Меры ответственности за нарушение налогового законодательства. Учебная и специальная литература

Налоги шуток не любят. Это всегда стоит помнить, если вы задумали осуществить нарушение налогового законодательства РФ. Для начала стоит уяснить, что видов ответственности очень и очень много. Они будут подразделяться не только на те, что прописаны в Налоговом кодексе РФ, но также и на те, что указаны в Уголовном кодексе. Конечно, санкции за нарушение налогового законодательства, как правило, будут бить по вашему карману. Но есть и иные меры, которые мы рассмотрим далее.

Для начала стоит сказать, что налоговые органы недолго будут терпеть ваши нарушения. Чуть что не так - сразу могут обратиться в суд. Попытка скрыться от них обернется возбуждением уголовного дела и привлечением органов полиции к вашему поиску.

Многие витают в мечтах, что можно не платить налоги, копить деньги и потом быстренько уехать куда-нибудь за границу (как история с кредитами), но на самом деле вас просто не выпустят из страны, если будет обнаружена подобная задолженность. Помните это и тогда, когда собираетесь с семьей (или сами) на отдых за рубеж.

Для налогоплательщиков

Сразу отметим, что ответственность за нарушение налогового законодательства существует для физических и юридических лиц (она будет разной лишь по сумме) и для должностных лиц (различные механизмы действия). Подобные санкции могут выражаться в процентах (к примеру, если вы объявили себя индивидуальным предпринимателем или открыли свою фирму, а зарегистрировать ее в налоговой забыли - это по 10% от всей вашей выручки за каждый день) или твердой сумме. Минимальная сумма - 200 рублей, максимальная же - 80 тысяч рублей (подробности можно посмотреть в Налоговом кодексе или системах типа "Гарант"). Если не считать того, что санкции, выражаемые в процентном соотношении, могут перевалить за 100 тысяч, то все верно. Для должностных лиц нет процентных санкций, а суммы колеблются от 100 рублей до 5 тысяч.

Для экспертов, свидетелей и иных лиц

Тут все просто - неявки, отказы и прочее. Ответственность за нарушение налогового законодательства в этом случае выражается в денежном штрафе в размере от 500 рублей до 20 тыс. (для должностных лиц - от 500 до 1000 рублей за несообщение факта по делу и пр.)

Банки

Вот тут все намного серьезнее, ведь банки в РФ - крупные организации, осуществляющие различного рода финансовые операции (часть института финансов). Ответственность за нарушение налогового законодательства для банков также выражена либо в процентах, либо в твердой сумме. Минимальная сумма - 10 тыс., максимальная - 40 тыс. А вот в процентах ответственность за нарушение налогового законодательства может сильно ударить по "карману" банка (свыше 500 тыс. - не новость, потому как налоги, накладываемые на банк, высоки, а проценты взимаются с них).

Уголовная ответственность

Ответственность за нарушение налогового законодательства может быть и уголовной. Здесь дела обстоят совсем плохо. Правда, чтобы "добиться" таких санкций, придется неплохо постараться. Здесь у нас только самые злостные неплательщики, которые ни в какую не идут на переговоры с налоговыми органами, да еще и должны круглую сумму. В этом случае дело направляется в суд, и тогда можно ждать гостей из полиции у себя дома, которые сами (если это необходимо) вручат вам повестку.

Всего 4 статьи предусматривают наказание за нарушения налогового законодательства - ст. 198, 199, 199.1, 199.2 (подробнее с содержанием статей можете ознакомиться в УК РФ). Здесь можно не только не отделаться штрафами, но еще и получить исправительные работы или реальный срок (лишение свободы). Все виды санкций делятся на два вида: нарушение в крупном размере (свыше 600 тыс. рублей) и нарушение в особо крупном размере (свыше 3 миллионов рублей). Минимальная сумма штрафа здесь - 100 тысяч рублей, максимальная - 300 тысяч. А вот для тех же деяний, но в особо крупном размере - до 500 тысяч рублей (срок лишения свободы и иных санкций за такие правонарушения также намного выше).

Кстати, уголовная ответственность должностных лиц не предусмотрена. Дело в том, что должностное лицо в принципе со своим нарушениями не может попасть под влияние данных статей. Но еще стоит помнить, что уголовное законодательство выделяет таких лиц в отдельную категорию, так что к ним будет применён особый порядок производства.

Дисциплинарная ответственность за нарушение налогового законодательства применяется в случае нарушения работником организа-ции трудовой или служебной дисциплины. Привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляет администрация в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В сфере налогообложения вопрос о дисциплинарной ответственности наиболее актуален в отношении сотрудников налоговых, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов и налоговой полиции, которые являются государственными служащими. В соответствии с Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации» за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностными лицами налоговых органов своих обязанностей они привлекаются к дисциплинарной, материальной и уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Ответственность государственного служащего предусмотрена Фе-деральным законом от 31 июля 1995 г. «Об основах государственной службы Российской Федерации», в соответствии с которым за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей на него могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Государственный служащий может быть временно, до одного месяца, отстранен от исполнения своих обязанностей.

В соответствии с налоговым, банковским, таможенным законодательством дисциплинарным проступком сотрудников налоговых, таможенных органов и органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел является разглашение коммерческой, банковской, налоговой тайны, халатное отношение к своим обязанностям по учету налогоплательщиков, а также деяния, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан и др.

Еще по теме Дисциплинарная ответственность за нарушения налогового законодательства:

  1. 2.3. Ответственность за нарушения налогового законодательства
  2. § 5. Ответственность налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства и защита их прав
  3. 33.4. Ответственность банка за нарушения налогового законодательства
  4. 7.4. Административная и уголовная ответственность за нарушение налогового законодательства
  5. Материальная ответственность за нарушения налогового законодательства
  6. ГЛАВА 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  7. 10.4. Обстоятельства, исключающие ответственность и освобождающие от ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах
  8. 7.2. Виды юридической ответственности за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Общая характеристика отдельных видов ответственности

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, воз­никающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанно­сти субъектов налоговых отношений, предусматривает применение раз­личных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности.

Для наступления юридической ответственности необходимо наличие четырех условий: противоправное деяние (действие или бездействие); наличие вреда (фактического ущерба); причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом); вина нарушителя.

Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16-летнего возраста. Никто не может быть привлечен к ответственно­сти за совершение налогового правонарушения иначе, как по основа­ниям и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом.

Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совер­шение одного и того же налогового правонарушения. Привлечение орга­низации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих ос­нований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РФ.

Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение нало­гового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить при­читающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответ­ственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

Лицо считается невиновным в совершении налогового правонаруше­ния, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном феде­ральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано до­казывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, воз­лагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторож­ности. Налоговое правонарушение признается совершенным умышлен­но, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало либо сознательно допускало на­ступление вредных последствий таких действий (бездействия).


Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожно­сти, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного ха­рактера своих действий (бездействия) либо вредного характера послед­ствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Вина организации в совершении налогового правонарушения опреде­ляется в зависимости от вины ее должностных лиц, либо ее представи­телей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данно­го налогового правонарушения.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение на­логового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уп­латы налога.

Статья 198. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более ста тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая триста тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей.

Статья 199. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору:

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Лицо, впервые совершившее преступления, предусмотренные статья­ми 198, 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный ущерб.

Вышерассмотренные статьи УГ РФ находятся на пересмотре по инициативе Президента РФ.

Финансовая и административная ответственность за налоговые правонарушения, не попадающие под уголовную ответственность, установлены Налоговым кодексом РФ и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

Финансовые санкции, применяемые к налогоплательщику, нарушившему налоговое законодательство (ст.ст.: 116-126 Налоговый кодекс РФ):

Взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли) либо сум­мы налога за иной скрытый или неучтенный объект налогообложения и одновре­менно штрафа в установленном размере, при повторном нарушении - соответству­ющей суммы и штрафа, увеличенного на 100%;

Штраф за каждое из следующих на­рушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушени­ем установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредстав­ление или несвоевременное представление в налоговый орган документов, не­обходимых для начисления, а также уплаты налога;

Взыскание пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога в размере определенного процента от не­ уплаченной суммы налога за каждый день просрочки платежа, начиная с ус­тановленного срока уплаты выявленной задержанной суммы налога, если зако­ном не предусмотрены другие размеры пени. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответ­- ственности.

____________________

Статья 116. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (на срок более 90 календарных дней влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей).

Статья 117. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе - влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40 000 рублей).

Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Статья 119. Непредставление налоговой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей (в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10 процентов суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня).

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообло-жения течение одного налогового периода - влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей (более одного налогового периода- влекут взыскание штрафа в размере пятнадцати тысяч рублей. Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы - влекут взыскание штрафа в размере десяти процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее пятнадцати тысяч рублей.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) - влекут взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора) (совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

Административную ответственность за налоговые нарушения определяет Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях:

Статья 15.3. Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей (нарушение сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей).

Статья 15.4. Нарушение срока представления сведений об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Статья 15.5. Нарушение сроков представления налоговой декларации - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 15.6. Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц - от трехсот до пятисот рублей.

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.

Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме

Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.

Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.

Каждый налогоплательщик согласно Закону обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты, предоставлять налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Если налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить на него санкции.


Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.

По определению, Административная ответственность - это “...вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение”..

Основные характеристики административной ответственности:

Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.

Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.

Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.


Основанием административной ответственности является административное правонарушение, т.е. “...посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность”.

В Налоговом Кодексе РФ “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”.

Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Наказуемость подразумевает что административным правонарушением признается только такое деяние за которое предусмотрена административная ответственность. В данном случае такая ответственность должна быть предусмотрена Налоговым Кодексом.

Налоговый Кодекс РФ предусматривает одну форму неосторожности - небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих действий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть.

Поскольку организация - это искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Для организации субъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей. То есть виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом или представителем этой организации, действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.

Только при наличии состава административного правонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.

Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ) установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:

Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК, статья 15.3 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст. 116 НК - штраф в размере 5000 рублей

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - штраф на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей

2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 НК)

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 рублей

Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней - штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 рублей

3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 118 НК, статья 15.4 КоАП)

Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - штраф в размере 5000 рублей.

Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - штраф на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей

4. Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК, статья 15.5 КоАП)

Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 ст.119 НК - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня

Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей

5.Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК)

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст.120 НК - штраф в размере 5000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода - штраф в размере 15000 рублей

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей

6.Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (статья 122 НК)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога (сбора)

Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст. 122 НК, совершенные умышленно - штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога (сбора)

7.Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК, 15.6 КоАП)

Ответственность за нарушение налогового законодательства напрямую зависит от формы вины. Умышленными признаются те деяния, которые были совершены налогоплательщиком с осознанием их противоправного характера и с целью наступления негативных последствий (несдача декларации для сокрытия налогов; неправомерное применение вычетов и др.) Неосторожным считается нарушение, совершенное налогоплательщиком без осознания противоправности действий, хотя он мог и должен был ее осознавать (пропуск по незнанию; ошибочное применение вычетов и др.).

Согласно НК, ответственность за нарушение налогового законодательства может быть смягчена при наличии определенных обстоятельств: неблагоприятной жизненной ситуации (болезнь, потеря кормильца и т.п.); принуждения либо материальной, служебной или другой зависимости; тяжелого финансового положения. Стоит подчеркнуть, что приведенный перечень является открытым и наказание может быть смягчено и в других случаях, например, при незначительном размере вреда. Если в процессе рассмотрения дела выявлено хотя бы одно обстоятельство, смягчающее вину, размер штрафа должен быть сокращен, как минимум, на 50%. Ответственность за нарушение налогового законодательства не может быть применена к налогоплательщикам, нарушившим закон в силу следующих обстоятельств: болезни, вследствие которой лицо не могло осознавать своих действий; стихийного бедствия; добросовестного исполнения письменных разъяснений, полученных от ИФНС либо иных компетентных органов.

Какая именно ответственность за нарушение налогового законодательства применяется к физическим лицам?

В отношении выделяются только два вида нарушений: непредоставление декларации.

Четко регламентированы НК (ст.119) и их незнание не освобождает налогоплательщиков от ответственности. Непредоставление отчетности в период, не превышающий 180 дней после истечения сроков, определенных законодательством, влечет наложение штрафа. Его размер равен 5% от суммы налогов, подлежащих перечислению, за каждый месяц (полный и неполный), прошедший со дня, установленного для подачи отчетности, но не больше 30% совокупной суммы налоговых платежей и не меньше ста рублей. Если же со дня, в который декларация должна была быть предоставлена, истекло более 180 дней, то с налогоплательщика взимается: 30% от совокупной суммы налогов; 10% за каждый месяц (полный и неполный), прошедший с 181-го дня.

Возникновение по причине ошибочного их исчисления подразумевает взыскание штрафа, размер которого - 20% от суммы задолженности. Умышленная неуплата карается штрафом в 40%. При этом санкции занарушение налогового законодательства не освобождают налогоплательщика от перечисления налоговых платежей. Необходимо отметить, то взыскание штрафов с лиц, не являющихся предпринимателями, возможно только через суд.

Налогоплательщиков возможна только в следующих случаях:

1. Уклонение от налоговых выплат в крупных размерах - более 600 тыс. руб. за З года подряд, если доля неперечисленных налогов составляет не меньше 10% от их совокупной суммы или же превышает 1,8 млн. руб. За данные преступления могут быть назначены следующие меры ответственности: штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или же в пределах доходов налогоплательщика за период от года до 2-х лет; содержание под арестом от 4-х месяцев до полугода; лишение свободы до З-х лет.

2. Уклонение от налоговых выплат в особо крупных размерах - более З млн руб. за три года подряд при условии, что доля не перечисленных налогов составляет не меньше 20% от их совокупной суммы или же превышает 9 млн руб. Эта категория преступлений подразумевает следующую ответственность: лишение свободы до З-х лет; штраф в сумме от 200 до 500 тыс. руб. или же в пределах доходов налогоплательщика за период от 1,5 до З-х лет.

Уголовнаяответственность за нарушение налогового законодательства не применяется к тем налогоплательщикам, которые совершили противоправные деяния впервые и полностью выплатили недоимку по налогам, а также штрафы и пени.