Подтверждение статуса резидента рф для юридических лиц. Справка о налоговом резидентстве юридического лица в рф. Для кого предназначен новый сервис

С 16 января 2018 года подтвердить статус налогового резидента РФ, а также проверить его наличие, стало намного проще. Это можно сделать удалённо, практически онлайн, на официальном сайте Налоговой службы России, где заработал новый одноимённый сервис. Им могут воспользоваться в налоговых целях для подтверждения своего статуса не только физические лица, но также ИП и юридические лица. Рассказываем, как функционирует новый сервис.

Новый порядок подтверждения налогового резидентства

С середины января 2018 года подтверждение статуса налогового резидента РФ стало возможным с помощью нового электронного сервиса сайта ФНС России. Он так и называется – «Подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации»:

Напомним, что с 1 июля 2017 года у налоговиков появилась новая обязанность: по заявлению выдать ему или его представителю электронный или бумажный документ, подтверждающий статус налогового резидента РФ (подп. 16 п. 1 ст. 32 НК РФ).

Бумажная форма, электронный формат и порядок выдачи справки о подтверждении статуса налогового резидента России закреплены приказом ФНС от 07 ноября 2017 года № ММВ-7-17/837.

Если быть точнее, в данном приказе приведены образец заявления, подтверждающий статус налогового резидента РФ и сам документ о статусе (отдельного названия у него нет).

Как зарегистрироваться

Чтобы приступить к подтверждению статуса налогового резидента Российской Федерации, нужно пройти регистрацию в новом сервисе. Есть несколько способов:

  • через электронную почту и пароль;
  • ИНН + пароль от личного кабинета физлица на сайте ФНС;
  • квалифицированный сертификат ЭП;
  • учётную запись сайта госусуг .

Для кого предназначен новый сервис

Интересно, что данный сервис адресован не только обычным физическим лицам (ст. 207 НК РФ). Через него предусмотрено также подтверждение статуса налогового резидента РФ юридического лица (ст. 246.2 НК РФ) и индивидуального предпринимателя.

Возможности и преимущества нового сервиса

Рассматриваемый сервис поможет обычным физическим лицам, коммерсантам и организациям оперативно:

  • сформировать заявление (т. е. заполнить, зарегистрировать и отправить в налоговую);
  • получить в формате PDF документ о подтверждении статуса российского налогового резидента (или отказ):

Важно, что потенциальный налоговый резидент подтверждающие документы дополнительно отсылать через этот сервис не обязан. Достаточно только заявления.

Для получения документа о налоговом резидентстве РФ на бумаге при формировании заявления необходимо сделать пометку «Направить документ на бумажном носителе».

Кроме того, сервис позволяет в реальном времени отслеживать статус обработки и рассмотрения заявления с момента его регистрации в Налоговой службе России. Срок его рассмотрения составляет до 40 календарных дней.

Предполагается, что всё это значительно упростит для плательщиков процедуру подтверждения своего налогового статуса.

Проверка статуса налогового резидента РФ

Немаловажно, что теперь налоговые агенты и компетентные органы других стран могут проверять через Интернет на официальном сайте ФНС России, есть ли подтверждение статуса налогового резидента РФ. Вот точная ссылка:

Для этой цели теперь служит специальный уникальный проверочный код, который налоговики автоматически ставят на каждом документе (см. последнюю строку на рисунке выше).

Проверить, был ли действительно выдан документ о статусе налогового резидента РФ, на сайте ФНС могут абсолютно все заинтересованные лица. Какие-либо авторизации, пароли, коды, логины и т. п. не нужны.

Если вы ведете внешнеэкономическую деятельность, ваш деловой партнер - иностранная компания, то вам, скорее всего, потребуется документальное подтверждение того, что он является налоговым резидентом иностранного государства. Это нужно в целях избежания двойного налогообложения. На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации не прописаны какие-либо требования к форме и содержанию документов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве. Мы расскажем о том, какие обязательные сведения должен содержать такой документ и в какой форме его нужно представлять.

Налоговое резидентство

С 01.01.2015 в Налоговый кодекс РФ впервые введено понятие "налоговый резидент" для юридических лиц (ст. 246.2 НК РФ).

С указанной даты к налоговым резидентам РФ относятся (п. 1 ст. 246.2 НК РФ):

Российские организации;

Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, для целей применения такого договора;

Иностранные организации, местом фактического управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения.

По общему правилу местом фактического управления иностранной организацией признается РФ, если в отношении ее и ее деятельности соблюдено хотя бы одно из перечисленных в п. 2 ст. 246.2 НК РФ условий:

Исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации (при этом регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в Российской Федерации в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве (государствах));

Главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять деятельностью предприятия и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации (при этом руководящим управлением организацией признаются принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления).

Фактическое управление иностранной организацией осуществляется за пределами РФ в том случае, если ее коммерческая деятельность с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов осуществляется в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения, или обособленное подразделение этой организации находится на таких территориях. Тогда налоговым резидентом РФ такие иностранные организации не признаются. При этом законодатель предписывает таким иностранным организациям в случае необходимости документально подтвердить выполнение указанных условий (п. 4 ст. 246.2 НК РФ).

Местом фактического управления иностранной организацией может быть признана территория РФ при выполнении хотя бы одного из 3 дополнительных условий (п. 5 ст. 246.2 НК РФ):

Ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке консолидированной финансовой отчетности) осуществляется в РФ;

Ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ;

Оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.

При выполнении хотя бы одного из этих условий иностранная организация признается налоговым резидентом РФ, если иное не предусмотрено международным соглашением.

С 01.01.2015 к российским организациям для целей исчисления налога на прибыль приравниваются иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии со ст. 246.2 НК РФ (п. 5 ст. 246 НК РФ, Письмо Минфина России от 20.03.2015 N 03-03-10/15463, направлено Письмом ФНС России от 08.04.2015 N ГД-4-3/5792).

Главой 25 НК РФ установлены четыре обязательных условия, при одновременном выполнении которых иностранная организация не может быть признана налоговым резидентом РФ (п. 7 ст. 246.2 НК РФ):

1) иностранная организация является эмитентом обращающихся облигаций;

2) постоянное местонахождение такой иностранной организации должно быть в государстве, с которым Российская Федерация имеет действующий международный договор об избежании двойного налогообложения;

3) доля доходов иностранной организации от обращающихся облигаций за период, за который составляется финансовая отчетность за финансовый год, составляет не менее 90% в сумме всех доходов такой организации за указанный период;

4) в отношении обращающихся облигаций должны соблюдаться требования, установленные п. 2.1 ст. 310 НК РФ.

Отсутствие статуса налогового резидента РФ является одним из условий признания иностранной компании контролируемой (пп. 1 п. 1 ст. 25.13 НК РФ). Следовательно, наличие данного статуса исключает возможность такого признания.

Зачем нужно подтверждение налогового статуса

В силу п. 4 ст. 15 Конституции РФ, п. 1 ст. 7 НК РФ если международным договором РФ установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров. Таким образом, международные договоры имеют приоритет над нормами Налогового кодекса РФ.

Так, в случае если между Российской Федерацией и иностранным государством действует международное соглашение об избежании двойного налогообложения, доходы иностранных организаций - налоговых резидентов этого государства от источников в Российской Федерации подлежат налогообложению в соответствии с условиями такого соглашения. В частности, международным договором, заключенным с государством, на территории которого находится ваш иностранный контрагент, могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль или освобождение от налогообложения в Российской Федерации.

Российская организация (или постоянное представительство иностранной компании в России) при каждой выплате зарубежному контрагенту доходов, указанных в п. 1 ст. 309 НК РФ, должна исполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль. При этом применять указанные нормы международных соглашений можно, только если иностранная организация предъявит налоговому агенту документ, подтверждающий ее постоянное местопребывание в соответствующем государстве до даты выплаты дохода. Обязательное наличие документа, подтверждающего резидентство, следует из положений пп. 4 п. 2, п. 3 ст. 310 и п. 1 ст. 312 НК РФ.

Пример. Если между источником выплаты дохода и его фактическим владельцем есть посредник (агент, поверенный, комиссионер, Special Purpose Vehicle - SPV-компания и т.п.) - резидент иностранного государства, с которым у России заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения, нормы такого соглашения, предусматривающие запрет на обложение дохода налогом в России, не применяются. Исключения из этого правила - ситуации, когда фактический владелец дохода является резидентом того же иностранного государства, что и посредник (Письма Минфина России от 30.12.2011 N 03-08-13/1, от 01.04.2010 N 03-08-05).

Для того чтобы российский источник выплаты мог удостовериться, что иностранная компания действительно имеет права на применение условий международного соглашения, она должна до момента выплаты в ее адрес дохода предоставить источнику выплаты, исполняющему обязанности налогового агента, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения (п. 1 ст. 312 НК РФ). Если такое документальное подтверждение не будет получено, то российский налоговый агент будет обязан удержать налог с дохода иностранной компании по ставке, установленной Налоговым кодексом РФ, а не международным соглашением.

Таким образом, российская организация, исполняя обязанности налогового агента в отношении иностранных деловых партнеров, может применять положения международных соглашений об избежании двойного налогообложения, если располагает документами, которые подтверждают место нахождения (резидентство) иностранной организации (абз. 2 п. 1 ст. 312 НК РФ). Аналогичный порядок применяется и в случае, когда иностранными контрагентами являются физические лица (п. 2 ст. 232 НК РФ, Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 03-04-06/44160).

Кроме того, в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и в порядке, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ. А согласно пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (Письмо Минфина России от 21.01.2014 N 03-02-07/1/1623).

Требования к содержанию сертификатов резидентства

Налоговый кодекс РФ не устанавливает обязательную форму подтверждения налогового статуса. Документом, подтверждающим постоянное местопребывание, может быть, например, свидетельство о статусе налогового резидента, справка о подтверждении постоянного местопребывания в иностранном государстве, справка о местонахождении по форме, которая установлена законодательством иностранного государства или составлена в произвольном виде с указанием необходимых данных. Неофициально такой документ часто называют справкой о резидентстве, сертификатом резидентства, сертификатом налогового резидента и т.п.

Подтверждающий документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства.

Компетентный орган - это орган, который назван таковым в соответствующем международном соглашении об избежании двойного налогообложения, заключенном Россией с иностранными государствами.

В Постановлении от 28.12.2010 N 9999/10 по делу N А56-18352/2009 Президиум ВАС РФ пояснил, что сертификат о резидентстве должен исходить из компетентного органа, указанного в соответствующем международном соглашении об избежании двойного налогообложения. В рассматриваемом деле иностранные контрагенты были резидентами Республики Кипр и Швейцарии. Суд кассационной инстанции (его позицию поддержал и Президиум ВАС РФ) отметил, что поскольку Налоговый кодекс РФ не содержит определения понятия "компетентный орган соответствующего иностранного государства", то в силу п. 1 ст. 11 НК РФ этот термин используется в смысле, который придают ему нормы международного права. То есть в данном случае это пп. "i" п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" и пп. "h" п. 1 ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995.

Как правило, компетентными органами международные соглашения об избежании двойного налогообложения называют министров финансов и руководителей налоговых органов (их уполномоченных представителей) (см. таблицу 1). Документы, выданные другими органами и организациями для целей налогообложения, резидентство иностранного делового партнера не подтверждают.

Таблица 1

Государства

Компетентные органы

Великобритания

Служба внутренних доходов или уполномоченный ею представитель (пп. "i" п. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества (Москва, 15 февраля 1994 г.), п. 1 Обзора, доведенного до налоговых органов Письмом ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263)

Германия

Федеральное министерство финансов или уполномоченный им орган, в частности выдавать сертификаты могут местные налоговые органы (пп. "f" п. 1 ст. 3 Соглашения между РФ и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (ред. от 15.10.2007), Письма Минфина России от 06.04.2005 N 03-08-07, УФНС России по г. Москве от 04.03.2010 N 20-14/3/022678, от 21.01.2010 N 20-15/3/4613)

Министр финансов или уполномоченный им представитель (пп. "ii" п. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, Москва, 25 апреля 1994 г.)

Центральная администрация в Министерстве финансов (Департамент доходов) или их уполномоченный представитель (("ii") пп. "k" п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Индия от 25.03.1997 об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы)

Государственная налоговая администрация или уполномоченный ею представитель (пп. "h" п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, Пекин, 27 мая 1994 г.)

Норвегия

Министр финансов и таможен или уполномоченный им представитель (пп. "i" п. 1 ст. 3 Конвенции между Российской Федерацией и Королевством Норвегия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал, Осло, 26 марта 1996 г.)

Министр, отвечающий за бюджет, или уполномоченный им представитель (пп. "i" п. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество, Париж, 26 ноября 1996 г., Письмо Минфина России от 09.10.2008 N 03-08-05/1)

Министр финансов или его уполномоченный представитель (пп. "i" п. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Чешской Республики от 17.11.1995 об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал)

Перечень действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, подписанных РФ, приведен на сайте ФНС России (www.nalog.ru): "Международное налогообложение" -> "Международные правовые акты" -> "Применяемые соглашения об избежании двойного налогообложения".

Действующим законодательством Российской Федерации не установлены содержательные критерии и формальные требования, согласно которым сертификаты, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, используются российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения (Письмо ФНС России от 01.04.2015 N ОА-4-17/5392@).

В то же время такие документы подлежат применению российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в случае, если содержат следующие обязательные сведения (Письма ФНС России от 01.04.2015 N ОА-4-17/5392@, от 14.01.2014 N ОА-4-13/232@, от 31.10.2013 N ОА-4-13/19590@) :

Наименование налогоплательщика;

Период, за который подтверждается налоговый статус;

Наименование международного договора, сторонами которого являются Российская Федерация (СССР) и соответствующее иностранное государство, в целях исполнения положений которого выдается документ о подтверждении налогового статуса;

Подпись уполномоченного должностного лица компетентного органа иностранного государства.

Дополнительные требования к сертификатам резидентства

Как известно, официальные документы, исходящие от иностранных государств, должны быть легализованы, то есть на данных документах должны быть засвидетельствованы подписи в качестве подлинных. В этом случае консульское должностное лицо легализует составленные с участием должностных лиц компетентных органов государства пребывания или от них исходящие официальные документы, которые подтверждают налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве и предназначены для представления на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами, участниками которых являются Российская Федерация и государство пребывания (п. 8 ч. 2 ст. 5, ч. 1, 2 ст. 27 Консульского устава РФ).

Если же соответствующее иностранное государство является членом Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, заключенной в г. Гааге 05.10.1961 (далее - Гаагская конвенция), то на данных документах достаточно проставление апостиля (ст. 3 Гаагской конвенции, Постановление Президиума ВАС РФ от 28.06.2005 N 990/05). Для России Гаагская конвенция вступила в силу 31.05.1992.

Статьей 1 Гаагской конвенции, вводящей апостилирование, установлено, что в качестве документов, подтверждающих для налогоплательщиков статус резидента иностранного государства, рассматриваются документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства. Выполнение упомянутой функции не может быть потребовано, если законы, правила или обычаи, действующие в государстве, в котором представлен документ, либо договоренность между государствами отменяют данную процедуру. Положений, отменяющих апостилирование иностранных официальных документов, действующее законодательство Российской Федерации не содержит. Международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам не распространяются на административные, в том числе налоговые, правоотношения (Письма ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@, УФНС России по г. Москве от 10.02.2012 N 16-15/011596@).

Апостиль (фр. apostille) - международная стандартизированная форма заполнения сведений о законности документа для предъявления на территории стран, признающих такую форму легализации. Штамп "Апостиль" ставится только на оригиналы документов государственного образца.

Апостиль не требует иного заверения или легализации документа и признается официальными органами всех государств - участников Гаагской конвенции. Апостиль может не использоваться, если существуют правовые основания, отменяющие или упрощающие легализацию документа.

Таблица 2

Легализация

Апостилирование

Формальная процедура, используемая дипломатическими или консульскими агентами страны, на территории которой документ должен быть представлен, для удостоверения подлинности подписи, полномочия лица, подписавшего документ, подлинности печати или штампа, которыми скреплен представленный на легализацию документ, и соответствия данного документа законодательству государства пребывания (п. 1 ст. 27 Федерального закона от 05.07.2010 N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации")

Формальная процедура удостоверения подлинности подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинности печати или штампа, которыми скреплен этот документ, установленная Гаагской конвенцией (абз. 1 ст. 3 Гаагской конвенции)

Образец апостиля прилагается к Гаагской конвенции.

Согласно Гаагской конвенции апостиль имеет форму квадрата со стороной не менее 9 см и должен соответствовать образцу, приложенному к Конвенции. Текст апостиля должен содержать следующие реквизиты:

Наименование государства, выдавшего апостиль;

Фамилию лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;

Должность лица, подписавшего удостоверяемый апостилем документ;

Наименование учреждения, печатью/штампом которого скреплен документ, удостоверяемый апостилем;

Название города, в котором проставлен апостиль;

Дату проставления апостиля;

Название органа, проставившего апостиль;

Номер апостиля;

Печать/штамп учреждения, проставившего апостиль;

Подпись должностного лица, проставившего апостиль.

Апостиль может быть составлен как на одном из официальных языков Гаагской конвенции (французском либо английском), так и на национальном языке государства, проставившего апостиль. На практике надписи на апостиле часто дублируются на двух языках (одном из языков Гаагской конвенции и национальном). Заголовок "Apostille (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)" должен быть дан на французском языке.

Согласно Гаагской конвенции апостиль проставляется на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Что касается апостилей, проставленных на документах, которые состоят из нескольких страниц, Специальная комиссия рекомендовала, чтобы апостиль проставлялся на странице(-ах), где стоит подпись. Если имеется приложение к документу, апостиль может проставляться как на первой, так и на последней странице документа (п. 17 Заключений и рекомендаций, принятых Специальной комиссией по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств, вручении документов от 04.11.2003).

На практике в различных государствах используются различные способы проставления апостилей: резиновый штамп, клей, (разноцветные) ленты, сургучная печать, рельефная печать, самоклеящиеся стикеры и т.д., а также в качестве приложения к документу, что осуществляется при помощи клея, крепежных колец, скрепок и т.д. (п. 16 Заключений и рекомендаций, принятых Специальной комиссией по практическому применению Гаагских конвенций об апостиле, получении доказательств, вручении документов от 04.11.2003).

В Российской Федерации апостиль имеет чаще всего форму штампа, проставляемого на документе.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.06.2005 N 990/05 пришел к выводу, что представление документов, подтверждающих резидентство контрагента в иностранном государстве, без апостиля является нарушением норм Гаагской конвенции, которая в соответствии со ст. 15 Конституции РФ является частью правовой системы России. Кроме того, согласно ст. 310 и п. 1 ст. 312 НК РФ доход иностранного контрагента не облагается налогом на прибыль в России при наличии соответствующего международного соглашения об избежании двойного налогообложения и документа, подтверждающего резидентство такого лица в стране, с которым у России есть указанное соглашение. Данный документ должен быть заверен компетентным органом иностранного государства. Таким образом, Президиум ВАС РФ указал на обязательность апостилирования подтверждающих документов (Постановление от 28.06.2005 N 990/05).

В Постановлении от 16.04.2013 N 15638/12 Президиум ВАС РФ признал правомерным привлечение налогового агента к ответственности за неудержание налога на прибыль при выплате доходов иностранному контрагенту в случае, когда резидентство последнего подтверждено ненадлежащим образом.

Таким образом, сертификаты, подтверждающие статус налогоплательщика в качестве резидента соответствующей страны, подлежат апостилированию, если иное прямо не предусмотрено международным договором, регулирующим вопросы налогообложения.

Большинство международных договоров Российской Федерации об избежании двойного налогообложения подобных положений не содержит.

Так, в отношениях с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации. Если иностранный контрагент вашей организации является налоговым резидентом одного из таких государств, подтверждение его постоянного местонахождения, выданное уполномоченным органом соответствующего государства, не требует легализации или проставления апостиля. Перечень таких государств приведен в отдельных письмах Минфина России и ФНС России. К таким государствам относятся Республика Беларусь, Украина, Республика Молдова, Республика Казахстан, Республика Узбекистан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан, Республика Армения, Азербайджанская Республика, ФРГ, Соединенные Штаты Америки, Республика Кипр, Словацкая Республика, Латвийская Республика, Швейцарская Конфедерация, Люксембург (Письма Минфина России от 20.01.2014 N 03-08-05/1412, от 03.10.2013 N 03-08-05/40948, от 09.10.2008 N 03-08-05/2, от 25.08.2006 N 03-03-04/4/141 (п. 3), ФНС России от 14.01.2014 N ОА-4-13/232, от 04.09.2008 N 3-7-06-277@, УФНС России по г. Москве от 21.12.2010 N 16-15/133937@, от 09.06.2009 N 16-15/058821, от 25.11.2008 N 19-12/109890). В статьях "Общие определения" международных договоров Российской Федерации с упомянутыми в обращении государствами содержится указание на компетентные органы этих стран по применению данных договоров. Поэтому отсутствие апостиля на таких документах не может служить основанием для привлечения налогового агента - российской организации к ответственности, предусмотренной частью первой НК РФ (Письмо ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@).

В этой связи в последние годы при проработке проектов протоколов к договорам об избежании двойного налогообложения Россией предлагается включение пункта о том, что сертификат о резидентстве или любой иной документ, выданный компетентным органом договаривающегося государства или его уполномоченным представителем, не требует легализации или апостиля для целей применения в другом договаривающемся государстве, включая использование в судах или административных органах (Письмо ФНС России от 16.09.2013 N ОА-4-13/16590@).

В отношении компании Kosmas Air d.o.o. (Республика Сербия) нижестоящие судебные инстанции посчитали, что проставление апостиля на сертификате, выданном уполномоченным органом Сербии, не требуется в соответствии со ст. 3 Гаагской конвенции от 05.10.1961, ст. 15 Договора между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам", подписанного в г. Москве 24.02.1962, Приложением 1 к Инструкции о консульской легализации, утвержденной МИД СССР 06.07.1984, Письмами ФНС России от 08.08.2007 N ГИ-6-26/635@ "О Республике Сербии и Республике Черногории", от 12.05.2005 N 26-2-08/5988 "О подтверждении постоянного местопребывания". Однако такой вывод судов является ошибочным (Постановление ФАС Московского округа от 15.02.2013 по делу N А40-59278/12-91-332).

В силу ст. 3 Гаагской конвенции от 05.10.1961, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, апостиль не проставляется, если договором между договаривающимися странами предусмотрено, что легализация иностранных официальных документов не требуется.

Согласно ст. 15 Договора между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией от 24.02.1962 "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам" документы, которые на территории одной из Договаривающихся сторон были выданы или заверены компетентным органом и удостоверены подписью и официальной печатью, принимаются на территории другой Договаривающейся стороны без легализации. В соответствии с "Общими постановлениями" разд. 1 Договора его положения распространяются на юридические лица Договаривающихся государств.

Вместе с тем положения данного Договора не затрагивают налоговые правоотношения, относящиеся по своей сути к административному праву.

Согласно Гаагской конвенции апостиль проставляется только на официальных документах.

В качестве официальных документов рассматриваются: документы, исходящие от органа или должностного лица, подчиняющихся юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя; административные документы; нотариальные акты; официальные пометки, такие как отметки о регистрации, визы, подтверждающие определенную дату, заверение подписи на документе, не засвидетельствованном у нотариуса.

Апостилем удостоверяется подлинность подписи, качества, в котором выступало лицо, подписавшее документ, и, в надлежащем случае, подлинность печати и штампа, которыми скреплен документ.

Как следует из Гаагской конвенции, данная процедура в отношении документов, подтверждающих местонахождение иностранных юридических лиц, не отменена.

Ссылка судов на Приложение 1 к Инструкции о консульской легализации, утвержденной МИД СССР 06.07.1984, в соответствии с которым документы и акты, исходящие от организаций и учреждений 12 стран, включая Югославию, принимаются к рассмотрению без легализации, как на основание считать, что документы, исходящие от административных органов Республики Сербии, неправильна.

Данная Инструкция относится к легализации документов, осуществляемой консулами, и апостилирование документов, имеющих отношение к налоговым (финансовым) правоотношениям, ею не регулируется.

Кроме того, в рамках ст. 3 Гаагской конвенции в соответствии со статьями "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" действующих международных договоров об избежании двойного налогообложения, заключенных Российской Федерацией с иностранными государствами, руководствуясь сложившейся международной налоговой практикой, компетентный орган по смыслу договоров об избежании двойного налогообложения (в случае России - Минфин России), в том числе в лице его уполномоченного представителя (в случае России - ФНС России), на взаимной основе согласовал с компетентными органами (их уполномоченными представителями) ряда иностранных государств процедуру принятия официальных сертификатов, подтверждающих постоянное местопребывание (резидентство) без легализации или апостилирования.

Такое согласование обычно осуществляется в форме меморандума о взаимопонимании, подписываемого компетентными органами договаривающихся государств по итогами консультаций в рамках статей "Взаимосогласительная процедура", "Обмен информацией" межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения, а также уполномоченными представителями - посредством обмена официальными письмами с приложением соответствующих образцов форм, подписей, печатей.

Перечень таких государств, а также формы документов, образцы подписей уполномоченных лиц и печатей государственных учреждений иностранных государств, уполномоченных выдавать сертификаты постоянного местопребывания, содержится в информационной базе ФНС России.

К таким государствам относятся (Письмо ФНС России от 12.05.2005 N 26-2-08/5988):

Республика Беларусь;

Украина;

Республика Молдова;

Республика Казахстан;

Республика Узбекистан;

Киргизская Республика;

Республика Таджикистан;

Республика Армения;

Азербайджанская Республика;

Соединенные Штаты Америки;

Республика Кипр;

Словацкая Республика.

Согласно указанному Письму ФНС России подтверждения постоянного местонахождения организаций названных государств принимаются без апостиля.

Аналогичных положений в отношении официальных документов, подтверждающих постоянное местонахождение иностранных организаций на территории Республики Сербии, не предусмотрено.

Следовательно, документы, представляемые иностранными организациями налоговому агенту в целях подтверждения постоянного местонахождения на территории Республики Сербии, должны в соответствии с требованиями Гаагской конвенции содержать апостиль.

Учитывая изложенное, документы, представленные заявителем в отношении компании Kosmas Air d.o.o., не соответствуют требованиям Гаагской конвенции, поскольку не содержат апостиля, и, следовательно, не могут являться документами, подтверждающими местонахождение (резидентство) указанной организации в целях налогообложения.

В связи с изложенным общество было обязано в качестве налогового агента удержать и перечислить в бюджет налог с доходов, выплаченных в 2008 - 2009 гг. компании Kosmas Air d.o.o. Неисполнение данной обязанности влечет наложение штрафа и взыскание пеней, и суды без достаточных правовых оснований признали решение налоговой инспекции об их взыскании незаконным.

Минфин России в Письме от 01.07.2009 N 03-08-13 рекомендовал в целях применения международных соглашений принимать неапостилированные документы, составленные на официальных бланках компетентных органов иностранных государств и подписанные официальными уполномоченными лицами. Данная позиция аргументирована тем, что в подобных ситуациях иностранные государства принимают официальные документы России без апостиля.

Таким образом, требование апостилирования, предъявляемое российской стороной, может привести к изменению требований налоговых органов иностранных государств, что, в свою очередь, усложнит процедуру оформления документов и затруднит работу компетентных органов. Отметим, что в отношении резидентов Великобритании Минфин России (Письмо от 12.04.2012 N 03-08-05/1) указал на необходимость наличия апостиля на соответствующих сертификатах, поскольку до настоящего времени вопросы апостилирования в рамках взаимного обмена документами между налоговыми органами не урегулированы.

Обратите внимание! Список государств, с которыми достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или легализации, касается подтверждения постоянного местопребывания иностранных контрагентов только в целях исчисления налога на прибыль.

Все вышесказанное означает, что налоговые органы могут предъявить дополнительные требования к документу, подтверждающему налоговый статус иностранного контрагента, и потребовать, чтобы:

Либо документ был легализован (засвидетельствована подлинность подписи, печати и штампа в дипломатическом представительстве или консульстве РФ в государстве, органами которого документ выдан);

Либо на документе был проставлен апостиль, если документ исходит от органов государства, присоединившегося к Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов. Но при этом надо учитывать следующие обстоятельства:

с некоторыми государствами достигнута договоренность о принятии документов без проставления апостиля или консульской легализации;

в некоторых случаях контролирующими органами рекомендовано принимать неапостилированные документы исходя из того, что иностранные государства поступают именно таким образом.

Соответственно, если документ исполнен на официальном бланке компетентных органов иностранных государств и подписан официальными уполномоченными лицами, то апостиль и легализация ему не нужны.

Если ваш иностранный контрагент является резидентом государства, с которым у Российской Федерации нет указанных выше договоренностей, для снижения налоговых рисков лучше получить апостиль.

Требования к форме представления сертификатов резидентства

Законодательством о налогах и сборах РФ не установлены требования к форме или форматам представления сертификатов, подтверждающих налоговый статус в иностранном государстве, которые должны использоваться российскими налоговыми агентами и налоговыми органами в целях исполнения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

На практике в большинстве случаев документы, подтверждающие налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, представляются на бумажном носителе.

При этом регулирование процедуры и способа выдачи сертификатов, подтверждающих налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве (на бумажном носителе или в электронном виде), относится к исключительной компетенции соответствующего иностранного государства.

Если законодательство иностранного государства предусматривает подтверждение резидентства налогоплательщика в электронном виде, то российские налоговые агенты могут рассматривать такие электронные документы в качестве подтверждения статуса налогоплательщика в качестве резидента этой страны (Письмо ФНС России от 31.10.2013 N ОА-4-13/19590@). При этом электронный документ, подтверждающий налоговый статус налогоплательщика в иностранном государстве, должен содержать те несколько обязательных реквизитов, на которые мы обратили ваше внимание выше.

Кроме того, Налоговый кодекс РФ не запрещает представлять налоговому агенту копию документа, подтверждающего налоговый статус, заверенную нотариусом. Следовательно, с учетом положений п. 7 ст. 3 НК РФ иностранная организация вправе удостоверить свое местопребывание в соответствующем государстве на основании нотариально заверенной копии подтверждения (Письмо Минфина России от 12.03.2013 N 03-08-05/7325).

Требование перевода сертификата резидентства на русский язык

Документы, составленные на иностранных языках, должны быть переведены на русский язык (п. 1 ст. 68 Конституции РФ, п. 1 ст. 16 Закона РФ от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", абз. 3 п. 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, Письмо ФНС России от 30.04.2013 N ЕД-4-3/8071).

Сертификат резидентства составляется, как правило, на иностранном языке. Поэтому налоговому агенту нужно также представить перевод этого документа на русский язык (п. 1 ст. 312 НК РФ, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2010 по делу N А28-20189/2009). Согласно официальной позиции такой перевод должен быть нотариально заверен (Письмо Минфина России от 17.12.2009 N 03-08-05).

Однако ни общие положения гл. 25 НК РФ, ни ее специальные положения (ст. 312 НК РФ) прямо не устанавливают для налогоплательщика подобной обязанности.

Согласно п. 2 ст. 312 НК РФ иностранная организация может вернуть из бюджета ранее удержанный налог по выплаченным ей доходам, в отношении которых международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы налогообложения, предусмотрен особый режим налогообложения. Возврат осуществляется при условии представления пакета документов, перечисленных в указанной норме, в числе которых значится и сертификат резидентства.

Абзацем 10 п. 2 ст. 312 НК РФ установлено, что в том случае, если перечисленные в п. 2 ст. 312 НК РФ документы составлены на иностранном языке, налоговый орган вправе потребовать их перевода на русский язык. При этом нотариального заверения контрактов, платежных документов и их перевода на русский язык не требуется. Как видите, сертификат резидентства здесь не упомянут. Из этого можно сделать косвенный вывод о том, что при возврате ранее удержанного налога с доходов иностранных организаций заверять нотариально документы, на основании которых возвращается налог, не надо, кроме сертификатов резидентства.

Периодичность представления сертификатов резидентства

Налоговый кодекс РФ не содержит требования о том, что иностранная компания или ее налоговый агент должны ежегодно обновлять сертификат налогового резидентства, если уже имеется такой документ, выпущенный ранее. Ограничений срока действия подтверждений постоянного местопребывания иностранных компаний законодательство РФ о налогах и сборах также не устанавливает (п. 1 ст. 312 НК РФ).

Однако, по мнению контролирующих органов, сертификат резидентства должен быть выпущен не ранее того налогового периода (календарного года), в котором производится соответствующая выплата дохода в пользу иностранной компании.

Это вполне логично, поскольку страна регистрации (инкорпорации) и страна налогового резидентства могут отличаться, меняться в разных налоговых периодах, компания может терять налоговое резидентство в той стране, в которой имела его в предыдущем налоговом периоде. Такое может произойти, когда место эффективного управления иностранной компании переносится по какой-то причине в другую страну или когда возникают сложности с определением такого места по причине нахождения членов совета директоров в разных странах и нельзя утверждать, что управление иностранной компанией эффективно осуществляется именно с территории той страны, которая была указана в сертификате резидентства, выданном ранее соответствующим компетентным органом.

Согласно официальной позиции налоговому агенту представляется только одно подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации за каждый календарный год выплаты доходов независимо от количества и регулярности таких выплат, видов выплачиваемых доходов и т.п. (Письма Минфина России от 19.12.2011 N 03-08-05, от 21.08.2008 N 03-08-05/1, от 16.05.2008 N 03-08-05, от 12.03.2008 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049833).

Если в сертификате резидентства указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, то он должен соответствовать промежутку времени, за который налоговый агент выплачивает доход.

В случае неуказания такого периода им признается календарный год, в котором выдан такой документ (Письма Минфина России от 12.04.2012 N 03-08-05/1, от 07.06.2011 N 03-03-06/2/87, от 21.07.2009 N 03-08-05, от 01.04.2009 N 03-08-05, от 09.10.2008 N 03-08-05/1, от 21.08.2008 N 03-08-05/1, от 16.05.2008 N 03-08-05, УФНС России по г. Москве от 12.12.2006 N 20-12/109629).

Таким образом, документ о местопребывании без указания периода, за который выдано подтверждение, действителен только в отношении доходов, выплаченных до 31 декабря года, которым он датирован, а не в течение 12 месяцев с даты его выдачи (абз. 2 п. 3 ст. 6.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/2/87).

Но если доход выплачен иностранной организации в январе текущего года, а документ, подтверждающий местопребывание, датирован декабрем предыдущего года, то налоговый агент вправе не удерживать налог с такой выплаты (Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 03-08-05).

В то же время существует и более поздняя официальная позиция, согласно которой не обязательно брать подтверждение статуса резидентства каждый год (Письма Минфина России от 14.04.2014 N 03-08-РЗ/16905, от 11.03.2014 N 03-08-05/10344).

Есть примеры судебных решений, в которых также высказана точка зрения, согласно которой подтверждать резидентство ежегодно не нужно.

Например, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 30.07.2013 по делу N А12-29089/2012 суд признал несостоятельным вывод налогового органа о том, что подтверждение постоянного местонахождения иностранной организации должно представляться ежегодно до даты выплаты дохода. Судьи указали, что налоговым законодательством такой обязанности не предусмотрено.

В Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.05.2011 по делу N А27-10300/2010 указано, что в соответствии с п. 1 ст. 312 НК РФ не требуется, чтобы подтверждение содержало сведения о календарном годе, в отношении которого оно дано. Кроме того, по мнению суда, налоговое законодательство не предусматривает ежегодного подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации. Поэтому для установления резидентства могут учитываться другие доказательства. В рассматриваемом деле доход выплачивался швейцарскому контрагенту в 2007 г., подтверждающие местонахождение документы, которые были в наличии у налогового агента к этому моменту, были датированы 2001 г. Далее в ходе налоговой проверки был представлен датированный 2009 г. документ о резидентстве иностранной компании в Швейцарии с 2001 г. Суд решил, что исходя из совокупности представленных справок факт постоянного местонахождения партнера в Швейцарии в 2007 г. подтвержден.

В Постановлении ФАС Московского округа от 05.03.2011 N КА-А40/977-11 по делу N А40-48574/10-140-288 суд пришел к выводу, что ст. 312 НК РФ не ограничивает сроки действия подтверждения постоянного местонахождения.

Таким образом, если в сертификате резидентства не зафиксирован период, к которому относится подтверждение налогового статуса налогоплательщика в иностранном государстве, тогда таким периодом считается календарный год, в котором выдан этот документ, или начало следующего календарного года, если сертификат выдан в декабре предыдущего года. Это исключит налоговые риски и позволит налоговому агенту быть в достаточной мере уверенным в том, что иностранная организация, в пользу которой он осуществляет выплаты, является лицом с местом постоянного пребывания в том государстве, на международное соглашение с которым ссылается и правила которого желает применять.

Однако в этом случае риски изменения налогового статуса ложатся на налогового агента (Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").

Сертификаты об инкорпорации, выписки из торговых реестров и иные аналогичные документы

Часто на практике налоговые агенты в качестве подтверждения налогового статуса налогоплательщика в иностранном государстве получают от иностранного делового партнера свидетельства о государственной регистрации (сертификаты об инкорпорации), выписки из торговых реестров и другие аналогичные документы.

Контролирующие органы не признают указанные документы в качестве подтверждающих резидентство иностранного контрагента в соответствующем государстве для целей исчисления налога на прибыль. Поэтому в таких случаях налоговые агенты не вправе применять льготные положения международного соглашения (п. 1 ст. 312 НК РФ, Письма Минфина России от 11.08.2011 N 03-03-06/3/6, от 25.06.2010 N 03-03-06/1/431, от 18.07.2008 N 03-03-06/1/411, УФНС России по г. Москве от 17.03.2010 N 16-12/027377, от 19.05.2009 N 16-15/049833, от 21.04.2009 N 16-15/038742).

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 28.12.2010 N 9999/10 по делу N А56-18352/2009 также пришел к выводу, что названные выше документы не являются подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации. Судьи отметили, что для применения положений международного договора необходимо, чтобы подтверждение было выдано исключительно компетентным органом иностранного государства, указанным в международном соглашении. В свою очередь, согласно международным соглашениям Российской Федерации об избежании двойного налогообложения к числу таких компетентных органов относятся руководители финансовых или налоговых ведомств иностранных государств. Поэтому свидетельства о регистрации, выписки из реестров и прочие документы, выданные иными государственными органами, не подтверждают постоянного местонахождения организации (п. 27 Обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам, направленного Письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@).

Изложенная позиция Президиума ВАС РФ в настоящее время является общеобязательной и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.

Таким образом, чтобы избежать претензий со стороны налоговых органов, необходимо, чтобы документ, подтверждающий постоянное местонахождение иностранной компании в стране, с которой у Российской Федерации заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, исходил от компетентного органа, указанного в этом соглашении. Поэтому рекомендуем вам требовать от своих иностранных партнеров для подтверждения их резидентства документы, исходящие именно от тех компетентных органов, которые поименованы в соответствующем международном соглашении (либо от уполномоченных ими лиц).

Пример 1. Подпунктом 4 п. 2 ст. 310 НК РФ установлено, что исчисление и удержание суммы налога не производятся в случае выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения, предусмотренного п. 1 ст. 312 НК РФ.

Информации о регистрации компании с ограниченной ответственностью "Баронеса Трейдинг Лимитед" в Республике Кипр и внесении компании "Kolme Tack Holding AG" в Торговый реестр кантона Санкт-Галлен Швейцарии недостаточно для приобретения ими статуса лиц с постоянным местопребыванием в целях избежания двойного налогообложения, поскольку такая информация не свидетельствует, что эти лица также являются налоговыми резидентами данных иностранных государств.

Согласно пп. "i" п. 1 ст. 3 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" и пп. "h" п. 1 ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.1995 компетентным органом Республики Кипр является ее министр финансов, а Швейцарской Конфедерации - директор Федерального налогового управления. Кроме того, компетентными органами могут считаться уполномоченные представители названных лиц.

Однако налогоплательщик в качестве документов, удостоверяющих резидентство кипрской компании, представил свидетельство о регистрации и сертификат министерства торговли, промышленности и туризма, подтверждающий регистрацию компании на Кипре. В качестве подтверждения постоянного местонахождения швейцарского партнера имелась в наличии выписка из Торгового реестра кантона Швейцарии, заверенная апостилем.

В этом случае действия налоговой инспекции по начислению пеней и привлечению общества к налоговой ответственности на основании ст. 123 НК РФ являются правомерными (Постановление Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 9999/10 по делу N А56-18352/2009).

Пример 2. Свидетельство о регистрации иностранной организации в штате Вермонт определяет ее юридический статус как хозяйствующего субъекта, зарегистрированного в США, однако не является надлежащим подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации в США в смысле Договора об избежании двойного налогообложения, поскольку упомянутое свидетельство не было выдано соответствующим компетентным органом иностранного государства (в Российской Федерации - Минфином России или его уполномоченным представителем, в США - министром финансов или его уполномоченным представителем, а в данном случае свидетельство подписано секретарем штата Вермонт) (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.09.2011 N 5317/11 по делу N А40-46934/10-13-255).

Пример 3. Представленное иностранной организацией банку письмо сотрудника Службы внутренних доходов не подтверждает постоянного местонахождения иностранной организации в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (из содержания письма следует, что оно не является свидетельством о резидентстве иностранной организации в значении Конвенции), поэтому не отвечает требованиям п. 1 ст. 312 НК РФ и пп. "i" п. 1 ст. 3 Конвенции между Правительством РФ и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии от 15.02.1994 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и прирост стоимости имущества" (Постановление Президиума ВАС РФ от 16.04.2013 N 15638/12 по делу N А56-48850/2011, п. 1 Обзора практики рассмотрения налоговых споров Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации и толкование норм законодательства о налогах и сборах, содержащееся в решениях Конституционного Суда Российской Федерации за 2013 год, направленного Письмом ФНС России от 24.12.2013 N СА-4-7/23263).

Сертификат резидентства не представлен к дате выплаты дохода

При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам (абз. 2 п. 1 ст. 312 НК РФ).

Если к моменту выплаты дохода, предусмотренного п. 1 ст. 309 НК РФ, российская организация - налоговый агент так и не получила сертификат резидентства иностранного контрагента, то она обязана исчислить налог на прибыль по обычным ставкам, предусмотренным ст. 284 НК РФ, удержать его с дохода контрагента и уплатить в бюджет в валюте РФ (Письмо УФНС России по г. Москве от 18.04.2008 N 20-12/037672). В противном случае организация - источник выплаты дохода может быть привлечена к ответственности на основании ст. 123 НК РФ. За невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налога данной статьей предусмотрен штраф в размере 20% от суммы неудержанного налога.

Если налог был удержан с доходов, которые не подлежат налогообложению в соответствии с международным соглашением либо в отношении которых предусмотрена пониженная налоговая ставка, иностранная организация имеет право вернуть излишне уплаченный налог.

За возвратом излишне удержанного налога по выплаченным ей доходам иностранная организация должна самостоятельно обратиться в инспекцию по месту учета налогового агента (п. 2 ст. 312 НК РФ). Обратиться за возвратом налога иностранная организация может также и через своего уполномоченного представителя (п. 1 ст. 26, п. п. 1, 3 ст. 29 НК РФ). Сумма налога, подлежащего возврату, может быть перечислена на расчетный счет такого представителя (Письмо Минфина России от 18.04.2011 N 03-08-13).

Для этого иностранной организации нужно в течение трех лет с момента окончания налогового периода, в котором был выплачен доход, представить в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента следующие документы (п. 2 ст. 312 НК РФ):

Заявления на возврат удержанного налога по форме, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (Приказом МНС России от 15.01.2002 N БГ-3-23/13 утверждены формы заявлений на возврат, Приказом МНС России от 20.05.2002 N БГ-3-23/259 утверждены Инструкции по заполнению форм заявлений на возврат);

Подтверждения того, что эта иностранная организация на момент выплаты дохода имела постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства;

Копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход иностранному юридическому лицу, и копии платежных документов, подтверждающих перечисление суммы налога, подлежащего возврату, в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, за исключением случаев выплаты дохода по ценным бумагам российских организаций.

Согласно утвержденным и действующим в настоящее время формам заявлений на возврат (1011DT и 1012DT), а также Инструкциям по их заполнению подтверждение постоянного местопребывания иностранной организации проставляется в разд. 5 заявлений по формам 1011DT и 1012DT.

В связи с тем что разд. 5 заявлений по формам 1011DT и 1012DT и документ, предусмотренный в абз. 3 п. 2 ст. 312 НК РФ, подтверждают один и тот же факт (иностранная организация имеет постоянное местонахождение в иностранном государстве, с которым у Российской Федерации заключен международный договор (соглашение), предусматривающий полное или частичное неудержание налога в Российской Федерации) и поскольку указанные заявления представляются иностранной организацией с заполненным надлежащим образом разд. 5, то дополнительно подтверждать резидентство иностранной организации не требуется.

Вместе с тем, если разд. 5 заявления не заполнен, но представлен надлежаще оформленный документ, подтверждающий постоянное местонахождение, у налогового органа нет оснований для отказа в возврате налога (Постановление ФАС Московского округа от 15.05.2012 N А40-64082/11-129-274).

Такие разъяснения даны в Письмах Минфина России от 12.03.2013 N 03-08-05/7339, УФНС России по г. Москве от 16.03.2009 N 16-15/022748.

Возврат ранее удержанного (и уплаченного) налога осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в валюте Российской Федерации после подачи перечисленных выше документов в порядке, предусмотренном ст. 78 НК РФ.

Согласно п. п. 6 и 10 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогового агента в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. При этом исчисление срока возврата излишне уплаченного налога, определенного п. 6 ст. 78 НК РФ, начинается со дня подачи заявления о возврате налога, но не ранее чем с момента завершения камеральной налоговой проверки по соответствующему налоговому периоду либо с момента, когда проверка должна быть завершена по правилам ст. 88 НК РФ.

Соответствующая позиция выражена в п. 11 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением установленного срока, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

Такие разъяснения даны в Письме Минфина России от 25.11.2014 N 03-08-05/59810.

Логистические компании, ведущие внешнеэкономическую деятельность, стали чаще интересоваться вопросами о сертификатах налогового резидентства с целью избежания двойного налогообложения. Разберемся, какие нормы, требования и практика существуют.

Что такое сертификат налогового резидента, и где его можно получить?

Сертификат налогового резидента, или справка о резидентстве официально подтверждает факт наличия фискальной связи между гражданином / ИП / юридическим лицом и государством. Справку о резидентстве РФ может затребовать как иностранный налоговый орган (в случае осуществления деятельности резидентом России на территории другого государства), так и иностранный партнер для уменьшения своих налогов в случае, если его поставщик – резидент РФ. Российские логистические компании при операциях ВЭД запрашивают у иностранных партнеров документальное подтверждение того, что клиент является налоговым резидентом иностранного государства, чтобы избежать уплаты налога в размере:

  • 10% от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров, включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки, в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 20% со всех доходов (за исключением указанных в , с учетом положений ) от стоимости счета клиента в казну РФ. При предоставлении сертификата резидентства иностранного государства, логистическая компания оплачивает 100% суммы по счету.

При непредоставлении сертификата, 10% или 20% от суммы счета взимается с клиента и перечисляется в казну. Такой процесс взаимодействия не способствует долгосрочному развитию отношений с подрядчиком, а предоставление сертификата с их стороны не всегда возможно. Клиенты не соглашаются терять свою выручку и работать на невыгодных условиях. Возникают спорные вопросы, которые невозможно решить без обращения .

В течение какого времени нужно предоставлять сертификат?

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога по пониженным ставкам. Если такое подтверждение не получено, то российский налоговый агент будет обязан удержать налог с дохода иностранной компании по ставке, установленной , а не соглашением.

Если в сертификате не указан период, в отношении которого подтверждается постоянное местопребывание, то, как следует из большинства разъяснений Минфина России, им признается календарный год, в котором указанный документ был выдан ( , ). Подтверждение статуса резидента может быть получено как на текущий календарный год, так и за прошедшие годы.

Какие штрафы возможны, если сертификат не предоставлен?

Законом ответственность за непредоставление сертификата не предусмотрена, отсюда можно сделать вывод, что ее можно установить соглашением сторон в самом договоре с контрагентом.

Кем регулируется сумма оплаты, которую мы переводим нерезиденту за оказанные услуги, при условии непредоставления сертификата банком или плательщиком?

Сумма оплаты регулируется плательщиком в рамках соответствующего договора.

Какие штрафы могут быть наложены на российскую компанию, если сертификат нерезидента не будет предоставлен иностранной компанией, при этом российская компания не удержит налог?

В случае неуплаты налога, подлежащего уплате, сумма налога может быть взыскана в принудительном порядке с включением суммы пени .

Во избежание двойного налогообложения РФ заключает международные договоры (соглашения, конвенции) с другими государствами. Эти договоры определяют порядок обложения налогом различных объектов (к примеру, дохода или имущества), которые возникают в той или иной стране. При этом международные договоры РФ имеют высшую силу по сравнению с национальным законодательством (п. 1 ст. 7 НК РФ). Налогообложение в соответствии с международными договорами производится в зависимости от того, где объект налогообложения возник, а также от резидентства лица. О налоговом резидентстве организации и справке, его подтверждающей, расскажем в нашей консультации.

Какие организации признаются налоговыми резидентами РФ

Налоговые резидентами РФ являются следующие организации (п. 1 ст. 246.2 НК РФ):

  • российские организации;
  • иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора;
  • иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Как подтверждается налоговое резидентство организаций

Процедура подтверждения статуса налогового резидента РФ регламентируется Информационным сообщением ФНС РФ «О процедуре подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации».

Для подтверждения статуса налогового резидента РФ организация обращается с заявлением в Межрегиональную инспекцию ФНС по централизованной обработке данных (МИ ФНС России по ЦОД). К заявлению необходимо приложить копии документов, свидетельствующих о возможности либо о факте получения доходов в иностранном государстве (к примеру, договор, решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов и др.). Копии документов должны быть подписаны руководителем и заверены печатью организации.

Если резидентский статус подтверждается за период более чем 3-летней давности, потребуются дополнительные документы, доказывающие факт уплаты налогов.

Заявление рассматривается в течение 30 дней. Документом, подтверждающим для организации налоговое резидентство в РФ, является справка о резидентстве РФ, выданная МИ ФНС России по ЦОД.

Однако возможна ситуация, когда в иностранном государстве необходимо подтвердить статус по иной форме. Это значит, что вместо справки о налоговом резидентстве в ФНС необходимо получить другой бланк.

Справкой о резиденстве юридического лица в таком случае будет являться установленная законодательством иностранного государства форма, на которой сотрудник ФНС поставит свою подпись и печать. Иностранный бланк ФНС заверяет в том случае, если компетентные органы такого государства (к примеру, налоговое ведомство) поставили в известность ФНС России о наличии таких форм либо если информация о них размещена на официальных сайтах таких иностранных компетентных органов.

Уплата государственных налогов является одним из самых первостепенных аспектов экономической деятельности юридического лица. Статус налогового резидента чётко определяет, в казну какого государства субъект гражданского права, осуществляющий коммерческую деятельность, обязан уплатить соответствующие налоговые отчисления.

Резидент – многозначный термин, который в юриспруденции обозначает физическое или юридическое лицо, которое имеет официальную регистрацию на территории определённого государства и напрямую подчиняется его законодательным актам.

Цель документа

Особую актуальность данный документ приобретает в двух случаях :

  1. Когда юридическое лицо осуществляет коммерческую деятельность на территории РФ, будучи официально зарегистрированным на территории иностранного государственного образования.
  2. Когда юридическое лицо осуществляет коммерческую деятельность на территории иностранного государственного образования, будучи официально зарегистрированным на территории РФ.

И в том, и в другом варианте имеются существенные различия , напрямую влияющие на налоговые ставки, порядок оплаты и исчисления сумм налоговых платежей для юридического лица, осуществляющего деятельность в конкретной стране. В первую очередь, доказанный факт резидентства необходим для того, чтобы избежать двойного налогообложения.

Для того чтобы налоговые отчисления не были уплачены субъектами гражданского права в двойном размере, государственные образования заключают международные договора, позволяющие резидентам избежать оплаты определённых налоговых отчислений, при условии, что данные платежи были произведены ими в казну иностранного государства, на территории которого они осуществляли свою коммерческую деятельность.

Более детальную информацию по этому вопросу можно получить в процессе ознакомления со статьёй 207 НК РФ.

Апостиль

Апостиль представляет собой международную стандартизированную форму данного документа, которая предназначена для предъявления иностранным контрагентам с целью уведомления их о налогах, которые были уплачены юридическим лицом в государственную казну Российской Федерации.

Выдачу справок о налоговом резидентстве в России осуществляет Межрегиональная инспекция Федеральной налоговой службы по Централизованной Обработке Данных (МИ ФНС России по ЦОД). Офис данного подразделения расположен в Москве. Все заявки необходимо направлять только туда. Справки, выданные региональными инспекциями ФНС, при предъявлении их иностранным контрагентам, не имеют юридической силы!

Ниже приведён образец апостиля справки о резидентстве РФ, предназначенный для налоговых органов республики Молдова.

Следует учитывать, что апостиль подходит для предъявления только в государствах, подписавших Гаагскую конвенцию, которая была заключена 5 мая 1961 года. К ним, прежде всего, относятся государства Европы, США, Россия, страны бывшего Советского Союза и многие другие государственные образования (всего около 135 стран).

В случаях, когда иностранное государство не входит в Гаагский договор, потребуется дополнительная легализация документа, которая может быть произведена в консульстве определённой страны.

Документы

Первым шагом к официальному подтверждению своего статуса резидента РФ является подача целевого запроса в межрегиональную инспекцию.

В заявлении необходимо указать основные данные организации, с приложением к ним соответствующих документов, подтверждающих законную коммерческую деятельность юридического лица.

Ниже приведён список, который поможет избежать дополнительных визитов в налоговые органы по этому вопросу. Чтобы запустить процедуру изготовления справки о резидентстве, в МИ ФНС России по ЦОД нужно предоставить следующую информацию :

  1. Заявление (допускается написание в свободной форме).
  2. Полное .
  3. Индивидуальный номер налогоплательщика.
  4. Код причины постановки (КПП).
  5. Копия .
  6. Копии документов, которые подтверждают факт получения дохода на территории иностранного государственного образования (торговые договора, решения о начислении дивидендов и т.д.).
  7. Точный адрес юридического лица.
  8. Название государства, для налоговых органов которого предназначен данный документ.
  9. Основной государственный регистрационный номер ().
  10. Временной период, для которого необходима данная справка.
  11. Другие уставные документы, подтверждающие освобождение одного из подразделений компании от уплаты налоговых отчислений в конкретном государстве.

Заявление, поданное в инспекцию, должно быть подписано одним из основных руководителей коммерческой организации либо главным бухгалтером.

В случаях, когда на бланке стоит подпись не какого-то конкретного руководителя, а уполномоченного представителя данного юридического лица, то такой документ, согласно ст. 27 , НК РФ, нуждается в приложении дополнительной, заверенной уполномоченными лицами копии, которая подтверждает полномочия данного представителя в отстаивании интересов этой компании (конкретно во взаимоотношениях с налоговой службой).

В случаях, когда адрес юридического лица, являющегося официально зарегистрированным на территории Российской Федерации, не совпадает с местом его фактического нахождения, которое прописано в свидетельстве о постановке на учёт в налоговом органе, то для получения справки о резидентстве, по месту фактического пребывания, потребуется дополнительно предоставить копию документа, уведомляющего налоговую службу о смене организацией фактического адреса . Документ должен содержать отметку налоговой службы, свидетельствующую об его приёме.

Сроки выдачи и время действия

Справка, выданная юридическому лицу с целью подтверждения его налогового статуса в качестве резидента России, составляется в одном экземпляре и имеет срок действия, который ограничивается одним календарным годом, в период которого был получен документ.

Справка, помимо текущего года, может включать в себя данные и за другой, предшествовавший её получению, временной период. При условии, что юридическим лицом, запросившим выдачу документа, были предоставлены все необходимые данные за конкретный отрезок времени.

Ниже приведён образец справки о резидентстве РФ, предназначенный для ФНС России.

Подтверждение налогового статуса резидента РФ происходит по принципу «одно окно». Это максимально упрощает данную процедуру для юридических и физических лиц. Сроки выдачи справки зависят от каждого конкретного случая и в среднем составляют от четырёх до шести недель.

Официальный срок подтверждения, закреплённый налоговым законодательством Российской Федерации, составляет 30 календарных дней , начиная со сдачи пакета всех необходимых документов в налоговые органы. Российские организации, решившие подтвердить свой статус резидента, могут сделать это, помимо личного визита представителя в МИ ФНС, посредством почтового отправления.

Подробнее про налоги для резидентов можно узнать в данном видео.