Понятие сбора. Государственная пошлина. Неналоговые платежи. Виды налоговых платежей Система не налоговых платежей в бюджет

В настоящее время доходы государственного бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов платежей. Немаловажную роль играют и перечисления на безвозмездной основе. В данной статье рассмотрим неналоговые выплаты, их сущность, разновидности и основные особенности.

Экономическая сущность неналоговых платежей

Сегодня выплаты неналогового типа являются одним из объектов пристального внимания государства. В ближайшем будущем в отношении данной системы планируется обеспечить полноценный порядок, иными словами, унифицировать выплаты неналогового плана, утвердить основные принципы их разработки и взимания. Часть неналоговых выплат будет отменена Законом о неналоговых платежах. Кроме того, повышение ставок действующих платежей и возникновение новых станет экономически обоснованным в максимальной степени.

Институт неналоговых выплат со стороны предпринимательства и доходов бюджетов государственного и местного уровня, а также фондов целевого значения классифицируется как дополнительный источник обеспечения незыблемости государственной финансовой системы. Если учесть вышеизложенное, то можно сформировать вывод о том, что неналоговые платежи в бюджет - это выплаты как возмездного, так и безвозмездного плана, которые возникают в рамках отношений, никаким образом не регулируемых законодательством, в сфере налогов и сборов.

Важно отметить, что эти платежи реализуются индивидуальными предпринимателями и организациями в пользу третьих лиц, куда включаются и органы государственного управления. Установление выплат происходит посредством различных нормативных актов различного государственного значения, неисполнение которых, как правило, карается действующим на территории страны законом, а также ставит существование и нормальное функционирование бизнеса под угрозу.

Различия налоговых и неналоговых выплат

В настоящее время на территории Российской Федерации существуют и налоги, и неналоговые платежи. В чем состоят их различия? Дело в том, что по сведениям действующего налогового законодательства достаточно сложно разграничить две представленные разновидности выплат. Сегодня юридическим критерием данного отличия служит свойство, отражающее нормативно-отраслевое регулирование. Важно иметь в виду, что в соответствии с названным признаком обязательства налогового характера регламентируются нормативы НК РФ, а неналогового - нормативы иных правовых отраслей.

Уплата налогов считается обязанностью, которая возникает всегда, если имеется объект обложения. Создает и вводит в действие выплаты пошлин непосредственно закон, поэтому его амортизации сопутствует принудительный порядок на основе безвозмездности. Эта разновидность платежа является абстрактной, так как у нее нет целевого назначения. Сбор или пошлина уплачивается для того, чтобы достичь конкретных целей и интересов. Лица, вносящие сбор или пошлину, обращаются в специальные государственные структуры для получения необходимых им услуг. С точки зрения теории, сборы и пошлины взимаются для покрытия расходов учреждения, которое несет их в процессе осуществления своей деятельности. Здесь нет ни чистой прибыли, ни убытков.

Классификация платежей по обязательности уплаты

Важно обозначить в процессе изучения экономической сущности и виды неналоговых платежей. Отметим, что неоднородность и разнообразие бюджетных доходов неналогового характера заметно затрудняют их классификацию. Один из критериев, который позволяет разделить все неналоговые выплаты на две группы - это обязательность. В соответствии с данным признаком к неналоговым платежам относятся:

  • Выплаты добровольного характера. Сюда целесообразно включить доходы от услуг платного типа, которые оказываются казенными структурами; доходы от применения и реализации имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, и так далее. Важно дополнить, что поступление неналоговых платежей, которые являются добровольными, во многом состоит в зависимости от эффективности хозяйственной деятельности структур публичного управления. Данный фактор так или иначе следует учитывать на практике.
  • Выплаты обязательного характера. В обязательные неналоговые платежи сегодня входят таможенные пошлины, штрафы, выплаты за негативное влияние на окружающую среду и так далее. Стоит заметить, что мобилизация названной разновидности доходов бюджета прямым образом связана с осуществлением государственными структурами функционала по надзору и контролю в определенной сфере деятельности, возложенного на них. Общую сумму обязательных неналоговых платежей контролируют компетентные органы, ведь она зависит в том числе и от количества правонарушений в стране.

Детализируем вопрос

Необходимо иметь в виду, что установленная статьей 41 БК РФ классификация выплат неналогового характера может быть несколько детализирована. Согласно статье 42 БК РФ, к бюджетным доходам от применения имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности, целесообразно отнести:

  • Доходы, получаемые в качестве платы за аренду или другой платы за передачу в возмездное пользование муниципального или государственного имущества. Исключение в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных унитарных предприятий, куда включаются и казенные.
  • Денежные средства, получаемые в качестве процентов по остаткам средств бюджета на счетах в ЦБ РФ, а также в кредитных учреждениях.
  • Денежные средства, получаемые от передачи имущественных комплексов, находящихся в муниципальной или государственной собственности в залог или в соответствии с условиями доверительного управления. Исключения в данном случае составляют имущественные комплексы автономных и бюджетных структур, имущество муниципальных и государственных предприятий унитарного типа, куда относятся и казенные, а также имущественные единицы, переданные в доверительное управление ЮЛ, сформированным в организационно-правовой форме гос. учреждения.

Что же еще?

Помимо представленных выше групп неналоговых платежей целесообразно отметить следующие:

  • Плата за использование кредитов бюджетного характера.
  • Доходы в форме прибыли, которая приходится на доли в складочных (уставных) капиталах экономических обществ или товариществ. Помимо того, сюда необходимо включить доходы в виде дивидендов по акциям, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным формированиям, за исключением ситуаций, продиктованных федеральными законодательными актами.
  • Часть прибыли унитарных предприятий муниципального и государственного типа, которая остается, как правило, после уплаты налоговых и иных платежей обязательного характера.
  • Иные предусмотренные действующим на территории РФ законодательством доходы от применения имущественных комплексов, которые находятся в муниципальной или государственной собственности. Исключение в данном случае формирует имущество автономных и бюджетных структур, а также имущество муниципальных и государственных образований, куда включаются и казенные.

Следует знать

Как мы отмечали ранее, система неналоговых платежей в бюджет имеет множество разветвлений и достаточно сложную классификацию, которая с каждым годом расширяется. Так, перечень доходов неналогового характера, который установлен статьей 41 БК РФ, считается открытым. Это допускает возможность вхождения в него новых разновидностей неналоговых выплат. Более того, приведенный список должен дополняться бюджетными доходами федерального уровня (статья 51 БК РФ), бюджетными доходами субъектов РФ неналогового плана (статья 57 БК РФ), а также доходами местных бюджетов неналогового типа (статья 62 БК РФ).

Дополнительные элементы системы

Помимо перечисленных выше составляющих системы к неналоговым платежам целесообразно отнести следующие:

  • часть прибыли учреждений и организаций унитарного типа, которые созданы в РФ, остающейся, как правило, после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
  • таможенные сборы и пошлины;
  • сборы лицензионного типа;
  • плата за использование лесных массивов в качестве минимальной величины платы за аренду и минимальной величины платы, указанной в договоре купи-продажи леса;
  • плата за использование водных объектов, которые находятся в собственности федерального значения;
  • плата за использование водных биологических ресурсов в соответствии с межправительственными соглашениями;
  • плата, связанная с негативным воздействием на природу;
  • сборы консульского плана;
  • патентные пошлины.

Что еще входит в классификацию?

  • плату за предоставление сведений касательно прошедших регистрацию прав на недвижимые имущественные комплексы и сделок с ними, выдачу копий договорной и другой документации, которая выражает содержание сделок одностороннего типа, осуществленных в простом письменном виде;
  • сборы в счет возмещения расходных статей по факту, которые связаны с реализацией действий консульской направленности;
  • прибыль ЦБ РФ, которая остается после уплаты налоговых и других платежей обязательного характера;
  • доходы от внешнеэкономических операций;
  • декларационные платежи;
  • платежи разового типа за использование недр в случае наступления конкретных событий, учтенных в лицензионном соглашении, в соответствии с участками недр, которые содержат месторождения алмазов природного значения.

Расчет неналоговых платежей

Стоит отметить, что формы расчета базы отчислений обязательного характера в государственный бюджет предоставляются каждый квартал, не позднее тридцати дней после окончания отчетного периода. Заполнение отчетности нарастающим итогом исключено. Важно знать, что неналоговые выплаты входят в состав расходов структуры по стандартным разновидностям деятельности с отражением по следующим статьям:

  • Дт 20 Кт 76,09 предполагает начисление обязательных платежей;
  • Дт 76,09 Кт 51 предполагает уплату обязательных платежей.

Заполнение формы и оплата осуществляется строго в российских рублях и копейках. В настоящее время возможна отправка отчета посредством личного кабинета на официальном ресурсе Россвязи.

Взыскание задолженности. Заключение

Проанализировав регламент по взысканию задолженности по неналоговым платежам, можно сделать вывод о том, что такой тип долга может быть признан безнадежным в соответствии с одним из следующих оснований:

  • банкротство (ликвидация) структуры в соответствии с действующим законодательством;
  • экономическая несостоятельность индивидуального предпринимателя согласно ФЗ от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
  • смерть физического лица или признание его умершим в установленном гражданским процессуальным законом порядке;
  • принятие судебными органами акта, согласно которому возможность взыскания задолженности является утраченной;
  • отказ в возбуждении исполнительного производства в соответствии с постановлением исполнительного судебного пристава (как правило, подобный отказ выносится в случае истечения срока предъявления исполнительной документации к реализации);
  • прекращение производства по исполнению согласно ситуациям, определенным статьей 43 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • окончание производства по исполнению в связи с постановлением исполнительного судебного пристава, которое, как правило, выносится по причинам, указанным в пунктах 3, 4, 6-9 части 1 статьи 47 ФЗ «Об исполнительном производстве»;
  • исключение ЮЛ, которое прекратило свою деятельность, из ЕГРЮЛ в соответствии с решением регистрирующей структуры по статье 21.1 ФЗ от 8.10.2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации ЮЛ и ИП».

Итак, мы рассмотрели все основные разновидности неналоговых выплат, существующих на сегодняшний день, а также их сущность, особенности, алгоритм расчета и один из аспектов взыскания задолженности. Важно отметить, что действующие законодательные акты, относящиеся к данной теме, являются открытыми. Именно поэтому с каждым годом туда включаются новые платежи и исключаются те, в которых на том или ином этапе жизнедеятельности государства и общества отсутствует необходимость. Так, например, плата за негативное влияние на окружающую среду была введена относительно недавно. Однако уже сегодня на территории Российской Федерации очевиден результат данного шага, ведь общество стало бережнее относиться к природе и более рационально организовывать свой отдых. Это является важнейшим критерием развития социума и повышение уровня патриотизма среди населения.

Понятие налога и сбора раскрывается в ст. 8 НК РФ, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

– налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

– налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы - как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

– фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

– в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

– налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

– налоги - абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

Следует отметить, что в российском налоговом законодательстве не дано самостоятельного определения «пошлины». Это обусловлено тем, что в основном законе страны не закреплено искомое понятие. В ст. 57 Конституции РФ отражено, что «каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы». По сути своей категория «сбор», раскрытая в п. 2 ст. 8 НК РФ, объединяет и сбор и пошлину. Поэтому согласно действующей редакции НК РФ к «сборам» относятся сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

1. Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей - это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

3. Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

4. Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств.

Четкие формулировки «налога» и «сбора», отраженные в НК РФ, позволяют выявить сущность того или иного изъятия, правильно оценить последствия налоговых отношений. Этот момент очень важен в ситуации, когда форма (название платежа) превалирует над его содержанием.

Согласно пункту 4 статьи 3 Налогового кодекса, «не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций».

По способу взимания различают:

– прямые налоги, которые взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

– реальные прямые налоги, которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;

– личные прямые налоги, которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика;

– косвенные налоги, которые включаются в цену товаров и услуг.

Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

– косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

– косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

– фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

– таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги, последние подразделяются на:

– федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган. Однако эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

– региональные налоги, отличительной чертой которых является установление элементов налога в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;

– местные налоги, которые вводятся местными органами власти в соответствии с законодательством страны. Они вступают в действие только на основании решения, принятого на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты.

По целевой направленности введения налогов различают:

– абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;

– целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

В зависимости от субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды налогов:

– налоги, взимаемые с физических лиц;

– налоги, взимаемые с юридических лиц (предприятий и организаций);

– смежные налоги, которые уплачивают и физические и юридические лица.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

– закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;

– регулирующие налоги - разноуровневые, т. е. налоговые платежи поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

По порядку введения налоговые платежи делятся на:

– общеобязательные налоги, которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;

– факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание являются компетенцией органов местного самоуправления.

По срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные (последние, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые).

Согласно ст. 12 НК РФ в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ.

В соответствии со ст. 13 НК РФ к федеральным налогам и сборам относятся: 1) налог на добавленную стоимость;
акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) налог на прибыль организаций; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.

Региональные налоги перечислены в ст. 14 НК РФ, которая к ним относит: налог на имущество организаций; налог на игорный бизнес; транспортный налог.

2 Участники страхового обязательства. Договор страхования. Перестрахование

Страхование представляет собой неотъемлемый элемент экономики, в первую очередь рыночной, где оно представлено страховым рынком. Страхование и эффективное функционирование экономики тесно связаны, взаимообусловлены. Назначение страхования состоит не только в самозащите предприятий и населения от стихийных бедствий, но и в защите экономических субъектов от неблагоприятных изменений конъюнктуры, от ущерба, нанесенного непредвиденным изменением законодательства, условий предпринимательской деятельности.

Сторонами обязательства по страхованию всегда являются страховщик и страхователь.

В качестве страховщика может выступать исключительно страховая организация - юридическое лицо, имеющее разрешение (лицензию) на осуществление страхования соответствующего вида (ч. 1 ст. 938 ГК).

Для приобретения статуса страховщика необходимо соблюдение требований о минимальном размере оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов для получения лицензии на осуществление страховой деятельности.

Данное требование, впервые установленное Федеральным за
коном от 31 декабря 1997 г. «Об организации страхового дела в
Российской Федерации» (ст. 6), имеет принципиальное значение для обеспечения строгой упорядоченности создания профессиональных участников страхового рынка и одновременно большей гарантированности прав страхователей как потребителей страховых услуг.

ГК определяет страховщика как коммерческую организацию, осуществляющую предпринимательскую деятельность в страховой сфере (п. 1,2 ст. 50, абз. 1 ст. 938). Поэтому положение п. 1 ст. 6 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» о возможности признания страховщиком любого юридического лица не подлежит применению в силу его несоответствия ГК. Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (ч. 2 п. 1 ст. 6) закрепляет принцип абсолютной чистоты страховой деятельности, исключающей занятие производственной, торгово-посреднической и банковской деятельностью.

Другой стороной в обязательстве по страхованию выступает страхователь.

Страхователем (полисодержателем) признается правосубъектное физическое или юридическое лицо, имеющее страховой интерес и вступившее на предусмотренных в законе правилах страхования соответствующего вида или определенных в договоре условиях в конкретное обязательство по страхованию со страховой организацией (страховщиком).

Страховая защита путем приобретения статуса страхователя предоставляется как российским гражданам и юридическим лицам, так и иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам (абз. 4 п. 1 ст. 2 ГК, п. 1 ст. 5, ст. 34 Федерального закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации»).

Участниками обязательства по страхованию могут быть третьи лица - выгодоприобретатель и застрахованное лицо.

Выгодоприобретатель (бенефициар) - физическое или юридическое лицо, обладающее страховым интересом, в пользу которого страхователем заключен договор страхования.

Гражданско-правовой статус выгодоприобретателя определяется следующими характеристиками:

– во-первых, выгодоприобретателем может быть любое физическое или юридическое лицо;

– во-вторых, назначение выгодоприобретателя для получения страховых выплат может иметь место в договорах как имущественного, так и личного страхования, для признания действительности которых выгодоприобретатель должен иметь страховой интерес;

– в-третьих, возможность участия выгодоприобретателя зависит от сущности страхового обязательства, которое предопределяет «персональный» состав его участников: наличие выгодоприобретателя как необходимое условие самого существования страхового правоотношения [страхование ответственности, которое возможно исключительно в пользу третьих лиц - потерпевших, кредиторов (выгодоприобретателей) - ст. 931, 932 ГК; исключение из страхового правоотношения фигуры выгодоприобретателя - страхование предпринимательского риска, осуществляемого только в пользу самого страхователя (ст. 933 ГК);

– четвертых, наличие выгодоприобретателя позволяет рассматривать
соответствующий договор страхования в качестве разновидности до
говора в пользу третьего лица (ст. 430 ГК), однако не укладывающего
ся в его классическую модель [страховщик вправе возложить на выгодоприобретателя, предъявившего требование о страховой выплате, ис
полнение отдельных не выполненных страхователем обязанностей
(п. 2 ст. 939 ГК)];

– в-пятых, страхователь вправе по своему усмотрению заменить названного в договоре страхования выгодоприобретателя другим лицом, письменно уведомив об этом страховщика. Замена выгодоприобретателя по договору личного страхования, назначенного с согласия застрахованного лица, допускается лишь с согласия этого лица (ч. 1 ст. 956 ГК). В том случае, когда выгодоприобретатель выполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявил страховщику требование о страховой выплате, его замена невозможна (ч. 2 ст. 956 ГК).

Застрахованное лицо - физическое лицо, с нематериальными благами (жизнью, здоровьем) которого связан имущественный интерес страхователя.

Участие застрахованного лица возможно либо в договоре личного страхования (п. 1 ст. 934 ГК), либо в договоре страхования ответственности за причинение вреда (п. 1 ст. 931 ГК).

Условия конкретных договоров личного страхования могут предусматривать как самостоятельную фигуру застрахованного лица (занимающего в этом качестве положение третьего лица), так и совпадение застрахованного лица с самим страхователем и (или) выгодоприобретателем.

Страхователь может заключить договор страхования в свою пользу, являясь в этом случае одновременно застрахованным лицом и выгодоприобретателем.

Договор, лежащий в основании страховых обязательств, по своей сущности (природе) различен. В одних случаях обязанность его заключения императивно установлена самим законом (п. 2 ст. 927, п. 1 ст. 936 ГК), в других - его создание зависит исключительно от собственного усмотрения сторон (абз, 1 п. 1 ст. 927 ГК). Поэтому следует различать два вида договоров как оснований возникновения обязательств по страхованию:

– договор страхования как классическая модель частной автономии воли;

– договор страхования как ограниченный договор, особая разновидность принудительного договора.

ГК отказался от единой конструкции договора страхования, закрепляя два самостоятельных страховых договора - договор имущественного страхования (ст. 929 ГК) и договор личного страхования (ст. 934 ГК), тем самым определив его наиболее оптимальную законодательную регламентацию (начало которой уже было положено Основами гражданского законодательства 1991 г. в ст. 107).

Для заключения договоров имущественного и личного страхования ГК предусматривает исчерпывающий перечень однотипных существенных условий, по которым должно быть достигнуто соглашение между страхователем и страховщиком (ст. 942 ГК РФ):

– об объекте страхования;

– о характере страхового случая, ввиду наступления которого осуществляется страхование;

– о размере страховой суммы;

– о сроке действия договор.

Отсутствие в договоре страхования какого-либо существенного условия не должно рассматриваться как основание признания его незаключенным.

ГК устанавливает также требования относительно формы договора страхования, предусматривая обязательность письменной формы его заключения (п. 1 ст. 940), несоблюдение которой влечет признание договора недействительным, за исключением случаев оформления договором обязательного государственного страхования (ст. 969 ГК РФ).

Значение срока как одного из элементов обязательства по страхованию определяется его ролью как фактора, непосредственно влияющего на степень принимаемого страховщиком риска. Срок может быть определен строгими временными границами (год, пять лет и т. п.) и может являться неопределенным (пожизненное страхование). Помимо общего срока действия страхового обязательства, в нем могут предусматриваться сроки исполнения определенных обязанностей: по уплате страховой премии (или страховых взносов при внесении страховой премии в рассрочку - так называемые страховые периоды), уведомления страховщика о наступлении страхового случая, предоставления страховых выплат и др.

Перестрахование – это вторичное размещение риска, передача риска от первичного страховщика другой страховой компании. Перестрахование могут осуществлять как специально созданные для этого перестраховочные компании, так и обычные страховщики, имеющие соответствующую лицензию. В любом случае смысл перестрахования заключается в обеспечении платежеспособности страховщиков – страховании тех, кто осуществляет первичное страхование.

Перестрахование - система экономических отношений, в соответствии с которой страховщик, принимая на страхование риски, часть ответственности по ним (с учетом своих финансовых возможностей) передает на согласованных условиях другим страховщикам с целью создания по возможности сбалансированного портфеля страхования, обеспечения финансовой устойчивости и рентабельности страховых операций.

Процесс, связанный с передачей риска, называется цедировани-ем риска, или перестраховочной ретроцессией.


Рис. 1 Схема перестрахования

Основной функцией перестрахования является вторичное распределение риска, благодаря которому происходит количественное и качественное выравнивание страхового портфеля.

Главная проблема при поведении страхования - определение доли риска, какую можно оставить за собой, а какую передать перестраховщику.

3 Государственный и муниципальный кредит в системе доходов государства и муниципальных образований. Государственный и муниципальный долг

Государственный кредит – это совокупность кредитных отношений, при которых государство выступает в роли кредитора, заемщика и гаранта.
Он является важной составляющей государственных финансов, одной из форм мобилизации и распределения государством денежных средств с целью выполнения им своих функций.

Государство, прежде всего, является заемщиком. Для покрытия своих расходов, связанных с бесперебойным финансированием многообразных потребностей обществ, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур, средства населения. В качестве кредиторов государства могут выступать другие государства, корпорации, банки, граждане, как отечественные, так и иностранные.

Государство может само выступать кредитором, предоставляя деньги взаймы другим государствам, юридическим лицам. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или выполнение других обязательств, взятых физическими и юридическими лицами, оно является гарантом. Если правительство может гарантировать безусловное погашение займа, выпущенного нижестоящими органами власти и управления или отдельными хозяйственными организациями, а также выплату процентов по нему в случае неплатежеспособности плательщика, то речь идет об условном государственном кредите — гарантированных займах.

Как правило, займы, которые берет государство, превышает выданные им кредиты. Поэтому результатом кредитных отношений является возникновение государственного долга.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, срочности , ему присущи все свойства кредита. Однако имеются и отличия от других форм кредитных отношений. При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, направляемые, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Обеспечением кредита служит имущество государства (региона).

Сущность государственного кредита как экономической категории раскрывается в функциях: распределительной, контрольной и регулирующей.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов. Мобилизуемые с его помощью средства используются для финансирования экономических и социальных программ.

Государственный кредит по источникам происхождения может быть внутренним, то есть номинированным в национальной валюте, и внешним, номинированным в инвалюте .

В зависимости от того, какую роль государство играет в кредитных отношениях – кредитора или заемщика, выделяют бюджетный кредит, предоставляемый государством и государственные заимствования.

Выступая кредитором, государство предоставляет кредит за счет бюджетных средств – бюджетный кредит.

Согласно БК, бюджетный кредит – это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы РФ, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности и возвратности. Условиями предоставления бюджетного кредита является наличие обеспечения, которое должно иметь высокую степень ликвидности; проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица — получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя уполномоченными органами.

Выступая заемщиком, государство (муниципалитет) осуществляет государственные (муниципальные) заимствования.

Государственные займы можно классифицировать по ряду признаков:

– по субъектам заемных отношений – займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;

– по валюте заимствований — внутренние и внешние;

– по форме предоставления — в секьюритизированной форме (путем эмиссии и размещения долговых обязательств) и несекьюритизированной форме (заем в денежной форме), иначе, облигационная и необлигационная формы. Первая форма имеет определенные преимущества (больший объем инвестиционного спроса, возможность гибко регулировать объем, структуру и стоимость заимствований), она является доминирующей в развитых странах;

– по целям будущего использования — инвестиционный (кредиты на финансирование крупных государственных программ, то есть на производительные цели) и неинвестиционный (на финансирование непроизводительных расходов).

Долговые обязательства государства:

– по степени обращаемости бывают – рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;

Государственные внутренние займы классифицируются по ряду признаков.

По праву эмиссии они делятся на выпускаемые центральным правительством, республиканскими правительствами и местными органами власти.

По признаку держателей ценных бумаг займы могут подразделяться на реализуемые только среди населения и универсальные, т.е. предназначенные для размещения среди физических и юридических лиц.

По методам размещения займы подразделяются на добровольные, размещаемые по подписке и принудительные.

Внутренние займы могут также подразделяться:

– в зависимости от срока привлечения средств – краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и выше);

– по форме предоставления — в секьюритизированной форме и несекьюритизированной форме;

– по целям будущего использования — инвестиционные и неинвестиционные;

– по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

– по методу определения дохода — с твердым или плавающим доходом;

– по обеспеченности – закладные и беззакладные;

– по форме размещения – облигационные и безоблигационные;

– по характеру выплачиваемого дохода – выигрышные, процентные, беспроигрышные и др.

Основной формой государственных заимствований является выпуск и размещение ценных бумаг. Государственные ценные бумаги классифицируют:

— по степени обращаемости — рыночные и нерыночные;

— по характеру эмитента – выпускаемые центральным правительством, региональными, местными властями;

— по срочности – долго-, средне-, краткосрочные;

— по форме выпуска – документарные и бездокументарные;

— по форме выплаты дохода – процентные, дисконтные, выигрышные;

— по способу размещения – проведение аукционов, открытая продажа, индивидуальное размещение);

— цели выпуска (финансирование дефицита бюджета, финансирование инвестиционных и социальных программ) и т.д.

Международный государственный кредит представляет совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Эти отношения принимают форму государственных внешних займов. Как и внутренние займы, они предоставляются на условиях возвратности, срочности и платности. Государство может осуществлять внешние заимствования в следующих формах: синдицированные банковские кредиты; еврозаймы; кредиты международных финансовых организаций; межправительственные кредиты; частные кредиты коммерческих структур (фирменные) кредиты. Наиболее распространенной формой заимствований является выпуск еврооблигаций (евробондов).

В БК определены понятия государственных заимствований, в том числе внутренних и внешних, государственного долга.

Управление государственным долгом является одним из наиболее важных элементов бюджетной политики. Система управления государственным долгом включает совокупность правил и процедур по аккумулированию, использованию, обслуживанию и погашению заимствований.

Согласно БК, под обслуживанием государственного долга понимаются операции по выплате доходов по государственным и муниципальным долговым обязательствам в виде процентов по ним и (или) дисконта, осуществляемые за счет средств соответствующего бюджета.

Основными подсистемами управления долгом, сложившимися в мировой практике, являются: институциональная (инфраструктура), правовая (правовое обеспечение), регулирования параметров долга (экономическое оперативное регулирование), торговая (торговые технологии).

При управлении долгом различают капитальный государственный долг , представляющий собой всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам, и текущий, включающий расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Управление государственным долгом предполагает использование структурного регулирования – изменения структуры долга или его баланса с целью оптимизации. Баланс – соотношение между размерами долга и источниками его погашения),

Методами управления государственным долгом являются: реструктуризация, конверсия, консолидация, пролонгация (отсрочка платежей), новация, рефинансирование, уступка права требования, обмен облигаций по регрессивному соотношению, мораторий, выкуп долговых обязательств, аннулирование займов и др.

Доминирующую роль играют рыночные методы, предполагающие проведение различных операций с ценными бумагами.

При управлении государственным долгом используются показатели: объем совокупного государственного долга, объем внутреннего государственного долга, объем внешнего государственного долга, темп роста государственного долга, соотношение госдолга и ВВП, объем финансовых ресурсов, отвлекаемых из бюджета на обслуживание госдолга. Два последних показателя позволяют оценить возможности обслуживания долга.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством РФ либо уполномоченным им Министерством финансов РФ. Долговые обязательства обеспечиваются всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств федерального бюджета. В БК РФ установлены предельные объемы заимствований, расходов на обслуживание государственного долга.
Гражданский кодекс РФ. Ч. 2 от 26 января 1996 г (в ред. ФЗ от 09.04.2009 № 56-ФЗ, от 17.07.2009 № 145-ФЗ) // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая – Федеральный закон от 31.07. 1998. (в ред. ФЗ от 28.12.2010 № 404-ФЗ). Принят Государственной Думой 16.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 31. С. 3824.

Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая – Федеральный закон от 5.08.2000. (в ред. ФЗ от 23.11.2010 № 313-ФЗ ) Принят Государственной думой 19.07.2000. Одобрен Советом Федерации 26.07.2000 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32. Ст. 3340.

  • Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (с изменениями от 31 декабря 1997 г., 20 ноября 1999 г., 21 марта, 25 апреля 2002 г., 8, 10 декабря 2003 г., 21 июня, 20 июля 2004 г., 7 марта, 18, 21 июля 2005 г., 17 мая 2007 г.) // Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 14 января 1993 г., № 2, ст. 56
    НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ (НДС)

    2014-12-18
  • В состав платежей, уплачиваемых в бюджет государства, входят налоги, сборы, пошлины. По своей природе это разные виды государственных изъятий. Налоговый кодекс разграничивает понятия «налог» (см. предыдущий параграф учебного пособия) и «сбор».

    «Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)».

    Различия между налогами и сборами заключаются в следующем:

      налоги являются индивидуально безвозмездными платежами, а сборы носят индивидуально возмездный характер (уплачиваются плательщиками в связи с оказанием государством каких-либо адресных услуг);

      налоги устанавливаются только законодательством о налогах и сборах, а сборы - как нормативно-правовыми актами налогового права, так и других отраслей права;

      фискальная значимость налогов в современной налоговой системе неоспорима, в то же время сборы имеют меньшее значение;

      в отношении налога законодательство устанавливает принудительный характер взимания; сборы отличаются относительной добровольностью (но это не договорные платежи);

      налоги уплачиваются на постоянной основе, периодически; сборы в большинстве случаев разовые платежи;

      налоги - абстрактные платежи, задача которых удовлетворить общественные потребности. При уплате сбора всегда присутствует специальная цель или специальный интерес. Сборы призваны покрыть издержки того государственного органа, в который обратилось заинтересованное лицо по поводу оказания ему определенных услуг.

    Как правило, сбор уплачивается в основном за обладание специальным правом, за получение лицензии. Пошлина взимается в качестве компенсации государству за пользование государственным имуществом или выполнение юридически значимых действий в пользу плательщика.

    В укрупненном виде в состав доходов российского государственного бюджета входят налоговые и неналоговые платежи. В качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа может выступать признак нормативно-отраслевого регулирования , согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи - нормами других отраслей права.

    Можно выделить четыре разновидности неналоговых платежей.

      Платежи за оказание различных услуг государственных и муниципальных учреждений, т. е. плата государству за право пользования или право деятельности, а также за совершение действий государственными органами (например, гербовый сбор).

      Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Суть таких платежей - это компенсационная плата за использование ресурсов (платежи за пользование лесным фондом).

      Имущественные санкции, т. е. плата государству за нарушение законодательства. К ним, например, относятся суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы.

      Поступления от продажи объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, ценных бумаг. Эти неналоговые платежи выступают в форме доходов от приватизации, государственных займов, государственных краткосрочных обязательств


    неналоговых платежей. Остаются нерешенными проблемы в области управления государственной собственностью и получения доходов от имущества, находящегося в государственной собственности. Сохраняются проблемы в налогообложении внешнеэкономической деятельности. По вопросу об оптимальном уровне государственных расходов среди российских экономистов существуют принципиальные разногласия. Сторонники
  • 2. Содержание доходов федерального бюджета
    неналоговые. Налоги - обязательные платежи, и как экономическая категория они имеют две функции: 1. Фискальная - налоги формируют государственный бюджет; 2. Регулирующая - налоги влияют на экономическую систему государства, т. е. на темпы воспроизводства, платежи населения, накопление капитала. Функции налогов отражают отношения, которые государство использует в качестве налоговой политики через
  • 2.5. Государственное бюджетирование
    неналоговые доходы бюджета в виде доходов от продажи государственного имущества, приватизации, аренды, концессии, предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, сборов и пошлин, безвозмездных перечислений в пользу государства, штрафов и иных денежных взысканий. Доходы бюджетов делятся на собственные и регулирующие. Собственные доходы закрепляются за соответствующим бюджетом на постоянной
  • 6.2.1. Задачи финансовой системы в процессе регионального воспроизводства
    неналоговых по ступлений в бюджеты. Такой подход вносит демократическое на чало в управление финансами. Но трудно применить его в усло виях, когда запросы субъектов Федерации на свою долю в консо лидированном бюджете намного превосходят бюджетные возможности. Избирательный подход основывается на выделении регионов, пользующихся селективной поддержкой. За ними признаются осо бые права на
  • 6.2.2. Особенности региональной бюджетной системы в России
    неналоговым поступлениям план сбора, как правило, не выполняется. Основными причинами существования недоим ки по платежам в бюджет являются широкое применение нало гоплательщиками взаимозачетов бартером, расчеты через третьих лиц, зачисление выручки, минуя расчетные счета, что в принци пе не запрещено законодательно. Кроме того, тяжелым балластом для большинства региональных бюджетов являются
  • з 4. Налоговая система Российской Федерации
    неналоговые доходы 7 744 545,1 Доходы от реализации на экспорт высокообогащенного урана и природного сырьевого компонента низкообогащенного урана 4 201 347,8 Прочие доходы 3 543 197,3 Средства, получаемые по взаимным расчетам, в том числе компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государствен ной власти 963 658,0 Окончание табл. 1.2 1 2 Всего
  • Эволюция правового регулирования неналоговых доходов в России
    неналоговым доходам можно объяснить их переменчивым составом, отсутствием единого подхода в их классификации как в доктрине, так и в законодательстве. Между тем к понятию лненалоговые доходы, анализируя российское законодательство, можно отнести большую группу платежей, имеющих различную правовую природу. Единственным объединительным критерием этих платежей, образующих в совокупности неналоговые
  • 11.2. Бюджетная система страны
    неналоговых видов дохо дов, а также за счет безвозмездных перечислений. ВАЖНО К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. К неналоговым доходам относятся: доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муници-пальной собственности, к примеру,
  • 2.2 БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО
    неналоговых доходов федерального бюджета на 2000 г. главными являются доходы от внешнеэкономической деятельности, а также доходы от имущества, находящегося в государственной собственности. К неналоговым доходам относится и возврат бюджетных ссуд. Кроме того, в доходах федерального бюджета учитываются средства целевых бюджетных фондов, за счет которых финансируется значительная часть социальных
  • 9.2. Доходы государственного бюджета
    неналоговые доходы; В среднем около 93-95 % всех доходов госбюджета составляют налоговые поступления, 5 - 7 % - неналоговые поступления. К налоговым доходам, формирующим основную часть бюджетного фонда государства, относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги, пошлины, сборы, а также некото-рые штрафы, пени, недоимки. В Федеральном законе О
  • 14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей , который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей , утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

    • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
    • инвентаризацию уже существующих платежей;
    • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
    • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
    • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
    • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

    Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

    Мораторий на неналоговые платежи

    Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

    Мораторий распространяется только на обязательные платеж и, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

    По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

    Реестр неналоговых платежей

    Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

    Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

    • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
    • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
    • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
    • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

    Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

    В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

    Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

    • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
    • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
    • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
    • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

    Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

    Подписывайтесь на наш канал в Telegram , чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!