Фссп и мвд. Сокращения в мвд и фссп отразятся на безопасности судов. IV. Взаимные обязательства Сторон

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


Утратил силу на основании
совместного приказа Минюста России от 18 октября 2018 года N 215 и
МВД России от 18 октября 2018 года N 688
____________________________________________________________________


В целях организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов

приказываем:

1. Утвердить прилагаемое Положение о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов.

2. Считать утратившим силу приказ Минюста России и МВД России от 25 августа 1999 года N 262/628 "О взаимодействии службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации и органов внутренних дел Российской Федерации" .

3. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя Министра юстиции Российской Федерации В.У.Якунина и первого Министра внутренних дел Российской Федерации А.А.Чекалина.

Министр юстиции
Российской Федерации
Ю.Я.Чайка

Министр внутренних дел
Российской Федерации
Р.Г.Нургалиев

Приложение. ПОЛОЖЕНИЕ о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов в Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов

Приложение
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации и
Министерства внутренних дел
Российской Федерации
от 9 декабря 2005 года N 208/1003

1. Настоящее Положение в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 "О милиции" *, федеральными законами от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" ** и от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" *** регулирует вопросы организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов**** и Министерства внутренних дел Российской Федерации*****, их территориальных органов.
________________
* Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 16, ст.503; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст.360; N 32, ст.1231; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст.1666; 2000, N 46, ст.4537; 2002, N 18, ст.1721; 2003, N 2, ст.167; N 27, ст.2700; N 28, ст.2880; N 50, ст.4847; 2005, N 13, ст.1078; N 19, ст.1752.

** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3590; 2000, N 46, ст.4537; 2004, N 27; ст.2711; N 35, ст.3607.

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30; ст.3591; N 35 ст.3607.

**** Далее - "ФССП России".

***** Далее - "МВД России".


Территориальными органами в настоящем Положении являются со стороны ФССП России - главные управления, управления, отделы ФССП России, действующие на территории субъекта (субъектов) Российской Федерации; со стороны МВД России - министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления внутренних дел на транспорте, управления (отделы) внутренних дел на закрытых территориях и режимных объектах.

2. ФССП России и МВД России, их территориальные органы организуют регулярный обмен информацией в порядке, установленном настоящим Положением.

Запросы и ответы на них направляются в письменной форме, а в случаях, требующих оперативного решения, - с использованием средств факсимильной, электронной, телеграфной и специальной связи. ФССЦ России и МВД России, их территориальные органы принимают необходимые меры для обеспечения оперативного, полного исполнения запроса и сохранения конфиденциальности получаемой информации.

3. ФССП России, МВД России и их территориальные органы в целях выявления обстоятельств, способствующих совершению правонарушений в зданиях судов, совещательных комнатах и судебных помещениях, а также в целях обеспечения в судах охраны и безопасности лиц, находящихся под стражей, планируют, организуют и проводят совместные мероприятия.

4. ФССП России, ее территориальные органы:

4.1. Своевременно информируют МВД России и его территориальные органы о выявленных фактах, содержащих признаки составов преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации.

4.2. Представляют МВД России, его территориальным органам аналитическую информацию о состоянии работы по обеспечению в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей, охране зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время, охране общественного порядка в судебных помещениях.

4.3. Информируют МВД России, его территориальные органы об исполнении направленных в ФССП России, ее территориальные органы постановлений органов внутренних дел Российской Федерации по делам об административных правонарушениях, в том числе о случаях ненадлежащего оформления исполнительных документов.

4.4. Сообщают МВД России, его территориальным органам о случаях возбуждения исполнительного производства в отношении органов внутренних дел Российской Федерации.

4.5. Представляют в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на снятие с учета, изменение регистрационных данных, проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств должника.

4.6. Направляют в территориальные органы МВД России копии документов, ограничивающих право граждан Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в связи с их уклонением от исполнения обязательств, наложенных на них судом для выдачи уведомлений в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также информируют о снятии этих ограничений*.
________________
* На период до завершения формирования территориальных органов Федеральной миграционной службы.

5. МВД России, его территориальные органы:

5.1. Оказывают на основании обращений ФССП России, ее территориальных органов содействие при исполнении судебными приставами-исполнителями служебных обязанностей в случаях, если им препятствуют в совершении исполнительных действий либо угрожает опасность их жизни или здоровью.

5.2. Информируют ФССП России, ее территориальные органы о случаях обращения в подразделения Госавтоинспекции для проведения регистрационных действий, государственного технического осмотра автотранспортных средств, в отношении которых судебными приставами-исполнителями введены запреты и (или) ограничения.

6. ФССП России и МВД России, их территориальные органы в целях выработки предложений по совершенствованию взаимодействия осуществляют консультации, совместные рабочие встречи и тематические семинары.

7. ФССП России и МВД России, их территориальные органы с целью уточнения порядка взаимодействия издают совместные организационно-распорядительные акты, разрабатывают методические рекомендации, создают межведомственные рабочие группы по координации действий и оперативному решению текущих вопросов, связанных с реализацией настоящего Положения.



Текст документа сверен по.

На протяжении последних лет Министерство юстиции проявляет активную деятельность, направленную на улучшение и позитивные изменения в сфере исполнительной власти. Не обошли стороной подобные веяния и работников Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

Необходимость реформы назрела в связи с изменениями в реальной картине современной жизни, переменами в юридическом обосновании функций, выполняемых представителями этой службы, а также в появлении новых требований к квалификационной подготовке приставов.

Несмотря на то, что обширный ряд поправок и изменений уже был успешно внедрён за несколько последних лет, реформа только набирает обороты и, судя по последним новостям, в 2018 году этот процесс не потеряет актуальности и выйдет на новый уровень.

Правительство планирует запустить ряд нововведений для представителей ФССП, что позволит в корне преобразовать действующую систему, внедряя принципиально новые механизмы работы.

Изменения, предлагаемые реформой, направлены на многие сферы работы и функционирования Федеральной службы судебных приставов:

  • Нововведением является присвоение работникам службы статуса государственного служащего (госслужащего). Эта категория расширяет список званий и прочих квалификационных градаций, что является прекрасным стимулом к карьерному росту, к повышению требований относительно качества выполняемой работы. Кроме того, подразумеваются премии, доплаты и поощрительные выплаты. Единственным нюансом станет тот факт, что на статус госслужащего смогут претендовать только те сотрудники, которые имеют профильное высшее образование и показали высокий результат в ходе квалификационной проверки. Те, кому не удастся пройти такую проверку на высоком уровне, останутся в качестве технических помощников и не смогут рассчитывать на привилегии, предоставляемые статусом государственного служащего.
  • С начала 2018 года запланировано уменьшение количества региональных представительств ФССП. Это осуществится за счёт слияния мелких межрегиональных подразделений в более крупные структуры, что позволит количественно регулировать штат и уменьшить расходы на содержание структурных подразделений.
  • Увеличится перечень полномочий сотрудников ФССП. Так, они будут иметь право лишать граждан водительского удостоверения без дополнительных судовых документов. Такую меру можно будет применять для должников, имеющих задолженность свыше 10 тыс. руб. Для того, чтобы ограничить использование водительских прав, сотруднику достаточно будет поставить в известность должника и отправить в инспекцию по транспорту соответствующее направление, на основании чего действие водительских прав будет приостановлено. Начиная с 2018 года эта мера будет дополнительно расширена: работник ФССП сможет накладывать запрет на экзамены для определённого лица в ГИБДД, а также приостанавливать регистрацию его транспортного средства или номерных знаков.

  • На приставов возлагается контроль за функционированием коллекторских агентств. Для внедрения этого механизма будут разработаны нормативные документы по урегулированию контроля и регистрации коллекторских бюро и прочих подобных организаций. Для выполнения этой функции ФССП должно набрать сотрудников, курирующих вопросы взаимодействия с коллекторами, что требует добавочного финансирования. Кроме набора новых работников, в связи с этой мерой необходимо будет оборудование новых рабочих мест, приобретение компьютерной техники. На эти меры в течение 2018 и 2019 года планируется выделить по 10 миллионов рублей из госбюджета.

Сокращение ФССП

В первую очередь пристальному вниманию будет подвержена квалификация работников этой службы. Планируется проведение полномасштабной многоуровневой проверки, которую пройдут повсеместно все сотрудники Федеральной службы судебных приставов. Такая практика вводится, начиная с 2017 года, но требования к ней в 2018 году только усугубятся.

Одним из ключевых моментов, на который будет обращаться внимание во время квалификационной проверки, является наличие высшего профильного образования (юридического или экономического).

Те, кто не соответствует этим критериям, будут переведены на более низкие должности, а для некоторых встанет вопрос об увольнении. Сокращение численности может происходить неравномерно в разных регионах страны. Поскольку предварительные данные показывают, что только по уровню образования около 25% работников ФССП не соответствуют поставленным требованиям, ожидается значительное сокращение численности людей, задействованных в работе этой системы.

Несмотря на сокращение численности, ожидается сохранение общей эффективности службы, поскольку самые подготовленные и квалифицированные кадры, которые на данный момент выполняют большую часть работы, останутся на своих прежних местах, а увольнение коснётся наименее эффективных кадров.

Изменения в структуре ведомства

В ходе реформы правительством принята инициатива по изменению структуры ФССП. Это произойдёт за счёт разделения обязанностей приставов и их классификации по определённым видам функций.

Решено выделить три основные подкатегории приставов:

  • Работники судебных инстанций. Эти специалисты обеспечивают установленный порядок действия судов (арбитражных, общей юрисдикции и пр.).
  • Дознаватели. Специалисты, проводящие дознание по факту преступления или уголовного дела. Их функция охватывает также следственные и процессуальные действия и направлена на предотвращение процессуальных ошибок в ходе дознаний.
  • Исполнители. Специализируется на принудительном исполнении постановлений, судебных актов и других законно принятых решений в отношении должника.

Такое разграничение по специализациям приведёт в более квалифицированному выполнению своих обязанностей с высоким уровнем профессионализма.

Повышение окладов и выплат

Поскольку профессия пристава на протяжении последних лет не считалась престижной, в ходе реформы будет изменён подход к формированию окладов работников этой службы.

В течение 2018 года запланировано повышение окладов минимум на 50% от имеющегося уровня. По некоторым данным, правительство намерено не ограничиваться этой цифрой, а довести повышение зарплат до 100% за 2018 – 2019 год. Кроме того, поощрительной мерой станет премиальная система и льготы, предусмотренные как для сотрудников, так и для членов их семей.

Судя по последним новостям о реформе, планируется расширение соцпакета в виде санаторно-курортного лечения и особого вида страхования жизни и здоровья приставов. Помимо этого, статус госслужащих определит другой принцип формирования пенсионных выплат, выгодно отличающийся от нынешнего.

Предположительно все эти меры должны повысить статусность профессии, привлечь в ряды службы большое количество молодых специалистов, желающих сделать карьеру в составе ФССП. Наличие конкурса на места сделает возможным выбирать среди претендентов наилучший вариант, что позволит повысить общий уровень сотрудников Федеральной службы судовых приставов.

Недостатки и слабые места реформы

Несмотря на позитивную направленность реформы, некоторые эксперты и компетентные должностные лица выделяют ряд моментов, способных снизить эффективность внедряемых мер.

  • Анонсируемое сокращение штата приведёт к повышению нагрузки на каждого служащего. Это может инициировать кризис кадрового вопроса и спровоцировать увеличение текучки, а также общее уменьшение срока службы в ФССП одним специалистом, что неизменно скажется на качестве выполняемых функций.
  • Под вопросом остаётся момент финансирования реформы. На данное время остаются не урегулированы финансовые и экономические механизмы, которые позволят внедрить все запланированные изменения. Суммы, необходимой для полномерного повышения зарплат (10 миллионов рублей в месяц), в бюджете не предусмотрено, поэтому скептики выражают опасение, что повышение окладов ограничится индексацией на 5-6%.
  • Предлагаемый вариант с увеличением премий из средств, взысканных с должников, может спровоцировать превышение полномочий и неправомерную жёсткость в работе приставов, что резко негативно отразится на качестве выполняемых функций и авторитете служащих.
  • Повышение требований к квалификации работников ФССП может сыграть роль стартового механизма для массовых увольнений нынешних опытных кадров, что способно стать большой проблемой в том случае, если анонсированное повышение зарплат не состоится. Это может привести к замедлению темпа работ структур всех уровней, к росту нагрузки на одного сотрудника и, как следствие, к росту увольнений.
  • Схема выборочного премирования может спровоцировать рост коррупции в рядах ФССП, как это неоднократно наблюдалось при подобных мерах в других структурах.

Несмотря на все возможные минусы, совершенно очевидно, что время для реформы ФССП настало, поскольку прежние механизмы работы и структурной организации потеряли свою актуальность и становятся всё менее эффективными.

Большинство законопроектов и решений, связанных с реформой, назначены на 2018 год, после чего станут понятны масштабы нововведений.

Результаты не проявятся сразу после внедрения новых схем работы, однако за несколько лет общая картина станет ясна. Недочёты будут корректироваться и устраняться уже по первым результатам применения реформаторских действий.

Видео: как на самом деле работают судебные приставы

Федеральной службы судебных приставов России Дмитрий Аристов сообщил, что проект документа поступил в службу. «Будем определяться, обсуждать с Судебным департаментом точки взаимодействия», — сказал он. Идея создать ведомственную охрану для судов обсуждается уже несколько лет. Планируется, что судебные сторожа возьмут на себя работу, которую ранее делали полицейские из вневедомственной охраны. Напомним, что за порядком в судах следят судебные приставы. Однако у них нет возможности обеспечить круглосуточную охрану во всех судах страны. Есть такие суды, которые ночью закрываются только на замок. Это, в основном, мировые суды или районные суды в удаленных местностях. Обсуждались разные проекты, как исправить ситуацию. Например, предлагалось заменить полицию обычными ЧОПами. Но эта идея нравится не всем по вполне понятым причинам.

Правосудие выводят из-под охраны — "коммерсантъ"

Несмотря на сокращение численности, ожидается сохранение общей эффективности службы, поскольку самые подготовленные и квалифицированные кадры, которые на данный момент выполняют большую часть работы, останутся на своих прежних местах, а увольнение коснётся наименее эффективных кадров. Изменения в структуре ведомства В ходе реформы правительством принята инициатива по изменению структуры ФССП.

Это произойдёт за счёт разделения обязанностей приставов и их классификации по определённым видам функций. Решено выделить три основные подкатегории приставов:

  • Работники судебных инстанций.

    Эти специалисты обеспечивают установленный порядок действия судов (арбитражных, общей юрисдикции и пр.).

  • Дознаватели. Специалисты, проводящие дознание по факту преступления или уголовного дела.

Приставы рассмотрят проект создания ведомственной судебной охраны

Внимание

Говоря о сокращениях, Рустам Степаненко заметил, что ранее сокращения в ФССП проходили в центральных аппаратах и не было сокращено ни одного рядового сотрудника. Вопросы охраны мировых судей он предложил решать на региональном уровне, например, размещая участки там, где есть ведомственная охрана.


Он напомнил также, что работу мировых судов на сегодня обеспечивает 5,9 тыс. судебных приставов и эти же приставы занимаются вопросами принудительного выдворения иностранцев за рубеж. В 2014 году было выдворено 40 тысяч иностранцев. «Во время их следования до границы их сопровождают 2-3 пристава, потому что постоянно бывают попытки побегов», — заметил замглавы ФССП.

Сокращения в мвд и фссп отразятся на безопасности судов

Их функция охватывает также следственные и процессуальные действия и направлена на предотвращение процессуальных ошибок в ходе дознаний.

  • Исполнители. Специализируется на принудительном исполнении постановлений, судебных актов и других законно принятых решений в отношении должника.

Такое разграничение по специализациям приведёт в более квалифицированному выполнению своих обязанностей с высоким уровнем профессионализма.
Повышение окладов и выплат Поскольку профессия пристава на протяжении последних лет не считалась престижной, в ходе реформы будет изменён подход к формированию окладов работников этой службы. В течение 2018 года запланировано повышение окладов минимум на 50% от имеющегося уровня.
По некоторым данным, правительство намерено не ограничиваться этой цифрой, а довести повышение зарплат до 100% за 2018 – 2019 год.

Реформа фссп в 2018 году

Важно

Для выполнения этой функции ФССП должно набрать сотрудников, курирующих вопросы взаимодействия с коллекторами, что требует добавочного финансирования. Кроме набора новых работников, в связи с этой мерой необходимо будет оборудование новых рабочих мест, приобретение компьютерной техники.

На эти меры в течение 2018 и 2019 года планируется выделить по 10 миллионов рублей из госбюджета.Сокращение ФССП В первую очередь пристальному вниманию будет подвержена квалификация работников этой службы. Планируется проведение полномасштабной многоуровневой проверки, которую пройдут повсеместно все сотрудники Федеральной службы судебных приставов.

Такая практика вводится, начиная с 2017 года, но требования к ней в 2018 году только усугубятся.

Как сокращения в мвд и фссп отразятся на безопасности

Новая реформа ФССП 2018 года Правительство приняло решение о внедрении совершенно новых механизмов работы сотрудников ФССП. Первым, что необходимо сделать — провести квалификационную комиссию сотрудников данного подразделения.

В ходе проверки приставы, которые не будут соответствовать заявленным требованиям, будут уволены со службы. Одним из главных критериев является наличие высшего юридического либо экономического образования.

По некоторым данным полагается, что отсеяно будет примерно 25% сотрудников. Также для судебных приставов имеется ещё одно опасение — волна сокращений, которая должна будет пройти в 2018 году. Численность сотрудников учреждения будет исходить из особенностей региона. Власти уверены, что подобная процедура не повлияет на качество работы ФССП.

В россии появится новая структура - судебные сторожа

Единственным нюансом станет тот факт, что на статус госслужащего смогут претендовать только те сотрудники, которые имеют профильное высшее образование и показали высокий результат в ходе квалификационной проверки. Те, кому не удастся пройти такую проверку на высоком уровне, останутся в качестве технических помощников и не смогут рассчитывать на привилегии, предоставляемые статусом государственного служащего.

  • С начала 2018 года запланировано уменьшение количества региональных представительств ФССП.

    Это осуществится за счёт слияния мелких межрегиональных подразделений в более крупные структуры, что позволит количественно регулировать штат и уменьшить расходы на содержание структурных подразделений.

  • Увеличится перечень полномочий сотрудников ФССП. Так, они будут иметь право лишать граждан водительского удостоверения без дополнительных судовых документов.

В свое время широкий резонанс вызвала история, когда в Москве суды заключили договор на охрану с частной охранной организацией «Казачья стража», учрежденной войсковым казачьим обществом «Центральное казачье войско». В некоторых регионах заключали договоры на охрану судов с ФГУП «Связь-безопасность», являющимся ведомственной охраной Министерства связи и массовых коммуникаций России.
Однако затем Счетная палата признала такую практику — и приглашение казачьего ЧОПа, и ведомственной охраны связи — нарушением. Ведь по закону охраной судов могут заниматься судебные приставы, вневедомственная охрана (речь о ведомственной охране судебной системы) либо ФГУП «Охрана» Росгвардии. Как рассказывают представители судебной системы, сейчас судебные приставы, как правило, работают в судах с восьми утра до семи вечера. То есть пока открыты двери суда. Есть, конечно, исключения.

Суддепартамент при вс рф: сокращения в мвд и фссп могут оставить суды без охраны

Проблема нехватки приставов могла бы компенсироваться за счет сотрудников вневедомственной охраны (ВО) МВД, однако, как сообщили участники встречи, министерство уже предупредило их о том, что с 1 ноября в ВО предстоят крупные сокращения личного состава и, соответственно, количества охраняемых объектов, в которые суды перестанут попадать. - Что предлагает сейчас ФССП? Снять охрану с мировых судов и обратиться к субъектам федерации, чтобы они решили вопрос с их охраной силами ЧОПов,- сообщил господин Гусев. - Вот этого делать нельзя,- заявила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.- Потому что ЧОПы сразу в пять раз поднимут стоимость услуг, а если еще и с оружием будут охранять, то уже раз в десять.

Сокращения в мвд и фссп оставят суды без охраны

  1. Приставы, несущие службу в судах.
  2. Приставы-исполнители.
  3. Приставы-дознаватели.

Также правительство рассматривает вариант объединения служб, что будет способствовать созданию межрегиональных подразделений. Это, в свою очередь, положительно скажется на экономии бюджета.
О новых полномочиях ФССП В 2018 году планируется наделить приставов дополнительными полномочиями. Например, пристав будет вправе лишить должника права управления ТС.

Инфо

При чём для данного действия не будет необходимости в получении судебного решения. Пристав лишь направит в ГИБДД уведомление. Подобные меры касаются должников, сумма задолженности которых составляет больше 10 тысяч рублей.


Планируется наделить ФССП правом запрета регистрировать ТС либо накладывать запрет на сдачу экзаменов в ГИБДД с целью получения водительского удостоверения.

У судов будет своя охрана, вместо приставов

Вы отчитаетесь о сокращениях бюджета, а мы, судьи, останемся неизвестно с кем, к тому же нам придется запрашивать увеличение бюджета на охранные услуги! - Идея о том, что мы должны охранять суды круглосуточно, возникла два-три года назад. Из-за сложившейся сейчас ситуации ее реализовать невозможно, поэтому мы вынуждены обсуждать с вами вопрос о снятии такой охраны с судов, в том числе в СКФО и Крыму. Что касается участков мировых судей, то на сегодняшний день у них уже есть опыт использования для их охраны не только ЧОПов, например вневедомственной охраны,- сообщил господин Степаненко. - Ее ликвидируют,- напомнил ему один из председателей. - Я знаю,- сказал замдиректора ФССП.- Есть вневедомственная охрана, есть ведомственная, есть другие охранные структуры…
Председатели судов предложили, что вместе с сокращениями в ФССП надо сокращать и функции, которые исполняет эта служба, в первую очередь не относящиеся к исполнениям решений судов. Например, отказаться от взыскания штрафов за нарушения ПДД, которые накладываются по результатам видеофиксации. После заседания замдиректора ФССП Степаненко сообщил, что в 2014 году бюджет службы составлял 49 млрд руб. В 2015-м сократился до 45 млрд, а затем его планируется довести до 35 млрд руб.

При этом количество сотрудников ведомства сократилось с 85 тыс. до 77 тыс. А к 1 января 2016 года ФССП предстоит сократить еще около 7,5 тыс.

человек. По его словам, ведомство не предлагает охранять мировые суды именно силами ЧОПов, а рекомендует рассмотреть альтернативные варианты. Например, если судебный участок находится в здании структур «Газпрома» или РЖД, то договариваться с их охраной.

Вчера стало известно о том, что из-за предстоящих сокращений в МВД и Федеральной службе судебных приставов (ФССП) суды уже осенью этого года могут остаться без полноценной охраны. ФССП уже предложила региональным властям, финансирующим деятельность мировых судов, искать альтернативные варианты обеспечения их безопасности. Сами судьи видят решение проблемы в сокращении функций ФССП до непосредственно связанных с работой судебной системы. При этом, по подсчетам судей, экономия на охране приведет лишь к увеличению расходов на нее.


В перерыве между заседаниями прошедшего вчера совета судей гендиректор судебного департамента при Верховном суде Александр Гусев пригласил председателей нескольких судов и заместителя главы ФССП Рустама Степаненко на, как он выразился, "жесткий разговор", свидетелем которого оказался корреспондент "Ъ".

По словам Александра Гусева, накануне господин Степаненко сообщил, что из-за предстоящих сокращений ФССП предстоит пересмотреть количество сотрудников, выделяемых на охрану судов, и даже, возможно, вообще отказаться от этой функции, потому что два-три пристава просто не в состоянии круглосуточно обеспечить безопасность на вверенных им объектах. Проблема нехватки приставов могла бы компенсироваться за счет сотрудников вневедомственной охраны (ВО) МВД, однако, как сообщили участники встречи, министерство уже предупредило их о том, что с 1 ноября в ВО предстоят крупные сокращения личного состава и, соответственно, количества охраняемых объектов, в которые суды перестанут попадать.

— Что предлагает сейчас ФССП? Снять охрану с мировых судов и обратиться к субъектам федерации, чтобы они решили вопрос с их охраной силами ЧОПов,— сообщил господин Гусев.

— Вот этого делать нельзя,— заявила председатель Мосгорсуда Ольга Егорова.— Потому что ЧОПы сразу в пять раз поднимут стоимость услуг, а если еще и с оружием будут охранять, то уже раз в десять. Вы (ФССП и МВД.— "Ъ" ) отчитаетесь о сокращениях бюджета, а мы, судьи, останемся неизвестно с кем, к тому же нам придется запрашивать увеличение бюджета на охранные услуги!

— Идея о том, что мы должны охранять суды круглосуточно, возникла два-три года назад. Из-за сложившейся сейчас ситуации ее реализовать невозможно, поэтому мы вынуждены обсуждать с вами вопрос о снятии такой охраны с судов, в том числе в СКФО и Крыму. Что касается участков мировых судей, то на сегодняшний день у них уже есть опыт использования для их охраны не только ЧОПов, например вневедомственной охраны,— сообщил господин Степаненко.

— Ее ликвидируют,— напомнил ему один из председателей.

— Я знаю,— сказал замдиректора ФССП.— Есть вневедомственная охрана, есть ведомственная, есть другие охранные структуры... Поскольку мировые суды финансируются из бюджетов субъектов федерации, мы предлагаем, чтобы из того же источника финансировалась и их охрана. У нас предстоят сокращения, и мы считаем, что оголять в связи с этим охрану федеральных судов — нецелесообразно. В результате, после сокращения, может получиться так, что мы и в мировых судах охрану не обеспечим, и здесь (в федеральных.— "Ъ" ) все разрушим.

— Нас и так охраняет какой-то сброд,— сказали на это замдиректору ФССП.

— Я с вами согласен, но что мы можем поделать, если денежное содержание нашего сотрудника в среднем составляет 22-24 тыс. руб. в месяц, а количество судебных решений, которые исполняет служба, выросло с 56 млн до 62 млн, прежде всего за счет административных штрафов!

— А у нас,— заметила на это госпожа Егорова,— секретари получают 14 тыс. и добросовестно работают.

Председатели судов предложили, что вместе с сокращениями в ФССП надо сокращать и функции, которые исполняет эта служба, в первую очередь не относящиеся к исполнениям решений судов. Например, отказаться от взыскания штрафов за нарушения ПДД, которые накладываются по результатам видеофиксации.

После заседания замдиректора ФССП Степаненко сообщил "Ъ", что в 2014 году бюджет службы составлял 49 млрд руб. В 2015-м сократился до 45 млрд, а затем его планируется довести до 35 млрд руб. При этом количество сотрудников ведомства сократилось с 85 тыс. до 77 тыс. А к 1 января 2016 года ФССП предстоит сократить еще около 7,5 тыс. человек. По его словам, ведомство не предлагает охранять мировые суды именно силами ЧОПов, а рекомендует рассмотреть альтернативные варианты. Например, если судебный участок находится в здании структур "Газпрома" или РЖД, то договариваться с их охраной.

Кадровые проблемы службы господин Степаненко объяснил не только низкими доходами сотрудников, которые получают в разы меньше, чем другие силовики, но и, например, отсутствием социальной базы и учебных заведений, которые бы обеспечивали соответствующую подготовку. Раньше для этих целей ФССП использовало центры ФСИН и МВД, которые были закрыты. В МВД от комментариев по поводу сокращений в ВО вчера воздержались.

Источник "Ъ" в судебной системе рассказал, что сейчас приставы, как правило, работают в судах с восьми утра до семи вечера. Для круглосуточной охраны судов штаты ФССП, по предложению самой службы, надо не сокращать, а увеличить до 20 тыс. человек. Помимо приставов суды охраняются сотрудниками вневедомственной охраны МВД. Так называемый человеко-час охранника обходится в среднем в 140 руб. В ноябре, если решение о сокращении штатов МВД и ФССП останется в силе, судебной системе придется заключать контракты с ФГУП "Охрана", где час работы охранника стоит в два раза дороже — 300 руб.

"В итоге вся экономия на охране сведется к тому, что на следующий год бюджеты судов в этой части придется увеличить как минимум в два раза",— добавил источник.

Михин Александр Викторович Mikhin Alexandr Viktorovich

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of sciences (law), assistant professor of the department of civil law and process Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ancudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: [email protected]

Взаимодействие Министерства внутренних дел России с Федеральной службой судебных приставов: теоретический и практический аспект

Cooperation of the Ministry of internal affairs of Russia to the Federal bailiff service: theoretical and practical aspect

Ключевые слова: Министерство внутренних дел России, Федеральная служба судебных приставов России, взаимодействие, исполнительное производство.

In this article, the author conducted a study of Russian legislation regulating the issues of cooperation of the Ministry of internal affairs of Russia to the Federal bailiff service of Russia with the performance of judicial acts and other jurisdictional bodies.

Keywords: Ministry of internal affairs of Russia, Federal bailiff service of Russia, cooperation, the enforcement proceedings.

В настоящее время вопросы взаимодействия Федеральной службы судебных приставов (далее - ФССП России) с правоохранительными и юрисдикционными органами заслуживают пристального внимания как теоретиков, так и практиков. Поскольку от того, насколько эффективно ФССП России будет реализовывать стоящие перед ней задачи, зависит реальное восстановление нарушенных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц.

На наш взгляд, государство в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти вполне обоснованно уделяет внимание разрешению острых вопросов, касающихся реального (фактического) исполнения судебных актов и актов иных юрисдикционных органов.

Следует отметить, что в последние годы повысилась активность граждан и хозяйствующих субъектов в области защиты и восстановления своих нарушенных прав всеми не запрещенными законом способами. Вследствие чего территориальные органы ФССП России столкнулись с неимоверным количеством исполнительных документов, которые необходимо исполнить надлежащим образом и в установленные законодательством об исполнительном производстве сроки. Согласно статистическим данным за 11 месяцев 2013 года среднемесячная

нагрузка на одного судебного пристава-исполнителя по количеству исполнительных производств, находящихся на исполнении, составила 2 185 исполнительных производств . Можно также привести и другую статистику: за 11 месяцев 2012 года на исполнении ФССП России находилось почти 49 млн исполнительных производств. Фактически полным или частичным исполнением закончились 19 млн исполнительных производств. Было вынесено порядка 426 тысяч 211 постановлений об ограничении выезда должников за пределы территории Российской Федерации. В результате чего 41 тысяча 456 человек расплатились по долгам .

К сожалению, вышеуказанные цифры свидетельствуют о том, что ФССП России не в полной мере справляется с возложенными на нее в соответствии с действующим законодательством задачами. На наш взгляд, проблему исполнения судебных актов и актов иных органов можно решить только путем организации эффективного взаимодействия ФССП России с другими правоохранительными органами, в том числе и органами внутренних дел.

Относительно нормативно-правового регулирования вопросов взаимодействия МВД России и ФССП России следует отметить такие нормативные акты, как: Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (ст. 62) ; Федеральный закон

«О судебных приставах» ; Федеральный закон «О полиции» ; приказ Минюста РФ № 208, МВД РФ № 1003 от 9 декабря 2005 года «Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов» ; приказ ФССП России от 24 июня 2013 года № 218 «Об утверждении Положения об Управлении организации дознания Федеральной службы судебных приставов» ; приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 6 октября 2006 года (ред. от 22.09.2009) «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола» ; Приказ ФССП России от 13 февраля 2014 года № 43 «Об утверждении Положения об Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов» и др.

Анализируя вышеуказанное федеральное законодательство и межведомственные нормативные правовые акты, можно выделить следующие формы взаимодействия органов внутренних дел и Федеральной службы судебных приставов:

Привлечение сотрудников органов внутренних дел при возникновении угрозы жизни или здоровью судебного пристава-исполнителя в ходе исполнения судебного акта или акта иного юрис-дикционного органа;

Привлечение сотрудников органов внутренних дел для охраны общественного порядка на месте совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения;

Привлечение сотрудников криминальной полиции, участковых уполномоченных полиции для розыска должника, его имущества или розыска ребенка. Особенно при исполнении требований исполнительных документов о взыскании алиментов и возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью граждан (например когда участковый уполномоченный полиции собирает характеризующий материал относительно должника);

Привлечение в необходимых случаях сотрудников органов внутренних дел при исполнении требований исполнительных документов о принудительном вселении взыскателя в жилое помещение или принудительном выселении должника из жилого помещения;

Привлечение сотрудников Госавтоинспекции МВД России для розыска автотранспортных средств, для проведения регистрационных действий, государственного технического осмотра автотранспортных средств, в отношении которых судебными приставами-исполнителями введены запреты и (или) ограничения;

Привлечение сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних граждан при исполнении исполнительных документов, связанных с воспитанием несовершеннолетних детей.

Также, на наш взгляд, в качестве отдельного глобального направления в области взаимодействия

органов внутренних дел и ФССП России следует выделить регулярный обмен информацией:

Направление соответствующих запросов и ответы на них в письменной форме, а в случаях, требующих оперативного решения, - с использованием средств факсимильной, электронной, телеграфной и специальной связи. При этом ФССП России и МВД России принимают необходимые меры для обеспечения оперативного, полного исполнения запроса и сохранения конфиденциальности получаемой информации;

ФССП России своевременно информирует МВД России о выявленных фактах, содержащих признаки составов преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации;

ФССП России своевременно информирует МВД России о случаях возбуждения исполнительного производства в отношении органов внутренних дел Российской Федерации, а также представляет в территориальные органы МВД России по месту совершения исполнительных действий копии постановлений о наложении (снятии) запрета на снятие с учета, изменение регистрационных данных, проведение государственного технического осмотра автотранспортных средств должника;

ФССП России направляет в территориальные органы внутренних дел копии документов, ограничивающих право граждан Российской Федерации на выезд из Российской Федерации в связи с их уклонением от исполнения обязательств, наложенных на них судом, и информирует о снятии таких ограничений.

В заключение хотелось бы отметить, что МВД России совместно с Федеральной службой судебных приставов постоянно занимается поиском новых путей и форм взаимодействия посредством проведения регулярных совместных тематических встреч, круглых столов, научно-практических конференций и методических семинаров, результатом которых является разработка и дальнейшее внедрение совместных организационно-распорядительных нормативных актов, разработка различных методических рекомендаций по вопросам исполнения судебных актов и актов иных юрисдикцион-ных органов, создания межведомственных рабочих групп по координации действий и оперативному решению проблемных вопросов в сфере исполнительного производства.

Примечания

1. Куликов В. Судебным приставам разрешат работать без высшего образования. URL: http://www. rg.ru/2014/09/17/pristavy-site-anons.html (дата обращения: 16.12.2014).

3. Об исполнительном производстве: федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ (в ред. от 14.10.2014). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.12.2014).

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 1 (29)

4. О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ (ред. от 05.05.2014) (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.08.2014). Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 16.12.2014).

5. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ (в ред. от 14.10.2014). URL: http://www.pravo.gov. ru (дата обращения: 16.12.2014).

6. Об утверждении Положения о взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Министерства внутренних дел Российской Федерации, их территориальных органов [Электронный ресурс]: приказ Минюста РФ № 208, МВД РФ № 1003 от 9 декабря 2005 года. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).

7. Об утверждении Положения об Управлении организации дознания Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс]: приказ ФССП России от 24 июня 2013 года № 218. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).

8. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола [Электронный ресурс]: приказ МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН РФ № 333, ФТС РФ 971 от 6 октября 2006 года (ред. от 22.09.2009). Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).

9. Об утверждении Положения об Управлении по исполнению особо важных исполнительных производств Федеральной службы судебных приставов [Электронный ресурс]: приказ ФССП России от 13 февраля 2014 года № 43. Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 11.12.2014).

1. Kulikov V. To bailiffs will allow to work without the higher education. URL: http://www.rg.ru/2014/09/17/pristavy-site-anons.html (date of access: 16.12.2014).

3. About executive production: the federal law of October 2, 2007 № 229-FZ (in an edition of 14.10.2014). URL: http: // www.pravo.gov.ru (date of access: 16.12.2014).

4. About bailiffs: the federal law of July 21, 1997 № 118-FZ (an edition of 05.05.2014) (with amendment and additional, enter in force from 06.08.2014) // ATP «ConsultantPlus» (date of access: 16.12.2014).

5. About police: the federal law of February 7, 2011 № 3-FZ (in an edition of 14.10.2014). URL: http: // www.pra-vo.gov.ru (date of access: 16.12.2014).

6. About the adoption of Provision on interaction of Federal Bailiff Service and the Ministry of internal affairs of the Russian Federation, their territorial authorities : the order of Ministry of Justice of the Russian Federation № 208, the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 1003 of December 9, 2005. The document wasn"t published. ATP «ConsultantPlus» (date of access: 11.12.2014).

7. About the adoption of Provision on Management of the organization of inquiry of Federal Bailiff Service : the order of FSSP of Russia of June 24, 2013 № 218. The document wasn"t published. ATP «Consultant-Plus» (date of access: 11.12.2014).

8. About the approval of the Instruction on the organization of information support of cooperation on the Interpol line : the order of the Ministry of internal affairs of the Russian Federation № 786, Ministry of Justice of the Russian Federation № 310, FSB of the Russian Federation № 470, the FSO of the Russian Federation № 454, FDCS of the Russian Federation № 333, FCS of Russia 971 of October 6, 2006 (an edition of 22.09.2009). The document wasn"t published. ATP «ConsultantPlus» (date of access: 11.12.2014).

9. About the adoption of Provision on Management on execution of especially important executive productions of Federal Bailiff Service : the order of FSSP of Russia of February 13, 2014 № 43. The document wasn"t published. ATP «ConsultantPlus» (date of access: 11.12.2014).