Договор купли продажи при приватизации предпринимательское право. А также предоставленного гражданам и их. С прописанными жильцами

Типовой договор купли - продажи земельного участка при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленного гражданам и их объединениям для предпринимательской деятельности (утв. Роскомземом N 5-10/2125 10.08.1992, Госкомимуществом РФ N ПМ-9/5132 11.08.1992) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 25.08.1992 N 44)

Регистрационный N _________

от "_____" ____________ 19__ г.

Приложение

к типовому договору

купли - продажи земельного участка

ЗАЯВКА на _______________________________________________________________ (приобретение в собственность) _______________________________________________ земельного участка в ________________________________________________________________ (орган, уполномоченный местным Советом народных депутатов __________________________________________________________________ выступать продавцом земельных участков) Заявитель: _______________________________________________________ (наименование организации - юридического лица и ее __________________________________________________________________ адрес; фамилия, имя, отчество гражданина, его адрес и паспортные __________________________________________________________________ данные) Расчетный, лицевой счет Заявителя N __________________________ __________________________________________________________________ Реквизиты банка: _____________________________________________ Прошу ________________________________________________________ (продать в собственность) земельный участок площадью __________________ __________________, (количество) (ед. измерения) расположенный ____________________________________________________ (местоположение земельного участка, __________________________________________________________________ состав земель) согласно прилагаемому ситуационному плану. Заявитель: ____________________________________ ______________ (Ф.И.О., должность представителя (подпись) юридического лица; Ф.И.О. гражданина)

Комментарий к статье 32 Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определен порядок оформления продажи государственного или муниципального имущества в результате приватизации . Такая прод Федерального закона “О приватизации государственного и муниципального имущества”ажа согласно настоящему пункту оформляется договором купли-продажи , под которым ст. 454 ГК РФ понимает гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену).

2. В п. 2 комментируемой статьи определены обязательные условия договора купли-продажи имущества в рамках приватизации . Использование в п. 2 термина “обязательные условия” не в полной мере соответствует ст. 432 ГК РФ, согласно которой могут определяться существенные условия договора. Однако установление в комментируемом Законе обязательных (существенных) условий договора купли-продажи имеет правовое основание, содержащееся в п. 1 ст. 432 ГК РФ, согласно которому существенные условия договора – это в том числе те, которые названы в законе, в данном случае – в комментируемом нами Законе. Так, согласно п. 2 комментируемой статьи обязательными условиями договора купли-продажи имущества при его приватизации являются:

– сведения о сторонах договора (покупатель и продавец);

– наименование приватизируемого имущества (указание на его категорию, вид (например, движимое или недвижимое);

– место нахождения приватизируемого имущества (описание адреса);

– состав и цена приватизируемого имущества (в частности, рыночная или кадастровая стоимость);

– количество акций открытого акционерного общества, их категория или размер доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью;

– порядок и срок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя;

– форма и сроки платежа за приобретенное имущество (максимальный и (или) минимальный период, в течение которого необходимо уплатить цену за приватизируемое имущество по договору купли-продажи);

– условия, в соответствии с которыми приватизируемое имущество было приобретено покупателем (например, срок обеспечения проведения его государственной регистрации);

– порядок осуществления покупателем полномочий в отношении приватизируемого имущества до перехода к нему права собственности на указанное имущество (например, совокупность мер, которые он должен совершить до заключения договора купли-продажи);

– сведения о наличии в отношении продаваемых здания, строения, сооружения или земельного участка обременения (в том числе публичного сервитута), сохраняемого при переходе прав на указанные объекты.

Пример: заместитель прокурора Калининградской области обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском к Управлению муниципального имущества администрации Гурьевского городского округа и ООО с иностранными инвестициями “СанСити” о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи посредством публичного предложения нежилого здания и земельного участка. Судом было установлено, что постановлением администрации Гурьевского городского округа от 10 октября 2007 г. N 4108 утвержден план приватизации нежилого здания и земельного участка. Заместитель прокурора Калининградской области указал, что оспариваемый договор купли-продажи не содержит указаний на наличие обременений данного земельного участка. Однако суды установили, что спорный земельный участок находится вне водоохранной зоны, а указанные в кадастровой выписке обременения в виде охранной зоны 15 кВ, охранной зоны озера и водопровода, права прохода и проезда, имеющиеся на земельном участке, в установленном порядке не зарегистрированы. В материалах дела отсутствует акт органа исполнительной власти или местного самоуправления, устанавливающий какие-либо обременения спорного земельного участка (см. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 сентября 2011 г. по делу N А21-8602/2010).

Таким образом, судебная практика исходит из того, что включение в договор купли-продажи условий об обременении является обязательным только при их наличии и надлежащем оформлении;

– иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению (например, дополнительные обязательства).

Также п. 3 комментируемой статьи определяет, что установленные договором купли-продажи обязательства покупателя должны иметь сроки их исполнения, а также стоимостную оценку. Данное требование установлено в целях обеспечения гарантий покупателю на получение максимального объема информации об установленных обязательствах и гарантии их исполнения. Исключение составляют обязательства, не связанные с совершением действий по передаче приобретаемого в рамках приватизации имущества, выполнением работ, уплатой денег. Однако, на наш взгляд, установление такого исключения не является правомерным и обоснованным, поскольку оно создает правовое основание для так называемого затягивания процесса приватизации со стороны покупателя. С другой стороны, если покупатель заинтересован в приватизации соответствующего имущества, то все исключительные обязательства будут им выполнены в максимально короткие сроки.

3. Пункты 3 и 4 комментируемой статьи определяют моменты перехода прав собственности на приватизируемое имущество . При этом п. п. 3 и 4 предусмотрены различные порядки (моменты) перехода прав собственности на приватизируемое имущество.

В частности, из п. 3 следует, что право собственности на движимое имущество переходит к покупателю после полной его оплаты, что соответствует общим положениям о договоре купли-продажи в части, касающейся оплаты товара. Так, согласно ст. 486 ГК РФ, если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью. При этом п. 3 комментируемой статьи содержит оговорку об особенностях перехода права собственности с учетом положений комментируемого Закона, к которым, например, относятся положения ст. 35 об оплате приватизируемого имущества в рассрочку (см.

ДОГОВОР № _____

купли-продажи объекта приватизации

г. Москва _______ 20___ г.

Фонд имущества г. Москвы, в дальнейшем именуемый "Продавец", в лице Председателя Фонда ______________________________, действующего на основании Положения о Фонде имущества г. Москвы, с одной стороны, и Иванов Иван Иванович, именуемый в дальнейшем "Покупатель" (паспорт _____________________________), действующий от своего имени, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем:

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

При заключении настоящего договора стороны руководствуются Федеральным Законом Российской Федерации "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" от 21 июля 1997г., Гражданским кодексом Российской Федерации и другими нормативными актами, регулирующими процесс приватизации, а также Протоколом Конкурсной комиссии от ___________ г. за №___.

II. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

2.1. "Продавец" обязуется передать в собственность, а "Покупатель" обязуется принять, оплатить, достроить и ввести в эксплуатацию на условиях и в сроки, определенные настоящим договором, приобретенный им по конкурсу объект приватизации - Помещение свободного назначения, исключая производство, находящийся н собственности субъекта Федерации.

2.2. Местонахождение объекта приватизации: г. Москва, ул.Окраинная, вл.1, ЮЗАО.

2.3. Состав: встроенно-пристроенное помещение в 1-й этаж 10-14-ти этажного жилого дома серии П55; общая площадь 220 кв.М, (общая площадь указана по проекту и рассчитана по осевым размерам); строительная готовность объекта: строительно-монтажные работы выполнены в полном объеме за исключением внутренней отделки, монтажа систем сигнализации, внутриплощадочные сети проложены.

2.4. Стоимость объекта незавершенного строительства определена в соответствии с решением конкурсной комиссии (протокол №__ от __________г.) и составляет _________________________ рублей.

2.5. На право пользования земельным участком под объектом приватизации "Покупатель" обязан заключить договор с уполномоченным на то органом г. Москвы.

2.6. Проектно-сметную документацию "Покупатель" получает в территориальном управлении капитального строительства.

2.7. Приватизируемый объект не является предметом долга и на него не обращено взыскание на дату заключения настоящего договора.

III. ПОРЯДОК РАСЧЕТОВ И ОПЛАТЫ ПО ДОГОВОРУ

3.1. Приобретенный по конкурсу объект незавершенного строительства должен быть оплачен с рассрочке и платежа в сроки, установленные настоящим договором.

3.1.1. В течение 10 банковских дней с момента заключения настоящего договора "Покупатель" должен оплатить за объект незавершенного строительства 50% указанного платежа. С учетом ранее внесенных денежных средств в размере ____________ рублей к перечислению следует ________________ рублей.

3.1.2. Остальная сумма, эквивалентная ______________ долларам США, но не менее _________________ рублей, должна быть выплачена в течение 6-ти месяцев с момента заключения настоящего договора равными долями ежемесячно.

День поступления средств на расчетный счет "Продавца" считается днем платежа.

3.1.3. Платеж осуществляется в рублях по официальному курсу (Центрального Банка Российской Федерации) рубля к доллару США, сложившемуся на день перечисления денежных средств со счета "Покупателя".

3.2. "Покупателю" предоставляется право досрочного погашения платежа.

3.3. В случае нарушения сроков перечисления средств, указанных в пп. 3.1.1. и 3.1.2. настоящего договора, "Покупатель" уплачивает "Продавцу" штраф в размере 0,7% от суммы платежа за каждый день просрочки. Уплата штрафа не освобождает "Покупателя" от взятых на себя обязательств.

3.4. В случае непоступления на расчетный счет "Продавца" суммы, установленной п. 3.1.1. настоящего договора, в течение 30 дней с момента подписания договора (без подтверждающих оплату документов), либо всей суммы платежа, установленной п. 3.1.2. настоящего договора, в течение 6-ти месяцев с момента подписания договора (без подтверждающих оплату документов), настоящий договор расторгается в установленном законом порядке, а сумма внесенного "Покупателем" залога не возвращается.

IV. ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

4.1. "Продавец" обязан:

4.1.1. Оформить и выдать "Покупателю" временное свидетельство, подтверждающее его право собственности на объект незавершенного строительства в соответствии с п. 5.1. настоящего договора и постоянное свидетельство, подтверждающее его право собственности на завершенный строительством объект приватизации в соответствии с п. 5.2. настоящего договора.

4.1.2. Выдача свидетельств осуществляется "Продавцом" после оплаты услуг по их оформлению.

4.2. "Покупатель" обязан:

4.2.1. Оплатить в срок и в сумме, указанной в настоящем договоре, стоимость объекта незавершенною строительства.

4.2.2. Соблюдать следующие условия:

4.2.2.1. Завершить весь объем строительства и сдать объект в эксплуатацию в течение 6-ти месяцев с момента заключения настоящего договора.

4.2.3. Передавать обязательства по выполнению изложенных выше условий конкурса на весь период действия каждого из них, а также настоящее обязательство, правопреемнику любых имущественных прав "Покупателя", вытекающих из его прав собственника.

4.3. "Продавец" имеет право:

4.3.1. В случае нарушения "Покупателем" сроков окончания строительства (п.4.2.2.1.) наложить на "Покупателя" штраф в размере 0,05% от стоимости объекта за каждый день просрочки.

4.3.2. При просрочке исполнения "Покупателем" обязательства по п. 4.2.2.1. настоящего договора более чем на 3 (три) месяца расторгнуть настоящий договор в установленном законом порядке без возмещения произведенных "Покупателем" затрат, предупредив его об этом письменно.

V. ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ОБЪЕКТ ПРИВАТИЗАЦИИ

5.1. В течение 30-ти дней после поступления средств, указанных в п. 3.1. настоящего договора, на счет "Продавца", "Продавец" выдает "Покупателю" временное свидетельство на право собственности на объект незавершенного строительства, действующее до сдачи указанного объекта в эксплуатацию.

5.2. В срок не более 30 дней с момента представления "Покупателем" "Продавцу" Акта Государственной Приемочной комиссии по приемке приобретенного по конкурсу и достроенного объекта в эксплуатацию и выписки из паспорта БТИ по форме 1а, Фонд выдает "Покупателю" постоянное свидетельство на право собственности на объект приватизации.

5.3. Право собственности на объект незавершенного строительства возникает у "Покупателя" с момента выполнения п. 3.1. настоящего договора.

5.4. Право собственности на объект приватизации (завершенный строительством объект) возникает у "Покупателя" после выполнения п. 5.2. настоящего договора.

VI. ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ

6.1. Настоящий Договор вступает в законную силу с момента его заключения.

6.2. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах - по одному каждой из сторон.

6.3. Площадь объекта может уточняться после приемки его в эксплуатацию, в случае ее уменьшения или увеличения дополнительных взаиморасчетов между "Покупателем" и "Продавцом" не производится.

6.4. Затраты, произведенные Заказчиком на объекте, от момента продажи до предъявления "Покупателем" права собственности на объект незавершенного строительства, подлежат компенсации за счет средств "Покупателя" не позднее, чем в месячный срок.

6.5. При изменении заказчика на приобретенный в собственность объект незавершенного строительства "Покупатель" приобретает пакет проектно-сметной документации (ПСД) на встроенные помещения через Управление капитального строительства или в МНИИТЭПе (альбом типовых проектов на встроенные помещения) за отдельную плату, т.к. ПСД на встроенное помещение выполнена в составе проекта на жилой дом.

VII. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

7.1. Все споры, могущие возникнуть в результате нарушения сторонами условий настоящего договора, будут решаться, по возможности, путем взаимных переговоров между сторонами.

7.2. В случае недостижения согласия споры передаются на разрешение в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

VIII. АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ

о внесении изменений в договор

купли-продажи объекта приватизации №___ от ____г.

г. Москва _______ 20___ г.

Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже государственного и муниципального имущества г. Москвы, в дальнейшем именуемое "Продавец", в лице руководителя ________________, действующего на основании Устава и Соглашения об уступке договоров с Департаментом государственного и муниципального имущества г. Москвы от __________г., с одной стороны, и Иванов Иван Иванович, именуемый в дальнейшем "Покупатель", действующий от своего имени, с другой стороны, пришли к соглашению внести следующие изменения в договор купли-продажи № __ от _____г.

1. В соответствии с выпиской из паспорта БТИ № 2118/7 от 6.05.99г. пункт 2.2. договора следует читать в следующей редакции:

"Местонахождение объекта: г. Москва, ул.Окраинная, д.1, корпус 1".

2.В соответствии с выпиской из паспорта БТИ № __ от ______г. пункт 2.3. договора следует читать в следующей редакции:

"Состав: встроенно-пристроенное помещение в 1-й этаж 10-14-ти этажного жилого дома серии П55, общая площадь 222 кв.м. (1-й этаж: помещение № V, комнаты №№ 1-10), строительная готовность объекта: объект сдан в эксплуатацию в декабре ___ г.".

3. В соответствии с Законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" (ст. 21) и во исполнение требований Закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" пункт 4.1.1. договора следует читать в следующей редакции:

"Оформить и выдать "Покупателю" временное свидетельство к настоящему договору на объект незавершенного строительства в соответствии с п. 5.1. и постоянное свидетельство к настоящему договору на завершенный строительством объект приватизации в соответствии с п. 5.2. настоящего договора."

4. В соответствии с Законом "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества" (ст. 21) и во исполнение требований Закона "О государственной регистрации недвижимого имущества и сделок с ним" раздел V договора следует читать в следующей редакции:

"5.1. В течение 30-ти дней после поступления средств, указанных в п. 3.1. настоящего договора, на счет "Продавца", "Продавец" выдает "Покупателю" временное свидетельство к настоящему договору на объект незавершенного строительства, действующее до сдачи указанного объекта в эксплуатацию.

5.2. В срок не более 30 дней с момента представления "Покупателем" "Продавцу" Акта Государственной Приемочной комиссии по приемке приобретенного по конкурсу и достроенного объекта в эксплуатацию и выписки из паспорта БТИ по форме 1а, "Продавец" выдает "Покупателю" постоянное свидетельство к настоящему договору на объект приватизации.

5.3. Право собственности на объект приватизации (завершенный строительством объект) возникает у "Покупателя" после выполнения п. 5.2. настоящего договора и подлежит государственной регистрации."

5. Во всем остальном, что не предусмотрено настоящим дополнительным соглашением, будут обязательными условия вышеуказанного договора.

Настоящее дополнительное соглашение является неотъемлемой частью договора купли-продажи №__ от ____г. и составлено в 2-х экземплярах - по одному каждой из сторон.

АДРЕСА И РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Продавец Покупатель

ПОДПИСИ СТОРОН

Руководитель Гражданин

____________ /____________/ ______________ /_____________ /

Подписано при предъявлении

паспорта в присутствии главного

специалиста __________________

ПРОЕКТ

Договор купли-продажи

объекта приватизации

Муниципальное образование «Город Глазов» , представляемое Управлением имущественных отношений Администрации города Глазова, именуемое в дальнейшем «Продавец», - начальника управления имущественных отношений Широких Николая Михайловича, действующего на основании Положения «Об Управлении имущественных отношений Администрации города Глазова», утвержденного решением Глазовской городской Думы от 01.01.2001 г. № 000, руководствуясь с Положением «О порядке приватизации муниципального имущества города Глазова», утвержденного решением Городской Думы города Глазова от 01.01.2001 г. № 000, решением Глазовской городской Думы от 01.01.2001 г. № 36 «Об условиях приватизации объектов муниципальной собственности , расположенных по адресу: УР, », с одной стороны, и __________________________________________________________________________________________________________________ ,именуемый в дальнейшем «Покупатель», в лице ________________________________________________________________________________

Действующего на основании ______________________________________________, с другой стороны, а вместе именуемые «Сто­роны», в соответствии с Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 01.01.2001 г. , Положением «Об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000, на основании протокола об итогах аукциона по продаже объектов муниципальной собственности, расположенных по адресу: УР, г. Глазов,
ул. Барышникова, д. 44, от «__»________ 2011 г. заключили настоящий Договор о нижеследую­щем:

1. Предмет договора

1.1. Покупатель обязуется оплатить и принять, а Продавец передать в собственность Покупателя:

2.4. Надлежащим выполнением обязательств Покупателя по оплате Имущества является поступление денежных средств в порядке, сумме и сроки, указанные в п. 2.3 настоящего Договора.

Обязательства по оплате имущества считаются исполненными Покупателем в день поступления платежных средств на счета, указанные в п. 2.3 настоящего Договора.

2.5. Факт оплаты Имущества удостоверяется выпиской с указанного в п. 2.3. настоящего Договора счета, подтверждающей поступление денежных средств в счет оплаты Имущества.

2.6. Расходы по государственной регистрации перехода права собственности Имущества несет Покупатель.

3. Передача имущества

3.1. Имущество передается по месту его нахождения.

Имущество находится по адресу: УР,

Передача Имущества осуществляется не позднее 30 дней со дня полной оплаты Имущества.

3.2. Передача Имущества Продавцом и принятие его Покупателем осуществляется по акту приема-передачи.

С момента передачи Имущества риск случайной гибели или случайного повреждения Имущества несет Покупатель.

4. Переход права собственности на имущество

4.1. Право собственности на Имущество возникает у Покупателя после полной оплаты Имущества с момента государственной регистрации перехода права собственности в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

4.2. Стороны договорились, что государственная регистрация перехода права собственности на Имущество производится после подписания акта приема-передачи.

4.3. Покупатель не вправе до перехода к нему права собственности на Имущество отчуждать его или распоряжаться им иным образом.

4.4. В трехдневный срок после государственной регистрации перехода права собственности на Имущество Покупатель представляет Продавцу копию свидетельства государственной регистрации права собственности.

4.5. В случае если Покупатель не зарегистрировал переход права собственности в разумный срок, Продавец вправе обратиться в суд с иском о понуждении Покупателя зарегистрировать переход права собственности в принудительном порядке и возмещении Продавцу убытков, вызванных задержкой регистрации.

5. Ответственность сторон

5.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Договору виновная сторона несет имущественную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Договором.

5.2. При непоступлении денежных средств в счет оплаты Имущества в сумме и в сроки, указанные в п. 2.3 настоящего Договора, Продавец по своему усмотрению вправе потребовать оплаты Имущества и пени в размере 0,2 % от общей стоимости Имущества за каждый день просрочки либо вправе отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Договору, письменно уведомив Покупателя о расторжении настоящего Договора.

В случае отказа Покупателя от исполнения своих обязательств по договору настоящий Договор считается расторгнутым с момента уведомления Покупателем Продавца, при этом Покупатель теряет право на получение Имущества и утрачивает внесенный задаток. При этом оформление Сторонами дополнительного соглашения о расторжении настоящего Договора не требуется.

5.3. В случае несвоевременной оплаты Имущества Покупатель уплачивает Продавцу пеню в размере 0,2 % от суммы задолженности за каждый день просрочки.

5.4. В случае уклонения Покупателя от фактического принятия Имущества в установленный настоящим Договором срок он уплачивает Продавцу пеню в размере 0,2 % от общей стоимости Имущества за каждый день просрочки.

5.5. В случае если Покупатель отказывается от принятия Имущества, то настоящий Договор считается расторгнутым с момента уведомления Покупателем Продавца об отказе в получении Имущества, при этом Покупатель выплачивает Продавцу штраф в размере внесенного задатка.

В предусмотренном настоящим пунктом случае Покупателю возвращаются перечисленные им в счет оплаты Имущества денежные средства за вычетом суммы штрафа. Удержанная сумма денежных средств засчитывается в счет уплаты Покупателем штрафа за неисполнение обязанности по принятию Имущества.

6. Срок действия договора

6.1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания Сторонами и действует до полного выполнения Сторонами своих обязательств по нему.

7. Прочие условия

7.1. При подписании настоящего Договора стороны ознакомлены со следующими положениями действующего законодательства Российской Федерации:

- недействительность сделки с момента её совершения в случае, если стороны имели целью прикрыть другую сделку (ст. 170 ГК РФ);

Возможность предъявления иска о признании сделки недействительной в случае совершения её под влиянием обмана, насилия, угроз, вследствие стечения тяжёлых обстоятельств, в течение года со дня прекращения насилия, угроз, получения стороной сведений об иных обстоятельствах (ст. ст. 79, 181 ГК РФ);

Возможность расторжения Договора по иску заинтересованных лиц, чьи интересы нарушены совершением настоящей сделки (ст. 256 ГК РФ);

Невозможность ссылаться на иные документы и требовать исполнения условий сделки, согласие стороны по которым не достигнуто в рамках настоящего Договора (ст. 432 ГК РФ).

7.2. Настоящий Договор содержит весь объём соглашений между сторонами в отношении предмета Договора, отменяет и делает недействительными все другие обстоятельства и заявления, которые могли быть приняты или сделаны сторонами, будь то в устной или в письменной форме, до заключения настоящего Договора.

7.3. Споры, возникающие при исполнении настоящего договора, подлежат рассмотрению в Арбитражном суде УР в порядке, предусмотренном действующим законода­тельством РФ.

7.4. Настоящий договор составлен в 3 (трех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу, по одному для каждой из сторон и третий экземпляр для хранения в органе, осуществляющем государственную регистрацию.

8. Юридические адреса сторон и реквизиты:

ПРИ ПРИВАТИЗАЦИИ

Вся процедура приватизации государственного и муниципального имущества (предприятия, структурного подразделения, материальных и нематериальных активов) заканчивается оформлением договора купли-продажи в соответствии с ГК РФ и Законом «О приватизации». В договоре указываются сведения о продавце, покупателе, наименование объекта приватизации и его местонахождение, состав и стоимость приватизируемого имущества, условия аренды (пользования) земельным участком, количество акций открытого акционерного общества; их категория (тип) и стоимость; порядок передачи приватизируемого имущества в собственность покупателя; обязательства покупателя по его использованию; инвестиционные и (или) социальные условия, в соответствии с которыми указанное имущество было приобретено покупателем; порядок подтверждения покупателем выполнения таких условий; способы обеспечения инвестиционных и (или) социальных условий, в том числе гарантии их выполнения; порядок осуществления покупателем права владения и права пользования указанным имуществом до момента перехода к нему права собственности на имущество; иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.

Все обязательства покупателя в отношении объекта приватизации должны иметь сроки их выполнения и стоимостную оценку.

Право собственности на государственное или муниципальное имущество переходит от собственника к его покупателям в порядке, установленном действующим законодательством и договором купли-продажи (ст. 549-566 ГК РФ).

Договор продажи предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (п. 3 ст. 560 ГК РФ).

Зарегистрированный договор купли-продажи является документом, удостоверяющим право собственности покупателя. Однако вряд ли правомерно и целесообразно во всех случаях подтверждать право собственности договором купли-продажи. Целесообразно, чтобы на основе зарегистрированного договора купли-продажи орган, регистрирующий договор, выдавал покупателю, собственнику свидетельство о праве собственности. Законодательством такой порядок не установлен. Однако на практике фонды имущества выдают свидетельства о праве собственности тех предприятий, купля-продажа которых у них зарегистрирована.

Известны случаи, когда факт приватизации устанавливался арбитражным судом вопреки мнению органов, осуществляющих приватизацию. Последние отказывались выдавать свидетельства о праве собственности. При этом они ссылались на отсутствие в законодательстве указания о выдаче и порядка выдачи такого документа. Замечание вполне справедливое. Более того, в силу этих же обстоятельств арбитражный суд не вправе обязать соответствующий орган выдать свидетельство о праве собственности.

Вместе с тем ст. 551 ГК РФ предусматривает Государственную регистрацию перехода прав собственности на недвижимость, а Федеральный закон РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. 1 В соответствии с этим Законом права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат регистрации в едином государственном реестре учреждением юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с выдачей свидетельства о государственной регистрации прав. Это, конечно, не свидетельство о праве собственности, но вполне адекватный ему документ.

Передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляется по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче (ст. 556 ГК РФ).

Передача предприятия продавцом покупателю осуществляется по передаточному акту, в котором указываются данные о составе предприятия и об уведомлении кредиторов о продаже предприятия. Предприятие считается переданным покупателю со дня подписания передаточного акта обеими сторонами. С этого момента на покупателя переходит риск случайной гибели или случайного повреждения имущества, переданного в составе предприятия (ст. 563 ГК РФ).

Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права (ст. 564 ГК РФ).

Законодательство о приватизации государственного имущества, ГК РФ не содержит конкретных норм, определяющих кто и в какие сроки должен оформить договор купли-продажи имущества. Исключением являются порядок и сроки оформления договора купли-продажи предприятий по результатам аукциона или конкурса.

В соответствии с Временными положениями о приватизации государственных и муниципальных предприятий на аукционе или по конкурсу договор купли-продажи подписывается в срок не более 30 календарных дней с момента подписания сторонами протокола о результатах аукциона или конкурса.

Из п. 1 ст. 28 Закона «О приватизации предприятий» можно было сделать вывод, что фонд как продавец имущества обязан оформить договор купли-продажи. При уклонении продавца от заключения договора либо отказе сделать это покупатель вправе был обратиться с заявлением о понуждении заключить договор в общий или арбитражный суд.

Что касается купли-продажи предприятия , ГК РФ лишь установил, что подготовка предприятия к передаче, включая составление и представление на подписание передаточного акта, является обязанностью продавца и осуществляется за его счет, если не предусмотрено иное (ст. 563).

В ст. 551 ГК РФ установлено, что когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Другая сторона при этом обязана возместить убытки, вызванные задержкой регистрации.

Закон устанавливает, что в случае осуществления приватизации с нарушением установленного порядка возможно предъявление исков о расторжении договоров купли-продажи. В законе также приведен перечень оснований для признания сделок недействительными.

Под недействительной понимается сделка, не соответствующая нормам законодательства. В случае признания таковой она не порождает правовых последствий с момента заключения. Каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке, если иное не предусмотрено ГК или другими законодательными актами.

Расторжение договора, напротив, означает, что договор был заключен правомерно, а факт его расторжения прекращает обязательства лишь на будущее время. Если договор (сделка) при приватизации может быть признан недействительным только в судебном порядке, то расторгнуть договор стороны могут сами. При отсутствии соглашения между ними иск предъявляется в суд.

Перечень оснований для признания договоров (сделок) о приватизации недействительными, предусмотренный в ст. 29 Закона о приватизации государственного имущества не является исчерпывающим.

Основаниями для признания сделок приватизации государственного или муниципального имущества недействительными являются:

1) нарушение законодательства, иных нормативных правовых актов, устанавливающих порядок приватизации государственного или муниципального имущества;

2) приобретение приватизируемого имущества лицом, не имеющим на это права;

3) использования при приватизации незаконных средств платежа;

5) наличие сговора между продавцом и покупателем, в том числе о занижении цены такого имущества;

5) предоставление покупателю льгот и преимуществ перед другими покупателями;

6) иное основание, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Грубым нарушением порядка приватизации можно признать включение в программу приватизации или выставление на конкурс, аукцион предприятий, находящихся в аренде у трудового коллектива.

Пленум Высшего арбитражного суда Российской Федерации в постановлении № 13 от 17 сентября 1992 г. прямо указал, что решения органов государственного управления, обязывающие арендные предприятия в таких случаях участвовать в конкурсах (аукционах) на общих основаниях, следует признавать недействительными.

Закон о приватизации определяет и круг лиц , которые вправе обращаться в суды с исками о признании недействительными сделок приватизации. Среди них, в частности, названы не только продавцы и покупатели, но и соответствующие комитеты по управлению имуществом, прокурор. В силу ст. 3 Арбитражного процессуального кодекса истцами по таким делам могут быть также лица, которые считают свои права и законные интересы нарушенными.

5. ИНЫЕ СПОСОБЫ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В числе объектов приватизации главное место занимают государственные и муниципальные предприятия и их структурные подразделения. Причем они представляют собой не просто имущество предприятий, а действующее производство со всем комплексом прав и обязанностей и другими атрибутами действующего субъекта хозяйственного права. Как одно из условий приватизации предприятий предусматривалось выделение структурных подразделений в самостоятельные предприятия, что означает превращение их в организации с правами юридического лица.

Однако реализация этой нормы затруднялась наличием в Законе «О предприятиях и предпринимательской деятельности» правила, согласно которому решение вопроса о выделении структурного подразделения из состава предприятия было отнесено к исключительной компетенции трудового коллектива предприятия в целом.

Это право трудового коллектива подкреплялось порядком ликвидации и реорганизации предприятий, производившимся с согласия трудового коллектива. Но Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» 1 норма о необходимости согласия трудового коллектива на ликвидацию и реорганизацию предприятий утратила силу.

Ст. 37 Закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности» допускала ликвидацию и реорганизацию предприятий по решению собственника или органа, уполномоченного создавать такие предприятия, а ст. 32 того же Закона устанавливала, что решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия (реорганизация) принимает трудовой коллектив. Трудовые коллективы предприятий согласия на выделение своих структурных подразделений добровольно не давали.

В этих условиях потребовалось издание Указов Президента Российской Федерации «О коммерциализации деятельности предприятий торговли в РСФСР» от 25 ноября 1991 г. 1 , «О коммерциализации деятельности предприятий бытового обслуживания населения в РСФСР» от 28 ноября 1991 г. 2

Указы прямо предусмотрели ликвидацию торгов, трестов, комбинатов и прочих сложных образований, которые формально считаясь предприятиями, оставались управленческими структурами. Причем, согласно Указам выделение структурных подразделений - магазинов, столовых, ресторанов, парикмахерских, ателье и т.п. должно было производиться комитетами по управлению имуществом без согласия на то торгов, трестов и иных подобных предприятий в целом. Таким образом, Указы открывали путь к свободной приватизации магазинов, кафе, мастерских и т.п., ибо каждый из них преобразовывался в самостоятельное государственное или муниципальное предприятие розничной торговли, бытового обслуживания населения и т.д.

Однако названные Указы оказались практически невыполнимыми потому, что к моменту их издания уже вся сфера торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения оказалась в аренде у коллективов арендаторов, а действие Указов не распространялось на арендные предприятия.

В целях обеспечения разукрупнения государственных и муниципальных предприятий и создания условий конкурентности законодатель вынужден был пойти на предоставление подразделениям предприятий права самим решать вопрос о создании самостоятельных юридических лиц вне зависимости от решения трудового коллектива в целом. В Государственную программу приватизации на 1992 год законодатель внес изменения Законом от 5 июня 1992 г., наделив структурные подразделения правом выхода из состава предприятия при преобразовании их в акционерные общества открытого типа.

Проблема самостоятельного выхода структурных подразделений из состава предприятий всех отраслей экономики получила разрешение и в Положении о коммерциализации государственных предприятий с одновременным преобразованием в акционерные общества открытого типа, утвержденном Указом Президента России от 1 июля 1992 г. В Положении прямо указано, что при выделении структурных подразделений предприятий с преобразованием их в акционерные общества открытого типа согласия трудового коллектива предприятия в целом на их выделение не требуется.

Особого внимания заслуживают правовые вопросы приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса.

Исходной нормативной базой для этих мероприятий является Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы» 1 и постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» 2 . Основными же правовыми документами, регламентирующими порядок приватизации и реорганизации в системе АПК являются «Положение о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий», «Положение о приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции, рыбы, морепродуктов и предприятий по производственно-техническому обеспечению агропромышленного комплекса», утвержденные постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса» 3 , а также «Положение о преобразовании в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 1994 г. № 179 4 .

Реорганизация сельскохозяйственных предприятий нацелена на изменение производственных отношений на селе, реализацию права свободного выбора формы предпринимательства с закреплением за работниками имущественных и земельных долей.

При реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий по желанию членов трудовых коллективов этих хозяйств могут быть образованы: товарищества, акционерные общества, сельскохозяйственные производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и их объединения.

Трудовые коллективы могут принять решение о сохранении прежней формы. В этом случае осуществляется перерегистрация их с закреплением земли в установленном порядке. Но при этом должно быть обеспечено право выхода работника без согласия на то трудового коллектива или администрации предприятия с выделением земельной доли и имущественного пая для организации крестьянского (фермерского) хозяйства.

В каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.

Право на получение земли в собственность бесплатно имеют работники хозяйств , пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории; лица, занятые в социальной сфере на селе (работники предприятий и организаций народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий). Кроме того, таким же правом наделяются временно отсутствующие работники (военнослужащие срочной службы, стипендиаты хозяйств и т.п.), лица, имеющие право вернуться на прежнее место работы (в случае их возвращения), и лица, уволенные с этого предприятия по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

Размер индивидуальной земельной доли (пая) устанавливается независимо от трудового вклада и стажа работы и определяется в натуральном и стоимостном выражении. При этом стоимость земли оценивается в размере 50-кратного налога на землю.

Определение размера индивидуальных имущественных паев осуществляется на основании оценки стоимости всего имущества реорганизуемого предприятия. При этом из стоимости имущества исключаются стоимость объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры, передаваемых бесплатно, других объектов, для которых установлен особый режим приватизации (жилой фонд совхозов, объекты образования и здравоохранения и др.), а также стоимость неделимого фонда, если таковой создается.

Право на имущественные доли имеют: работающие в хозяйстве, временно отсутствующие по уважительным причинам работники, пенсионеры хозяйства.

Трудовой коллектив может также принять решение о выделении имущественной доли работникам объектов социальной сферы, работавшим в хозяйстве в прошлые годы, уволенным по сокращению численности работников после 1 января 1992 г.

Имущественный пай работника определяется с учетом его вклада в создание этого фонда. Метод оценки вклада выбирается трудовым коллективом и может осуществляться с учетом оплаты труда, его профессиональной сложности и других показателей.

Владелец имущественного пая и земельной доли может использовать их следующими способами: получить при выходе с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства; внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив; продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев). Имущественные и земельные доли передаются по наследству.

Для реорганизации и приватизации отдельных сельскохозяйственных предприятий предусмотрены некоторые особенности.

Приватизация государственных племенных и конных заводов, государственных конюшен, ипподромов, селекционно-гибридных центров государственных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций и участков, предприятий по воспроизводству ценных и анадромных видов рыб осуществляется по решению Министерства государственного имущества Российской Федерации по управлению государственным имуществом с согласия Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ и Российской академии сельскохозяйственных наук. Реорганизованные предприятия обязаны сохранить профиль своей деятельности.

В аналогичном порядке приватизируются учебно-опытные, учебно-производственные, опытно-производственные и другие хозяйства высших и средних специальных сельскохозяйственных учебных заведений, научно-исследовательские институты, совхозы-техникумы и т.п. Для осуществления приватизации необходимо разрешение Мингосимущества РФ, согласованное с Минсельхозпродом РФ, Российской академией сельхознаук и других заинтересованных министерств и ведомств. Учебный процесс должен быть сохранен в обязательном порядке.

Земельные угодья этих хозяйств не подлежат изъятию и перераспределению.

Специализированные племенные колхозы и совхозы, овощеводческие совхозы с мелиоративными системами, семеноводческие, рисоводческие, плодоводческие, ягодоводческие, виноградарские, чаеводческие, хмелеводческие, по выращиванию лекарственных трав, эфиромасличных культур, зверосовхозы (в том числе: производящие консервированные панты маралов и пятнистых оленей) реорганизуются с сохранением целостности специализированных участков производства, технологических линий или технологически неделимых объектов, необходимых для сохранения сложившейся специализации производства.

Животноводческие комплексы, птицефабрики и парниково-тепличные комбинаты приватизируются по решению Мингосимущества РФ с согласия Минсельхозпрода РФ. Сам же процесс приватизации указанных предприятий осуществляется в порядке, установленном для преобразования колхозов и совхозов.

Основной особенностью преобразования в акционерные общества кооперативно-государственных (государственно-кооперативных) предприятий, организаций и их объединений в агропромышленном комплексе является установление долей государства и пайщиков и доведение доли кооперативной собственности до пайщиков. Для этих целей органами исполнительной власти создаются согласительные комиссии.

Учредителями обществ, создаваемых в , в части государственной доли собственности выступают соответствующие комитеты по управлению имуществом.

При приватизации доли государства в имуществе предприятия членам трудового коллектива предоставляются льготы по 1 или 3 вариантам.

Свои особенности предусмотрены при приватизации предприятий по первичной переработке сельскохозяйственной продукции.

Прежде всего к участию в приватизации привлекаются сельскохозяйственные товаропроизводители. Они имеют право покупать по закрытой подписке акции, оставшиеся после распределения их в трудовом коллективе в зависимости от варианта льгот. Кроме того, 10% акций оставляется для участия в подписке крестьянским (фермерским) хозяйствам и другим вновь созданным хозяйствам, находящимся в зоне деятельности перерабатывающего предприятия.

Зоны действия приватизируемых предприятий (сырьевые зоны) и квоты на закрытую подписку на акции определяются местными органами власти или по их поручению комитетами по управлению имуществом.

Особый порядок приватизации может быть установлен для предприятий отдельных наиболее значимых отраслей народного хозяйства.

6. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИВАТИЗАЦИИ

НА ТРАНСПОРТЕ

Переход к рыночной экономике обусловил существенные изменения, связанные как с управлением транспортными отраслями, так и с формированием новых организационно-правовых форм предприятий и развитием предпринимательства на транспорте.

В условиях отказа от директивного управления и планирования транспортные предприятия получили возможность самостоятельно, под свою ответственность заниматься хозяйственной (транспортной) деятельностью с целью извлечения прибыли. Таким образом, они стали выступать как коллективные предприниматели, работающие на коммерческом расчете.

Предприятия действуют в качестве субъектов предпринимательской деятельности по перевозкам пассажиров, грузов и багажа, по выполнению работ и оказанию услуг, связанных с перевозками. Они созданы с целью удовлетворения потребностей в этих перевозках и получения прибыли.

На транспорте складываются объективные возможности для предпринимательской активности и формирования транспортных и транспортно-экспедиционных предприятий нового типа, способных самостоятельно вести эффективную рыночную деятельность.

Процессы реформирования экономики обусловили появление на транспорте в результате приватизации государственного имущества наряду с государственными предприятиями акционерных и частных предприятий. Однако реформирование деятельности предприятий транспорта на разных его видах имеет свои особенности. Рассмотрим механизм их правового регулирования.

На железнодорожном транспорте все производственные структуры (дороги и отделения дорог) магистральных путей железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие перевозки, составляют исключительно государственные предприятия, являющиеся федеральной собственностью, и не подлежат приватизации и акционированию. Запрещена также приватизация метрополитена.

В отношении отдельных предприятий и объектов железнодорожного транспорта, находящихся в федеральной собственности, программами допускается их приватизация только по решению Правительства РФ. К ним относятся предприятия и объекты, связанные с обеспечением пассажиров питанием на железнодорожных вокзалах и станциях, которые могут приватизироваться по решению Мингосимущества, его органов с учетом мнения МПС.

Таким образом, предусматривается разгосударствление и приватизация объектов и предприятий железнодорожного транспорта, не связанных с предприятиями, непосредственно осуществляющими перевозки. Они занимаются обслуживанием самой перевозки и пассажиров.

В случаях разгосударствления, акционирования и приватизации таких предприятий законодательством допускается использование различных форм собственности, например передача в кооперативную частную собственность предприятий, занимающихся ремонтно-строительными работами на станциях, вокзалах, стиркой постельного белья для пассажиров.

Во всех странах мира , кроме США, железные дороги составляют собственность государства и не приватизируются. Таким образом, перевозочная деятельность на железнодорожном транспорте остается монополией государства. Это обусловлено необходимостью обеспечения централизованного управления магистральными путями, сообщения железных дорог, сохранения основных принципов управления и взаимодействия подразделений хозяйственного комплекса железнодорожного транспорта.

Заботой о сохранении управляемости и взаимодействия железных дорог объясняется также ограничение прав государственных предприятий железнодорожного транспорта в распоряжении отдельными видами имущества (транспортными средствами). Такое ограничение прав (списание с баланса, продажа, обмен, сдача в аренду вагонов и контейнеров) обусловлено спецификой этого вида сообщения.

В отличие от железнодорожного транспорта на воздушном, морском, речном и автомобильном видах транспорта осуществляется структурная перестройка и происходят значительные изменения форм собственности транспортных предприятий.

Структурные преобразования обусловлены процессом разукрупнения и разделения единых предприятий, выступающих в качестве хозяйствующих субъектов, на самостоятельные предприятия, непосредственно осуществляющие перевозки, и предприятия, обслуживающие перевозочные процессы. Результатом структурных изменений явилось формирование самостоятельных предприятий в транспортных отраслях - авиапредприятий и аэропортов, морских и речных пароходств и портов, работающих на государственной основе.

Затем в процессе разгосударствления транспортных предприятий осуществляется их акционирование и приватизация, проводимые в соответствии с Государственной программой приватизации, а также с местными программами 1 .

Эти процессы, происходящие в транспортной отрасли, развиваются довольно активно, способствуя тем самым разрушению отраслевого монополизма, в частности монополии государственных предприятий в перевозочной деятельности.

В программах приватизации были учтены специфика и опыт, сложившиеся в процессе разгосударствления и акционирования в транспортной отрасли, поскольку предстояла приватизация уникальных объектов в виде авиапредприятий, пароходств, портов и аэропортов, дорогостоящих средств сообщения - кораблей и самолетов, а также объектов инфраструктуры.

В гражданской авиации с переходом к рыночным отношениям процессы структурной перестройки сопровождались расширением хозяйственной самостоятельности авиапредприятий, их разукрупнением и выделением в самостоятельные структуры аэропортов и обслуживающих технические потребности подразделений. В результате этого авиапредприятия стали самостоятельными хозяйствующими субъектами перевозочной деятельности, заключающими договоры, частично работающими на основе госзаказа, используя при этом возможность работы на условиях арендного (коллективного) подряда самолетов, а также субподряда с головной авиатехнической базой по ремонту и обслуживанию техники. Использование арендных отношений позволяет коллективам предприятий лучше организовывать свою работу, сделать ее прибыльной и самим распоряжаться полученной прибылью.

Пользуясь самостоятельностью, авиапредприятия получили возможность открывать новые авиалинии и организовывать коммерческие маршруты.

Рост самостоятельности авиакомпаний, возникновение региональных авиакомпаний , появление коммерческих структур усиливают их интерес к расширению сферы своей деятельности для зарабатывания валюты на международных перевозках.

Наряду с организацией и образованием новых коммерческих компаний сохраняются, хотя и в преобразованном виде, государственные авиапредприятия. Таковой, к примеру, является государственная акционерная компания «Аэрофлот - Российские авиалинии», ставшая правопреемницей производственно-коммерческого объединения «Аэрофлот - Советские авиалинии».

Появление независимых авиакомпаний способствует сокращению государственной монополии Аэрофлота, образованию конкурентной среды.

На территории России действуют новые структурные образования в форме акционерных обществ с участием государственного капитала и независимые (коммерческие) компании. Новое гражданское законодательство Российской Федерации закрепило возможность создания независимых авиакомпаний, продажи воздушных судов частным лицам.

Получили самостоятельность и аэропорты. Они обрели право расширять свою деятельность за счет предоставляемых клиентуре услуг, а также создавать необходимые условия для обслуживания и приема «своих» и чужих» рейсов различных авиакомпаний.

Начало акционирования и приватизации на морском транспорте было положено еще в 1990 г. Постановлением Совета Министров СССР о проведении на базе Балтийского морского пароходства эксперимента, согласно которому все имущество пароходства (суда, причалы, заводы и другое имущество) было передано коллективу в аренду с правом выкупа акций и образования в конечном итоге акционерного общества.

Пароходство в результате эксперимента получило полную хозяйственную самостоятельность, поскольку от аренды коллектив перешел к акционерному обществу, став экономически независимым от государственных органов. Опыт эксперимента был учтен при разработке Государственной программы приватизации.

При реализации Программ приватизации на морском транспорте необходимо учитывать, что объекты и предприятия представляют собой крупные, нередко уникальные сооружения, являются дорогостоящим имуществом, которое под силу приватизировать не в частную, а в коллективную собственность.

В результате акционирования морским пароходствам как предприятиям-гигантам со всей их громоздкой инфраструктурой сложно конкурировать на рынке транспортных перевозок и услуг с множеством мелких компаний, специализирующихся на конкретных видах морских перевозок, обеспечивать качественное продвижение грузов на море и на суше.

Для эффективной работы и конкурентоспособности морского транспорта недостаточно лишь акционирования предприятий, необходима еще и серьезная структурная перестройка такого сложного многоотраслевого организма, как морское пароходство, и превращение его в холдинговую компанию с организацией холдинговых структур по направлениям их деятельности. Для управления таким холдингом создается небольшой управленческий аппарат, оплачиваемый за счет общей собственности его членов и получающий при этом свою долю прибыли. Так работает, например, Дальневосточное морское пароходство, которым управляет Совет директоров.

Процесс акционирования и приватизации речного транспорта характеризуется появлением частных компаний и кооперативных судов. Приватизировано крупнейшее Волжское объединенное речное пароходство, и зарегистрировано 310 частных компаний, 453 кооперативных судна, что свидетельствует о сосуществовании на речном транспорте различных типов собственности 1 .

Для морского и речного транспорта законодательством предусматривается в целях обеспечения управляемости флотом и необходимого уровня безопасности сохранение в государственной собственности соответственно 51 и 25,5% акций коммерциализированных предприятий. При создании акционерных обществ портовые сооружения и объекты, не включаемые в их уставные капиталы и состоящие в государственной собственности, передаются им в аренду или хозяйственное ведение по договору.

Автомобильный транспорт России полностью отнесен к муниципальной собственности и используется по усмотрению местных властей. Акционирование и приватизация данного вида транспорта осуществляется в соответствии с местными программами приватизации.

Полностью приватизирован городской пассажирский транспорт (трамвайные, троллейбусные, автобусные парки), хотя он и нуждается в дотациях. Остальные объекты и предприятия муниципального автотранспорта подлежали разукрупнению, дроблению на мелкие акционерные и частные предприятия. Эти меры направлены прежде всего против государственных предприятий-монополистов.

Муниципальный грузовой автотранспорт подлежит акционированию и приватизации с распродажей машин водителям , с образованием акционерных обществ и частных компаний, где контрольный пакет акций остается в муниципальной собственности.

Поспешные, непродуманные решения были приняты в отношении таксомоторных парков. Разгосударствление таксопарков началось еще в 1992 г., когда таксопарки становились арендными предприятиями, а затем преобразовывались в акционерные общества и кооперативы. Тогда велась распродажа машин водителям только на закрытых аукционах, что делалось в нарушение закона, предусматривающего проведение открытых аукционов.

Таксисты, выкупившие у парка машины, становились их собственниками и должны были получать лицензии на право осуществления перевозочной деятельности. В результате таксопарки преобразовывались в акционерные общества открытого типа, создаваемые на базе бывших государственных таксомоторных парков. Здания, сооружения и все остальное имущество стало собственностью акционерного общества. Бывшие таксопарки превратились в пункты стоянки и хранения за плату не только такси, но и любых машин. Водители такси - собственники машин должны теперь оплачивать парку (акционерному обществу) ремонт машин, запчасти и бензин, а таксисты, арендующие у парка машины, еще и вносить арендную плату. Это привело к тому, что таксисты, выкупившие машины, занялись частным извозом, а таксопарки, распродав свои такси, лишились практически возможности предоставлять гражданам данную услугу.