«Построить трубу — это ещё не всё»: сможет ли азербайджанский газопровод TANAP конкурировать с «Турецким потоком. У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

«Администрация США полностью поддерживает идею реализации проекта «Южный газовый коридор», - эта телеграмма, подписанная Дональдом Трампом, была зачитана в среду, 31 мая, участникам проходившей в Баку Международной выставки и конференции «Нефть и газ Каспия-2017».

400 делегатов от 289 компаний из 30 стран мира, прибывшие в столицу Азербайджана для участия в этом форуме, были воодушевлены такой поддержкой 45-го президента США. Эйфорию участников форума, среди которых присутствовали официальные представители Евросоюза, можно понять: поддержка Вашингтона для строительства газопроводной магистрали из Азербайджана в Европу в обход России намного увеличивает шансы на успех проекта.

Примечательно, что телеграмма Трампа была зачитана в Баку на следующий день после того, как заместитель главы МИД РФ Алексей Мешков выразил беспокойство попыткой определенных стран Евросоюза заблокировать реализацию российских проектов «Северный поток-2» и «Турецкий поток».

«Нас не могут не беспокоить попытки ряда институтов ЕС торпедировать энергопроекты в Европе с российским участием, речь в первую очередь идет о проекте «Северный поток-2», - заявил российский дипломат. - В Еврокомиссии также нет ясности в отношении второй нитки газопровода «Турецкий поток». Мы ожидаем от Брюсселя железобетонных гарантий реализации этого проекта, чтобы не повторился печальный опыт «Южного потока».

Однако, судя по всему, Брюссель не торопится дать зеленый свет на реализацию указанных выше двух российских газопроводных проектов. Такая позиция руководства Евросоюза становится понятной, если проанализировать видеообращение официального представителя ЕС к участникам нефтегазового форума в Баку.

«Мы еще раз подтверждаем приверженность ЕС проекту «Южный газовый коридор», в котором Азербайджан играет ключевую роль, - заявил вице-президент Европейской комиссии Марош Шефчович. - Этот проект обеспечит геополитический баланс и стабильность в Европе. Азербайджан является важным партнером Европы в этом вопросе, и мы уверены, что азербайджанский газ будет поставлен в Европу в 2020 году в рамках этого проекта».

Напомним, что проект «Южного газового коридора» (ЮГК) предусматривает транспортировку 10 миллиардов кубометров азербайджанского газа из Каспийского региона через Грузию и Турцию в Европу. На первоначальном этапе в качестве основного ресурса для газопровода будет использован газ, который будет добываться в рамках второй фазы разработки газоконденсатного месторождения «Шах-Дениз».

В дальнейшем к проекту могут быть подключены и республики Центральной Азии, в частности, Туркмения и Казахстан. В рамках второй стадии природный газ будет транспортироваться на европейские рынки путем расширения Южно-Кавказского газопровода и строительства Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (ТАР) трубопроводов.

По данным Natural Gas Europe, стоимость ЮГК составляет около 40 миллиардов долларов, включая девять миллиардов долларов на проект Трансанатолийского трубопровода, шесть миллиардов - на проект Трансадриатического трубопровода (TAP), 23,8 миллиарда долларов - на вторую стадию разработки «Шах-Дениза» и расширение Южно-Кавказского газопровода.

Итак, позиции Вашингтона и Брюсселя в вопросе «Южного газового коридора» полностью совпадают: постараться посредством реализации этого дорогостоящего проекта подорвать позиции «Газпрома» в качестве основного поставщика голубого топлива для старого континента.

«Азербайджан является значимым партнером США», - это строки из поздравления Дональда Трампа в адрес его коллеги Ильхама Алиева по случаю Дня республики Азербайджана, который отмечался 28 мая. По словам политолога Эльхана Шахиноглу, новая администрация США «рассматривает Азербайджан в качестве важнейшего гаранта энергетической безопасности Европы».

Руководство Евросоюза также делает ставку на Азербайджан как на ключевую страну для транзита огромных потоков природного газа из Центральной Азии и Каспия в Европу. Впрочем, здесь у Брюсселя есть повод задуматься.

Дело в том, что на первом этапе - весь азербайджанский газ, а на втором - газ из Туркмении и Казахстана (если вообще дело дойдет до второго этапа) - будут доставляться в Европу через территорию Турции. И именно этот фактор несет в себе определенные риски для европейских стран. Дело в том, что президент Турции Реджеп Эрдоган не раз доказывал, что он способен умело использовать имеющиеся у Анкары козыри для шантажа Европы.

К примеру, Эрдоган до сих пор не допускает депутатов бундестага ФРГ на военную базу ВВС НАТО в Инджирлик, требуя от Берлина заранее ему предъявить предварительный список немецких парламентариев, которых Анкара проверит на лояльность и отсутствие связей с террористами. Иными словами, Эрдоган рассматривает базу «Инджирлик» как политический рычаг давления на Ангелу Меркель.

И в связи с этим эксперты задаются вопросом: а где гарантия, что после начала эксплуатации «Южного газового коридора» Эрдоган также не использует эту транспортную артерию для оказания давления на Евросоюз. В частности, для возобновления переговоров о вступлении Турции в Евросоюз.

Создается впечатление, что Вашингтон и Брюссель несмотря на непредсказуемость внешней политики Эрдогана доверяют ему больше, чем Владимиру Путину. «Лишь бы не Россия, лишь бы подорвать влияние России» - таков девиз сильного антироссийского лобби за океаном и в Брюсселе.

Видимо, и сам Эрдоган поощряет своих партнеров по НАТО к проведению такой протурецко-проазербайджанской и антироссийской политики в реализации нефтегазовых проектов.

Турция хотя и является участником астанинского мирного процесса по межсирийскому урегулированию, она, конечно, не может рассматриваться в качестве союзника России в регионе.

Во-первых, Анкара продолжает транспортную блокаду Крыма, давая понять, что никогда не признает присоединение полуострова к России.

Во-вторых, Турция выступает за свержение режима в Дамаске и в отличие от России полностью поддерживает ракетный удар Трампа «томагавками» по военному объекту правительства Асада.

В-третьих, Анкара не отказалась от планов постепенного вытеснения России из региона Закавказья и Центральной Азии и усиления в этих регионах позиций самой Турции.

Подпишитесь на нас

Во время недавнего визита в Баку председатель Европейской Комиссии Жозе Мануэл Баррозу провел переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Во время итоговой пресс-конференции Баррозу сообщил, что стороны «затронули вопрос ускорения и расширения проекта Южного газового коридора и пришли к договоренности о том, что в предстоящие годы этот вопрос будет нашим общим приоритетом. Я имею в виду обсуждение дополнительных возможностей, связанных с развитием этого проекта».

По словам Мануэла Баррозу, Европейский Союз сделает все от него зависящее для успешного развития Южного газового коридора, так как: «это важный вопрос в деле диверсификации потребителей и источников. В то же время это составная часть представленной Еврокомиссией в Совет стратегии энергетической безопасности Европейского Союза».

Тема диверсификации энергопоставок в страны Евросоюза получила развитие на этой неделе.

Так, Владимир Путин в ходе официального визита в Вену заявил, что строительство газопровода «Южный поток» следует считать общеевропейским проектом, который «не направлен против кого бы то ни было… Это проект, который реализуется в интересах энергетической стабильности в Европе в целом и в интересах партнеров. Это проект не против кого-то, а за наши интересы», - отметил Путин.

Подключение Австрии к строительству «Южного потока» совпало по времени с проходившей в Будапеште международной конференции, приуроченной к завершению 12-месячного председательства Венгрии в Вышеградской группе. Здесь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, в частности, заметил, что в Европе начинается экономическая эра, которая требует новых инструментов для достижения стабильности, создания новых рабочих мест и более дешевой энергии.

В этой связи председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу заметил: «Продолжающиеся споры между Россией и Украиной по энергопоставкам напомнили нам о необходимости иметь эффективную европейскую стратегию».

«Коридор» – не против «Потока»?

Директор Института политических исследований Академии государственного управления при Президенте Азербайджанской Республики, доктор политических наук Эльман Насиров указал, что для Баку залогом энергетической безопасности является диверсификация маршрутов поставок газа, а для Евросоюза – диверсификация источников. «В этом плане, – продолжает Насиров, – и Азербайджан очень нуждается в таких больших рынках сбыта, и Евросоюз нуждается в азербайджанских энергоресурсах».

Собеседник «Голоса Америки» отмечает, что, поскольку отношения между Москвой и Брюсселем заметно осложнились в последнее время, страны ЕС нуждаются в альтернативных поставщиках энергии. В данном случае речь, прежде всего, идет о государствах Центральной и Южной Европы, которые и предполагалось включить в линию «Южного потока».

В этой связи Эльман Насиров напомнил, что проект «Южный газовый коридор» предполагает строительство к 2019 году системы газопроводов TANAP-TAP от азербайджанского месторождения Шах-Дениз через Грузию, Турцию, Грецию и Албанию на юг Италии. После ввода проекта в эксплуатацию через «Южный газовый коридор» странам-покупателям на первых порах будет доставляться до 10 млрд кубометров «голубого топлива» в год. В дальнейшем объем поставок предполагается увеличить вдвое.

И это полностью отвечает экономическим интересам Азербайджана. «Я хочу отметить, что наши отношения с Евросоюзом в этом плане не направлены против интересов других государств, – подчеркивает эксперт. – У нас очень хорошие отношения с Россией, которой мы ежегодно выделяем по 2 млрд кубометров газа».

По мнению директора бакинского Института политических исследований, неверно говорить о том, что «Южный газовый коридор» направлен против «Южного потока», поскольку российский газопровод намечено ввести в строй раньше, и объемы поставок пор нему запланированы втрое больше.

«Мы – не конкуренты в этом плане с Россией, – настаивает Эльман Насиров, – а Европе просто нужны новые альтернативные источники (топлива), чтобы не ликвидировать зависимость от российского газа, а уменьшать ее». При этом азербайджанский эксперт считает, что в данном вопросе нет политической составляющей, а лишь нормальная экономическая конкуренция.

«Коридор» - угроза для «Газпрома»?

Генеральный директор Института энергетической политики Владимир Милов , напротив, считает, что «Южный газовый коридор» всегда беспокоил и руководство «Газпрома», и российские власти, которые воспринимали этот проект как конкурента в поставках топлива на сравнительно небольшой рынок. К тому же значительного роста спроса на газ в странах Южной Европы не предвидится, а значит, поставки из Азербайджана могут нанести ущерб российским интересам, считает эксперт.

«Сегодня рынок таких стран, как Венгрия, Болгария, бывшие югославские республики – полностью завязан на Россию. И если возникнут альтернативные источники, «Газпромом» это будет восприниматься как прямая опасность», – развивает свою мысль Милов, добавляя, что азербайджанский газ традиционно имеет конкурентные преимущества. Именно поэтому представители российского энергетического сектора всегда ядовито высказывались о проекте Nabucco и пытались выкупить значительную часть азербайджанского газа.

Вместе с тем, Милов сомневается, что газа из одного лишь месторождения Шах-Дениз хватит для того, чтобы обеспечить заполняемость труб «Южного газового коридора». Для этого, считает эксперт, нужно подключить другие газодобывающие страны Каспийского региона. В том случае, если «Южный газовый коридор» заработает на полную мощность, позиция российских представителей на политических переговорах с Европейским Союзом станет более податливой, полагает Владимир Милов.

«Ряд стран в регионе Центральной и Юго-Восточной Европы серьёзно зависят от российских поставок газа, и из-за этого существует мощная фракция пророссийских голосов внутри Европейского Союза. Если появится альтернатива (источников газа – А.П.), то необходимость слишком лебезить перед Путиным может исчезнуть. И, конечно, это может, в том числе, повлиять и на позиции российского руководства по внешнеполитическим проблемам на переговорах с Европейским Союзом», – заключает генеральный директор Института энергетической политики.

У «Коридора» и у «Потока» – общие проблемы

Доцент кафедры европейских исследований Санкт-Петербургского государственного университета Татьяна Романова отмечает, что она не склонна относиться к «Южному потоку» слишком оптимистично. И для этого есть несколько оснований.

«Во-первых, там есть некоторые проблемы с объемами поставок. Сейчас был озвучен размер в 16 млрд кубометров в год, из которых 6 миллиардов пойдут в Турцию, и около 10 миллиардов, соответственно, в Европейский Союз», – замечает Романова. И напоминает, что ранее были опубликованы расчеты, согласно которым указанные объемы делают данный проект нерентабельным.

Рентабельность проекта можно повысить за счет привлечения иранского газа. Но, хотя санкции против Исламской Республики и были ослаблены, они пока еще действуют, а значит, этот вариант не подходит.

Вторая проблема, одинаково актуальная и для «Южного потока», и для «Южного газового коридора», это – спрос на «голубое топливо» внутри Европейского Союза.

«Дело в том, – отмечает Татьяна Романова, – что экспертная группа России и Европейского Союза не первый год анализирует динамику спроса и пытается его спрогнозировать внутри ЕС. Но Европейский Союз на сегодняшний момент ставит своим приоритетом декарбонизацию своей экономики, то есть, фактический отказ от традиционных источников энергии». Поэтому, считает эксперт, существующие расчеты позволяют рассчитывать на высокий спрос газовых поставок до 2030 года, а затем ни российский, ни азербайджанский газ в нынешних объемах странам Евросоюза не понадобится.

Третья особенность, на которую указывает Татьяна Романова, это стыковка правового режима обоих обсуждаемых проектов с правовым режимом Третьего энергетического пакета Евросоюза.

Речь идет об утвержденном в 2009 году пакете реформ в области газа и электроэнергии, направленном на либерализацию рынка. Суть пакета в разделении бизнеса по продаже и транспортировке энергоносителей. По мнению Европейской комиссии, это будет способствовать повышению конкуренции, что позволит появиться на энергетическом рынке новым игрокам и снизить цены на энергию.

«В рамках энергетического диалога России и ЕС рассматриваются возможности того, каким образом Третий энергопакет будет действовать но не наносить ущерб внешним газопроводам. Пока же эта проблема не решена, и Азербайджан, и все другие участники "Южного газового коридора" столкнутся с той же самой проблемой», – отмечает эксперт.

И еще одна проблема, на которую обращает внимание Татьяна Романова. При том, что «Южный газовый коридор» снижает зависимость Евросоюза от России, он потенциально усиливает зависимость ЕС от Турции. «А это – тоже достаточно непростой партнер, со своими взглядами и с требованиями к Европейскому Союзу, и этот момент тоже нужно учитывать», – подытоживает доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова.

Европа выбрала новый приоритетный проект газопровода — «Южный газовый коридор» (ЮГК), по которому в должен пойти газ из Каспийского региона. Об этом заявил во вторник еврокомиссар по делам Энергетического союза Марош Шефчович в ходе заседания Совета Евросоюза, которое было посвящено проблеме « ».

«Первый газ по «Южному газовому коридору» должен поступить в Европу к 2019 году», — пообещал Шефчович.

При этом европейский чиновник отметил, что министры энергетики стран ЕС в ходе заседания рассмотрели возможности упрощения политических и бюрократических проблем при реализации этого европейского энергетического проекта, а также оказания содействия в решении этих проблем между его участниками за пределами Евросоюза.

Мера актуальная, при том что российскому «Южному потоку» Брюссель облегчить политические и бюрократические проблемы не захотел, из-за чего в итоге Москва отказалась от проекта.

«Южный поток» никогда не был реальным приоритетом , — комментирует завсектором экономического департамента Института энергетики и финансов Сергей Агибалов. — Брюссель всегда старался снизить зависимость от « » и искал альтернативных поставщиков, так что торпедирование «Южного потока» было чисто политическим решением».

«Я считаю, что вопрос «почему «Южному потоку» не была оказана поддержка, которую Европа собирается оказать «Южному газовому коридору», должны были задать Еврокомиссии европейские стейкхолдеры (заинтересованные лица. — «Газета.Ru»), — говорит замглавы Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Однако они этого явно не сделали».

ЮГК объединяет несколько проектов газопроводов, предназначенных для поставок из Каспийского региона в Европу в обход России. Ранее в ЮГК входил даже проект Nabucco, на сегодняшний день фактически провалившийся. Сейчас можно говорить о проекте расширения Южно-Кавказского газопровода (Баку — Тбилиси — Эрзурум), по которому азербайджанский газ дойдет до Турции, и его продолжении — Трансанатолийском и Трансадриатическом газопроводах (TANAP и TAP соответственно). TAP станет последним звеном в цепи, выходя через Грецию, Албанию и Адриатическое море на юг Италии и далее в Западную Европу.

По словам Шефчовича, ЕС уже получил заверения Азербайджана и Турции в приверженности реализации проектов по ЮГК.

Также в рамках ЮГК рассматривается вариант Транскапийского газопровода, по которому в Европу должен пойти газ из Туркменистана.

«Однако реально какие-то действия проводятся только по TAP и TANAP, — комментирует Гривач. — Причем речь идет о поставках 10 млрд кубометров, и, учитывая сложность разработки азербайджанского месторождения «Шах-Дениз-2», на полную мощность труба выйдет не ранее 2022-2024 годов». Впрочем, обсуждается возможность расширения этого газопровода до 30 млрд кубометров.

«Теперь у Европы осталась одна проблема — как этот газ получить, потому что в Греции на сегодняшний день нет необходимой инфраструктуры», — разъясняет замглавы ФНЭБ.

По словам Шефчовича, ЕС намерен активизировать строительство газопроводов местного значения в Южной Европе для ее соединения с энергосистемой остальных стран ЕС. «Мы также должны изучить возможности дополнительных инвестиций в эту инфраструктуру», — сказал европейский чиновник. Российский «Южный поток» предполагал поставку 63 млрд кубометров (из них 14 млрд кубов будет получать сама Турция). Такой же должна быть мощность альтернативного российского газопровода, который после отказа от «Южного потока» Россия решила проложить через Турцию, создав там хаб для поставок в Европу. Алексей Гривач отмечает, что при таком соотношении объемов российский газ будет доминировать в турецком хабе.

Однако проблема инфраструктуры касается и российского проекта. Дело в том, что и у самой Турции нет мощностей для приема, хранения и транзита запланированных Россией объемов газа. Учитывая, что новый российский газопровод и ЮГК в Турции пересекутся, может возникнуть инфраструктурная конкуренция.

Кроме того, перед Россией может вновь встать вопрос Третьего энергопакета, от которого она, казалось, избавилась, отказавшись от «Южного потока» (Еврокомиссия тормозила проект именно из-за несоответствия «Южного потока» нормам антимонопольного законодательства, которые запрещают одной и той же компании заниматься поставками и транспортировкой газа). Дело в том, что Турция ведет переговоры о вступлении в Евросоюз, и если оно состоится, турецкие власти будут гармонизировать свое законодательство с европейским.


Амбициозный проект доставки азербайджанского газа в Европу через Турцию и Балканы “Южный газовый коридор”, по идее, должен вступить в решающую фазу реализации. Однако у его главного концессионера – государства Азербайджан – может не хватить на осуществление замысла ни денег, ни газа, отмечает агентство ПРАЙМ . И если помочь материально может Европа, заинтересованная в ограничении роли “Газпрома” на своем рынке, то кто поможет с наполнением будущей газовой магистрали – неясно.

Европа, дай 10 миллиардов!

Нынешние финансовые затруднения Азербайджана неудивительны после двух с лишним лет низких цен на нефть. Экономика страны крепко привязана к экспорту углеводородов. Нефтегазовая отрасль до 2014 года обеспечивала 85% доходов госбюджета, до 78% ВВП и свыше 90% экспорта.

То, что Азербайджану нынче несладко, может наглядно подтвердить хотя бы статистика золотовалютных резервов (ЗВР) страны. Азербайджанский Центральный банк свидетельствует: в середине 2014 года ЗВР превышали 15 млрд долларов, а в конце 2016-го – уже недотягивали до 4 млрд. Как следствие, Баку был вынужден взять под жесткий контроль финансирование проектов за рубежом, в том числе и газопроводов, составляющих “Южный газовый коридор”.

Между тем инвестиционный вклад Азербайджана в этот проект оценивается специалистами примерно в 10,5 млрд долларов. Эта сумма была вычислена на основе сложения долей Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (SOCAR) в различных составных частях “Южного газового коридора”.

SOCAR владеет 16,7% акций газового месторождения «Шах-Дениз-2» – сырьевой базы будущей трубопроводной магистрали, 58% в Трансанатолийском (TANAP) и 20% в Трансадриатическом (TAP) газопроводах. Суммарный объем вложений в освоение второй очереди Шах-Дениза (вместе с расширением Южно-Кавказского трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум), по данным , составляет 23 млрд долларов. Стоимость TANAP министр оценил в 9,3 млрд долларов, ТAP – в 6 млрд. Весь “Южный газовый коридор” раньше оценивался в 45 млрд долларов, однако Натиг Алиев полгода назад заявил, что на самом деле он стоит всего 39 млрд.

Конечно, из упомянутых 10,5 млрд долларов Азербайджан уже кое-что вложил. Так, по данным SOCAR на конец прошлого года, проект “Шах-Дениз-2” реализован уже на 87%. Хуже обстоит дело с продвижением TANAP и TAP.

Изыскать недостающие средства поможет Европа. Недаром в начале февраля президент страны , где встречался со всей верхушкой Евросовета и Еврокомиссии. От ведущих политиков ЕС Алиев получил заверения во всемерной поддержке “Южного газового коридора”. Теперь он закономерно ждет денег от Европейского инвестиционного банка и Европейского банка реконструкции и развития.

Разумеется, не оставят “Южный газовый коридор” без финансовой подпитки и другие акционеры, среди которых выделяется могучая британская BP. Их ряды, правда, в последнее время несколько поредели. Полтора года назад свои доли в Шах-Денизе, Южно-Кавказском газопроводе и TAP продал норвежский нефтегазовый гигант .

Откуда взять 16 млрд кубометров?

По “Южному газовому коридору” должно транспортироваться 16 млрд кубометров газа в год. Из них 6 млрд причитается Турции, остальные 10 млрд пойдут дальше, в Южную Европу. Согласно предварительным раскладам, 8 млрд кубометров в год будут экспортироваться в Италию, по 1 млрд получат Греция и Болгария.

Однако такого количества топлива у Азербайджана может не оказаться. Беда в том, что добыча газа в стране в последнее время падает. Ведь из-за снижения производства нефти (на 20% по сравнению с 2010 годом) растут объемы закачки метана в пласт.

В прошлом году добыча природного газа в стране составила 29,33 млрд кубометров – на 3,9% меньше, чем в позапрошлом. При этом на товарный газ пришлось только 18,71 млрд кубометров. Весь оставшийся объем пришлось закачать в пласт на блоке Азери-Чираг-Гюнешли, где добывается более 3/4 азербайджанской нефти.

По данным информационного ресурса Natural Gas World , совокупный экспорт газа из Азербайджана в 2016 году составил 7,78 млрд кубометров против 8,4 млрд в 2015-м. То есть газовый экспортный потенциал страны сейчас ограничен. Хотя глава Минэнерго Н.Алиев повелел увеличить добычу топлива в текущем году, но даже он скромно оценивает возможности Азербайджана. Согласно плану, прирост производства газа в стране должен составить всего 1%: извлечь из недр в 2017-м надлежит 29,561 млрд кубометров, включая 10 млрд – на Шах-Денизе.

Итак, кто поможет Азербайджану с наполнением “Южного газового коридора”? Изначально в Баку надеялись на соседей по Каспию Иран и Туркмению, но конкретных предложений оттуда пока не поступило. Примерно год назад желание влиться со своим топливом в будущую газовую магистраль выразил , имея в виду свое шельфовое суперместорождение “Левиафан”. Но с тех пор из Тель-Авива на эту тему ни слуху ни духу.

Впрочем, время у Азербайджана еще есть. Старт добычи на “Шах-Денизе-2” запланирован на конец 2018 года. Поставка топлива в Европу по “Южному газовому коридору” ориентировочно начнется в конце 2020-го. :///


В период, когда Европейский союз, НАТО, США и Россия заняты украинским кризисом, в Брюсселе состоялось обсуждение проекта «Южного газового коридора».

Запад и Россия, снабжающая Европу газом на 40%, снова столкнулись друг с другом в украинском кризисе. В стремлении избавиться от зависимости от России ЕС с удвоенными силами взялся за поиск альтернативных путей.

Природный газ и нефть — 50%-ная статья доходов российского федерального бюджета. Снова заметим, что 40% природного газа ЕС импортирует из России, при этом 66% поставок российского газа в страны ЕС осуществляются через территорию Украины. Газовую потребность Швеции, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии и Болгарии Россия обеспечивает на 100%, а такой крупнейшей экономики Европы, как Германия, — на 40%.

В такой ситуации страны ЕС испытывают необходимость искать новые и альтернативные способы удовлетворения своей потребности в природном газе.

На прошлой неделе в Брюсселе в центре внимания экспертов оказался «Южный газовый коридор», предполагающий транспортировку газа азербайджанского месторождения «Шахдениз» (его резервы оцениваются в 1,2 триллиона кубометров) в Европу через Турцию.

На форуме на тему «Южный газовый коридор: возможности и проблемы» обсуждалось усиление Южного газового коридора, призванного сократить зависимость ЕС от России в энергетике, и возможности дополнения азербайджанского газа энергоресурсами из других источников Каспийского региона, а также Ирака и Восточного Средиземноморья.

На Каспийском форуме, проведенном в столице Европейского парламента Каспийским стратегическим институтом, специалисты энергетического сектора были едины во мнении о том, что последний вспыхнувший кризис в очередной раз подтвердил «роль трубопроводов, которые будут транспортировать газ в Европу через Турцию».

Южный газовый коридор придает новое измерение энергетической геополитике, формирующей энергетическую карту Евразии. В Брюсселе также были обсуждены возможности, которые данный коридор создает для Европы, а также проект Трансанатолийского газопровода (важнейшее звено Южного газового коридора) и проект Трансадриатического газопровода, призванного передавать азербайджанский газ с турецкой границы в Европу.

Генеральный секретарь Каспийского стратегического института Халдун Яваш отметил: «После возникновения кризиса на Украине ЕС сильнее осознал значение Южного газового коридора. Кризис вновь напомнил европейцам о необходимости наличия трубопровода, пролегающего через Турцию».

Представитель азербайджанской госнефтекомпании SOCAR в Брюсселе Вусал Мамедов подчеркнул, что продажу газа в Европу Азербайджан определил в качестве своей «стратегической цели», и продолжил: «Последние события на Украине еще более повысили роль поставок каспийского газа в Европу, но даже если бы этих событий не было, данный вопрос в любом случае был бы важен. Благодаря Южному газовому коридору у ЕС будет доступ к абсолютно новому газовому месторождению».

Предполагается, что в 2018 году ежегодные поставки природного газа из Азербайджана в Европу через Трансанатолийский газопровод составят 16 миллиардов кубометров; из них 6 миллиардов будет идти на потребление в Турции, 10 миллиардов — на продажу ЕС. По некоторым прогнозам, в 2025 году эта цифра возрастет до 25 миллиардов кубометров в год.

Итальянский депутат Европарламента Витторио Проди подчеркнул, что наличие единственной страны, обеспечивающей спрос на природный газ, стратегически неверно. Чтобы ЕС смог избавиться от зависимости от российского газа, необходимо обратить внимание на Южный газовый коридор. В этой связи Проди отметил: «Южный газовый коридор — очень важная часть нашей политической свободы, так как мы не желаем сталкиваться с ситуацией возможного ограничения предложения в газовой сфере в силу тех или иных политических причин». В то же время атташе постоянного представительства Греции в ЕС Теодорос Христопулос обратил внимание на то, что «диверсификация источников приобретения газа позволит ЕС обеспечить свою энергетическую безопасность».

Подчеркнув, что порядка 74% мировых запасов природного газа находится «вокруг» Турции, заместитель генерального директора турецкой компании BOTAŞ Ибрахим Саид Арынч в выступлении на форуме отметил, что Турция сыграет ключевую роль в дополнительном обеспечении спроса ЕС на природный газ и организации безопасности предложения в газовой области.