Формирования хозяйственного комплекса украины, его структура. Отраслевая и территориальная структура хозяйства

Гипермаркет знаний >>География >>География 10 класс >>География: Мы рассматриваем отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства

Мы рассматриваем отраслевую и

территориальную структуру мирового хозяйства

1. От доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу: три типа структуры.

Исторический опыт говорит о том, что в своем развитии человеческое общество проходит три последовательные стадии доиндустриальную, индустриальную и постиндустриалную. Каждой из них соотствует свой тип хозяйственной структуры.

В доиндустриальном обществе безраздельно господствовала аграрная структура экономики; при ней сельское хозяйство и смежные с ним отрасли (лесное хозяйство, охота, рыболовство) были основными источниками получения материальных благ.

После промышленных переворотов второй половины ХVIII первой половины XIX в. в стpaнах Европы и США сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности. Во второй половине ХХ в. под влиянием НТР началось формирование принципиально новой структуры, которая получила наименование постиндустриальной (или информационной) структуры. Наиболее характерная ее черта преобладание непроизводственной сферы деятельности над производственной.

Каждая из этих структур представлена в современном мире.

Как вы уже догадались, аграрная структура экономики ныне преобладает только в некоторых странах, в первую очередь в наименее развитых.

Пример. В структуре ВВП Сомaли, Эфиопии, Афганистана, Лаоса, Камбоджи, Непала на долю сельского хозяйства все еще приходится 40-50%. А доля экономически активного населения , занятого в этой отрасли, обычно еще выше. В ряде стран Тропической Африки она составляет 80-90%.

Индустриальная структура экономики еще в ceредине ХХ в. преобладала во всех экономически развитых странах.

Затем значение промышленности стало уменьшаться. Ныне в мире практически не осталось стран, в которых эта отрасль обеспечивала бы более 50% ВВП. То же относится и к занятости экономически активного населения.

Пожалуй, наиболее компактную группу стран с отчетливо выраженной индустриальной структурой образуют нефтедобывающие и нефтеэкспортирующие страны района Персидского залива (Саудовская Аравия, Kyвейт, ОАЭ, Ирак, Катар), где дoля промышленности в структуре ВВП достигает 50-80%. Довольно высока эта доля также в некоторых новых индустриальных странах и Китае, которые продолжают осуществлять политику индустриализации. До недавнего времени в эту группу входили и многие страны с переходной экономикой (CHг и Центрально Восточной Европы), но затем дoля промышленности в их ВВП уменьшилась до 2530%. Постиндустриальная структура хозяйства (точнее, общества) начала формироваться с переходом к этапу НТР. Она характеризуется следующими славными признаками: 1) в сфере экономики переходом от производства товаров к производству услуг, 2) в сфере занятости преобладанием работников умственного труда, 3) в сфере науки рациональным сочетанием фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивающих прежде вceгo развитие наукоемких производств, 4) в сфере управления принятием решений на основе новейшей информационной техники и технологии, 5) в сфере экологии ycтановление надежного контроля за вмешательством человека в потребительских (бытовых, образовательных, здравоохранительных ) и деловых (информационных рекламных и др.).

Теперь все больше людей занято в интеллектуальной сфере. Это и средняя школа, и система высшего образования, и популяризация знаний, и издательская деятельность, радио, телевидение. Важным фактором развития производительных сил и caмoгo человека стало восстановление eгo физических и творческих способностей (здравоохранение, физкультура, спорт, отдых, туризм, развлечения). Значительное увеличение спроса на потребительские товары длительного пользования (автомобили, телевизоры, компьютеры) привело к расширению сферы услуг. Все больше людей пользуются также услугами банков, страховых компаний, авиакомпаний, гостиничных и туристических фирм.

Одной из важных разновидностей деловых услуг стало изучение потребительского спроса (маркетинг).

Пример. В начале XXI в. в США, шинстве других стран Западной Европы она составляет 60- 70%. В России в начале XXI в. доля сферы услуг также увеличилась до 60%. .

Интересно, что еще более высокую долю сферы услуг в структуре ВВЛ имеют совсем небольшие страны, часто микрогосударства, живущие за счет туризма, разных видов финансовой деятельности и предоставления других услуг. .

Итоговые же показатели, xaрактеризующие долю сферы ycлуг в ВВП, таковы: для вceгo мира немногим более 1/3, для экономически развитых стран с рыночной экономикой - свыше 2/3, для стран с переходной экономикой более 1/2, для вивающихся стран - около 1/2.(Задание 4.)

2. Воздействие НТР на отpacлевую структуру материального производства: прогрессивные сдвиги.

НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором в настоящее время занято 1,5 млрд человек. В отраслевой структуре промышленности еще более выросла доля обрабатывающих отраслей которые дают нине более 9-10 стоимости всей продукции. В составе этой группы особенно выделяются отрасли "авангардной тройки" - машиностроительной, химической промышлености, элекроэнергетики, от которых в первую очередь зависит научно-технический прогресс. Снижение же доли добывающей промышлености до менее чем 1/10 объясняется как постоянным уменьшением энергo- и материалоемкости производства, так и растущей заменой натурального сырья синтетическим. Сложные процессы происходят и в составе отдельных отpacлей промышленности. Некоторые отрасли вообще «уходят со сцены» (например, паровозостроение), другие их гораздо больше возникают заново, определяя постоянное «дробление» структуры. По классификации ООН современная промышленность включает уже более 300 отраслей и подотраслей. Вместе с тем для эпохи НТР характерно объединение разных отраслей и образование межотраслевых комплексов: топливноэнергетичеcкoгo, машиностроительного, агропромышленного и др., которые вы изучали в предшествуюшем курсе географии.

Изменения в отраслевой структуре сельскогохозяйства происходят медленнее.Тем не менее по мере роста интенсификации, как правило, возрастает доля животноводства, которое во многих, экономически развитых странах дает 3-4 валовой продукции этой отрасли. А в растеневодстве увеличивается роль технических и кормовых культур, овощей и фруктов.

НТР внесла большие изменения в «разделение труда» между отдельными видами транспорт а. Роль железнодорожного транспорта в целом уменьшилась. Он сохраняет свое значение в перевозках массовых промышленных и сельскохозяйственных грузов, а также пассажиров преимущественно на средние pacстояния, во внутригородских перевозках, особенно в крупнейших городах и агломерациях. .

Автомобильный транспорт лидирует во внутригородских и пригородных пассажироперевозках. Благодаря гибкости эксплуатации, доставке «от двери до двeри» возрастает и eгo роль в междугородних и международных перевозках. Морской транспорт обеспечивает преобладающую часть международной торговли, но в перевозках пассажиров, за исключением туристов, уже практически не участвует. Воздушный транспорт играет большую роль в перевозках пассажиров на средние и особенно дальние расстояния.

3. Основные модели мирового хозяйства: возможны варианты.

Несмотря на относительное единство мирового хозяйства отдельные части которого тесно связаны между собой международным географическим разделением трyда, определенные различия между этими частями не могут не существовать. Как тут не вспомнить один из афоризмов Козьмы Пруткова: «Во всех частях земнoгo шара имеются свои, даже очень любопытные, другие части». Пропорции между этими частями, определяющие своего рода пространственные модели мировог хозяйства, могут быть двучленными, трехчленными и многочленными. Двучленная модельми мировoгo хозяйства, соответствующая двучленной типологии стран мира, подразумевает подразделение eгo на две большие группы стран: экономически развитые и развивающиеся. Исходя из бросающихся в глаза особенностей географического положения, первую из них в литературе зачастую условно именуют Севером, а вторую Югом. Благодаря более высоким темпам роста экономики доля Юга в мировом ВВП в настоящее время заметно возросла. Но этим он обязан Китаю, Индии, НИС Азии, тогда как многие страны продолжают развиваться медленно. Особенно тяжелое положение в наименее развитых странах, которые иногда называют даже «отцепленным вагоном мировой экономики. А по выражению Н. Н. Moисеева, они «отстали навсегда».

При трехчленной модели мирового хозяйства выделяются экономически наиболее развитые страны Запада, развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. В последнее время получает распространение еще одна сходная, но все же отличающаяся от первой трехчленная модель мирового хозяйства с подразделением его на Центр, Периферию и Полупериферию. При этом Центр образует 2530 стран Севера с общим населением 850 млн человек, которые в первую очередь определяют мировой научно-технический прогресс и переход мировой экономики к постиндустриальной стадии. В качестве eгo основных ядер фигурируют либо страны «большой семерки», либо Европейский Союз, США и Япония. В состав Периферии входит около 1 00 развивающихся стран Юга с преобладанием аграрной экономики, продовольственно-сырьевой международной специализации и слабо затронутых НТР. А на стыке между ними размещается Полупериферия, к которой обычно относят новые индустриальные страны Азии, большинство нефтеэкспортирующих странчленов ОПЕК, наиболее «продвинутые» страны Латинской Америки, Азии и Африки, а также некоторые страны с переходной экономикой. Страны Полупериферии в основном находятся на индустриальной стадии развития.

В географической литературе используется и Десятичленная модель мирового хозяйства с выделением десяти главных центров, или ядер, формирование которых происходило постепенно.

До конца XIX В. по всем показателям преобладал один центр - Европа; не случайно И. А. Витвер назвал этот период «европоцентрическим». Затем образовался второй мировой центр, вскоре ставший главным, США. В период между двумя мировыми войнами возникли новые центры мирового значения СССР, Япония. После Второй мировой войны нaчалось формирование таких центров, как Китай, Индия, группа нефтедобывающих стран Юго- Западной Азии, Канада, Мексика, Бразилия. В последние десятилетия на мировую арену вышли НИС Азии во главе с «четырьмя азиатскими тиграми" Республикой Кореей, Тайванем, Гонконгом (ныне Сян-ган) и Сингапуром.

В свою очередь, пропорции между этими центрами изменяются в зависимости от темпов роста их экономики. Например, в 90-e г. намнoгo выросла дoля Китая,де темпы роста были самыми высокими, и снизилась доля CHГ, где они были очень низкими. В начале XXl в. по доле в мировом ВВП эти десять центров выстраиваются следующим образом: Северная Aмeрика, зарубежная Европа, Китай, Япония, Индия, НИС Азии, CHГ, Бразилия, страны Персидского залива, Мексика. В связи с этим появился даже новый термин «большая семерка» Юга. В нее обычно включают Китай, Индию, Бразилию, Индонезию, Мексику, Республику Корею и Таиланд.

В последние дватри десятилетия в мировом хозяйстве постоянно возрастает роль Азиатcкo-Tиxоокeaнского peгиона 1 , который стал одним из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Ныне на страны АТР с населением в 3,5 млрд человек приходится уже 60% мирового ВВП и 40% объема мировой торговли. Именно АТР во многом определяет и перспективы развития мирового хозяйства. Не случайно ХХI век в прогнозах все чаще называют «Тихоокеанским столетием». (Задание 5.)

4. Территориальная структура мирового хозяйства: различия между двумя группами стран.

Для характеристики географии хозяйства как мира, так и отдельных стран при меняются разные термины: размещение производства (производительныхсил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства. Tepриториальная структура хозяйства (ТСХ) это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с дpyгом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и eгo хозяйственной деятельности.

Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.

В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем «зрелости». Это значи что их территория нacыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими cвoeгo рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших корпораций, происходит, как говорят, «принятие peшений».

1 АзиатскоТихоокеанский регион (АТР) очень важное политико-географическое понятие. Но контуры АТР определяются поразному, с включением в нeгo от 30 до 45 стран. Поэтому и цифровые показатели по этому региону имеют несколько условный характер.

Пример. Штат Калифорния в США самый большой в стpaне и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать eгo как cвoeгo рода «гocyдарство в государстве», то по размерам cвoeгo ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния район co средоточения самых наукоемких отраслей.

Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно xapaктерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше вceгo старопромышленных районов на родине промышленных переворотов в Западной Европе.

В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.

В-четвертых, это районы новoгo освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Дo стижения НТР в области техники и технологий сделали возможным освоение и таких районов.

Пример. К числу главных районов новoгo освоения относятся Север Канады и Аляска, цeнтральная, северная и западная части Австралии, Сибирь и Дальний Восток В России.

Конечно, в экономически высоко развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, oднако они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории все более усложняются.

В развивающихся стpaнах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для нeгo xaрактерен значительно более низкий уровень «зрелости» нacыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, cвoeгo рода очаговoe использование территории.

И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.

Как показали исследования ученых географов, роль главного центра, «фокуса» всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами.

Пример. В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес главный морской порт Аргентины.

В некоторых случаях роль «экономической столицы» страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Мумбаи (Бомбей) и Колката (Калькутта) в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промыщленностью, активно участвующий в международной торговле.

Роль вспомогательных цeнтров («фокусов») территории могут выполнять также районы экспортной специализации либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они cpaвнительно мало связаны с окрyжающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой pынок через столичный или другой специализированный порт.

Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традициoннoгo потребительского сельcкoгo хозяйства. Это главные районы «выталкивания» избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют «внутренними колониями».

«Две страны в одной стране» - это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность геогpaфического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории. (Задание 6.)

5. Региональная политика: сглаживание диспропорций.

Для улучшения сложившейся территориальной структуры xoзяйства большинство экономически развитых стран Запада проводит государственную региональную политику. Региональная политика представляет собой комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил и выравниванию уровней жизни людей.

Эта политика направлена прежде вceгo на сглаживание peгиональных диспропорций между высокоразвитыми районами, с одной стороны, и отсталыми аграрными и депрессивными 1 с другой.

1 Депрессивный район обычно старопромышленный район, достигший в прошлом достаточно высокого уровня развития, но в эпоху НТР прежде вceгo в силу преобладания старых производств потерявший многие стимулы экономического развития. Само понятие «депрессивный район» возникло в период мирового экономического кризиса 1929-1933гг. В отсталых районах сооружаются крупные промышленные предприятия, выполняющие роль своеобразных «полюсов роста». В депрессивных районах предпринимаются попытки создания современных наукоемких производств, филиалов крупных фирм.

Региональная политика предусматривает также ограничение роста и «разгрузку» крупных городов и городских агломераций, прежде вceгo столичных, в которых в 60-70-x гг. происходили упадок центральных районов («ядер»), резкое обострение экологических проблем. Далее, она способствует освоению новых районов, преимущественно окраинных, периферийных. (За дание 7.)

Чтобы изменить старый колониальный тип территориальной структуры хозяйства, многие развивающиеся страны также осуществляют государственную региональную политику. Основные цели этой политики заключаются в преодолении разобщенности отдельных частей страны, в смягчении имеющихся диспропорций между центром и периферией, в формировании национальной системы городов и управлении процессом урбанизации, в освоении глубинных peсурсных районов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие территориальной структуры хозяйства

2. Территориальная структура хозяйства Европы

3. Транспортные связи Европы

Заключение

Введение

Формирование мирового (всемирного) хозяйства фактически охватывает всю историю человечества. В результате Великих географических открытий международная торговля вслед за Европой и Азией охватила другие регионы земного шара. Обмен продуктами между ними привел к образованию мирового рынка. Дальнейшему расширению этого рынка способствовало развитие транспорта. Морской транспорт связал между собой все материки.

Во второй половине XIX в. быстро росла протяженность железных дорог, которые соединили внутренние части континентов и, по образному выражению Генриха Гейне, "убили пространство". Но главная роль в формировании мирового хозяйства принадлежала крупной машинной индустрии, которая возникла в конце XVIII-XIX в. в ряде стран Западной Европы и США после происшедших в них промышленных переворотов. Следовательно, мировое хозяйство сформировалось в конце XIX- начале XXвв. в результате развития крупной машинной индустрии, транспорта и мирового рынка.

Мировое хозяйство - это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями. Международное географическое разделение труда (МГРТ) называют основным понятием экономической географии. Географическое (территориальное) разделение труда - неизбежный результат развития человеческого общества, связанный с ростом товарного производства и обмена. Его неизбежность вытекает из того, что между отдельными территориями всегда существуют различия: во-первых, в географическом положении, во-вторых, в природных условиях и ресурсах, в-третьих, в социально-экономических условиях - уровне развития, структуре хозяйства, трудовых ресурсах, исторических традициях и др. Подобные различия приводят к тому, что многие виды промышленного и сельскохозяйственного производства как бы прикрепляются к определенным территориям. Это относится к отдельным экономическим районам, а также и к целым странам, которые связаны между собой международным географическим разделением труда. Зародилось оно еще в древности, но с возникновением мирового хозяйства охватило весь мир.

Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным. В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры.

1. Понятие терр иториальной структуры хозяйства

территориальное хозяйство Европа

Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).

В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.

Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства -- континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.

Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.

Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно, по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.

Регион -- самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.

Субрегион -- крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства.

2. Территориальная структура хозяйства Европы

В пределах Европы выделяют две крупные части -- Центрально-Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

Западная Европа, территория - 3,7 млн. км2., население - около 370 млн. чел. Западная Европа - субрегион зарубежной Европы, включающий 26 государств, сильно отличающихся друг от друга по величине, государственному устройству и уровню социально-экономического развития. Западная Европа - один из трех главных центров мировой капиталистической системы.

Субрегион играет весьма видную роль в мировом хозяйстве и мировой политике, он стал одним из очагов мировой цивилизации, родиной великих географических открытий, промышленной революции, городских агломераций, играет важную роль в МГРТ.

Страны Западной Европы объединяет не только географическое положение, но и тесные экономические и политические связи. По форме правления около 1/2 стран - монархии, остальные - республики.

Западная Европа занимает западную суженную часть Евразийского континента, омывается в основном водами Атлантического океана и лишь север Скандинавского полуострова -- водами Северногоi Ледовитого океана. При всей «мозаичности» рельефа территории Западной Европы границы между отдельными странами, а также граница, разделяющая Западную Европу и Восточную Европу, проходит преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают значительных препятствий для транспортных связей.

ЭГП субрегиона очень благоприятно. Это связано с тем, что, во-первых, страны субрегиона или выходят к морю, или расположены на небольшом расстоянии от него (не далее 480 км), что способствует развитию экономических связей. Во-вторых, очень важно соседское положение этих стран по отношению друг к другу. В-третьих, природные условия региона в целом благоприятны для развития как промышленности, так и сельского хозяйства.

Территория субрегиона лежит в пределах тектонических структур разного возраста: докембрийских, каледонских, герцинских и наиболее молодых - кайнозойских. В результате сложной геологической истории формирования Европы в пределах субрегиона образовались четыре крупных орографических пояса, последовательно сменяющих друг друга в направлении с севера на юг (плоскогорья и возвышенности Фенноскандии, Среднеевропейская равнина, среднегорья Центральной Европы и альпийские высокогорья и среднегорья, занимающие ее южную часть).

В настоящее время Зарубежная Европа имеет самые низкие в мире темпы роста населения: его численность увеличивается на 0,5% в год. Причем если в Южной и Восточной Европе темпы превышают средние, то в Северной и Западной Европе население увеличивается лишь на 0,2-0,3% в год (и то за счет иммиграции). В ряде развитых стран естественный прирост населения (ФРГ, Австрия, Англия и др.) отрицательный.

Зарубежная Европа отличается высокой средней плотностью населения и более равномерным его размещением по сравнению с другими крупными регионами. Здесь нет обширных слабозаселенных и совсем незаселенных областей, но нет и больших территорий с очень густым с/х населением. Однако это не означает, что в Зарубежной Европе нет значительных колебаний плотности населения.

В настоящее время Зарубежная Европа - наиболее урбанизированный регион мира. Средний уровень насыщенности городами здесь выше, чем в США или Японии, где существуют более резкие различия в урбанизированности приморских и внутренних районов. Городская сеть в Европе сформировалась раньше, она более равномерна и повсеместна.

В Западной Европе самые большие мегалополисы - Английский, включающий агломерации Лондона, Бирмингема, Манчестера, Ливерпуля и других городов, и Рейнский охватывающий агломерации Рандстад в Нидерландах, Рейн-Рур-Рейн-Майн в ФРГ. При сравнительно небольших размерах европейских государств начинается формирование огромных межгосударственных мегалополисов. Так уже практически возник мегалополис (Дельтаполис) охватывающий соседние урбанизированные районы Великобритании, Франции, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга общей площадью 230 тыс. км/кв с населением свыше 80 млн. человек.

3. Транспортные связи Европы

Транспортная сеть отличается густотой и сложностью конфигурации, она складывалась из напластований различных форм, густоты и размеров, часто не вписывающихся в современные политические границы. Природные рубежи все в меньшей степени являются препятствием для развития сети, хотя на ее рисунке они еще сказываются. Трудно говорить об абсолютном преобладании одного вида транспорта над другими даже в небольших странах. Это переплетение отражает происходящий процесс сращивания функциональных сфер отдельных видов транспорта. Растет число подъездных железнодорожных путей при сокращении магистральной сети, увеличивается средняя дальность перевозок на каждом виде транспорта.

Тесное «соприкосновение» различных видов транспорта в портах и других транспортных узлах стимулировало развитие интермодальных перевозок, особенно в связи с массовой контей-неризацией грузов.

Особое место занимают морские порты. Благодаря широким эстуариям рек порты проникли на сотни километров в глубь Европейского континента и в своих связях с хинтерландом опираются на мощные речные артерии, соединенные между собой системой каналов. Сочетание морского и речного транспорта создает единую воднотранспортную систему, вытянутую в основном в меридиональном направлении (кроме Дуная). Морские порты являются подлинными морскими воротами не только для своих стран, но и имеют международное значение; грузопотоки проникают далеко в глубь континента. Более половины грузов порта Роттердам транспортируется по внутренним водным путям.

Железнодорожная сеть континента значительно гуще, чем в Северной Америке; все основные железнодорожные магистрали и даже часть второстепенных линий -- двухпутные, до сих пор в грузовом вагонном парке преобладают двухосные вагоны, средняя грузоподъемность вагона в 2--3 раза ниже, чем в США.

Грузовые перевозки выполняются при весьма густом движении поездами сравнительно небольшого веса с относительно невысокими скоростями движения

(кроме контейнерных маршрутных составов). Железнодорожный транспорт в значительной мере электрифицирован, более 80% перевозочной работы выполняется электрической тягой.

Густота дорожной сети составляет 100-- 300 км/100 км2, т. е. в 2--3 раза выше, чем в США, велика и доля автомобильных дорог с усовершенствованным покрытием. На главных речных артериях преобладают самоходные суда, все шире внедряется метод толкания составов несамоходных барж. Длина и грузоподъемность буксируемых составов сравнительно с США невелики. за последние 40 лет вырос с 2,8 до 9,0 тыс. т/км, пассажирооборот -- с 1,0 до 3,2 тыс. пасс. - км. Можно отметить динамизм развития перевозок -- объем работы вырос более чем в 7 раз и продолжает расти.

И в мировом грузообороте, и в пассажирообороте резко выделяется один, главный, вид транспорта, доля которого до последнего времени продолжала возрастать: в грузообороте -- морской транспорт, в пассажирообороте -- легковой автомобильный индивидуального пользования.

Происходит изменение структуры перевозок между отдельными видами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным и его главным конкурентом -- автомобильным транспортом изменилось с 4:1 до 1,2:1, доля трубопроводов (нефте-, продукте- и газопроводы) выросла с 4,2 до 12,8%, снижается роль внутреннего водного транспорта. В пассажирообороте воздушный транспорт приближается к уровню железнодорожного. Автобусный транспорт уже превзошел железнодорожный еще в 1970 г.

Северная Европа. Транспортная система региона включает в себя все виды транспорта. Особая роль принадлежит морскому транспорту, который развит во всех странах.

Международное значение имеют железнодорожные и автомобильные магистрали в направлениях: Санкт-Петербург -- Финляндия -- Швеция -- Дания -- Германия;

Мурманск -- Норвегия -- Дания -- Германия. Имеются несколько широтных направлений, связывающих Швецию с портами Норвегии: Пулео -- Нарвик; Умео --

Му -- и -- Рана; Сундевамь -- Тронхейм; Карлетад -- Олесунн. На многих направлениях действуют паромные переправы.

Центральная Европа. За два тысячелетия в регионе существенное развитие получили все виды транспорта, которые целесообразно рассмотреть в том же порядке, что и энергетику.

Южная Европа. Тенденциями в развитии транспорта являются опережающее развитие автомобильного транспорта, устойчивое развитие воздушного транспорта и сохранение значительной роли морского транспорта. В Португалии транспортная сеть развита недостаточно. Две железные дороги и две автомобильные дороги связывают страну с Испанией и с остальной Европой. Велика роль морского транспорта. Международные аэропорты находятся в Лиссабоне, в Порту, на Азорских островах и на островах Мадейра.

Заключение

Несложно предугадать, что роль региональной составляющей в жизни национальных государств Европы и в Европейских сообществах будет и далее возрастать.

И прежде всего, это проявляется в следующем:

1. Региональные проблемы проявляются и обостряются ныне в первую очередь там, где слаба или отсутствует государственная политика содействия региональному развитию. У России такой политики пока, к сожалению, нет, во всяком случае в сравнимом с Европой и ЕС. Не может служить ей адекватной заменой и наша национальная политика, которая акцентирует внимание скорее на прошлом, чем на настоящем, и скорее на специфическом, чем на общем, у этнических субъектов Федерации, а также оставляет в стороне неэтнические, административные регионы (области, края).

2. Именно при наличии такой продуманной региональной политики регионализм в Европе, за редкими исключениями экстремистского толка, не выступает как угроза территориальной целостности государств, отдельные регионы претендуют, как максимум, на свою автономию. Равным образом речь при этом не идет о восстановлении прежних феодальных доменов: децентрализация функций управления связывается, прежде всего, с развитием демократии на местах при приближении принимаемых управленческих решений к интересам граждан.

3. Неравномерность развития регионов не может быть преодолена одной лишь "свободной игрой рыночных сил"; результат такой игры оказывается чаще всего обратным. Поэтому на определенный исторический период преодоление отсталости требует целевого вмешательства и содействия государства через перераспределение части национальных ресурсов в пользу отставших территорий. Опыт Европы показывает, что делать это надежнее всего через перераспределение доходной базы, а также обусловленность трансфертов

(субсидий) сопряженным местным финансированием при целевой адресовке содействия в целом.

4. Регионы Европы при всей своей специфике равны перед законом своих стран и действуют в едином правовом поле ЕС при минимуме исключений из этих правил, которые могут лишь противопоставлять их друг другу. Соответственно, более надежной базой региональной политики России может быть лишь единая для всех федеральная конституция, а не совокупность разнонаполненных двусторонних соглашений "регион - центр". Свою региональную составляющую пора вводить и в процессы хозяйственной реинтеграции СНГ. В частности, мощным ускорителем развития регионов здесь, по аналогии с Европой, может стать их трансграничное сотрудничество.

Очевидно, необходимо систематизированное ознакомление наших регионов и компетентных федеральных ведомств с опытом региональной политики Европы и ЕС, возможностями использования программ ЕС в этой области.

Список использованной литературы:

1. Герман Ван дер Вее. История мировой экономики: 1945 - 1990. - М.: Наука, 1994.

2. Капиталистические и развивающиеся страны на пороге 90-х годов (территориально-структурные сдвиги в экономике за 70-80-е гг.) / Под ред. В.В. Вольского, Л.И. Бонифатьевой, Л.В. Смирнягина -- М.: Изд. МГУ, 1990.

3. Мироненко Н.С. Введение в географию мирового хозяйства. - М.: Изд-во Ун-та им. Дашковой, 1995.

4. Модели в географии/ Под ред. П. Хаггета, Дж. Чорли.- М.: Прогресс, 1971.

5.Наумов А.С., Холина В.Н. География людей: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1995.

6. Наумов А.С., Холина В.Н. География населения и хозяйства мира: Учебное пособие (Учебн. серия “Шаг за шагом”: География.) - М.: Изд-во гимназии "Открытый мир", 1997.

7. Смирнягин Л.В. География мирового хозяйства и социокультурный контекст // Вопросы экономической и политической географии капиталистических и развивающихся стран. Вып. 13. - М.: ИЛА РАН, 1993.

8. Хаггет П. География: синтез современных знаний. - М.: Прогресс, 1979.

9. Хаггет П. Пространственный анализ в экономической географии. - М.: Прогресс, 1968.

10. Харвей Д. Научное объяснение в географии (общая методология науки и методология географии). - М.: Прогресс, 1974.

11. Холина В.Н. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика.: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением гуманитарных предметов. - М.: Просвещение, 1995.

12. Экономическая география капиталистических и развивающихся стран / Под ред. В.В. Вольского и др. - М.: Изд-во МГУ, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Структура и функционирование региональной экономики. Производственно-функциональные, географические, градостроительные, социологические критерии региона. Производительные силы региона и комплексность хозяйства. Определение региональной специализации.

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Предпосылки для формирования региональной экономики в условиях планового хозяйства. Адаптация науки к рыночным отношениям. Разработка и реализация территориальных схем в 70-х – 80-х годах для решения проблемы государственной региональной политики.

    контрольная работа , добавлен 14.11.2013

    Развитие хозяйства в Древнем Востоке, Греции и Риме. Роль христианства в эволюции хозяйства Европы. Становление свободно-рыночной системы. Революционный и реформистский пути экономического развития. Современные проблемы становления свободного рынка.

    курс лекций , добавлен 10.02.2011

    Исследование сущности, структуры и основных компонентов рынка труда. Современные виды рынка труда. Обзор особенностей национальных моделей рынка труда. Сравнительная характеристика российской модели рынка труда со странами Центральной и Восточной Европы.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2013

    контрольная работа , добавлен 19.03.2011

    Суть региональной экономики, которая призвана изучать закономерности и проблемы функционирования и развития экономики страны как системы взаимодействующих регионов. Принципы, механизмы и цели региональной политики в странах Европейского Союза и России.

    курсовая работа , добавлен 13.09.2011

    Приватизация в России. Первый, второй, третий этап. Приватизация в странах Центральной и Восточной Европы. Оценка возможных вариантов проведения приватизации в России, на основании стратегий стран Центральной и Восточной Европы. Чековые инвестиционные фон

    курсовая работа , добавлен 28.04.2005

    Общая характеристика региональной политики в республике, региональная рента как мотив региональной хозяйственной ассоциации. Управление и прогнозирование развития и социально-экономической политики, специфика формирований рыночных отношений в республике.

    дипломная работа , добавлен 29.08.2010

    Роль малого бизнеса в формировании антимонопольной структуры рынка. Экономическая эффективность малого бизнеса в ряде отраслей народного хозяйства. Государственная поддержка малого бизнеса в России, странах Западной Европы, США, Канаде и Японии.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Функционирование энергетических систем Украины. Механизмы и проблематика государственного регулирования естественных монополий. Реформирование деятельности энергопоставляющих предприятий Украины в условиях вступления в Энергетическое сообщество Европы.

Современное мировое хозяйство имеет полицентрический характер. Существует двухчленная, трехчленная и десятичленная модель мирового хозяйства.

Двухчленная модель основана на подразделении стран мира на экономически развитые и развивающиеся (страны Севера и страны Юга). Лидирующее положение занимают развитые страны, однако развивающиеся страны развиваются более высокими темпами.

Трехчленной модели МХ соответствует деление стран на три группы: развитые страны Запада (52,7 % в ВМП), развивающиеся страны (30,2% в ВМП), страны с переходной экономикой (17,1%).

При десятичленной модели МХ в нем условно выделяют 10 центров:

  • Северная Америка (США) - 22,5 %
  • Зарубежная Европа - 20,0 %
  • Китай - 10,1 %
  • НИС (Юго-Восточная Азия) - 7,5 %
  • Япония - 7,2 %
  • СНГ - 4,1 %
  • Индия - 4,1 %
  • Бразилия - 2,3 %
  • Юго-Западная Азия (Персидский залив) - 2,0 %
  • Мексика - 1,8 %

Самыми мощными по-прежнему остаются два самых старых центра – европейский и американский, однако их доля в ВМП имеет тенденцию к снижению. Среди лидеров остаются два центра среднего поколения Япония и СНГ, доля которых тоже имеет тенденцию к снижению. Остальные центры, возникшие уже после 2-ой мировой войны, быстро набирают силу. Особенно быстро развивается Китай и Новые индустриальные страны, которые на сегодняшний день опередили Японию и СНГ.

Одной из основных проблем современного МХ была и остается проблема существенного различия в уровне социально-экономического развития между центрами и периферией.

Территориальная структура национальных хозяйств современных государств различна.

В экономически развитых государствах сформировалась территориальная структура с высоким уровнем «зрелости». Здесь сложилась система экономических районов четырех типов:

  • высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием, где имеются крупные научные центры, наукоемкие производства, хорошо развита непроизводственная сфера.
  • старопромышленные (депрессивные) районы, возникшие в эпоху промышленной революции, но в настоящее время влияние НТР в них проявляется весьма слабо, а рядовые производства преобладают над наукоемкими;
  • отсталые аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией;
  • районы нового освоения, богатые разнообразными природными ресурсами.

В развивающихся странах территориальная структура хозяйств сложилась еще в колониальную эпоху. Для нее характерен низкий уровень «зрелости» и в то же время высокая степень концентрации производства и населения. Роль главного цента выполняет обычно столица, которая очень часто является и главным морским портом страны. Роль вспомогательных центров могут выполнять районы экспортной специализации – горнодобывающей промышленности или плантационного сельского хозяйства. Эти центры, как правило, соединены железной дорогой, по которой вывозится минеральное или сельскохозяйственное сырье. Роль периферии играют обширные территории с традиционным потребительским сельским хозяйством.

Для сглаживания территориальных диспропорций и в развитых и в развивающихся странах проводится региональная политика, представляющая комплекс законодательных, административных, экономических и природоохранных мероприятий, способствующих более рациональному размещению производительных сил, выравниванию уровней жизни людей.

Территориальная структура современного мирового хозяйства википедия
Поиск по сайту:

Территориальная структура хозяйства (ТСХ) – совокупность определённым образом взаимно расположенных и взаимодействующих элементов хозяйства в пределах определённой территории. К основным элементам территориальной структуры хозяйства относят: промышленные узлы, промышленные центры и районы, сельскохозяйственные районы, экономические районы и экономические зоны, транспортные узлы и магистрали, другие объекты инфраструктуры, городские агломерации. Эти элементы хозяйства находятся в сложном взаимодействии и определяют «географический рисунок» любой территории. Иными словами, при исследовании ТСХ рассматриваются главные черты хозяйственной дифференциации территории. Игровые автоматы вулкан колобок: ошеломляющий интерес для повышения интереса к жизни.

Выделяют три формы ТСХ: 1) интегрально-пространственную структуру, характеризующуюся взаимодействием экономических зон, районов, подрайонов; 2) территориально-отраслевую структуру, формирование которой определяется размещением ключевых отраслей экономики и научного потенциала; 3) линейно-сетеузловую структуру, охватывающую, прежде всего производственную инфраструктуру в ее взаимосвязи с расселением и образующую экономические линии и полосы.

Различают каркасную и очаговую территориальную структуру хозяйства. Каркасная ТСХ характерна для экономически развитых стран с высоким уровнем «зрелости» производительных сил и сильной внутренней дифференциацией территории. Очаговая ТСХ присуща для менее развитых стран и малоосвоенных районов.

В ходе экономического развития изменяется не только отраслевая, но и территориальная структура хозяйства, его размещение со временем приобретает новые черты. Хотя, территориальная структура хозяйства обладает таким свойством как инерционность. Действительно, изменения в территориальной структуре хозяйства обычно происходят медленнее, чем в отраслевой структуре. Это объясняется тем, что промышленные предприятия, сельскохозяйственные угодья, населенные пункты, транспортные магистрали всегда «привязаны» к определенной территории и переместить их на другое место либо очень трудно, либо невозможно.

Представим себе изолированное государство, расположенное на однородной равнине. На аграрном и аграрно-индустриальном этапах развития гипотетического государства в его отраслевой структуре преобладает сельское хозяйство. Немногочисленные города являются центрами торговли, ремесла, межрайонного обмена, а вокруг размещаются сельскохозяйственные территории и огромные массивы неиспользуемых земель. Воздействие городов на экономическую жизнь незначительно. В этот период лишь начинает развиваться обрабатывающая промышленность, в первую очередь, снабжающая потребительский рынок.

На индустриальном этапе территориальная структура хозяйства усложняется. Возникает множество городов. Одни из них – центры переработки сельскохозяйственной продукции и обслуживания сельского населения, другие – центры ремесла и мануфактурного производства. Большое значение в производстве приобретают природные ресурсы (минеральные, лесные, водные и др.). Промышленные предприятия концентрируются вблизи источников сырья, топлива, энергии, а по мере того как растёт значение перевозок массовых грузов – и в удобных транспортных узлах. В местах сосредоточения промышленности формируются районы с относительно высокой плотностью населения. Производство и люди нуждаются в разнообразном обслуживании – развиваются транспорт и связь, хранение и вывоз готовой продукции, водоснабжение, образование, профессиональная подготовка, медицинское обслуживание то есть инфраструктура. Происходит формирование сложного территориального комплекса, включающего материальное производство и инфраструктуру. Города все больше превращаются в «фокусы» экономической жизни территории. Рост численности населения приводит к расширению площади обрабатываемых земель и земель, вводимых в промышленный оборот. Площадь неиспользуемых земель быстро сокращается.

В постиндустриальный этап развития территории растёт число городов, не связанных с промышленным производством – курортов, учебных и научных центров. Из крупных городов вытесняются предприятия отраслей, загрязняющих окружающую среду (металлургия, химическая промышленность) или реконструируются.

Территориальная структура мирового хозяйства

С развитием новых технологий значение природных ресурсов в хозяйстве падает. Сельское хозяйство превращается в высокотехнологичную и интенсивную отрасль («фабрики» мяса, молока, зерна), что ведёт к сокращению площади обрабатываемых земель. Продолжается развитие инфраструктуры, её объекты широко представлены не только в городах и вблизи них, но и в сельской местности.

Перейти на страницу: 12

Еще статьи

Современная демографическая ситуация в России. Региональные различия
В отличие от многих других наук демография имеет точную дату рождения. Она ведет свое начало с января 1662 г., когда в Лондоне вышла в свет книга английского купца и капитана, ученого-самоу …

Типология населенных пунктов городские и сельские поселения, их виды
Термин «расселение» характеризует исторический процесс заселения территории, распределение населения на территории и его пространственную организацию. Расселение следует за более динамично …

Динамика распределения земель города по землепользованиям
Вид землепользования Площадь, м2 Удельный вес, % Общая территория 10,6 тыс. 100 Селитебная зона 5,4 …

Анализ развития Тюменского региона

3. Отраслевая структура

По объёму произведенной промышленной продукции область занимает 1 место в России. Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 86,4 % объёма промышленного производства области…

География черной металлургии

Отраслевая и территориальная структура черной металлургии

Структуру черной металлургии определяет ряд разнородных производств, сильно отличающихся характером вырабатываемой в них продукции, техникой и технологией ее получения, направлением и пользования как в самой стране, так и за ее пределами…

Мировая химическая промышленность

1. Отраслевая структура химической промышленности

Химическая промышленность, как и машиностроение, — одна из самых сложных по своей структуре отраслей промышленности. В ней четко выделяются полупродуктовые отрасли (основной химии, органи-ческой химии)…

3 Отраслевая и территориальная структура хозяйства

При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур — отраслевой и территориальной…

Социально-экономический анализ развития Пермского края

2 Отраслевая структура народного хозяйства региона

На российском и мировом рынках ведущими отраслями специализации Пермского края являются машиностроение, химия и нефтехимия, металлургия, топливная промышленность, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность…

Социально–экономическое развитие республики Башкортостан

2. Отраслевая структура республики Башкортостана

Башкортостан — одна из наиболее крупных и экономически развитых республик в составе Российской Федерации. Республика Башкортостан входит в хорошо заселенную и освоенную зону страны. По ее территории проходят важнейшие железнодорожные…

Территориальная организация населения и хозяйства экономического подрайона: Магаданская область

7.1 Отраслевая структура экономики

Больше всего добавленной стоимости в регионе образуется в области добычи полезных ископаемых (31,9 % в 2004 году и 31,7 % в 2005), за ней следует производство и распределение электроэнергии, газа и воды (12,2 % и 10,6 %), транспорт и связь (7,8 % и 10…

Отраслевая структура машиностроения

Так как машиностроение — это многоотраслевой комплекс, принято выделять 4 основных группы отраслей по функциональному назначению выпускаемой продукции (тяжелое машиностроение, среднее машиностроение…

Территориальная организация новейших отраслей промышленности

Отраслевая структура электронной промышленности

Электронные средства обработки информации —так часто обо-значают большую группу видов продукции отрасли, обеспечивающую нормальную и эффективную работу компьютеров. Сюда входят сред-ства технического обеспечения (сами компьютеры…

Экономика Венгрии и ее социальное развитие

2.2 Отраслевая структура хозяйства, соотношение главных ее отраслей

Первичная сфера хозяйственной деятельности человека Топливно-энергетические ресурсы представлены в Венгрии месторождениями угля, природного газа и нефти. Общие геологические запасы угля оцениваются на сегодняшний день почти в 9 млрд. т…

Экономика Испании

3 ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА ЭКОНОМИКИ ИСПАНИИ

Испания — индустриально-аграрная страна, которая, однако, по уровню своего хозяйственного развития уступает высокоразвитым в экономическом отношении государствам Европы…

Экономико-географическая характеристика Свердловской области

2. Отраслевая и территориальная структура хозяйственного комплекса

Экономико-географическая характеристика территории Польши

2.4 Отраслевая структура производства Польши

Приоритетами экономической политики прибалтийских государств являются создание условий для перехода к рынку и полная интеграция экономики в западноевропейские экономические структуры…

Экономическая характеристика Турции

3. Экономика.

Отраслевая структура мирового хозяйства

Отраслевая структура хозяйства

В течении последних десятилетий экономика страны развивалась быстрыми темпами. Турция — индустриально-аграрная страна. Доля промышленности в экономике страны составляет около 28 %, сельского хозяйства — 15 %, строительства — 6 %, услуг — 51 %…

2.2. Отраслевая структура экономики

В 2000 г. На сельское хозяйство, лесную промышленность и рыболовство приходилось 2%, промышленность и строительство — 36%, сферу услуг — 62% ВВП. Добывающая промышленность играет незначительную роль в национальной экономике (0,2% ВВП)…

Территориальная структура хозяйства тсх

Для характеристики географии хозяйства — как мира, так и отдельных стран — применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.

Территориальная структура хозяйства (ТСХ ) это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов , находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.

В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.

Во-первых, этовысокоразвитые районы , отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших фирм, и происходит, как говорят, "принятие решений".

Штат Калифорния в США — самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода "государство в государстве", то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место.

Мировое хозяйство Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Калифорния — район сосредоточения самых наукоемких отраслей.

Во-вторых, этостаропромышленные районы , которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов — в Западной Европе.

В-третьих, этоаграрные районы , вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.

В-четвертых, эторайоны нового освоения , зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов.

К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России.

В экономически развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, но они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории усложняются.

В развивающихся странах географический рисунок расселения и хозяйства во многом другой. Основные черты территориальной структуры хозяйства стран Азии, Африки и Латинской Америки сложились еще в тот период, когда они находились в колониальной или полуколониальной зависимости. И теперь еще так называемый колониальный тип территориальной структуры сохраняется во многих из них. Для него характерен значительно более низкий уровень "зрелости" — насыщенности промышленными и сельскохозяйственными районами, транспортными магистралями, сильная разобщенность отдельных частей, своего рода очаговое использование территории. И в то же время территориальная концентрация производства и населения в большинстве этих стран значительно выше, чем в экономически развитых.

Рисунок 3. Схема территориальной структуры хозяйства развивающихся стран.

Как показали исследования ученых-географов, роль главного центра, "фокуса" всей территории в развивающейся стране обычно выполняет ее столица, нередко приобретающая даже чрезмерное, гипертрофированное развитие и подавляющая рост других городов. В приморских странах столица обычно служит и главными морскими воротами.

В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес — главный морской порт Аргентины.

В некоторых случаях роль "экономической столицы" страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Бомбей и Калькутта в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле.

Роль вспомогательных центров ("фокусов") территории могут выполнять также районы экспортной специализации . Это районы либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт.

Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы "выталкивания" избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют "внутренними колониями".

"Две страны в одной стране" — это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность географического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории.
страница 1

скачать
Другие похожие работы.

Познать закономерности обусловленные экономическими законами значит не только определить их объективную направленность и характер, но и уметь применять эти закономерности на конкретном этапе социально-экономического развития государства в конкретных условиях каждого района.

В практической деятельности для научно-обоснованного управления хозяйством познание закономерностей приводит к выработке основных правил государственной политики.

В отличии от закономерностей принципы динамичны и меняются с изменением экономической и социально политической ситуации в стране.

Факторы отражают объективнее процессы, оказывающие решающее воздействие на размещение хозяйства.

1. Технико-экономические факторы – связаны с НТП. Оказывают влияние на изменение в технологии, технике и в условиях размещения производства.

2. Природные факторы – связано с открытием новых месторождений новых ресурсов, особенностями природных условий и с охраной окружающей среды и влиянием этой среды на человека и наоборот.

3. Исторический фактор – отражает труд населения в динамике. Формы расселения, структуру населения и т.д.

4. Социальный фактор

Отличие факторов от принципов в том что действие факторов меняется эволюционным путем. Принципы же – носят политический характер. Со сменой власти меняются и принципы.

Отраслевая структура народного хозяйства. Основные ее сферы.

Является не только показателем уровня экономического развития государства но и определяет характер и ориентацию страны в мировой экономике.

На территории регионов отраслевая структура представлена конкретными уровнями производств удовлетворяющие не только собственные потребности но и потребности других районов страны и в отдельных случаях экспортирующие продукцию в другие страны.

2. Отрасли доставляющие материальные ценности потребителям. Транспорт и связь. 4%

3. Отрасли, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Торговля, материально техническое снабжение и сбыт, информационно вычислительное обслуживание, питание, заготовки и т.д. 10%

Материальная структура 64%.

Непроизводственная сфера:

1. Транспорт и связь по обслуживанию населения и др.

2. Отрасли социального обслуживания включают в себя образование 8%, здравоохранение 6%, наука и научное обслуживание 4%, культура и искусство 1,5%, финансы и кредит и пенсионное обеспечение 8%,

3. Управление и обороны 2,5%

Территориальная структура народного хозяйства (ТСНХ). Теория опорного каркаса. Типы территориальной структуры хозяйства и расселения.

Территориальная структура – это отображение отраслевой структуры каждой конкретной территории.

Представлена территориальная структура двумя элементами:

· Линиями транспортных путей

· Населенные пункты

Каждая территория в своей основе имеет «скелет» на который накладываются все остальные элементы. Поэтому каждый опорный каркас формирует свой рисунок территории и Г.М. Лаппо обосновывает несколько опорных каркасов свойственный каждой конкретной территории

· Кольцевой (похож на схему московского метро)

· Полурадиально-кольцевой тип (Схема Санкт-Петербургского метро)

· Решетчатый (курская, тульская, тамбовская.воронежская области)

· Цепочечный (Кемеровская область)

· Приморский тип

· Треугольный тип. (Кавказ)

Это есть деление системы народного хозяйства по территориальным образованиям, зонам, районам, промышленным узлам. Территориальная структура меняется медленнее, чем отраслевая, т.к. основные ее элементы сильнее привязаны к конкретной территории. Характеризуется структура стоимостью основных фондов, степенью освоенности территории, территориальная концентрация производства и населения, локализация всего производства.

Экономическая оценка отраслевой и территориальной структур

Современная наука разработала множество количественных показателей, которые позволяют в обобщенном виде охарактеризовать ту или иную территорию. Сравнение этих показателейи их совокупности дают возможности изучить территориальные различия всех явлений и процессов присущих данной территории.

Последние годы большое количество индексных (полученных с помощью математических формул) показателей были отобраны и объединены в две группы:

1. Показатели определения отраслевой структуры хозяйства

2. Показатели определения территориальной структуры хозяйства.

Показатели изучения отраслевой структуры.

Определение показателя специализации района

Представляет собой отношение удельного веса района в отрасли к удельному весу района по данному региону. Данный показатель определяется при условии когда коэффициент специализации Су>=1.

Коэффициент локализации данного производства на территории данного района

Предсавляет собой отношение удельного веса отрасли в структуре производства рпайона к удельному весу той же отрасли но в стране.

П – производственный персонал и численность промышленного персонала и в стране

О – Валовая товарная продукция

Показатель общего уровня специализации района

Представляет отношение совокупного общественного продукта произведенного в районе и вывезенного из района (в стоимостном выражении). К совокупному общественному продукту только произведенному в районе (в стоимостном выражении).

Чем выше показатель общего уровня специализации района, тем более специализированный район в общероссийском разделении труда.

Коэффициент территориальной концентрации

В – валовая продукция района или страны

О – основные поизводственные фонды района или страны

П – Численность занятых в материальном производстве персонала в районе или стране

Коэффициент концентрации по районам будет тем пропорциональнее чем меньше различие между территориями.

Все показатели данного коэффициента расчитываются на 1 км 2

Природно ресурсный потенциал (ПРП).

1. ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

2. Классификация природных ресурсов.

3. Ресурсообеспеченность. Понятие, сущность, принципы.

4. Экономическая оценка природных ресурсов.

ПРП его значение. Понятие природных ресурсов.

ПРП – есть совокупность всех видов природных ресурсов которые к настоящему времени известны и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Россия занимает одно из первых мест по общегеологическим и разведанным запасам большинства природных ресурсов. В первую очередь это касается энергоносителей:нефть, газ и уголь. По отдельным видам металлургического сырья: железные руды, кобальтовые руды, никель, олово. Горно-химического сырья: апатиты.

Особенности отраслевой структуры мирового хозяйства

Определение 1

Мировое хозяйство это сложный комплекс национальных экономик в их взаимодействии.

В зависимости от специфики выполняемых операций или выпускаемой продукции мировое хозяйство делится на производственную и непроизводственную сферы (сферы материального и нематериального производства). Они, в свою очередь, делятся на соответствующие отраслевые комплексы, отрасли и подотрасли.

Главными составляющими производственной сферы являются промышленность, сельское хозяйство и транспорт . Более подробно мы рассмотрим отраслевую структуру мирового хозяйства параллельно с территориальной.

Территориальная структура основных отраслей мировой экономики

Основой любой экономики является топливно-энергетический комплекс. Он состоит из топливной промышленности и электроэнергетики. Топливная промышленность сегодня представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями.

Нефтяная промышленность разделяется на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую . Переработка нефти часто происходит за пределами стран добычи. Основные залежи нефти сосредоточены на территории развивающихся стран и находятся в районе Персидского залива, на севере и западе Африки, в Индонезии, на севере Латинской Америки, в России, США, Китае и Австралии. Переработка нефти сосредоточена в развитых странах Европы и Азии, в США. Поэтому США, Япония и страны Европы выступают на мировом рынке крупнейшими импортерами нефти и газа. Но постепенно переработка нефти смещается в развивающиеся страны (как экологически «грязное» производство).
[Замечание]

США не экспортирует свою нефть, а, наоборот, закупает чужую с целью сохранения стратегически важного сырья.

  • Газовая промышленность вышла на передовые рубежи уже во второй половине $ХХ$ века. Месторождения газа часто соседствуют с нефтяными. Самыми крупными экспортерами газа являются Россия, Канада, Нидерланды и Норвегия. Значительную часть газа добывают с океанического шельфа.
  • Угольная промышленность является старейшей отраслью энергетики. Главными экспортерами угля выступают Австралия, США, ЮАР, Россия, Китай, Польша, Канада. Главными потребителями на угольном мировом рынке стали страны Европы, Япония и страны Латинской Америки.
  • В период НТР электроэнергетика стала одной из трех ведущих отраслей экономики. Основными производителями электроэнергии являются самые развитые страны мира. Тройку лидеров производства составляют США, Китай, Япония. Преобладает производство электроэнергии на ТЭС ($75$%). ГЭС (около $20$% электроэнергии) размещены в районах рек с мощным течением или большим перепадом высот – в Норвегии, Австрии, Швеции, Бразилии. АЭС дают примерно $7$% электроэнергии. Самыми крупными долями атомной энергетики в производстве славятся Франция, Бельгия, Венгрия.
  • Без конструкционных материалов не может функционировать ни одно производство. Именно металлургия выпускает конструкционные материалы.

    • Черная металлургия развита в США, Японии, Китае, России. Многие развитые страны Западной Европы, лидировавшие ранее в черной металлургии, «сдали» свои позиции из-за истощения своих месторождений.
    • Существенно обновилась в период НТР цветная металлургия . Энергоемкое производство алюминия размещается в Китае, России, Австралии, Канаде. Производство меди сосредоточено в Чили, Индонезии, США, Японии, Канаде, России. Цветные металлы используются в самых современных отраслях машиностроения. Но на их размещение влияет экологический фактор (это – вредное производство).
  • Мировое машиностроение насчитывает около $70$ отраслей. Общее машиностроение , опирающееся на металлургическую базу и сырье, размещено в Приозерном районе США, в Рурском бассейне Германии, в Верхнесилезском бассейне Польши, на Урале и в северо-восточном Китае. Лидерами транспортного машиностроения являются США, Япония, Германия, Франция и Южная Корея. Авиа- и ракетостроением знамениты США, Россия, Франция, Китай. Разрабатывается ракетостроение и в КНДР.

    В конце ХХ века опережающими темпами начало развиваться точное машиностроение . Наряду с традиционно высокоразвитыми странами (США, Японией, Германией), конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию на мировой рынок начали массово поставлять Китай, Индия и страны «новой индустриализации» - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Малайзия.

    Подводя итог, можно выделить три основных мировых центра машиностроения: Северная Америка (чуть более $30$% продукции), Западная Европа (около $30$%), Восточная и Юго-Восточная Азия ($20$%).

    Химическая промышленность также является одной из ведущих отраслей НТР. Традиционно ведущим регионом развития химической промышленности является Западная Европа. Она дает около $40$% мировой химической продукции. Первенство здесь занимают Германия, Франция и Италия. Традиционные производства основной химии основаны на собственном сырье, а химия органического синтеза ориентируется на импортное сырье. Не уступает по значению европейской химическая промышленность США, развивающаяся на базе отходов черной металлургии Приозерья и нефти Юга. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, страны «новой индустриализации») быстрыми темпами развивается химия органического синтеза на импортном (за исключением Китая и Индонезии) сырье.

    Главными регионами лесной промышленности остаются районы лесов нашей планеты. Выделяются здесь такие страны как США, Канада, Россия, страны Скандинавского полуострова, Бразилия.

    Легкая и пищевая промышленности развиты по всему миру. Но не стоит забывать историческую тенденцию. Традиционно центрами мировой моды считаются Франция и Италия.

    Сельское хозяйство – одно из древнейших видов производственной деятельности человека. В эпоху НТР оно тоже претерпело изменения. Произошла массовая механизация и автоматизация предприятий. Часть производств (первичная обработка продукции) отделилась от сельского хозяйства и стала частью легкой и пищевой промышленности. В структуре отрасли сохраняются различия по уровням развития стран. Чем более развита экономика страны, тем больше в ее сельском хозяйстве удельный вес животноводства, выше уровень интенсификации труда и меньше занято трудовых ресурсов. Специализация производства зависит от агроклиматических факторов.

    Производство зерновых размещено в Китае, Индии, США, России, Канаде, Казахстане, Австралии, Аргентине. Технические культуры выращивают в США, странах Центральной Азии, Восточной Европы, Китае. Цитрусовыми славятся страны Средиземноморья.

    Животноводство тоже представляет собой комплекс отраслей со своими особенностями. Разведение крупного рогатого скота процветает в Бразилии, Аргентине, США, Китае. В свиноводстве лучшие показатели имеют Китай, США, Россия. Овцеводство получило распространение в Австралии, Китае, Новой Зеландии, в странах Центральной Азии.

Факторы размещения мирового хозяйства

Как видно из сказанного выше, мировое производство размещено по территории планеты очень неравномерно. Существуют определенные правила – принципы размещения хозяйства. Главный принцип – максимализация выгоды. Поэтому на размещение производства влияют ряд обстоятельств – факторов.

  1. Природно-ресурсный фактор определяется наличием условий и предпосылок для развития того или иного производства (наличие сырья, условия работы).
  2. Фактор трудовых ресурсов влияет на объем производства и его характер. Чем больше рабочей силы и выше ее квалификация, тем сложнее производство, выше трудо- и наукоемкость процесса.
  3. Транспортный фактор позволяет учитывать влияние затрат на перевозку сырья, готовой продукции и рабочей силы на общую себестоимость готовой продукции.
  4. Наукоемкость как фактор начали учитывать в период бурного развития НТР, когда наука превратилась в мощную производственную силу. Производство многих видов продукции начало концентрироваться вокруг научных и научно-исследовательских центров.

Скопление отходов производства, характер производства, необходимость строительства новых и совершенствования старых очистных сооружений служат ограничением концентрации производства и населения в определенных районах. Этот фактор носит название экологического . Особое внимание на него стали обращать именно в последнее время, совпавшее с бурным развитие НТР.

Замечание 1

Для каждой отрасли и ее составляющих, для каждого производства имеет приоритетное значение тот или иной фактор. Добывающие отрасли размещены в районах месторождений полезных ископаемых. Переработка ориентируется на источники дешевой электроэнергии и воды, на наличие квалифицированной рабочей силы. Наиболее четко влияние факторов размещения производства проявляется в географии современного машиностроения. Эта многогранная отрасль чутко реагирует на изменение коньюктуры рынка и условий производства, на усиление влияния НТР на все сферы жизни и деятельности общества.