В каком году ввели автострахование. История и предпосылки введения осаго в россии. Осаго в россии. особенности отечественного обязательного автострахования

ОСАГО – обязательное страхование автогражданской ответственности. Название говорит само за себя:

«Обязательное» – значит по Закону РФ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» каждый водитель на дороге обязан иметь при себе страховой полис ОСАГО. Отсутствие страховки считается нарушением закона и влечет административное наказание.
«Страхование ответственности» означает, что страхователь защищает не собственный автомобиль, а имущество и здоровье людей, пострадавших в аварии, виновником которой он оказался. Полис избавляет виновника ДТП от расходов, связанных с компенсацией ущерба пострадавшим, одновременно гарантируя последним полное или частичное возмещение ущерба.

Калькулятор ОСАГО – расчет стоимости онлайн

Коэффициенты, применяемые при расчете страхового взноса по ОСАГО, устанавливаются Банком России. Они одинаковы для всех страховых компаний, но с 11 октября 2014 года автостраховщикам разрешено самостоятельно определять размер базовых ставок, правда, в строго оговоренных законом пределах. Калькулятор ОСАГО позволяет автовладельцу узнать, какие страховщики предлагают наиболее конкурентные тарифы в его населённом пункте. Чтобы рассчитать цену страховки онлайн, потребуются сведения о машине, её собственнике, а также допущенных к управлению гражданах, если договор оформляется на условии ограничения списка водителей.

Коэффициенты, применяемые при расчете стоимости ОСАГО

В соответствии с Законом об ОСАГО, при расчете стоимости полиса используются базовые тарифы, которые последовательно умножаются на ряд коэффициентов:

  • Кт – территориальный коэффициент. Определяется по месту регистрации собственника ТС (для физических лиц) или месту регистрации предприятия (для юридических лиц). Для крупных городов Кт существенно больше, чем для небольших населенных пунктов.
  • Квс – коэффициент возраста и стажа вписываемых водителей. При возрасте старше 22 лет и стаже более трех лет применяется Квс равный единице. Для остальных водителей Квс намного выше.
  • Км – коэффициент мощности (для легковых автомобилей). Чем больше мощность двигателя, тем выше Км.
  • Кс – коэффициент периода использования ТС.
  • Кбм – коэффициент бонус-малус.

Чтобы узнать, сколько стоит страховой полис, автовладельцу достаточно ввести в поля калькулятора соответствующие данные, после чего останется обратиться в выбранную компанию. Страхователь вправе использовать любой из следующих вариантов оформления полиса.

  • При личном визите в офис страховой компании.
  • Через сайт страховщика (электронное ОСАГО).

ОСАГО в России. Особенности отечественного обязательного автострахования

В отличие от Европы, где страхование автогражданской ответственности существует уже не один десяток лет, в России Закон об ОСАГО начал действовать сравнительно недавно – с 1 июля 2003 года. Среди особенностей отечественного обязательного автострахования стоит выделить следующие моменты.

  • Правила страхования ОСАГО и тарифы регулируются Правительством и Центробанком РФ.
  • Как и в большинстве западных стран, в российском ОСАГО существуют такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение». «Европротокол» дает возможность страхователю при мелком ДТП получать страховые выплаты в СК, минуя обращение в органы ГИБДД. «Прямое урегулирование» – это обязанность обращаться за возмещением ущерба непосредственно в свою страховую компанию (а не в компанию виновника) в случае, если в результате аварии повреждено не более двух транспортных средств и не пострадали люди. При этом оба участника ДТП должны быть застрахованы по ОСАГО. Долгое время большим недостатком отечественного «прямого возмещения» являлось то, что оно было альтернативно (в отличие от европейского безальтернативного). То есть пострадавшая сторона могла выбирать, куда обратиться за выплатой: к своему страховщику или в СК виновника. Но свобода выбора зачастую оборачивалась против автовладельца, потому что страховые компании стремились отправить пострадавшего в другую СК. Поправки в Закон об ОСАГО, действующие с 2 августа 2014 года, изменили сложившуюся ситуацию.
  • При страховании ОСАГО действует система скидок за безаварийность, именуемая «бонус-малус». За каждый безаварийный год полагается скидка 5%. При наличии аварий по вине автовладельца взнос увеличивается в зависимости от числа ДТП в предыдущем страховом году.

Особенности тарификации ОСАГО

Эффективность ОСАГО для водителей и страховщиков в значительной степени зависит от применяемой системы тарифов. Правильная тарификация крайне важна, ведь страхование ОСАГО, в отличие от добровольного КАСКО, является обязательным и полностью исключает выбор рисков.

В начале октября 2014 года были впервые изменены действующие базовые тарифы по ОСАГО, а 12 апреля 2015 года Центробанк повторно поднял размер базовых ставок. При этом был значительно расширен тарифный коридор. Кроме того, 1 апреля 2015 года был изменен коэффициент территории для отдельных областей и населенных пунктов.

Повышение тарифов в первую очередь обусловлено увеличением страховых сумм. В настоящий момент максимальная выплата за причинение вреда имуществу составляет 400 000 рублей на каждый поврежденный автомобиль, а максимально возможное возмещение за вред жизни и здоровью каждого потерпевшего составляет 500 000 рублей. Наряду с увеличением лимитов ответственности страховщиков на рост тарифов повлияли:

  • Высокий уровень инфляции.
  • Растущая стоимость медицинских услуг.
  • Рост цен на запчасти и ремонтные работы.

Как добиться оптимальной стоимости ОСАГО?

Может показаться, что невозможно сэкономить на полисе ОСАГО. Однако есть несколько вполне легальных способов, которые помогут максимально оптимизировать стоимость «автогражданки» (это легко можно рассчитать и проверить онлайн на калькуляторе ОСАГО):

  1. Кт (территориальный коэффициент), применяемый при расчете страховки, определяется по месту прописки собственника транспортного средства. За любой автомобиль можно платить в год на порядок меньше, если переоформить его на родственника, который прописан в небольшом населённом пункте.
  2. Правила ОСАГО не предусматривают возможность страхования автомобиля в рассрочку, но всё-таки она возможна. В «автогражданке» есть такие понятия, как срок страхования и период использования ТС. Срок страхования – всегда год. Период использования может составлять несколько месяцев. Если автовладелец заключает договор на полгода, он оплачивает 70% от годовой стоимости страховки. Для продления действия полиса на оставшиеся полгода нужно доплатить 30%.
  3. Иногда при внесении в полис ОСАГО «аварийного» водителя дешевле оформить договор на условии «неограниченного количества допущенных к управлению лиц». Повышающий коэффициент для водителя с «неблагоприятной страховой историей» может достигать 2,45. А коэффициент за «неограниченную» страховку составляет 1,8. В такой ситуации выгодней купить полис «без ограничений».

Федеральный закон «Об ОСАГО» и Правила страхования ОСАГО

Все аспекты обязательного автострахования регулируются двумя основными правительственными документами: Федеральным законом «Об ОСАГО» и Правилами ОСАГО. Правила в сжатой форме излагают основные положения Закона, на основании которых работают страховые компании.
Основные положения Закона определяют в числе прочего:

  • Условия и порядок осуществления страхования ОСАГО.
  • Максимально возможные лимиты ответственности, то есть предельные суммы возмещения в случае ДТП.
  • Порядок заключения и расторжения договора обязательного страхования.
  • Обязанности страхователей и потерпевших при наступлении страхового случая.
  • Особенности расчета размера страхового возмещения и срок, в течение которого страховая компания обязана произвести выплату либо мотивированно отказать.
  • Полномочия профессионального объединения страховщиков – Российского Союза Автостраховщиков (РСА).
  • Порядок получения компенсационных выплат при банкротстве страховой компании.

Изменения, внесенные в закон за период его существования

С момента вступления в силу в 2003 году Закон об ОСАГО и Правила ОСАГО не раз претерпевали изменения, которые были направлены на совершенствование отечественной «автогражданки». Что-то удалось улучшить, но спорных моментов и недостатков остается более чем достаточно. Так, например, в марте 2009 года в Закон были введены понятия «Европротокол» и «Прямое возмещение». Но эти поправки, призванные приблизить российское ОСАГО к европейским нормам, по ряду причин пока так и не «заработали» в полной мере.
Наиболее же «революционными» изменениями в законе об ОСАГО за период его существования можно считать:

  • Поправку, которая «отвязала» скидки по ОСАГО от транспортного средства, после чего страховщики стали присваивать Кбм каждому конкретному водителю безотносительно авто. Ранее существовала абсурдная ситуация: при смене ТС скидка за безаварийность у водителя терялась.
  • ДТП, произошедшее на внутренней территории предприятия, стало признаваться страховым случаем.
  • Сокращение минимального периода использования ТС до трех месяцев (для физлиц).
  • Целый ряд поправок был внесен в 2012 году в связи с изменениями прохождения техосмотра. В итоге техосмотр был заменен на диагностическую карту, которую необходимо предъявить при заключении договора ОСАГО.
  • С января 2013 года действует единая для всех страховщиков информационная база ОСАГО.

Радикальные изменения были внесены в Закон об ОСАГО в 2014 году. Среди них можно выделить:

  • Уменьшение срока рассмотрения заявления о выплате до 20 календарных дней (кроме праздников и выходных).
  • Возможность получения возмещения не только деньгами, но и посредством ремонта на СТОА.
  • Необходимость процедуры досудебного разрешения спорных ситуаций по ОСАГО.
  • Увеличение размеров максимальной выплаты и отмена общего лимита выплаты.
  • Увеличение лимита выплат по «Европротоколу».
  • Снижение до 50% показателя максимально допустимого износа машины.

Еще одно радикальное новшество ввели в начале 2017 года. С 1 января все страховые компании с лицензией на ОСАГО обязаны продавать электронную «автогражданку». Эти мера призвана решить проблему навязывания дополнительных услуг и сделать невозможным безосновательный отказ в оформлении страховки.

Каждый владелец автомобиля, в том числе и гражданин иной страны, при эксплуатации автотранспорта на территории РФ обязан приобрести полис ОСАГО. Исключением из этого правила являются следующие категории ТС:

  • ТС с максимальной скоростью не выше 20 км/ч.
  • ТС, по закону не имеющие права быть участниками дорожного движения.
  • Вся военная техника, кроме ТС хозяйственного назначения.
  • Прицепы и полуприцепы для легковых ТС, находящиеся в собственности физического лица.
  • ТС, собственниками которых являются иностранные граждане и прошедшие регистрацию в другой стране. Но при этом для таких автомобилей присутствует необходимость оформления «Зеленой карты» , как одного из видов страхования гражданской ответственности, принятого в международной системе отношений.

Выплата ущерба по ОСАГО ограничена лимитом ответственности. Если вред причинен жизни и здоровью третьего лица он составляет 500 тыс. рублей для каждого потерпевшего, а при нанесении имущественного ущерба – 400 тыс. рублей.

Использование транспортных средств на территории России без полиса ОСАГО - запрещается (когда можно ездить без ОСАГО). Собственник обязан приобрести страховку в течение десяти дней с момента приобретения автомобиля.

Допуск к управлению водителя, не вписанного в страховку, - запрещается, даже если на пассажирском сидении владелец ТС.

Приобрести страховку может любое дееспособное лицо. Страхователь и собственник транспортного сре́дства могут отличаться.

Водителю, управляющему ТС без полиса ОСАГО, придётся заплатить штраф, а если водитель стал виновником ДТП - самостоятельно возместить причинённый ущерб. Вред жизни и здоровью потерпевших, подлежит возмещению виновником аварии в сумме не меньшей чем определена Законом «Об ОСАГО».

Если полис ОСАГО заканчивается и собственник не планирует использовать транспортное средство длительное время, то оформлять полис ОСАГО на этот период необязательно. Штраф за отсутствие страховки, когда автомобиль стоит в гараже, не предусмотрен.

Следующее изменение затронуло коэффициент КО, который применяется при расчете стоимости “открытой” страховки. Такой полис необходим, чтобы управлять автомобилем мог любой водитель.

Данный коэффициент увеличен с 1,8 до 1,87. То есть открытое ОСАГО может подорожать примерно на 4 процента.

Также следует обратить внимание и на максимальную стоимость полиса ОСАГО, которая может применяться в каждом из регионов.

Вторая формула может применяться только в том случае, если водитель допустил в предыдущем страховом периоде хотя бы одно из нарушений, приведенных в списке выше.

Обратите внимание, что больше этой суммы в Москве с Вас спрашивать не должны в любом случае.

Величины коэффициентов для Вашего конкретного случая можете найти на странице «Коэффициенты страховых тарифов».

Напоследок хочу напомнить, что штраф за отсутствие полиса ОСАГО в настоящее время составляет 800 рублей. С остальными штрафами Вы можете ознакомиться на странице таблица штрафов ГИБДД 2018 года.

Удачи на дорогах!

Электронный полис ОСАГО – удобная альтернатива привычному бумажному. Список компаний, у которых можно приобрести полис онлайн, вы найдете на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Тарифы на полис ОСАГО устанавливаются ЦБ России и обязательны для всех страховых компаний. Привлекать клиентов страховщики могут, расширив круг своих обязанностей при наступлении страхового случая, например, предоставляя услуги эвакуатора. В общем же случае цена полиса ОСАГО напрямую зависит от:

  • характеристик автомобиля – год выпуска, марка машины, мощность, комплектация и т.д.;
  • личных данных водителя – пол, возраст, водительский опыт;
  • территориального расположения – в крупных городах стоимость ОСАГО выше, чем в области;
  • срока страхования транспортного средства.

В результате все потенциальные покупатели онлайн-страховок разделились на два лагеря. У одних все получается четко и быстро с первого раза (потому что их данные в базе верны), другие встречаются с неверными данными о себе в базе и либо не могут купить онлайн-полис, либо делают это с большим трудом.

Впрочем, база РСА - не статичная вещь. Она постоянно меняется и данные в ней актуализируются по мере заключения новых договоров ОСАГО.

Стоит отметить, что в полисах ОСАГО, заключенных на любой срок, всегда будет стоять отметка – 1 год. Количество месяцев прописывается отдельно и называется сроком пользования, что фактически является периодом, в который водитель будет пользоваться автомобилем.

Например, водитель покупает страховку на три месяца. Он может выбрать месяц летом, месяц весной и месяц зимой. Как ему удобно. Соответственно страховой полис будет стоить дешевле, если брать его на такие небольшие периоды.

Итак, сколько же сэкономит водитель, если срок использования будет составлять 3 месяца? Коэффициент составит – 0,5. Чтобы посмотреть полную таблицу коэффициентов рассмотрим рисунок 1.

Заключая договор страхования, нужно всегда четко отслеживать период его действия и окончание. В законе установлен штраф в размере 500 рублей за просроченный полис.

Продлевать срок действия ОСАГО, ограниченного по периодам, – можно. Совершенно необязательно каждый раз оформлять новый полис, ведь, как мы уже выяснили, – это может быть очень невыгодно. При возникновении такой необходимости в большинстве случаев лучше приобрести полис сразу на целый год.

№ 3604-У, которое действует для всех страховых компаний. Очень важно предварительно знать, что цена полиса ОСАГО является фиксированной и рассчитывается по месту регистрации владельца транспортного средства.

Цена ОСАГО = Базовый тариф * КТ * КМ * КВС * КО * КМБ * КС * КН

Базовые тарифы и коэффициенты утверждаются правительством Российской Федерации. Коэффициенты являются постоянными для всех страховых компаний, а величина базового тарифа имеет коридор, в рамках которого могут устанавливать цену страховые компании (с 2014 года). Таким образом, стоимость полиса может незначительно отличаться в различных страховых компаниях.

Не действует. Если вы собираетесь путешествовать на автомобиле за рубежом, вам придется приобрести Зеленую карту. Она действует на территории 44 государств, а вот полис ОСАГО - только в России. Выплаты по green card осуществляются в соответствии с законами страны, где произошло ДТП.

С 1 июля все новые полисы ОСАГО должны содержать специальный QR-код. Он расположен в правом верхнем углу документа, а считать его можно при помощи мобильного приложения. По коду можно узнать данные о номере и дате выдачи страхового полиса, срок действия страховки и название вашей страховой компании. QR-код служит в качестве дополнительной защиты от подделки.

За отсутствие полиса ОСАГО предусмотрен штраф в размере 800 рублей. Если за рулем находится водитель, который не вписан в страховку, штраф составит 500 рублей. Аналогичный штраф ждет и тех, кто нарушает сроки использования полиса: например, если страховка действует только в летний период, а водитель сел за руль зимой.

Как вы помните, в России действует льготный период оплаты штрафов: если вы успеете заплатить в течение 20 дней с момента вынесения постановления о нарушении, то сможете воспользоваться 50%-ной скидкой.

Нет, если у вас уже есть электронный полис. Если вас остановит сотрудник ГИБДД, ему можно будет назвать уникальный номер такого полиса, а всю необходимую информацию он узнает в специальной базе данных. Кстати, в будущем в России планируют полностью отказаться от бумажных полисов.

Что такое ОСАГО и от чего оно защищает автовладельца?

Как работает ОСАГО

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств защищает имущественные интересы и потерпевших и виновника аварии.

Если вы потерпевший

Потерпевший обращается в страховую компанию за компенсацией ущерба, причинённого дорожно-транспортным происшествием. Если страховая выплата не покрывает ущерб, оставшуюся сумму возмещает виновник аварии: добровольно или через суд.

Закон «Об ОСАГО» признаёт потерпевшими всех лиц, жизни, здоровью или имуществу которых причинён вред в результате аварии. Пешеходы; пассажиры, находившиеся в автомобиле виновника аварии; владельцы придорожного имущества тоже признаются потерпевшими и в праве рассчитывать на получение страховой выплаты.

Если вы виновник

Страховая компания выплачивает за виновника аварии каждому потерпевшему до 500 тысяч рублей. Собственник ТС заранее покупает дополнительный полис - ДСАГО, если хочет увеличить эту сумму.

Водитель - виновник аварии не считается потерпевшим и никаких выплат не получает. Автомобиль виновника нельзя отремонтировать по ОСАГО, для этого понадобиться оформить полис КАСКО.

ОСАГО действует на всей территории России (исключения) в пределах дорог и на прилегающих к ним территориях, предназначенных для движения транспортных средств: во дворах, в жилых массивах, на автостоянках и заправочных станциях.

Таблица КБМ и правила расчета класса в 2018 году. КБМ таблица, как пользоваться.

Цена полиса ОСАГО рассчитывается для каждого индивидуально. Она основывается на тарифах, утвержденных Правительством РФ, которые едины для любой компании. Расчет стоимости полиса ОСАГО можно произвести самостоятельно здесь, заполнив все необходимые данные в форме.

Для этого вам нужно будет заполнить следующие поля:

  • Кем является владелец ТС – физическим или юридическим лицом.
  • Тип транспорта.
  • Данные о мощности двигателя.
  • Уточнить временные рамки эксплуатации ТС.
  • Рассчитать и вписать соответствующий коэффициент бонус-малус (КБМ), дающий скидку за безубыточное вождение в размере 5% в год.
  • Региональную принадлежность ТС.
  • Данные о количестве, возрасте и стаже каждого допущенного к управлению автомобилем водителя.

ПОДРОБНЕЕ: Виза в Словакию для россиян в 2019: нужна ли виза для поездки в Братиславу

Возможность проверить КБМ, который на данный момент закреплен за вами, существует прямо здесь и сейчас. Просто нажав на ссылку РАСЧЕТ ЛИЧНОГО КБМ. Но бываю ситуации когда по вине страховой компании, ошибки агента или сбоев в базе РСА значение КБМ обнуляется, а если быть точнее становится равно единице.

Ознакомиться с наиболее вероятными причинами такой напасти вы можете в статье Пропала скидка по ОСАГО или КБМ не найден. Но вопрос, что же делать, если такое произойдет именно с вами, волнует каждого авто владельца.

Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа, умноженного на поправочные коэффициенты. Размеры тарифов устанавливаются Центральным Банком, который вправе увеличивать и уменьшать страховые тарифы не чаще одного раза в год.

С 2014 года страховые компании имеют право изменять стоимость страховки в рамках «тарифного коридора» - максимальных и минимальных значений базового тарифа, поэтому цена страховки может отличаться в зависимости от выбранной страховой компании.

Коэффициент бонус-малус применяется при заключении или внесении изменений в договор ОСАГО со сроком действия один год.

Не путайте срок действия полиса и период использования транспортного средства. Период использования не влияет на КБМ и может быть любым: три месяца, полгода и так далее.

Водитель и собственник ТС вправе претендовать на скидку, если к моменту начала действия нового договора истёк срок действия предыдущего «безаварийного» полиса ОСАГО.

Если водитель не был вписан в страховку ОСАГО в течение года или управлял автомобилем с полисом без ограничений и не являлся собственником, то КБМ становится равным единице. Накопленные скидки и выплаты за ДТП по вине водителя «сгорают».

КБМ не применяется либо равен единице:

  • в «транзитных страховках» - короткие страховки на срок до 20 дней, оформляются при следовании к месту регистрации или месту прохождения техосмотра;
  • при страховании транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве.

Если быть точнее, в формуле расчёта стоимости ОСАГО для ТС, зарегистрированных за границей, коэффициент бонус-малус применяется, но равен единице и не зависит от количества лет безубыточной езды или страховых выплат.

КБМ водителя и собственника ТС рассчитывается один раз в период действия годового полиса. При наличии выплат по вине водителя или собственника КБМ будет увеличен только при заключении нового договора ОСАГО.

  • изменения перечня лиц, допущенных к управлению: исключение старого или добавление нового водителя;
  • смены собственника транспортного средства;
  • перехода с неограниченного ОСАГО на ограниченное и наоборот;
  • выявления расхождений между применённым КБМ и КМБ содержащемся в АИС РСА.

Моменты на которые стоит обратить внимание

  • Пересчёт премии осуществляется за период, оставшийся до конца действия договора.
  • Если коэффициент бонус-малус для нового водителя больше, чем тот, что был применён при заключении договора ОСАГО, стоимость полиса пересчитывается с учётом КБМ нового водителя. Страхователю выдаётся новый бланк страховки после доплаты страховой премии.
  • При исключении водителя из числа лиц, допущенных к управлению, стоимость полиса пересчитывается в том случае, если на момент заключения договора КБМ этого водителя был больше чем у других. Страхователю возвращается часть денег за оставшийся до конца действия полиса период.

Уже осенью 2018 года будут введены 50 категорий, которые коснутся возраста и стажа водителей. Особо стоит обратить внимание на это нововведение, так как оно существенно повлияет на стоимость полиса ОСАГО.

Как будет

Возраст/стаж
Без стажа
Стаж 1 год
Стаж 2 года
Стаж 3-4 года
Стаж 5-6 лет
Стаж 7-9 лет
Стаж 10-14 лет
Стаж более 14 лет
Возраст 16-21 год Возраст 22-24 года Возраст 25-29 лет Возраст 30-34 года Возраст 35-39 лет Возраст 40-49 лет Возраст старше 49 лет Без ограничений
1,87 1,87 1,87 1,66 1,66
1,77 1,77 1,77 1,04 1,04 1,04
1,77 1,69 1,63 1,04 1,04 1,04 1,01
1,63 1,63 1,63 1,04 1,04 1,01 0,96 0,96
1,63 1,63 1,63 0,99 0,96 0,96 0,96 0,96
1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
1,63 1,63 1,63 0,96 0,96 0,96 0,96 0,96
1,87 1,87 1,87 1,87 1,87 1,87 1,87 1,87

Вывод таков: если водитель имеет небольшой водительский стаж и молод по возрасту, то для него ОСАГО слегка подорожает. Но для категории лиц возрастом свыше 35 лет и водительским стажем от 3-х лет полис, наоборот, будет дешеветь.

К примеру, возраст автолюбителя находится в пределах от 25 до 29 лет, его стаж вождения - 9 лет, тогда установленный коэффициент, применительно к данному лицу, будет равен 1.04. Это значит увеличится базовая стоимость полиса на 4%.

Для начинающих молодых водителей полис обойдется дороже всего, так как для них установлен коэффициент в 1.87 (увеличение базовой стоимости на 87%).

Данный пункт находится на стадии обсуждения. Банкиры заинтересованы в том, чтобы страховщики имели индивидуальный договор с каждым водителем, причем без каких-либо базовых установок и на свое усмотрение.

Для аккуратного водителя, проживающего в благополучном, не убыточном для страховщиков, регионе, полис ОСАГО однозначно должен подешеветь. Но автолюбителям, проживающим в проблемных областях и ранее не раз попадавшим в аварии, придется подготовиться к подорожанию страхового полиса.

Следуя предварительным итогам, можно сказать о том, что изменению подвергнется базовый тариф и некоторые коэффициенты.

Факторы стоимости ОСАГО
Сколько сейчас?
Сколько будет после подорожания?
3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 руб.
Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45
Территориальный коэффициент 0,5-2
Возраст и стаж вождения 1-1,8 1,04 - 1,87
Период страхования 0,3-1 Изменений не будет.
Мощность автомобиля 0,6-1,6 Изменений не будет.

Итак, изменения произойдут в следующих пунктах, составляющих стоимость полиса:

  1. Базовая ставка. Подорожание ожидается в 2018 году, хотя речь идет об увеличении коридора ставки, который определяют сами страховщики;
  2. Территориальный коэффициент. Однозначно вырастет повсеместно;
  3. Возраст и стаж вождения автолюбителей, вписанных в полис. Значительно скажется на стоимости полиса молодых водителей с небольшим стажем вождения.

Да, по базовой ставке только расширили диапазон. Но как показывает практика, страховщики никогда не работают по низкой базовой ставке, тем более сейчас, когда цены на все растут. Они вновь будут работать по максимальной ставке, что в конечном итоге скажется на конечной цене полиса не в нашу пользу.

Источник

Коэффициенты, применяемые при расчете страхового взноса по ОСАГО, устанавливаются Банком России. Они одинаковы для всех страховых компаний, но с 11 октября 2014 года автостраховщикам разрешено самостоятельно определять размер базовых ставок, правда, в строго оговоренных законом пределах.

Калькулятор ОСАГО позволяет автовладельцу узнать, какие страховщики предлагают наиболее конкурентные тарифы в его населённом пункте. Чтобы рассчитать цену страховки онлайн, потребуются сведения о машине, её собственнике, а также допущенных к управлению гражданах, если договор оформляется на условии ограничения списка водителей.

Сравниваем изменения стоимости полиса

Факторы стоимости ОСАГО Сколько сейчас? Сколько будет после подорожания?
Базовая ставка (для легковых авто) 3432 – 4118 рублей 2746 – 4942 руб.
Коэффициент бонус-малус 0,5-2,45 Изменений не будет. Не будет задвоения КБМ.
Территориальный коэффициент 0,5-2 Пока не известно, но будет изменён.
Возраст и стаж вождения 1-1,8 1,04 - 1,87
Период страхования 0,3-1 Изменений не будет.
Мощность автомобиля 0,6-1,6 Изменений не будет.
Повышенный коэффициент за ДТП и штрафы Его собираются ввести, но пока не применяется.
  • КТ коэффициент территории. Определяется регионом регистрации транспортного средства. Вот значения этого коэффициента для некоторых крупных городов:
Город Коэффициент территории
Волгоград 1,3
Воронеж 1,4
Екатеринбург 1,8
Казань 2,0
Красноярск 1,8
Москва 2,0
Нижний Новгород 1,8
Новосибирск 1,7
Омск 1,6
Пермь 2,0
Ростов-на-Дону 1,8
Самара 1,6
Санкт-Петербург 1,8
Уфа 1,8
Челябинск 2,0
  • В поле «Класс на начало годового срока страхования» найдите свой текущий класс (если вы ранее не страховались, то ваш класс равен 3)
  • В поле «Коэффициент» указано значение коэффициента соответствующее классу
  • Далее перемещаемся вправо по строке.
  • В поле «0 страховых выплат» - указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если вы не допустите ни одной аварии
  • В поле «1 страховых выплат» - указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 1 авария
  • В поле «2 страховых выплат» - указано значение коэффициента которое будет у вас в следующем году если у вас была 2 авария и т.д.
Класс на начало годового срока страхования Коэффициент Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

страховых выплат
1
страховая выплата
2
страховые выплаты
3
страховые выплаты
4 и более
страховых выплат
М 2,45 М М М М
2,3 1 М М М М
1 1,55 2 М М М М
2 1,4 3 1 М М М
1 4 1 М М М
4 0,95 5 2 1 М М
5 0,9 6 3 1 М М
6 0,85 7 4 2 М М
7 0,8 8 4 2 М М
8 0,75 9 5 2 М М
9 0,7 10 5 2 1 М
10 0,65 11 6 3 1 М
11 0,6 12 6 3 1 М
12 0,55 13 6 3 1 М
13 0,5 13 7 3 1 М

История зарождения автострахования

В 2018 году исполнится 120 лет со дня выдачи первого американского полиса автостраховки. Известная в штатах страховая фирма Travelers Insurance Company заключила с доктором Т. Мартином договор страхования автомобиля.

Условия были просты: за 12 с четвертью доллара страхователю гарантировали выплату в 5 сотен долларов, если его автомобиль пострадает при столкновении с конным транспортом. Поскольку практически все население Америки передвигалось именно на лошадях, а автомобили приобретали состоятельные граждане, то подобная авария в 1898 г. была весьма вероятна.

Страхование американца было его собственной идеей, а также результатом простых подсчетов: в США на 20 млн. лошадей приходилось 4 тыс. авто. Пример находчивого доктора не стал заразительным. Потребовалось около 30-ти лет, чтобы наладился массовый выпуск машин на предприятиях Форда.

В 20-х годах прошлого века автомобиль перестал быть редкостью и из предмета роскоши превратился в обычный транспорт. Власти Массачусетса в 1925 г. узаконили обязательное автострахование, причем компенсацию получала пострадавшая сторона, т.е.

страховали ответственность автолюбителя перед пешеходами и другими участниками дорожного движения. Оставалась возможность застраховать и авто, но это было не обязательно. Законодательная инициатива автовладельцами была принята с энтузиазмом, поскольку машины по-прежнему стоили дорого, а опыта у водителей было мало.

Европейские страны взяли на вооружение пример США, и к середине прошлого века практически во всех западноевропейских государствах действовал закон об обязательном автостраховании. Австрия в 1929 г. ввела страхование гражданской ответственности автолюбителей, а через год подобный законопроект одобрили и в Великобритании.

Автомобиль стал средством передвижения через границы, и возникла потребность узаконить универсальную автогражданку, которая была бы действительна во всей Европе. «Зеленая карта» стала страховым полисом, который более 50-ти лет гарантирует выплаты в любом европейском государстве. Название полис получил из-за светло-зеленого цвета бланков, которые выдаются водителям.

В конце 20-х годов прошлого века в России было слишком мало машин, чтобы инициатива об автостраховании могла претендовать на рассмотрение и утверждение на законодательном уровне. Лишь в конце 60-х число автомобилей возросло настолько, что вопрос о страховании рассматривался на уровне Совета Министров. В 1984 г.

утверждено Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое стало базой для создания «авто-комби». Это страховой договор, заключаемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования выступает не только авто, но и пассажиры, их имущество.

Дальнейшее развитие автострахование получило уже в России. В 1991 г. на добровольной основе внедрялось КАСКО, однако широкого распространения не получило. С 1993 г. в Госдуму стали поступать проекты законов об обязательном автостраховании.

Сотрудниками Российского страхового надзора, Департамента транспорта готовился проект соответствующего законодательного акта. Период рассмотрения, изучения и модификации закона об автогражданке был длительным, акт вступил в силу только летом 2003 г., а внедрение проводилось в несколько этапов.

Мартином договор страхования автомобиля. Условия были просты: за 12 с четвертью доллара страхователю гарантировали выплату в 5 сотен долларов, если его автомобиль пострадает при столкновении с конным транспортом.

Поскольку практически все население Америки передвигалось именно на лошадях, а автомобили приобретали состоятельные граждане, то подобная авария в 1898 г. была весьма вероятна.

На тот момент уже появились жертвы безлошадных экипажей, а одна из аварий, которая закончилась летальным исходом, попала во все газеты. Летом 1896 г. авто на скорости 6 км/ч сбило насмерть растерянную женщину.

Причиной ДТП стала не скорость машины, а ограничение видимости для водителя из-за конных экипажей и шок дамы, которая впервые увидела повозку без лошади. Судьи после долгого разбирательства сошлись во мнении, что имел место несчастный случай, однако многие автолюбители задумались о безопасности на дороге.

В конце 20-х годов прошлого века в России было слишком мало машин, чтобы инициатива об автостраховании могла претендовать на рассмотрение и утверждение на законодательном уровне. Лишь в конце 60-х число автомобилей возросло настолько, что вопрос о страховании рассматривался на уровне Совета Министров.

В 1984 г. утверждено Постановление «О мерах по дальнейшему развитию государственного страхования и повышению качества работы страховых органов», которое стало базой для создания «авто-комби». Это страховой договор, заключаемый гражданином на добровольной основе, при этом объектом страхования выступает не только авто, но и пассажиры, их имущество.

Эффективность ОСАГО для водителей и страховщиков в значительной степени зависит от применяемой системы тарифов. Правильная тарификация крайне важна, ведь страхование ОСАГО, в отличие от добровольного КАСКО, является обязательным и полностью исключает выбор рисков.

«Владельцы транспортных средств обязаны … страховать риск своей гражданской ответственности … при использовании транспортных средств.»

История развития автострахования берет свое начало в далеком 1898 году, спустя всего 3 года после изобретения первой машины. Но это была не обязательная процедура, а добровольная.

В то время первой на стезю страхования стала компания «Travels Insurance Company», заключив первый в мире договор страхования транспортного средства. Первым владельцем страховки стал некий Мартин Трумэн.

Стоимость полиса составляла 12 долларов, а при наступлении страхового случая компанией-страховщиком полагалась компенсация в размере 500 долларов. В те года это были достаточно большие деньги. Примечательно то, что Трумэн приобрел автостраховку от столкновения имеющегося в его распоряжении чудо-повозки с конным экипажем, а не с иным ТС механического типа, коих на тот момент было очень мало.

Чуть больше трех десятков лет потребовалось автопрому Соединенных Штатов для наращивания достаточного количества автомобилей, требуемого для введения страхования как обязательной процедуры во время приобретения ТС.

Впервые прототип обязательного автострахования был введен в Штате Массачусетс в 1925 году. Чуть позже эта концепция начала развиваться и в других регионах США, а к середине 30-х годов 19 столетия эстафетную палочку под названием «ОСАГО» приняли и европейские страны.

Срок действия договора

Договор ОСАГО, по общему правилу, заключается сроком на 1 год, за исключением:

  • «Транзитных» или коротких страховок, для следования к месту регистрации ТС, или прохождения техосмотра. Срок страхования - от 1 до 20 дней.
  • Страхования транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве. Срок страхования - от 5 дней до 1 года.

Если период использования ТС закончился, а срок действия страховки - нет, договор ОСАГО считается действующим.

«Договор 1» не используется для определения начального класса КБМ: срок его действия не закончился на дату начала срока страхования по новому договору.

«Договор 2» может использоваться для определения начального КБМ: его срок действия закончился на дату начала срока страхования по новому договору. «Договор 2» заключен сроком на один год, а срок его действия окончился не ранее чем за один год до начала срока страхования по новому договору.

«Договор 3» может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2», последним закончившимся договором является «Договор 2».

«Договор 4» не используется для определения начального коэффициента КБМ: его срок действия закончился ранее чем за один год до начала срока страхования по новому договору. Указанный договор не может использоваться для определения начального класса даже в том случае, если выплата по нему была произведена позже окончания срока действия договора.

«Договор 5» не используется для определения начального КБМ: его срок действия менее одного года.

«Договор 6» может использоваться для определения начального КБМ. Однако, при наличии информации о «Договоре 2» и «Договоре 3», последним закончившимся договором является «Договор 2».

2. Страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.

Необходимые документы при оформлении ОСАГО?

Приобрести подобную страховую защиту вы можете в любой страховой компании. Но совершая выбор страховщика, стоит обратить внимание на его известность и рейтинг. В последнее время стало очень популярным страховое мошенничество. Проверить ОСАГО на оригинальность возможно просто перейдя по ссылке.

Но, прежде чем получить на руки полис ОСАГО, вам следует пройти технический осмотр ТС. Некоторые нечистые на руку страховщики при оформлении полиса выдают уже заполненный талон ТО, беря за это дополнительную плату и утверждая, что необходимость прохождения ТО для вас уже не актуальна. Проверить подлинность ТО можно у нас на сайте.

Список документов, требуемых страховой компанией при оформлении полиса ОСАГО для ФЛ и ЮЛ немного различается. Для физического лица будет достаточно паспорта, СТС ил ПТС, диагностической карты или талона ТО, водительских прав всех водителей, допущенных к управлению, и доверенности, в ситуации когда страховка приобретается не лично владельцем ТС.

Список документов для ЮЛ дополняется доверенностью о праве представления интересов ЮЛ и свидетельством о регистрации ЮЛ. Также представитель юридического лица обязательно должен при себе иметь печать предприятия.

Начиная с 1 октября 2015 года у каждого авто владельца появилась возможность приобретать электронный полис ОСАГО, что значительно упрощает процедуру оформления и дает возможность это сделать без очередей и лишних нервов.

Но каким бы полис ОСАГО ни был, обычным или электронным, - первоначально это защита, приобретаемая страхователем по довольно приемлемой цене. Ведь причиненный ущерб, в случае если страховкой придется воспользоваться, может быть в десятки раз выше уплаченной стоимости.

  • Федеральный закон № 40 ФЗ от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 года № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  • Указание Банка России от 19 сентября 2014 года № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств».
  • другие нормативные документы .

ФЗ “Об ОСАГО”Правила страхования ОСАГОСтраховые тарифы ОСАГО

Статья 12.37 КоАП

ФЗ «Об ОСАГО»Правила страхования ОСАГОСтраховые тарифы ОСАГО

Статья 12.37 КоАП

Федеральный закон «Об ОСАГО» и Правила страхования ОСАГО

  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. N 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Указание Банка России от 19 сентября 2014 г. N 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

При любом оформлении, в онлайн режиме и в офисе компании, полиса ОСАГО каждый потенциальный клиент должен показать страховщику действующую диагностическую карту, свидетельство о регистрации машины в ГИБДД, а также свой гражданский паспорт, паспорт на машину и прошлогодний полис, если есть.

Все документы должны быть в порядке, без каких-либо просроченных дат или недостоверных сведений, отраженных в них.

В противном случае у страховщика будут все основания подключить регресс по ОСАГО к такому клиенту в будущем (пп. «к», п. 1 ст. 14 Закона), чтобы возместить себе те финансовые потери, которые он понес при оплате потерпевшему в ДТП возмещения ущерба. Но кроме документов есть и иные новые правила, которые сейчас отражены в Законе.

Об онлайн оформлении

Желание законодателей привести ОСАГО к прозрачному и справедливому виду потребует еще немало нововведений.

Федеральный закон «Об оружии» (150-ФЗ) 2018 - 2018 Закон об оружии в последней действующей редакции от 20 июля 2018 года. Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Полис, как предусмотрено законодательством, может быть бумажным и. Бумажные оформляются на бланках строгой отчетности установленного образца. Электронный можно оформить и оплатить без посещения офиса страховщика - прямо в Интернете. Но с этим у многих автовладельцев возникают сложности.

Право выбора страховой компании остается за собственником авто, но выбирать можно только из перечня компаний, аккредитованных Центробанком. Кроме того, важно, чтобы у страховой были офисы в регионе постоянного проживания автовладельца и использования машины.

Максимальную и минимальную базовые ставки страховки устанавливает ЦБ РФ, но у страховщиков есть возможность регулировать их в пределах этого коридора. Кроме того, существуют фиксированные территориальные коэффициенты, обязательные к применению при расчете стоимости «автогражданки».

Для оформления договора ОСАГО обязательно нужно иметь. Это удобно, так как повышает шанс получения возмещения, а также экономит время. В Интернете существует много предложений о приобретении диагностической карты заочно, без фактического осмотра автомобиля.

В страховой полис можно включить как одного человека, так и нескольких. Это влияет на стоимость договора. Самый дорогой называется открытым, это значит, что застрахованным является любой гражданин, который сел за руль конкретной машины.

В сентябре 2018 года в России ожидаются существенные изменения в законе об ОСАГО.

Новые правила по ОСАГО 2018. Штрафы за ОСАГО с 1 сентября 2018 года

Российский союз автостраховщиков совместно с ГИБДД планировал с 1 сентября 2018 года начать проверять наличие полиса ОСАГО с помощью камер фиксации нарушений ПДД.

«По нашим данным, ошибок даже на первом этапе будет очень мало, так как проверка полиса будет осуществляться на двух уровнях. Все машины, которые в течение дня попали под камеры, будут проверяться по итогам дня на наличие полиса ОСАГО по базам РСА и ГИБДД.

Эта проверка будет идти с некоторой задержкой по времени, потому что вновь проданный полис может не сразу появиться в информационной системе. Повторная проверка будет осуществляться непосредственно перед выпиской штрафа», - рассказал исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.

Пилотный запуск системы планировался в Москве, так как для запуска проекта необходимы вложения не только со стороны ГИБДД и РСА, но и со стороны операторов местных властей. Москва - один из первых регионов РФ, который создает информационный хаб, с его помощью будут распределяться и передаваться данные между камерами и информационными системами РСА и ГИБДД.

«Планируется, что после устранения всех возможных сбоев и ошибок в Москве, система будет запущена в Татарстане, а затем распространится на все регионы РФ», - сообщал ранее Уфимцев.

Однако, в последний момент запуск системы вновь отложили, причем на неопределенный срок. По последней информации от того же Евгения Уфимцева, со стороны РСА было сделано все необходимое для запуска данной системы и РСА к этому процессу готов.

Есть некий сдерживающий фактор, потому что до конца не определились с тем, по какой статье и в каком количестве выставлять в данном случае штраф. По словам Уфимцева, «сейчас мячик на стороне уже московских властей, потому что их задача непосредственно запустить и отработать данный проект».

Возможно, штрафы за ОСАГО с камер все-таки начнут приходить в сентябре 2018 года.

Новые правила по ОСАГО 2018. Оформление онлайн ОСАГО с 4 сентября 2018

Речь идет об указании Банка России от 15 февраля 2018 г. № 4723-У “О внесении изменений в Указание Банка России от 14 ноября 2016 года N 4190-У «О требованиях к использованию электронных документов и порядке обмена информацией в электронной форме при осуществлении обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Оно вступает в силу 4 сентября 2018 года.

Указанным документом вносятся поправки в правила оформления ОСАГО онлайн, сообщает портал Avtospravochnaya.com.

Документ внес много изменений в процедуру оформления электронного полиса ОСАГО. Самые основные из них:

  • в электронной подписи теперь должны быть только буквы латинского алфавита и арабские цифры (не более 10 символов).
  • один номер телефона и (или) адрес электронной почты можно использовать для создания только одного личного кабинета на сайте страховщика
  • теперь электронный полис ОСАГО вступает в силу не ранее, чем через 3 дня после оформления
  • время предоставления подтверждающих скан-копий документов ограничили до 3 часов
  • установлены требования к формату скан-копий документов.

Утвержденные Банком России поправки позволят упростить процесс заключения электронного договора ОСАГО и сделают сервис электронных продаж более удобным для автовладельцев, а также будут способствовать пресечению злоупотреблений со стороны участников страхового рынка и борьбе с мошенничеством.

Более подробно обо всех изменениях в оформлении онлайн ОСАГО с 4 сентября можно почитать в нашем материале.

Тарифы ОСАГО с сентября 2018 года

Летом 2018 года планировалось актуализировать действующие тарифы ОСАГО за счет расширения тарифного коридора и изменения подходов к установлению ряда коэффициентов.

Границы тарифного коридора базовой ставки ОСАГО с 31 августа 2018 года хотели расширить не более чем на 20% в обе стороны. Если сейчас для наиболее массовой категории транспортных средств – легковых автомобилей физических лиц – коридор базовой ставки составляет 3432–4118 рублей, то после принятия изменений он составил бы 2746–4942 рубля.

Однако, Центробанк не успел утвердить соответствующие поправки в закон об ОСАГО. Речь идет о техническом переносе - в целом само решение об изменении тарифов ОСАГО уже принято, остались бюрократические вопросы.

Страховщики ожидают увеличение тарифного коридора ОСАГО в сентябре 2018 года.

Реформа ОСАГО в сентябре 2018 года

За последний месяц появилось очень много различных предложений по совершенствованию системы ОСАГО. Так, ЦБ выступил с предложением об изменении тарифной политики: расширить коридор базовых ставок на 20% вверх и вниз, реформировать систему скидок и надбавок за безаварийную езду, ввести новые категории водителей по стажу и возрасту.

В свою очередь, Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, согласно которому если при ДТП выяснится, что причиной аварии стала техническая неисправность не прошедшего осмотр автомобиля, то страховая компания получит возможность возместить все свои расходы за счет владельца этой машины.

В Министерстве финансов обсуждается переход на различные типы полисов с разными лимитами выплат, возможность приобретения полиса на несколько лет и др.

Кроме того, Российский союз автостраховщиков предложил ограничить пятью днями срок обращения за выплатой по ОСАГО. Также союз выступил с идеей использовать старые запчасти для восстановительного ремонта по ОСАГО без получения согласия владельца.

«Все эти предложения требуют глубокого изучения. Надо посоветоваться с рынком, с теми, кто защищает права автолюбителей, с Центральным банком. Тема требует широкой дискуссии. В связи с этим 13 сентября Комитет начнет осеннюю сессию с больших парламентских слушаний по ОСАГО», - сообщил Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.Источник

Изменение базовой ставки ОСАГО

  • Поправки от 25 сентября 2017 года: Теперь за возмещением необходимо обращаться в свою страховую компанию вне зависимости от количества участников ДТП. Это называется «прямое возмещение ущерба». Ранее такой вариант был возможен только участников ДТП было двое.

Читайте в этой статье:

Только через 30 лет после активного развития американской автомобильной промышленности, когда было выпущено нужное количество транспортных средств, власти ввели обязательную процедуру страхования автотранспортных средств.

Многих интересует в каком году появилось в Европе. Страны данного региона начали вводить обязательную автогражданку с 1930-х годов. Ещё через два десятка лет автогражданка стала нормой для всех развитых государств.

Когда ввели ОСАГО в РФ

Закон «Об ОСАГО» в Российской Федерации начал действовать 1 июля 2003 года. Это Федеральный закон №40, который президент РФ подписал 25.04.02. Со второго полугодия 2003 года каждый собственник автотранспорта обязан страховать гражданскую ответственность, которая может возникнуть в результате причинения ущерба имуществу, здоровью либо жизни других лиц при эксплуатации автотранспорта.

По мнению многих специалистов, в России ОСАГО ввели ещё 1924 году. Только в следующем году в США стала действовать автогражданка.

С 1 июля 2003 года за безаварийную езду стала накапливаться скидка – 5% за каждый год. Это влияет на коэффициент КБМ. На 2019 год водитель может уже 16 лет ездить без аварии!

Каждый год на дорогах появляется огромное количество новых водителей, только начинающих изучать правила дорожного движения и вникающих в тонкости вождения. Глубокое штудирование ПДД, сдача экзамена на предмет допуска к вождению авто.

И вот они – права на управление ТС. Остается только получить страховку и можно смело ездить по дороге общего пользования. Однако, далеко не каждый из будущих автомобилистов знает, когда ввели ОСАГО в России. А ведь история возникновения автогражданки очень даже интересная.

История развития автострахования берет свое начало в далеком 1898 году, спустя всего 3 года после изобретения первой машины. Но это была не обязательная процедура, а добровольная.

В то время первой на стезю страхования стала компания «Travels Insurance Company», заключив первый в мире договор страхования транспортного средства. Первым владельцем страховки стал некий Мартин Трумэн.

Стоимость полиса составляла 12 долларов, а при наступлении страхового случая компанией-страховщиком полагалась компенсация в размере 500 долларов. В те года это были достаточно большие деньги. Примечательно то, что Трумэн приобрел автостраховку от столкновения имеющегося в его распоряжении чудо-повозки с конным экипажем, а не с иным ТС механического типа, коих на тот момент было очень мало.

Чуть больше трех десятков лет потребовалось автопрому Соединенных Штатов для наращивания достаточного количества автомобилей, требуемого для введения страхования как обязательной процедуры во время приобретения ТС.

Впервые прототип обязательного автострахования был введен в Штате Массачусетс в 1925 году. Чуть позже эта концепция начала развиваться и в других регионах США, а к середине 30-х годов 19 столетия эстафетную палочку под названием «ОСАГО» приняли и европейские страны. Уже после 50-х годов 20 века автогражданка стала общепринятой нормой для всех развитых и многих развивающихся стран.

Начало автогражданской история в России

Вопреки общему предубеждению идея создания страховок, обязательных к заключению, в Российской Федерации появилась достаточно давно.

По мнению многих экспертов, страхование в РФ появилось в 1924 году, ровно за год до введения автогражданки в Соединенных штатах.

Но в силу незначительного количества механических ТС в тогдашнем СССР, данная идея от вождей, управляющих Советским Союзом, была сочтена неактуальной, хоть и очень интересной с точки зрения защиты участников дорожного движения, и получения прибыли в казну страны.

В 60-е годы появилось куда более серьезное направление в сфере автогражданского страхования. На этот период припадает разработка советского варианта автогражданки. Однако, и эта попытка ввести обязательное страхование авто не увенчалась успехом.

И только в 1993-94 годах начали рассматриваться первые реальные законопроекты по автогражданке на заседаниях молодой Государственной Думы.

Опять-таки, в силу неполной осведомленности и некомпетентности соответствующих органов разработка страховок данного типа шла очень медленно. И только в 2000 году финальный законопроект был принят в первом чтении.

После этого шла его стремительная доработка, а 25 апреля 2002 года страна смогла ознакомиться с первым . Правда, действовать он начал только через 15 месяцев – 1 июля 2003 года.

Первая реакция на появление обязательного автострахования была воспринята автомобилистами очень негативно, ведь теперь они были вынуждены тратить свои деньги на приобретение полиса. Сегодня же автогражданка – это обыденность, а ее присутствие иногда помогает восстановить работоспособность автотранспортного средства в случае возникновения ДП.

Тарифы 2014 и 2015 гг.

Что нужно знать об ОСАГО?

С момента, когда страхование ТС стало обязательным, законопроект «Об ОСАГО» претерпел очень много изменений, в него было внесено огромное количество поправок.

За что мы платим?

Среди особенностей автогражданки хотелось бы выделить несколько важных моментов:

  1. Правила заключения договоров автогражданки, тарификация регламентируется Правительством и Центральным Банком Российской Федерации.
  2. Как и во многих Европейских странах, в нашей автогражданке есть такие понятия, как «Европротокол» и «Прямое возмещение ущерб». Благодаря Европротоколу водители имеют возможность оформить происшествие без привлечения сотрудников ведомственной структуры Госавтоинспекции. Под прямым возмещением подразумевается истребование возмещения причиненного в результате ДТП ущерба непосредственно от своей страховой компании, где у автомобилиста заключен договор. И в первом и во втором случае есть некоторые факторы, исключающие возможность использования данных услуг: в ДТП участвовало более двух авто, во время аварии был причинен вред здоровью и жизни участников. При этом оба участника должны иметь при себе действующие полисы ОСАГО. На протяжении нескольких лет огромным минусом отечественного «прямого возмещения» было то, что это больше альтернативный вариант автогражданки. Тогда как в зарубежных странах такой вид страхования и выплаты компенсации является безальтернативным. То есть у пострадавшей стороны есть выбор, в какую фирму обращаться за компенсацией в случае возникновения страхового случая – в свою или второго участника дорожного происшествия. Но нередко свобода выбора оборачивалась против автомобилистов, так как СК старались отправить своего клиента в стороннюю фирму. Внесенные 2 августа 2014 года поправки в ФЗ «Об ОСАГО» изменили сложившуюся ситуацию.
  3. При заключении договора автострахования работает гибкая система скидок, возрастающая в зависимости от количества лет безаварийного стажа – так называемый коэффициент «бонус-малус». За каждые безаварийные 12 месяцев езды размер скидки увеличивается на 5%. При наличии ДТП, произошедших по вине автомобилиста, размер взноса увеличивается в зависимости от количества аварий в прошедшем страховом году.

Особенности тарификации

Эффективность автогражданки для обоих сторон договора, водителя и страховщика, по большому счету зависит от используемых систем тарификации. Правильно выбранная система тарифа позволяет корректно произвести расчет стоимости полиса страхования машины.

Даже незначительнее изменение в исходных данных водителя, коэффициентах может в значительной степени отразиться на конечной стоимости страховки.

В отличие от , при выборе полностью исключается выбор рисков, а качество и правильность расчета зависит от компетентности обслуживающего менеджера и от грамотно выбранных коэффициентов.

В 2015 году произошло первое изменение тарифов в сторону увеличения, что повлекло за собой увеличение стоимости самих договоров страхования.

По состоянию на сегодняшний день максимально допустимая сумма к выплате пострадавшей в результате дорожного происшествия стороне составляет 400 тыс.руб. на каждое поврежденное авто и 500 тыс.руб. – при нанесении вреда жизни и здоровью людей.

На изменение системы тарифов повлияли следующих факторы:

  • высокий уровень инфляции;
  • рост цен на медобслуживание;
  • растущая стоимость на запасные детали и комплектующие для авто, а также на услуги по ремонтно-восстановительным работам.

Как рассчитывается ОСАГО?

Изменения от апреля 2015 года.

Тарифы, коэффициенты, используемые для проведения расчетов размера страховых взносов по автогражданке, регламентируются Центробанком РФ.

Согласно законодательной базе, тарифы являют собой единую расчетную систему для любой СК, имеющей лицензию на распространение полисов ОСАГО и материальную ответственность перед страхователями. Правда, с 11.10.2014 г. страховщикам было разрешено варьировать базовыми фиксированными тарифными ставками, но в пределах определенного предела.

Сегодня в сети интернета есть масса различных онлайн-калькуляторов, позволяющих произвести расчет предварительной стоимости страховки. Это дает возможность получения информации, касаемо выгоды приобретения данного вида услуг в той или иной СК.

Чтобы узнать стоимость страхового полиса в режиме реального времени, необходимо иметь при себе данные о ТС, его владельце, а также допущенных к управлению лиц, если договорные обязательства оформляются на условии ограничения списка водителей.

Коэффициенты, используемые при расчете стоимости автогражданки

Вписанных в договор страхования.

  • Км – коэффициент мощности ТС легкого типа.
    У машин с высокой мощностью этот коэффициент больше.
  • Кс – коэффициент, учитывающий время эксплуатации автотранспорта.
  • – коэффициент, учитывающий период безаварийно езды автомобилиста/автомобилистов.
  • Итог

    В завершении публикации хотелось бы подвести небольшой итог:

    1. История развития автогражданки, как обязательного вида страхования, действует с 25 апреля 2002 года. Но фактически дата её старта началась годом позже.
    2. Базовые тарифы регламентируются законодательством и Центробанком РФ. Они могут быть разными в различных СК, правда, размер незначителен.
    3. При расчете учитывается несколько основных коэффициентов, зависящих от возраста и стажа автомобилиста/автомобилистов, от безаварийного стажа, от территориальной привязанности будущего владельца/владельцев автогражданки.

    А какое ваше отношение к страховке ОСАГО? Подходят ли вам предлагаемые государством условия страхования?