Обзор российского рынка темных нефтепродуктов. Обзор рынка в выпуске • анализ ситуации на российском рынке анализ ситуации на российском рынке нефтепродуктов ринат хантемиров, пкп «мобойл» нефтепродуктов после того как цена нефти

Научное направление изучения структуры и организации рынков рассматривает концентрацию рыночной власти и ее влияние на конкурентную среду, как на национальном, так и на региональном рынках. Представителями этой школы были разработаны методы определения размеров рынков и географических границ рынков, изучена система факторов, определяющих структуру рынка, которые послужили основой для анализа конкурентной среды отраслевых рынков.

Количественными показателями, наиболее часто применяемыми для оценки структуры товарного рынка, являются:

1) численность продавцов, действующих на данном рынке;

2) степень однородности выпускаемой продукции;

3) доли, занимаемые продавцами на данном рынке;

4) показатели рыночной концентрации.

Численность продавцов, действующая на товарном рынке, позволяет определить, к какому типу структуры относится изучаемый отраслевой рынок: монополии, олигополии, монополистической конкуренции либо чистой конкуренции. Характеристика степени дифференциации выпускаемой продукции от товаров конкурентов, наиболее важна для выявления того, к какому типу олигополии относится отраслевой рынок: недифференцированной олигополии, когда выпускаемые отраслевыми предприятиями товары должны соответствовать строго определенным стандартам качества, либо дифференцированной олигополии, наиболее часто встречающейся на рынке потребительских товаров.

Рыночная доля отражает результаты конкурентной борьбы и показывает степень доминирования предприятия на рынке. Большая доля на рынке недифференцированной олигополии означает, что фирма лидер, вследствие действия эффекта масштаба и эффекта опыта, работает на рынке с наименьшими издержками и определяет степень рентабельности по всей отрасли посредством контроля над уровнем цен на рынке. Таким образом, исследование рыночных долей конкурентов позволяет выявить распределение сил в конкурентной борьбе.

Рынок нефтепродуктов относится к рынкам недифференцированной олигополии, поскольку НПЗ должны производить топливо в соответствии с существующими едиными для всех предприятий стандартами. Основными товарными продуктами, производимыми на НПЗ, являются следующие виды топлива: бензин, керосин, дизельное топливо, мазут. Помимо этого на части отечественных НПЗ производится дорожный битум, широкая фракция углеводородов, а также прямогонный бензин, являющиеся сырьем для нефтехимических производств.

На настоящий момент структура производства и реализации автобензинов российскими НПЗ характеризуется следующими показателями. (Табл.1.2.) Составлено автором по статистическим сборникам инфо ТЭК консалт Нефтехимия и нефтепереработка Т.1-3. за 2006,2005,2004, 2003 года НПЗ «КраснодарЭконефть» и Нижнекамский нефтеперерабатывающий завод не вошли в данную выборку, поскольку в номенклатуре выпускаемой продукции данных заводов присутствует только прямогонный бензин, а автомобильные бензины в рассматриваемый период не выпускались.

Таблица.1.3. Реализация автомобильных бензинов НПЗ России на внутреннем рынке в 2002-2005 году

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Всего поставлено в Россию

Как видно из представленных данных объемы потребления бензина в России колеблются в пределах 2-5%. Снижение объемов потребления бензина в 2003 году было, на наш взгляд, обусловлено значительным ростом цен на топливо, вызванное ростом цены на сырую нефть. Незначительный рост потребления бензина в 2004 году вопреки стремительному росту количества автовладельцев объясняется, на наш взгляд, сокращением количества автомобилей с высоким уровнем расхода топлива на единицу пробега. Полученная динамика потребления опровергает мнения аналитиков предвещающих дефицит бензина, хотя подобные утверждения встречаются в отечественной периодической печати. Так по мнению вице-президента Лукойла Л.Федуна: «Если не будут развиваться нефтеперерабатывающие мощности, то возникнет дефицит и России придется импортировать бензина все больше и больше, чтобы удовлетворить спрос на рынке» Баскаев К. «Бензиновая лихорадка»// Нефть России №3, 2006 .-с.76. По его словам в России необходимо увеличить производство бензина на 4-5 млн. тонн в год. Аналогичный дефицит бензина прогнозирует в 2007-2008 году К.Баскаев обосновывая его ростом числа автомобилей Баскаев К. «Бензиновая лихорадка»// Нефть России №3, 2006 .-с.78. Однако, даже в случае стремительного роста потребления бензина на внутреннем рынке, значительным резервом характеризуется экспорт автобензина. Согласно нашим расчетам в 2002 году экспорт бензина составил 16%, 2003 году экспорт бензина составил 19% от общего объема выпуска, а в 2004 году -18%. При этом экспорт нефтепродуктов для большинства НПЗ находящихся в центре России, менее рентабелен по сравнению с реализацией на внутреннем рынке. Поэтому в случае роста потребления автобензина в России, нефтяные компании без ущерба для себя сократят экспорт и переориентируют сбытовую политику. Кроме того, следует учитывать тот факт, что загрузка производственных мощностей отечественных НПЗ составляет в среднем 70%, т.е. при увеличении спроса на автобензин предприятия имеют определенный резерв. Поэтому, по нашему мнению, нет необходимости во введении в строй новых нефтеперерабатывающих мощностей ориентированных на переработку 4-5 млн. тонн. На наш взгляд, целесообразно не вводить в строй новые заводы, а наращивать мощности вторичных процессов, позволяющих углубить переработку и производить большее количество качественного автомобильного бензина из того же объема перерабатываемой нефти.

Помимо нефтеперерабатывающих заводов нефтепродукты производятся на газоконденсатных заводах ОАО «Газпром», совокупные мощности заводов Газпрома рассчитаны на переработку 8,2 млн. тонн нефтяного сырья. РосБизнесКонсалтин. Нефтеперерабатывающая промышленность. Обзор отрасли.-2003. Традиционно нефтеперерабатывающие предприятия «Газпрома» рассматриваются отдельно от остальных российских НПЗ. На заводах «Газпрома» ведется переработка газового конденсата, сырья по качественному составу значительно превосходящему нефть. Это позволяет на данных заводах получать 85% светлых нефтепродуктов с тонны переработанного сырья, тогда как средний показатель для российских НПЗ, как было указано нами ранее, составляет от 45 до 54%.

Производство топлив ведется также на мини-НПЗ. В настоящий момент их количество насчитывает порядка 40-50 установок с мощностью от 20 до 500 тыс. тонн перерабатываемой нефти в год. Количество мини-НПЗ в России ежегодно растет. Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, большая часть заводов в России принадлежит нефтяным компаниям, перерабатывающим собственную нефть. Малые нефтяные компании могут поставлять нефть на переработку преимущественно на башкирские заводы, Московский НПЗ, Ярославнефтеоргсинтез, вокруг которых и сосредоточен относительно свободный рынок нефтепродуктов. Из чего видно, что независимая переработка сконцентрирована в Приволжском и Центральном федеральном округе, в то время как нефтедобыча постепенно сместилась в Уральский и Сибирский федеральные округа. Это обусловило стремительный рост количества мини-НПЗ, в регионах Западной и Восточной Сибири. Появление мини-НПЗ с одной стороны продиктованы рынком и способствуют снижению уровня концентрации и росту конкуренции между производителями топлив. Однако топлива, вырабатываемые на мини-НПЗ, являются низкокачественными. На данных установках реализуется первичная разгонка нефти, позволяющая отобрать небольшую долю ценных светлых фракций. Дальнейшая переработка тяжелого остатка на подобных заводах не производится и сырье, содержащее значительную долю светлых, чаще всего экспортируется за рубеж, где из него на современных НПЗ выделяют фракции для производства дизельного топлива и керосина. Получаемое на мини-НПЗ топливо в связи с отсутствием процессов вторичной переработки не соответствует современным стандартам качества, это высокосернистое дизельное топливо и низкооктановый бензин. Таким образом, ни о каком соответствии современным ежегодно ужесточающимся стандартам по качеству моторных топлив речи не идет. Соответственно, мы считаем, что подобная конкуренция со стороны мини-НПЗ, основанная на производстве низкокачественных дешевых топлив, отрицательно воздействует на инновационную активность крупных нефтеперерабатывающих предприятий. Мы не разделяем положительной оценки появления мини-НПЗ данной специалистами РосБизнесКонсалтинг, поскольку считаем, что внедрение дорогостоящих вторичных облагораживающих процессов на мини-НПЗ будет скорее исключением, чем распространенной практикой. Таким образом, строительство подобных НПЗ стоимостью от $100млн до $650млн в Свердловской, Новосибирской, Магаданской, Орловской областях является неграмотным инвестиционным решением. В условиях ужесточения экологических стандартов по содержанию ароматических углеводородов, серы в моторных топливах большая часть мини-НПЗ вынуждена будет закрыться, в силу отсутствия финансовых ресурсов на внедрение вторичных процессов.

Для оценки уровня конкуренции интерес представляет динамика распределения долей рынка предприятий на российском рынке сбыта бензинов.(Табл.1.4.)

Таблица 1.4. Доля рынка НПЗ и ВИНКов на рынке автомобильных бензинов в России Рассчитано автором по статистическим сборникам инфо ТЭК консалт Нефтехимия и нефтепереработка Т.1-3. за 2006,2005,2004, 2003 года

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

По рассчитанным долям рынка мы видим, что основным поставщиком на российском рынке автомобильных бензинов является ЮКОС (20% в 2004 и 2005 году) вопреки расхожему мнению, что позиции лидера российской нефтепереработки занимает компания Лукойл. Таким образом, мы можем заключить, что Лукойл, имея наибольшие объемы перерабатываемой нефти, значительную долю нефтепродуктов экспортирует.

Как видно из представленных данных, доли рынка большинства компаний в 2003 и 2004 году сократились за счет роста сбыта двух крупнейших игроков на российском рынке нефтепереработки- ЮКОСа - прирост рынка-1,6% и Лукойла- прирост рынка- 0,4%. Представляет интерес тенденция сокращения объемов переработки третьего крупнейшего конкурента(совокупная доля рынка порядка 16%), обслуживающего преимущественно независимых переработчиков- группы заводов Башнефтехима, а также Салаватнефтеоргсинтеза. Так, мы видим ежегодное сокращение их доли рынка на 1,5%. Это косвенно свидетельствует о том, что в России растет количество автозаправок крупных ВИНК, в то время как, темпы прироста независимых заправочных станций невелик. Таким образом, происходит постепенное вытеснение независимых АЗС и соответственное усиление позиций крупнейших российских ВИНК на розничном рынке автобензина в России. Это, на наш взгляд, является причиной роста доли рынка ТНК, Лукойла, Роснефти и долей рынка заводов Газпрома - Омского и Московского НПЗ.

Вторым наиболее ликвидным продуктом отечественной нефтепереработки является дизельное топливо. Основными потребителями дизельных топлив на российском рынке являются автомобильный транспорт с высокой грузоподъемностью, речные и морские суда.

Ассортимент дизельных топлив, поступающих на рынок достаточно широк, хотя, в конечном счете, все дизельные топлива могут быть объединены в две группы: летнее дизельное топливо и зимнее дизельное топливо. Внутри каждой из групп выделяют дизельные топлива с содержанием серы от 0.05 до 0.5% вес.

Таблица 1.5. Требования к качеству дизельных топлив.

Дизтопливо, производимое по ГОСТу 305-82, является наиболее распространенным на сегодняшний день в России. Качество летнего дизельного топлива согласно данному стандарту указано в табл. 1.5. Помимо дизельного топлива, соответствующего ГОСТу 305-82 , в Москве и других крупных городах России используется специальное «городское дизельное топливо» с максимальным содержанием серы не выше 500 ррм вес. Существуют планы по изменению стандартов на содержание серы в российских дизельных топливах: по снижению уровня ее содержания до 500 или 350 ррм вес, но до сих пор они пока не были утверждены российским парламентом. Что касается стран Европейского Союза, то Европарламент утвердил в странах членах ЕС стандарт на содержание серы в дизельном топливе с 1 января 2005 года не более 50 вес.ррм и не более 10 вес.ррм с 2008 года. Уже сейчас, благодаря системе поощрительного налогообложения, в нескольких крупных европейских странах производятся экологически чистые дизельные топлива с содержанием серы не более 10 ррм вес. по стандарту 2008 года. В США Управление по охране окружающей среды предложило снизить к 2006 году среднее содержание серы до 15 ррм вес., а к 2008 году, также как и в странах ЕС, не более 10 ррм вес. Данное ужесточение норм по содержанию серы в топливах в развитых странах обусловлено чрезвычайно губительным воздействием диоксида серы на здоровье человека.

Кроме летнего и зимнего дизельного топлива на российском рынке выделяют также топливо арктическое и экспортное. В России с ее более суровыми климатическими условиями и холодными зимами фактическое соотношение производимых зимних и летних марок дизельных топлив меньше, чем в Канаде и ряде европейских стран со схожим климатом, например, скандинавскими странами. У нас суммарное производство дизельных топлив арктического и зимнего в общем объеме выпуска составляет 12-13%, у них 20-25%.Балукова В.А., Залищевский Г.Д., Колесов М.Л., Садчиков И.А., Сомов В.Е.. Стратегический анализ технической реструктуризации предприятия / Под ред. В.Е. Сомова.-СПб.: СПбГИЭУ,2001.-с.150 Потребности же в зимнем и арктическом топливе России составляют 35% от общего объема потребляемых дизельных топлив, т.е. в 2,5-3 раза выше. Балукова В.А., Залищевский Г.Д., Колесов М.Л., Садчиков И.А., Сомов В.Е.. Стратегический анализ технической реструктуризации предприятия / Под ред. В.Е. Сомова.-СПб.: СПбГИЭУ,2001.-с.150 В России выработка зимних дизельных топлив связана с высоким расходом керосиновых фракций, т.е. ресурсов более дорогостоящих на мировых рынках реактивных топлив, что и обуславливает небольшую выработку данного топлива.

В России как видно по рис.1.2. потребление дизельного топлива с 1999 по 2001 год ежегодно сокращалось. По мнению аналитиков, это происходило по причине роста цен на данный энергоресурс. Однако в 2002 года данная тенденция была преодолена, и потребление дизельного топлива в период с 2002 по 2005 год колебалось в пределах 3-1,5%. В 2005 году произошло резкое 10% увеличение потребления дизельного топлива. Это обусловлено, на наш взгляд, ростом грузооборота автомобильного транспорта сопряженного с увеличением тарифов на железнодорожный транспорт.

Рисунок 1.2. Динамика потребления дизельного топлива на внутреннем рынке России

В Российской Федерации основным потребителем дизтоплива является грузовой автотранспорт, на долю которого приходится около 30% всех поставок. Крупный сегмент рынка также составляют сельское хозяйство и автобусные перевозки (по 17-19%). На долю остальных приходится около 30% сюда включено потребление железнодорожным и водным транспортом, а также потребление дизтоплива энергетическими компаниями. Доля дизельного топлива, потребляемая населением -28%, а доля бензина, реализуемого на внутреннем рынке населению-76%. Таким образом, мы склонны утверждать, что спрос на бензин будет характеризоваться большей эластичностью в сравнении с дизельным топливом.

Объемы поставок дизельного топлива крупными НПЗ России представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6. Реализация дизельного топлива нефтеперерабатывающими заводами России на внутреннем рынке в 2002- 2005 году

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез

Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Всего поставлено в Россию

Как видно из таблицы 1.6 основными поставщиками дизельного топлива в России являются группы компаний Лукойла, ЮКОСа и Башнефтехима. В совокупности российскими НПЗ в 2002 году было произведено 50215,1 тыс.тонн дизельного топлива, в 2003 году 52523,4 тыс.тонн и в 2004 году- 53762,9 тыс.тонн, в 2005 году 60068,7 тыс.тонн топлива. Вычтя долю поставок в Россию мы видим, что в 2002 году было экспортировано 47% произведенного дизельного топлива, в 2003 году 46,3% произведенного топлива, в 2004 году 48,1%, в 2005 году - 49,2% произведенного россйискими НПЗ топлива. Основным экспортным рынком является Северо-Западная Европа (около 60-70%). Вторым по значимости является рынок Средиземноморья (~20-30%) и третьим - Сингапурский рынок (~ 8%). Доля остальных рынков незначительна.

Лидером по объемам производства дизельного топлива является компания Лукойл, однако, как показали результаты расчетов долей внутреннего рынка, приведенные в табл.1.7 наибольшую долю российского рынка дизельного топлива по-прежнему занимает ЮКОС. За исследуемых четыре года наиболее значительное сокращение доли рынка произошло у Лукойла на 5,5% и, соответственно, выросли доли рынка ЮКОСа на 6,1%, Роснефти и Московского НПЗ на 3,8%.

Таблица 1.7. Доля рынка ВИНКов на внутреннем рынке дизельного топлива

Нефтеперерабатывающий завод

Московский НПЗ

Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез

Славнефть-Ярославский НПЗ

ТНК-ВР Рязанский НПК

ТНК-ВР Саратовский НПЗ

ТНК-Орскнефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Ухтанефтепереработка

ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез

ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез

Лукойл - Волгограднефтепереработка

Марийский НПЗ

Башнефтехим-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Ново-Уфимский НПЗ

Башнефтехим-Уфанефтехим

Салаватнефтеоргсинтез


Сургутнефтегаз-Киришинефтеоргсинтез (КИНЕФ)

Татнефть - Нижнекамский НПЗ

ЮКОС - Новокуйбышевский НПЗ

ЮКОС - Ачинский НПЗ

ЮКОС - Ангарская нефтехимическая компания

ЮКОС - Куйбышевский НПЗ

ЮКОС-Сызранский НПЗ

ЮКОС-Стрежевской НПЗ

Хабаровский НПЗ

Краснодарский НПЗ - КраснодарЭкоНефть

Афипский филиал ООО Профит-4 (Краснодарнефтеоргсинтез)

Сибнефть - Омский НПЗ

Роснефть-Туапсинский НПЗ

Роснефть-Комсомольский НПЗ

Проведенный анализ показал, что формально между нефтеперерабатывающими предприятиями и нефтяными компаниями идет интенсивная конкуренция, и поводов возбуждения расследований ФАС России нет. Однако роста инновационной активности, присущей конкурентным отношениям крупных интегрированных объединений также не наблюдается. Мы считаем, в данном случае антимонопольные органы избегают правильного определения географических границ товарного рынка. Согласно порядку определения границ товарного рынка Приказ государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 20 декабря 1996 г. №169 об утверждении порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках. при определении географических границ рынка, учитываются следующие факторы:

Возможность перемещения спроса между территориями, предположительно входящими в единый географический рынок, то есть:

Доступность транспортных средств для перемещения покупателя к продавцу;

Незначительность* транспортных расходов на перемещение

покупателя к продавцу и т.д.;

Исходя из приведенных условий, мы видим, что в качестве географических границ товарного рынка рассматривать единый внутренний рынок нефтепродуктов России ошибочно, поскольку рынок автобензина относится к потребительскому розничному рынку. Очевидно, что условиям незначительности транспортных расходов на перемещение покупателя к продавцам соответствуют только локальные рынки или как минимум региональные рынки. Все выше перечисленное обусловило необходимость изучения структуры именно региональных рынков сбыта для выявления реальной конкуренции между нефтеперерабатывающими компаниями России.











Вы можете заказать данный отчёт в режиме on-line прямо сейчас, заполнив небольшую форму. Заказ отчёта не обязывает к его покупке. После получения заказа на отчёт с Вами свяжется наш менеджер.

Если данный отчёт Вам не подходит, Вы можете:

  • 1. с уточнением структуры отчёта
  • 2. по Вашей теме
  • 3. по Вашей теме

    В исследовании проанализирована динамика производства нефтепродуктов в России по видам, приведена региональная структура производства. Рассмотрена ценовая ситуация, представлены прогнозы объема производства на 2017 год.

    Кроме подробного анализа импортно-экспортных операций (объем поставок по годам и месяцам, ведущие страны импорта и экспорта), исследование содержит информацию об основных игроках на рынке нефтепродуктов в России.

    Дата последнего обновления: 15.10.2017.

    Внимание! Исследование, обновленное на текущую дату, предоставляется в течение 3 рабочих дней.

    Цель исследования

    Анализ российского рынка нефтепродуктов.

    Задачи исследования:

    • Проанализировать объем и структуру производства нефтепродуктов в Российской Федерации;
    • Проанализировать объем и структуру экспорта и импорта нефтепродуктов в Российской Федерации;
    • Собрать справочную информацию об основных игроках российского рынка нефтепродуктов;
    • Выявить тенденции и перспективы развития российского рынка нефтепродуктов.

    Методы исследования:

    • Сбор и анализ статистической информации (данные Федеральной службы государственной статистики, ЕМИСС, ФТС);
    • Анализ финансовой информации специализированной базы данных российских предприятий;
    • Сбор и анализ вторичной информации печатных и электронных деловых и специализированных изданий.

    Продукты, проанализированные в исследовании:

    Производство:

    • бензин (по видам);
    • битумы нефтяные (по видам);
    • топливо дизельное (по видам);
    • мазут (по видам);
    • резина регенерированная;
    • кокс нефтяной (по видам);
    • масла нефтяные (по видам);
    • ацетон синтетический;
    • керосин (по видам).

    Ценовая ситуация:

    • бензин автомобильный (по видам);
    • бензин газовый;
    • ацетон синтетический;
    • битумы нефтяные (по видам);
    • керосины (по видам);
    • конденсат газовый (по видам);
    • кокс нефтяной и сланцевый;
    • мазут топочный;
    • масла нефтяные (по видам);
    • резина регенерированная;
    • топливо дизельное (по видам).

    Импорт и экспорт:

    • бензины автомобильные, моторные и прочие;
    • керосин и топливо реактивное, прочий керосин;
    • масла смазочные и прочие;
    • мазут;
    • нефтяной кокс;
    • нефтяной битум;
    • битум нефтяной прочий, асфальт, смеси битумные;
    • прочие остатки нефтепереработки.

    Описание

    Резюме проекта

    Социально-экономическая характеристика РФ

    Производство

    Внешняя торговля

    Демографическая ситуация

    Занятость населения

    Уровень жизни и доходы населения

    Общая характеристика нефтепродуктов

    Классификация нефтепродуктов

    Анализ российского рынка нефтепродуктов

    Производство нефтепродуктов в РФ

    Масла нефтяные

    Остатки нефтепереработки

    Ценовая ситуация

    Керосины

    Газовый конденсат

    Кокс нефтяной и сланцевый

    Мазут топочный

    Масла, в т.ч. масла нефтяные

    Резина регенерированная

    Топливо дизельное

    Анализ импорта и экспорта нефтепродуктов

    Импорт нефтепродуктов из РФ

    Объем и динамика импорта

    Помесячная динамика импорта

    Структура и динамика импорта по странам

    Структура импорта по регионам ввоза

    Экспорт нефтепродуктов из РФ

    Объем и динамика экспорта

    Помесячная динамика экспорта

    Структура и динамика экспорта по странам

    Структура экспорта по регионам вывоза

    Основные игроки рынка нефтепродуктов

    «Газпром»

    «ЛУКОЙЛ»

    «Роснефть»

    «Сургутнефтегаз»

    «ТРАНСНЕФТЬ»

    «Татнефть»

    «НОВАТЭК»

    АНК «Башнефть»

    «Новый Поток»

    Тенденции и перспективы российского рынка нефтепродуктов

    Приложения

    Приложение 1. Список таблиц и диаграмм

    Список таблиц

    Таблица 2. Структура использования денежных доходов населения РФ, январь—декабрь 2016

    Таблица 3. Объем добычи нефти крупнейшими российскими нефтяными компаниями, 2013—2015

    Таблица 4. Объем переработки нефти крупнейшими российскими нефтяными компаниями, 2013—2015

    Таблица 5. Структура объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 6. Структура объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 7. Структура объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 8. Структура объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 9. Структура объема импорта масел смазочных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 10. Структура объема импорта масел смазочных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 11. Структура объема импорта мазута по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 12. Структура объема импорта кокса нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 13. Структура объема импорта кокса нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 14. Структура объема импорта битума нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 15. Структура объема импорта битума нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 16. Структура объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 17. Структура объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 18. Структура объема импорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам ввоза, 2016

    Таблица 19. Структура объема импорта прочих остатков нефтепереработки по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 20. Структура объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 21. Структура объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 22. Структура объема экспорта топлива керосинового реактивного по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 23. Структура объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 24. Структура объема экспорта масел смазочных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 25. Структура объема экспорта масел смазочных и прочих по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 26. Структура объема экспорта мазута по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 27. Структура объема экспорта мазута по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 28. Структура объема экспорта кокса нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 29. Структура объема экспорта кокса нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 30. Структура объема экспорта битума нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 31. Структура объема экспорта битума нефтяного по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 32. Структура объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 33. Структура объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 34. Структура объема экспорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам вывоза, 2016

    Таблица 35. Структура объема экспорта прочих остатков нефтепереработки по субъектам РФ, 2015—2016

    Таблица 36. Объемы переработки нефти и газового конденсата ПАО «Газпром» и его дочерними обществами, 2011—2016

    Таблица 37. Объемы производства основных видов продукции переработки газа и нефти ПАО «Газпром» и его дочерними обществами, 2016

    Таблица 38. Запасы природного газа компании «НОВАТЭК», 2010—2016

    Таблица 39. Запасы жидких углеводородов компании «НОВАТЭК», 2010—2016

    Таблица 40. Суммарные запасы углеводородов компании «НОВАТЭК», 2010—2015

    Таблица 41. Товарная добыча углеводородов компании «НОВАТЭК», 1h2016—1h2017

    Список диаграмм

    Диаграмма 1. Динамика ВВП России в текущих ценах, 1q2011—2q2017

    Диаграмма 2. Динамика внешнеторгового оборота России, 1q2011—2q2017

    Диаграмма 4. Динамика объема внешней торговли со странами дальнего зарубежья и государствами СНГ, 2010 — январь-август 2017

    Диаграмма 5. Профицит и дефицит консолидированного и федерального бюджетов Российской Федерации, 2006—2016

    Диаграмма 6. Динамика объемов кредитования юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей в рублях и в иностранной валюте и драгоценных металлах, 2009 — 01.09.2017

    Диаграмма 7. Динамика объемов кредитования физических лиц в рублях и в иностранной валюте и драгоценных металлах, 2009 — 01.09.2017

    Диаграмма 9. Динамика денежной массы (М2) в России, 2004 — 01.09.2017

    Диаграмма 10. Численность постоянного населения РФ, 1995 — 01.09.2017

    Диаграмма 11. Распределение федеральных округов России по численности населения, 2016

    Диаграмма 13. Численность экономически активного населения РФ, 2004—2016

    Диаграмма 14. Динамика изменения численности занятого и безработного населения РФ, 2004—2016

    Диаграмма 15. Распределение численности занятого и безработного населения по округам РФ, сентябрь 2017

    Диаграмма 16. Структура безработных (по методологии МОТ) по полу, сентябрь 2017

    Диаграмма 17. Динамика средней номинальной заработной платы и величины прожиточного минимума в России, 2q2012—2q2017

    Диаграмма 18. Динамика среднеквартальной стоимости минимального набора продуктов питания и фиксированного набора потребительских товаров и услуг в России, январь 2013 — июль 2017

    Диаграмма 19. Структура потребительских расходов домашних хозяйств РФ, 2q2017

    Диаграмма 20. Динамика объема производства бензина автомобильного и бензина газового, 2010— 2017П

    Диаграмма 21. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 22. Помесячная динамика объема производства бензина газового, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 23. Структура объема производства бензина автомобильного и бензина газового по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 24. Динамика объема производства бензина автомобильного класса 2,3,4,5, 2011—2014

    Диаграмма 25. Динамика объема производства бензина автомобильного класса 2,3,4,5, 2015—2017П

    Диаграмма 26. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного класса 2 и класса 3, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 27. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного класса 4 и класса 5, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 28. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного с октановым числом более 80, но не более 92; с октановым числом более 92, но не более 95, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 29. Помесячная динамика объема производства бензина автомобильного с октановым числом более 95, но не более 98; с октановым числом более 98, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 30. Структура объема производства бензина автомобильного класса 2 и класса 3 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 31. Структура объема производства бензина автомобильного класса 4 и класса 5 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 32. Динамика объема производства бензинов специальных и прямогонного бензина, 2010— 2017П

    Диаграмма 33. Помесячная динамика объема производства бензинов специальных, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 34. Помесячная динамика объема производства бензина прямогонного, бензина авиационного, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 35. Структура объема производства бензинов специальных и прямогонного бензина по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 36. Динамика объема производства битумов, 2015—2017П

    Диаграмма 37. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 38. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных дорожных, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 39. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных строительных, кровельных, изоляционных и аналогичных; битумов нефтяных и сланцевых, не включенных в другие группировки, прочих, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 40. Помесячная динамика объема производства битумов нефтяных кровельных, битумов нефтяных строительных, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 41. Структура объема производства битумов нефтяных дорожных и битумов нефтяные строительных, кровельных, изоляционных и аналогичных по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 42. Структура объема производства битумов нефтяных и сланцевых, не включенных в другие группировки, прочих по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 43. Динамика объема производства топлива дизельного класса 2, 3, 4, 5, 2011—2014

    Диаграмма 44. Динамика объема производства топлива дизельного класса 2, 3, 4, 5, 2015—2017П

    Диаграмма 45. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного класса 2 и класса 3, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 46. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного класса 4 и класса 5, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 47. Структура объема производства топлива дизельного класса 2 и класса 3 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 48. Структура объема производства топлива дизельного класса 4 и класса 5 по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 49. Динамика объема производства топлива дизельного арктического и топлива дизельного зимнего, 2010— 2017П

    Диаграмма 50. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного зимнего и арктического, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 51. Структура объема производства топлива дизельного зимнего и арктического по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 52. Динамика объема производства топлива дизельного летнего, топлива дизельного прочего, 2010—2017П

    Диаграмма 53. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного летнего, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 54. Помесячная динамика объема производства топлива дизельного летнего и прочего, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 55. Структура объема производства топлива дизельного летнего и прочего по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 56. Динамика объема производства мазутов, 2010—2017П

    Диаграмма 57. Помесячная динамика объема производства мазута топочного и флотского, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 58. Помесячная динамика объема производства мазута прочего, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 59. Структура объема производства мазута топочного и флотского по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 60. Структура объема производства мазута прочего по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 61. Динамика объема производства резины регенерированной, 2010— 2017П

    Диаграмма 62. Помесячная динамика объема производства резины регенерированной, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 63. Структура объема производства резины регенерированной по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 64. Динамика объема производства кокса, 2010—2017П

    Диаграмма 65. Помесячная динамика объема производства кокса кальцинированного нефтяного и сланцевого и кокса некальцинированного нефтяного и сланцевого, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 66. Помесячная динамика объема производства кокса некальцинированного нефтяного, сентябрь 2016 — сентябрь 2017

    Диаграмма 67. Помесячная динамика объема производства кокса кальцинированного нефтяного, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 68. Структура объема производства кокса кальцинированного нефтяного и сланцевого и кокса некальцинированного нефтяного и сланцевого по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 69. Структура объема производства кокса некальцинированного нефтяного по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 70. Динамика объема производства масел нефтяных, 2010—2017П

    Диаграмма 71. Помесячная динамика объема производства масел нефтяных смазочных и масел нефтяных различного назначения, ноябрь 2015 — декабрь 2016

    Диаграмма 72. Помесячная динамика объема производства масел нефтяных смазочных; дистиллятов тяжелых, не включенных в другие группировки, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 73. Структура объема производства масел нефтяных смазочных и масел нефтяных смазочных различного назначения и сланцевого по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 74. Динамика объема производства кокса нефтяного, битума нефтяного и прочих остатков нефтепереработки, 2012—2017П

    Диаграмма 75. Помесячная динамика объема производства кокса нефтяного, битума нефтяного и прочих остатков нефтепереработки, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 76. Структура объема производства кокса нефтяного, битума нефтяного и прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 77. Динамика объема производства ацетона синтетического, 2010—2017П

    Диаграмма 78. Динамика объема производства керосина, включая топливо реактивное керосиновое, и керосинов осветительных, 2010—2017П

    Диаграмма 79. Помесячная динамика объема производства керосинов технических и топлива реактивного керосинового типа, январь — сентябрь 2017

    Диаграмма 80. Структура объема производства керосина, включая топливо реактивное керосиновое, по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 81. Структура объема производства керосина осветительного по федеральным округам, 2016

    Диаграмма 83. Динамика средних цен производителей бензина, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 84. Динамика средних цен производителей ацетона синтетического, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 86. Динамика средних цен производителей битума, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 88. Динамика средних цен производителей топлива реактивного керосинового типа, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 89. Динамика средних цен производителей на газовый конденсат, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 90. Динамика средних цен производителей газового конденсата, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 91. Динамика средних цен производителей на кокс нефтяной и сланцевый, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 92. Динамика средних цен производителей кокса нефтяного, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 93. Динамика средних цен производителей на мазут топочный, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 94. Динамика средних цен производителей на мазут топочный, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 95. Динамика средних цен производителей на масла нефтяные, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 96. Динамика средних цен производителей на масла различных видов, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 97. Динамика средних цен производителей на резину регенерированную, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 98. Динамика средних цен производителей на резину регенерированную, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 99. Динамика средних цен производителей на топливо дизельное, ноябрь 2015—декабрь 2016

    Диаграмма 100. Динамика средних цен производителей на топливо дизельное, январь—сентябрь 2017

    Диаграмма 101. Динамика объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 102. Динамика объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 107. Динамика объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 108. Динамика объема импорта прочих остатков нефтепереработки, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 109. Помесячная динамика объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 110. Помесячная динамика объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 111. Помесячная динамика объема импорта масел смазочных и прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 115. Помесячная динамика объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 116. Помесячная динамика объема импорта прочих остатков нефтепереработки, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 117. Топ-20 стран-импортеров бензинов автомобильных, моторных и прочих, 2016

    Диаграмма 119. Топ-20 стран-импортеров масел смазочных и прочих, 2016

    Диаграмма 122. Топ-20 стран-импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, 2016

    Диаграмма 124. Структура объема импорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 125. Структура объема импорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 126. Структура объема импорта масел смазочных и прочих по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 127. Структура объема импорта кокса нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 128. Структура объема импорта битума нефтяного по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 129. Структура объема импорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 130. Структура объема импорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам ввоза, 2016

    Диаграмма 131. Динамика объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 132. Динамика объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 137. Динамика объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 138. Динамика объема экспорта прочих остатков нефтепереработки, 2014 — январь-июль 2017

    Диаграмма 139. Помесячная динамика объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 140. Помесячная динамика объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 141. Помесячная динамика объема экспорта масел смазочных прочих, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 145. Помесячная динамика объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 146. Помесячная динамика объема экспорта прочих остатков нефтепереработки, март 2016 — июль 2017

    Диаграмма 147. Топ-20 стран по экспорту бензинов автомобильных, моторных и прочих из России, 2016

    Диаграмма 148. Топ-20 стран по экспорту керосина, топлива реактивного и прочего керосина из России, 2016

    Диаграмма 149. Топ-20 стран по экспорту масел смазочных и прочих из России, 2016

    Диаграмма 150. Топ-20 стран по экспорту мазута из России, 2016

    Диаграмма 152. Топ-20 стран по экспорту битума нефтяного из России, 2016

    Диаграмма 153. Топ-20 стран экспорта битума нефтяного прочего и асфальта, смесей битумных из России, 2016

    Диаграмма 155. Структура объема экспорта бензинов автомобильных, моторных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 156. Структура объема экспорта керосина, топлива реактивного и прочего керосина по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 157. Структура объема экспорта масел смазочных и прочих по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 158. Структура объема экспорта мазута по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 159. Структура объема экспорта кокса нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 160. Структура объема экспорта битума нефтяного по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 161. Структура объема экспорта битума нефтяного прочего и асфальтов, смесей битумных по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 162. Структура объема экспорта прочих остатков нефтепереработки по федеральным округам вывоза, 2016

    Диаграмма 164. Динамика финансовых показателей компании «Газпром», 2013—1q2017

    Диаграмма 165. Распределение добычи товарных углеводородов компанией «ЛУКОЙЛ», 2016

    Диаграмма 166. Динамика финансовых показателей компании «ЛУКОЙЛ», 2012—1h2017

    Диаграмма 167. Динамика финансовых показателей компании «Роснефть», 2012—1h2017

    Диаграмма 168. Динамика финансовых показателей компании «Сургутнефтегаз», 2011—2016

    Диаграмма 169. Динамика финансовых показателей компании «Транснефть», 2011—1h2017

    Диаграмма 170. Добыча нефти компанией «Татнефть» по крупнейшим месторождениям, 2016

    Диаграмма 171. Динамика финансовых показателей компании «Татнефть», 2012—1h2017

    Диаграмма 172. Динамика финансовых показателей компании «НОВАТЭК», 2010—1h2017

    Диаграмма 173. Динамика финансовых показателей АНК «Башнефть», 2011—1h2017

    Диаграмма 174. Динамика финансовых показателей компании «Новый Поток», 2014—2016

Другие исследования по теме

Название исследования Цена, руб.
Маркетинговое исследование рынка нефтесервисных услуг

Регион: Россия

Дата выхода: 01.06.18

275 000
Российский рынок СУГ (сжиженных углеводородных газов): итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 20.09.17

75 000
Российский рынок СЖТ (синтетических жидких топлив): итоги 2016 г., прогноз до 2019 г.

Регион: РФ

Дата выхода: 10.09.17

75 000
Обзор российского рынка нефтепродуктов 2017г.

Регион: Россия

Дата выхода: 13.06.17

52 500

Обзор российского рынка

нефтепродуктов

Обзор рынка В выпуске

Анализ ситуации на российском рынке

Анализ ситуации на российском рынке нефтепродуктов

Ринат Хантемиров, ПКП «МОБОЙЛ» нефтепродуктов

Итоги бизнес-форума «Аналитики товарных цены нефтепродуктов на российском рынке обвалились. Покупатели взяли паузу в закупках, объемы биржевых торгов снизились на не- рынков»: СПбМТСБ представила развитие месколько дней.


Однако после объявления ставок экспортных пошлин ханизмов торговли на январь 2016 года, которые в совокупности с ростом акцизов приИтоги бизнес-форума «Аналитики товарных ведут к повышению экспортного паритета, а также в связи с приближением новогодних каникул, покупатели вернулись на рынок. рынков»: Участники рынка подвели итоги Автомобильный бензин 2015 года и обсудили прогнозы на 2016 год Товарные остатки бензинов на НПЗ и ПНПО ВИНК 14 декабря составили 1579 тыс. т, с начала ноября запасы стабильны.

Основные показатели биржевого рынка Белорусским производителям российский рынок мало интересен.

Кроме того, экспортный паритет для бензина Регуляр-92 для НПЗ Центрального федерального округа с учетом январской экспортной ± к 07.12– 14.12–18.12 пошлины и нового акциза оказался выше текущих цен на российском 11.12 рынке. В сочетании с сезонно Объем торгов, тонн 549306 +120028 низким спросом это приведет к росту экспорта бензина, что должно поддержать цены на внутреннем рынке, по крайней мере в европей- Количество сделок, ед. 3116 +21 ской части страны.

Продажи автобензина, тонн 201940 +2392 Особенно сильно обвалились цены на бензины в Сибири. Низкий спрос побуждает нефтяные компании, как и прошлой зимой, предо- Продажи авиакеросина, тонн 32345 -1955 ставлять скидки на собственных АЗС.

–  –  –

Запрещено копирование и распространение без письменного разрешения правообладателя, © ООО Независимое агентство «АТР», 2015 год Мелкии опт уже в КОММОДе ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ И СКАЧАТЬ С 16 ноября в Аналитическом терминале «КОММОД» начата тестовая трансляция мелкооптовых цен на нефтепродукты, которые ежедневно мониторит и публикует Независимое агентство «Аналитика товарных рынков».

Клиентам «Аналитики товарных рынков» эта информация рассылается ежедневно в формате MS Excel.

В Аналитическом терминале «КОММОД» мелкооптовые цены на нефтепродукты транслируются в онлайн-режиме:

данные по ценам доступны подписчикам сразу после их добавления в систему. Кроме того, пользователи терминала «КОММОД» получают уведомления об изменении мелкооптовых цен, а также могут настраивать формат вывода данных.

Тестовая трансляция мелкооптовых цен продлится до середины 10 декабря, после чего данный сервис будет доступен по подписке.

–  –  –

СПбМТСБ представила развитие механизмов торговли на Индекс СПбМТСБ Владимир, Регуляр-92 /т форуме «Итоги работы российского рынка нефтепродуктов в 2015 году» 42000 Руководители Санкт-Петербургской Международной Товарносырьевой Биржи (СПбМТСБ) 15 декабря приняли участие с доклада- 40000 ми в форуме «Итоги работы российского рынка нефтепродуктов в 2015 году», организованном «Аналитикой товарных рынков». 38000 СПбМТСБ выступила генеральным партнером форума.

На открытии форума выступил президент СПбМТСБ Алексей Рыб- 36000 ников. Он отметил роль биржи в качестве инфраструктурного элемента экономики, который является эффективным каналом продаж 34000 и механизмом формирования прозрачных цен.

Алексей Рыбников кратко остановился на основных итогах разви- 32000 тия биржевой торговли нефтепродуктами в 2015 году. Он отметил окончательное оформление работы Биржевого комитета после под- 30000 писания соответствующего соглашения между ФАС России, Банком 01.09.2015 29.09.2015 27.10.2015 25.11.2015 России и ФНС. В рамках заседаний комитета с начала 2015 года обсуждаются наиболее важные инициативы по совершенствованию механизмов торговли на товарном рынке. Индекс СПбМТСБ Владимир, Премиум-95 /т Руководитель биржи выделил основные направления совершенствования данных механизмов, развития индексного ценообразования, контроля за соблюдением обязательств участниками торгов, работы с регуляторами рынка.

Алексей Рыбников отметил также стратегический проект СПбМТСБ 40000 по запуску поставочного фьючерсного контракта на российскую экспортную нефть. Организация нового нефтяного ценообразования, по 38000 оценке главы биржи, будет иметь глобальные последствия для российского и международного товарного рынка, в том числе и для рын- 36000 ка нефтепродуктов.



О результатах работы биржи на рынке нефтепродуктов за 11 месяцев 2015 года рассказал первый вице-президент СПбМТСБ Михаил Темниченко. В указанный период объем торговли в секции «Нефтепродукты» составил 13,882 млн т, оборот в денежном выра

–  –  –

Представитель биржи обратил внимание аудитории на запуск отдельной биржевой сессии СПбМТСБ для адресных договоров и сокращение времени основной торговой сессии, что способствовало 31000 концентрации ликвидности и усилению контроля за эффективностью биржевого ценообразования. Правила биржи в этом году также ужесточили контроль за фактами неисполнения участниками торгов своих договорных обязательств.

С июня 2015 года СПбМТСБ осуществляет торги сжиженными уг- 27000 леводородными газами (СУГ) на основании требований Совместного 01.09.2015 29.09.2015 27.10.2015 25.11.2015 приказа (5% биржевой реализации от производства). В планах биржи - привлечение новых участников, создание объективного ценоИндекс СПбМТСБ Владимир, ДТ зимнее /т вого индикатора для рынка СУГ.

Планы биржи на 2016 год включают также: работу по созданию единого биржевого базиса, объединяющего железнодорожные и 38000 трубные отгрузки на условиях поставки франко-НПЗ, синхронизацию биржевой торговли и деятельности РЖД для обеспечения приоритетности транспортировки по биржевым сделкам. 36000 Со второго полугодия 2015 года намечен полномасштабный переход на Территориальные индексы, которые рассчитываются для трех крупнейших внутренних рынков нефтепродуктов - европейской 34000 части России, Урало-Сибирского региона, Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Директор по срочному рынку СПбМТСБ Алексей Сергеев предста- 32000 вил аудитории доклад о рынке фьючерсов на нефтепродукты. Данный рынок является надежным инструментом страхования ценовых рисков и долгосрочного планирования деятельности компаний. 30000 Алексей Сергеев рассказал о стратегиях работы с расчетными и 01.09.2015 29.09.2015 27.10.2015 25.11.2015 поставочными контрактами, о механизме компенсации потерь на Приведены биржевые индексы без транспорта

–  –  –

спотовом рынке за счет хеджирования, эффективности работы водства бензина, дизельного топлива, СМТ и ТПБ, а также снис фьючерсами для разных групп участников торгов. жение производства мазута и «прочих» нефтепродуктов. При этом лидером роста переработки оказались независимые НПЗ, Директор по срочному рынку биржи особо отметил начало а среди лидеров снижения переработки - «Башнефть» и учебных торгов поставочным фьючерсом на нефть, которые ЛУКОЙЛ. Рост производства бензина произошел большей чаначались в ноябре. Доступ к торгам открыт всем потенциальстью за счет ЯНОСа, «Роснефти» и ТАИФ-НК, по которым в ным пользователям данного биржевого инструмента, в настоягоду была зафиксирована низкая база из-за реконструкщее время идет активное практическое освоение участниками ции установок, либо аварий.

стратегий торговли.

В 2016 году растут экспортный паритет и очищенная от налоПредставители СПбМТСБ приняли активное участие в дисгов стоимость большинства нефтепродуктов, особенно по бенкуссии в рамках форума, совместно с игроками оптового и роззинам. Снова пострадают мазут и темные нефтепродукты, кроничного топливного рынка, ведущими биржевыми брокерами, ме масел и кокса. В теории это должно повысить рентабельпредставителями регуляторов и аналитиками.

ность нефтепереработки. Однако опыт последних лет показыУчастники рынка подвели итоги 2015 года и обсудили вает, что рост экспортного паритета не удается автоматически прогнозы на 2016 год транслировать в цену внутреннего рынка, поэтому вероятно Менеджер Московского нефтегазового центра EY Дмитрий продолжение тенденций 2015 года - снижение переработки Дзюба выступил на форуме с презентацией «Мировой рынок нефти, рост переработки газового конденсата и увеличение нефти: итоги 2015 года и прогноз на 2016 год». Дмитрий по- выходов светлых нефтепродуктов.

дробно рассказал о конъюнктуре глобального рынка нефти, о Директор по развитию бизнеса «Аналитики товарных рынков»

различиях между текущим падением цен и ситуацией конца Михаил Турукалов представил прогноз конъюнктуры российначала 2009 года и озвучил сценарий для рынка нефти ского рынка автобензина и дизтоплива в 2016 году. В следуюна среднесрочную перспективу.

щем году, как ожидают в «АТР», российский рынок бензина Анвар Гафиатуллин, старший менеджер Pricewaterhouse- будет сбалансирован за счет стагнирующего спроса на товар и Coopers, рассказал о тенденциях в глобальном спросе на продления оборота топлива класса 4 на I полугодие. Если доля нефтепродукты. По оценкам PwC, в 2015 году спрос на нефть автобензина класса 4 в структуре производства в I полугодии вырос на 1,8 млн бр./сут. в основном за счет роста спроса на 2016 года останется выше 5–7%, оборот товара, вероятно, просветлые нефтепродукты. В 2016 году спрос вырастет еще на длят до конца 2016 года, что автоматически сделает внутренмлн бр./сут. в основном за счет азиатских стран. ний рынок сбалансированным по производству и потреблению По оценкам PwC, спрос на бензин падает в Европе и дина- во II полугодии 2016 года.

мично растет в Азии. Спрос на дизтопливо стагнирует в Китае, Дмитрий Терентьев, менеджер по развитию бизнеса Argus растет в Европе и развивающихся странах Азии (за исключени- Media, выступил с презентацией «Рынок мазута. Итоги 2015 ем Китая). Спрос на керосин растет быстрее всего, в особенно- года и прогнозы». В 2015 году производство мазута сократисти в Китае и Азии в целом. Наконец, спрос на мазут падает в лось в результате снижения объемов переработки нефти и Европе, Китае и развитых странах, прежде всего в секторах модернизации НПЗ, внутреннее потребление мазута году такбункеровки и генерации. же снизилось. «Налоговый маневр» способствовал росту эксДинамика развития экономики Китая характеризуется как порта нефти и мазута в текущем году. Продажи мазута на споslower not lower - то есть при сокращении роста в относитель- товом рынке сократились, при этом появились прямые контракном выражении, с учетом размера экономики абсолютный при- ты между продавцами и покупателями с отсрочкой платежа.

рост находится на уровне показателей 2000-х годов. А посколь- 2015 год оказался сложным для независимых трейдеров, спеку фокус смещается от инвестиций к потреблению, то основ- циализирующихся на мазуте, и бункеровщиков. Участники рынные драйверы спроса на нефтепродукты в Китае - бензин и ка корректировали свою коммерческую политику в соответкеросин. Другие средние дистилляты и тяжелые нефтепродук- ствии с новой конъюнктурой рынка. В 2016 ожидается снижеты переживают спад. ние производства на фоне модернизации НПЗ, при этом эксНа текущий момент Европейский Союз постепенно сворачи- порт мазута сократится из-за роста коэффициента в экспортвает программу поддержки дизельного топлива. При выравни- ной пошлине с 76% до 82%.

вании акцизов, OPEX по дизтопливу со стороны автолюбителя Виталий Чернов, главный редактор медиа-группы «Портвсе равно ниже (8 центов на 1 км против 10 центов на 1 км у Ньюс», рассказал о состоянии и перспективах бункерного рынбензина), при этом CAPEX на 10–20% выше. По оценкам PwC, ка России. В 2014 году в России было реализовано примерно в случае выравнивания акцизов доля автомобилей с дизель- 17,13 млн т бункерного топлива, грузооборот морских портов ным двигателем как процент от новых продаж снизится на 15% составил 623,5 млн т. В 2015 году наблюдается падение реалив пользу бензиновых. зации бункерного топлива в большинстве бункеровочных ценС 2015 года лимит по содержанию серы в бункерном топливе тров, самое сильное - в Находке.

для зон ECA составляет 0,1%, а с 2020 года лимит по сере для Максим Дьяченко, управляющий партнер компании бункерного топлива в целом по миру снизится до 0,5%.

В этой «Петролеум Трейдинг», рассказал о способах минимизации связи в краткосрочной перспективе наиболее высокие темпы финансовых рисков на рынке нефтепродуктов и привел пример роста среди бункерного топлива будут демонстрировать диз- консервативного подхода к формированию кредитной политики топливо и газойль, а в долгосрочной перспективе наибольшую торговой компании на рынке. Максим Дьяченко подробно расдинамику продемонстрирует СПГ. сказал об источниках информации о контрагентах, которые Представитель «ВНИПИнефти» Елена Чернышева выступила использует «Петролеум Трейдинг», и привел пример расчета с презентацией «Итоги модернизации нефтеперерабатываю- лимитов на поставщика и на покупателя.

щей отрасли в 2015 году». По оценкам «ВНИПИнефти», на НПЗ РФ проведена достаточная модернизация для того, чтобы заводы могли полностью обеспечить внутренний рынок дизтопливом класса 5, однако полный переход на бензин класса 5 может привести к недостатку товара в 2016 году.

Ринат Хантемиров, начальник отдела маркетинга и биржевых торгов компании «МОБОЙЛ», в своем выступлении проанализировал ситуацию в нефтеперерабатывающей отрасли РФ в 2015 году и озвучил прогноз на 2016 год.

Итогами первых 10 месяцев налогового маневра стали снижение переработки нефти и рост переработки газового конденсата, увеличение выходов светлых нефтепродуктов у ВИНКов, особенно у «Газпрома», «Башнефти» и ЛУКОЙЛа, рост произ

–  –  –


Похожие работы:

« (ВНИИДАД) УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федерального архивного агентства _ А.Н. Артизов «_»_2014 г. ОТЧЁТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по теме 2.2.4 «Разработка проекта отраслевого стандарта создания электронных копий архивных документов» Плана научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, выполняемой на основе государственного...»

«Годовой отчет Сердце Санкт-Петербурга и Ленинградской области В непрерывном ритме смены напряжения и расслабления сердце дает нам энергию на протяжении всей жизни. Благодаря уникальным свойствам своих клеток, оно служит для человека генератором, бесперебойно посылающим энергию во все органы и клетки тела. В каждой клетке тела – а их примерно 75 миллиардов – энергия сердца. Энергия – это ключевое слово современного мира. Как человек не может жить без энергии сердца, так и мегаполисы, города,...»

«ЕЖЕГОДНОЕ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ IAB RUSSIA 19 ноября 2015 Москва Повестка: 1. Отчет о деятельности IAB Russia за 2015 год 2. Утверждение финансового отчета и бухгалтерского баланса IAB Russia за 2015 год 3. Членство в IAB Russia:-Исключение компаний из состава членов -Прием новых членов 4. Согласование плана деятельности IAB Russia на 2016 год:-Утверждение структуры состава комитетов -Согласование деятельности комитетов -Планирование образовательного направления...»

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАТАРСТАН КОМИТЕТ РЕСПУБЛИКАСЫНЫ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ТАРИФЛАР БУЕНЧА ДЛТ ПО ТАРИФАМ КОМИТЕТЫ от 08 ноября 2013 года № 36-ПР г. Казань УТВЕРЖДАЮ И.о. председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам А.Л. Штром ПРОТОКОЛ заседания Правления Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам Присутствовали: Члены Правления: Штром А.Л., первый заместитель председателя Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам; Борисова Л.П., заместитель...»

« М. Горького. Член Союза писателей России (СССР) с 1988 года. Автор 25 книг прозы и свыше 500 публикаций в периодике Москвы, Тулы, Воронежа, Екатеринбурга и др. городов. Главный редактор всероссийского ордена Г. Р. Державина литературного журнала «Приокские зори», член редколлегий ряда московских и тульских периодических изданий. Лауреат...»

«Бюллетень № 277 (476) ДНЕВНИК ЗАСЕДАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ 9. О Федеральном законе О регулировании отПредседательствует дельных вопросов, связанных с проведением в Председатель Совета Федерации Российской Федерации XV Международного конВ.И. Матвиенко курса имени П.И.Чайковского в 2015 году, и внесеI. Открытие триста семьдесят четвертого засении изменений в отдельные законодательные акты дания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Российской Федерации. (Звучит...»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Еще одной причиной снижения активности на рынке является недостаточное выделение средств дорожникам, причем ситуация по прогнозам игроков не изменится до конца июля, то есть - до окончания ЧМ.
Основные работы в этом году, по всей видимости, будут проводиться в августе-сентябре, и соответственно в этот период стоит ожидать пика цен на битумном рынке.
Что касается цен продукта на заводах, то они сохранились.
Так, например, по одной из наиболее привлекательных цен в ПФО реализуется продукт с завода «Газпром нефтехим Салават» - 15 500 руб./т (а/т) и 14 500 руб./т (ж/д). Прежней сохраняется стоимость ресурса на Нижнекамском НПЗ у компании «ТАИФ-НК» - 16 700 руб./т (а/т). На Орском НПЗ у компании «ФортеИнвест» цена ресурса с отгрузкой автотранспортом ниже на 700 рублей - 16 000 руб./т, стоимость ж/д партий сохранилась на отметке 15 000 руб./т.
На Юге России стоимость ресурса также сохранилась на прежних значениях. По одной из наиболее привлекательных цен реализуется ресурс с Краснодарского НПЗ - 15 500 руб./т. Значительно выше цена на заводах в Саратове и Волгограде. Так, стоимость БНД на Саратовском НПЗ составляет 18 100 руб./т.
В Центральной части России по одной из наиболее привлекательных цен предлагается продукт с завода в Киришах, но объемы здесь ограничены, и как сообщают игроки, продукт к трейдерам не попадает. Поэтому основной производственной площадкой стал Московский НПЗ, где сегодня стоимость БНД составляет 17 100 руб./т. Дороже продукт на Рязанской НПК - 17 700 руб./т.
Наиболее высокая цена наблюдается в Нижегородской области на НОРСИ. Здесь битум реализуется автотранспортом по 19 750 руб./т.
В СФО стоимость на заводах также варьируется. По наиболее привлекательной цене предлагается БНД с Омского НПЗ - 18 400 руб./т при реализации по а/т и 18 000 руб./т при реализации по ж/д. Дороже ресурс на заводах в Ачинске и Ангарске.
Наиболее высокая стоимость продукта в восточной части страны - на Хабаровском НПЗ (ДФО), 25 500 руб./т.
Стоимость ПБВ на этой неделе, как и стоимость БНД, в целом сохранилась. Так, «Газпромнефть-Битумные материалы» продолжает реализацию продукта по 26 800 руб./т, «РН-Битум» - по 26 200 руб./т.
Не дорожал продукт и у независимых производителей. Компания «Техпрогресс» сохраняет цену на уровне 26 400 руб./т. Стоимость ПБВ у компании «Петро-Хим Технологии» сегодня держится на отметке в 25 900 руб./т. Компания «ТехноНИКОЛЬ» сохранила ценник ПБВ на производственных площадках в Воскресенске и Выборге на отметках 28 000 и 31 100 руб./т соответственно.
Но нашлись игроки, которые цену на неделе повысили. Так, компания «Битумное производство» с производственной площадки в Кстово реализует продукт на 1 500 рублей дороже, по 28 000 руб./т.
Динамика цен ПБВ отражает изменения цен сырья на рынке с небольшим временным лагом, но на следующей неделе игроки 19 числа планируют повысить стоимость ПБВ после удорожания БНД.
На текущей неделе стоимость топочного мазута на заводах России преимущественно снижалась, исключением стал только Омский НПЗ, где отмечено повышение цены.
На уфимской группе НПЗ за недельный период продукт подешевел на 100 рублей, до 15 800 руб./т.
На 300 рублей понизилась стоимость продукта на Саратовском НПЗ, до 18 300 руб./т.
На самарской группе НПЗ стоимость ресурса понизилась на 600 рублей, до 17 800 руб./т.
На Рязанской НПК стоимость М-100 снизилась на 700 рублей, до 18 200 руб./т.
На заводе в Ярославле стоимость мазута снизилась на 1 200 рублей и составляет 17 500 руб./т.
Наиболее ощутимое понижение цены произошло на Московском НПЗ - 1 600 рублей, до 17 200 руб./т.
На Ачинском НПЗ М-100 подешевел на 800 рублей, до 17 200 руб./т.
На Омском НПЗ стоимость продукта повысилась на 300 рублей, до 17 200 руб./т.
Прежней осталась цена на Ангарском НХК, мазут реализуется по 19 300 руб./т.

« Прокомментируйте, пожалуйста, высказывание двух известных спекулянтов смарт-лаба о том, что сырьевой рынок перестал ходить по фундаменталу (и как вывод предсказать его поведение на отрезке в один год не получится) »

Алексей, наш ресурс не предназначен для того, чтобы давать оценки поведения рынков со спекулятивной точки зрения. Мы считаем, что базовыми факторами для прогнозирования цен на сырьевых рынках является соотношение спроса и предложения, а также маржинальность производства и себестоимость добычи сырья. Этот подход заложен нами в основу прогнозирования цен и с успехом применяется нами уже не первый год. При этом мы отдаем себе отчет в сложности такого прогноза: действительно, прогнозировать рыночную конъюнктуру товарных рынков очень тяжело. С одной стороны, мы не всегда имеем доступ в полной мере к информации, характеризующей спрос и предложение. С другой стороны, товарные рынки подвержены определенным манипуляциям со стороны крупных рыночных игроков. По этой причине, на коротких временных окнах сырьевые цены могут вести себя нелогично, не оправдывая наших ожиданий. Отчасти нашу задачу облегчает тот факт, что прогнозы цен на сырье нужны нам для оценки будущих доходов компаний, а не для игры на колебаниях сырьевых цен. Так как компании реализуют свою продукцию в течение всего года, нам необходимо иметь представление именно об изменении средних по году цен на ресурс, и вовсе не обязательно знать точную стоимость сырья на конкретную дату. И хотя в отдельные периоды времени на сырьевые цены могут влиять настроения инвесторов и прочие околорыночные причины, в конечном счете динамика среднегодовых цен на сырье определяется фундаментальными факторами. Более того, для нас важен даже не прогноз цен на сырье на ближайший год, а выработка наиболее вероятного сценария поведения сырьевых цен в диапазоне 5-7 лет.

« В обзоре выше ничего не говорится о недавнем скачке цен на железную руду (7 марта цена поднималась до 58-62 долларов за тонну в зависимости от биржи, причем за день скачек составил рекордные 19%, немного опустившись впоследствии). В считаете это кратковременным явлением? »

Сергей, спасибо за Ваш вопрос! Краткосрочные колебания цен на активы прогнозировать достаточно сложно. По нашему мнению, недавний скачок цен на железную руду не связан с фундаментальными факторами на рынке данного сырья, ведь на нем по-прежнему наблюдается значительный излишек предложения. Рост цен может быть вызван краткосрочными перебоями поставок сырья из Австралии и других регионов. Однако это не говорит о том, что цены на руду вновь перейдут к снижению. Это может означать подтверждение нашей гипотезы о достижении ценами на железную руду минимальных значений в конце прошлого - начале текущего года. Мы считаем, что со временем цены на железную руду будут постепенно восстанавливаться от своих минимальных значений на фоне закрытия нерентабельных производств. Вместе с тем, возможны краткосрочные колебания цен как вверх, так и вниз.

Если смотреть по годовым данным, на которые мы и ориентируемся, то взаимосвязь очень слабая

« В мае стоимость бензина вплотную приблизилась к психологической отметке 30 руб. за литр 95-го. Срок действия соглашения правительства с нефтяниками о сдерживании розничных цен на горюче-смазочные материалы до завершения президентских выборов истек, поэтому сейчас ничто не сдерживает роста цен на топливо. Поможет ли сниженных экспортных пошлин удержать рост цен??? »

Экспортные пошлины не оказывают влияния на внутренние цены на бензин. На высокий уровень цен на бензин в России влияют два основных фактора: 1. Высокая степень монополизации рынка (маржа российских производителей выше, чем у европейских). 2. Рост автомобилизации приводит к росту спроса на бензин. В результате производственные мощности российских НПЗ загружены почти полностью.

« С 1 июня 2012 года экспортная пошлина на нефть в России снизится почти на $30 - с $448,6 до $419,8 за тонну, льготная ставка снижена до $210,8 за тонну. Соответствующее постановление 23 мая 2012 года было утверждено правительством РФ. Пошлина на экспорт светлых и темных нефтепродуктов составит $277 за тонну, бензина - $377,8 за тонну. Сверхприбыль у нефтянки - скакнут акции отрасли? »

Никаких сверхприбылей нет. Пошлины корректируются раз в месяц исходя из средних цен на нефть за предыдущие три месяца. Т.е. как правило пошлины реагируют на изменение нефтяных цен с лагом три месяца. Когда цены растут рост пошлин чуть запаздывает и компании действительно получают чуть больше прибыли, когда цены падают то прибыли компаний падают более существенно т.к. снижение пошлин происходит с временным лагом. Сейчас пошлина снижена на 6,4% - это не существенно, особенно, принимая во внимание что и цены на нефть тоже немного снизились. На котировки нефтяных компаний это влияния не окажет.