Заполненное решения о проведении выездной налоговой проверки. Выездная налоговая проверка. Порядок проведения. Копия или оригинал

Решение о проведении выездной налоговой проверки – это обязательный документ, без него действия инспекторов незаконны. Читайте, кто вправе выносить решение, что оно должно содержать и какие лазейки можно использовать, чтобы оспорить проведение проверки и ее результаты.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения. Это обязательный документ, без него проверка невозможна. Он содержит сведения, необходимые налогоплательщику. А если оно составлено с ошибками, у проверяемой компании или предпринимателя есть возможность оспорить законность проведенной проверки и отменить ее результаты. Расскажем обо все подробно.

Кто выносит решение о выездной налоговой проверке

Решение о проведении выездной проверки может вынести одно из двух должностных лиц (п.1 ст.89 НК РФ):

  • Руководитель налогового органа,
  • Заместитель руководителя налогового органа.

О каком налоговом органе идет речь? Ответ содержит п.2 ст.89 НК РФ:

Кого проверяют

Какой налоговый орган проверяет

Организацию

ИФНС по месту нахождения организации

Физическое лицо, в том числе ИП

ИФНС по месту жительства физического лица

Обособленное подразделение иностранной компании, признанной налоговым резидентом РФ

ИФНС по месту нахождения подразделения

Крупнейший налогоплательщик

Орган ФНС, в котором крупнейший налогоплательщик состоит на учете

Участник проекта «Сколково»

Орган ФНС, в котором компания состоит на учете

Филиал или представительство российской организации, в котором проводится самостоятельная проверка

ИФНС по месту нахождения филиала или представительства

Это закрытый перечень проверяющих. Обратите внимание, что в нем отсутствуют налоговые органы по месту нахождения имущества организации. Если, к примеру, у компании есть недвижимое имущество или транспорт в другом регионе, организация перечисляет соответствующие налоги в том субъекте РФ. Однако налоговые органы по месту нахождения недвижимости не вправе проводить выездную проверку у компании – собственника.

Форма решения о проведении выездной проверки

В п.2 ст.89 НК РФ перечислены обязательные сведения, которые должны быть указаны в решении о выездной налоговой проверке:

  1. Полное наименование налогоплательщика – организации или полные фамилия, имя и отчество, если контролируют предпринимателя,
  2. Предмет проверки – это перечень налогов или страховых взносов, которые будут контролировать. Часто в решении пишут «все налоги и взносы», чтобы провести полную комплексную проверку. Запрета на такую формулировку НК РФ не содержит,
  3. Периоды, за которые проводится проверка,
  4. Перечень сотрудников ФНС, которые направляются для проведения контрольных мероприятий. В документе должны быть указаны их должности, фамилии и инициалы.

Форма решения утверждена в Приложении №3 к приказу ФНС от 08.05.2015г. №ММВ-7-2/189@. Вы можете скачать бланк по ссылке ниже:

Помимо уже перечисленных реквизитов в установленной форме содержатся следующие пункты:

  • Номер решения,
  • Дата его вынесения,
  • Дата и подпись налогоплательщика о получении решения.

Последние две даты имеют исключительно важное значение для проверяемого предприятия или коммерсанта. О них мы расскажем подробнее.

Дата вынесения решения о проведении выездной проверки

Выездная проверка – всегда нежеланное событие. Первый вопрос, который возникает у налогоплательщика: сколько продлится проверка? Налоговый кодекс четко регламентирует срок проведения проверки, возможность ее продления, приостановки и возобновления. Подробно о сроках проведения выездной проверки мы рассказали в

Тогда возникает второй вопрос: с какого момента начинается течение срока? Налоговый кодекс не содержит никаких указаний на этот счет. Не обязывает он и налоговиков сообщать налогоплательщику о предстоящей проверке. Об этом чиновники Минфина напомнили в письме от 17.02.2016г. №03-02-07/1/8635. В этом же письме чиновники указывают, что началом проверки является дата вынесения решения о ее проведении. Дата уведомления налогоплательщика при этом значения не имеет.

Неизбежно возникает ситуация, когда решение о проверке вынесено, и проверка уже началась, а налогоплательщик об этом еще не знает. Но это не означает нарушения его прав.

В общем случае инспекторам предоставлено два месяца. Если, к примеру, они пришли на предприятие через две недели после вынесения решения, то на контрольные мероприятия им останется полтора месяца.

Ошибки в решении о проведении выездной налоговой проверки

Ошибки инспекторов на руку налогоплательщику, ведь они дают возможность оспорить результаты проверки. Обычно при обжаловании результатов контрольных мероприятий все внимание сосредоточено на обстоятельствах, которые привели к доначислению налогов. Однако не менее пристального внимания заслуживает решение о проведении проверки. Возможно, оно составлено с ошибками. Тогда есть повод для признания незаконной самой проверки, что повлечет отмену ее результатов.

Можно выделить два вида ошибок:

  • Ошибки оформления решения о проведении проверки,
  • Ошибки, связанные с исполнением решения.

Если при оформлении документа инспекторы допустили ошибку, у компании есть возможность оспорить само проведение контрольных мероприятий и их результаты. Но не любая ошибка является критичной, а только та, которая допущена в реквизитах, перечисленных НК РФ как обязательные.

Например, полное наименование компании является обязательным реквизитом, поэтому ошибка в нем дает возможность признать действия инспекторов незаконными. А ИНН налогоплательщика Налоговым кодексом не указан в числе обязательных реквизитов, поэтому ошибка в нем не означает незаконности проверки. То же самое касается юридического или фактического адреса организации.

Второй вид ошибок связан с исполнением решения. Речь идет о ситуациях, когда действия инспекторов не соответствуют содержанию документа и требованиям НК РФ. Например, если в составе комиссии присутствуют инспекторы, не указанные в решении. Или если в ходе проверки инспекторы безосновательно меняют состав контролируемых налогов, меняют период проверки.

Она предполагает более тщательное изучение документов и финансовой отчетности предприятия, а значит выше шанс обнаружения налоговых нарушений. Как осуществляется выездная налоговая проверка 2017, порядок проведения проверки – об этом в нашей статье.

Решение о выездной проверке

Решение о проведении выездной проверки – главный документ, дающий инспекторам право на данную контрольную процедуру. Его выносит ИФНС по месту нахождения фирмы, месту жительства ИП или физлица. Когда проверяется только обособленное подразделение организации, порядок назначения выездной налоговой проверки предусматривает вынесение решения о проверке ИФНС по месту его нахождения (п. 2 ст. 89 НК РФ).

Выездная проверка не может назначаться сторонними инспекциями, где, например, стоит на учете только недвижимое или иное имущество налогоплательщика.

В тексте решения указывается наименование (Ф.И.О.) проверяемого лица, налоги, по которым будет проводиться проверка, проверяемые периоды, а также перечисляются должности и фамилии инспекторов, проводящих проверку.

Место проведения выездной проверки

Выездная проверка проводится на территории налогоплательщика. Предупреждать заранее о своем визите налоговики не обязаны, ссылаясь на п. 8 ст. 89 НК РФ, где порядок проведения налоговой проверки ничего не говорит о сроках предъявления налогоплательщику решения, но подчеркивается, что сама проверка начинается со дня, когда вынесено решение о ее назначении, и ведется до составления справки о ее проведении (письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 03-02-07/1/8635; письмо ФНС РФ от 10.03.2016 № ЕД-4-2/3936).

Помимо вручения решения о проверке (лично или заказным письмом), проверяющие обязаны предъявить налогоплательщику свои служебные удостоверения. Если в решении указаны одни сотрудники ИФНС, а проверять пришли другие - это грубое нарушение, и документы о результатах такой проверки незаконны.

Для проведения выездной проверки налогоплательщик должен предоставить проверяющим помещение в своем офисе, а если такой возможности у него нет, порядок проведения налоговой проверки допускает ее прохождение на территории ИФНС, при этом она все равно считается выездной (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок выездной проверки ограничен 2 месяцами, но при необходимости он может продлеваться до 4-х, а в исключительных случаях – до 6 месяцев. В этот период включается проверка самого налогоплательщика вместе с его филиалами и представительствами. Если же проверка проводится только по обособленному подразделению, на нее отводится меньший срок – 1 месяц, но без возможности ее продления (п. 6, 7 ст. 89 НК РФ; п. 2 приложения № 4 к приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189).

Проверку могут приостановить для истребования информации и документов, проведения экспертиз, перевода документов с иностранного на русский язык. Общий срок приостановки не должен превышать 6 месяцев, а если этого времени не хватило для получения нужной информации от иностранных госорганов, допускается его продление еще на 3 месяца (п. 9 ст. 89 НК РФ).

Учитывая данный порядок и сроки проведения выездной налоговой проверки, максимальная ее продолжительность может составить 15 месяцев.

Выездная налоговая проверка 2017: порядок проведения

Любая выездная проверка проводится по поводу правильности начисления и своевременности уплаты налогов, сборов, а с 2017 г. еще и страховых взносов. Налогоплательщика или налогового агента могут проверить как по одному, так и по нескольким налогам сразу (п. 3 ст. 89 НК РФ). Причем, проверяемый период не должен превышать 3-х лет, предшествующих году выездной проверки, то есть, в 2017 г. ИФНС может проверять налоги за 2014-2016 годы и истекший период 2017г. (п. 4 ст. 89 НК РФ).

Порядок назначения налоговых проверок не допускает проверку налога за тот же период более одного раза, кроме случая, когда по итогам выездной проверки подается «уточненка» по уменьшению налога к уплате. При этом повторная проверка возможна только по отношению к изменениям, а незатронутые при корректировке данные проверяться заново не должны (письмо ФНС РФ от 26.09.2016 № ЕД-4-2/17979).

Действующий порядок проведения выездной налоговой проверки дает инспекторам право требовать у налогоплательщика документы, связанные с проверяемыми налогами, а он в свою очередь, обязан их предоставить – отказ в предоставлении документов или несоблюдение сроков их представления, является налоговым правонарушением и дает повод проверяющим провести выемку необходимой им документации. Требование передается налогоплательщику под расписку, а документы подаются на проверку в виде заверенных копий. Ознакомление с подлинными документами возможно только на территории налогоплательщика, кроме ситуации, когда выездная проверка проходит в стенах ИФНС (п. 12 ст. 89; п. 1-4 ст. 93 НК РФ).

Проверяющие также могут проводить инвентаризацию имущества, осматривать производственные и прочие, связанные с получением дохода, помещения и территории (п. 13 ст. 89 НК РФ).

Дата окончания выездной проверки – это дата составления справки по ее результатам , которую налогоплательщик должен получить на руки в тот же день. В течение 2-х месяцев после проверки, налоговики составляют акт и не позднее 5 дней с даты акта вручают его налогоплательщику. При несогласии с фактами, изложенными в акте, ему дается 1 месяц на представление в ИФНС своих возражений (ст. 100 НК РФ).

Таков общий порядок проведения выездной налоговой проверки. Схема действий налоговиков, фактически, включает два основных момента: изучение и анализ документов, а также подведение итогов и составление акта проверки.

Российский бухгалтер, N 6, 2016 год
Ольга Заботина,
эксперт журнала

Целью выездной налоговой проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах. В данной статье рассмотрим общий порядок проведения выездной налоговой проверки.

ФНС России в письме от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 дало рекомендации о проведении выездных налоговых проверок (далее - Рекомендации).

Решение о проведении налоговой проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица ().

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном статьей 83 Налогового кодекса РФ , к категории крупнейших налогоплательщиков, выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика (п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки организации, получившей статус участника проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" , выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе.

Решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков выносит налоговый орган, осуществивший постановку на учет ответственного участника этой группы ().

Решение о проведении выездной налоговой проверки иностранной организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в налоговом органе, за исключением случаев постановки на учет иностранной организации в связи с открытием ей счетов в банках на территории Российской Федерации. При этом необходимо учитывать следующие особенности. По налогу на добавленную стоимость решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом, в который иностранная организация согласно п.7 ст.174 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории Российской Федерации обособленных подразделений иностранной организации. По налогу на прибыль организаций решение о проведении выездной налоговой проверки выносится налоговым органом, в который иностранная организация согласно п.4 ст.307 Налогового кодекса РФ обязана представлять налоговые декларации и уплачивать налог в части налоговой базы и суммы налога, рассчитанной отдельно по каждому отделению либо по нескольким отделениям в части деятельности в рамках единого технологического процесса, или в других аналогичных случаях.

Указанные решения подписываются руководителем (заместителем руководителя) соответствующего налогового органа.

В решении о проведении выездной налоговой проверки необходимо указывать сведения о том, что один из сотрудников налоговых органов, которым поручается проведение проверки, является руководителем проверяющей группы. Руководитель проверяющей группы организует работу проверяющей группы, дает в письменной форме сотрудникам, участвующим в проведении проверки, задания и обязательные указания и уполномочен совершать действия, установленные Налоговым кодексом РФ и Рекомендациями.

В решении о проведении проверки организации, имеющей обособленные подразделения, кроме руководителя проверяющей группы необходимо указывать сведения о руководителях проверяющих бригад по месту нахождения обособленных подразделений. Руководитель проверяющей бригады организует работу бригады, дает задания, обязательные указания сотрудникам, участвующим в проведении проверки, и уполномочен совершать действия, установленные Налоговым кодексом РФ и Рекомендациями.

В решении о проведении проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст.83 Налогового кодекса РФ , к категории крупнейших налогоплательщиков, имеющей обособленные подразделения, кроме руководителя проверяющей группы необходимо указывать сведения о руководителях проверяющих бригад по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений.

Во избежание негативных последствий в случае выбытия проверяющих по объективным причинам (например, увольнение, отпуск по уходу за ребенком, продолжительная болезнь, смерть) не рекомендуется формировать проверяющую группу в составе единственного сотрудника налогового органа.

Руководителю проверяющей группы (бригады) необходимо изучить материалы предпроверочного анализа и наметить мероприятия налогового контроля, необходимые для подтверждения предполагаемых налоговых правонарушений и сбора доказательственной базы.

Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.

Программа проверки должна быть разработана в разрезе налогов и вопросов, подлежащих проверке, а также предусматривать перечень и последовательность необходимых действий, направленных на сбор доказательственной базы по каждому предполагаемому факту налогового правонарушения. В программе следует установить примерные сроки проведения мероприятий с указанием конкретных исполнителей данных мероприятий.

Указанная программа проведения проверки утверждается начальником (заместителем начальника) налогового органа, которым устанавливается периодичность отчетов руководителя проверяющей группы о ходе проведения проверки.

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

- выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

- составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

- организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Результаты проведенного совещания должны быть запротоколированы. Протокол подписывается участниками совещания, и его копия направляется в органы внутренних дел, сотрудники которых включены в выездную налоговую проверку.

Внесение изменений и дополнений в ранее принятое Решение о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки в части изменения проверяемых налогов и (или) периодов недопустимо.

В случае изменения места нахождения (места жительства) проверяемого лица в ходе проведения выездной налоговой проверки в состав проверяющей группы (бригады) в обязательном порядке включаются должностные лица налогового органа по новому месту нахождения (месту жительства) проверяемого лица. С указанной целью налоговый орган, вынесший решение о проведении выездной налоговой проверки, подготавливает и направляет запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика-организации.

Не допускается внесение изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки, в результате которого действие документа прекращается либо аннулируется и т.п., за исключением смерти проверяемого физического лица.

Внесение иных изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки не допускается.

Решение о внесении изменений в решение о проведении выездной налоговой проверки подписывается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и заверяется печатью налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки вручается налогоплательщику, а в случае проверки консолидированной группы налогоплательщиков - ответственному участнику этой группы.

Факт ознакомления налогоплательщика с решением о проведении выездной налоговой проверки отражается на экземпляре решения о проведении выездной налоговой проверки, остающемся на хранении в налоговом органе, путем заполнения налогоплательщиком (его представителем) отметки "С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен" с указанием соответствующей даты.

В случае невозможности вручения решения о проведении выездной налоговой проверки его экземпляр направляется по почте заказным письмом по адресу, указанному в учредительных документах налогоплательщика либо ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, а также по адресу регистрации его руководителя.

Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки, соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительным письмом в налоговые органы по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

Решение о проведении выездной налоговой проверки доводится до сведения руководителя (уполномоченного им лица) филиала (представительства) и иного обособленного подразделения непосредственно после прибытия проверяющей группы на объект проверки.

Проведение выездной налоговой проверки в части филиала (представительства) и иного обособленного подразделения, в случае проверки организации в целом, не может быть начато ранее проведения проверки в части головной организации.

Предъявление вместе со служебными удостоверениями решения о проведении выездной налоговой проверки организации является основанием доступа должностных лиц, проводящих выездную налоговую проверку, на территорию или в помещение проверяемого лица (за исключением жилого помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц).

Ограничения при проведении выездных налоговых проверок

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам (п.3 ст.89 Налогового кодекса РФ). Предметом выездной налоговой проверки являются проверяемые налоги.

Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки "по всем налогам и сборам". Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.

При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (главы 26.1 -26.5 Налогового кодекса РФ), предмет проверки указывается: "по всем налогам и сборам".

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций. Учитывая, что предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков является правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п.4 ст.89.1 Налогового кодекса РФ), решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков содержит неизменяемый реквизит "в отношении исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков". Проведение таких проверок не препятствует проведению отдельных выездных налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а равно в части периодов, когда организация не являлась участником консолидированной группы.

Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) рекомендуется устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (глубина выездной налоговой проверки. Из этого правила предусмотрено единственное исключение - в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

При применении п.4 ст.89 Налогового кодекса РФ необходимо учитывать следующее:

1) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий три календарных года, предшествующих году, в котором представлена такая декларация;

2) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет. Вместе с тем имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как пункт 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию.

При указании периода проведения проверки вновь созданных организаций налоговым органам необходимо учитывать, что в соответствии с п.2 ст.55 Налогового кодекса РФ для организаций, созданных после начала календарного года, первым налоговым периодом является период времени со дня создания организации до конца данного года, а при создании организации в день, попадающий в период времени с 1 декабря по 31 декабря, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня создания до конца календарного года, следующего за годом создания. При этом днем создания организации признается день ее государственной регистрации. В отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал, указание первых налоговых периодов производится в соответствии с периодами, согласованными при создании организации налоговым органом по месту учета налогоплательщика (п.4 ст.55 Налогового кодекса РФ).

Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС России о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения (п.5 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Учитывая вышеуказанное ограничение, налоговым органам необходимо ориентироваться на проведение выездных налоговых проверок по всем налогам и сборам (комплексные выездные налоговые проверки). При этом проведение выездных налоговых проверок по отдельным налогам (тематических выездных налоговых проверок) рекомендуется осуществлять в исключительных случаях.

Для проведения более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года в отношении каждой выездной налоговой проверки сверх указанного ограничения налоговым органом в вышестоящий налоговый орган направляется мотивированный запрос о проведении выездной налоговой проверки. В случае если таким налоговым органом является управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, то оно направляет указанный запрос вместе со своим мотивированным заключением о целесообразности проведения выездной налоговой проверки непосредственно в ФНС России. В случае если, по мнению управления ФНС России по субъекту Российской Федерации, целесообразность проведения выездной налоговой проверки отсутствует, запрос не направляется. О принятом решении сообщается налоговому органу, направившему запрос.

ФНС России рассматривает запрос и сообщает о своем решении. В случае положительного решения назначение выездной налоговой проверки осуществляется соответствующим налоговым органом в установленном порядке.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Ограничения по периодам и количеству проверок согласно п.16.1 ст.89 Налогового кодекса РФ не действуют, если решение о проведении выездной налоговой проверки резидента, исключенного из единого реестра резидентов Особой экономической зоны в Калининградской области, вынесено не позднее чем в течение трех месяцев с момента уплаты сумм налогов.

Выездные налоговые проверки и обособленные подразделения

Согласно в рамках выездной налоговой проверки организации, имеющей обособленные подразделения, налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика. В указанной связи в решении о проведении проверки организации нет необходимости указывать обособленные подразделения организации.

Организацию выездных налоговых проверок налогоплательщиков-организаций с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляют налоговые органы по месту нахождения организации.

Организацию выездной налоговой проверки организации, отнесенной в порядке, предусмотренном ст.83 Налогового кодекса РФ , к категории крупнейших налогоплательщиков, с одновременной проверкой обособленных подразделений осуществляет налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Не позднее чем за один месяц до начала квартала, в котором запланировано начало проведения выездной налоговой проверки, налоговый орган, организующий проведение проверки, направляет налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений запрос о выделении должностных лиц для проведения проверки обособленного подразделения. В указанном запросе должны быть отражены следующие сведения:

- полное наименование организации, ее ИНН;

- наименование обособленного подразделения, подлежащего проверке (при наличии);

- адрес места нахождения обособленного подразделения, подлежащего проверке, КПП организации по месту нахождения данного обособленного подразделения;

- предполагаемые сроки начала и окончания проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика-организации;

- периоды, за которые проводится проверка;

- предмет проверки (виды налогов, по которым проводится проверка).

При необходимости запрашиваются материалы предыдущих самостоятельных налоговых проверок филиалов (представительств).

Указанный запрос направляется в виде корреспонденции "для служебного пользования" по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Налоговый орган, получивший указанный запрос, обязан в течение 10 дней с момента получения запроса представить предложения по составу сотрудников, которым будет поручено проведение проверки обособленного подразделения, с указанием фамилий, имен, отчеств (Ф.И.О.) должностных лиц, занимаемых ими должностей, классных чинов. При этом указывается должностное лицо - руководитель проверяющей бригады по месту нахождения обособленного подразделения.

Количество экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки включает экземпляры для предъявления при доступе проверяющих на территорию (в помещения) по месту нахождения организации (далее этот экземпляр остается на хранении в налоговом органе в материалах проверки) согласно количеству обособленных подразделений организации.

При оформлении экземпляров решения о проведении выездной налоговой проверки, а также иных решений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ , принимаемых в ходе выездной налоговой проверки, пометка "Для служебного пользования" (ДСП) не проставляется.

Копия решения о проведении выездной налоговой проверки подлежит вручению лицу, в отношении которого проводится выездная налоговая проверка (его представителю), проверяющими должностными лицами налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, либо передаче иным способом.

Не позднее следующего рабочего дня после вынесения налоговым органом, назначившим проверку, решения о проведении выездной налоговой проверки соответствующие экземпляры решения направляются сопроводительными письмами в адреса налоговых органов по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации.

К сопроводительному письму прилагаются:

- задания на проведение мероприятий налогового контроля проверяющим бригадам по месту нахождения обособленных подразделений проверяемого налогоплательщика;

- выписка из заключения по результатам предпроверочного анализа;

- порядок и сроки представления отчетов о работе бригады;

- порядок и сроки представления материалов в части обособленного подразделения для составления акта проверки;

- иные необходимые для проведения проверки материалы.

Сопроводительное письмо с приложениями направляется в виде корреспонденции "для служебного пользования" по электронным каналам связи либо на бумажном носителе фельдъегерской связью, заказным или ценным почтовым отправлением.

Задание на проведение мероприятий налогового контроля и необходимые материалы могут также направляться в ходе проведения выездной налоговой проверки.

Самостоятельная налоговая проверка

Налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом необходимо учитывать, что согласно п.7 ст.12 Налогового кодекса РФ налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, относятся к федеральным налогам.

Решение о проведении выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации выносит налоговый орган, осуществивший постановку этой организации на учет по месту нахождения филиала или представительства налогоплательщика-организации (п.2 ст.89 Налогового кодекса РФ).

Налоговый орган, проводящий самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Налоговый орган не вправе проводить в отношении одного филиала или представительства налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение одного календарного года.

При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проведения проверки не может превышать один месяц.

Согласно п.2 ст.89.1 Налогового кодекса РФ самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства участника консолидированной группы налогоплательщиков не проводится. При применении указанной нормы необходимо иметь в виду, что такая проверка невозможна в силу того, что налог на прибыль организаций не является региональным или местным налогом, по которым согласно п.7 ст.89 Налогового кодекса РФ возможны самостоятельные выездные проверки филиалов или представительств любых организаций, в том числе участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Место проведения выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика (участника консолидированной группы налогоплательщиков) либо по месту нахождения налогового органа в случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

При проведении выездной налоговой проверки на территории (в помещении) налогоплательщика доступ проверяющих на территорию или в помещение налогоплательщика осуществляется при предъявлении этими лицами служебных удостоверений и решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

Отсутствие возможности предоставления помещения для проведения выездной налоговой проверки должно быть обусловлено объективными причинами и подтверждаться фактическими обстоятельствами.

Принятие решения о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения налогового органа осуществляется руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, при наличии письменного заявления лица, в отношении которого проводится проверка либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр территорий (помещений) налогоплательщика, предусмотренный ст.92 Налогового кодекса РФ .

О принятом решении уведомляется лицо, в отношении которого проводится проверка.

размер шрифта

ПРИКАЗ Минюста РФ от 25-12-2006 380 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕГЛАМЕНТА ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕГИСТРАЦИОННОЙ СЛУЖБОЙ... Актуально в 2018 году

Принятие решения о проведении проверки

17. Основаниями для начала исполнения государственной функции являются:

установленный утвержденным на соответствующий календарный период планом проверок срок проведения проверки соответствующего субъекта проверок;

наличие оснований для проведения внеплановой проверки, предусмотренных пунктом 9 Административного регламента.

18. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 17 Административного регламента, специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки:

собирает все имеющиеся в Федеральной регистрационной службе (ее территориальном органе) материалы в отношении субъекта проверки, в том числе статистические и иные имеющиеся формы отчетности, характеризующие состояние деятельности субъекта проверки, акты по результатам предыдущих проверок, результаты устранения выявленных нарушений, иные материалы;

при необходимости обеспечивает подготовку, направление запросов в другие органы государственной власти (налоговые органы, органы государственной статистики и др.) и иные организации, а также получение от них соответствующей информации.

Срок выполнения действия определяется сроками получения ответов на запросы, направленные в другие органы государственной власти и организации.

19. Специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, проводит анализ подготовленных (имеющихся и полученных по запросам) материалов в отношении субъекта проверки в целях определения необходимости проведения выездной проверки или достаточности осуществления проверки без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности субъекта проверки. В этих целях специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, анализирует материалы (документы) на предмет:

отсутствия в них противоречий, сомнений в достоверности содержащихся в них сведений;

соблюдения субъектом проверки порядка, в том числе сроков, представления отчетов и иных сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

отсутствия в действиях субъекта проверки нарушений законодательства Российской Федерации;

принятия субъектом проверки необходимых мер по устранению выявленных, в том числе в результате ранее проведенных проверок и вынесенных предупреждений (предписаний, представлений), нарушений.

По итогам проведенного анализа специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, готовит служебную записку, в которой в том числе указывает документы, подвергшиеся анализу, результаты и выводы, к которым он пришел по итогам проведенного анализа.

Максимальный срок выполнения действия составляет 5 рабочих дней.

20. Специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, готовит по результатам обобщения и анализа имеющихся документов проект приказа (распоряжения) Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа) о проведении проверки субъекта проверки (за исключением субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) в соответствии с приложением N 2 к Административному регламенту.

В отношении субъектов проверок, указанных в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, решение о проведении проверки оформляется посредством согласования (утверждения) руководителем структурного подразделения, к компетенции которого отнесены вопросы осуществления контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, служебной записки, подготовленной специалистом, рассматривающим материалы о наличии нарушений в деятельности арбитражного управляющего.

В проекте приказа (распоряжения, служебной записки в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) о проведении проверки указываются:

наименование Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа);

фамилии, имена, отчества и должности лиц, уполномоченных на проведение проверки (с обязательным указанием председателя комиссии, если проверка проводится комиссией);

полное наименование субъекта проверки;

цели, задачи и предмет проводимой проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

срок (дата начала и окончания) проверки;

вид проверки (выездная или без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности субъекта проверки);

адрес, по которому будет проводиться проверка (при выездной проверке).

Максимальный срок выполнения действия составляет 1 рабочий день.

Изменения в ходе проведения проверки лица, уполномоченного на проведение проверки (состава комиссии), срока (даты начала и окончания) проведения проверки, целей, задач или предмета проводимой проверки оформляются приказом (распоряжением) о внесении изменений в ранее изданный приказ (распоряжение) о проведении проверки. В отношении субъектов проверок, указанных в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, указанные изменения оформляются посредством согласования (утверждения) руководителем структурного подразделения, к компетенции которого отнесены вопросы осуществления контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, новой служебной записки, подготовленной специалистом, рассматривающим материалы о наличии нарушений в деятельности арбитражного управляющего.

21. Специалист, уполномоченный на подготовку проекта решения о проведении проверки, передает в порядке делопроизводства (с учетом установленной процедуры согласования) подготовленные служебную записку и проект решения о проведении проверки должностному лицу, обладающему правом подписи приказа (распоряжения) о проведении проверки.

Специалист, рассматривающий материалы о наличии нарушений в деятельности арбитражного управляющего, передает подготовленную им служебную записку руководителю структурного подразделения, к компетенции которого отнесены вопросы осуществления контроля деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

К указанным документам прилагаются все документы, на основании которых указанные служебная записка и проект решения были подготовлены.

Максимальный срок выполнения действия составляет 1 день с момента окончания анализа документов, а в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, - 2 часа с момента подготовки служебной записки.

22. Должностное лицо, обладающее правом подписи приказа (распоряжения) о проведении проверки (согласования служебной записки в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента), рассматривает его и прилагаемые к нему документы.

К должностным лицам Федеральной регистрационной службы (ее территориальных органов), уполномоченным на подписание приказа (распоряжения) о проведении проверки, относятся:

директор Федеральной регистрационной службы (руководитель территориального органа) либо лицо, исполняющее его обязанности, - при принятии решения о проведении выездной проверки;

директор Федеральной регистрационной службы (руководитель территориального органа) либо лицо, исполняющее его обязанности, либо заместитель директора Федеральной регистрационной службы (заместитель руководителя территориального органа), к компетенции которого отнесено соответствующее направление деятельности Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа), - при принятии решения о проведении проверки без выезда по месту нахождения и (или) ведения деятельности субъекта проверки.

К должностным лицам Федеральной регистрационной службы, уполномоченным на подписание приказа (распоряжения) о проведении проверки в отношении субъектов, указанных в подпункте 1 пункта 5 Административного регламента, относятся директор Федеральной регистрационной службы (руководитель территориального органа) либо лицо, исполняющее его обязанности.

К должностным лицам, уполномоченным на принятие решения о проведении проверки в отношении субъектов, указанных в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, относятся руководитель структурного подразделения Федеральной регистрационной службы (ее территориального органа), к компетенции которого отнесены вопросы контроля за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и его заместитель, а также лица, исполняющие их обязанности.

Уполномоченное должностное лицо подписывает проект решения о проведении проверки (согласовывает служебную записку в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) или возвращает его на доработку специалисту, уполномоченному на подготовку проекта решения о проведении проверки, с указанием причин, не позволивших подписать решение о проведении проверки.

Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня, а в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, - 2 часа с момента подготовки служебной записки.

23. Основанием для возврата документов на повторное рассмотрение может являться:

оформление проекта решения о проведении проверки с нарушением установленной формы, включая отсутствие необходимых реквизитов, предусмотренных пунктом 20 Административного регламента;

противоречие выводов, изложенных в служебной записке специалистом, уполномоченным на подготовку проекта решения о проведении проверки, законодательству Российской Федерации (отсутствие оснований для проведения внеплановой проверки, недостаточность оснований для проведения проверки с выездом по месту нахождения субъекта проверки);

иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

24. В случае возврата уполномоченным должностным лицом проекта приказа (распоряжения, служебной записки в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента) о проведении проверки специалист, уполномоченный на подготовку решения о проведении проверки, в зависимости от оснований возврата обязан:

устранить выявленные недостатки;

провести повторное рассмотрение и анализ документов в соответствии с пунктами 17 - 20 Административного регламента.

Максимальный срок выполнения действия составляет 2 рабочих дня, а в отношении субъекта проверки, указанного в подпункте 2 пункта 5 Административного регламента, - 2 часа.

25. Решение о проведении проверки на основании жалоб граждан о нарушении прав и законных интересов должно приниматься не позднее чем в течение месяца со дня получения жалобы.


В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок” (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).

Решение должно содержать:

  • Наименование налогового органа;
  • Номер решения и дату его вынесения;
  • Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
  • Идентификационный номер налогоплательщика;
  • Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.
  • Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано: “проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог” то проверка будет являться тематической, если – “проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах”, то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией;
  • Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
  • Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;

Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки.

Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для недопуска проверяющих к проведению проверки.

Необходимо учитывать, что не все проверки, проводимые налоговыми органами с выездом к налогоплательщику, являются налоговыми в смысле, указанном в НК РФ. Например, проверка применения контрольно-кассовых машин при расчетах с населением хоть и возложена на налоговые органы, регулируется не НК РФ, а Законом РФ от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением” и налоговой проверкой не является.

Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма.

Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.

В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.