Заранее узнать о выездной проверке. Развенчиваем мифы о выездной налоговой проверке Налоговая проверка за 3

Согласно статье 9 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ, проводятся не чаще, чем один раз в три года. Однако согласно статье 1 те положения, которые регламентируют проведение ревизий, не могут применяться

Так, в Приказе ФНС России от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» указаны основания, по которым может быть осуществлен контроль. Фискалы проводят специальный анализ финансово-экономических показателей предприятий. Государственные аналитики изучают как суммы самих платежей, так и их динамику. Так выявляются фирмы, у которых уменьшаются размеры бюджетных начислений. Анализ проводится по каждому виду налога. Изучаются и показатели при этом определяются значительные отклонения показателей финансово-хозяйственной деятельности текущего периода от предыдущего или от среднестатистических данных аналогичных фирм. Кроме того, могут быть выявлены противоречия между представленными сведениями и данными, которыми располагают ревизоры.

Выездные проверки

В случае выбора организации для проведения выездной проверки инспекторы также определят целесообразность контрольных мероприятий у контрагентов и аффилированных лиц. Приоритетными для включения в план являются те компании, в отношении которых у ревизоров имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации фискальных обязательств. Или же результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия свидетельствуют о предполагаемых правонарушениях.

Нужно подчеркнуть, что Налоговый кодекс не содержит ограничений в отношении срока работы организации при назначении выездной проверки. При этом на практике такие ревизии проводятся не часто, логично, что чем короче срок существования организации, тем меньше шансов выявить нарушения. Основная цель проверяющих – это доначисление налогов. Тем не менее, основанием для контроля может стать, например, запрос из МВД на проведение совместной ревизии в связи с выявлением факта «ухода» от уплаты средств в бюджет или сокрытия доходов. Такая инициатива от ведомства может возникнуть в случае поступления жалобы или проведения соответствующих оперативно-розыскных мероприятий. Причиной проверки станут и ликвидация или реорганизация общества с ограниченной ответственностью, а также недостоверность сведений в декларации или подача заявления о возмещении из бюджета большой суммы НДС.

Результат камеральной проверки

Также основанием для выездной ревизии может послужить результат Согласно Приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/ 333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», Службой разработана структура отбора фирм для проведения выездных мероприятий. Так, обоснованный выбор компании для их осуществления невозможен без всестороннего анализа всей информации, поступающей в инспекции из внутренних и внешних источников.

К информации из внутренних источников относятся данные о фирмах, полученные инспекторами самостоятельно. К информации из внешних источников относятся данные, полученные фискалами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления, а также иная информация, в том числе общедоступная.

Обратите внимание

Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения. И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности.

Комментирует Лариса Савельева, главный бухгалтер компании «Стройтех»: «Количество планируемых ревизий всегда можно оспорить. Об их проведении организация и ее руководство информируются заранее. Идет подготовка к мероприятиям, и в случае, если они незаконны, у компании есть время на то, чтобы оспорить решение инспекции. Что же касается внеплановых ревизий то тут сложнее. Как правило, предприятие не в курсе, что скоро к ним “приедет ревизор”. Фактически у руководства нет времени на то, чтобы сопротивляться и пытаться оспорить законность действий инспекторов. Кроме того, если и удастся избежать проверки, то в следующий раз налоговые органы еще больше засомневаются в законопослушности предприятия и найдут тысячу и одну причину, чтобы явиться в компанию с нежданным контролем».

Цели проверки

Стоит отметить, что большое количество нормативных актов вносит путаницу в порядок проведения проверки. И несмотря на то, что обществам обещано, что в течение трех лет с момента регистрации их не будут беспокоить ревизоры, по факту есть большое количество признаков, подпав под которые, компания станет объектом проверки невзирая на свой «молодой возраст». Так к кому же придут ревизоры?

Несомненно, первыми станут те предприятия, налоговая нагрузка которых ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретных отрасли или виде экономической деятельности. Далее в очереди стоят те компании, которые отражают в бухгалтерской отчетности убытки на протяжении нескольких периодов или показывают в декларациях значительные суммы вычетов. Интерес проверяющих вызовет и опережающий темп роста расходов над доходами от реализации товаров, работ и услуг. А также выплата среднемесячной на одного работника, которая фактически ниже среднего уровня в конкретном субъекте.

Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом показателей, предоставляющих право применять спецрежимы, также станет причиной ревизии. Как и отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. Особенно осторожными нужно быть тем ООО, которые ведут финансово-хозяйственную деятельность на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками без наличия разумных экономических или деловых целей. Это может стать причиной «налоговых разборок».

Кстати, как и непредоставление компанией пояснений на уведомление инспекции или запрашиваемых документов. Не стоит забывать и о неоднократных снятии и постановке на учет общества в связи с изменением места нахождения. Такая «миграция» между инспекциями сразу вызовет подозрения.

И, конечно, особый интерес у фискалов возникнет при значительном отклонении уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от статистических показателей в аналогичной сфере деятельности, а также ведении финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Меры безопасности

И все же, несмотря на усилия чиновников и бизнесменов договориться о количестве и причинах ревизий, часто возникают случаи, когда предприниматели становятся объектами незаконных проверок. Как максимально себя обезопасить?

Запрос налоговой инспекцией у организаций информации по сделкам вне рамок налоговых проверок (выездных, камеральных, «встречных»). Требование предоставить документы за 3 года по 20 контрагентам.

Вопрос: может ли налоговая вне рамках выездной налоговой проверки и камеральной требовать документы за 3 года по 20 контрагентам?

Ответ: Налоговая служба для проведения контрольных мероприятий вправе запрашивать у организаций информацию по конкретной сделке вне рамок налоговых проверок (выездных, камеральных, «встречных»). Об том прямо указано в п. 2 ст. 93.1 НК РФ. При этом в требовании должны быть указаны четкие реквизиты, идентифицирующие сделку. Если требование не содержит четкой информации, идентифицирующей сделку, то организация вправе проигнорировать требование инспекции, направив мотивированный отказ. Форма запроса об истребовании документов определена Приказом ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@. Несоблюдение налоговой службой формы требования означает, что запрос незаконен.
Кроме того, согласно п.2 ст.93.1 НК РФ налоговая служба вправе требовать лишь информацию о конкретных сделках. Но зачастую, налоговая служба составляет расплывчатый список необходимых документов и просит их предоставить. Не исполнение требования о предоставлении документов, скорее всего приведет к спору с налоговой службой и свои права придется отстаивать в суде. Однако, суды в данном случае на стороне налогоплательщика (постановление ФАС Поволжского округа от 17.01.13 № А65-10975/2012, постановления ФАС Дальневосточного от 06.03.12 № Ф03-306/2012, Западно-Сибирского от 29.12.10 № А27-4698/2010 и Северо-Западного от 10.08.10 № А56-73208/2009 округов).

Что касается периода, за который налоговая служба может затребовать информацию, то ст.93.1. НК РФ никаких ограничений не устанавливает.

Обоснование

Какие аргументы помогут не раскрывать сведения о контрагенте даже в рамках «встречки»

С необходимостью представить те или иные документы по сделке может столкнуться любая компания — не только та, которую в настоящее время проверяют налоговики. Такая вероятность существует, если инспекторы запрашивают бумаги в рамках встречной проверки.

У многих компаний возникает вопрос: обязаны ли они это делать в той или иной ситуации? Ведь зачастую требование о представлении документов содержит ошибки или неточности. А это уже правомерное основание для того, чтобы контролерам бумаги не представлять.

По общему правилу с момента получения требования о представлении документов в рамках статьи 93.1 НК РФ компания обязана в течение пяти дней либо представить проверяющим документы, либо сообщить о том, что запрашиваемых бумаг у нее нет (п. 6 ст. 6.1 и п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

Практика показывает, что в большинстве случаев, если компания отказывается представить сведения о своем партнере, контролеры привлекают ее к ответственности по статье 126 НК РФ (п. 6 ст. 93.1 НК РФ).

Однако, несмотря на это, организациям часто удается отстоять свою правоту в суде. Рассмотрим наиболее спорные ситуации, когда компаниям удавалось избежать ответственности за то, что они не представили сведения инспекции о своем контрагенте.

Прежде чем раскрывать своего контрагента, целесообразнее сначала поинтересоваться у него, а проверяют ли его на самом деле

Часто компании отказываются представлять документы по сделке со своим контрагентом, если им известно, что в отношении последнего выездная проверка еще не назначена. Логика налоговиков понятна — им нужно как можно тщательнее подготовиться к будущему визиту. Но компании буквально трактуют положения закона и не исполняют требования контролеров.

Дело в том, что норма о праве налоговиков запросить у контрагента (иных лиц) документы или информацию о проверяемой компании звучит расплывчато:

«Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ)».

С одной стороны, в этой норме четко не указано, что налоговики вправе это делать в рамках уже назначенной выездной проверки. С другой стороны, прямо написано о том, что запрашиваемая информация касается деятельности именно проверяемого налогоплательщика, то есть организации, которую уже проверяют.

Контрагент может не представлять документы, если налоговики не указали сведения, идентифицирующие сделку

Анализ судебных решений показывает, что споры по этому вопросу не утихают до сих пор. Некоторые суды придерживаются мнения, что контролеры вправе истребовать документы и до начала проверки.

Например, в одном из дел проверяющие направляли часть запросов покупателям в рамках камеральной проверки налогоплательщика (на основании ст. 93 НК РФ), другую часть — в ходе предпроверочного анализа (в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ).

Затем эти результаты инспекторы использовали в рамках выездной проверки. ФАС Уральского округа пришел к выводу, что такие действия налоговиков совершенно законны. Главное — доказательства получены (постановление от 25.06.12 № Ф09-5408/12). К аналогичному выводу пришел ФАС Западно-Сибирского округа в постановлении от 05.03.11 № А67-3581/2010, не усмотрев в действиях инспекторов нарушений норм НК РФ.

Однако суды других регионов с такой логикой не соглашаются. Они обращают внимание на незаконность процедуры сбора доказательств. Так, в одном из дел налоговики доначислили компании налоги на основании документов, полученных от покупателей проверяемого предпринимателя еще до начала проведения выездной проверки. Проверку инспекторы начали 31 августа 2007 года, а поручения об истребовании документов направили 16 марта этого же года. Свои действия налоговики обосновывали положением пункта 2 статьи 93.1 НК РФ и проведением предпроверочного анализа. Но суд не согласился с такими рассуждениями и отметил следующее (постановление ФАС Центрального округа от 02.07.09 № А23-3784/08А-13-133):

Если инспекторы начали проверку в августе, требовать документы от контрагента еще в марте неправильно

«…Налоговый кодекс Российской Федерации определяет четкую и последовательную процедуру формирования доказательств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах, их систематизации и соответствующего оформления, которые впоследствии являются основой для принимаемого налоговым органом решения. Доказательства совершенного налогоплательщиком нарушения только тогда могут считаться таковыми, когда они собраны в строгом соответствии с требованиями Кодекса.
Полученные документы в ответ на указанный запрос, направленный до начала проведения проверки, то есть в нарушение установленной Кодексом процедуры сбора, не могут быть признаны допустимыми доказательствами в силу статьи 68 АПК РФ.

Правильно судом первой инстанции признана несостоятельной ссылка инспекции на пункт 2 статьи 93.1 НК РФ, поскольку в соответствии с данной нормой вне рамок проведения налоговых проверок допускается истребование информации в отношении конкретной сделки».

Это не единственное решение, в котором суд поддержал компанию. В деле, которое рассматривал ФАС Восточно-Сибирского округа, налоговики поступили еще хитрее. В запросах о представлении документов они указывали, что в отношении налогоплательщика уже проводится проверка. На самом деле это было не так. В результате суд признал действия проверяющих незаконнными, а ВАС РФ такое решение оставил в силе (определение ВАС РФ от 21.01.11 № ВАС-14886/10).

Таким образом, можно сделать вывод, что, прежде чем представлять документы о своем контрагенте, особенно дружественном или наиболее выгодном, целесообразно связаться с ним и убедиться, что в отношении него действительно проводится проверка.

В каком виде представить документы по «встречке»

Специальной формы для этого нет. Но способ передачи в Налоговом кодексе РФ прописан — лично (инспектору или в канцелярию) или по почте заказным письмом в виде заверенных копий документов (абз. 3 п. 5 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93 НК РФ).

ФНС России разрешает сделать прошивку бумаг и заверить ее одной надписью. Главное — не забыть пронумеровать все листы, указав их общее количество (п. 21 письма от 13.09.12 № АС-4-2/15309@). При этом копии нескольких разных документов безопаснее заверить отдельной надписью на каждом листе бумаги (письма Минфина России от 11.05.12 № 03-02-07/1-122и от 24.10.11 № 03-02-07/1-374).

Практика показывает, что важнее заботиться не о правильности заверения копий, а о своевременности их подачи в инспекцию. Дело в том, что оштрафовать контролеры вправе только за непредставление документов. А вот ответственность за представление их по ненадлежащей форме НК РФ не устанавливает. С такой логикой согласился, например, ФАС Западно-Сибирского округа в постановлениях от 16.10.12 № А75-10185/2011 и от 24.08.12 № А75-10184/2011

Суды указывают, что налоговики не вправе требовать от партнера бумаги и информацию, не относящиеся к периоду проверки налогоплательщика

Нередко на практике налоговики требуют от контрагента проверяемой компании представить документы, которые не относятся к периоду проверки.

Минфин России в этом случае нарушений закона не видит. В частности, в письме от 23.11.09 № 03-02-07/1-519 финансовое ведомство отметило, что статья 93.1 НК РФ не устанавливает ограничения по периоду времени, за который могут быть истребованы документы и информация, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика.

Однако суды такое мнение не разделяют. Дело в том, что при запросе документов контролеры обязаны указать, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов или информации. Получается, что если документы не относятся к периоду проверки, то они не совпадают с датами проверки, указанными в требовании.

Например, в одном из дел ФАС Центрального округа пришел к выводу, что счета-фактуры, относящиеся к январю 2007 года и I кварталу 2008 года, не могут быть предметом «камералки» за I квартал 2009 года, поскольку в декларации за I квартал 2009 года не подтверждались ГТД, относящиеся к I кварталу 2008 года и январю 2007 года. В результате суд указал, что требование о представлении документов и приложенное к нему поручение были направлены в адрес контрагента вне рамок проведения камеральной проверки. А произвольное истребование документации налогоплательщика недопустимо (постановление от 09.08.10 № А68-13557/09).

Если в ходе проверки нарушений у компании не выявлено, то истребовать сведения о ней у ее контрагентов оснований нет

Нередко инспекторы пытаются разузнать информацию о том или ином контрагенте проверяемой компании, даже если в ходе проверки последней нарушений не выявлено вовсе. Такие действия налоговиков суды считают незаконными. Причем решений в пользу проверяющих найти не удалось.

Можно не исполнять требование, из которого неясна проверяемая сделка

Логика судов в случае, когда налогоплательщик уже успешно прошел камеральную проверку, следующая. Если при камеральной проверке выявлены ошибки в декларации и противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо есть несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям в документах, имеющихся у инспекции, то у компании могут запросить пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ).

Соответственно если ошибок и противоречий не выявлено, то и оснований для истребования у налогоплательщика объяснений нет. При этом статьи 88 и 93.1 НК РФ в их взаимосвязи предполагают наличие у налоговиков права в рамках камеральной проверки проводить какие-либо дополнительные мероприятия налогового контроля, в том числе предусмотренные статьей 93.1 НК РФ, только при наличии к этому оснований, предусмотренных статьей 88 НК РФ. Опять же если нарушений по этой норме нет, то и истребование информации в рамках статьи 93.1 НК РФ незаконно.

Рассуждая подобным образом, ФАС Уральского округа в постановлении от 21.05.09 № Ф09-3209/09-С3 указал следующее:

«Таким образом, установив, что законодательно предусмотренная обязанность по представлению дополнительных документов с декларацией по ЕНВД у предпринимателя отсутствовала, наличие в декларации ошибок (неточностей, противоречий) инспекцией не доказано, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии у инспекции законных оснований для истребования дополнительных сведений и документов как у предпринимателя, так и у лиц, предоставивших ему земельные участки в пользование».

При истребовании информации о конкретной сделке в требовании должны быть указаны ее идентифицирующие признаки и никаких лишних документов

В случае если налоговики истребуют информацию в отношении конкретной сделки, то они должны указать сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку (п. 3 ст. 93.1 НК РФ). Но поскольку инспекторам нужна эта информация вне рамок проверки, зачастую они не указывают реквизиты договора, а составляют расплывчатый перечень документов.

Анализ судебной практики подтверждает, что в этом случае у лица, получившего запрос без указания конкретной сделки, есть повод не исполнять требование.

В частности, в одном из дел, которое рассматривал ФАС Поволжского округа, было установлено, что налоговики, помимо договора «А» со всеми приложениями и спецификациями, истребовали также следующие документы: дополнение к договору (контракту, соглашению) купли-продажи, акт о приемке выполненных работ, платежное поручение.

При этом суд заметил, что в требовании отсутствовали какие-либо сведения о том, относятся ли данные документы к договору «А». Кроме того, исходя из названий этих документов и периода, определить, относятся ли истребованные документы к конкретной сделке, равно как и объем необходимой информации по сделке, не представлялось возможным. В результате налоговики спор проиграли (постановление от 17.01.13 № А65-10975/2012).

К аналогичным выводам приходили и другие суды (например, постановления ФАС Дальневосточного от 06.03.12 № Ф03-306/2012, Западно-Сибирского от 29.12.10 № А27-4698/2010 и Северо-Западного от 10.08.10 № А56-73208/2009 округов).

Компании продляют срок представления документов, объясняя это тем, что директор или главбух в командировке

Если компания не успевает собрать документы в пятидневный срок, она может ходатайствовать о продлении срока (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Чтобы инспекторы пошли на такую отсрочку, компании нужно привести весомые аргументы.

На практике чаще всего организации указывают следующие причины:

—большое число запрашиваемых документов;

—отсутствие главного директора или главбуха в офисе (командировка, отпуск);

—сотрудник, ответственный за ту или иную сделку, находится на больничном и т. п.

Если налоговиков удовлетворят такие причины, то о своем решении продлить срок представления документов они сообщат компании в течение трех дней. Но тут важно знать, что на практике контролеры нередко игнорируют такие ходатайства налогоплательщиков. В этом случае имеет смысл явиться в инспекцию и завизировать там свое ходатайство.

В детском дошкольном образовательном учреждении в 2018 году в разных месяцах работало от 23 до 27 человек, в 2019 году – 27 человек (из них одна работница находится в декрете). В каком порядке учреждение должно представлять в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка и других пособий, связанных с материнством: в электронной форме либо на бумажном носителе (учреждение расположено в субъекте РФ, участвующем в пилотном проекте)? Покупатель – плательщик НДС вправе воспользоваться вычетом предъявленного ему налога по товарам, работам, услугам, имущественным правам в случае, если соблюдены прописанные в ст. 171 и 172 НК РФ условия: покупка предназначена для облагаемой НДС операции и поставлена на учет, у покупателя имеется оформленный соответствующим образом счет-фактура. Правда, если этот документ получен с опозданием, у налогоплательщика могут возникнуть дополнительные вопросы. За какой период заявлять вычет? Как его перенести на последующие налоговые периоды и не просчитаться со сроком, отведенным законодателем на данное мероприятие? Можно ли отсрочить лишь часть вычета? Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д». Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129‑ФЗ необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Изменение ставки по НДС само по себе вроде бы не должно вызывать сложности для учетных работников. Действительно, начисляете большие суммы к уплате в бюджет и все… Однако трудности могут возникнуть в период перехода от меньшей ставки к большей. В данной статье мы представим обзор последних разъяснений чиновников на эту тему, связанных с выполнением работ и оказанием услуг. В апреле 2019 года была выявлена ошибка: по объектам библиотечного фонда, принятым к учету и введенным в эксплуатацию в августе 2018 года, амортизация не начислялась. Какие исправительные записи необходимо сделать в бюджетном учете?

14 декабря 2017 года на официальном сайте ФСН опубликованы контрольные соотношения в расчете по страховым взносам. Они будут применяться с 1 января 2018 года. По ним можно проверить, например, расчет по взносам за 2017 год. Что изменилось? Будут ли налоговики сравнивать единый расчет по страховым взносам с 6-НДФЛ и 2-НДФЛ? Какой программой можно проверить годовой расчет? Ответим на основные вопросы и приведем ссылку для скачивания новых контрольных соотношения.

Новые точки проверки расчета по взносам

В 2018 году налоговые инспекторы проверяют показатели единого расчета по страховым страховых взносам по контрольным соотношениям.

В письме ФНС России от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417 приведены новые контрольные соотношения показателей формы расчета по страховым взносам. можно на нашем сайте. Также вы можете ознакомиться с обозначенным письмом на официальном сайте ФНС.

Новые контрольные соотношения вводится в действие с 1 января 2018 года. То есть, они будут применяться уже при проверке годового расчета по страховым взносам за 2017 год.

Зачем поменяли контрольные соотношения с 2018 года?

Зачем налоговикам потребовалось обновлять контрольные соотношения с 2018 года? В своем письме они пояснили это сами. Приведем обоснование для введения новых соотношений. Они сводятся к тому, что с 2018 года у налоговиков становится больше основания для непринятия расчетов по взносам.

Письмо ФНС России от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417

Федеральная налоговая служба сообщает, что 27.11.2017 принят Федеральный закон № 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 335-ФЗ), который вносит изменения, в том числе и в статью 431 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс).

В соответствии с пунктом 78 статьи 2 Федерального закона № 335-ФЗ абзац второй пункта 7 статьи 431 Кодекса излагается в новой редакции, расширяющей перечень оснований для признания налоговым органом расчета по страховым взносам непредставленным.

Согласно пункту 3 статьи 9 Федерального закона № 335-ФЗ указанные изменения вступают в силу с 1 января 2018 года.

Начиная с 1 января 2018 г., если в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) сведения по каждому физическому лицу:

  • о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц,
  • о базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в пределах установленной предельной величины,
  • о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, исчисленных исходя из базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не превышающей предельную величину,
  • о базе для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу,
  • о сумме страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев расчетного (отчетного) периода содержат ошибки, а также если в представляемом плательщиком расчете (уточненном расчете) суммы одноименных показателей по всем физическим лицам не соответствуют этим же показателям в целом по плательщику страховых взносов, и (или) в расчете (уточненном расчете) указаны недостоверные персональные данные, идентифицирующие застрахованных физических лиц, то такой расчет (уточненный расчет) считается непредставленным, о чем плательщику не позднее дня, следующего за днем получения расчета (уточненного расчета) в электронной форме (10 дней, следующих за днем получения расчета на бумажном носителе), направляется уведомление.

ФНС России направляет для сведения и использования в работе контрольные соотношения, разработанные в целях применения с 01.01.2018 новой редакции абзаца 2 пункта 7 статьи 431 Кодекса.

Доведите указанное письмо до налоговых органов и плательщиков страховых взносов.

До 2018 года ИФНС вправе признать, что плательщик не сдал расчет, если в нем (абз. 2 п. 7 ст. 431 НК РФ):

  • указаны недостоверные персональные данные о физлицах;
  • величина пенсионных взносов (исчисленных исходя из базы в пределах лимита) за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев этого периода содержит ошибки;
  • сумма пенсионных взносов по каждому физлицу за расчетный (отчетный) период и (или) за каждый из последних трех месяцев этого периода не совпадает с их суммой в целом по организации.

С 01.01.2018 в этот перечень добавлены ошибки и несовпадения в следующих показателях:

  • сумма выплат в пользу застрахованных лиц,
  • величина базы взносов на пенсионное страхование в пределах установленной максимальной величины,
  • величина базы для исчисления взносов на пенсионное страхование по дополнительному тарифу,
  • сумма взносов на пенсионное страхование, рассчитанных по дополнительному тарифу.

Прежние контрольные соотношения продолжают действовать

Налоговые инспекторы проверяют показатели расчета страховых взносов по контрольным соотношениям, которые утвердила ФНС России в письме от 30 июня 2017 № БС-4-11/12678. См. « ». Так, в частности, они проверяют показали расчета с 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Также контрольные соотношения по части расходов на соцобеспечение ФСС России опубликовал в письме от 15 июня 2017 № 02-09-11/04-03-13313. С 1 января 2018 года дополнительно будут учитываться соотношения из письма ФНС от 13.12.2017 № ГД-4-11/25417.

Вот некоторые из проверяемых элементов с 2018 года:

  • значение в графе 1 строки 250 подраздела 3.2.1 должно быть равно сумме показателей из строк 210 этого же подраздела;
  • данные в графе 2 строки 030 подраздела 1.1 по значению поля 001, равному значению строки 200 подраздела 3.2.1, должны совпадать с суммой показателей из строк 210 подраздела 3.2.1 за последние три месяца отчетного периода;
  • значение в графе 2 строки 250 раздела 3 должно равняться сумме показателей из строк 220 этого же раздела.

Что будет при несоответствии?

Даже если вы представите расчет вовремя, но в нем будут расхождения между совокупной суммой страховых взносов и суммой взносов по каждому сотруднику, расчет будет считаться непредставленным. ИФНС уведомит вас об этом. Важно, как сдали расчет:

  • электронно. Уведомление ждите не позднее дня, следующего за днем сдачи расчета;
  • на бумаге. Уведомление получите в течение 10 рабочих дней после того дня, как инспекторы получили расчет.

После того как вы получите уведомление, нужно внести исправления в расчет в течение пяти рабочих дней. Тогда датой представления указанного расчета будет считаться дата, когда вы его сдали первоначально. Если не успеете исправить расчет, будет штраф. Это следует из пункта 7 статьи 431 Налогового кодекса РФ.

Как проверить расчет по страховым взносам по новым контрольным соотношениям бесплатно

Бесплатная программа от ФНС “Налогоплательщик ЮЛ ” предназначена для автоматизации процесса подготовки юридическими и физическими лицами документов налоговой и бухгалтерской отчётности, расчета страховых взносов, справок о доходах физических лиц (форма №2-НДФЛ), специальных деклараций (декларирование активов и счетов), документов по регистрации ККТ и других.

Скачать программу для заполнения расчета по страховым взносам можно путем открытия Аннотации.

Станет возможным получение выводов по дополнительным мероприятиям налоговой проверки (новые правила налоговых проверок)

Налоговые инспекторы будут оформлять дополнение к акту налоговой проверки по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля. Будут прописаны цели мероприятий и сделанные выводы. После внесения изменений в Налоговый кодекс руководитель проверяемой компании получил право на ознакомление с дополнением к акту налоговой проверки – так у него появляется возможность подготовить возражения до проведения расследования.

Будет выдаваться копия допроса в ФНС (новые правила налоговых проверок)

Ранее инспекторы ФНС самостоятельно решали, будет ли выдана копия допроса, или нет. Как правило, в выдаче допрошенному гражданину копии отказывали. Попытки вызванного на допрос лица зафиксировать вопросы налоговой и свои ответы в письменной форме вызывали возмущение сотрудников ФНС. На сегодняшний день копия допроса должна выдаваться в обязательном порядке, вне зависимости от желания на то инспектора налогового ведомства.

Увеличение срока для подготовки и предоставления в ФНС документов по встречным проверкам (новые правила налоговых проверок)

Ранее, если сотрудники ФНС подавали запрос документов налогоплательщика в рамках встречной проверки, компании давалось 5 рабочих дней на предоставление налоговой службе требуемых бумаг. Сегодня срок увеличен до 10 рабочих дней (с даты, на которую было получено требование).

Важно! Налоговая инспекция по-прежнему может запросить неограниченное количество документов одновременно.

Сроки камеральных проверок по НДС были сокращены (новые правила налоговых проверок)

До внесения изменений в Налоговый кодекс сотрудники налоговой службы имели право проводить камеральную проверку на протяжении 3 месяцев. С момента вступления в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 302-ФЗ сроки проверки деклараций по налогу на добавленную стоимость были сокращены до 2 месяцев. Хотя, на самом деле камеральную проверку можно «растянуть» до привычных 3 месяцев в случае, если будут найдены и доказаны нарушения.

Ограничение права на повторное истребование документов (новые правила налоговых проверок)

Налоговая служба сейчас не имеет права истребовать документы, которые уже были представлены налогоплательщиком. В случае получения требования, компания должна направить письменное заявление с указанием того факта, что документы ранее были направлены по запросу ФНС (также требуется написать, когда это произошло, и каков номер полученного ранее требования).

Важно! Ограничение распространяется в том числе на документы, которые могут быть истребованы по статье 93.1 НК РФ .

При повторной проверке должен проверяться лишь предмет проверки (новые правила налоговых проверок)

Ранее налоговые инспекторы при проведении выездной проверки были ограничены только выделенным на нее временем – то есть разрешено было проверять любые расходы и учет за период, за который налогоплательщиком была составлена уточненная декларация.

На сегодняшний день, когда выездная проверка назначается по причине подачи налогоплательщиком уточненной декларации (в случае уменьшения суммы налога к уплате), инспекторы ФНС имеют право на то, чтобы проверять исключительно уточненную декларацию . Целью проведения проверки станут:

  • обосновано ли снижение суммы НДС к уплате;
  • имеются ли нарушения при составлении декларации;
  • имели ли место бухгалтерские ошибки.