Государственный контракт на строительство. Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации

C 1 июля этого года вводится новый порядок для госконтрактов, которые подразумевают проведение комплекса основных работ по строительству капитальных объектов. Главное нововведение – обязательное получение положительного экспертного заключения уполномоченного госучереждения, причем как по техническим вопросам, там и по инвестиционной составляющей.

Новые правила распространяются на государственные и муниципальные контракты, заключаемые после 1 июля 2017 года, предмет которых – и проектирование, и строительство, и ввод в эксплуатацию конкретного объекта капитального строительства (то есть один контракт на выполнение всех основных этапов возведения до момента передачи заказчику). Они введены (далее - Постановление), как раз и вступившим в силу 1 июля 2017 года, и соответствующими поправками в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих заключение и исполнение строительных госконтрактов.

Принципиальное нововведение одно – проект по возведению объекта (основа будущего договора) должен содержать обоснование запланированных инвестиций и пройти процедуру технологического и ценового/инвестиционного аудита. Без этого подобный контракт не может быть заключен. Все остальные законодательные новеллы приводят в соответствие этим требованиям нормативную базу по строительной и конкурсной документации. И, конечно, утверждено (далее – Положение).

Следовательно, с июля этого года, чтобы заключить контракт на строительство объекта "под ключ", заказчику-застройщику дополнительно потребуется:

обоснование инвестиций в создание объекта;

заключение по итогам технологического и ценового аудита;

решение о заключении контракта.

Доводы инвесторов

Обоснование инвестиций – это пакет документов. В него входит:

  • проект задания на проектирование объекта;
  • описание инвестиционного проекта, включая основные характеристики, сроки, этапы строительства и место размещения объекта;
  • основные архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и иные решения по созданию объекта;
  • сведения об основном технологическом оборудовании с учетом требований современных технологий производства и строительства;
  • предполагаемая стоимость объекта (расчет);
  • положения о возможности/невозможности повторногоиспользования экономически эффективной проектной документации аналогичного объекта.

Нововведенным порядком предусмотрено публичное обсуждение обоснования инвестиций. В его рамках (в течение 15 дней) любое заинтересованное лицо вправе представить свой отзыв в отношении обоснования. То есть, необходимость инвестиций в строительство того или иного объекта может быть поставлена под сомнение. В случае развития неблагоприятной ситуации конфликт может быть перенесен в суд. Поэтому, по сути, заказчику необходимо предусмотреть и возможность формирования экспертного ответа на подобные возражения.

Технологический и ценовой аудит

Согласно Постановлению аудит проводится теми органами исполнительной власти (федеральными, субъекта РФ) или им подведомственными госучереждениями, у которых есть соответствующие полномочия. Например, к таким относится ФАУ "Главгосэкспертиза России". Также данное право есть и у Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Аудит – платная услуга, тариф – 0,58% от стоимости проектных и изыскательских работ.Некоторое финансирование потребуется и на подготовку обоснования инвестиций. Средства на все это при организации строительства объекта федеральной собственности будут выделяться из федерального бюджета (в определенных пределах), объекта госсобственности субъекта РФ или муниципальной – согласно соответствующим принятым нормативным актам. То есть, вполне возможно, что эти расходы будут переложены на победителя конкурса (их компенсацию может подразумевать цена контракта).

По итогам аудита составляется заключение эксперта, где отражены его выводы о:

  • выборе места размещения объекта;
  • оптимальности сроков и этапов строительства;
  • достаточности данных для проектирования и разработки проектной документации;
  • основных конструктивных, архитектурно-художественных, инженерно-технических и других решениях для подготовки проектной документации (с учетом требований всех техрегламентов);
  • целесообразности использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования, а так же художественных изделий для отделки;
  • современности уровня техники и технологий, что будут применены при строительстве;
  • предполагаемой предельной стоимости строительства объекта (в ценах соответствующих лет);
  • выборедля повторного использования проектной документации аналогичного объекта или об обоснованиях решения о невозможности/нецелесообразности ее применения.

Кроме этого, в рамках аудита могут быть сделаны выводы о возможном сокращении стоимости,сроков и этапов строительства, оптимизации выбранных решений для разработки проектной документации, технологического оборудования и запланированных к использованию материалов.

Если аудит проводится Минстроем РФ или подведомственными ему госучреждениями, то его заключение будет заноситься в соответствующий реестр – соответствующий проект подготовлен министерством . Планируется, что по определенной процедуре информация из этого реестра может быть предоставлена заинтересованным лицам. В перспективе подобные реестры могут появиться и на региональном уровне.

Заключение контракта

Решение о заключении контракта должно содержать предполагаемую предельную стоимость объекта в соответствии с заключением аудита. Она не должна превышать размера стоимости, утвержденную решением о капитальных вложениях. Цена контракта определяется и обосновывается в рамках законодательства РФ в сфере закупок после получения вышеупомянутого заключения.

В будущий договор включается ряд принципиальных условий. По одному из них подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта, а заказчик – ее уменьшения. Оно распространяется и на те случаи, когда изначально предусмотреть полный объем работ или расходов не представляется возможным.

Таким образом, любое действие по заключению советующего контракта связано с наличием положительного заключения по итогам технологического и ценового аудита. Содержание заключения, в свою очередь, строго ограничивает условия контракта – предмет, состав, содержание технической документации, цена контракта и срок его исполнения.

В этих условиях заказчику и вероятному подрядчику стоит подумать об инструментах предотвращения рисков и наступления неблагоприятных правовых последствий. Например, объективность и достаточность документации инвестобоснования можно проверить в рамках независимой строительно-технической экспертизы. Такое предварительное специализированное экспертное исследование будет для застройщика либо иного заинтересованного лица не только дополнительным гарантом обоснованности его позиции, но и показателем добросовестности и разумности его поведения.

Экспертный случай

Проведение дополнительной экспертизы можно порекомендовать и перед аудитом, особенно если учесть вышеуказанную возможность любого лица представить свой отзыв на доводы инвесторов. Причем, к экспертам может обратиться и та, и другая сторона. Каждый, кто решит оказать влияние на ход публичного обсуждения, чтобы сориентироваться и составить грамотный отзыв в короткий срок (до 15 дней) может воспользоваться помощью лиц, обладающих специальными познаниями (экспертами).

А тому, кто выносит свой инвестпроект на суд общественности, независимая строительно-техническая экспертиза позволит учесть все спорные моменты заранее и заключить контракт без угрозы временных и финансовых потерь. Очевидно, что застройщику, небрежно отнесшемуся к подготовке документации для аудита, предстоят длительные судебные разбирательства в попытке признать недействительным отказ в выдаче положительного заключения, проведение судебных экспертиз.

Конечно, в ходе аудита заявитель может вносить изменения в представленный пакет документов ().Но достаточно ли будет максимального 60-дневного срока для приведения документации в соответствие(), учитывая, что подавляющее большинство заказчиков-застройщиков по подобным контрактам не являются профессиональными участниками градостроительной деятельности? При этом закон не предусматривает возможности вернуть оплаченную сумму, если заключение не является положительным для застройщика.

В итоге, заказчикам строительства объектов федеральной или муниципальной собственности "под ключ" теперь придется решать сразу несколько дополнительных вопросов, связанных с проведением различных экспертиз. И, возможно, учитывая доходы многих местных бюджетов, на региональном и муниципальном уровне эти расходы будут частично или полностью переложены на подрядчика.

C 1 июля этого года вводится новый порядок для госконтрактов, которые подразумевают проведение комплекса основных работ по строительству капитальных объектов. Главное нововведение – обязательное получение положительного экспертного заключения уполномоченного госучереждения, причем как по техническим вопросам, там и по инвестиционной составляющей.

Новые правила распространяются на государственные и муниципальные контракты, заключаемые после 1 июля 2017 года, предмет которых – и проектирование, и строительство, и ввод в эксплуатацию конкретного объекта капитального строительства (то есть один контракт на выполнение всех основных этапов возведения до момента передачи заказчику). Они введены Постановлением Правительства от 12 мая 2017 г. № 563 (далее - Постановление), как раз и вступившим в силу 1 июля 2017 года, и соответствующими поправками в ряд нормативно-правовых актов, регулирующих заключение и исполнение строительных госконтрактов.

Принципиальное нововведение одно – проект по возведению объекта (основа будущего договора) должен содержать обоснование запланированных инвестиций и пройти процедуру технологического и ценового/инвестиционного аудита. Без этого подобный контракт не может быть заключен. Все остальные законодательные новеллы приводят в соответствие этим требованиям нормативную базу по строительной и конкурсной документации. И, конечно, утверждено Положение о проведении технологического и ценового аудита обоснования инвестиций для подобных контрактов (далее – Положение).

Следовательно, с июля этого года, чтобы заключить контракт на строительство объекта "под ключ", заказчику-застройщику дополнительно потребуется:

1) обоснование инвестиций в создание объекта;

2) заключение по итогам технологического и ценового аудита;

3) решение о заключении контракта.

Доводы инвесторов

Обоснование инвестиций – это пакет документов. В него входит:

    проект задания на проектирование объекта;

    описание инвестиционного проекта, включая основные характеристики, сроки, этапы строительства и место размещения объекта;

    основные архитектурные, конструктивные, инженерно-технические и иные решения по созданию объекта;

    сведения об основном технологическом оборудовании с учетом требований современных технологий производства и строительства;

    предполагаемая стоимость объекта (расчет);

    положения о возможности/невозможности повторного использования экономически эффективной проектной документации аналогичного объекта.

Нововведенным порядком предусмотрено публичное обсуждение обоснования инвестиций. В его рамках (в течение 15 дней) любое заинтересованное лицо вправе представить свой отзыв в отношении обоснования. То есть, необходимость инвестиций в строительство того или иного объекта может быть поставлена под сомнение. В случае развития неблагоприятной ситуации конфликт может быть перенесен в суд. Поэтому, по сути, заказчику необходимо предусмотреть и возможность формирования экспертного ответа на подобные возражения.

Технологический и ценовой аудит

Согласно Постановлению аудит проводится теми органами исполнительной власти (федеральными, субъекта РФ) или им подведомственными госучреждениями, у которых есть соответствующие полномочия. Например, к таким относится ФАУ "Главгосэкспертиза России". Также данное право есть и у Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Аудит – платная услуга, тариф – 0,58% от стоимости проектных и изыскательских работ. Некоторое финансирование потребуется и на подготовку обоснования инвестиций. Средства на все это при организации строительства объекта федеральной собственности будут выделяться из федерального бюджета (в определенных пределах), объекта госсобственности субъекта РФ или муниципальной – согласно соответствующим принятым нормативным актам. То есть, вполне возможно, что эти расходы будут переложены на победителя конкурса (их компенсацию может подразумевать цена контракта).

По итогам аудита составляется заключение эксперта, где отражены его выводы о:

    выборе места размещения объекта;

    оптимальности сроков и этапов строительства;

    достаточности данных для проектирования и разработки проектной документации;

    основных конструктивных, архитектурно-художественных, инженерно-технических и других решениях для подготовки проектной документации (с учетом требований всех техрегламентов);

    целесообразности использования дорогостоящих строительных материалов, машин и оборудования, а так же художественных изделий для отделки;

    современности уровня техники и технологий, что будут применены при строительстве;

    предполагаемой предельной стоимости строительства объекта (в ценах соответствующих лет);

    выборе для повторного использования проектной документации аналогичного объекта или об обоснованиях решения о невозможности/нецелесообразности ее применения.

Кроме этого, в рамках аудита могут быть сделаны выводы о возможном сокращении стоимости, сроков и этапов строительства, оптимизации выбранных решений для разработки проектной документации, технологического оборудования и запланированных к использованию материалов.

Если аудит проводится Минстроем РФ или подведомственными ему госучреждениями, то его заключение будет заноситься в соответствующий реестр – соответствующий проект подготовлен министерством. Планируется, что по определенной процедуре информация из этого реестра может быть предоставлена заинтересованным лицам. В перспективе подобные реестры могут появиться и на региональном уровне.

Заключение контракта

Решение о заключении контракта должно содержать предполагаемую предельную стоимость объекта в соответствии с заключением аудита. Она не должна превышать размера стоимости, утвержденную решением о капитальных вложениях. Цена контракта определяется и обосновывается в рамках законодательства РФ в сфере закупок после получения вышеупомянутого заключения.

В будущий договор включается ряд принципиальных условий. По одному из них подрядчик не вправе требовать увеличения цены контракта, а заказчик – ее уменьшения. Оно распространяется и на те случаи, когда изначально предусмотреть полный объем работ или расходов не представляется возможным.

Таким образом, любое действие по заключению советующего контракта связано с наличием положительного заключения по итогам технологического и ценового аудита. Содержание заключения, в свою очередь, строго ограничивает условия контракта – предмет, состав, содержание технической документации, цена контракта и срок его исполнения.

В этих условиях заказчику и вероятному подрядчику стоит подумать об инструментах предотвращения рисков и наступления неблагоприятных правовых последствий. Например, объективность и достаточность документации инвестобоснования можно проверить в рамках независимой строительно-технической экспертизы. Такое предварительное специализированное экспертное исследование будет для застройщика либо иного заинтересованного лица не только дополнительным гарантом обоснованности его позиции, но и показателем добросовестности и разумности его поведения.

Экспертный случай

Проведение дополнительной экспертизы можно порекомендовать и перед аудитом, особенно если учесть вышеуказанную возможность любого лица представить свой отзыв на доводы инвесторов. Причем, к экспертам может обратиться и та, и другая сторона. Каждый, кто решит оказать влияние на ход публичного обсуждения, чтобы сориентироваться и составить грамотный отзыв в короткий срок (до 15 дней) может воспользоваться помощью лиц, обладающих специальными познаниями (экспертами).

А тому, кто выносит свой инвестпроект на суд общественности, независимая строительно-техническая экспертиза позволит учесть все спорные моменты заранее и заключить контракт без угрозы временных и финансовых потерь. Очевидно, что застройщику, небрежно отнесшемуся к подготовке документации для аудита, предстоят длительные судебные разбирательства в попытке признать недействительным отказ в выдаче положительного заключения, проведение судебных экспертиз.

Конечно, в ходе аудита заявитель может вносить изменения в представленный пакет документов (п.12 Положения). Но достаточно ли будет максимального 60-дневного срока для приведения документации в соответствие (п. 9 Положения), учитывая, что подавляющее большинство заказчиков-застройщиков по подобным контрактам не являются профессиональными участниками градостроительной деятельности? При этом закон не предусматривает возможности вернуть оплаченную сумму, если заключение не является положительным для застройщика.

В итоге, заказчикам строительства объектов федеральной или муниципальной собственности "под ключ" теперь придется решать сразу несколько дополнительных вопросов, связанных с проведением различных экспертиз. И, возможно, учитывая доходы многих местных бюджетов, на региональном и муниципальном уровне эти расходы будут частично или полностью переложены на подрядчика.

Дмитрий Жарский, Директор Экспертной группы VETA, судебный эксперт
специально для ГАРАНТ.РУ

Рассказать друзьям:

КОНТРАКТ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

г. ________________ "__"___________ 199_ г.

N _______

Департамент строительства правительства Москвы, именуемый в дальнейшем Застройщик, в лице _______________________________________, действующего на основании Устава, и _________________________________, именуемый в дальнейшем Заказчик, в лице _____________________________, действующего на основании _______________________, заключили настоящий контракт о следующем:

1. Заказчик принимает на себя выполнение обязанностей по осуществлению функций заказчика - застройщика по проектированию и строительству объектов согласно утвержденным правительством Москвы программам и титульным спискам, утвержденным Управлением перспективного развития города на условиях, устанавливаемых правительством Москвы.

2. Заказчик обязуется обеспечить комплексную застройку города в соответствии с генеральным планом комплексного экономического и социального развития города и проектами детальной планировки, условиями контракта, с соблюдением строительных норм и правил, технических условий и сдачей готовых объектов "под ключ".

3. Застройщик обеспечивает бесперебойную передачу Заказчику финансовых ресурсов (кроме долевых передач и других источников, собираемых Заказчиком) для оплаты проектно - изыскательских работ и финансирования строительства в пределах выделенных объемов капитальных вложений по согласованному графику, прилагаемому к годовым договорам.

4. Стоимость строительства, поручаемого Заказчику по настоящему контракту и годовым договорам, определяется в порядке, устанавливаемом правительством Москвы.

5. Проектно - изыскательские и подрядные организации, привлекаемые для строительства объектов в рамках настоящего контракта, привлекаются на конкурсной основе.

6. Объемы строительства и ввода объектов в эксплуатацию, график финансирования, обязанности Застройщика и Заказчика и их имущественная ответственность определяются в годовых договорах, заключаемых между Застройщиком и Заказчиком и являющихся неотъемлемой частью настоящего контракта.

7. Для заключения годовых договоров стороны выполняют следующие условия:

7.1. Застройщик в срок до 1 октября года, предшествующего договорному, передает Заказчику муниципальный заказ города, представляющий собой задание по вводу в эксплуатацию мощностей и объектов социальной сферы в планируемом году, и до 15 декабря утвержденные Управлением перспективного развития титульные списки строек по всем объектам, подлежащим строительству в договорном году.

7.2. Заказчик в срок до 1 декабря передает Застройщику для утверждения подготовленные им и согласованные с подрядными организациями титульные списки строек, подлежащих строительству в договорном году.

8. Контракт вступает в законную силу с момента подписания его сторонами.

9. Контракт может быть расторгнут по требованию одной из сторон, которая должна известить об этом вторую сторону не позднее чем за 6 месяцев до срока расторжения договора. Стороны обязаны выполнить свои обязательства, возникшие до дня расторжения договора.

10. Спорные вопросы, возникающие в ходе исполнения настоящего контракта, разрешаются арбитражным судом в установленном порядке.

Расчетные счета сторон: Застройщика _____________________________________________________ (местонахождение и номер счета)

Заказчика _______________________________________________________ (местонахождение и номер счета)

______________________________________________________________________

Адреса, телефоны и телефаксы сторон: Застройщика _____________________________________________________ ______________________________________________________________________ Заказчика _______________________________________________________ ______________________________________________________________________

Настоящий контракт составлен в трех экземплярах: по одному для каждой стороны и один финансирующему строительство банку.

Печать Застройщик _______________ (подпись)

Печать Заказчик ________________ (подпись)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПОРЯДКА ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОНТРАКТОВ

(ДОГОВОРОВ ПОДРЯДА) НА СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ ДЛЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Основные положения определяют порядок заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд (далее именуются - контракты).

Порядок проведения подрядных торгов устанавливается Государственным комитетом Российской Федерации по жилищной и строительной политике по согласованию Министерством экономики Российской Федерации.

3. Государственные заказчики при заключении контрактов на передачу части своих функций другим хозяйствующим субъектам должны предусматривать в них обязательства по выполнению переданных им функций, эффективному использованию выделяемых средств, а также ответственность сторон за нарушение принятых обязательств.

4. Государственные контракты заключаются с подрядной организацией, победившей на конкурсе (торгах) на основании исходных условий (стоимость, сроки и другие показатели, определяемые в соответствии с федеральными и межгосударственными целевыми программами) на весь период строительства объектов в порядке, устанавливаемом Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства с участием Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Уточнение стоимости, вызванное объективными причинами в процессе строительства, производится по договоренности сторон. Выделение дополнительных финансовых средств при увеличении стоимости строительства производится государственным заказчиком по согласованию с органом, выделившим эти средства.

Объемы подрядных работ и необходимые финансовые средства определяются в контракте с разбивкой по годам в соответствии с календарным планом строительства и сроками ввода в действие мощностей и объектов. В случаях уменьшения размера финансовых ресурсов на очередной год или нарушения непрерывности финансирования срок строительства уточняется сторонами. При этом государственный заказчик возмещает подрядчику убытки.

5. Государственный заказчик выделяет подрядчику в установленном порядке аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении контракта. В случаях, установленных актами Правительства Российской Федерации, условия промежуточных расчетов за выполненные работы могут устанавливаться в пределах 99 процентов их стоимости.

(см. текст в предыдущей редакции)

При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в контракте.

В случае задержки установленных контрактом сроков перечисления аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит.

6. В контракте могут предусматриваться предоставляемые в соответствии с Законом Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для государственных нужд" конкретные льготы, а также условия, направленные на стимулирование своевременного и качественного выполнения работ.

7. Государственный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по контракту возложено на него. Если в результате недопоставок оборудования произведена остановка строительства более чем на месяц, срок окончания строительства продлевается на период остановки производства работ.

Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для монтажа устанавливается при заключении контракта.

8. При необеспечении установленных контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства и другими заинтересованными министерствами и ведомствами.