Бух баланс для некоммерческих организаций. Составляем баланс: шпаргалка для некоммерческих организаций. Б. Подтверждение основного вида деятельности

Когда сдавать декларацию и документы при импорте из Таможенного союза. Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран - участниц Таможенного союза.

Вопрос: ПК «Шушары» заключил контракт с организацией из Республики Беларусь на покупку картофеля 10.08.2017 г. Товарная накладная выписана 14.08.2017 г, счет-фактура от 10.08.2017 г. Товар доставлен и оприходован 15.08.2017 г. Налогоплательщик обязан предоставить декларацию по косвенным налогам при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик предоставляет и заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. ПК «Шушары» отправил налоговую декларацию по косвенным налогам в налоговую инспекцию 24.08.2017 г. Декларация налоговым органом принята. Имеем ли мы право отправить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов одновременно с декларацией в тот же день в налоговый орган? А так же вместе с заявлением отправить весь пакет документов: Контракт. Товарная накладная. Международная ТТН. Удостоверение о качестве. Счет-фактура. Счет. Фитосанитарный сертификат. Акт карантинного фитосанитарного контроля. Платежное поручение. Договор возмездного оказания услуг. Акт выполненных работ. Обязана ли налоговая инспекция принять заявление о ввозе к рассмотрению?

Ответ: В отличие от ГТД, которая подается по каждому факту импорта товаров, декларацию о ввозе товаров из стран ЕАЭС нужно подавать декларацию в течение 20 дней по окончании отчетного периода. Отчетным же периодом являются те месяцы, в которых организация принимала к учету ввезенные товары. Поэтому если Вы ввезли и приняли к учету товары в августе, подавать декларацию Вы должны были только в сентябре, не позднее 20 сентября.

Одновременно с декларацией нужно подать и комплект документов - заявление о ввозе товаров, платежное поручение об уплате ввозного НДС, контракт на поставку и т.д. Если комплект документов не представить вместе с декларацией, Вас могут оштрафовать - наложить штраф в размере 200 рублей за каждый непредставленный вовремя документ.

Обоснование

Когда сдавать декларацию и документы при импорте из Таможенного союза

К декларации необходимо приложить следующие документы:

заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года . Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. Отметим, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не зависит от состояния расчетов с поставщиком. Даже если ввезенный товар не оплачен (оплачен не полностью), заполняйте заявление по общим правилам;

выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран - участниц Таможенного союза;

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден ФНС России. Поэтому можете передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде. Удобнее всего отсканировать документы и отправить через сервис Отчеты (подраздел «Письма»).

Как составить и сдать декларацию по НДС при ввозе товаров из стран - участниц Таможенного союза

Периодичность и сроки сдачи

Составлять и сдавать специальную декларацию по косвенным налогам нужно ежемесячно:

за месяц, в котором организация приняла импортированные товары на учет;

за месяц, в котором наступает срок лизингового платежа, предусмотренный договором лизинга (если товары ввозятся по договору лизинга, которым предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Одновременно с декларацией в инспекцию нужно подать пакет документов , который предусмотрен пунктом 20 приложения 18 к .

Последний срок подачи декларации и пакета документов может приходиться на нерабочий день. В этом случае сдайте их в первый следующий за ним рабочий день (п. 5 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 7 июля 2010 г. № 69н).

Ответственность

Несвоевременная подача специальной декларации по косвенным налогам при ввозе товаров из стран - участниц Таможенного союза является правонарушением (п. 22 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе , ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.

Может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию, если специальная декларация по косвенным налогам сдана своевременно, а документы, которые должны быть к ней приложены, - с опозданием

Да, может.

За несвоевременное представление документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ предусмотрен штраф. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый непредставленный документ.

Требование о представлении документов, которые подтверждают уплату НДС по товарам, ввезенным в Россию из стран - участниц Таможенного союза, установлено пунктом 20 приложения 18 к договору о Евразийском экономическом союзе . Международные договоры по вопросам налогообложения имеют приоритет над налоговым законодательством России (). Поэтому требования, предусмотренные названным договором, обязательны для всех российских организаций, которые участвуют в экспортно-импортных операциях с партнерами из стран - участниц Таможенного союза. Невыполнение этих требований является основанием для привлечения организации к налоговой ответственности по российскому законодательству. Таким образом, взыскание штрафа по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление документов, которые должны быть приложены к декларации по косвенным налогам, правомерно.

Оштрафовать организацию по Налогового кодекса РФ инспекция не вправе. Эта статья предусматривает ответственность только за несвоевременную подачу налоговых деклараций. Если организация сдала декларацию вовремя, то оснований для применения Налогового кодекса РФ у инспекции нет.

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в

Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Импорт из ЕАЭС и ввозной НДС

Как платить НДС при импорте товаров в рамках нового экономического союза России, Беларуси, Казахстана и Армении

Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в Астане 29.05.2014) (далее - Договор о ЕАЭС)

С января 2015 г. в Евразийский экономический союз входят Россия, Белоруссия, Казахстан и Армени яДоговор о ЕАЭС ; ст. 1 Договора о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС (подписан в Минске 10.10.2014) . В ближайшем будущем к ЕАЭС может присоединиться и Киргизия.

Именно Договор о ЕАЭС регулирует теперь уплату НДС при экспорте и импорте товаров, работ и услуг во взаимной торговле между Россией, Белоруссией, Казахстаном и Армение йст. 72 Договора о ЕАЭС ; приложение № 18 к Договору о ЕАЭС (далее - приложение № 18) . В целом порядок налогообложения остался таким же, какой применялся ранее при торговле между странами Таможенного союза - Россией, Белоруссией и Казахстаном. НДС считается по принципу страны назначения.

Но в 2015 г. появились новые особенности, которые надо учесть при работе с контрагентами из стран ЕАЭС. Связаны они не только с новым Договором о ЕАЭС, но и с внутрироссийскими изменениями.

В этой статье рассмотрим общий порядок уплаты НДС при импорте товаров в Россию из других стран ЕАЭС, а также обратим внимание на особенности, появившиеся в этом году.

Будем рассматривать самые простые сделки купли-продажи товаров - без участия комиссионеров и агентов.

НДС при импорте платят независимо от режима налогообложения

Подробнее об уплате НДС при продаже товаров через филиал, расположенный в одной из стран ЕАЭС, на примере Казахстана мы писали в статье, опубликованной:

Организациям и предпринимателям независимо от применяемого режима налогообложения при ввозе товаров в Россию из Белоруссии, Казахстана и Армении надо уплачивать в российский бюджет НДС со стоимости ввезенных товаро вп. 1 ст. 72 Договора о ЕАЭС . Из этого правила есть исключения. Так, не надо платить ввозной НДС, если:

  • <или> товары не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе в Россию;
  • <или> товары ввозятся организацией в связи с их передачей в рамках одного юридического лицап. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС . К примеру, товар передается российской головной организацией собственному филиалу, находящемуся в другой стране ЕАЭС. В таком случае покупатель, купивший товар у филиала, должен будет уплатить импортный НДС (как при ввозе товара из России) в бюджет своей страны. А российская организация, получив от покупателя заявление об уплате косвенных налогов с отметкой его налоговой инспекции, сможет претендовать на экспортную ставку НДС.

ВНИМАНИЕ

Платить НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС надо также и упрощенцам, и плательщикам ЕНВД.

Ввозной НДС надо уплачивать налоговой службе (а не таможне - как при импорте товаров из других стран, не входящих в ЕАЭС)п. 13 приложения № 18 .

Ввозной НДС надо исчислить на дату принятия на учет импортированных товаров. Считается налог со стоимости товаров, которая определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям договор ап. 14 приложения № 18 .

Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, ее надо пересчитать в рубли по курсу ЦБ на дату принятия товаров к учет уп. 14 приложения № 18 .

Ставка НДС определяется так же, как при реализации товаров внутри России (за исключением случаев ввоза товаров, освобождаемых при ввозе от налогообложени я)пп. 5, 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС .

Начисление ввозного НДС отражается проводкой по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет «Расчеты по НДС»).

ВНИМАНИЕ

По-прежнему декларацию по косвенным налогам надо подавать в ИФНС не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет товаров, ввезенных из стран ЕАЭС.

После ввоза товаров в Россию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно:

  • заплатить ввозной НДС в инспекцию (или подать заявление о зачете имеющейся переплаты по другому федеральному налогу - с таким расчетом, чтобы до этой даты инспекция уже либо сделала зачет, либо приняла решение об отказе и вы успели уплатить налог). Порядок зачета уплаченных сумм в счет долга по импортному НДС такой же, как и при зачете иных налогов, уплачиваемых при реализации на внутрироссийском рынк еп. 19 , подп. 2 п. 20 приложения № 18 .

Напомним, что по общему правилу на вынесение решения по проведению зачета налоговому органу отводится 10 рабочих дней со дня получения им заявления от налогоплательщик ап. 6 ст. 6.1 , п. 4 ст. 78 НК РФ ;

  • подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. Эта декларация не имеет ничего общего с обычной НДС-декларацией, у них разные формы, сроки подачи и периоды, за которые они составляютс яп. 20 приложения № 18 .

Сейчас действует старая форма декларации по косвенным налогам, утвержденная еще в 2010 г.Приказ Минфина от 07.07.2010 № 69н

Вместе с декларацией по косвенным налогам в инспекцию надо представит ьп. 20 приложения № 18 :

  • заявление о ввозе товаро вформа утверждена Протоколом об обмене информацией от 11.12.2009 (ред. от 31.12.2014) (далее - Протокол) :
  • <или> четыре экземпляра на бумажном носителе + электронный вариант этого заявления;
  • <или> только заявление в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью.

ВНИМАНИЕ

Обновите в своей отчетно-бухгалтерской программе форму заявления о ввозе товаров.

Обратите внимание на то, что с 1 января форма заявления немного изменена. В частности, убрана подпись главного бухгалтера. Изменился и электронный формат этого заявлени яПриказ ФНС от 19.11.2014 № ММВ-7-6/590@ ;

  • копию выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам.

Если у вас была переплата, которую вы зачли в счет уплаты ввозного НДС, то выписка банка не нужна;

  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);
  • копии счетов-фактур, оформленных продавцом при отгрузке товаров.

Если счет-фактуру продавец не должен составлять (к примеру, если он неплательщик НДС), то в инспекцию надо представить другой документ, подтверждающий стоимость товаро вподп. 4 п. 20 приложения № 18 . Налоговики не будут требовать счет-фактуру, если продавец товара - налогоплательщик страны, не входящей в ЕАЭС;

  • копию договора/контракта, на основании которого приобретены товары, и копию посреднического договора (если он заключался);
  • в некоторых случаях - информационное сообщение о приобретении импортированных товаро впп. 13.2- 13.5 , подп. 6 п. 20 приложения № 18 . В частности, такое сообщение потребуется, когда товар приобретен у контрагента из одной страны ЕАЭС (к примеру, у продавца из Армении), а импортируется товар с территории другой страны ЕАЭС (к примеру, вывозится из Казахстан а)п. 13.2 приложения № 18 . Сообщение составляет и подписывает контрагент, у которого приобретаются товары - он указывает в сообщении данные контрагента, договора и спецификации. Учтите, что такое сообщение необходимо, если требуемых данных нет в договоре. К сообщению, составленному не на русском языке, нужен перевод.

Вместо бумажных копий документов, прилагаемых к декларации по косвенным налогам, можно направить в инспекцию электронные варианты требуемых документов (по утвержденным нашей налоговой службой форматам), подписанные ЭЦПп. 20 приложения № 18 .

Ввозной НДС - к вычету или в расходы, но не у всех

Если в ходе камеральной проверки инспекция не выявила каких-либо несоответствий, она должна в течение 10 рабочих дней с даты подачи заявления:

  • <если> заявление было представлено на бумаге - проставить на трех его экземплярах отметку об уплате налога и вернуть вамп. 6 Правил заполнения заявления, . Один экземпляр оставляете у себя, а два других передаете своему продавцу;
  • <если> заявление направлялось в инспекцию в электронном виде и было подписано ЭЦП, то инспекция направит вам в электронном виде документ, подтверждающий уплату косвенных налогов (освобождение или иного порядка исполнение налоговых обязательств). В этом случае вы должны будете направить своему продавцу в бумажном или электронном виде (если между вами налажен электронный документооборот):
  • копию представленного вами в инспекцию заявления;
  • копию документа, полученного от инспекции с подтверждением уплаты ввозного НДС.

Плательщики НДС могут принять к вычету уплаченный ввозной НДС, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемых НДС операция хп. 26 приложения № 18 ; п. 1 ст. 172 НК РФ .

Для этого нужно зарегистрировать в книге покупок заявление о ввозе товаров и указать в ней реквизиты документов, подтверждающих уплату ввозного НДСабз. 3 подп. «е» п. 6 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137 .

Ввозной налог учитывается в расходах, если покупатель:

  • <или> применяет «доходно-расходную» упрощенку либо уплачивает ЕСХН - как отдельный расхо дподп. 8 , 22 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.5 НК РФ ; Письма МНС от 13.10.2004 № 22-1-15/1667 ; УФНС по г. Москве от 03.08.2011 № 16-15/075978@ ;
  • <или> применяет общий режим налогообложения и товары предназначены для не облагаемых НДС операций - в составе стоимости ввезенного имуществ ап. 2 ст. 170 НК РФ .

Плательщики ЕНВД и упрощенцы, выбравшие объект «доходы», никак не учитывают уплаченный при ввозе НДС.

Корректируем базу по ввозному НДС

Появились правила корректировки ввозного НДС и отражения его в отчетност ипп. 21 , , 24 приложения № 18 .

СИТУАЦИЯ 1. Некачественный или некомплектный импортированный товар возвращен в месяце принятия его на учет.

В этом случае в декларации по косвенным налогам не нужно вообще отражать импорт возвращенных товаров. Но к такой декларации надо приложить дополнительные документы (в бумажном или электронном виде), подтверждающие возврат товаров и объясняющие причину такого возврата:

  • согласованную участниками договора претензию;
  • документы на дальнейшие операции с бракованными или некомплектными товарами, в частности:
  • <или> акты их приема-передачи - если товар не транспортировался;
  • <или> транспортные/товаросопроводительные документы - при транспортировке возвращаемых товаров;
  • <или> акты уничтожения - если стороны договорились о том, что некачественный товар возврату не подлежит.

СИТУАЦИЯ 2. Некачественные/некомплектные товары возвращаются по истечении месяца, в котором они были приняты на учет.

Тогда в инспекцию надо представить уточненную декларацию по косвенным налогам и документы, подтверждающие возврат товара и причину этого (как в предыдущей ситуации). Также к уточненной декларации нужно приложить:

  • <если> возвращается лишь часть товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов. Особенности его составления теперь прописаны в порядке заполнения заявления о ввозе товаро вутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;
  • <если> товар возвращается полностью - информационное сообщение о реквизитах ранее представленного заявления (составляется в произвольной форме, в нем надо указать, что товар, при ввозе которого было заполнено определенное заявление, возвращен продавцу).

Как в первой, так и во второй ситуации после уменьшения ввозного НДС на ту же сумму надо восстановить НДС, предъявленный ранее к вычету. Это надо сделать в том квартале, в котором некачественные товары возвращен ып. 23 приложения № 18 . Следовательно, при возврате импортированных товаров не требуется уточнять обычную НДС-декларацию, даже если товары возвращены поставщику по истечении довольно длительного времени.

СИТУАЦИЯ 3. Увеличилась стоимость импортированных товаров.

В этом случае должна увеличиться и база для целей уплаты ввозного НДС на разницу между измененной и предыдущей стоимостью импортированных товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, нужно:

  • доплатить ввозной налог;
  • представить еще одну декларацию по косвенным налогам (не уточненную, а именно новую - за текущий месяц). Если в месяце увеличения цены ранее ввезенных товаров вы импортировали другие товары из стран ЕАЭС, все операции можно отразить в одной декларации по косвенным налогам.

В ней надо, в числе прочего, отразить разницу, возникшую из-за увеличения цены товаров. Для обоснования этой суммы к декларации надо приложить:

Заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью. Представляется оно в том же порядке, что и первоначальное, - на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде, подписанное ЭЦП. Особенности составления корректирующего заявления закреплены в порядке его заполнени яутв. Протоколом (ред. от 31.12.2014) ;

Договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;

Корректировочный счет-фактуру (если он выставлялся продавцом).

После того как вы доплатите ввозной налог, его можно будет принять к вычету, но только при условии, что товары вы планируете использовать в облагаемой НДС деятельности.

СИТУАЦИЯ 4. Стоимость импортированных товаров уменьшилась.

Такое возможно, когда стороны договариваются об уменьшении стоимости товаров, к примеру, в связи с выявлением в них недостатков. Однако в приложении № 18 к Договору о ЕАЭС не прописано никаких специальных правил для отражения уменьшения стоимости ввезенных товаров. Вот как это прокомментировали специалисты Минфина.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Ведущий советник отдела косвенных налогов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

“ Уменьшение налоговой базы по импортированным товарам после их принятия к учету не предусмотрено действующим Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Предполагалось, что после уплаты НДС при импорте товаров из стран ЕАЭС вся сумма полностью принимается к вычету либо в некоторых случаях включается в расходы, учитываемые при налогообложении, поэтому нет смысла корректировать сначала налоговую базу при ввозе в сторону уменьшения, а потом восстанавливать налоговые вычеты по НДС” .

Как видим, при таком подходе плательщики НДС, которые приобрели товары для облагаемых НДС операций, действительно в выигрыше: проверяющие не ставят под сомнение возможность вычета входного НДС, начисленного до уменьшения стоимости. Таким образом, отсутствие перерасчета никак не повлияет на налоговые обязательства и не нужно подавать какие-либо уточненные декларации и делать корректировки в текущей отчетности.

Однако те, кто не имеет права на вычет НДС, наверняка предпочли бы пересчитать ввозной налог - это выгоднее с налоговой точки зрения. Ведь если скорректировать обязательства по ввозному НДС, из бюджета можно вернуть (зачесть) 100% разницы, к примеру 18 000 руб. при уменьшении стоимости ввезенных товаров на 100 000 руб., облагаемых по ставке 18%. А если корректировки не будет, то:

  • <или> уплачиваемый налог на прибыль будет меньше лишь на 3600 руб. (18 000 руб. х ставка налога на прибыль 20%) по сравнению с налогом, рассчитанным без уменьшения налоговой базы на НДС в сумме 18 000 руб.;
  • <или> упрощенцы при «доходно-расходной» УСНО базу по налогу могут уменьшить максимум на 2700 руб. (18 000 руб. х ставка налога 15%);
  • <или> при «доходной» упрощенке, так же как и при применении ЕНВД, нескорректированный НДС просто теряется.

Но будут ли инспекции принимать уточненные заявления из-за уменьшения стоимости товаров, а также уточненные декларации - покажет время. Договор о ЕАЭС прямо не запрещает импортерам подать такие документы (хотя и прямо не позволяют это делать).

Отметим, что декларация по косвенным налогам, которую должны заполнять импортеры, до сих пор так и не обновлена. Надеемся, что скоро налоговая служба это исправит.

А в одном из следующих номеров мы расскажем, на что обратить внимание экспортерам товаров в страны ЕАЭС.

Налогообложение и отчетность импорта товаров из стран-члена ЕАЭС (Беларусь). Чем регулируется порядок начисления НДС при импорте из ЕАЭС. Кто должен платить НДС при импорте из ЕАЭС.

Вопрос: получаем товар из страны Таможенного союза (Беларусь).Какие при этом налоги нужно оплатить и какую отчетность представить в ФНС, ФТС (возможно еще куда), в какие сроки?Как ведется учет НДС при таких поставках?

Ответ: Если организация импортирует товары из страны-члена ЕАЭС (Беларусь), то нужно начислить и уплатить НДС.

Особенность уплаты НДС при импорте товаров из стран-участниц ЕАЭС состоит в том, что налог уплачивается через налоговую инспекцию. Заплатить НДС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором товары были приняты к учету.

К декларации приложите необходимый пакет документов. С составом документов вы можете ознакомиться во вложенном файле ответа.

Сумму НДС, которую организация, применяющая ОСНО, заплатила при импорте товаров из Республики Беларусь, можно принять к вычету (пункт 2 статьи 171 НК РФ). Подробнее об условиях применения вычета НДС изложено в рекомендации Как можно принять к вычету НДС при экспорте в страны ЕАЭС .

Помимо декларации по косвенным налогам, импортеры ежемесячно должны составлять статистические отчеты о ввезенных товарах и сдавать их на таможню. Срок - не позднее восьмого рабочего дня следующего месяца после приема товаров на склад.

Форма отчета утверждена постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2015 № 1329. Включайте в отчет все товары, которые ввозите из ЕАЭС любым видом транспорта. Подавайте форму в отделение таможни того региона, где организация состоит на налоговом учете.

Обоснование

Как платить НДС при импорте из стран - участниц ЕАЭС

Чем регулируется порядок начисления НДС при импорте из ЕАЭС

Начисляя НДС при импорте товаров в Россию из стран - участниц ЕАЭС , нужно руководствоваться Договором о Евразийском экономическом союзе и приложением 18 к .

Кто платит налог

Кто должен платить НДС при импорте из ЕАЭС

Все организации и предприниматели, которые импортируют товары из стран - участниц ЕАЭС , обязаны платить НДС. Даже если применяют специальный налоговый режим или освобождены от этого налога (п. 13 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе , п. 3 ст. 346.1 , п. 2 ст. 346.11 , п. 4 ст. 346.26 , п. 3 ст. 145 НК РФ).

Другое дело, что есть случаи, когда ввозимые товары налогом не облагаются. В частности, платить НДС не придется, если ввозят товары:
- в режиме свободной таможенной зоны и свободного склада;
- освобожденные от налогообложения. Их перечень приведен в Налогового кодекса РФ. Со временем организация может изменить цель использования ввезенного товара, в связи с которой она освобождалась от налогообложения. В этом случае ей придется заплатить НДС на общих основаниях;
- при передаче в пределах одной организации (например, от одного структурного подразделения другому);
- по договору, заключенному между двумя российскими организациями (письмо Минфина России от 26 февраля 2016 г. № 03-07-13/1/10895).

Ставка НДС

Какая ставка НДС при импорте из ЕАЭС

Ставку НДС для ввезенных товаров надо определять по общим российским правилам (п. 17 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть либо , либо процентов - зависит от вида ввозимой продукции (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Дата определения налоговой базы

На какую дату определять налоговую базу по НДС при импорте из ЕАЭС

Налоговую базу определяйте на ту дату, когда приняли ввезенные товары на учет (п. 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе). То есть на дату, когда отразили поступившие товары на счетах бухучета. В частности, на счетах 10 «Материалы», 41 «Товары», 07 «Оборудование к установке», 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Исключение - импорт товаров по договору лизинга, в котором предусмотрен переход права собственности на товары к лизингополучателю. В такой ситуации определять налоговую базу нужно несколько раз, на каждую из дат лизингового платежа, прописанных в договоре. Важно: даты и размеры фактического перечисления платежей значения не имеют. Это следует из пункта 15 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе .

Бывает, что поставщик отгрузил товар, но до российского импортера он так и не дошел (например, его похитили по дороге). В этом случае импортный НДС не начисляйте и не уплачивайте. Ведь вы не приняли товар к учету, а значит, налоговой базы нет. Минфин России разъяснил это в письме от 19 октября 2016 г. № 03-07-13/1/60883 .

Расчет НДС

Сумму НДС, которую нужно заплатить в бюджет при импорте товаров из стран - участниц ЕАЭС , рассчитайте по формуле:

Стоимость импортируемых товаров
1. Договор купли-продажи. При импорте товаров по договору купли-продажи (в т. ч. товаров, которые изготовлены по заказу импортера) их стоимостью является цена сделки, указанная в договоре, которую организация должна перечислить поставщику. При этом расходы на транспортировку товаров налоговую базу по НДС не увеличивают, если только они не включены в стоимость импортируемых товаров. Это следует из положений абзаца 2 пункта 14 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе , письма Минфина России от 7 октября 2010 г. № 03-07-08/281 . Несмотря на то что в письме Минфина сделаны выводы на основе протокола, действующего до вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе , эти разъяснения можно применять и в настоящее время.

В какой срок платить налог

Когда платить НДС при импорте из ЕАЭС

Заплатить НДС при импорте товаров из стран - участниц ЕАЭС нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за тем, в котором:

1. товары были приняты к учету;

2. наступил срок платежа по договору лизинга (если товары ввозятся в Россию по договору лизинга, который предусматривает переход права собственности на товары к лизингополучателю).

Как отчитаться

Когда сдавать декларацию и документы при импорте из ЕАЭС

К декларации необходимо приложить следующие документы:

1. заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Форма заявления и Правила его заполнения приведены в протоколе от 11 декабря 2009 года . Заявление можно подать либо на бумаге в четырех экземплярах с одним электронным вариантом (можно без электронной печати), либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью. Программа для подготовки заявления на бумажном носителе и в электронном виде размещена на официальном сайте ФНС России. Отметим, что порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов не зависит от состояния расчетов с поставщиком. Даже если ввезенный товар не оплачен (оплачен не полностью), заполняйте заявление по общим правилам;

2. выписку банка, подтверждающую уплату НДС в бюджет. Подавать банковскую выписку, возможно, не придется, если у организации есть переплата по федеральным налогам. В этом случае инспекция может принять решение о зачете этой суммы в счет уплаты НДС при импорте из стран - участниц ЕАЭС;

Все указанные документы, кроме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, можно приложить к декларации в виде копий, заверенных руководителем (главным бухгалтером) и печатью организации. Или же передать их в электронном виде. Пока официальный электронный формат не утвержден ФНС России. Поэтому можете передавать копии договоров, выписок и других документов в любом виде. Удобнее всего отсканировать документы и отправить через сервис Отчеты (подраздел «Письма»)..

Как подтвердить уплату НДС

Как инспекция подтверждает уплату НДС при импорте из ЕАЭС

Получив от вашей организации необходимый пакет документов , инспекция обязана их проверить в течение 10 рабочих дней. Тем самым она подтвердит факт уплаты НДС при импорте (п. 6 приложения 2 к ). А это нужно, чтобы в дальнейшем:

1. организация-импортер смогла получить вычет по уплаченному ей НДС ();

2. организация-экспортер смогла подтвердить право на применение нулевой ставки НДС (п. 4 приложения 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе).

Порядок подтверждения зависит от того, в какой форме вы подавали заявление. Он прописан в пункте 6 приложения 2 к протоколу от 11 декабря 2009 года .

Заявление на бумаге

Получив бумажное заявление, инспекторы проставят в нем в разделе 2 отметку о ввозе товаров. Эта отметка и будет подтверждать, что импортер заплатил налог. Проверьте, чтобы в отметке были следующие сведения:

1. сумма НДС, начисленная и уплаченная организацией-импортером. Эта сумма должна быть равна итоговому значению графы 20 заявления о ввозе товаров. Если импортная поставка не облагается НДС, то вместо суммы налога ставится прочерк;

2. подпись, фамилия, инициалы и должность инспектора, ответственного за проверку документов, а также дата завершения им проверки;

3. подпись, фамилия и инициалы руководителя инспекции (его заместителя), а также дата проставления отметки и гербовая печать инспекции.

Отметку должны проставить на всех четырех экземплярах заявления, поданных организацией. Три из них (с проставленными отметками) инспекция возвращает импортеру.

Заявление в электронном виде

Если заявление вы отправляли в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью, то подтверждение уплаты НДС налоговая инспекция должна прислать вам также в электронном виде.

Уплату НДС не подтвердили

Что делать, если инспекция не подтвердила уплату НДС при импорте из ЕАЭС

Инспекция может и не подтвердить, что импортер заплатил НДС. Например, это возможно, если организация сдаст неполный комплект документов . Или при проверке инспекция обнаружит, что сведения, указанные в заявлении о ввозе товаров, не совпадают с теми, что приведены в других документах, которые передал импортер.

В этом случае не позднее 11 рабочих дней со дня получения пакета документов от импортера инспекция направит в его адрес письменное уведомление об отказе в проставлении отметки на заявлении. В уведомлении напишут причину отказа (выявленные несоответствия) и предложат устранить их. Вместе с уведомлением инспекция вернет и три экземпляра заявления.

Устранив несоответствия, придется вновь заполнять и подавать в инспекцию заявление о ввозе товаров. Опять же на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде или в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью.

Причиной отказа стал неполный комплект документов? Тогда к изначальному заявлению приложите недостающие документы.

Аналогичные разъяснения о порядке подтверждения инспекцией факта уплаты НДС импортером приведены в письме ФНС России от 13 августа 2010 г. № ШС-37-2/9030 .

Что будет, если не заплатить НДС и не отчитаться

Чем грозит неуплата НДС или несдача декларации при импорте из ЕАЭС

Если организация не платит или несвоевременно платит НДС, а также не сдает декларации при импорте товаров из стран - участниц ЕАЭС, инспекция по местонахождению организации вправе:

2. начислить пени и штрафы (в т. ч. пени и штраф за неподачу декларации).

Внимание: помимо деклараций по косвенным налогам, импортеры ежемесячно должны составлять статистические отчеты о ввезенных товарах и сдавать их на таможню. Срок - не позднее восьмого рабочего дня следующего месяца после приема товаров на склад. За нарушение грозят штрафы.

С начала 2015 года на смену Таможенному союзу пришел Евразийский экономический Союз (ЕАЭС). Государствами - членами этой интегрированной структуры, в которой обеспечивается свобода движения товаров, капитала и рабочей силы, являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Россия. Налогообложение в рамках ЕАЭС аналогично тому, которое действовало при Таможенном союзе. Однако есть и значимые нововведения, на которые стоит обратить особое внимание. Порядок косвенного налогообложения при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг регламентирует Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный в Астане 29.05.2014 (в частности, Протокол N 18 к упомянутому Договору). Импорт товаров из стран ЕАЭС Согласно общему требованию российские покупатели (в т.ч. применяющие УСН или ЕНВД) обязаны уплатить НДС при ввозе товаров из стран Евразийского союза. Исключение составляют товары, освобожденные от налогообложения, и товары, импортируемые в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (п. п. 1, 6 ст. 72 Договора). Взимание "ввозного" НДС осуществляется налоговой службой. По общим правилам покупатель перечисляет налог в инспекцию по месту постановки на учет. Если товар приобретен по посредническому договору, то налог уплачивает комитент (доверитель, принципал) также в инспекцию по месту своего учета (п. 13 Протокола, Письмо Минфина России от 18.05.2015 N 03-07-13/1/28259). НДС исчисляется на дату принятия на учет импортированных товаров. Налоговая база определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику по условиям контракта. Если стоимость товаров выражена в иностранной валюте, то пересчет в рубли производится по курсу Банка России на дату принятия товаров к учету (п. 14 Протокола). При этом применяются налоговые ставки, установленные ст. 164 Налогового кодекса РФ (п. 17 Протокола). Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров, нужно уплатить "ввозной" НДС в бюджет, а также представить в инспекцию декларацию по косвенным налогам (п. п. 19, 20 Протокола). В настоящее время применяется старая форма декларации, утвержденная Приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (Письмо Минфина России от 12.08.2015 N 03-07-13/1/46423). В дальнейшем форма декларации будет утверждена ФНС России. К декларации необходимо приложить следующие документы (п. 20 Протокола):

  • заявление о ввозе товаров. Документ может быть подан на бумажном носителе (в 4-х экземплярах) по форме, утвержденной Протоколом об обмене информацией от 11.12.2009. В этом случае одновременно прилагается электронная форма документа. В качестве альтернативы заявление может быть представлено в электронном виде, если оно подписано электронно-цифровой подписью (Формат утвержден Приказом ФНС России от 19.11.2014 N ММВ-7-6/590@);
  • копия выписки банка, подтверждающей уплату косвенных налогов по импортированным товарам (при наличии переплаты, зачтенной в счет уплаты "ввозного" НДС, выписку банка представлять не нужно);
  • копии транспортных (товаросопроводительных) документов, подтверждающих перемещение товаров (если они оформлялись);
  • копии счетов-фактур, оформленных поставщиком при отгрузке товаров. Контролеры могут затребовать иной документ, подтверждающий стоимость ввезенных товаров, если выставление счета-фактуры не предусмотрено законодательством страны поставщика;
  • копия контракта, на основании которого приобретены товары (копию посреднического договора - при наличии такового);
  • информационное сообщение о приобретении импортированных товаров (представляется в отдельных случаях, п. п. 13.2 - 13.5 Протокола). К сообщению, составленному на иностранном языке, следует "приобщить" перевод.
Упомянутые выше документы могут быть представлены в электронном виде в форматах, утвержденных правовыми актами налоговых органов. Уплаченная сумма НДС принимается к вычету, если ввезенные товары предназначены для использования в облагаемой НДС деятельности (п. 26 Протокола, п. 1 ст. 172 НК РФ). Если же товары будут использованы в операциях, не облагаемых налогом, "ввозной" НДС включается в стоимость товаров (п. 2 ст. 170 НК РФ). Новеллой налогообложения в рамках ЕАЭС является установление порядка корректировки налоговых обязательств при возврате товаров ненадлежащего качества или комплектации (п. 23 Протокола). Алгоритм действий зависит от того, когда произошел возврат. Вариант 1. Товары возвращены в месяце принятия их на учет В рассматриваемом случае импорт возвращенных товаров не отражается в декларации. В то же время к декларации надлежит приложить документы, подтверждающие эту операцию, в частности:
  • согласованная участниками контракта претензия;
  • акты приема-передачи товаров (если товары не транспортировались);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы (в случае транспортировки возвращенных товаров);
  • акты уничтожения.
Упомянутые документы могут быть представлены как в бумажном, так и в электронном виде. В случае частичного возврата товаров эти документы (либо их копии) должны быть представлены в инспекцию одновременно с документами, подтверждающими импорт. Вариант 2. Товары возвращены по истечении месяца, в котором они были приняты на учет В такой ситуации компании-импортеру придется представить в инспекцию:
  • уточненную декларацию;
  • пакет подтверждающих документов (такой же, как для варианта 1);
  • при частичном возврате товаров - уточненное заявление о ввозе и уплате косвенных налогов;
  • при полном возврате товаров - информационное сообщение в налоговый орган о реквизитах ранее представленного заявления; в этом случае уточненное заявление не представляется.
В обоих вариантах в отношении возвращенных товаров импортер обязан восстановить НДС, ранее принятый к вычету. Налог подлежит восстановлению в том квартале, в котором произведен возврат (п. 25 Протокола). Если стоимость "взлетела" Еще одним нововведением является установление порядка налогообложения при увеличении стоимости импортированных товаров (п. 24 Протокола). Если увеличилась цена импортированных товаров, то покупателю необходимо исчислить налог с разницы между измененной и предыдущей стоимостью товаров. Не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором увеличилась цена товаров, импортеру следует доплатить "ввозной" НДС и подать в инспекцию декларацию по косвенным налогам. К декларации прилагаются:
  • заявление о ввозе товаров с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью;
  • договор или иной документ, подтверждающий увеличение цены товара;
  • корректировочный счет-фактуру (в случае его выставления).
Право уменьшать налоговую базу по НДС при уменьшении стоимости импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты налогоплательщиком к учету, нормами Протокола не предусмотрено (Письмо Минфина России от 06.03.2015 N 03-07-13/1/12213). Экспорт товаров в страны ЕАЭС Как и в рамках Таможенного союза, при экспорте товаров в государства - члены ЕАЭС российские поставщики применяют нулевую ставку по НДС с обязательным ее подтверждением (п. 4 Протокола). Это правило распространяется и на экспортные поставки товаров, в отношении которых действует освобождение от НДС (ст. 149 НК РФ) при их реализации на территории России. Ведь Протокол не предусматривает возможности применения освобождения от НДС для определенных групп товаров. Чтобы подтвердить право на применение нулевой ставки, экспортер должен представить в инспекцию декларацию и пакет документов в течение 180 календарных дней с даты составления первого отгрузочного документа, оформленного на покупателя или перевозчика или иного обязательного документа (п. 5 Протокола). Пакет документов включает (п. 4 Протокола):
  • экспортный контракт;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой зарубежной налоговой инспекции, подтверждающей уплату покупателем ввозных налогов (на бумажном носителе). В качестве альтернативы можно представить перечень заявлений по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 06.04.2015 N ММВ-7-15/139@ (на бумажном носителе или в электронном виде с электронно-цифровой подписью). Если товары помещены под процедуру свободной таможенной зоны или свободного склада вместо заявления в инспекцию представляется копия таможенной декларации, заверенная таможней страны покупателя;
  • транспортные (товаросопроводительные) и/или иные документы, подтверждающие вывоз товаров из России в страны ЕАЭС.
В этой же декларации отражается вычет "входного" НДС по товарам, реализованным на экспорт (п. 3 ст. 172 НК РФ). Если российскому поставщику не удалось в 180-дневный срок собрать полный пакет документов для подтверждения нулевой ставки, реализация облагается по ставке для внутреннего рынка: 10 или 18 процентов. При этом экспортеру необходимо подать уточненную декларацию за квартал, на который приходится дата отгрузки, отразив в ней начисление налога и вычет соответствующего "входного" НДС. Если в дальнейшем будут собраны документы, подтверждающие право на нулевую ставку, ранее начисленный налог можно принять к вычету (п. 5 Протокола, п. 10 ст. 171, абз. 2 п. 3 ст. 172 НК РФ). Из нововведений хотелось бы особо отметить порядок корректировки налоговой базы по НДС при экспорте в страны ЕАЭС, который прямо предусмотрен Протоколом (в рамках Таможенного союза этот вопрос не был урегулирован). Российский поставщик должен откорректировать налоговую базу по НДС в случаях:
  • изменения (увеличения или уменьшения) цены товаров;
  • уменьшения количества (объема) реализованных товаров в связи с их возвратом по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации.
Такие операции отражаются в том квартале, в котором стороны контракта изменили цену или согласовали возврат экспортированных товаров (п. 11 Протокола). Оказание услуг в рамках ЕАЭС Как и прежде, порядок обложения НДС операций по выполнению работ (оказанию услуг) регулируется налоговым законодательством той страны, территория которой признана местом реализации услуг или работ. В свою очередь, место реализации работ (услуг) определяется в соответствии с нормами п. 29 Протокола, которые во многом повторяют положения, действовавшие при Таможенном союзе. Поэтому остановимся подробнее на основных нововведениях. В силу пп. 4 п. 29 Протокола место реализации ряда услуг определяется по месту нахождения их покупателя. К таким услугам относятся, в частности, консультационные, юридические, бухгалтерские, маркетинговые, рекламные и др. Также по месту нахождения покупателя определяется место реализации услуг посредников, привлекающих от своего имени либо от имени покупателя другое лицо для оказания упомянутых выше услуг. К слову, ранее подобный порядок применялся только к услугам посредников, действовавших от имени покупателя (пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе"). Если посредники привлекали третьих лиц от своего имени, то место реализации посреднических услуг определялось по месту нахождения исполнителя (Письмо Минфина России от 07.07.2011 N 03-07-08/208). Претерпел некоторые изменения и порядок подтверждения права на применение нулевой ставки при реализации работ по переработке давальческого сырья, переданного в рамках ЕАЭС, с последующим вывозом продуктов переработки в страну ЕАЭС. Теперь представление заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо перечня таких заявлений является обязательным, даже если законодательство страны ЕАЭС, где велась переработка, разрешает не представлять документы, обосновывающие применение нулевой ставки. Раньше такие исключительные требования к представлению заявления не предъявлялись (п. 3 ст. 4 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе").

" № 6/2015

На какие тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности следует обратить внимание при принятии решения о сотрудничестве в рамках ЕАЭС?

Современное развитие продовольственного бизнеса невозможно без интенсификации торгово-экономических связей. В нынешних условиях в целях роста конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности Российской Федерации целесообразным, без сомнения, видится эффективное сотрудничество с партнерами в рамках Единого экономического пространства Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС). При принятии решения о таком сотрудничестве необходимо не только знать тонкости налогообложения внешнеэкономической деятельности, но и своевременно отслеживать все налоговые нововведения в этой сфере.

Договор о ЕАЭС

Торгово-промышленные отношения государств - членов ЕАЭС регламентируются нормами Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.04.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). Договор о ЕАЭС ратифицирован Федеральным законом от 03.10.2014 № 279-ФЗ и вступил в силу 01.01.2015 .

ЕАЭС утвержден тремя сторонами: Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. На сегодняшний день Республика Армения также приобрела статус государства - члена ЕАЭС . Подписан, но не вступил в силу Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о ЕАЭС (подписан в г. Москве 23.12.2014).

Форма интеграции данных государств - членов ЕАЭС предусматривает:

  • единую таможенную территорию без применения во взаимной торговле в ее пределах таможенных пошлин, мер нетарифного регулирования, специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
  • применение Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  • принятие единых мер регулирования внешней торговли товарами с третьими сторонами;
  • функционирование внутреннего рынка товаров;
  • осуществление единого таможенного регулирования;
  • свободное перемещение товаров между территориями государств-членов без применения таможенного декларирования и государственного контроля (транспортного, санитарного, ветеринарно-санитарного, карантинного фитосанитарного).

Положения Договора о ЕАЭС (включая 33 приложения) касаются большинства сфер взаимодействия подписавших его сторон: промышленности и АПК, конкуренции, монополии, транспорта, энергетики, государственных (муниципальных) закупок, макроэкономической и валютной политики.

Обратите внимание

В связи с вступлением в силу Договора о ЕАЭС прекращает действовать ряд международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и единого экономического пространства (приложение 33 к документу), в том числе:

  • Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;
  • Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

Налогообложению внешнеэкономических операций и особенностям взимания НДС посвящен разд. XVII Договора о ЕАЭС. В нем установлены принципы взаимодействия государств-членов в сфере налогообложения, а также механизмы взимания косвенных налогов. А сам порядок взимания косвенных налогов и механизм их администрирования определен в приложении 18 к Договору о ЕАЭС в Протоколе о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (далее - Протокол).

Промышленникам-импортерам

О нормативной базе

С 01.01.2015 порядок налогообложения при импорте товаров в ЕАЭС регулируется нормами разд. III Протокола, а также:

  • Протоколом об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов ЕАЭС об уплаченных суммах косвенных налогов от 11.12.2009 (далее - Протокол об обмене информацией);
  • главой 21 НК РФ - в случаях, когда документы ЕАЭС содержат ссылки на законодательство стран ЕАЭС, а также когда отдельные нормы налогообложения не урегулированы документами ЕАЭС.

К сведению

Протокол об обмене информацией устанавливает форму заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, правила его заполнения и требования к формату обмена в целях реализации положений Протокола.

Когда НДС не взимается

Налог не взимается при импорте на территорию государства-члена тех товаров, которые (п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС):

  • в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию;
  • ввозятся на территорию государства физическими лицами не в целях осуществления предпринимательской деятельности;
  • импортируются на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена в связи с их передачей в пределах одного юридического лица (законодательством государства-члена может быть установлено обязательство по уведомлению налоговых органов о ввозе (вывозе) таких товаров).

Порядок взимания НДС

Вначале отметим, что с 01.01.2015 порядок взимания НДС при импорте товаров не претерпел значительных изменений. Как и раньше, налог взимается налоговым органом страны ЕАЭС, в которую ввозится товар .

Налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров.

Стоимостью приобретенных товаров является цена сделки , подлежащая уплате поставщику за товары согласно условиям договора.

Абзацем 4 п. 14 Протокола определена дата пересчета валютной выручки для целей определения базы по НДС: стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету.

Порядок уплаты НДС

Суммы НДС, подлежащие уплате по ввозимым товарам, исчисляются по ставкам, установленным законодательством того государства, на территорию которого товары ввозятся (18, 10%), и уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем (п. 17, 19 Протокола, п. 5 ст. 164 НК РФ):

  • принятия на учет импортированных товаров;
  • срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга.

В отличие от НДС по товарам, импортированным из третьих стран, при ввозе товаров из стран - членов ЕАЭС налог уплачивается не таможенному, а налоговому органу , в котором предприятие состоит на учете (п. 13 Протокола).

Важно . Уплатить НДС необходимо до подачи декларации по косвенным налогам, так как документ о его уплате представляется в ИФНС одновременно с декларацией (пп. 2 п. 20 Протокола).

Обратите внимание

НДС при ввозе товаров могут уплачивать комиссионеры, поверенные или агенты при условии, что это предусмотрено налоговым законодательством государства - члена ЕАЭС. Сказанное следует из п. 13.1, 13.3, 13.4, 13.5 Протокола. Поскольку российское налоговое законодательство не рассматривает посредников в качестве плательщиков «ввозного» НДС, уплату данного налога будет осуществлять собственник товара.

Согласно п. 13.4 Протокола если одного государства-члена приобретает товары, ранее импортированные на территорию этого государства-члена налогоплательщиком другого государства-члена, НДС по которым не был уплачен, то уплата налога осуществляется налогоплательщиком государства-члена, на территорию которого импортированы товары (то есть собственником товаров).

Пример 1

Турецкой компанией на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения ввезен товар и размещен на складе сторонней российской организации. НДС уплачен не был. Впоследствии компания заключила договор купли-продажи с российским предприятием-покупателем, в силу которого право собственности на товар переходит в момент его фактической передачи покупателю на складе хранителя.

По товарам, ранее ввезенным на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения и размещенным на складах для хранения в целях дальнейшей реализации, НДС должен быть уплачен российским предприятием, приобретающем данные товары на основании договора, заключенного после даты ввоза товаров турецкой компанией с территории Республики Армения.

Налоговая декларация

Налоговая декларация по форме, установленной законодательством государства-члена , представляется плательщиком в ИФНС по месту постановки на учет не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия им на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом лизинга)):

  • на бумажном носителе;
  • в электронном виде по установленному формату.

Если в отчетном месяце импортированные товары не принимались на учет (не наступил срок лизингового платежа), декларацию подавать не нужно.

Обратите внимание

Требование о представлении декларации в электронном виде (в обязательном порядке) распространяется на налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших и не являющихся таковыми, если их за предшествующий календарный год превышает 100 человек (см. также Письмо УФНС по г. Москве от 11.03.2014 № 16-15/021948).

Перечень документов, которые необходимо подать налоговикам одновременно с декларацией, определен п. 20 Протокола: они могут быть представлены как в заверенных в установленном порядке копиях, так и в электронном виде. Порядок представления документов, как и их формат, должен быть предусмотрен нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств.

Промышленникам-экспортерам

Место реализации

Место реализации товаров определяется по законодательству государств - членов ЕАЭС. Так, в силу пп. 2 п. 1 ст. 147 НК РФ местом реализации товаров признается территория Российской Федерации, если товар в момент начала отгрузки (транспортировки) находится на ее территории. Иными словами, если товар на экспорт отгружается с территории Российской Федерации, то возникает объект НДС, к которому применяется нулевая ставка НДС.

Имеется небольшое уточнение в отношении перевозки (транспортировки) товара: в случае реализации товара налогоплательщиком одного государства-члена налогоплательщику другого государства-члена, когда перевозка (транспортировка) товара начата за пределами ЕАЭС и завершена в другом государстве, местом реализации товара признается территория государства-члена, на которой товар помещается под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (абз. 4 п. 3 Протокола).

Пример 2

Российская компания заключила договор поставки товара с казахским контрагентом. По условиям договора транспортировка товара осуществляется в Республику Казахстан не из Российской Федерации, а из Узбекистана. Является ли территория Российской Федерации местом реализации товара?

В рассматриваемом случае территория Российской Федерации не является местом реализации товара (абз. 4 п. 3 Протокола).

Подтверждение ставки 0%

Требования к документам, подтверждающим ставку НДС 0%, в целом остались прежними (перечислены в п. 4 Протокола). Указано, что документы могут быть представлены в электронном виде в порядке, установленном нормативными правовыми актами налоговых органов государств-членов либо иными нормативными правовыми актами этих государств (ими же должен устанавливаться и формат указанных документов).

Срок представления в налоговый орган подтверждающих документов также не изменился: они подаются в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении названных документов в установленный срок сумма НДС подлежит уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки товаров, с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС.

Корректировка налоговых обязательств

Изменение цены уже реализованного товара

В соответствии с п. 24 Протокола при увеличении стоимости ввезенных товаров база для целей уплаты НДС должна увеличиться на разницу между измененной и предыдущей стоимостью таких товаров.

Уплата НДС и представление декларации производятся не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором изменилась цена.

Возникшая разница отражается в декларации, одновременно с которой в ИФНС должны быть представлены:

  • заявление с указанием разницы между измененной и предыдущей стоимостью (на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде либо в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью налогоплательщика);
  • договор (контракт) или иной документ, предусмотренный участниками договора (контракта), с подтверждением увеличения цены товара, корректировочный (в случае его выставления).

Обратите внимание

В Договоре о ЕАЭС отражен порядок, касающийся лишь ситуации увеличения стоимости импортируемых товаров. Механизм корректировки налоговых обязательств импортера при уменьшении стоимости товаров документом не установлен.

На это обращает внимание и Минфин (Письмо от 06.03.2015 № 03-07-13/1/12213): право уменьшать базу по НДС при уменьшении стоимости импортированных товаров по истечении месяца, в котором товары были приняты к учету, нормами Протокола не предусмотрено.

Что касается экспорта товаров, база по НДС при изменении ее в сторону увеличения (уменьшения) из-за увеличения (уменьшения) цены реализованных товаров корректируется в том налоговом (отчетном) периоде, в котором участники договора (контракта) изменили цену экспортированных товаров (абз. 1 п. 11 Протокола).

Возврат товара ненадлежащего качества

Порядок корректировки налоговых обязательств установлен п. 23 Протокола (представлен на схеме на стр.).

Обратите внимание, что при частичном или полном возврате товаров по причине ненадлежащих качества и (или) комплектации восстановление сумм НДС, ранее уплаченных при импорте этих товаров и принятых к вычету, производится в налоговом периоде, в котором произведен возврат товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-члена. Сказанное соответствует нормам налогового законодательства и разъяснениям чиновников Минфина (см. письма от 20.08.2014 № 03-07-08/41606, от 22.10.2013 № 03-07-08/44105).

Что касается экспорта, на основании п. 11 Протокола в случае возврата товара по причине ненадлежащего качества и (или) комплектации корректировка налоговой базы должна иметь место в том налоговом периоде, в котором участники договора согласовали возврат экспортированных товаров (см. также п. 2 Письма ФНС России от 11.08.2014 № ГД-4-3/15780).

Договор о присоединении Республики Армения к Договору о ЕАЭС вступил в силу 02.01.2015.

См. Приказ Минфина России от 07.07.2010 № 69н «Об утверждении формы налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств - членов Таможенного союза и Порядка ее заполнения».