метод начисления амортизации для таких ОС.


На что ориентироваться при выборе метода начисления амортизации?

Для ОС стоимостью свыше 100 тысяч рублей, выбирать способ следует в зависимости от того, как и для чего будет использоваться объект. Т.е. метод должен наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала.

Например, если оборудование часто используется при оказании услуги и быстро изнашивается, можно начислять амортизацию исходя из объема услуг.

Всего в 2018 году нужно будет выбирать из трех методов:

  1. Линейный метод – амортизация начисляется равномерно в течение срока полезного использования
  2. Метод уменьшаемого остатка – исходя из остаточной стоимости объекта на начало отчетного года и нормы амортизации
  3. Пропорционально объему продукции – исходя из ожидаемого использования или ожидаемой производительности актива

Важно!

🔹 Метод начисления амортизации объекта может быть изменен, но только один раз в году – 1 января.

🔹 Можно использовать все три способа начисления амортизации для разных групп основных средств, обязательно прописав это в учетной политике организации.

🔹 В отчетности за 2018 год информация по основным средствам будет более подробной, чем сейчас. Поэтому важно обеспечить аналитический учет объектов, например, в соответствии с методом начисления амортизации и определения сроков полезного использования.

В связи с вступлением в силу с 01.01.2018 Федерального стандарта "Основные средства" требуется ли комиссии по поступлению и выбытию активов оформлять "Протокол заседания комиссии по поступлению и выбытию активов" в случае приобретения (за счет бюджетных или внебюджетных средств учреждения) основных средств у сторонних организаций, в котором определяется срок полезного использования, категория основного средства, признак основного средства, амортизационная группа и т.д.
Если не нужно оформлять данный протокол, то в каком случае необходимо оформлять комиссии по поступлению и выбытию активов "Протокол заседания комиссии по поступлению и выбытию активов" в муниципальном автономном учреждении г. Перми?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Решение Комиссии о принятии к учету основного средства должно быть оформлено первичным (сводным) учетным документом, унифицированная форма которого утверждена Минфина России от 30.03.2015 N 52н.
В случае если собственником имущества публично-правового образования, на базе которого создано государственное (муниципальное) учреждение, либо локальным актом учреждения установлены какие-либо требования к содержанию и оформлению протоколов Комиссии при принятии к учету объектов основных средств, переход на применение СГС "Основные средства" никак не влияет на порядок оформления указанных протоколов.

Обоснование вывода:
Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденный Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - СГС "Основные средства"), устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Порядок документального оформления операций по поступлению и выбытию основных средств непосредственно положениями СГС "Основные средства" не урегулирован.
Положения СГС "Основные средства" применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности, установленной в соответствии с бюджетным законодательством РФ, в частности Инструкций, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - N 157н (п. 3 СГС "Основные средства", п. 1 Методических рекомендаций по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", доведенных Минфина России от 15.12.2017 N 02-07-07/84237).
Требование о наличии решения комиссии по поступлению и выбытию активов (далее - Комиссия) в целях принятия к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации (в том числе в результате принятия решения об их списании), установлено положениями Инструкции N 157н. Согласно указанной норме решение Комиссии должно быть оформлено первичным (сводным) учетным документом, унифицированная форма которого утверждена Минфина России от 30.03.2015 N 52н (п. 7 Инструкции 157н, п. 25 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного Минфина России от 31.12.2016 N 256н). При этом порядок формирования и работы самой Комиссии, а также порядок оформления документов, подтверждающих обоснованность принятых Комиссией решений, не является предметом регулирования СГС "Основные средства" и N 157н.
В случае, если собственником имущества публично-правового образования, на базе которого создано государственное (муниципальное) учреждение, либо локальным актом учреждения установлены какие-либо требования к содержанию и оформлению протоколов Комиссии при принятии к учету объектов основных средств, переход на применение СГС "Основные средства" никак не влияет на порядок оформления указанных протоколов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.