Договорные отношения на рынке экологических услуг. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Пути развития экологического рынка

УДК 330.15

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ РЫНОК» И ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Д. Г. Вержицкий, С. Н. Часовников

THE FORMATION OF THE TERM ‘ECOLOGICAL MARKET’, AND ITS ROLE IN THE MODERN CONDITIONS

D. G. Verzhitsky, S. N. Chasovnikov

В статье рассматривается процесс формирования понятия «экологический рынок», основные подходы к его определению, приводится уточненное определение данного понятия. Акцентируется роль экологического рынка в экологизации современной экономики

The article is devoted to the formation of the term ‘ecological market’. The major approaches to the definition of the term are analyzed. The term is being clarified. The role of the ecological market in the process of modern economy ecologization is accented.

Ключевые слова: устойчивое развитие, экологизация экономики, экологическая политика, инструменты экологизации, экологический рынок, сегменты экологического рынка.

Keywords: sustainable development, economy ecologization, ecological policy, ecologization instruments, ecological market, segments of ecological market.

Основой экономического развития человечества на протяжении всего периода его существования являются природные ресурсы. Без их использования невозможны производственные процессы, являющиеся основой экономики любой страны. Увеличение потребления природных ресурсов, которое является необходимым условием технологического прогресса и экономического роста, приводит к двум ключевым последствиям. С одной стороны, оно ведет к истощению запасов природных ресурсов, а с другой - к росту масштабов загрязнений и деградации окружающей среды. Уже сейчас мировое сообщество обеспокоено проблемой истощения основных энергетических ресурсов: нефти, природного газа, угля. Параллельной ей является проблема деградации окружающей среды, вызываемая добычей и использованием природных ресурсов.

Вышеуказанные проблемы приобретают все большую актуальность на фоне факта ежегодного роста мировой экономики. Даже с учетом мирового финансового кризиса, замедлившего развитие мировой экономики (по оценкам МВФ темп прироста мирового ВВП в 2009 году составил - 1,1 %), дальнейший тренд развития мирового хозяйства - положительный. Таким образом, в перспективе проблема экологически устойчивого экономического развития остается актуальной для мирового сообщества в целом.

Понимание глобального противоречия существующей культуры потребления природных ресурсов и экологических возможностей окружающей среды привело к возникновению концепции устойчивого развития. Концепция (отлат. сопсерйо - понимание, система) - определенный способ понимания трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения . Таким образом, концепция устойчивого развития является своеобразной «отправной точкой» современных процессов экологизации, определяющей суть и тренды процессов трансформации мировой экономики. Вытекающим из концепции устойчивого развития понятием является термин «экологизация». На сегодняшний

день однозначное толкование данного понятия в отечественной и зарубежной науке отсутствует. Дефиниции «экологи-зации» встречаются в трудах А. Е. Игнатьева, О. А. Веклич, Л. Г. Мельника, О. Ф. Балац-кого, Б. В. Ященко. При этом экологизация определяется и как «процесс разрешения возникающих эколого-экономических противоречий взаимодействия общества и природы» и как «процесс совершенствования организационно-экономических отношений, отношений собственности, а также развития производственных сил на экологической основе» . Глоссарий научно-информационного портала ВИНИТИ РАН содержит следующее определение: «экологизация - процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и т. д. Он означает не только внедрение ресурсосберегающих технологий, очистных систем, принципа «загрязняющий платит», но прежде всего осознание конечности нашей планеты, суши и океана, экологического пространства и естественной биоты и существование предела антропогенной деформации естественной окружающей среды, за которым наступает экологическая катастрофа и возникает проблема выживания человека как вида» .

Таким образом, термин «экологизация» несет в себе следующие ключевые аспекты. С одной стороны, речь идет о сохранении качества природной среды (так называемой экологичности, т. е. способности чего-либо существовать и функционировать, не причиняя или минимизируя негативное влияние на окружающую среду), а с другой - о повышении эффективности использования ресурсов (ресурсоэффек-тивности). Подобный вывод совпадает со взглядами известных авторов работ об экологическом менеджменте и, в первую очередь, с Г. С. Ферару, который определяет термин «экологизация менеджмента» как «инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и про-

грамм, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости» .

Итак, одной из наиболее актуальных задач экономики государства является экологизация его экономической жизни для обеспечения устойчивого развития. В свою очередь, экологизация подразумевает сохранение, улучшение качества окружающей среды, и вместе с тем повышение ресурсоэффективности экономики. Дефиниция понятия «качество окружающей среды» содержится в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Согласно этому нормативному источнику, «качество окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью» . Вместе с тем закон определяет понятие «благоприятная окружающая среда», под такой средой подразумевается «окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов» .

Достижение экологизации экономики государства является целью экологической политики. Представляя собой комплекс определенных мер, осуществляемых государством в лице компетентных органов, экологическая политика является сочетанием двух групп методов: административного и рыночного регулирования. С учетом тенденций глобализации, все более актуальными становятся вопросы создания условий для возникновения самоподдерживающейся рыночной системы, способствующей экологизации экономики государств.

Мировое сообщество с 90-х годов XX века пытается создать такие условия, в которых повышение экологичности бизнеса было бы выгодным для субъектов экономики. Формирование рыночного механизма, стимулирующего экологизацию деятельности предприятия, нашло отражение в понятии «экологический рынок». Необходимо отметить тот факт, что в современной экономической науке существуют различные определения указанного понятия. Как явление экологический рынок возник в зарубежных странах. В 90-х годах ХХ века наблюдался расцвет «инвайронментализма» в странах Европы, США, Японии, при этом в указанных регионах возникали не просто отдельные предприятия, занимающиеся экологическим предпринимательством, а происходило формирование целых отраслей национальной экономики, ориентировавших свою деятельность на производство и внедрение экологических инноваций.

В западных источниках широко используется термин «environmental market», что является эквивалентом русскоязычному понятию «экологический рынок». Первые упоминания о внедрении рыночных механизмов в процессы природопользования содержатся в трудах T. Д. Крокера (США, 1966 г.), и Д. Х. Дэйлза (Канада, 1968 г.) . Оба автора указывали на возможность рыночного оборота прав на использование природных ресурсов, а также прав на выброс загрязняющих веществ. В 1972 году Д. Монтгомери (США) в своем труде доказал экономическую эффективность предложенных вышеуказанными ав-

торами инструментов эколого-экономического регулирования . Проблема практического внедрения подобных рыночных механизмов была разработана Р. Ханом и Р. Ноллом (США, 1982 г.) . Однако необходимо отметить тот факт, что все указанные авторы в своих трудах рассматривают в основном механизм рыночного распределения квот на выбросы веществ-загрязнителей.

Понимание экологического рынка как системы взаимосвязанных элементов, включающей ряд видов деятельности, способствующих экологизации хозяйственной жизни, сформировалось в 90-х годах

ХХ века и связано с деятельностью международных организаций, таких, как ЮНКТАД, ВТО, ОЭСР. С середины 90-х годов указанные организации в своих статистических изданиях публикуют информацию о размерах «экологического сектора» («environmental sector, environmental industry»). Наиболее общее определение этого понятия дано в 1994 году Европейской комиссией: «экологические отрасли состоят из фирм, производящих товары и услуги, предназначенные для измерения, предотвращения, ограничения или устранения вреда, наносимого окружающей среде, такого, как загрязнение воды, воздуха, почвы, а также для решение проблем отходов и шумового загрязнения. Такие отрасли включают в себя чисты технологии, минимизирующие расход ресурсов и масштабы загрязнений» . Подобным определением пользуются в своей деятельности ОЭРС и Евростат . Министерство международной торговли и производства Японии использует термин «eco-business» и определяет его как «секторы экономики, потенциально способные помочь сокращению экологической напряженности» (1994 г.) . ОЭСР в своем издании «The global environmental goods and services industry» (1995 г.) приводит статистику развития мирового экологического рынка (global environment market), отождествляя его с обращением активов, продуцируемых экологическим сектором .

Необходимо отметить тот факт, что к настоящему времени воззрения на сущность экологического рынка и сектора за рубежом не претерпели значительных изменений. Так, рейтинговое агентство Financial Times разработало серию индексов, характеризующих состояние экологического рынка (FTSE Environmental Markets Index Series) при этом, для целей составления индексов под участниками экологического рынка понимаются «компании, производящие продукцию и услуги, способствующие решению экологических проблем, включая экологические технологии, называемые также «чистыми технологиями» . В указанную систему входят 12 индексов, 4 из которых являются региональными, а 8 иллюстрируют состояние отдельных сегментов экологического сектора.

С развитием экологического рынка, появлением новых объектов обращения происходит расширение самой трактовки исследуемого понятия. Так, современные ученые С. Гринхал, С. Уолкер, Б. Ли, Т. Стефенс, Р. Д. Синклар (Новая Зеландия, 2010 г.) трактуют экологический рынок как систему регулятивных и автономных рынков, на которых обращаются блага экологического назначения, включая множественные транзакции прав на выбросы и производных от них

финансовых инструментов . При этом авторы определения под регулятивным рынком понимают «рынки, создаваемые и регулируемые государством, служащие для исполнения государственных функций», а под автономными рынками - «рынки, движимые предпочтениями потребителей, возникающие самостоятельно, без государственного вмешательства» . Особенность указанного подхода заключается во включении в экологический рынок торговли квотами на выбросы веществ-загрязнителей.

Итак, обобщая приведенные выше подходы, можно констатировать факт того, что в зарубежных источниках экологический рынок трактуется прежде всего как сфера обмена продукцией экологического сектора, то есть такой отрасли экономики, которая производит товары и услуги, способствующие сокращению негативного антропогенного влияния на окружающую среду.

В условиях российской экономической реальности трудно говорить о существенных успехах в сфере экологизации. Лишь в последние годы вопросы экологически безопасного экономического развития признаются настолько актуальными, чтобы начать разработку практических механизмов их решения. Результатом этого является относительно неглубокая степень исследования таких вопросов в российской науке. Во многом именно этим фактом обосновывается чрезмерно широкая трактовка понятия «экологический рынок». Ряд авторов под этим термином понимает рынок экологически чистых товаров, произведенных в соответствии с мировыми стандартами охраны окружающей среды. Немногочисленная группа ученых, говоря об экологическом рынке, имеет в виду механизм, обеспечивающий обращение определенной категории экономических благ. Так, по мнению Н. Ф. Реймерса , экологический рынок - это подчиненная законам стоимости, спроса и предложения сфера трудового и товарно-денежного обращения, где свободно формируется спрос, предложение и цена на продукцию природоохранного назначения. Кроме того, наряду с термином «экологический рынок», имеет хождение понятие «рынок экологических услуг». В частности, редактор книги «Современные региональные рынки: теория, практика, инновации»

А. Н. Маликов указывает на то, что «на рубеже XX и

XXI вв. произошло интенсивное становление нового рынка - рынка экологических услуг, включающего в себя экологическое страхование, экологический аудит, торговлю правами на загрязнение и выбросы и т. п.» . Автор серии статей «Предпринимательство и инновации», д-р техн. наук, профессор университета Российской академии образования А. И. Чулок, говоря о формировании экологического рынка, выделяет семь областей, в рамках которых проявляется это явление:

1. «научно-техническая (рынок интеллектуальной продукции в области создания и использования наукоемких и высокотехнологичных, экологически безопасных, малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств, а также новых экологических товаров);

2. финансовая (развитие экологических банков, фондов, привлечение инвестиций в экологическую сферу и управление капиталом);

3. учетная (бухгалтерский, финансовый и управленческий экологический учет, отчетность по экологическим показателям);

4. аудиторская (при экологической экспертизе и приватизации предприятий; при экологической паспортизации, сертификации и подготовке соглашений о разделе продукции; экоаудит недропользования и т. д.);

5. страховая (экологическое страхование ответственности предприятий и собственников, владельцев, пользователей - источников повышенной экологической опасности);

6. коммерческая (экологический маркетинг природных ресурсов и экологически чистой продукции; экологическая сертификация, стандартизация и учет);

7. организационно-административная (совершенствование структуры предприятия и оптимизация организационно-экономических методов природопользования)» .

Проанализировав вышеуказанные подходы к определению понятия «экологический рынок», можно отметить тот факт, что в зарубежных источниках указанное понятие используется давно (с 90-х годов ХХ века), причем его содержание частично закреплено в директивах и методических рекомендациях международных организаций, таких, как ОЭСР, Евростат. Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция расширения содержания исследуемого понятия, связанная с развитием локальных и глобальных рынков квот на выбросы веществ-загрязнителей. В российской науке вопрос о сущности экологического рынка характеризуется относительно слабой степенью исследования. Одни российские авторы, говоря об экологическом рынке, имеют ввиду рынок товаров (Н. Ф. Реймерс), другие трактуют экологический рынок как рынок услуг (А. Н. Маликов), третьи (А. И. Чулок) рассматривают его в наиболее общем ключе, говоря об областях или видах деятельности, которыми охватывается это явление. Все это говорит о слабости теоретического обоснования исследуемого феномена. При этом необходимо учитывать тот факт, что некоторые из указанных точек зрения сформировались достаточно давно (в 90-е годы), когда в российской экономике подобные виды деятельности либо отсутствовали вовсе, либо были настолько неразвиты, что не обладали должной степенью актуальности.

Исходя из вышесказанного, констатируем факт того, что введенное в экономический обиход определение понятия «экологический рынок» нуждается в уточнении.

Говоря об определении экологического рынка, принципиальным является вопрос определения круга объектов обращения. По нашему мнению, объектом обращения на экологическом рынке являются активы природоохранного назначения. При этом под активами природоохранного назначения мы понимает технологии экологизации (которые являются объектом купли-продажи в виде объектов интеллектуальной собственности или воплощаются в конкретных това-

рах), товары экологизационного назначения (основные и оборотные средства предприятий, используемые для экологизации деятельности), экологические услуги (услугу понимаем как деятельность, направленную на удовлетворение потребностей других лиц, в процессе выполнения которой не создается новый материально-вещественный продукт), а также квоты на выбросы веществ загрязнителей (которые в зарубежной практике обращаются в виде производных ценных бумаг: фьючерсов и опционов на выбросы). При этом, квоты на осуществление выбросов веществ-загрязнителей нельзя отождествлять с товарами ввиду отсутствия у них материально-вещественной формы. Они также не являются услугами, ввиду того, что их производство отделимо во времени от их потребления (услуга же потребляется непосредственно в момент ее оказания).

Таким образом, с нашей точки зрения, необходимо уточнить понятие «экологический рынок» и определить его следующим образом: экологический рынок -механизм, обеспечивающий обращение объектов интеллектуальной собственности, товаров, услуг экологизационного назначения, а также прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей. По нашему мнению, подобное уточнение термина способствует более четкому пониманию сути рассматриваемого экономического явления, а также характеризуется должной степенью «емкости».

Указанное определение экологического рынка позволяет осуществить его классификацию по объектам обращения. А. Л. Субботин определяет классификацию как «состоявшуюся систему знания, понятия которой означают упорядоченные группы, по которым распределены объекты некоторой предметней области на основании их сходства в определенных свойствах» . Он также говорит о том, что «классификацию отличает от самого точного и совершенного описания наличие трех отчетливо обозначенных структурных элементов: множества установленных групп подобных объектов; оснований, по которым объекты объединяются в группы; принципа или закона, согласно которому все группы соединяются, организуются в единую систему» . Исходя из приведенных выше методологических положений, экологический рынок по объектам обращения можно классифицировать следующим образом:

Рынок объектов интеллектуальной собственности экологизационного назначения;

Рынок товаров экологизационного назначения;

Рынок услуг экологизационного назначения;

Рынок прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей.

Отметим тот факт, что предлагаемая нами классификация частично соотносится с элементами экологического сектора, выделяемыми в статистической отчетности ОЭСР и Евростата. Отличительной особенностью предлагаемой классификации является включение рынка прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей в структуру экологического рынка. Отсутствие данного элемента в статистике ОЭСР и Евростата объясняется тем, что рынки квот на выбросы функционируют не во всех странах, а некоторые из них основаны на международных согла-

шениях с ограниченным сроком действия (например, Киотском протоколе), таким образом, включение их в отчетность неоправданно.

Понятие «экологический рынок» - новелла современной экономики, однако частота и сфера его применения неуклонно расширяются. Спрос на экологическом рынке формируют предприятия, осуществляющие экологизацию собственной деятельности. Мотивы экологизации могут быть различными: необходимость соответствовать установленным законом стандартам (ПДК, ПДВ), стремление получить положительный экономический эффект от сокращения потребления ресурсов, желание повысить имидж компании, возможность реализации полученных сокращений выбросов на рынке квот. Таким образом, экологический рынок - механизм, обеспечивающий максимально экономически выгодную экологизацию экономики страны, региона, отдельной фирмы.

Понимание экологического рынка как автономного экономического института, применение к нему системного подхода позволяют на практике сформировать механизм экологизации экономики, который включает в себя стимулы к ресурсосбережению и средства достижения положительного эколого-эконо-мического эффекта. Применение отдельных инструментов государственного эколого-экономического регулирования (платности природопользования, института юридической ответственности за нанесение ущерба окружающей среде) в условиях реальной экономической действительности не может оказаться эффективным. Создавая стимулы экологизации, необходимо предложить участникам рынка экономически приемлемый способ их реализации. Именно таким механизмом и является экологический рынок. Указанная выше дефиниция данного термина позволяет сформировать систему эколого-экономических отношений по распределению экологических активов, основанную на рыночных принципах и свободной конкуренции, а значит, сделать процесс экологизации реальным и эффективным.

Развитие экологического рынка в стране или отдельно взятом регионе способствует решению многих проблем в сфере рационализации природопользования. На сегодняшний день в России отсутствует система критериев, позволяющая судить об экологичности того или иного предприятия. Существующий механизм экологической экспертизы (как государственной, так и общественной) также не является эталоном эффективности. Экологический рынок в своем развитии способствует решению этих проблем. Результатом появления рыночного механизма, в рамках которого происходит обращение активов природоохранного назначения, является развитие системы экологического мониторинга (верификации), основанной на рыночных началах. В условиях, когда предприятия заинтересованы в экологизации своей деятельности, они заинтересованы и в корректном измерении параметров своего влияния на окружающую среду.

Приходится признать, что применяемые на сегодняшний день в России меры эколого-экономического регулирования не всегда являются эффективными. Увеличение расходов бюджета на охрану окружаю-

щей среды не обеспечивает тотального улучшения ее качества в долгосрочной перспективе. Отсутствие рыночных механизмов стимулирования процессов экологизации бизнеса приводит не только к деградации окружающей природной среды, но и к увеличению расходов на ее восстановление. Причем эффект от подобных ассигнований зачастую невелик. Именно формирование единой системы взаимосвязанных сегментов, в рамках которой должен происходить процесс обращения экологических активов, является залогом кардинального повышения экологичности производства.

В итоге можно проследить весь процесс генерации института экологического рынка. Основой своей рассматриваемое понятие имеет концепцию устойчивого развития, которая содержит в себе основные тезисы, определяет тренды развития мировой экономической системы, формулирует принципы и основы экологически безопасного экономического развития. Суть концепции устойчивого развития наиболее полно отражается в термине «экологизация», который представляет собой процесс последовательного внедрения идей сохранения природы и устойчивой окружающей среды в сферы законодательства, управления, разработки технологий, экономики, образования и иные сферы общественной жизни и в конечном итоге, касательно экономики, включает в себя два аспекта: поддержание экологичности и повышение ресурсоэффек-тивности. Экологичность - способность чего-либо существовать и функционировать не причиняя или минимизируя негативное влияние на окружающую среду, результатом которой является поддержание качества окружающей природной среды. Средством достижения экологизации для экономических субъек-

Литература

1. Философский энциклопедический словарь / под. ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва,

В. Г. Панова. - М.: Советская энциклопедия, 1983.

2. Веклич, О. А. Эколого-экономические противоречия / О. А. Веклич. - К.: Наукова думка, 1991.

3. Мишенина, Н. В. Методические основы оценки и регулирования эколого-экономического уровня производства: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.08.01 / Н. В. Мишенина. - Сумы, 1996.

4. Научно-информационный портал ВИНИТИ РАН [Электронный ресурс] - Режим доступа:

http://science.viniti.ru/index.php?&option=com_content&task=view&Itemid=139&Section=&id=316&id_art=X00 0555.

5. Ферару, Г. С. Экологический менеджмент: учебное пособие / Г. С. Ферару. - М.; Архангельск: Юпитер: Междунар. ин-т управления, 2006.

6. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

7. Crocker, T. D. The structuring of atmospheric pollution control systems / T. D. Crocker // The Economics of air pollution. - 1966.

8. Dales, J. H. Land, water, and ownership / J. H. Dales // The Canadian Journal of Economics. - 1968. - № 1 (4).

9. Montgomery, D. Markers in Licenses and Efficient Pollution Control Programs / D. Montgomery // Journal of Economic Theory. - 1972. - № 5.

10. Hahn, R. Designing a Market for Tradeable Permits, in: W. Magat, ed. Reform of Environmental Regulation /R. Hahn, R. Noll. - Cambridge: MA, 1972.

11. European commission. Eco-industries in the EC, ill Panorama of EU Industry. - Brussels, 1994.

12. OECD. Draft Synthesis Document for a Common Definition and Classification of the Environment Industry for Data Collection, paper presented at the meeting of the OECD / Eurostat Informal Working Group on the Environment Industry. - Luxembourg, 1995.

13. MITI . Environment Industry Vision (Sangyo kankyo vision ni tsuite). - Tokyo, 1994.

14. OECD. The global environmental goods and services industry. - Luxembourg, 1995.

15. FTSE Environmental Markets Classification Systems. - London, 2009.

тов является повышение ресурсоэффективности -процесс увеличения отдачи от использования ресурсов, результатом которого является двойной экономический эффект: с одной стороны, происходит сокращение удельного потребления ресурсов (что положительно влияет на себестоимость единицы конечного продукта), с другой стороны - происходит минимизация экологических издержек предприятия (затрат, связанных с поддержанием, восстановлением качества окружающей среды). Повышение ресурсо-эффективности может стимулироваться либо административными методами государства (лицензирование, внедрение норм ПДК, ПДВ, ответственность за нарушение экологического законодательства), либо методами экономического стимулирования, которые заключаются в создании условий, при которых хозяйствующие субъекты сами заинтересованы в экологизации и имеют реальные возможности ее осуществления. Формирование рыночного механизма, стимулирующего экологизацию деятельности предприятия, нашло отражение в понятии «экологический рынок». Нами был произведен анализ существующих подходов к определению этого понятия, отмечены их недостатки и предложено уточненное определение экологического рынка. По нашему мнению, экологический рынок - механизм, обеспечивающий обращение объектов интеллектуальной собственности, товаров, услуг экологизационного назначения, а также прав на осуществление выбросов веществ-загрязнителей. Подобное понимание экологического рынка позволяет осуществить четкую классификацию экологического рынка по объектам обращения.

16. Suzie, Greenhalgh. Environmental markets for New Zealand: the barriers and opportunities / Suzie Greenhalgh, Susan Walker, Bill Lee, Theo Stephens, Robyn Jean Sinclair. - Lincoln: Canterbury, 2010.

17. Реймерс, Н. Ф. Экологический рынок / Н. Ф. Реймерс // Зеленый мир. - 1996. - № 6.

18. Савченко, Н. Региональный рынок экологических услуг: формирование и развитие [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.dopfo.ru/?num=1&id=36.

19. Чулок, А. И. Предпринимательство и инновации: инновации и предпринимательство в области экологического менеджмента и аудита // Российское предпринимательство. - 2000. - № 6. - Режим доступа: http://www.creativeconomy.ru/library/prd511 .php.

20. Субботин, А. Л. Классификация / А. Л. Субботин. - М.: ИФ РАН, 2001.

Вержицкий Данил Григорьевич - аспирант кафедры экономической теории КемГУ, 8-913-313-34-83, [email protected].

Verzhitsky Danil Grigorievich - post-graduate student at the Department of Economics of KemSU.

Часовников Сергей Николаевич - кандидат экономический наук, доцент, заведующий кафедрой экономической теории, Новокузнецкий филиал-институт КемГУ, [email protected].

Chasovnikov Sergey Nikolaevich - Candidate of Economics, Associate Professor, Head of the Department of Economics of the Novokuznetsk branch of KemSU.

Одним из эффективных институтов смешанной экономики является предпринимательство, основанное на частной собственности, рыночном способе организации хозяйства и оборота продукции. Гибкий, динамичный, быстро реагирующий, прибыльный бизнес необходим как движущая сила устойчивого экономического развития и одновременно как источник обеспечения техническими и финансовыми ресурсами, требуемыми для решения экономических и неразрывно связанных с ними экологических проблем.

Если рассматривать развитие предпринимательской деятельности с позиций экологической безопасности, то следует отметить негативные и позитивные стороны этого процесса. К негативным относятся нередкое игнорирование предпринимателями природоохранного законодательства с целью извлечения максимальных доходов путем экономии на экологических затратах; сокрытие фактов загрязнения окружающей среды, объема реальных техногенных отходов; множественность точечных источников выбросов, слабо контролируемых государственными службами. Кроме этого, как следует из мирового опыта развития, на ранних этапах формирования предпринимательства происходит как бы экологическая экспансия бизнеса, обусловленная тем, что при отсутствии необходимого механизма правового регулирования складывающиеся рыночные отношения провоцируют получение сверхприбыли за счет расточительной эксплуатации природных богатств. Предотвращение этих негативных моментов требует создания соответствующего экономико-правового механизма, стимулирующего и поощряющего полезную предпринимательскую деятельность, с одной стороны, и приводящего к неизбежной ответственности и наказанию в случае отступлений от требований природоохранного законодательства, - с другой.

Положительной стороной предпринимательской деятельности с позиций экологии является создание собственно экологического предпринимательства. Существуют различные определения понятия «экологическое предпринимательство». Наиболее полным является следующее: экологическое предпринимательство (экобизнес) - это самостоятельная, рисковая производственная, научно-исследовательская, кредитно-финансовая и иная деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке для:

  • сохранения, восстановления природной среды и ее биологического разнообразия;
  • снижения негативного (вредного) воздействия техногенных и природных факторов на окружающую среду;
  • осуществления оценки их влияния на состояние природной среды и обеспечения экологической безопасности.

Выделяют следующие направления экологического предпринимательства:

  • производство специальной экологической техники, приборов, устройств и аппаратов для контроля состояния окружающей среды и очистки сбросов, выбросов и отходов;
  • расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство;
  • создание малоотходных и ресурсосберегающих техники и технологий;
  • экологическое образование и воспитание;
  • выполнение специализированных экологических услуг.

Отдельным направлением экобизнеса является также производство «экологически чистых» товаров. В рамках каждого из перечисленных направлений деятельности возникает самостоятельная рыночная среда - идей, патентов, ресурсов, товаров, услуг, труда и капитала.

Реализация природоохранной политики привела к зарождению и развитию экологического рынка. Понятия «экологический рынок» (экорынок) нет среди терминов, закрепленных в законодательстве России и других стран СНГ. Международные организации пока только разрабатывают его единую международную классификацию. Однако уже сегодня экорынок оценивается как один из наиболее развивающихся секторов мировой экономики. Его формирование рассматривают как одно из важнейших направлений в решении проблем устойчивого развития. В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство уже сегодня представляет собой самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой рассматривается как обязательный признак цивилизованного рынка.

Экологическая продукция, технологии и экологическая техника занимают от 1 до 4% объема внешней торговли ряда развитых стран, в связи с ужесточением норм охраны природы и среды жизни человека следует ожидать рост их производства и обмена. В отдельных экологически неблагополучных регионах мира развитие этих сфер будет идти ускоренными темпами. Немецкие специалисты предполагают, что вскоре рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники.

Экологический рынок можно определить как механизм взаимодействия покупателей и продавцов по поводу экологических товаров (работ) и услуг. Некоторые авторы утверждают, что рынок - это не та сфера, которая подходит для решения экологических проблем. В то же время другие исследователи отмечают, что краеугольным камнем экологически устойчивого развития и экологически ориентированного бизнеса является именно система открытых конкурирующих рынков, когда цены отражают стоимость природных и других ресурсов. Экологическому рынку присущи следующие функции :

  • санирующая (очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйствующих субъектов);
  • информационная (дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве поставляемых экологических товаров (работ) и услуг);
  • посредническая (способствует налаживанию технологической и экономической связи между конкретными участниками общественного производства);
  • ценообразующая (формирует цены на основе общественно необходимых затрат);
  • регулирующая (обеспечивает управление процессами рационального природопользования и охраны окружающей среды посредством «невидимой руки рынка»).

Для экологического рынка как части «большого» рынка характерно выделение сегментов по объекту рыночных отношений, в качестве которых выступают природные ресурсы; рабочая сила (люди); капитал; научно-технические разработки; духовные блага; средства производства; товары потребления; услуги. Таким образом, экологический рынок представляется системой «малых», частных рынков (таблица 19.1).

«Экологическая продукция» не выделяется в отдельную графу ни международной, ни национальной статистикой. На сегодняшний день не определено, какие именно товары (работы), услуги к ней относятся. Нет критериев отнесения к экологически чистой продукции, например, технологий по предотвращению загрязнений. Если технологии по прямой борьбе с загрязнениями можно еще относительно идентифицировать, то новую продукцию, технологии и промышленный дизайн, разработанные с учетом природоохранных требований, обычно относят к соответствующей отрасли промышленности, а не к экологической индустрии. Таким образом, в разных странах в понятие экологической входит различная продукция.

С целью его определения необходимо выделить критерии отнесения товаров (работ), услуг к экологическим. К ним относятся:

  • 1) наличие природоохранного эффекта, получаемого от использования продукции, или отсутствие вредного воздействия (количественное измерение эффекта должно основываться на сопоставлении стоимостной оценки воздействий на окружающую среду с учетом и без учета использования природоохранной продукции);
  • 2) производство, потребление, утилизация данной продукции не должны причинять вред окружающей природной среде, здоровью настоящего и будущих поколений.

Характеристика секторов экологического рынка

Таблица 19.1

Сектор

экологического рынка

Объект рыночных отношений в секторе экологического рынка

Рынок природных ресурсов

Природные ресурсы

Рынок рабочей силы в сфере охраны ОПС* и ПП**

Специалисты в области охраны ОПС и ПП: в сфере экологического образования, экологической паспортизации, сертификации, лицензирования и т.д.

Финансовый рынок в сфере охраны ОПС и ПП

Услуги экологических банков:

  • экологическое страхование;
  • биржевая деятельность;
  • бизнес-центры

Рынок научно-исследовательских разработок в области охраны ОПС и ПП

Разработка энерго- и ресурсосберегающих, малоотходных технологий, экологически безопасного оборудования и материалов, контрольно-измерительных приборов, экологически чистых товаров потребления и т.д.

Рынок средств производства в сфере охраны ОПС и ПП

Экологически безопасное, очистное оборудование, контрольно-измерительные приборы

Потребительский экологический рынок

Экологически чистые продукты питания; экологически чистые материалы для изготовления одежды и т.д.

Рынок услуг в сфере охраны ОПС и ПП

Услуги в области экологической паспортизации, сертификации, лицензирования, аудита и экспертизы, ОВОС, метрологического обеспечения и разработки стандартов; услуги правового и информационного характера; инженерно-консультативные услуги; услуги, направленные на обеспечение деятельности природоохранных объектов; экологическое образование; НИОКР; экологические услуги (туризм)

Рынок духовных благ в области ПП

Природный ландшафт; пейзаж

*ОПС- окружающая природная среда. **ПП - природопользование.

Таким образом, экологические товары (работы), услуги могут быть определены как экономические блага, которые отвечают следующим условиям:

  • производство, потребление, утилизация их не наносит вред здоровью человека на протяжении всей его жизни и не оказывает негативного влияния на здоровье будущих поколений и состояние окружающей среды;
  • назначением их является контроль, измерение, предотвращение или уменьшение вредного воздействия на человека и окружающую среду.

Экологическую продукцию (товары, услуги) по функциональному признаку можно классифицировать следующим образом:

  • работы по изучению состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды (сбор и обработка информации, анализ и прогноз деятельности природопользования, осуществление экологического мониторинга, экологическая инвентаризация, экспертно-консультационные услуги и др.);
  • работы и услуги по рекультивации и воспроизводству природной среды;
  • работы и услуги, обеспечивающие функционирование экологического рынка;
  • природоохранная, ресурсосберегающая техника и технология;
  • экологически чистые товары потребления.

В странах с развитой рыночной экономикой экологическое предпринимательство представляет собой самостоятельную и весьма заметную отрасль экономики, наличие которой рассматривается как обязательный признак цивилизованного рынка. Экобизнес стал весьма прибыльным вложением капитала, охватывающим большие объемы производства.

Растущий спрос на очистное оборудование привлек к его производству не только многочисленные мелкие компании, но и крупные промышленные корпорации. В конце 1980-х гг. выпуск очистного оборудования в США осуществляли 500 тыс. компаний, при этом на долю 15-30 крупнейших фирм, специализирующихся на производстве газо- и водоочистного оборудования, приходилось 60-80% общего объема его продаж. Производство и внешняя торговля США оборудованием для борьбы с загрязнением среды обитания не уступают по своему объему производству других групп машин и оборудования (например, химического оборудования, металлообрабатывающих станков и др.). В Канаде действует более 3500 компаний по выпуску природоохранного оборудования и связанными с ним услугами с численностью занятых более 110 тыс. человек. В странах ЕС существует более 10 тыс. фирм, относящихся к сфере экологического предпринимательства. Общий объем их продаж превышает 40 млрд евро в год. Наблюдается рост численности фирм, специализирующихся на консультационном обслуживании по вопросам экологии, компаний по утилизации отходов.

Экологически ориентированная продукция удерживает прочные позиции во всех экономически развитых странах как в выпуске товаров промышленного назначения (очистное оборудование, экотехника и экотехнологии, новые материалы, контрольно-измерительные приборы и т.п.), так и в производстве потребительских товаров - от продуктов питания до безопасных бытовых средств. Производство такой продукции весьма престижно и довольно прибыльно; при этом компании создают себе рекламу и благоприятный имидж на рынке. О прибыльности можно судить по тому, что норма прибыли компаний США в сфере экологического предпринимательства не опускается ниже среднеотраслевого уровня в американской промышленности. В настоящее время конкурентоспособность товаров на мировом рынке определяется не в последнюю очередь и их экологическими характеристиками, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек производства. Считается, что природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы. По экспертным оценкам, международный рынок экологических товаров и услуг оценивается ежегодно в 280 млрд долл. США. Фирмы, проводящие активную природоохранную политику, добиваются значительных выгод за счет экономии сырьевых материалов, модернизации технологий производства, завоевания положительного имиджа среди потребителей.

Существенной особенностью экологического предпринимательства является то, что используя потенциал малого и среднего бизнеса, оно представляет собой эффективный путь стабилизации экологической ситуации, не требующий дополнительных бюджетных ассигнований. Однако со стороны государства необходимо принятие ряда мер, способствующих, с одной стороны, поддержке развития экобизнеса, с другой - законодательной регламентации предпринимательской деятельности в интересах всего общества. Экологическое предпринимательство в условиях становления в странах СНГ рыночных отношений стоит в самом начале своего пути. Как показывает мировой опыт, оно может стать привлекательным, прибыльным бизнесом, если государство постоянно будет оказывать ему поддержку, применяя все доступные рычаги экономического и, в частности, финансового регулирования. К таким рычагам, как отмечалось, относится льготное финансирование и кредитование, освобождение от налогов или льготное налогообложение прибыли (в части создания экотехники, перехода на малоотходные технологии), льготы фирмам, осуществляющим комплексную переработку отходов, и т.п.

Развитию предпринимательской активности в природоохранной деятельности способствует и ужесточение экологических нормативов и контроля за выбросами в окружающую среду. Так, в результате введения более жестких норм на выбросы в странах ЕС в 1990-е гг. рынок природоохранных технологий и оборудования возрос до 3 млрд евро и прогнозируется его дальнейший рост. Очевидно, что в будущем основной сферой развития экологического предпринимательства станет производство очистного оборудования, контрольно-измерительных приборов, разработка утилизационных, энерго- и ресурсо-сберега- ющих технологий, экологически безопасного оборудования, а это в конечном итоге приведет к созданию конкурентной среды на рынке для отбора наиболее экономичных видов оборудования и технологий при сопоставимом экологическом эффекте.

В постсоветских республиках рынок экологических услуг находится в зачаточном состоянии. Начинает складываться рынок научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, в частности, при разработке материалов методического характера для подготовки эколого-экономического инструментария, выполнения заданий по подготовке целевых экологических программ, стратегических документов экологической направленности и т.п. Вместе с тем целевой программы развития экологического рынка на территории бывшего СССР не существует.

В целях формирования экологического рынка еще в начале 1990-х гг. Госкомэкологии России составил перечень платных работ и услуг, входящих в сферу деятельности его подразделений. Этот перечень включает:

  • лицензирование и сертификацию экологических характеристик товаров, технологий, оборудования, материалов, сырья и т.п.;
  • создание банков данных ресурсосберегающих технологий, про - цессов, экологичных товаров, оборудования, работ и услуг;
  • экологическую паспортизацию, экологическое аудирование, экологическую экспертизу;
  • оказание технической помощи при согласовании, экспертизе нормативно-технической документации и выдаче разрешений на природопользование;
  • обучение, переподготовку кадров, повышение квалификации;
  • участие в разработках по экологическому нормированию и стандартизации;
  • разработку и обоснование экологических прогнозов для промышленных и сельскохозяйственных территорий городов и зон рекреации и т.п.;
  • регулирование деятельности экологического предпринимательства посредством сертификации, лицензирования, аудирования и аккредитации предприятий, организаций, фирм в сфере производства экологических товаров, работ и услуг;
  • информационные услуги и т.п.

Однако рынок экологических товаров и услуг в Российской Федерации формируется чрезвычайно медленно, отсутствует необходимая нормативно-правовая основа его функционирования, а также эффективный механизм поддержки и стимулирования предпринимательства в природоохранной сфере. Очевидно, что для привлечения предпринимателей к развитию экобизнеса необходимо создание гибкого механизма взаимодействия природоохранных и рыночных структур, обеспечение материальной заинтересованности и поддержки предпринимательской активности со стороны государства.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие формы собственности на природные ресурсы существуют в

2. В чем отличие частной собственности на землю от «собственности для

частного пользования» землей?

  • 3. Каковы негативные стороны предпринимательства с позиций экологической безопасности?
  • 4. Что такое экологическое предпринимательство?
  • 5. Каковы критерии отнесения товаров, работ, услуг к экологическим?
  • 6. Какие виды деятельности объединяет рынок экологических услуг на

ФОРМИРОВАНИЕ РЫНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛУГ

Курбатов Алексей Васильевич, аспирант, *****@***ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
г. Москва

В статье рассматривается комплекс вопросов, связанных с особенностями экологических услуг и формированием рынка этих услуг, предложены рекомендации по совершенствованию финансирования работ по оказанию экологических услуг и введению экологического страхования.

Ключевые слова: экологические услуги, рынок экологических услуг, экологическая эффективность.

The article considers a scope of issues connected with specifics of environmental services and formation of environmental services market. The author offers recommendations for improving the financing environmental services and introducing environmental insurance.

Keywords: environmental services, environmental services market, environmental efficiency

В настоящее время главной целью общественного прогресса признано обеспечение высокого качества жизни населения, которое предполагает как удовлетворение экономических и социальных потребностей, так и экологически благоприятную среду обитания. Достижение поставленной цели возможно в рамках концепции устойчивого развития, предполагающей прогресс не только в экономической, но и в социальной и экологической сферах.

Понятие «устойчивое развитие» широко используется в мировой научной и популярной литературе, а также в общественной практике. Наиболее распространенным является определение, предложенное на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 г.: «Устойчивое развитие − это такая модель движения вперед, при которой достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей без лишения такой возможности будущих поколений» .


Во многих странах уже приняты как общегосударственные, так и региональные концепции устойчивого развития, которые включают в себя проблемы экологического, экономического и социального характера. Россия не осталась в стороне от мировых тенденций, и в 1996 г. была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», в которой изложены основные этапы перехода России к модели устойчивого развития как на ближайший, так и на перспективный период − до середины XXI в. В настоящее время концепция устойчивого развития находится в стадии теоретического обоснования и поиска путей практической реализации ее основных принципов.

Концепция устойчивого развития является теоретической основой формирования экологических потребностей населения и предприятий. Эта концепция дала толчок к разработке различных механизмов обеспечения непротиворечивого развития экономики, экологии и социальной сферы, а также обосновывает необходимость развития рынка экологических услуг как на региональном, так и на национальном уровнях.

Одним из стратегических направлений обеспечения устойчивого социально-эколого-экономического развития является поддержка и развитие экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации продукции, работ и услуг, направленных на предупреждение или минимизацию вреда окружающей среде и здоровью населения.

Анализ российской и зарубежной хозяйственной практики показывает, что экологические факторы оказывают все большее влияние на цели предпринимательской деятельности , тем самым способствуя решению экологических задач, а экологически ориентированная деятельность приносит предпринимательскую прибыль.

Важной частью экологического предпринимательства является оказание экологических услуг, сущность которых состоит в удовлетворении экологических потребностей населения и предприятий.

Особенностями экологических услуг, по нашему мнению, являются:

Общественно значимый характер процесса предоставления услуги, так как экологические услуги способствуют улучшению качества окружающей среды;

Содержание экологических услуг и их ассортимент, зависящие от степени жёсткости экологического законодательства (это обстоятельство определяет спрос и предложение на экологические услуги: так, в странах ЕС и США, отличающихся системным экологическим законодательством, ассортимент экологических услуг весьма широк; в Европе свыше 10 тыс. фирм предоставляют экологические услуги, общий объем продаж которых превышает 40 млрд. евро, что связано с достаточно жесткими санкциями за нарушение экологических требований ; в России услуги экологического нормирования стали активно развиваться после введения платы за загрязнение окружающей среды);

Характер экологических услуг, определяемый уровнем экологических потребностей, состоянием экологической культуры и экологического образования (экологическое просветительство как рядовых потребителей, так и производителей товаров и услуг способствует тому, что потребители предъявляют спрос на экологические услуги, а предприятие, предоставляющее такие услуги, создаёт себе благоприятный в глазах общества имидж);

Значительная возможность воздействия на процессы производства и потребления экологической услуги со стороны государства и общественных организаций.


В настоящее время ещё не существует признанной классификации экологических услуг. Как нам представляется, экологические услуги могут быть классифицированы по различным признакам, в частности: по степени материальности; по потребителям; по уровню использования достижений научно-технического процесса и т. п.

Необходимость формирования рынка экологических услуг как одного из действенных механизмов обеспечения устойчивого развития была отмечена в декларации ООН по окружающей среде и развитию, принятой в Рио-де-Жанейро в 1992 г. на уровне глав государств и правительств.

Рынок экологических услуг предлагается понимать как своего рода организационно-экономический механизм, обеспечивающий согласование интересов производителей и потребителей, предпринимательских кругов и общества, отдельных государств в структуре мирового сообщества по поводу использования общественных благ и ресурсов совместного потребления.

Исследование рынка экологических услуг целесообразно осуществлять на региональном уровне, так как спрос и предложение на экологические услуги зависят от особенностей региональных социальных и экономических процессов, экологических условий и природно-ресурсного потенциала региона.

Доля рынка, занимаемая конкретным хозяйствующим субъектом, определяется как отношение объема оказанных услуг рассматриваемого хозяйствующего субъекта к объему рынка. Значение долей рынка, служащих ориентирами при квалификации положения субъекта хозяйствования как доминирующего, и критерии, позволяющие квалифицировать его как доминирующего, определяются для каждого из рассматриваемых сегментов рынка экспертным путем.

Субъектами рынка экологических услуг должны быть предприятия и организации, предоставляющие следующие услуги:

Оценка природно-ресурсного потенциала и окружающей среды (экологический мониторинг, разработка экологических регламентов);

Разработка технологий, способствующих экологическому оздоровлению окружающей среды;

Помощь, предоставляемая хозяйствующим субъектам (экологическая инвентаризация, экологическое нормирование, экологическое консультирование, экологический аудит);

Воспроизводство природной среды (рекультивирование земель, очистка загрязненных почв, водоемов , переработка и захоронение отходов, рециклинг, озеленение территории);

Ремонт и обслуживание природоохранной техники и технологии;

Экологическое информирование;

Экологическое образование и формирование экологической культуры;

Экологическая экспертиза объектов (территории, жилых и производственных помещений, продукции);

Страхование экологических рисков.

Рассмотрение региона как социально-эколого-экономической системы предполагает применение системного подхода, т. е. учёт ряда компонентов региональной системы: административного (особенности регионального управления), территориального (особенности природно-ресурсного потенциала), социального (особенности населения и расселения), экономического (особенности региональной экономики). От совокупности этих характеристик зависит структура и интенсивность спроса на экологические услуги.

Спрос на экологические услуги формируется на основе осознаваемых экологических потребностей населения и организаций. На этот спрос оказывает существенное влияние экологическое образование и просвещение, экологическая культура, развитие экологического законодательства. В связи с этим назревает необходимость в разработке мероприятий по формированию системного экологического образования, экологической культуры, а также в совершенствовании экологического законодательства.

Одним из практически осуществимых направлений становления экологической культуры является внедрение мероприятий по охране окружающей природной среды в рыночные отношения, регулируемые государством, т. е. установление рыночной заинтересованности в рациональном природопользовании .

Для того чтобы экономическая и технологическая деятельность была экологически ориентированной, необходим определенный уровень экологической культуры и профессиональной подготовки, важнейшим элементом которых является осознание экологической важности и экономической эффективности чистых технологий. Сегодня просветительство и экологическое образование охватывает, в основном, население, среднюю и высшую школу . Однако экологическая грамотность не менее важна для руководителей предприятий, представителей властных структур, т. е. лиц принимающих решения по вопросам экономического и технологического развития на уровне города и микроуровне.

С этой целью необходимо разработать программу по экологическому образованию для менеджеров, включающую постоянно действующие семинары с активными методами обучения, деловыми играми по проблемам экологического менеджмента, устойчивого развития, передового отечественного и зарубежного опыта и т. д. и учитывающую интересы и потребности представителей бизнеса в этой области; привлечь к работе семинара на конкурсной основе образовательные государственные и некоммерческие организации , обладающие соответствующим потенциалом.

В настоящее время в ряде регионов действуют различные организации, оказывающие экологические услуги в научно-образовательной, коммунально-бытовой и производственной сферах. Анализ их деятельности необходим с целью выявления проблем и перспектив развития рынка экологических услуг.

По оценкам ряда специалистов, в источнике возникновения («начало трубы») можно предотвратить до 70 % отходов и выбросов промышленного производства за счет использования технически обоснованных и экологически выгодных технологий. В России эта задача перехода к политике «предупреждения» не может быть решена только на уровне хозяйствующих субъектов и только рыночными методами. Здесь необходимо активное взаимодействие власти и бизнеса в реализации экологической политики «предупреждения загрязнений» .

Решение проблемы видится в перераспределении финансовых потоков, путём выделения части средств регионального бюджета на поддержку организаций, разрабатывающих проекты по экологизации производства, обеспечивающие снижение отходов и выбросов непосредственно в технологическом процессе.

Другое важное направление – развитие рециклинга, поскольку одна из центральных проблем современной экономики – это отходы производства и потребления. Рециклинг важен не только как средство сокращения отходов и снижения загрязнения окружающей среды, но и как способ сокращения потребности в первичных ресурсах, т. к. часть из них возвращается в хозяйственный оборот после соответствующей переработки. Целесообразно создать систему финансовой поддержки разработки проектов рециклинга на конкурсной основе.

Потребители и общественные организации региона должны вовлекаться в формирование экологических альтернатив регионального развития , в частности, путем формирования перечня экологически ориентированных организаций, участия в системе экологического образования и просвещения.

Важная роль общественных организаций – это контроль за соблюдением экологического законодательства.

Учитывая тот факт, что в результате реализации опасности нанесенный ущерб складывается из социальных, материальных и экологических потерь, наибольший интерес при расчетах представляет математическая модель интегрированного риска потенциально опасного объекта (ПОО) как комплексного показателя его безопасности, выраженного в едином стоимостном эквиваленте и объединяющего в себе ожидаемые ущербы социальных, экологических и материальных потерь .

В сфере коммерческого страхования возможны следующие основные виды экологического страхования:

5) страхование физических и юридических лиц от катастрофических рисков природного и техногенного характера.

Таким образом, несмотря на значительное число научных публикаций по рассмотренным в статье проблемам, существует ещё большое число аспектов, требующих своего решения. Так, необходимо чётко определить роль и место рынка экологических услуг в экономике региона, совершенствовать формы и методы государственного регулирования рынка экологических услуг, обеспечить участие потребителей и общественных организаций в регулировании этого рынка.

Литература

1. Данилов-, Рейф вызов и устойчивое развитие. М.: ИНФРА-М, 2005.

2. Наше общее будущее. М.: Прогресс, 1989.

3. Экология и экономика. М.: Юнити-Дана, 2010.

4. Мировая экономика. М.: АСТ, 2003.

5. Шимова экологии и экономика природопользования. Мн.: Изд-во БГЭУ, 2010.

Аннотация

С.Н. Новоселов

В статье предпринята попытка теоретически обосновать целесообразность выделения отдельной научной категории «рынок экологических услуг». Дано определение экологических услуг и их рынка. На отдельных примерах, преимущественно из зарубежного опыта доказывается перспективность данного рынка в Российской Федерации. Рассмотрены проблемы его формирования и развития в отечественных условиях.
Ключевые слова: рынок услуг, экологические услуги, экологическое предпринимательство.

В числе глобальных вызов современности сегодня Российская Федерация стоит перед еще одним, с одной стороны,- касающимся каждого из нас, а с другой - находящимся практически вне более или менее серьезного комплексного научного осмысления. Речь идет о становлении де факто существующего рынка экологических товаров и услуг, который, тем не менее, до сих пор не стал ни серьезным предметом научных дискуссий, ни объектом рассмотрения экономистов, экологов, политиков.
Зарождением данного вида рынка в нашей стране принято считать конец 80-х годов прошлого столетия, когда мир может быть впервые столкнулся с последствиями национальной экологической катастрофы. Именно эта трагедия стала импульсом развития т.н. экологического предпринимательства, де юре в нашей стране вроде как и не существующем.
Уже давно назрела необходимость признания (юридического, политического, научного, экономического и пр.) отдельно существующего со своими специфическими чертами и характеристиками, отличной от общего предпринимательства конъюнктуры, динамики, адресно направленности, значения наконец, экологического предпринимательства, которое с одной стороны, функционирует в русле общих предпринимательских тенденций, характерных для национальной и региональных экономики, а с другой,- является сугубо специфической его частью. Можно спорить о степени ее самостоятельности, либо об этапах данного выделения, но уже сегодня считается бесспорным научным фактом наличие весьма значительных его отличий.
Данное направление впервые было отмечено в числе основных в Программе Правительства Российской Федерации об углублении экономических реформ еще в 1992 году. Под экологическим предпринимательством стали понимать деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения .
Следует говорить о безусловной самостоятельности индустрии, включающей самый широкий спектр товарной продукции (промышленные установки, реагенты, приборы, технологии, включая информационные и т.д.) и услуг.
К сожалению, организационно-экономический механизм функционирующий для данного направления деятельности не может учитывать имеющуюся специфику, что крайне негативно отражается на ее эффективности .
В этой связи актуальной видится разработка и создание такого механизма, который в полной мере соответствовал задачам системы экологического предпринимательства в целом и учитывал национальные и экономические интересы всех участников данного рынка. При этом уместно напомнить, что еще одной специфической характеристикой экологического предпринимательства и рынка экологических товаров и услуг является чрезвычайно широкий круг задействованных в нем субъектов. Отмечается, что основная масса средств должна аккумулироваться на региональном уровне. Именно там экологически ориентированные предприниматели находят свой основной рынок сбыта и именно там сконцентрированы основные потенциальные потребители их продукции .
Диалектика взаимосвязи рынка услуг вообще и рынка экологических услуг сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Помимо очевидного вхождения последнего в состав общего рынка товаров и услуг, следует отметить и редко отмечаемое обстоятельство. Динамично развивающаяся во всем мире и в том числе и в нашей стране сфера услуг является одним из наиболее сильных источников загрязнения окружающей среды. Именно с этой точки зрения можно говорить о взаимовключении названных рынков и о чрезвычайно важном их взаимовлиянии. И это не только вопрос приоритетов или флюгерности политических лозунгов относительно экономико-экологических (или эколого-экономических?) взаимоотношений. Это вопрос чрезвычайной общечеловеческой, а в конечном итоге и экономической важности и злободневности.
Отсутствие официальной статистики, характеризующей динамику отечественного рынка экологических товаров и услуг, делает анализ динамики его развития делом сложным, а прогноз его развития- зачастую неблагодарным. Тем не менее по отдельным косвенным признакам можно судить о его развитии. Уже в 1991 г. имелось свыше 17 тыс. субъектов экологического предпринимательства, при этом 40% их числа занимались предоставлением различных посреднических услуг, связанных с реализацией природных ресурсов. В начале 1992 г. здесь функционировал 921 кооператив по заготовке и переработке вторичного сырья, где было занято 28 тыс. работающих. Рынок экологических работ и услуг обеспечивал ряд коммерческих банков, в том числе - Поволжский банк охраны окружающей среды («Экобанк-Волга»), «Экопромбанк» (г. Пермь), созданный в 1994 г. Акционерный национальный банк охраны окружающей среды «Эконацбанк»; функционируют совместные предприятия, а также специализированные биржи .
К данному рынку следует отнести и многих крупных российских производителей, которые в своей деятельности придерживаются принципа ее экологичности.
Существует связь и между качеством продукции и качеством окружающей среды: чем выше качество продукции (с учетом экологической оценки использования отходов и результатов природоохранной деятельности в процессе производства), тем выше и качество окружающей среды. В этой связи возникла объективная необходимость установления взаимосвязей между результатами хозяйственной деятельности и показателями экологичности выпускаемой продукции, технологией ее производства. Это в соответствии с законодательством требует дополнительных затрат, которые необходимо учитывать при планировании .
При осуществлении выбора товаров и услуг необходимо руководствоваться следующим принципом: экологически более чистый продукт должен быть доступен в том месте, где кто-либо обычно делает покупки, а цена на экологически чистый продукт может быть даже выше, чем на более загрязненный .
В этой связи введение маркировки товаров экоэтикеткой должно поощрять промышленность разрабатывать и производить продукцию, которая имеет пониженное вредное воздействие на окружающую среду. Растущая популярность экологической маркировки свидетельствует о повышении спроса на экологически чистую и безопасную для здоровья продукцию. Экомаркировка существует по тому или иному критерию: степени годности к вторичной переработке, способности к саморазложению. В целом доля товаров с экомаркировкой на рынке редко превышает 20% .
Следует отметить и еще один насколько важный, настолько и неразработанный аспект затронутой проблемы. С точки зрения экологической политики и практики реализации природоохранных мероприятий сертификация экологичных продуктов, товаров, услуг, технологий и др. представляет собой реальный инструмент и рычаг экологизации промышленного, сельскохозяйственного производства, транспортного сектора и всех сфер потребления, включая торговлю. Производители рассматривают сертификацию как едва ли не единственное средство расширения рынка, укрепления позиций в конкурентной борьбе, одного факторов, оказывающих позитивное воздействие на возможности сбыта продукции предприятий-производителей, на улучшение имиджа предприятия.
Деятельность по охране окружающей среды способствует бизнесу и приносит прибыль от продажи продукции, не наносящей вреда окружающей среде, до создания более чистых способов производства. В одной только Канаде действует свыше 3500 компаний, выпускающих оборудование для охраны окружающей среды и связанные с ней услуги. В них работает более 110 тыс. человек. В Японии с 1988 года действует специальный экспертный совет по экологическому бизнесу. Данная сфера экономики включает: предприятия, обеспечивающие предотвращение загрязнения (производство оборудования, приборов и средств контроля в целях охраны окружающей среды), предприятия с природосберегающей технологией (переработка отходов, гелиоэнергетические установки, производство товаров с экологической маркировкой), а также предприятия, осуществляющие меры по благоустройству окружающей среды и информационному экобизнесу. Деятельность министерства внешней торговли и промышленности Японии в содействии развития природоохранной техники способствует проведению исследований спроса на оборудование, оказывает поддержку в международной конкуренции по производству очистного оборудования .
Следует указать и на то, что в развитых странах уделяется внимание выравниванию требований экологического законодательства, воздействующих на структуру товарных потоков и направления инвестирования.
Развитие рынка любого товарного или территориального сегмента невозможно без соответствующего развития инфраструктуры, которая в нашем случае может быть представлена несколькими самостоятельными направлениями, включающими: производство экологической техники, приборов для контроля состояния окружающей среды, создание средощадящей и ресурсосберегающей техники и технологий, расширенное использование вторичных ресурсов и экологическое воспроизводство, экологическое образование и воспитание, а также предоставление экологических услуг.
В современной экономической литературе нет единого мнения относительно определения «экологическая услуга». Однако наиболее близким по смыслу, отражающим сущность экологической услуги как услуги особого вида, можно назвать следующее определение: услуги экологического характера - это мероприятия, осуществляемые различными организациями (учреждениями) на коммерческой, договорной или безвозмездной основе по реализации природоохранной деятельности для сторонних объектов .
К экологическим услугам принято относить следующие виды услуг:

  1. экологическое страхование;
  2. экологический аудит;
  3. экологический менеджмент.

При этом, разумеется, только этими, пусть и чрезвычайно важными направлениями, круг экологических услуг не ограничивается, и экологические услуги понятие более сложное и разноплановое. Так, развитие экологических услуг характеризуется появлением различных видов услуг, включающих экологическую сертификацию, экологическое лицензирование, экологический маркетинг, утилизацию твердых бытовых отходов, экотуризм, отчасти аграрный туризм и др. В настоящее время развитие исследуемых услуг выступает как одно из направлений развития экономики с вполне определенным коммерческим результатом и с безусловно важным социальным значением.
Более того, сегодня можно с уверенностью говорить о том, что развитие экономики любого современного государства напрямую связано с приоритетными направлениями предоставления экологических услуг, что определено повышением требований к качеству жизни, составной частью чего является качество окружающей среды, как результирующей процесса экологизации экономики. Последний невозможен без прямого регулирования, а то и вмешательства государства в деятельность организаций рыночного сектора, формирующих рынок экологических услуг.
Таким образом, с учетом устоявшихся определений и имеющейся специфики, сущность экологических услуг характеризуется удовлетворением специфических потребностей и взаимосвязана с общественным благом, ресурсами совместного применения.
В результате рынок экологических услуг можно рассматривать в качестве организационно-экономического механизма, обеспечивающего согласованность интересов производителей, потребителей, предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность в области оказания экологических услуг и общества, государства, а также их различного рода объединений в области рационального использования общественных благ и природных ресурсов совместного потребления.
Основными функциями рынка экологических услуг являются следующие:
- цена на производимую продукцию (услугу) устанавливается в соответствии с издержками предприятий и затратами на восстановление окружающей природной среды, на экологическую услугу, на проведение требуемых или запланированных и утвержденных экологических мероприятий;
- прогнозирование будущих потребностей в экологических услугах;
- формирование системы эффективного распределения ограниченных ресурсов различных видов;
- создание конкурентной среды между товаропроизводителями;
- применение методов стимулирования по снижению затрат, повышению качества производимой продукции со следованием вектору нарастающей экологизации с ориентиром на конечную цель- повышение экологической безопасности;
- проведение политики, стимулирующей внедрение инновационных технологий, техники, т.е. внедрения достижений научно-технического прогресса, направленных на рациональное природопользование.
При этом рынок экологических услуг имеет следующие положительные моменты:
- побуждение производителя к минимизации экологического ущерба,
- эффективное распределение ограниченных ресурсов,
- получение экономической выгоды в результате применения технологии, обеспечивающей наибольшую защиту окружающей природной среды,
-наличие способности к быстрой адаптации к изменяющимся условиям.
Следовательно, рынок экологических услуг, выступая в качестве эффективного механизма регулирования взаимоотношений производителя и потребителя, зависит от деятельности государства, представляющего интересы населения страны, ориентированной на использование административных, экономических методов или их сочетания.
Являясь регулируемым рынком, рынок экологических услуг имеет ряд отличий от свободного рынка:
- наличие ограниченного числа участников сделок в результате проведения необходимого лицензирования деятельности в области оказания экологических услуг;
- ограничение доступа к информации, что способствует необходимому соблюдению технологических регламентов, сохранению коммерческой тайны;
- наличие предприятий монополистов, отраслей, имеющих большое значение для развития национальной экономики, что безусловно оказывает влияние на уровень цен, складывающихся на рынке экологических услуг.
Среди проблем развития рынка экологических услуг можно выделить:
- наличие экологического кризиса глобального характера, что обусловлено развитием промышленного производства, увеличением степени антропогенного воздействия на биосферу;
- имеющиеся несовпадения (зачастую весьма острые) глобальных и локальных выгод.
Проблему устранения вышеуказанных трудностей следует решать на международном уровне в связи со сложностью международных политико-экономических отношений, усиливающимися процессами интеграции и кооперации, глобализации. Эффективное функционирование рынка экологических услуг зависит от единого подхода всех стран к окружающей среде на планете, ее защите от антропогенного воздействия. При этом особое внимание должно быть обращено на реализацию концептуальных положений, включающих установление единых правил «поведения» субъектов (отдельных государств), гармонизацию экономического развития внутри мирового сообщества, выработку принципиально новых политических подходов к урегулированию взаимоотношений между странами.
Обобщая вышесказанное, выделим факторы, препятствующие развитию рынка экологических услуг в Российской Федерации:
- отсутствие направлений и разработок мероприятий, включаемых в правительственную экологическую программу;
- хаотичность действий в процессе реализации проводимой экономической политики;
- наличие барьеров со стороны органов власти на региональном и муниципальном уровнях;
- несогласованность интересов и несовпадение целей субъектов, задействованных на данном рынке;
- отсутствие единой налоговой системы по сборам, штрафам;
- существование недостаточного числа учебных центров для подготовки специалистов;
- контурность, недостаточная проработка, декларативность нормативно-правовой базы в области экологического страхования, аудита и др.;
- отсутствие высокоразвитой экологической культуры производства и общества.
Таким образом, в настоящее время развитие рынка экологических услуг имеет огромные перспективы. Так, наряду с основными видами экологических услуг (экологический аудит, экологическое страхование, экологический менеджмент и утилизация отходов), появляются и другие виды деятельности: торговля квотами. Последнее направление - это совершенно новый мировой рынок, спрос на «продукцию» которого характеризуется значительными величинами.
По оценкам немецких специалистов, в ближайшее десятилетие рынок «экологических благ» займет ведущее место в мировой экономике, обгонит сферу производства и обслуживания электронной техники. Они выделяют такие направления экотехники, как очистка коммунальных стоков, санирование старых свалок и промышленных объектов, очистка газов промышленных предприятий и тепловых электростанций, подготовка питьевой воды, а также рынок вторичных ресурсов и рекреационных услуг .
Развитие и функционирование рыночной системы требует наличия соответствующей рынку инфраструктуры, включающей коммерческие банки, подразделяемые на инвестиционные, ипотечные, отраслевые, инвестиционные компании, биржи, страховые компании, торговые дома, рекламные агентства, учебно-научно- консалтинговые центры, общественные объединения, союзы, ассоциации и посреднические многопрофильные фирмы.
Повышение темпов экономического развития, интенсификации, мобильности и маневренных возможностей всего хозяйства страны напрямую зависит от высокоразвитой, оптимально сформированной и технически оснащенной инфраструктуры. Следовательно, на государство, учитывающего современный уровень формирования и развития рынка экологических услуг, возложена обязанность по инфраструктурному обеспечению этого рынка.
Фирмы, оказывающие экологические услуги, в рамках развития рыночной инфраструктуры призваны играть роль системного интегратора интересов различных секторов экономики: реального, финансового, государственного.
Функционирование всех участников рынка экологических услуг возможно только на основе соблюдения баланса их экологических интересов, что и должно рассматриваться как основной принцип его развития.

Литература:

    1.Лукьянчиков, H.H. Экономика и организация природопользования [Текст]/ Н.Н.Лукьянчиков, И.Потравный.- М. ЮНИТИ- ДАНА, 2002.- 454 с.
    2.О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития [Текст]: Указ Президента Российской Федерации № 236 от 4 февраля 1994 г.//Российская газета.- 1994, 9 февр.- С.1.
    3.Перелет, Р. Международные аспекты в формировании экологического предпринимательства и переход к устойчивому развитию [Текст]/ Р.Перелет//Экология. Экономика. Бизнес. (Эколого-экономические аспекты устойчивого развития).- М., 1995.- С. 152-166.
    4.Тихомиров, Н.П. Социально-экономические проблемы защиты природы [Текст]/ Н.П.Тихомиров.- М.: Экология, 1992. - 239 с.
    5.Пахомова, Н.В. Экологический менеджмент [Текст]/ Н.В. Пахомова, А. Эндрес, К. Рихтер.- СПб.: Питер, 2003.-544 с.
    6.Серов, Г.П. Экологический аудит [Текст]/ Г.П.Серов.- М.: Экзамен, 1999.-448 с.
    7.Арент, К.П. Экономические аспекты экологизации развития народного хозяйства [Текст]/ К.П.Арент.- М.: Московский Государственный Университет природопользования, 2001.- 176с.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Характеристика основных загрязнителей окружающей среды. Затраты на охрану окружающей среды. Структура экологических издержек общества. Расчет оплаты за размещение отходов и природоохранные мероприятия. Охрана труда и техника безопасности, промсанитария.

    реферат , добавлен 16.06.2009

    Характеристика экологических проблем и оценка их особенностей в выявлении критериев взаимодействия человека и окружающей среды. Факторы экологических проблем и периоды влияния общества на природу. Анализ взаимосвязи экологических и экономических проблем.

    контрольная работа , добавлен 09.03.2011

    Виды загрязнения окружающей природной среды и направления ее охраны. Объекты и принципы экологии. Природоохранная деятельность предприятий, виды и принципы работы очистного оборудования и сооружений. Система экологических стандартов и нормативов.

    реферат , добавлен 14.11.2010

    Естественные источники радиации в современном мире, опасность превышения естественного уровня ионизирующего излучения в окружающей среде. Анализ уровня радиоактивного загрязнения и пути решения региональных экологических проблем Тамбовской области.

    реферат , добавлен 25.12.2013

    Экономический ущерб от загрязнения окружающей природной среды и методы его определения. Понятие и структура текущих затрат на природоохранную деятельность. Влияние экологических и природно-ресурсных параметрах при принятии макроэкономических решений.

    контрольная работа , добавлен 21.01.2010

    Загрязнение окружающей среды вследствие несоблюдения экологических требований в сфере энергетики и сельского хозяйства. Использование ядохимикатов, проблемы окружающей среды, связанные с животноводством. Предотвращение истощения земель и водных ресурсов.

    презентация , добавлен 11.12.2013

    Естественные и искусственные источники загрязнения окружающей среды: воздуха, почвы, воды. Основные вредные примеси антропогенного происхождения. Виды и тяжесть влияния человеческой деятельности на природу, масштабы таких экологических воздействий.

    реферат , добавлен 11.11.2013

    Решения, обеспечивающие увеличение или уменьшение степени ущерба окружающей среде. Затраты по улучшению состояния окружающей среды Балтийского моря, его проблемы, виды зягрязнений. Международное сотрудничество в области решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 25.03.2012