Монголия предприятия пищевой промышленности. Российские организации в монголии. Добыча минеральных руд и металлов

Основой исторически считалось сельское хозяйство и животноводство. Земли этого государства, расположенного в юго-восточной части Азии, богаты обширными месторождениями природных ископаемых. Монголы добывают медь, каменный уголь, олово и золото. На горную промышленность Монголии приходится значительный государственно-экономический сектор, однако добыча сырья - это не единственная отрасль, в которой задействовано население страны.

История экономики

Свое начало история промышленности Монголии берет с 1924 года - года провозглашения Монгольской Народной Республики. До этого периода здесь не было ни промышленности, ни такого понятия, как рабочий класс. Все, чем занималось население - это переработка продуктов животноводства, включая выделку кожи, овчин, катание войлока, кузнечное и столярное ремесло. Такие виды производства имели кустарные черты и были направлены на обслуживание внутрихозяйственных потребностей местного населения. Ручное производство было представлено предприятиями по первичной обработке шерсти и кожи, столярными, слесарными, кузнечными и прочими мастерскими.

Единственной промышленностью Монголии того периода были угольные шахты в урочище Налайха. В некоторых регионах страны иностранцы нелегально занимались добычей золота и драгметаллов.

В первой половине прошлого века азиатское государство полностью зависело от импорта промышленных товаров из-за рубежа. Именно поэтому одной из первостепенных задач правительства республики было создание собственных промышленных предприятий. На пути у молодого и экономически незрелого государства стояли две проблемы: отсутствие квалифицированных кадров и материальных средств. Помощь в решении этих вопросов оказал Советский Союз.

Период индустриального развития

На первых этапах началось формирование легкой и пищевой промышленности Монголии. Молодой республикой того времени был заложен фундамент современного энергетического блока экономики. Еще в 20-х годах началось повсеместное строительство перерабатывающих предприятий. В 1933 г. в Улан-Баторе начал работу кирпичный, лесопильный и механический заводы, была открыта первая электростанция.

Кратко о промышленности Монголии рассказать достаточно сложно. Прогрессивное развитие легкого и пищевого сектора экономики нуждалось в такой топливно-энергетической индустрии, которая смогла бы удовлетворять темпам производственного роста. Определенный скачок в развитии совершила угольная промышленность Монголии. Большинство угольных копей в Налайхе были расширены и механизированы, а в районе Ундэр-Хане, Югоцзыря, Сайн-Шанде началась разработка новых месторождений. Угольная промышленность Монголии в большей степени удовлетворяла внутренний спрос на твердое топливо. В частности, местный уголь использовался на едином энергокомбинате Улан-Батора в 1939 г. и небольших электростанциях.

В тот же период возникла еще одна специализация промышленности Монголии - предприятия металлообрабатывающего производства, в том числе чугунолитейный завод. Один за одним возводились полиграфические, бумажные фабрики, предприятия, специализирующиеся на изготовлении строительных материалов, обработке золота и др.

Монголия сегодня

После распада СССР помощь от советских республик, которая составляла почти треть внешнего ВВП, перестала поступать, что привело к затяжному спаду в экономике Монголии. Отрасли промышленности нуждались в проведении кардинальных экономических реформ.

Правительство страны приняло новый курс в развитии страны, направленный на построение рыночной экономики. В ходе реформ был принят ряд радикальных решений в большинстве сфер народного хозяйство. Государство перестало контролировать процесс ценообразования. Путем либерализации внутренней и внешнеэкономической деятельности были предприняты попытки перестроить банковскую систему, энергетический сектор, разработаны и приняты к исполнению программы по приватизации земель и реализации мер для привлечения иностранных инвестиций. Монголия участвовать в международных тендерах.

Однако процесс реформирования был приостановлен в результате оказания сопротивления коммунистического движения и политической нестабильности, возникнувшей по причине частой смены правительств.

Пик в кризисе экономики наступил в 1996 году после ряда природных катаклизм и падения мировых цен на медь и кашемир. Но несмотря на это уже следующий 1997 год признан годом экономического роста страны. В том же году Монголия стала полноправным участником ВТО. И хотя решение России о запрете на экспорт нефти и нефтепродуктов в 1999 году самым неблагоприятным образом сказалось на состоянии экономики Монголии, страна продолжила уверенными шагами идти вперед.

С 1999 года решением ВТО этому молодому и перспективному государству ежегодно оказывают финансовую помощь страны-партнеры: Китай, Россия, Южная Корея, Япония. И хотя экономические показатели и степень развитости промышленности в Монголии сложно назвать передовым, многие эксперты считают экономику этой страны наиболее прогрессирующей во всем мире. По их мнению, потенциал у государства огромен, учитывая запасы минерального сырья, разработка которого пока находится на начальной стадии.

Основа промышленности: природные и трудовые ресурсы

Несмотря на множество месторождений ценного минерального сырья, их разработка не ведется в полной мере из-за многочисленных ограничений. В Монголии ведется добыча бурого угля на четырех месторождениях, а в южной части страны, в районе горного массива Табан-Толгой обнаружены залежи каменного угля. По предварительным данным, геологические запасы составляют миллиарды тонн. Ведется активная разработка небольших вольфрамовых недр и участков, богатых плавиковым шпатом. Обнаружение медно-молибденовых руд на горе Эрдэнэтийн-овоо послужило основанием для создания горно-обогатительного комбината, вокруг которого расположился индустриальный городок Эрдэнэт.

Нефтяная промышленность Монголии активно развивается с середины прошлого века. Одним из основных предприятий данной отрасли является нефтеперерабатывающий завод в Сайн-Шанда - город, расположенный неподалеку от границы с КНР.

Рядом с озером Хубсугул были обнаружены массовые залежи фосфоритов. Однако сегодня разработку месторождения приостановили, даже не дав ей развиться в полной мере из-за экологической опасности. Известно о скоплении в недрах земли цеолитов - поиски этого материала Монголия осуществляла совместно с СССР. Однако сегодня добыча этих минералов алюмосиликатной группы, используемых в сельском хозяйстве для биостимуляционных процессов и адсорбции, практически не ведется из-за нехватки финансирования.

Развитие любых Монголии зависит от трудовых ресурсов. Численность населения по состоянию на 2018 год составляет 3,119 млн человек, из них приблизительно треть - граждане трудоспособного возраста. Часть населения (около 40 %) занята в сельском хозяйстве, в промышленности Монголии - около 20 %. Остальное население работает в сфере услуг, занимается частным предпринимательством и ведением домашнего хозяйства. Уровень безработицы находится на уровне 9 %.

Производство продуктов питания

Кратко о промышленности Монголии, которая обеспечивает потребности населения в продуктах питания, можно сказать так: на этот сектор экономики приходится порядка 40 % от всего производства. В данной отрасли активно развиваются производства молочной и мясной продукции. В мелких населенных пунктах (аймаках) сооружены многочисленные маслозаводы и сепараторные пункты. Стоит отметить, что буквально несколько десятилетий назад Монголия и рассчитывать не могла на производство товарного сливочного масла. Сегодня же оно является одной из крупных экспортных позиций.

Основным ингредиентом для пищевой промышленности в Монголии является молоко. В Улан-Баторе действует молочный завод который за сутки перерабатывает десятки тонн молока и сливок. Все производственные процессы на данном предприятии давно автоматизированы и механизированы. Столичный молокозавод выпускает пастеризованную молочную и кисломолочную продукцию, сливочное масло, творог, сладкие глазированные сырки, мороженое. Это предприятие является ведущим заводом пищевой промышленности в Монголии.

Недалеко от Улан-Батора функционирует крупный мясокомбинат, оснащенный современной техникой, благодаря которой цеха завода демонстрируют высокие производственные результаты. В комплексе мясокомбината действуют цеха по переработке мясной продукции, отделы по изготовлению полуфабрикатов, колбас, консервов. Преимущественная часть товаров мясоперерабатывающей отрасли экспортируется в другие страны.

Помимо мясного и молочного производства, пищевая промышленность Монголии представлена маслодельной, кондитерской, хлебопекарной, ликероводочной, рыбной и другими отраслями. Несколько лет назад в республике начала стремительно развиваться новое направление пищевой промышленности — мукомольное производство. На сегодняшний день страна обеспечивает потребность своих граждан в муке за счет продукции национальных производителей. Помимо мельничного комбината в Улан-Баторе, который выпускает более 30 тыс. тонн муки ежегодно, действует ряд механизированных мукомольных фабрик в аймаках.

Промкомбинат в Улан-Баторе

Среди заводов легкой промышленности в Монголии необходимо в первую очередь отметить промышленный комбинат в столице - это одно из крупнейших предприятий, занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции. Промкомбинат в Улан-Баторе был построен в 1934 году. Впоследствии данное предприятие стали называть кузницей профессиональных кадров промышленности времен социализма. Промкомбинат состоит из комплекса заводов и фабрик, оснащенных современным оборудованием. Здесь функционируют шерстомойные, суконные, камвольные, валяльно-войлочные, обувные, шорные и текстильные цеха. Улан-Баторский промкомбинат включает в свою структуру также шевровый, хромовый, овчинно-шубный, кожевенный и другие заводы. Основная продукция, которую выпускает комбинат:

  • различные шерстяные ткани;
  • войлок;
  • драп;
  • сукно;
  • обувь для всех сезонов;
  • валенки;
  • одеяла из верблюжьей шерсти;
  • сумки;
  • верхнюю одежду.

Изделия комбината пользуются спросом не только внутри страны, их экспортируют в другие страны. Промкомбинат стремится к расширению производственной сферы. По мере развития данного холдинга его отдельные цеха уже давно приобрели статус самостоятельных предприятий.

Прогресс в отраслях тяжелой промышленности

На протяжении последних лет в стране наблюдается положительная динамика в развитии энергетической, каменноугольной, нефтяной, металлообрабатывающей, горнорудной, строительной, деревообрабатывающей и прочих производственных сфер. Показатели среднегодового прироста превышают аналогичные цифры в других бывших социалистических республиках. Темпы роста промышленности Монголии удивляют многих экспертов в области экономики, поскольку эта страна, не так давно считавшаяся наиболее отсталой, уверенным шагом приближается к уровню передовых держав.

С целью развития основных отраслей народного хозяйства монголы стремятся вывести промышленное производство на новый уровень, соответствующий среднемировым показателям. Особое внимание правительство страны уделяет созданию и налаживанию собственного химико-фармацевтического, биологического производства, которое играет огромную роль для расширения основного сектора экономики - животноводческого и сельского хозяйства Монголии. В промышленности, как уже было отмечено, задействовано приблизительно 20 % трудоспособного населения, в то время как разведением скота, земледелием, выращиванием растительных культур занимается почти 40 % трудоспособных граждан.

Индустриализация монгольских городов и развитие угольной промышленности

Кратко о специализациях и отраслях промышленности Монголии, которые составляют основу топливно-энергетического блока экономики страны, можно сказать то, что они являются фундаментальными в развитии народного хозяйства. республики занимает основное место в данном сегменте. Сегодня в Монголии ведется добыча бурого и каменного угля на 13 крупных месторождениях. Наиболее востребованной для экспорта продукцией является коксующийся и высокосортный уголь, который добывают в Налайхинском районе под Улан-Батором.

Угольный бассейн отдельных районов Монголии, в частности в аймаках Уверхангая и Сухэ-Батора действующие шахты полностью обеспечивают потребность в твердом топливе не только своих населенных пунктов, но и некоторых соседних. Не так давно были сданы в эксплуатацию новые угольные шахты и оснащены новой техникой старые предприятия. Этот шаг закономерно привел к повышению среднегодовых показателей добычи более чем на 10-15 %.

Одновременно с угольными залежами в ходе разработок месторождений нередко обнаруживаются природные запасы руд, асбеста, известняка и прочего ценного сырья. Одним из стремительно развивающихся индустриальных центров сегодня считается Дархан-Уул. Здесь, в пределах Шарын-Гольского угольного бассейна строится промышленно-энергетический комплекс, который позволит обеспечить углем все сферы народного хозяйства и потребности населения. Именно поэтому город Дархан-Уул монголы называют «цветком дружбы». В строительстве данного комплекса значительную помощь республике оказывают страны бывшего СССР (Россия, Казахстан), Китай, Япония, Канада. Главными объектами комплекса должны стать несколько крупных угледобывающих предприятий, железнодорожный транспортный узел, высоковольтная линия электропередач и элеватор. На сегодняшний день здесь происходит процесс зарождения еще одного экономико-культурного центра Монголии.

Добыча нефти, производство электроэнергии

По мере роста топливной базы и промышленных отраслей в целом производство электрической энергии приходится выводить на новый уровень. Еще несколько десятков лет назад об электричестве даже не слышали в отдаленных регионах. Сегодня же потребность в электрификации объясняется не только бытовыми нуждами населения, а в первую очередь необходимостью механизации и автоматизации производства в стране и увеличения показателей готовой продукции. В аймачных центрах функционируют местные электроподстанции.

В отличие от других индустриальных отраслей, нефтеперерабатывающая является сравнительно молодой специализацией в промышленности Монголии. Отрасль пока находится на стадии становления., но при этом половину бензина для своих нужд страна производит сама, остальное - импортирует.

Единственный крупный центр нефтепереработки находится в Восточной Гоби. Здесь не так давно появился молодой город — Дзунбаян, в котором размещены также объекты инфраструктуры и культурно-бытового значения. Восточная Гоби удовлетворяет почти половину потребностей Монголии в топливной продукции.

В связи с расширением производственной и обрабатывающей промышленности, в Монголии с каждым годом увеличиваются показатели затрат электроэнергии, что побуждает правительство к рассмотрению вопроса о возведении новых ТЭС.

Добыча минеральных руд и металлов

Горнодобывающая промышленность обеспечивает Монголию:

  • золотом;
  • марганцем;
  • вольфрамом;
  • магнитным железняком;
  • свинцовыми рудами;
  • горным хрусталем;
  • бирюзой и прочими цветными, драгоценными металлами;
  • солью.

Рядом с местами крупных месторождений выстраивают горнорудные и перерабатывающие предприятия. Монголия экспортирует в другие страны вольфрам, и отдельные виды цветных металлов. Черная металлургия в Монголии представлена механическим обрабатывающим заводом с чугунолитейным цехом в Улан-Баторе. На внутреннюю и экспортную продажу здесь выпускается сельскохозяйственное оборудование, ручные инструменты, мелкая техника.

В республике добывается мрамор, известняк, асбест, гипс, минеральные краски. Добыча сырья данного типа позволяет развивать промышленную отрасль стройматериалов. За последние несколько лет были сданы в эксплуатацию несколько десятков предприятий, включая домостроительный комбинат в Сухэ-Баторе. Они занимаются производством извести, цемента, кирпича, шифера и других строительных товаров. Отдельного внимания заслуживает завод крупнопанельного домостроения в столице Монголии, стекольный комбинат в Налайхе, железобетонный и кирпичные заводы в Улан-Баторе. В цехах применяются комплексные механизированные технологии. Все предприятия оснащены современной техникой.

Производство строительных материалов и их продажа населению по доступной цене - это важный аспект для народа, который в недавнем прошлом считался кочевым. Переходу монголов на оседлость способствует масштабное строительство благоустроенных домов, объектов инфраструктуры, развития сети общественного транспорта в городах и аймаках.

Аграрное хозяйство

Министерство сельского хозяйства и легкой промышленности Монголии делает все для того, чтобы поддерживать аграрный сектор экономики и создавать для его развития максимально благоприятные условия. Сельское хозяйство на протяжении всей истории существования этого государства лежало в основе его экономики. В условиях перехода к рыночной модели значение аграрного сектора не уменьшилось. В нем задействована почти половина трудового резерва Монголии, хотя еще 50-60 лет назад этот показатель достигал 80 %. Сельское хозяйство обеспечивает более 40 % всего ВВП. Монголы занимают третье место в мире по поголовью скота на душу населения уступая первенство Австралии и Новой Зеландии.

Почти до середины прошлого века, пока промышленность проходила процесс становления и превращения в самостоятельную сферу, аграрное хозяйство оставалось единственной производственной отраслью. Еще в те времена готовую продукцию поставляли на экспорт, что позволяло получать почти 60 % общенационального дохода. Со временем эта доля сокращалась и сегодня составляет порядка 35-40 %, причем больше половины экспортной продукции является сырьевой.

От уровня и темпов развития сельского хозяйства зависят важнейшие экономические показатели в этой стране. В частности, затраты на сельскохозяйственное сырье являются основной частью расходов на производство товаров легкой и пищевой промышленности. Министерство сельского хозяйства Монголии постоянно работает над созданием новой концепции и методик, которые позволили бы сделать минимальными издержки и повысить производительность готовой продукции.

Пастбищное животноводство - это преобладающий вид хозяйственной деятельности, которой занимаются монголы. По некоторым данным, на одного человека здесь приходится 12 голов скота. В некоторых аймаках скот является условной денежной единицей в сделках материального характера. В отличие от животноводства, земледелие в современной Монголии играет второстепенную роль.

Завершение

Развитие промышленности привело к формированию рабочего класса по модели пролетариата СССР. В процессе обучения специализированных рабочих кадров важную роль сыграло участие Советского Союза. Часть монголов приобретала опыт и знания, работая на своих предприятиях под началом присланных советских мастеров. Обучение они проходили в специальных кружках, технических секциях, учебных комбинатах. Другие же получали образование непосредственно в СССР. Таким образом, Монголия - это пример общенационального стремления к экономическому процветанию своей страны путем развития промышленности, рационализации производственных процессов и экономии ресурсов.

Визитная карточка.

Официальное название: Монголия

Площадь:1 565 тыс. кв. км

Население(1999): 2617 379 человек

Столица: Улан-Батор

Этнический состав: монголы(90%),казахи(4%),китайцы(2%),русские(2%),прочие(2%)

Основные языки: монгольский (официальный), русский, китайский

Государственное устройство: республика

Глава государства: президент

Денежная единица: тугрик

Вступление.

При слове «Монголия» воображение рисует нескончаемые пески, караваны верблюдов, стада овец, бе6лые юрты и многочисленные походы Чингисхана.

Но это лишь малая часть облика древнейшей и самобытной страны. По площади она занимает семнадцатое место в мире, но живет на этих просторах всего около 2,5 миллионов человек. Поэтому по плотности населения Монголия занимает одно из последних мест в мире.

Монгольскую республику часто называют Высокой Азией. Это действительно страна гор и высоких равнин - ее средняя высота над уровнем моря составляет 1580 м. Здесь проходит самая южная в Северном полушарии граница распространения вечной мерзлоты и самая северная граница пустынь. Выхода к морю у Монголии нет.

Климат страны резко континентальный, умеренный, сухой. Среди растительности преобладают сухостепные и полупустынные виды. Лесов совсем мало (не более 8% территории) и растут они на горных склонах в северной части страны.

Столица.

Столица Монголии - Улан-Батор - крупный город с развитой промышленностью и инфрастуктурой. В столице проживает одна четверть населения страны.

Улан-Батор - осуществляет городской хурал народных депутатов от 600 избирателей.

Улан-Батор - основной транспортный узел страны; главная железнодорожная магистраль- Москва - Улан-Батор - Пекин; В пригороде - аэропорт международного значения. С другими городами МНР столицу связывают автомобильные дороги.

В городе - множество театров, музеев, библиотек, галерей, университетов, академических институтов и колледжей.

Природные условия и ресурсы.

Монголия богата запасами полезных ископаемых, таких, как каменный и бурый уголь, уран, железная руда, нефть, медь, олово, молибден, плавиковый шпат, вольфрам, фосфориты, золото, серебро, драгоценные камни и др.

Природные условия предопределены особенностями хозяйственно-культурного развития страны. Это единственное в современном мире государство, в котором основная отрасль - кочевое животноводство. Разводят овец, крупный рогатый скот, лошадей и верблюдов; в высокогорных и таежных районах - яков и оленей. По количеству скота на душу населения Монголия прочно занимает одно из первых мест в мире.

В стране развиты такие отрасли промышленности, как электроэнергетическая, топливная, горнорудная, строительных материалов, металлообрабатывающая, легкая и пищевкусовая. В настоящее время несколько больше половины общей стоимости промышленной продукции приходится на легкую и пищевкусовую отрасли, одна четверть - на деревообрабатывающую и электроэнергетическую.

Но структура промышленности Монголии постепенно изменяется: доля легкой и пищевкусовой сокращается, доля же большинства других отраслей возрастает. Этот процесс закономерен. Страна индустриализуется, развертывается строительство крупных предприятий, увеличивается производство электроэнергии. Вследствие этого возрастает потребность в строительном материале, древесине, рудном сырье; появляется необходимость налаживать ремонтное дело, производить оборудование и детали к машинам, строить электростанции, увеличивать добычу угля.

Добывающая промышленность и энергетика.

Главная отрасль добывающей промышленности - угольная (преимущественно буроугольная). Большая часть добычи угля сосредоточена на угольном разрезе Шарын-Гол (годовая добыча свыше 1 млн. т)., близ города Дархан, а также на шахте Налайа (мощностью свыше 600 млн. т). Имеется ряд более мелких разрезов в районе Ундер-Хана и другие. Производство электроэнергии - на тепловых электростанциях (самая крупная ТЭЦ в Дархане).

Обрабатывающая промышленность.

На долю отраслевой легкой и пищевой промышленности приходится свыше одной второй валовой промышленной продукции, свыше одной второй занятых рабочих. Наиболее крупные предприятия: промышленный комбинат с 8 фабриками и заводами в Улан-Баторе, Чойбалсанеи др. В промышленности строительных материалов среди предприятий важное место занимают домостроительный комбинат в Улан-Баторе, цементный и кирпичный заводы в Дархане.

Транспорт.

Протяженность железных дорог - 1815 км, с твердым покрытием - 1413 км. Авиакомпании Монголии осуществляют регулярные рейсы внутри страны и по международным линиям в города Европы и Азии.

Внешние экономические связи.

В экспорте страны ведущее место занимает сырье животного и растительного происхождения и сырье для производства продовольственных товаров. Монголия стала важным поставщиком в другие страны мяса, шерсти, кож и др. В ближайшей перспективе существенно увеличится в экспорте доля минерального сырья, особенно концентрата цветных металлов и готовой промышленной продукции - мясных консервов, кожаных и овчинно-шубных изделий, шерстяных тканей, ковров.

В импорте первое место принадлежит технике (машины, оборудование), минеральному сырью, металлам, топливу, продуктам химии, и второе - продовольственным и промышленным товарам народного потребления.

Внешние экономические связи не ограничиваются торговлей. Большое значение имеет экономическая и техническая помощь европейских стран в строительстве экономических объектов.

Список литературы

«Страны и народы» г. Москва1999г. изд. «Русское слово»

Екатеринбургское издание «Деловой Квартал» опубликовало интервью с бизнесменом, выходцем c Урала. Как сообщает журнал, у Константина Романовского уже не осталось бизнеса в России. В последние годы он работает, и довольно успешно, в Монголии. сайт представляет своим читателям это интересное интервью о том, как предпринимателю с российским менталитетом разворачивать активную деятельность в соседней степной стране. При этом решать насущные для монголов проблемы. Ведь один из видов его деятельности связан с строительством ТЭЦ. Напомним, что в этой стране стоит острая нехватка энергоресурсов. Намерения о строительстве ГЭС на реке Селенга бурно обсуждается в прессе, против возведения каскада ведется агитпропаганда.

Константин Романовский, бизнесмен первой волны, построивший в Екатеринбурге ресторан «Харбин», запускает в Монголии проект стоимостью $67 млн. Китайские и немецкие конкуренты остались с носом, говорится в статье. Материал начинается с досье на Константина Романовского.

Родился 6 сентября 1960 г. в г. Кизел Пермской области. Образование : 1977-1982 гг. — учеба в Свердловском институте народного хозяйства (специальность — «инженер-технолог общественного питания»). Карьера : 1982-1984 гг. — служба в Афганистане; 1984-1985 гг. — экспедитор; 1985-1987 гг. — директор столовой; 1987-1989 гг. — заместитель директора треста столовых №3; 1989-1991 гг. — директор кооператива «Харбин»; 1991-1995 гг. — генеральный директор СП «Харбин»; 1995-2000 гг. — генеральный директор компании «Геохекон»; 2000-2005 гг. — директор компании «Эф Джи Эй»; с 2005 г. — акционер предприятий в Монголии: «Гоби-Урал», «Могойн гол», «Худэн». Семья : Женат, три дочери и сын. Увлечения: Хоккей

Начало монгольской истории

У Константина Романовского не осталось предприятий в России, если не считать фирмы, которая принимает и растаможивает монгольский уголь. Но особой необходимости в ней нет — потребители все больше переходят на прямые поставки. Бизнес г-на Романовского теперь в Монголии. В прошлом году он собирался перевезти туда семью, чтобы не жить на два дома, но по разным причинам этого пока не случилось.

— Мой бизнес в Монголии начался в 2002 г., когда монгольские друзья, с которыми я учился в институте, обратились за помощью — им нужны были большие металлические емкости — два резервуара по 3 тыс. тонн, чтобы оборудовать нефтебазу на границе с Китаем, — вспоминает Константин Романовский. — Я взялся изготовить, поставить и смонтировать эти металлоконструкции. За эту работу вице-премьер Монголии наградил меня орденом «За развитие экономики». Потом мы начали добывать уголь.

Искатель приключений

Еще пять лет назад Улан-Батор окружали юрты. Зимой их отапливали углем, и в городе стоял густой смог — это была большая проблема. Но за последние два-три года Улан-Батор преобразился. Теперь это настоящая столица азиатского государства, где проживает 1,5 млн чел. — половина жителей страны. Другая половина — в 15 региональных аймаках. Раньше иностранцы чувствовали себя в Монголии очень комфортно — цены здесь были в два-три раза ниже, чем в России. Мне это очень нравилось. Теперь все изменилось, в том числе, за счет девальвации рубля. По выходным монголы ездят в соседнюю Бурятию за продуктами — за 300-400 км, потому что в России еда стала дешевле. Оборот бурятской розницы в эти дни увеличивается до рекордных сумм, а на границе появляются очереди.

Чтобы переселить людей из юрт государство развернуло масштабное строительство жилья на заемные $7,5 млрд — теперь каждая семья может приобрести квартиру в ипотеку под 6-7% годовых сроком на 30 лет. Руководители страны рассчитывали, что строительная отрасль станет локомотивом экономики, и кое-что им действительно удалось. В частности, цемент, который прежде везли из Китая, теперь производят на собственных заводах. В то же время арматуру, как и прежде, используют российскую или китайскую — металлургические производства развить не удалось, хотя угля и железной руды в стране достаточно. Не хватает энергетических мощностей, и это сфера, где иностранные инвесторы могут неплохо заработать.

Со строительной программой, впрочем, вышло не совсем так, как хотели. Вскоре выяснилось, что денег на покупку жилья у населения не хватает, и монголы, наверное, пожалели, что так опрометчиво бросились строить дома вместо того, чтобы инвестировать в другие отрасли промышленности. Например, в добычу угля, которая развивается, несмотря на мировое падение цен. И поскольку угольные разрезы находятся в другой части страны, жителям Улан-Батора приходится уезжать на заработки за сотни километров от дома.

При советской власти отношения между Советским Союзом и Монголией были доверительными. Монголы до сих пор видят в России единомышленника, готового прийти на помощь. Но после распада СССР связи ослабли. Судя по действиям российской стороны, наверху решили продавать активы и уходить из Монголии. По большому счету, Россия участвовала в двух крупных предприятиях — комбинате «Эрдэнэт», перерабатывающем медную руду, и «Росцветмете», где занимались добычей плавикового шпата и серебряных руд. Говорят, все годы после перестройки эти компании не приносили стране дивидендов — монголы показывали такие издержки, что прибыль получалась минимальной. В то же время медное месторождение Оую Толгой, которое по размерам раз в десять больше Эрдэнэта, недавно взяла под контроль французская компания Areva.

Монголы иногда спрашивают меня: «Константин, ты действительно рассчитываешь здесь заработать?» А я уже зарабатываю и собираюсь запускать новый проект.

Не сошлись характерами

«Гоби-Урал» стало первым предприятием, которое я создал в Монголии в 2005 г., чтобы решить организационные и транспортные проблемы акционеров угольного разреза на месторождении Таван Толгой. В отсутствие инфраструктуры их единственными покупателями были китайцы, навязавшие добывающей компании кабальный договор и забиравшие уголь по $8 за тонну, в то время как мировая цена была на уровне $120. Тогда мы построили на ближайшей железнодорожной станции Чойр угольный склад, железнодорожный тупик, куда можно загнать 24 вагона, оснастили весовое хозяйство техникой и погрузчиками. Уголь на станцию доставляли 30 машин-углевозов. Как только все это появилось, мы получили возможность отправлять уголь в Россию, в Японию и в Южную Корею.

В апреле 2007 г. компания «Гоби-Урал» отгрузила первую партию угля российскому предприятию «Алтай кокс». С этого момента число заявок на поставки стало увеличиваться и в короткий срок превысило наши возможности — их ограничивала только пропускная способность монгольской железной дороги и нехватка вагонов. Мы планировали запустить две обогатительные фабрики мощностью по 300 тыс. тонн концентрата в год и общим оборотом $60 млн. Предполагалось, что 30% денег вложим сами, 30% дадут банки, а остальную сумму — потребители угля.

Планы рухнули из-за разногласий между учредителями - доли русских и монгольских компаньонов в капитале фирмы были одинаковыми, и это мешало договариваться. Наши монгольские друзья предпочитали ждать, когда ситуация разрешится сама собой. Если речь шла о стратегических вопросах, мы теряли время и деньги, а инвестором выступала российская сторона. Когда споры не позволили нам достроить обогатительную фабрику, я решил уйти, чтобы начать все с нуля.


Фото: DK.RU

На бирже я приобрел акции угольного разреза, расположенного в другом аймаке и постепенно собрал контрольный пакет, чтобы моим решениям никто не препятствовал. Так появилась вторая монгольская фирма «Могойн гол». Я снова исследовал качество топлива, купил китайское оборудование и грузовики, построил обогатительную фабрику и начал продавать угольный концентрат в Россию. На все это ушло три года, зато теперь уже никто не мог спутать мои планы.

«Могойн гол» поставлял уголь на «Алтай-кокс», ЦОФ «Северная» (Кемерово), «Губахинский кокс», Магнитогорский меткомбинат. Сначала возили машинами — 900 км через Кызыл (Тува) до Абакана (Хакассия), дальше — по железной дороге, а потом аймак построил асфальтированную дорогу в направлении Эрдэнэта, и мы стали отправлять грузы оттуда. От небольших покупателей со временем отказались в пользу самого крупного — Магнитки. В отличие от металлургических комбинатов, создавших собственную сырьевую базу, Магнитка часть ресурсов продолжает закупать. И всегда исправно рассчитывается.

Бизнес шел в гору, пока цена за тонну угля на мировых рынках не снизилась до исторического минимума в $80.

Спасибо, что живой

Мировой угольный рынок непредсказуем — в этом вся беда. Прогнозы банков и независимых аналитиков далеки от реальности, поэтому рассчитывать можно только на собственное чутье. Проблемы «Могойн гола» усугубились тем, что российские предприятия покупали наш уголь за рубли, а в Монголии мы рассчитывались тугриками, оказавшимися более устойчивой валютой. Когда курс рубля к доллару упал с 32 до 70, работать стало невыгодно — пришлось увольнять рабочих, служащих и водителей автомобилей. Больше года мы не отгружали уголь, если не считать 50 тыс. тонн, проданных на внутреннем рынке. Но это мизер.

Зато в начале 2017 г. цена на уголь подскочила до $300 за тонну, и в отрасли начался ажиотаж. Работать на грани рентабельности участники рынка научились даже при $80 — с тех пор их издержки не увеличились, и все рассчитывали на высокую прибыль. Но чуда не произошло — очень скоро цена снизилась до $160. Хорошо, если она продержится на этом уровне еще пару лет.

В тучные времена никто не рассчитывал, что продажи встанут. Каждая тонна угля приносила $100 прибыли. Когда китайцы давали за мой пакет акций $30 млн., я отказывался, опасаясь продешевить. А сейчас кусаю локти — на падающем рынке я бы мог выкупить свою долю бизнеса за какие-нибудь $5-6 млн.

Но жаловаться грех — мне еще повезло, а многие крупнейшие трейдеры обанкротились. Несколько лет назад я встречался с китайским предпринимателем, собственником международной корпорации, заработавшей на монгольском угле миллиарды долларов. Вырученные деньги он на паях с японцами вложил в канадское месторождение и основательно прогорел. Теперь скрывается от гонконгской мафии, которой остался должен.

Есть, впрочем, и хорошие новости. Компания из Австралии, осваивающая соседнее месторождение, начинает прокладывать железнодорожную ветку, которая пойдет через наш разрез. Как только строительство завершится, мы сможем отправлять грузы не автотранспортом, а вагонами — в Китай, или через Кызыл — в Россию. «Могойн голу» выгоднее работать с российскими предприятиями — они больше платят, хотя китайцы готовы покупать много. Уже сейчас Китай вывозит из Монголии около 200 тыс. тонн в год, и аппетиты только растут. В 2017 г. мы заключили годовой контракт с Магниткой — комбинат готов покупать до 50 тыс. тонн угля в месяц (выручка - около $6 млн). Одновременно налаживаем связи с китайцами — один контракт уже подписан, и еще две компании проявили интерес к нашему углю. Если рубль снова будет падать, это позволит мне отгружать только в Китай. Там экономика понятна.

Работает на электричестве

Три года назад между двумя странами случился конфликт. Российская ГРЭС, которая еще со времен СССР обеспечивает электричеством половину монгольских аймаков, отказалась от поставок из-за большого долга. Монголию не устраивало, что Россия продавала ей электроэнергию почти вдвое дороже, чем Китаю. Другая причина недовольства заключалась в том, что российские ГЭС в Ангаро-Енисейском бассейне генерируют электричество за счет воды, вытекающий с монгольской территории, а Монголия свои водные ресурсы не использует. Чтобы исправить это упущение, руководители страны решили построить ГЭС на реке Селенга — с помощью китайских подрядчиков и денег Всемирного банка, который согласился финансировать этот проект. Парадокс был в том, что места для этих ГЭС указали еще наши инженеры во времена СССР.

Российские экологи забеспокоились, ибо Селенга — главный источник, подпитывающий Байкал. Даже одна ГЭС может катастрофически понизить уровень озера, если будет использовать воду из реки, чтобы крутить турбины. А тут речь шла о каскаде из трех станций. Причем обмеление Байкала было не единственной угрозой — считалось, что плотины помешают миграции редких видов рыб. У Монголии при затоплении пастбищ тоже появились бы экологические проблемы, и в последние годы страны вели переговоры об альтернативных источниках энергии.

Сразу появились желающие создать в Монголии энергетические мощности и зарабатывать на продаже (дешевой) электроэнергии. Одни предлагали использовать энергию солнца и ветра, другие — запускать атомные станции. А мы были уверены, что стране с гигантскими запасами угля проще развивать тепловые станции. Оставалось сделать шаг от теории к практике, например, построить ТЭЦ в одном из энергодефицитных районов.

Под новый проект мы создали третье монгольское предприятие «Худэн». Учредителями стали три компаньона — я, мой друг Сергей Писарев и индийский бизнесмен Ниирав Шив. Последнее время г-н Шив выпускал строительные леса и опалубку в Индии, Англии, США, Австралии и на Украине (несколько лет назад он приобрел в Донбассе трубный завод и сейчас переживает за его судьбу). За $10 млн мы купили в Улаангоме (это на западе Монголии) площадку с лицензией на добычу угля — сначала на небольшой объем, чтобы проверить качество топлива и предполагаемый размер запасов. Сам разрез при советской власти уже исследовали, и эти данные у нас были, но банки, куда мы собирались обращаться за кредитами, требуют, чтобы документы соответствовали международным стандартам.


Константин Романовский и его компаньон Сергей Писарев. Фото: DK.RU

Изыскания обошлись нам еще в $400 тыс.

— Проект со строительством ТЭЦ в Улаангоме заинтересовал меня по трем причинам. Во-первых, я родом с Байкала, и в свое время возглавлял первый фонд защиты этого уникального природного объекта, поэтому известия об экологической угрозе озеру из-за возможного строительства ГЭС на Селенге меня не обрадовали. Во-вторых, запуск ТЭЦ выгоден обеим сторонам — Монголия получит дешевое электричество, а поставками и монтажом оборудования займутся отечественные компании. По сути, ВЭБ выделяет связанный кредит, подразумевающий участие только российского бизнеса. В третьих, я дружу с Константином Романовским еще с тех времен, когда он был одним из первых предпринимателей в Екатеринбурге, открывшим ресторан китайской кухни «Харбин», и хочу помочь ему в новом деле. Буду рад, если руководство Монголии увидит в нашем проекте ГЧП возможность ликвидировать энергодефицит и предотвратить экологический ущерб Байкалу.

Деньги для российского производителя

Задач было две — заручиться гарантиями монгольского правительства, что государство согласно выкупать всю электроэнергию, которую будет производить ТЭЦ в Улаангоме, и найти инвестора, который профинансирует ее строительство. О сбыте мы вели переговоры с чиновниками Министерства энергетики Монголии и Центра по развитию энергетики. Нашими конкурентами были фирмы NCPE (Китай) и Siemens (Германия), предлагавшие свои варианты. Китайцев мы особо не опасались — их ТЭЦ уже работают на юге Монголии, и там часто случаются неполадки, приводящие к отключениям энергии. Другое дело — Siemens с ее передовыми технологиями и финансовыми возможностями. Помня, что в России представители Siemens раздавали чиновникам взятки, мы допускали такой же сценарий и в Монголии.

К тому времени стало очевидным, что Россия не может игнорировать экологические риски, связанные со строительством ГЭС на Селенге. Руководство страны распорядилось искать приемлемые решения, и мы полагали, что фирме «Худэн» дадут зеленый свет. Производственной частью проекта занималась «СБ Электротехническая компания» из Санкт-Петербурга, предложившая оборудовать ТЭЦ под ключ за $67 млн. С этими расчетами мы обратились во Внешэкономбанк, который в то время уже финансировал реконструкцию ТЭЦ в Улан-Баторе — старую турбину заменяли более мощной. Конечно, мы пришли не с улицы, а заручились согласием торгпредства РФ в Монголии включить нашу стройку в российскую программу кредитования наиболее важных объектов. Сейчас речь идет о ТЭЦ мощностью 60 МВт (две очереди по 30 МВт). ВЭБ, посчитавший проект реалистичным, согласился выделить 85% суммы в рублях — на девять лет под 8,3% годовых. Остальное вложат акционеры.

По предварительным расчетам, ТЭЦ в Улаангоме окупится за 5,5 лет. При операционных затратах $3,5 млн в год и цене электроэнергии 0,07 за квт/час, электростанция будет ежегодно приносить около $17,5 млн прибыли. Всех энергетических проблем Монголии наша ТЭЦ не решит, но обеспечит электричеством промышленно отсталый район страны. И это — один из вариантов ГЧП, позволяющих правительству страны отказаться от каскада ГЭС на реке Селенге, за что ратует мой друг Сергей Писарев.

Девальвация рубля оказалась нам на руку. По некоторым данным, проекты конкурентов были намного дороже. Их окупаемость превышала 10 лет, и это никак не устраивало монгольскую сторону, заинтересованную, чтобы ТЭЦ как можно раньше прошла стадию инвестиционного проекта и начала платить налоги. Поэтому гарантии от монгольского правительства получило предприятие «Худэн».

Этим летом мы начинаем строить.

Посольство РФ в Монголии
Mongolia-trade.org/ - Сайт монгольского торгового представительства
News.mn/ - Инфо-портал Монголии
Infopol.ru Новости Монголии - Улан Уде (ru)
Mongolia-tourizm-planet.blogspot.com/ - Туризм Монголии
Mol.mn/ - Монголия Он-лайн (en)
OWC.org.mn/ - Монгольское Национальное Управление по туризму (en)

Монго́лия (монг. Монгол Улс) - государство в Восточно-Центральной Азии . Граничит с Россией на севере и с Китаем на юге, не имеет выхода к морю.

Природные условия:
Монголия представляет собой плато , приподнятое на высоту 900-1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них - Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км.
Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них - верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны - Селенга (в границах Монголии - 600 км), Керулен (1100 км), Онон (300 км), Халхин-гол, Кобдо и др.
В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи.

Климат:
В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. Температура колеблется от минус 25° С - 35° С зимой до плюс 25° С - 35° С летом. Улан-Батор - одна из самых холодных зимних столиц в мире: самый холодный месяц - январь. Самый тёплый месяц - июль.

Полезные ископаемые:
Несмотря на изобилие месторождений полезных ископаемых , их разработка по-прежнему ограничена.
В Монголии имеются 4 месторождения бурого угля (Налайха, Шарынгол, Дархан, Баганур). На юге страны в районе горного массива Табан-Толгой обнаружен каменный уголь.
Давно известны и разрабатываются средние по запасам месторождения вольфрама и плавикового шпата. Медно-молибденовая руда, найденная в Горе Сокровищ (Эрдэнэтийн овоо) привела к созданию горно-обогатительного комбината, вокруг которого был выстроен город Эрдэнэт.
Монголия богата пушным зверьем (особенно много сурков-тарбаганов, белок, лисиц). В озерах и реках северных районов ведется рыболовный промысел.
В настоящее время Монголия занимает 10 место в мире по запасам угля. По оценке министерства минеральных ресурсов и энергетики Монголии общие разведанные запасы угля в стране составляют 150 млрд тонн.

Промышленность:
Одно из главных составляющих ВВП составляет горнорудная промышленность и производство кашемира.
Значительное число предприятий обрабатывающей промышленности сосредоточено в Улан-Баторе, а в городе Дархан к северу от столицы расположен угледобывающий, чугунолитейный и сталеплавильный комплекс.
Монголия производит более тысячи наименований промышленных и сельскохозяйственных продуктов, большая часть которых потребляется внутри страны, на экспорт идут меха, шерсть, кожа, кожаные и меховые изделия, скот и продукты животноводства, фосфориты, флюориты, молибденовая руда.

Сельское хозяйство:
В экономике приоритетное внимание уделяется сельскому хозяйству.
Но в экономической жизни Монголии земледелие играет второстепенную роль. Различные сельскохозяйственные культуры выращиваются в северной и западной частях страны, некоторые с применением орошения земель. Главной культурой является пшеница, хотя выращиваются также ячмень, картофель и овес. Существенную роль играет заготовка сена и кормов для скота.
Пастбищное животноводство , по-прежнему, остаётся главным видом хозяйственной деятельности . На сегодняшний день Монголия находится в числе ведущих стран мира по поголовью скота в расчёте на душу населения.

Экономика:
ВВП (2006): 5.781 млрд долларов
Экспорт: медь, продукты животноводства, пух козий, шерсть
Импорт: топливо, машинное оборудование, автомобили
Основные торговые партнеры : Китай, Россия, США, Япония

Транспорт:
Общая протяженность автомобильных дорог в 2002 году - 49 256 км.
В 2004 году в стране было 36 аэропортов. Из них 11 имеют взлётную полосу с твёрдым покрытием.

  • Авиакомпания Ульгий-Транс
  • Авиакомпания Аэро Монголиа
    Воздушные трассы связывают Монголию с Россией, Китаем, Вьетнамом, Японией.
    Протяжённость водных путей - 580 км.
  • Озеро Хубсгул (Khovsgol) - 135 км.
  • река Селенга - 270 км.
  • река Орхон - 175 км.
    Монгольская железная дорога соединяет две великие державы, Россию и Китай. Это кратчайший путь, соединяющий Азию и Европу.
    Общая протяжённость железных дорог Монголии на 2004 год - 1810 км.
    (РЖД недавно приобрела 50 проц. пакет акций УБЖД - 2008)

    Крупные предприятия:

  • Petrovis LLC

    Туризм:
    Новая отрасль - туризм - на подъеме . Отелей нигде, кроме столицы, монголы не строят - это дорого и не экзотично. Поэтому весной в особенно прекрасных уголках Монголии возникают турбазы, состоящие из пары десятков юрт, осенью так же мгновенно исчезают. Около 9 миллионов человек монголов живут вне Монголии, в том числе св. 5,8 млн - в Китае, св. 1 млн - в России: 180 тыс. калмыков, 67 000 алтайцы...

    Внешняя торговля:
    Сегодня основными статьями монгольского экспорта являются сегодня минералы и металлические руды, а также продукты животноводства. В страну ввозятся в основном машины и оборудование, нефтепродукты, потребительские товары.

    Членство в международных организациях:
    Монголия является членом ООН, МОТ, ВОЗ и других международных организаций.

    Образование:
    С 2007 года русский язык является обязательным к изучению во всех школах. Обучение ведётся на монгольском языке. В средних школах изучают традиционную монгольскую письменность. В Баян-Улэгэйском аймаке изучают казахский язык.