Внешний долг страны по определению, данному МВФ, — это объем непогашенных текущих, не связанных никакими условиями обязательств в виде основной суммы и процентов, принятых резидентами одной страны по отношению к нерезидентам, а также обязательства резидентов страны к нерезидентам, подлежащие погашению в определенное время в будущем.
Внешний долг страны включает в себя государственный и частный долг (долг государственного и частного сектора). Внешний долг, с одной стороны, способствует увеличению финансовых ресурсов стран, с другой — увеличивает финансовые риски экономического кризиса. Величина суммарного внешнего долга и просроченной задолженности существенно влияет на рейтинг страны на международном кредитном рынке. Чем ниже кредитный рейтинг страны или ее резидентов, тем жестче условия предоставления новых кредитов. Странам, имеющим высокий уровень просроченной задолженности, фактически закрыт доступ на мировые кредитные рынки. Для них единственным источником внешних заимствований становятся ресурсы МВФ и группа Всемирного банка.
Возникновение просроченной задолженности вынуждает государство вести переговоры с иностранными кредиторами по урегулированию внешнего долга. Урегулирование внешнего долга — это принятие заемщиком мер по ликвидации просроченной внешней задолженности со снижением выплат процентов и основного долга. Наибольшая часть официального внешнего долга находится в руках стран — членов Парижского клуба, а частного долга — в ведение банков, входящих в Лондонский клуб.
Парижский клуб - неформальное объединение правительств стран-кредиторов, которыми являются Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Швейцария, Швеция, Франция, Финляндия и Япония. Объединение было создано в 1956 г. в целях реструктуризации задолженности развивающихся стран.
В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами:
- начичие непосредственной угрозы прекращения платежей;
- обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику;
- равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов.
Реструктуризация долга - это одна из форм реорганизации условий долга, в ходе которой должники и кредиторы договариваются об отсрочке выплат задолженностей по основной сумме кредита и по процентам, срок которых должен наступить в определенный период времени, а также о новом графике таких платежей. В рамках Парижского клуба реструктуризация задолженности большей частью применяется в отношении беднейших стран. В отношении разных стран государствами-кредиторами применяются различные методы.
Проект под названием «Инициатива HI PC» предусматривает целенаправленные усилия по снижению бремени долга самых бедных развиваются стран при условии проведения в этих странах в течение определенного периода реформ по финансовому оздоровлению, одобренных Всемирным банком и МВФ.
Внешний долг Российской Федерации
Внешний государственный долг России достался ей в наследство от СССР. Все страны СНГ, кроме Украины, доверили России на определенных условиях обслуживание своего внешнего государственного долга. Общий суммарный долг всех стран СНГ иностранным кредиторам (исключая Украину) в 1993 г. составил около 70 млрд долл. (внешний долг СССР в 1987 г. составил 40 млрд долл.). Выплатить этот государственный долг в сравнительно короткие сроки было крайне сложно, поскольку валютная выручка России от ее экспорта резко сократилась и в сшс большей степени сократилась доля государства в этой выручке. Практически Россия могла ежегодно выплачивать своим кредиторам не более 2,5 млрд долл., что приблизительно равно сумме ежегодных процентов по внешней задолженности. В 1993 г. Парижский клуб отсрочил на несколько лет выплату основой части российского долга.
Внешний долг России условно можно разделить на семь составляющих:
- займы международных организаций (64%, или 128,3 млрд долл.);
- реструктурированный долг СССР;
- кредиты и займы российских банков (9%);
- кредиты и займы российских компаний (12,5%, или 25 млрд долл.);
- валютные облигации внутреннего займа (6%, или 11,4 млрд долл.);
- еврооблигации (8%, или 16,2 млрд долл.);
- субфедеральные внешние займы и кредиты (1 %, или 2,8 млрд долл.).
17 сентября 1997 г. в Париже Правительством РФ был подписан Меморандум о взаимопонимании, оформивший присоединение Российской Федерации к деятельности Парижского клуба кредиторов в качестве полноправного государства-участника. Присоединение к Парижскому клубу способствует дальнейшей интеграции России в международную финансовую систему.
1999-2001 гг. — пик расчетов страны по внешнему долгу. Ежегодно Россия на выплату процентов и погашение собственно кредитов и займов должна была тратить 18-20 млрд долл. (сумма, сопоставимая с доходной частью бюджета). Надвигающийся пик был обусловлен тем, что обязательства по старым, еще советским долгам наложились на обязательства по кредитам и займам, полученным после 1 января 1992 г. В принципе размер суверенного российского долга сравнительно невелик. На начало 1998 г. общая задолженность перед внешними кредиторами составила примерно 130 млрд долл., из них 100 млрд долл. остались от СССР.
Россия полностью погасила долг бывшего СССР перед Парижским клубом кредиторов в июне 2006 г. Общая сумма выплат составила 23,7 млрд долл.
В 2006 г. были осуществлены плановые платежи в 1,3 млрд долл. В то же время Внешэкономбанк заплатил сшс 22,5 млрд долл. в счет досрочного погашения долга. К. обшей сумме долга Россия дополнительно должна была выплатить 1 млрд долл. премии крупнейшим кредиторам. Из этих средств 700 млн долл. получила Германия. Экономия от досрочного погашения составила 7,7 млрд долл. в течение ближайших 15 лет.
На 1 января 2008 г. внешний долг России составил 459,6 млрд руб., в том числе долг частного сектора — 249,6 млрд руб., частных банков — 163,7 млрд руб.
Внешний долг страны
Образуется вследствие притока в страну ссудного капитала и появления отсюда обязательств по погашению этих кредитов, ссуд, займов и выплате процентов. Общая величина внешнего долга в мире приближается к 2,4 трлн долл. Заметим, это долг только стран с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Для стран с конвертируемой валютой проблемы внешнего долга формально не существует — ведь они могут оплачивать обязательства перед нерезидентами своей национальной валютой, свободно меняя ее на иностранную, т.е. погашая свой долг за счет своих внутренних активов, а не только внешних, как страны с неконвертируемой или ограниченно конвертируемой валютой. Неформальный же анализ говорит, что именно в этой группе стран наиболее велик внешний долг (только в США в начале 2004 г. от составил 7 трлн долл.).
Внешний долг делится на государственный (около 1,7 трлн долл. во веем мире) и частный (около 0,7 трлн долл.). Государственный внешний долг состоит из внешних обязательств государственных органов (включая местные власти), а также гарантированных государством внешних обязательств частного сектора. Частный долг образуется из внешних обязательств фирм и банков. По объему внешнего долга лидируют Бразилия, Россия, Китай, Мексика, Аргентина, Индонезия, Южная Корея, Турция. У всех этих стран в начале нашего десятилетия внешний долг превышал 100 млрд, а у Бразилии — даже 200 млрд долл.
Однако тяжесть внешнего долга определяется не только его величиной, но и платежами по этому долгу. Рассмотрим тяжесть внешнего долга на примере России.
Внешний долг нашей страны к началу 2004 г. равнялся 182 млрд долл. По отношению к ВВП по обменному курсу (433 млрд долл. в 2003 г.) это составляет 42%, а по отношению к годовому экспорту товаров и услуг (152 млрд долл. в 2003 г.) — 120%. Подобные показатели можно расценить как умеренные. Для сравнения укажем, что в начале текущего десятилетия из вышеуказанных стран они составляли 94 и 200% у Индонезии, но всего 14 и 53% у Китая. Таковы показатели тяжести внешнего долга.
О тяжести обслуживания внешнего долга говорит другой показатель. В 2003 г. на платежи по внешнему долгу (обслуживание внешнего долга) Россия потратила, по оценке, около 35 млрд долл., в том числе более 14 млрд в рамках обслуживания государственного внешнего долга. По отношению к главному источнику иностранной валюты — доходам от экспорта товаров и услуг в размере 152 млрд долл. — это составило около 23%, в том числе 9% пришлось на платежи по государственному внешнему долгу. Считается, что опасным порогом для этого показателя является величина, превышающая 20-25%. Поэтому и этот показатель для России можно считать умеренным.
Тем не менее проблема внешнею долга остра в России, хотя ее содержание изменилось: если в прошлом десятилетии это была скорее проблема государственного внешнего долга, то теперь это скорее проблема частного внешнего долга. Государственный внешний долг России вследствие большого притока нефтедолларов в государственный бюджет и золотовалютные резервы имеет тенденцию к сокращению (уменьшился со 156 млрд долл. на начало 1999 г. до 107 млрд долл. на начало 2004 г.), хотя платежи по нему нарастали, достигнув пика в 2005 г. — 18,9 млрд долл. В то же время частный долг имеет тенденцию к росту (с 30 млрд долл. на начало 1999 г. до 75 млрд долл. на начало 2004 г.) вследствие дороговизны и недостаточной доступности банковских кредитов в России, т.е. из- за слабости банковской системы нашей страны даже в условиях большого притока нефтедолларов.
Внешний долг страны имеет как негативные, так и позитивные аспекты. Обычно современные экономисты под влиянием долгового кризиса развивающихся стран и некоторых государств с переходной экономикой сосредоточиваются на негативных аспектах — тяжести обслуживания внешнего долга, появления экономической и политической зависимости от кредиторов, неэффективном использовании заемных средств. Однако не будем забывать, что половина существующих в России железных дорог была построена на иностранные займы (преимущественно французские), что американская промышленность во многом выросла на иностранные ссуды (в основном английские), что в наше время новые индустриальные страны активно используют дешевые и обильные зарубежные источники ссудного капитала для своего быстрого экономического роста.
Баланс между негативными и позитивными аспектами внешнего долга провести сложно, но, вероятно, можно прийти к выводу, что позитивные аспекты перевешивают негативные, если в стране с нехваткой капитала заемные средства из-за рубежа используются настолько эффективно, что это не порождает трудностей с обслуживанием долга и высокой зависимости от кредиторов. А для этого заемные средства должны направляться не столько на финансирование дефицита государственного бюджета (как в России 90-х гг.), сколько на долгосрочные инвестиции в национальную экономику, в том числе приводящие к росту поступлений иностранной валюты для последующей оплаты внешнего долга.
Внешний долг стране
Образуется вследствие оттока из страны ссудного капитала и появления отсюда у ее резидентов внешних активов в виде предоставленных кредитов, ссуд, займов и процентов по ним. Внешний долг нашей стране на начало 2004 г., если судить поданным международной инвестиционной позиции России, составлял 86 млрд долл. Он образовался прежде всего в результате предоставления Советским Союзом экономической и военной помощи своим союзникам и партнерам, особенно экономически отсталым. Поэтому к наиболее крупным должникам России сейчас относятся Куба, Ливия, Ангола, КНДР. Но одновременно среди новых стран — должников России числятся многие страны СНГ, прежде всего Украина, которые не всегда полностью расплачиваются за российский экспорт товаров и услуг в эти страны, особенно тот, что гарантируете я м еж п ра вител ьстве иным и соглашения м и.
В отличие от внешнего долга России перед другими странами, этот внешний долг порождает очень малые платежи — в 2003 г. Россия получила из-за рубежа, по опенке, менее 6 млрддолл. платежей в счет внешнего долга, в том числе менее 2,5 млрд по линии государственного долга. Причина столь малых платежей по государственной линии состоит прежде всего в низкой платежеспособности стран-должников, многие из которых не в состоянии вообще или в срок обслуживать свой долг перед Россией. Отсюда и списание (полное или частичное) этого долга некоторым должникам — Монголии, Вьетнаму или же его реструктуризация, т.е. переоформление на других условиях — Украине и другим странам СНГ. В результате внешний долг других государств России сокращается (в начале 90-х гг. составлял, по оценке, более 150 млрддолл.).
О том, что ставший нарицательным госдолг США стремительно увеличивается с каждым днем, знает чуть ли не каждый российский гражданин. А спроси любого - что с госдолгом собственной страны, ответить смогут единицы. Итак, кому и сколько должно государство российское?
Для начала разберемся, что же такое госдолг. Это задолженность РФ перед гражданами и предприятиями в России, иностранными государствами, иностранными физическими и юридическими лицами. Соответственно, долг подразделяется на внешний (займы у иностранцев) и внутренний (займы у резидентов РФ).
Внешний долг на сегодня составляет 51 211,8 млн долларов . Внутренний 8 073 899,8 млн рублей. Сумму будем считать по текущему курсу доллара в 58.3: 189 700,5 млн долларов или 11 059 539,2 млн рублей (то есть, более 11 триллионов рублей ).
Структура госдолга выгодно отличает Россию от многих других стран, которые привлекают банковские кредиты (в том числе и краткосрочные) в иностранной валюте. В структуре российского долга преобладают ценные бумаги - около 75 процентов, причем основная часть обязательств (73 процента) выражена в рублях. А значит, российский долг не настолько подвержен волатильности, более того - инфляция, удешевляющая рубль, делает долг меньше год от года.
Известно, что в состав этого долга входит и долг Советского союза. Перед самым распадом СССР, всего за четыре дня до подписания Беловежских соглашений, 4 декабря 1991 года был подписан Договор о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов СССР, по которому России досталось 61,34% внешнего долга Союза - 57 млрд долларов . Через полтора года правительство России взяло на себя все обязательства бывших советских республик по внешнему долгу СССР в обмен на отказ от доли в зарубежном имуществе Союза, в результате чего РФ достались активы по всему миру и весь внешний долг в размере $ 96,6 миллиарда.
В этом году будет переведен последний транш, навсегда оставив Союз в прошлом. Речь идет о погашении долга перед Боснией и Герцеговиной в размере 125,2 млн долларов. Этот долг был образован в результате превышения импорта из Югославии над экспортом.
Последнее значительное увеличение внешней части гос. долга произошло в 2013 году, когда он вырос почти на 10 млрд долларов.
Вы тоже можете стать кредитором РФ. Минфин регулярно размещает информацию о том, когда будет размещен следующий пул облигаций, доход по которым, кстати, на пару процентов превышает доходы по обычным банковским вкладам.Однако одних абсолютных значений госдолга недостаточно, чтобы понять, много ли задолжала Россия. Традиционно размер долга сравнивают со значением ВВП страны.
На 2016 год ВВП России составил по предварительным подсчетам 86 триллионов рублей. Значит, наш госдолг составляет примерно 11,8% от ВВП
.
Сравним с 30 государствами - лидерами по этому показателю в 2015 году:
Россия в 2015 году занимала в этом рейтинге лишь 171 место.
Госдолг США в абсолютном значении является самым крупным. Но масштабы американского ВВП позволяют занимать лишь 16 позицию в списке опасных должников. Также стоит отметить, что гос. долг США на 70% не является внешним долгом и номинирован в долларах США - первой в мире валюте по объёму валютных резервов и денежных операций. Благодаря этим и другим факторам вероятность дефолта США практически равна 0, за исключением чисто технического дефолта.
Помимо государственного долга, состоящего из долга внутреннего и внешнего, существует показатель совокупного внешнего долга, который включает в себя задолженность государства и частного сектора перед иностранцами. На данный момент, этот показатель в России равен примерно 100% от ВВП . Большая часть долга состоит из задолженности частного сектора.
Сравним это значение с 30 наиболее кризисными по этому показателю странами:
3 февраля Sberbank CIB выпустил обзор, в котором говорилось, что Россия в состоянии увеличить совокупный объем долга до 150% ВВП с нынешних 100 процентов без угрозы для финансовой стабильности. Аналитики инвесткомпании отметили, что таким образом можно обеспечить экономический рост без проведения структурных реформ.
Из сухих цифр главное - сделать правильный вывод. И он заключается в том, что не так важна сумма долга, как его валюта и структура, а также ежегодный объем ВВП. И пока у РФ с этими показателями все в порядке. Ну, а США, вопреки ожиданиям, не грозит дефолт.
По данным официальных соглашений России относительно урегулирования долгов бывшего СССР с разными странами, Россия заплатила, например, Уругваю $1,2 млн, Чехии - $352,5 млн, Болгарии - $38,5 млн, Словении - $129,2 млн, ОАЭ - $580 млн. Часть этих долгов оплачивалась не деньгами, а поставками товаров или услуг (в основном строительных). В 2013 году Россия произвела выплаты Финляндии, Чехии и Черногории, по долгу СССР, на общую сумму 3,65 млрд долларов . Долг перед Китайской Народной Республикой погасили в 2015 году, заплатив 400,97 млн швейцарских франков, из которых 50,1 миллиона была погашена поставками российской промышленной продукции и выполнением научно-исследовательских разработок в области медицины. В 2016 году Россия окончательно рассчиталась с Кувейтом - основной долг в размере $1 100 млн оплатили деньгами, а $620 млн процентов - поставками российской высокотехнологичной продукции . 8 августа 2017 года был выплачен последний государственный долг Боснии и Герцеговине, кредитору бывшего СССР, в размере 125,2 миллиона долларов . К 2002 году общий внешний долг упал до 146 млрд $ USD. С начала 2000-х годов экономическая ситуация в стране сделала доступными иностранные коммерческие кредиты. Превалировавший в 90-е годы государственный долг продолжил уменьшаться, но бурный рост коммерческого кредитования довел общий внешний долг до полутриллиона долларов к 2008 году. Мировой экономический кризис 2008 года вынудил заметно уменьшить объёмы внешних заимствований. Тем не менее уже через год рост заимствований возобновился, а к 2012 году уровень долгов достиг докризисных показателей. Очередного максимума общий долг достиг к лету 2014 года, превысив 700 млрд $ USD. Летом 2014 года в рамках санкций в связи с событиями на Украине западным финансовым институтам запретили предоставлять кредиты резидентам Российской Федерации. Размер долга стал стремительно уменьшаться. Пиковые выплаты по внешнему долгу пришлись на зиму 2014-2015 года, когда за несколько месяцев было выплачено более 100 миллиардов долларов, что стало одной из причин крупного валютного кризиса в России и резкого обрушения курса рубля. За год после объявления моратория на кредитование долг России уменьшился почти на 200 миллиардов долларов. Золотовалютные резервы России также значительно сократились. Долг СССРПри распаде СССР Российская Федерация взяла на себя долги СССР взамен на отказ других республик от общесоюзных активов (долги других стран СССР, зарубежная недвижимость, алмазный фонд и др.). Однако величина активов была явно переоценена: размер только финансовых активов (задолженность по советским кредитам, предоставлявшимся зарубежным странам) - свыше 140 млрд долл. по официальному курсу Госбанка на момент распада СССР. Крупная зарубежная собственность, алмазный фонд, золотовалютные резервы и прочие активы бывшего СССР, должны были обеспечить перевес над долгами СССР. На практике надежды на финансовые активы оказались во многом не оправданными. По оценке ВЭБ, сделанной уже в середине 90-х годов, больше половины долгов СССР можно отнести к разряду безнадежных. Вступая в Парижский клуб в 1997 году, Россия имела в активе около 150 млрд долл., которые должны были ей, как правопреемнице СССР, развивающиеся страны, в первую очередь Эфиопия, Мозамбик, Йемен, Вьетнам, Алжир, а также другие страны Африки и Азии. При этом, подчиняясь уставу Парижского клуба, Россия была вынуждена списать своим должникам большой объем долгов за поставку оружия. Военные долги составляли около 80 % от общего объема российских активов . Кроме того, Россия стала обязанной списывать долги странам, относящимся к разряду «бедных» и «развивающихся». В итоге, после вступления в Парижский клуб, оказалось, что Россия может претендовать на сумму менее 8 млрд долл. что составляет чуть больше 5 % от общей суммы дебиторской задолженности СССР . После принятия на себя в полном объеме долгов СССР, Россия столкнулась с необходимостью соблюдения напряженного графика обслуживания внешнего долга. В течение четырех лет (1992-1995 гг.) предстояло погасить почти 60 млрд долл. и, с таким объемом долговых выплат не могла справиться российская экономика. Фактически тогда начались первые российские технические дефолты: кредиторы (прежде всего, члены Парижского и Лондонского клубов) все это время, не объявляя суверенного дефолта, предоставляли отсрочки платежей. Всего до заключения всеобъемлющих соглашений о реструктуризации только в рамках Лондонского клуба была предоставлена двадцать одна 90-дневная отсрочка платежей. В 1992 г. страны « семерки» приняли решение о предоставлении России пакета западной помощи в размере 24 млрд долл. Из этой помощи Россия реально получила 13,6 млрд долл., но в этот пакет помощи были включены отсрочки по уплате долга в размере 7,2 млрд долл. Положительная оценка Западом российских реформ сказалась в целом на отношении кредиторов к реструктуризации. Переговоры России с Парижским клубом кредиторов нашли отражение в Соглашении от 2 апреля 1993 г. Данная договоренность касалась только платежей, просроченных в 1992-1993 г., хотя отсрочка по этим платежам предоставлялась на достаточно продолжительный период - 10 лет, в том числе давался льготный период в 5 лет. После трехлетних переговоров со странами Парижского клуба в апреле 1996 г. удалось заключить рамочное соглашение о реструктуризации всей суммы накопленных долгов. По состоянию на начало 1996 г. задолженность Парижскому клубу оценивалась примерно в 38 млрд долларов. Соглашение закрепило договоренность о реструктуризации накопленного долга и средний срок выплаты этих долгов увеличился от 19 лет до 24 лет. В результате реструктуризации на период до 2020 г. должно было быть выплачено 45 % всего долга, а 55 %, включавшие краткосрочные обязательства, - до 2115 г. При этом выплаты должна была начаться только после окончания льготного периода и осуществляться нарастающими платежами. Одновременно с переговорами по Парижскому клубу проходили переговоры с Лондонским клубом. В ноябре 1995 г. во Франкфурте-на-Майне между Правительством России и представляющим интересы Лондонского клуба кредиторов Банковским консультативным комитетом был подписан Меморандум о согласованных принципах глобальной реструктуризации долга бывшего СССР Лондонскому клубу, включая проценты на длительный срок (до 25 лет) и о предоставлении льготного периода (до 6 лет). Ответчиком по долгу был определен ВЭБ. Подписание Меморандума означало достижение принципиальной договоренности по реструктуризации. После этого осуществлялась выверка задолженности, в ходе которой были проанализированы свыше 27 тыс. отдельных долговых требований 423 кредиторов в 15 валютах. Такого масштаба сделки не было за всю предыдущую историю клуба. На официальных кредиторов, не входящих в Парижский клуб, приходилось в 1993 г. примерно 33 млрд долл., или 30 % всего долга. Так, соответствующие соглашения были заключены с бывшими европейскими странами СЭВ. В результате зачета взаимных задолженностей с Польшей и Болгарией внешняя задолженность России сократилась на более чем 9 млрд долл. Были подписаны подобные соглашения, регулирующие отношения по советским долгам, с Республикой Корея, Турцией, Кувейтом и некоторыми другими государствами . С 2000 по 2003 г. Правительством Российской Федерации были приняты ряд постановлений, касающееся урегулирования части внешнего долга СССР, В результате задолженность бывшего СССР перед Лондонским клубом кредиторов, переоформленная в результате реструктуризации 2000 года в суверенные еврооблигации, учитывалась ЦБ уже в составе нового российского долга. На н 1 января 2001 года эти обязательства оценивались в 20,5 млрд.долларов (34,2% нового российского официального долга по состоянию на 1 января 2001 года). На 1 января 2001 года долг бывшего СССР состоял из долга Парижскому клубу кредиторов (40,2 млрд.долларов, или 59% долга бывшего СССР), долга бывшим социалистическим странам (14,3 млрд.долларов, или 21%), задолженности по облигациям внутреннего государственного валютного займа (1,2 млрд.долларов, или 2%), а также прочей задолженности (12 млрд.долларов, или 18%), включающей преимущественно долги странам - не членам Парижского клуба. Долги бывшего СССР перед парижским клубом Россия досрочно выплатила в 2005 году 15 миллиардов и в 2006 году почти 24 миллиардов долларов.С некоторыми странами Россия тоже решила рассчитаться не наличными, а продукцией. На поставки российских самолетов Бе-200 в счет долга согласилась Португалия. Финляндии Россия поставит товаров на 30 миллионов долларов. Что это за товары, не сообщается - говорится только, что они будут "высокотехнологичными" . Задолженность бывшего СССР по состоянию на 1 января 2008 года сократилась с 9,4 до 7,1 млрд.долларов. После осуществления в августе 2007 года основных выплат Парижскому клубу кредиторов объем обязательств перед входящими в него странами не превышал 0,1 млрд.долларов (менее 1,0% долга бывшего СССР). На долг перед бывшими социалистическими странами приходилось 1,5 млрд.долларов (21,2%), на обязательства перед нерезидентами в форме ОВГВЗ - 2,0 млрд.долларов (28,3%), на прочие категории, включая задолженность перед официальными кредиторами, - 3,5 млрд.долларов (49,5%). В дальнейшем к 2017 году долги бывшего СССР были полностью погашены. Общий внешний долгНа графике и в таблице показана динамика внешнего долга Российской Федерации в миллионах долларов США. Федеральный долг, долг СССР, долг Центрального Банка России и долги субъектов России составляют государственный долг России.
Предполагаемые выплаты долгаДоступна оценка ЦБ России предполагаемых платежей по текущему внешнему долгу. Реальные платежи могут отличаться как по причинам досрочных выплат, просрочки или реструктуризации, так и по причине существования долгов с неопределенной датой платежей. На апрель 2018 года ЦБ России оценивает величину долга с открытой датой в 95 млрд долларов. Для остальной части долга график платежей на 2019 год представлен в таблице: Оценки состояния общего долгаПо сообщению ЦБ России 29 июля 2016 года, показатели устойчивости российской экономики к бремени внешнего долга ухудшились. Соотношение внешнего долга к ВВП достигло рекордной отметки за все время, покрываемое статистикой регулятора (с 2004 года), - 40 %. В 2014 этот показатель составлял 29 %. Обеспеченность внешнего долга валютными поступлениями снизилась до 12-летнего минимума, и к марту общая сумма задолженности на 44 % превышала годовые доходы страны от экспорта. При этом на обслуживание внешнего долга (процентные платежи и погашения) на конец марта, должно было уходить 36 % всего притока валюты в Россию от экспорта. По методологии Счетной палаты, которую использует в своих материалах и российский ЦБ, это значение находится выше критического порога, составляющего 25 %. Показатель «платежи по внешнему долгу/экспорт» имеет ключевое значение при анализе платежеспособности дебитора. Критическим считается коэффициент, если расчетная сумма годовых платежей превышает 25 % экспорта, - говорится в материалах Счетной палаты, к которым отсылает ЦБ. Государственный внешний долгОбщая сумма современного внешнего государственного долга России представлена c 1991 по 2018 год.
Вместе с уменьшением внешнего долга России происходил рост внутреннего долга . По данным Минфина , к 1 ноябрю 2018 года внутренний долг составил 9 094,74 млрд рублей , что по курсу Центробанка России эквивалентно 138,65 млрд долларов США. Структура государственного внешнего долгаВ качестве примера структуры источников заимствований государства приводится структура государственного внешнего долга по состоянию на 1 октября 2016 года. Источник информации - официальный сайт министерства финансов Российской Федерации . Рост и спад указаны относительно показателей 2015 года.
Оценки состояния государственного долгаПосле кризиса 1998 года государственный долг стремительно сокращался, уменьшая и общий внешний долг. В результате длительных переговоров, к концу августа 2006 Россия осуществила досрочные выплаты 22,5 млрд долларов по кредитам Парижского клуба , после чего её государственный долг составил 53 млрд долларов (9 % ВВП). В 2008 году внешний долг составлял всего 5 % ВВП страны. На 19 декабря 2013 года - 55,8 млрд долларов , что является одним из самых низких показателей в Европе . По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 5-10 % от объёма ВВП страны . Государственный внешний долг России остаётся очень низким, в пределах 10 % к ВВП страны. «Это приятная, хорошая информация: впервые в истории наши резервы полностью покрывают внешний долг как государства (он у нас очень небольшой), так и коммерческого сектора. И эти деньги работают, в том числе в полном объёме поступают в российский бюджет доходы от размещения средств в Фонде национального благосостояния», - заявил Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию 20 февраля 2019 года . См. такжеПримечания
|
Принятый в 1992 закон Российской Федерации разделил государственный долг на внешний и внутренний.
Государственный долг России на 2018 делится на внешний и внутренний займы соответственно с валютой возникших обязательств. Займ в иностранной валюте относятся внешнему долгу РФ, а рублевые — к внутреннему.
Согласно 6-й статьи бюджетного кодекса Российской Федерации, внешний долг государства — это обязательство страны, возникающие в иностранных денежных единицах.
Государственным внешним долгом РФ являются обязательства:
- органов федеративной власти;
- федеративных субъектов.
ЦБ является официальным источником информации по структуре, истории, текущему состоянию и плану платежей.
Кредиторами обычно бывают:
- другие государства;
- частные фонды;
Исторические данные
Фактически Госдолг появился в 1991 году после распада Союза Светских Социалистических Республик, когда РФ, как преемница, взяла все долговые повинности на себя.
Из-за тяжелого экономического кризиса в 1990-е после распада СССР Россия практически не погашала займы и набрала новые. Объем внешнего долга РФ рос до 1998 г. и составлял 188 миллиардов $. После пика и окончания кризиса в 1998 г. и преодоления дефолта начали снижаться размеры должностных выплат (см. ).
В начале 2000-х гг. Российская Федерация стала укреплять экономические позиции благодаря росту цен на нефть.
Уже летом 2006 в следствии длительных переговоров был преждевременно погашен займ Парижского клуба – 22,5 млрд $.
К 2008 г., из-за доступных иностранных займов, задолженность опять выросла до 0,5 трон. $.
В 2013 г. были погашены кредиты СССР. Выплачено в сумме 3,65 миллиарда $, таким странам: Черногория, Чехия и Финляндия.
Следующий максимум был достигнут в 2014 г. – более 0,7 триллиона $. После чего стал достаточно быстро сокращается из-за санкций.
В конце 2014 – начале 2015 гг. были выплачены свыше 0,1 триллиона долларов за несколько месяцев. Что в итоге привело к валютному кризису и падению курса рубля.
Летом 2017 был погашен госдолг Советского Союза в сумме 125,2 млн $ Боснии и Герцеговине.
График внешнего долга России
Объем общего долга страны снижается
Согласно данным на начало этого года, сумма общего долга снизилась до 33% к Валовому Внутреннему Продукту с 40%, установленных ранее. Такой уровень является умеренным согласно годовому отчету ЦБ.
График платежей на этот год
Внешний долг России на 2018 год должен снизится на 50 миллиардов $:
- В первом квартале уплачено 21,4 миллиард $.
- В конце второго квартала оплата достигнет 30 млрд. $, однако пока окончательная цифра не озвучивается.
Из-за введения санкций, наложенных на Российскую Федерацию, в цифровом эквиваленте размер долга сокращается, однако в относительных показателях растет. Эксперты считают, что объяснить это можно снижением ВВП, падением курса рубля и сокращением экспорта энергоносителей из-за снижения мировых цен на них.
году: причины, контрсанкции, значение для экономики
Согласно мнениям экспертов, динамика роста внешнего долга России не является критичной в соотношении с задолженностью некоторых других мировых держав.
По прогнозам, внешний государственный долг России на 2018- 2019 гг будет продолжать расти. Несмотря на запланированные на этот период оплаты.
ВВП и внешний долг России: По относительным показаниям, госдолг составляет примерно 5-10% от всего ВВП, этот показатель ниже только у 4 мировых держав.
Структура внешнего долга России на 2018
Внешний долг России в 2018 состоит из следующих категорий:
- Внешний госдолг;
- Обязательств перед участниками Парижского клуба;
- Долговые выплаты перед кредиторами, не являющимися участниками Парижского клуба;
- Обязательства перед бывшими государствами Совета экономической взаимопомощи;
- Коммерческие займы бывшего Союза Советских Социалистических Республик;
- Обязательства перед финансовыми международными организациями;
- Погашение по еврооблигационным кредитам;
- Облигационные ссуды;
- Выплаты по ОВГВЗ.
В структуру внешнего долга Советского Союза включены:
- Договора с рассрочкой;
- Среднесрочные или краткосрочные ссуды на коммерческой основе, которые подтверждаются векселями и траттами (ценные бумаги);
- Векселя и тратты с платежами для предъявителей;
- Инкассо – расчётная банковская операция, по передаче денег получателю от плательщика через банк. За выполнения этой операции взимается комиссия;
- Обязательства безотзывные и отзывные, в том числе банковские аккредитивы с рассрочкой;
- Прочие договоренности, относящиеся к разрешению по постановлению руководящих органов.
Практически всю задолженность составляют еврооблигационные кредиты. Ценные бумаги — еврооблигации, которые выпускаются в денежных единицах, отличающихся от государственной валюты.
Минфин сообщил — внешний долг РФ сократился после перекрытия займов Советского Союза. На текущий момент есть только одна задолженность перед Южной Кореей. Согласно договорам, она должна быть погашена до 2025 г.
8 августа 2017 г. Российская Федерация полостью рассчиталась с долгами СССР, выплатив свыше 125 млн. долларов Боснии и Герцеговине.
За 10 лет Россия простила 80 000 000 000 долларов государствам-должникам. Среди стран, которым были списаны задолженности:
- Куба – 31,7 млрд$,
- Ирак – 21,5 ,
- Монголия – 11,1 ,
- Афганистан – 11 ,
- КНДР – 10,
- Сирия – 0,9,
- Вьетнам – 9,4,
- Государствам Африки, среди которых: Ангола, Никарагуа, Эфиопия, Ливия, были прощены выплаты в размере боле 0,02 трлн долларов.
Российская Федерация имеет задолженность лишь перед одной державой – Южной Кореей в объеме 594 млн. $.
МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Отношение государственного долга РФ к ВВП может составить к концу 2017 года 14,7% ВВП, а на конец 2019 года увеличиться до 15,7% ВВП. Об этом говорится в опубликованных "Основных направления долговой политики Минфина на 2017-2019 гг.".
При этом доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета к концу 2017 года составит 4,5%, а к концу 2019 года увеличится до 5,4%, прогнозирует министерство. В ведомстве отметили, что государственный долг РФ по итогам 2016 года составил 11,1 трлн руб. или 13,2% ВВП.
В период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года государственный долг РФ вырос с 7,5 трлн руб. (10,6% ВВП) до 11,1 трлн руб. (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1% ВВП. При этом средние темпы прироста государственного долга превышали темпы прироста ВВП страны.
Тем не менее к началу 2017 года общий объем долговой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением, указывает Минфин.
Согласно документу, чистые заимствования РФ в 2016 году составили 606,6 млрд руб. На внутренние заимствования пришлось 500 млрд руб., на внешние - 106,6 млрд руб.
Рост внутренних заимствований
Чистые внутренние заимствования РФ в 2019 году достигнут 1,1% ВВП и станут максимальными за всю историю современной России, подчеркивается в документе.
"Объемы чистых внешних заимствований, выраженных в ценных бумагах, примут отрицательные значения: минус 21,2 млрд руб. в 2017 году, минус 60,1 и минус 13,2 млрд руб. в 2018 и 2019 гг., соответственно. Что касается валовых внутренних заимствований, то они, напротив, возрастут с 1,2% ВВП в 2016 году до 1,7% в 2019 году. В этот год чистые внутренние заимствования достигнут 1,1% ВВП (против 0,6% ВВП в 2016 году). Данные значения станут максимальными за всю историю современной России", - говорится в документе.
При этом в Минфине отмечают тенденцию к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с возможным ухудшением для Российской Федерации как суверенного заемщика финансовых условий заимствований и ростом долговой нагрузки. "При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях", - предупреждают в Минфине.
В документе отмечается, что запланированные внутренние заимствования РФ на 2017-2019 гг. являются предельными с точки зрения текущей емкости рынка.
"Объемы предложения государственных ценных бумаг, запланированные на ближайшие три года, оцениваются как предельные с точки зрения текущей его емкости. Данное обстоятельство обуславливает особую важность успешного решения поставленных задач по диверсификации предлагаемых рынку долговых инструментов и расширению круга его участников", - сообщается в документе.
Внешние займы и проекты ЕБРР
Общий объем заимствований РФ у международных банков развития (МБР) в 2017-2019 годах не превысит 14,8 млрд руб.
"При сохранении нынешнего уровня геополитической напряженности в период 2017-2019 гг. общий объем заимствований (использования уже предоставленных кредитов) России у МБР не превысит в среднем $215,4 млн в год или 14,8 млрд руб.", - отмечается в документе.
В то же время министерство сообщило, что на 2017-2019 гг. заложило сокращение портфеля проектов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а основной рост будет обеспечен за счет привлечения средств по линии относительно недавно учрежденных международных банков развития - главным образом, Нового банка развития (НБР) БРИКС.
Минфин напомнил, что в настоящее время Россия является акционером семи банков развития: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ЕБРР, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), НБР, Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), Международного инвестиционного банка (МИБ) и Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). В рамках сотрудничества с ними в качестве суверенного заемщика на различных стадиях подготовки и реализации находится порядка 20 проектов, предполагающих привлечение заемных ресурсов на общую сумму около $5 млрд.
"Однако из-за санкций ряд проектов не был вынесен на одобрение исполнительных органов этих банков и, как следствие, не вступил в силу. В результате доля обязательств по кредитам МБР в структуре государственного внешнего долга РФ к концу 2016 года составила менее 2%", - отмечается в документе.
Устойчивый спрос на гособлигации
Минфин прогнозирует устойчивый спрос на гособлигации в 2017-2019 гг., в частности, из-за структурного профицита ликвидности.
"В предстоящем периоде (2017-2019 гг. - прим. ред.) ожидается переход банковской системы к структурному дефициту ликвидности. Избыток свободных ресурсов, а также необходимость выполнения банками нормативов по краткосрочной ликвидности будут способствовать росту спроса на высококачественные финансовые активы с низким уровнем риска. Все эти факторы будут играть ключевую роль в формировании устойчивого спроса на государственные ценные бумаги", - отмечается в документе.
Структурный дефицит ликвидности банковского сектора возникает при устойчивой потребности у банков в получении ликвидности посредством операций с Банком России. Профицит является обратной ситуацией и выражается в потребности банков размещать средства у регулятора.
ОФЗ
Привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета.
При этом, по данным Минфина, основными инструментами исполнения программы государственных внутренних заимствований останутся ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). По сравнению с предыдущим периодом, роль инструментов с плавающей процентной ставкой будет возрастать.
"При относительно стабильной ситуации на рынке и тренде на снижение процентных ставок акцент будет делаться на размещении средне- и долгосрочных ОФЗ-ПД. Напротив, в периоды повышенной волатильности процентных ставок предпочтение будет отдаваться эмиссии "защитных" инструментов - ОФЗ-ПК, а также ОФЗ-ИН. Однако привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ-ИН не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета. Заимствования в этом инструменте будут ориентированы, прежде всего, на решение задачи создания адекватного ориентира по стоимости заимствований для корпоративных заемщиков и индикатора, отражающего инфляционные ожидания участников рынка",- говорится в документе Минфина.
Совокупная доля ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) в общем объеме внутреннего госдолга не превысит 20-25%.
"Эмиссия облигаций с изменяющимся уровнем дохода (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) станет одним из способов минимизации стоимости привлечения государством заемных средств на длительный срок в условиях, когда процентные ставки по инструментам с фиксированным доходом (ОФЗ-ПД) объективно завышены. Однако выпуск таких облигаций сопряжен для эмитента с риском роста стоимости обслуживания долга в будущем (процентный риск). Как следствие, объем эмиссии таких инструментов не может не быть ограничен", - отмечается в документе.
В Минфине исходят из того, что совокупная доля ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, не превысит отметку в 20-25% объема государственного внутреннего долга. "В настоящее время данный показатель уже достиг 17%", - говорится в документе Минфина.
ОФЗ в юанях
Минфин РФ сообщил о заинтересованности российских и китайских банков в организации размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) в юанях.
"В настоящее время можно говорить о наличии заинтересованности как российских профессиональных участников фондового рынка, так и российских дочерних структур ряда китайских банков выступить организаторами такого размещения (размещения ОФЗ в юанях на Московской бирже - прим. ред.)", - отмечается в документе.
Минфин указывает, что в условиях сохраняющейся геополитической напряженности, выпуск на внутреннем рынке РФ ОФЗ в юанях, ориентированных не на "офшорных", а на внутренних инвесторов из КНР является наиболее перспективным.
Ранее сообщалось о планах Минфин РФ разместить в 2016 году ОФЗ в юанях на внутреннем рынке объемом до $1 млрд. Позже министерство скорректировало свои планы на 2017 год. Отмечается, что инфраструктура финансового рынка РФ полностью готова для такого размещения.