Виды жилищного фонда и их характеристика. Жилищный фонд. Жилищный фонд: классификация по целевому назначению



Жидищные фонды (ЖФ) – совокупность всех жилых помещений на территории РФ, предназначенные исключительно для проживания граждан.

Состав и виды жилищных фондов

По форме собственности:

  • 1. Частный жилищный фонд – жилые помещения, находящиеся в собственности граждан, приобретенные по различным гражданско – правовым основаниям; жилые помещение, находящиеся в собственности ЮЛ, за исключением тех из них, которые не могут обладать правом собственности в отношении закрепленного за ними имущества (учреждения и унитарные предприятия).
  • 2. Государственный ЖФ – жилые помещения, находящиеся в собственности РФ; жилые помещения, находящиеся в собственности субъекта РФ.
  • 3. Муниципальный ЖФ – жилые помещения, находящиеся в собственности муниципальных образований (закрепляются на праве хоз ведения или оперативного управления)

По цели использования:

  • 1. ЖФ социального использования – жилые помещения, одновременно находящиеся в составе государственного или муниципального ЖФ и предназначенные исключительно для предоставления гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, иным социально незащищенным категориям граждан в соответствии с предписаниями специальных ФЗ. Правовой формой такого предоставления является договор социального найма жилого помещения.
  • 2. Индивидуальный ЖФ - жилые помещения исключительно частного ЖФ, который используется гражданами – собственниками таких помещений, в целях личного проживания, проживания членов своих семей и проживания иных граждан на безвозмездной основе, ЮЛ также на безвозмездной основе.
  • 3. ЖФ коммерческого использования – могут быть помещения любого фонда, но помещения эти должны использоваться собственниками исключительно в целях извлечения прибыли.
  • 4. Специализированный ЖФ.

Виды специализированного ЖФ:

  • 1. Служебный жилой фонд – жилые помещения, одновременно находящиеся в составе государственного и муниципального ЖФ, предназначенные для предоставления гражданам в связи с исполнением ими своих трудовых обязанностей, прохождением службы или в связи с осуществлением полномочий при избрании на выборную должность.
  • 2. К этой же категории тесно примыкает фонд общежитий – те помещений, которые могут находиться в составе любого фонда, предназначенный для служащих и рабочих на период выполнения ими трудовых обязанностей или на период учебы.
  • 3. Маневренный ЖФ – жилые помещения, которые временно предоставляются следующим категориям граждан:
    • - нанимателям по договорам социального найма на период капитального ремонта или реконструкции жилого дома, в котором находится занимаемое им помещение. Собственникам жилых помещений в таком доме на период капитального ремонта или реконструкции помещение маневренного фонда не предоставляются;
    • - гражданам, которые утратили ранее занимаемое ими жилое помещение в результате обращения на него взыскания – это те граждане, которые приобрели жилые помещения за счет средств ипотечного кредитования либо за счет средств целевого займа либо получили кредит на указанные цели, обременив залогом ранее занимаемые жилые помещения. Данное правило п.2 ст.95 ЖК РФ является исключением из норм ст.446 ГПК, согласно которым взыскание не может быть наложено на жилое помещение, находящееся в собственности должника, если оно является единственным пригодным для проживания;
    • - гражданам, у которых единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (наводнение, пожар);
    • - иным категориям граждан в случаях предусмотренных ЖК или иными ФЗ: злостные неплательщики – наниматели по договорам социального найма.
  • 4. Жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения – для граждан, которые нуждаются в постоянной специализированной социальной защиты, сопряженной с оказанием медицинских и социально бытовых услуг.
  • 5. Жилые помещения, предназначенные для временного проживания вынужденных переселенцев и беженцев.

Во всех этих случаях помещение специализированных фондов такие помещения предоставляются отдельным категориям граждан, которые указаны в законе и исключительно на временной основе.

Согласно СТ. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Существует классификация жилищных фондов по различным основаниям.

В зависимости от формы собственности:

Частный жилищный фонд:

1. индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома,

2. квартиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов с полностью выплаченным паевым взносом, в домах товариществ собственников жилья,

3. квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;

4. фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.

- государственный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);

- муниципальный жилищный фонд - это совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования:

А) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

Б) специализированный жилищный фонд- совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (служебные помещения, общежития и т.п.);

В) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан;

Г) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

Жилищный фонд подлежит государственному учету . Государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов жилых помещений. Порядок учета устанавливается Правительством РФ, Уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законом осуществляется контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, а также соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям.



Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства)

Статья 17.(ЖК РФ) регулирует вопросы назначение жилого помещения и пределы его использования, пользование жилым помещением

Жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение.

Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.

Пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначаются для проживания граждан, гражданин - собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи. Жилые помещения могут сдаваться их собственниками для проживания иных лиц на основании договора. При этом размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. Исходя из установленного законом целевого назначения жилища, недопустимо встречающееся на практике размещение в жилых помещениях торговых предприятий, офисов юридических лиц, производственных мощностей.



В ст. 293 ГК РФ предусмотрена ответственность собственников жилых помещений вплоть до лишения права собственности за:

· использование жилого помещения не по назначению (т.е. не для проживания, а в качестве склада, офиса и т.д.);

· систематическое нарушение прав и интересов соседей (видимо, имеются в виду такие неоднократные нарушения, которые создают невозможность проживания с таким гражданином в одном доме);

· бесхозяйственное обращение с жильем, в результате которого происходит его разрушение (бездействие (отсутствие необходимого ухода, неосуществление ремонта и т.п.)), либо за совершение активных действий, ведущих (могущих привести) к разрушению жилого помещения.

Данные основания принудительного прекращения права собственности на жилое помещение есть логическое продолжение ряда иных норм права. В названных случаях изъятие жилого помещения - это санкция за неисполнение обязанностей. Так, жилое помещение должно использоваться для проживания (см. ст. 288 ГК). Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 4 ст. 30 ЖК). До лишения права собственности орган местного самоуправления предупреждает собственника о необходимости устранения нарушения, а если они влекут разрушение помещения - также назначает собственнику соразмерный срок для ремонта помещения. И только если, несмотря на предупреждение, собственник продолжает бесхозяйственно содержать жилое помещение, использовать его не по назначению, нарушать права соседей, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения. При этом собственнику выплачиваются вырученные от продажи средства за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Жилищный фонд состоит из отдельных жилых помещений (жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир). Понятие "жилое помещение" дано в ст. 15 ЖК РФ, а виды жилых помещений перечислены в ст. 16 ЖК РФ. Жилищный фонд включает только жилые помещение, и, следовательно, нежилые помещения (помещения, не предназначенные для проживания граждан) в состав жилищного фонда не входят.

В соответствии со ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд – это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории РФ.

В зависимости от формы собственности

  • на частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
  • государственный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности РФ (жилищный фонд РФ), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам РФ (жилищный фонд субъектов РФ);
  • муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется:

  • на жилищный фонд социального использования совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • специализированный жилищный фонд – совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам разд. IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
  • индивидуальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами – собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи и (или) проживания иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами – собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;
  • жилищный фонд коммерческого использования – совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.

С точки зрения сравнительно-правового анализа содержащихся в данной статье норм, следует отметить, что более развернутое определение понятия "жилищный фонд" ранее содержала ст. 1 Основ:

"Жилищный фонд – совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, жилые помещения из фонда жилья для временного поселения граждан, утративших жилье в результате обращения взыскания на жилое помещение, которое приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилья, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания".

Статьей 4 ЖК РСФСР также было дано определение этого понятия:

"Находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера".

В ст. 17 ЖК РФ дано очень лаконичное определение понятия "жилищный фонд", без какой-либо конкретизации. Другими словами, оно не содержит должной правовой нагрузки. Жилищный фонд рассматривается как совокупность всех жилых помещений, находящихся в Российской Федерации. В отличие от определений данного понятия в ЖК РФ и Основах, это определение с правовой точки зрения не полностью отвечает своему содержанию. В нем говорится о всем жилищном фонде, расположенном на территории страны. Между тем жилищный фонд образуется из жилых помещений разных видов, которые находятся в многоквартирных жилых домах и других строениях. При этом следует обратить внимание, что каждый субъект РФ и каждое муниципальное образование имеют свой жилищный фонд (как и другое имущество, принадлежащее на праве собственности).

По данным статистических органов, на начало 2005 г. жилищный фонд в Российской Федерации превышал 2,912 млрд кв. м общей площади жилья, а средняя обеспеченность общей площадью составляла более 20,4 кв. м на человека. На начало 2010 г. этот фонд достигал 3,172 млрд кв. м общей площади, а средняя обеспеченность жильем – 22,5 кв м на человека .

Однако указанные показатели свидетельствуют о том, что жилья в стране недостаточно; например, в западноевропейских странах и США средняя обеспеченность граждан жильем в два-три раза превышает российский уровень. В скандинавских странах на каждого человека приходится более 80 кв. м жилья, в США – 75 кв. м. В Германии и Франции уровень средней обеспеченности жильем превышает 40–50 кв. м. По мнению специалистов, нашей стране недостает примерно 1 млрд кв. м площади жилья. В этих целях необходимо ежегодно строить примерно 1 кв. м общей площади жилья на человека, т.е. 140 млн кв. м. В 2008 г. в стране годовой объем ввода жилья увеличился до 64,1 млн кв. м , в 2011 г. – 62,3 млн кв. м . К 2012 г. жилищный фонд страны достиг 3,272 млрд кв. м общей площади, а средняя обеспеченность жильем – 22,8 кв. м на человека . Однако оснований для оптимизма пока мало: еще не достигнут объем ввода жилья "перестроечного" 1987 г. – 72,8 млн кв. м.

При этом наблюдается в целом по Российской Федерации и отдельным регионам ежегодный рост средней обеспеченности граждан жильем. Однако в г. Москве данный показатель за указанные годы снизился: с 20,0 кв. м в 1995 г. до 18,8 кв. м в 2003 г. В 2008 г. средняя обеспеченность жильем в г. Москве составила 19,9 кв. м, т.е. за истекший период данный показатель практически не улучшился. Это связано в основном с более динамичным приростом населения в названном регионе по сравнению с темпами роста объемов жилищного строительства.

Основная (традиционная) классификация жилищного фонда осуществляется на базе форм собственности, которые предусмотрены ст. 8 Конституции и ст. 218 ГК РФ. Установлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются частная, государственная и муниципальная формы собственности.

Следовательно, весь жилищный фонд подразделяется в ЖК РФ в зависимости от формы собственности на три вида. Однако необходимо уточнить, какие жилые помещения относятся к тому или иному жилищному фонду.

  • 1) Частный жилищный фонд :
    • а) жилищный фонд, находящийся в собственности граждан: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома, квартиры в домах ЖК и ЖСК с полностью выплаченным паевым взносом, в домах ТСЖ, квартиры и дома, приобретенные в собственность гражданами на иных основаниях, предусмотренных законодательством;
    • б) жилищный фонд, находящийся в собственности юридических лиц (созданных в качестве частных собственников), построенный или приобретенный за счет их средств, в том числе за счет жилищных, жилищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом.
  • 2) Государственный жилищный фонд :
    • а) жилищный фонд, находящийся в государственной собственности РФ, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий или учреждений, относящихся к федеральной собственности;
    • б) жилищный фонд, находящийся в собственности субъектов РФ, в том числе находящийся в хозяйственном веде

нии или оперативном управлении предприятий или учреждений, относящихся к собственности субъектов РФ.

3) Муниципальный жилищный фонд – жилищный фонд, находящийся в собственности городского, сельского поселения, иного муниципального образования, в том числе находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений.

Таким образом, жилищный фонд по принадлежности к форме собственности подразделяется на три вида, в том числе частный и государственный фонды имеют в своем составе по два подвида.

Правильная классификация жилищного фонда имеет принципиальное значение с точки зрения использования каждого его вида.

Так, в частном жилищном фонде владеют, пользуются и распоряжаются жилищным фондом (жилыми помещениями) сами собственники на основании соответствующих статей ГК РФ (ст. 209, 212–215, 288, 289 и др.). В жилых домах государственного и муниципального жилищного фонда применяется иной порядок использования жилых помещений. Например, в этих домах определенная часть жилых помещений предоставляется гражданам бесплатно (на условиях договора социального найма жилого помещения), что не предусмотрено в частном жилищном фонде.

Отмстим, что владение и пользование жилыми помещениями в жилищном фонде коммерческого использования, как правило, осуществляется в соответствии с нормами гл. 35 "Наем жилого помещения" (ст. 671–688) ГК РФ. Если говорить об индивидуальном жилищном фонде, то в нем предполагается безвозмездное пользование гражданами жилыми помещениями. В прежнем законодательстве индивидуальным жилищным фондом считались жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (ст. 5 ЖК РСФСР).

Частями 4 и 5 ст. 19 ЖК РФ предусмотрен государственный учет жилищного фонда (в ЖК РСФСР этому вопросу была посвящена ст. 25). Учет жилищного фонда осуществляется наряду с государственной регистрацией жилья как недвижимого имущества. Если государственная регистрация жилья в качестве недвижимости является разовым актом, то государственный учет имеет постоянный (повседневный) характер.

По данному вопросу наряду с нормами ЖК РФ следует руководствоваться Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301. Согласно указанному Положению основная задача государственного учета жилищного фонда – получение информации о место- положении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов фонда и изменении этих показателей.

Государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из него производится в соответствии с жилищным законодательством РФ. Государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (см. Положение об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утв. постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 № 921).

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.

Федеральным законом от 25.12.2012 № 271 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" по вопросам, касающимся организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, внесены изменения в ЖК РФ, в том числе в ст. 19 (она дополнена ч. 6). Указанной частью предусмотрен мониторинг использования жилищного фонда и обеспечения его сохранности соответствующим федеральным органом исполнительной власти. Данные мероприятия должны осуществляться на федеральном уровне в целях обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

  • Россия в цифрах. 2010: крат. стат. сб. М., 2010. С. 128.
  • Россия в цифрах. 2009: крат. стат. сб. М., 2009. С. 267, 268.
  • Россия в цифрах. 2012: крат. стат. сб. М., 2012. С. 291.
  • Там же. С. 140.

Введение…………………………………………………………………….3

1.Понятие жилищного фонда и его виды…….………………….……….4

1.1. Понятие жилищного фонда…………….…………………………….4

2. Виды жилищного фонда в зависимости от форм собственности…....8

3. Виды жилищного фонда в зависимости от форм использования…..15

Заключение………………….……………………………………………...17

Список использованной литературы……………………………………..18

Введение.

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от формы собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития и др.), служебные жилые помещения, квартиры и иные помещения, предназначенные (пригодные) для проживания.

В жилищный фонд не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера.

В зависимости от формы собственности действующее жилищное законодательство выделяет следующие виды жилищного фонда:

Частный жилищный фонд;

Государственный жилищный фонд;

Муниципальный жилищный фонд.

В зависимости от форм использования жилых помещений в со­ставе жилищного фонда можно выделить:

Фонд социального исполь­зования;

Индивидуальный жилищный фонд;

Коммерческий жилищный фонд.

Понятие жилищного фонда и его виды.

Понятие жилищного фонда и его виды.

1.1. Понятие жилищного фонда.

В жилищном законодательстве одним из базовых всегда было понятие «жилищный фонд» в смысле совокупности всех находя­щихся на территории страны жилых домов и жилых помещений в других строениях (ст. 4 ЖК РСФСР).

Жилищный фонд Российской Федерации представляет со­бой единую структуру, включающую все жилые дома и жи­лые помещения, находящиеся на ее территории и предназ­наченные для постоянного проживания, независимо от того, кто является их собственником, и независимо от стоимости, размеров и т. п.

Жилищный фонд - важнейшее национальное достояние, в умножении и сохранности которого заинтересовано все общество. В составе жилищного фонда в таком широком понимании законо­дательство выделяет отдельные составные части, которые также именуются фондами.

Понятие «жилищные фонды» можно определить как выделяемые из единого жилищного фонда страны по тем или иным критериям совокупности жилых домов и жилых помещений, отличающихся определенным порядком формирования, целевым назначением, правилами использования и другими элементами правового режима.

Все жилые дома, а также жилые помещения любой формы собст­венности независимо от их использования, находящиеся на террито­рии Российской Федерации, образуют жилищный фонд (ст. 19 Жилищного кодекса РФ). Сле­дует заметить, что данная статья относит к жилищному фонду жилые дома и жилые помещения, которые предназначаются как для посто­янного проживания граждан, так и для использования в установлен­ном порядке в качестве служебных жилых помещений и общежитии.


В ст. 15 ЖК РФ, характеризующей требования, предъявляемые к жилым помещениям, дается расшифровка понятия «пригодные для проживания». Это означает, что жилое помещение, отвечающее тре­бованиям жилищного законодательства, должно соответствовать ус­тановленным санитарным и техническим требованиям, причем в пре­делах нормы предоставления жилой площади (в соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса).

Еще одно установленное законом - ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации - требование: предметом договора социаль­ного найма жилого помещения должно быть жилое помещение (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

В случае установления непригодности для проживания жилые дома и иные жилые помещения, не отвечающие установленным тре­бованиям (не соответствующие на момент обследования санитарным и техническим требованиям), могут быть переоборудованы для ис­пользования в других целях, например для нужд торговых, бытовых и иных, либо снесены, если их дальнейшее использование и в качест­ве нежилых помещений является невозможным. Такое обследование должны осуществлять межведомственные комиссии из представите­лей органов местного самоуправления, жилищной организации, санэпидстанции, бюро технической инвентаризации, госпожарнадзора и других отраслевых специалистов.

Так, строительные нормы и правила (СНиП) и другие ныне дей­ствующие нормативные акты относят к непригодным для проживания жилые дома:

1) расположенные в пределах санитарно-защитных, пожаровзрывоопасных зон промышленных предприятий, транспорта, инженер­ных сетей и в других зонах с особыми условиями, запрещенных к застройке СНиП;

2) получившие повреждения в результате землетрясений, проса­док, неравномерных осадок и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением тре­бований СНиП к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации;

3) расположенные в опасных зонах отвалов породы, угольных, сланцевых шахт и обогатительных фабрик; в зонах оползней, соле­вых потоков и снежных лавин, могущих угрожать застройке и экс­плуатации зданий; на территориях, ежегодно затапливаемых павод­ковыми водами;

4) представляющие собой бараки, которыми следует считать одно-и двухэтажные жилые строения, предназначенные для временного проживания, с общей кухней и санитарным узлом, как правило, дере­вянные, рассчитанные на короткий срок службы (10-20 лет);

5) при возникновении угрозы аварии (обрушения) в результате достижения предельного физического износа несущих строительных конструкций (деформаций, повреждений, снижения прочности и не­сущей способности) или деформации основания здания;

6) после аварии, пожара, стихийного бедствия в том случае, ес­ли проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно;

7) в случае невозможности организации обслуживания жителей и технической эксплуатации здания.

Являются непригодными для постоянного проживания жилые по­мещения:

1) в которых находятся предприятия, учреждения и оборудова­ние, запрещенные СНиП, эксплуатация которых приводит к возник­новению в данных жилых помещениях вибрации, шумов, превы­шающих нормы, а также к загрязнению территории и воздуха жилой застройки или к возникновению пожарной опасности - в том слу­чае, если не представляется возможным вывести указанные произ­водства из здания;

2) признанные непригодными для проживания;

3) имеющие дефекты планировки и уровня внутреннего благо­устройства;

4) санитарно-гигиенические условия которых не отвечают уста­новленным требованиям;

5) находящиеся в аварийном состоянии, под угрозой обрушения единичных строительных конструкций (плиты, балки, простынки, панели и т.п.).

Решение о признании жилого дома или жилого помещения непри­годным для постоянного проживания должно быть принято органом местного самоуправления на основании акта об отнесении здания к непригодным и других материалов, представляемых межведомствен­ной комиссией. И только после утверждения этих актов решается вопрос либо о проведении капитального ремонта, модернизации и реконструкции непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений, либо об их переоборудовании для ис­пользования в других целях, либо об их сносе, а также вопрос об отселении и улучшении жилищных условий граждан, в них прожи­вающих, в установленном законом порядке.

Перечисляя виды жилищного фонда, ЖК РСФСР (ст. 5) назы­вает государственный, общественный жилищные фонды, фонд жи­лищно-строительных кооперативов, индивидуальный жилищный фонд. Более пространное определение жилищного фонда дается в Основах федеральной жилищной политики, который выделяет частный, государственный, муниципальный и наряду с этим об­щественный и коллективный жилищные фонды. Эта классифика­ция отражает уровень экономического и правового мышления, су­ществовавшего до принятия Конституции РФ 1993 г. и ГК и до преобразования жилищных отношений. Поэтому следует согласить­ся с тем, что классификация жилищных фондов, которая дается в ЖК РСФСР 1983 г. и в Основах федеральной жилищной политики 1992 г., явно устарела.

Статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации весь жи­лищный фонд классифицирует следующим образом:

1) жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц (частный жилой фонд);

2) жилые помещения, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и субъектам Федерации (жилищный фонд субъектов Федерации), т.е. государственный жилой фонд;

3) жилые помещения, принадлежащие на праве собственности городским, сельским поселениям либо другим муниципальным об­разованиям (муниципальный жилищный фонд).

В жилищный фонд включаются также жилые дома, входящие в государственный и муниципальный жилищные фонды, предостав­ляемые гражданам по договорам социального найма жилые поме­щения, служебные и специализированные жилые помещения, ин­дивидуальные жилые помещения, а также помещения, предназна­ченные для коммерческого использования.

Таким образом, жилищный фонд классифицируется по принад­лежности к формам собственности.

Ныне действующим гражданским законодательством, в частности ст. 212 Гражданского кодекса Российской Федерации, также преду­смотрено три формы собственности. Исходя из этого по принципу классификации жилищных фондов по принадлежности к формам собственности следует рассматривать подразделение всего жилищ­ного фонда на три вида.

Жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Государственный учет жилищного фонда наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

1.2. Виды жилищного фонда в зависимости от форм собственности.

В зависимости от форм собственности выделяются следующие фонды: частный, государственный, муниципальный.

Частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц.

Частный жилищный фонд включает жилые дома и жилые по­мещения, принадлежащие на праве собственности, во-первых, гражданам (индивидуальные жилые дома; квартиры, приобретен­ные в порядке приватизации, путем покупки и других сделок; квар­тиры в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов, если член кооператива полностью выплатил паевой взнос, и т. д.) и, во-вторых, юридическим лицам (построенные или приобретен­ные за счет их средств, в том числе за счет средств жилищных, жи­лищно-строительных кооперативов с не полностью выплаченным паевым взносом).

К частному жилищному фонду относятся также жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежа­щие на праве собственности общественным организациям. Не вхо­дят в частный жилищный фонд жилые дома и жилые помещения, принадлежащие юридическим лицам - государственным и муни­ципальным предприятиям и учреждениям, поскольку они соглас­но ст. 294, 296 ГК не являются собственниками.

В результате принятия Закона РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" доля частного жилищного фонда в 2000 году составила более 63 процентов по сравнению с 33 процентами в 1990 году, а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократи­лась с 67 до 34,8 процента.

В соответствии с ныне действующим законодательством собственниками жилых домов и жилых помещений могут быть коммерческие и некоммерческие организации (кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, финансируемых собственником), общественные и религиозные организации или их объединения, благотворительные или иные фонды (ст. 213 ГК РФ) - товарищества, коллективные предприятия и др., приобретающие жилые помещения и другое имущество на основании и в соответствии с Федеральным законом «Об основах федеральной жилищной политики».

Основной формой образования частного жилищного фонда является строительство новых жилых домов гражданами на праве собственности за счет собственных средств или с привлечением кредитов, субсидий и других средств. Также данным Законом определено, что граждане имеют право на получение земельного участка для строительства жилья, и таким правом могут воспользоваться не только граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, но и те, которые по общим основаниям не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Предоставление гражданам кредитов на строительство, реконструкцию и приобретение жилья регулируется Положением «О жилищных кредитах», утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 июня 1994 г. № 1180, в соответствии с которым кредиты на указанные цели могут предоставляться как юридическим лицам, так и гражданам, даже не состоящим на учете для улучшения жилищных условий. Обеспечивается кредит залогом в виде недвижимого имущества, принадлежащего заемщику. В данном случае вопросы о предоставлении кредита решаются в соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (с изм. и доп. от 9 ноября 2001 г., 11 февраля, 24 декабря 2002 г., 5 февраля 2004 г.) и Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ «Об ипотечных ценных бумагах». Частный индивидуальный жилищный фонд может быть пополнен за счет приватизации гражданами квартир, находящихся в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Состав жилищного фонда, принадлежащего гражданам, может пополняться также за счет жилых домов, построенных или приобретенных на основании гражданско-правовых сделок - договоров купли-продажи, дарения, мены и т.д.

Статьей 213 Гражданского кодекса РФ устанавливается: в собственности граждан может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам. Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом.

Частная собственность на недвижимость и ее часть в жилищной сфере не ограничиваются по количеству, размерам и стоимости, в отличие от прежнего регулирования, когда в собственности гражданина или у совместно проживающих супругов и их несовершеннолетних детей могло находиться не более одного жилого дома или части его; устанавливались также предельные размеры жилой площади, количество этажей (не более двух) и количество комнат (не более пяти).

Принудительное изъятие недвижимости без согласия собственника до­пускается только на основании решения суда.

Общественный жилищный фонд включает жилые помещения, находя­щиеся в собственности общественных объединений.

Общественные объединения - это вид некоммерческих организаций, со­зданных на добровольной основе по инициативе граждан, объединив­шихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе объединения.

В настоящее время общественный жилищный фонд можно отнести к частному жилищному фонду.

Государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

В законодательстве широко употребляется понятие «ведомственный жилищный фонд». Этот фонд является частью го­сударственного жилищного фонда. Он состоит из домов, принад­лежащих на праве хозяйственного ведения или праве оперативно­го управления государственным предприятиям или учреждениям и предназначенных для удовлетворения жилищных потребностей их работников.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют соответствующие органы государ­ственной власти.

Например, от имени Российской Федерации общее управлении феде­ральной собственностью осуществляет Министерство государственного имущества Российской Федерации.

Муниципальный жилищный фонд состоит из жилых домов и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности рай­ону, городу, поселку, другим муниципальным образованиям и входящих в них администра­тивно-территориальных образований, в том числе в городах Москве и Санкт-Петербурге, вклю­чая жилые дома и жилые помещения, находящиеся в хозяйствен­ном ведении или оперативном управлении муниципальных предприятий или учреждений (т. е. их «ведомственный фонд»).

Муниципальный жилищный фонд предназначен для удовлетворе­ния потребностей населения данного административно-террито­риального образования и принадлежащих ему предприятий и учреждений.

В настоящее время муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

От имени Российской Федерации, субъектов Российской Феде­рации и муниципальных образований права собственника жилищно­го фонда осуществляют соответствующие органы. Так, от имени Рос­сийской Федерации общее управление федеральной собственностью возложено на Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, которое в пределах установленных полномочий осуще­ствляет следующие функции:

Проведение единой государственной политики в области иму­щественных и земельных отношений;

Осуществление полномочий собственника в пределах и в по­рядке, определенных федеральным законодательством, в отноше­нии имущества федеральных государственных унитарных предпри­ятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Россий­ской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, не­используемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физи­ческим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) феде­рального имущества;

Разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

Осуществление полномочий собственника имущества долж­ника - федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

Защита имущественных и иных прав и законных интересов Рос­сийской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

Осуществление учета федерального имущества и ведение рее­стра федерального имущества.

При разграничении объектов жилищного фонда следует руковод­ствоваться ст. 12, 130-132 Конституции РФ и ст. 6, 29 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 22 апреля, 26 ноября 1996 г., 17 марта 1997 г., 4 августа 2000 г., 21 марта 2002 г., 7 июля, 8 декабря 2003 г.), которые в соответствии со ст. 125 и 215 Гражданского кодекса РФ в пределах своей компе­тенции осуществляют права собственника в отношении муниципаль­ного жилищного фонда.

Жилищный фонд, являющийся собственностью (ст. 19 ЖК РФ) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, следует рассматривать как жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении государственных предприятий и учреждений (ст. 294 и 296 Гражданского кодекса РФ).

С учетом ст. 19 ЖК РФ необходимо иметь в виду, что ведомствен­ный жилищный фонд может быть передан в ведение органов местного само-управления. Органы государственной власти и органы местного само-управления в области регулирования жилищных отношений в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, имея в виду, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Феде­рации и его субъектов, принимают законы и иные нормативные и правовые акты субъектов Россий-ской Федерации. Вне компетенции Российской Федерации, вне компетенции совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирова­ние (принятие законов и иных нормативных актов).

В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» поселковая, сельская админи­страция в области строительства, жилищного хозяйства и коммуналь­но-бытового обслуживания населения:

Организует подготовку проектов застройки населенных пунктов, утверждает проекты и титульные списки строек, осуществляемых за счет средств местного бюджета, и контролирует их соблюдение;

Организует за счет собственных средств и на долевых началах строительство и ремонт муниципальных жилых домов, объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, дорог, привлекает в установленном порядке к дорожному строительству колхозы, совхозы и другие предприятия и организации;

Организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли и общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;

Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;

Решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам.

Районная администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда;

Решает вопросы продажи домов и квартир, использования собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

Осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, всех объектов коммунального хозяйства, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения;

Принимает меры по обеспечению населения топливом и др. Городская администрация в области жилищного хозяйства и коммунально-бытового обслуживания населения:

Организует эксплуатацию муниципального жилищного фонда, объектов коммунального и дорожного хозяйства, предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, входящих в состав муниципальной собственности;

Распределяет в установленном порядке муниципальный жилищный фонд, ведет учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляет им жилые помещения в домах муниципального жилищного фонда, решает вопросы продажи домов и квартир, использования нежилых помещений, аренды зданий и сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а также выдает ордера на заселение жилой площади, за исключением домов, принадлежащих гражданам;

Осуществляет контроль за надлежащей эксплуатацией жилищного фонда, объектов коммунального хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обеспечивает бесперебойное коммунальное обслуживание населения, устойчивую работу объектов водо-, газо-, тепло-, энергоснабжения, принимает меры по обеспечению населения топливом.

1.3. Виды жилищного фонда в зависимости от форм использования.

В зависимости от форм использования жилых помещений в со­ставе жилищного фонда можно выделить: фонд социального исполь­зования, индивидуальный и коммерческий жилищные фонды.

Фонд социального использования впервые был предусмотрен в Основах федеральной жилищной политики (ст. 12), а затем ГК (ст. 672).

К названному фонду относятся жилые помещения в государственном и муниципальном жилищных фондах, включая жилые дома, квартиры и иные жилые помещения, заселенные на условиях договора найма и предоставляемые в пределах нормы жилой площади, а также жилые помещения в коммунальных квар­тирах, специализированные дома и жилые помещения в них. Жи­лищный фонд социального использования охватывает только те жилые помещения, которые включены в фонд социального исполь­зования местной администрацией, государственными и муници­пальными предприятиями и учреждениями. Часть жилых помеще­ний в домах государственного и муниципального жилищных фондов предоставляется по договору коммерческого найма и по договору аренды.

За гражданами, проживающими по ранее заключенным до­говорам найма в домах государственного и общественного жилищ­ных фондов, полностью сохраняются права, возникшие из этих договоров независимо от площади занимаемого жилого помеще­ния. Отсюда следует, что указанные граждане должны рассматривать­ся как субъекты договора социального найма, хотя они в свое вре­мя заключали обычный договор найма жилого помещения.

Индивидуальный жилищный фонд включает жилые дома и жилые помещения, находящиеся в собственности граждан и пред­назначенные для проживания самого собственника и членов его семьи, а также лиц, которым собственник сдал помещение на ос­новании договора (п. 2 ст. 288 ГК).

В данном случае существуют права и обязанности, основанные на нормах гражданского права (права собственника) и на нормах жилищного законодательства (права членов семьи собственника и пользователей по договору с собственником).

Коммерческий жилищный фонд составляют жилые помещения, которые собственник (гражданин или юридическое лицо) исполь­зует для извлечения прибыли путем заключения договора коммер­ческого найма либо договора аренды жилых помещений. Жилые помещения в данном случае могут принадлежать частному лицу или относиться к государственному либо муниципальному фонду. Право собственности и другие вещные права на жилые поме­щения, в том числе ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре. Однако некоторые права на жилые помещения государственной регистрации не подлежат. К их числу относятся права, возникающие из договоров коммерчес­кого и социального найма жилого помещения, а также из член­ства в жилищных кооперативах.

Жилищный фонд России, независимо от принадлежности, под­лежит государственному учету в порядке, установленном Прави­тельством РФ. В составе жилищного фонда учитываются жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использова­ния в установленном порядке в качестве служебных жилых поме­щений и общежитии.

В жилищный фонд не входят и не учитываются в его составе дачи дачно-строительных кооперативов, садовые домики садовод­ческих товариществ, вагончики, используемые строителями, мотели, турбазы, дома отдыха, санатории, пансионаты и другие строения и помещения, предназначенные для сезонного или вре­менного проживания независимо от длительности проживания в них граждан. Не могут быть отнесены к жилищному фонду и не подлежат государственному учету самовольно построенные дома и другие строения (ст. 222 ГК).

Учет помещения или строения в составе жилищного фонда имеет важное юридическое значение. Если строение или помеще­ние не учтено в составе жилищного фонда, к отношениям, возник­шим по их поводу, не могут применяться нормы жилищного зако­нодательства (например, правила о правах членов семьи основного пользователя, о выселении и т. д.).

Политическая система общества.

Политическая система общества – система отношений государственных и негосударственных организаций, институтов, с помощью которых осуществляется политическая жизнь общества. Она обеспечивает власть определенного класса, группы лиц, либо одного лица, регулирование и управление различными сферами общественной жизнедеятельности.

^ Политическая система общества – это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новые качества, не присущие ее частям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Наряду с государством в обществе могут возникать и функционировать самые разнообразные организации, которые объединяют людей по их разнообразным интересам: политическим, экономическим, духовным, профессиональным, культурным и т.д.

Это различные партии, профсоюзы, творческие объединения, молодежные, женские, религиозные организации, органы общественной самодеятельности, социальной помощи, кооперативы и ассоциации производителей. В той или иной мере все они участвуют в политической жизни страны и, таким образом, вместе с государством составляют политическую систему общества.

Жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории России, независимо от форм собственности, включая жилые и специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, жилые помещения из фондов жилья для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Жилищные фонды различают по порядку формирования, целевому назначению, правилам использования и другим элементам.



Согласно части 2 статьи 19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на:

1) частный - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и юридических лиц;

2) государственный - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации) и ее субъектам (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);

3) муниципальный - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

В зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на:

1) жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

2) специализированный жилищный фонд - совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела IV ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;

3) индивидуальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений частного жилищного фонда, которые используются гражданами - собственниками таких помещений для своего проживания, проживания членов своей семьи или иных граждан на условиях безвозмездного пользования, а также юридическими лицами - собственниками таких помещений для проживания граждан на указанных условиях пользования;

4) жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются их собственниками для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение или в пользование.

В соответствии со статьей 20 ЖК РФ государственный контроль над использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, над соответствием жилых помещений и коммунальных услуг установленным требованиям проводят уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и иными нормативными правовыми актами.

Согласно части 4 статьи 19 ЖК РФ, жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном Правительством России*(94). Основная задача государственного учета жилищного фонда - получение информации о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов жилищного фонда и изменении этих показателей. Государственный учет наряду с иными формами его учета должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений - документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).

Учету в бюро технической инвентаризации подлежат построенные и принятые в эксплуатацию жилые здания (помещения), а также жилые здания (помещения), включаемые в жилищный фонд. Государственный учет жилищного фонда в России включает в себя технический (оперативный) учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета составляет технический учет, осуществляемый независимо от принадлежности жилищного фонда по единой для Российской Федерации системе учета путем проведения технической инвентаризации и регистрации документов об обязанностях правообладателей по содержанию жилых строений и жилых помещений. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации - унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (БТИ), методическое обеспечение которых осуществляет государственная специализированная организация*(95).

Технический паспорт жилого помещения (квартиры), предусмотренный частью 5 статьи 19 ЖК РФ, содержит:

Раздел I. Сведения о принадлежности.

Раздел II. Экспликация площади квартиры.

Раздел III. Техническое описание квартир.

Раздел IV. Стоимость квартиры (п. 9.3 Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации (утв. приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 г. N 37).

Государственный учет жилого помещения имеет большое практическое значение: если помещение не учтено в составе жилищного фонда, то к отношениям, возникающим применительно к данному помещению, не подлежат применению нормы жилищного законодательства, в частности о проживании, вселении, выселении.

3. Понятие и виды жилых помещений.