Избыточные резервы формула. Создание банковской системой «новых денег». Обязательные и избыточные резервы. Норма обязательных резервов и банковский мультипликатор. Денежная база и денежный мультипликатор. Резервная норма: сущность, назначение

Конвертируемость (обратимость) национальной валюты - свободный обмен ее на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена. Деньги в качестве обязательного посредника обслуживают развитие форм внешнеэкономической деятельности, выступают во всех сферах международного обмена. Через механизм конвертируемости валют решаются проблемы международного платежного средства, использования валюты одного государства на территории других государств.

По степени конвертируемости различают следующие виды валют:

а) свободно конвертируемая (резервная);

б) частично конвертируемая;

в) замкнутая.

Свободно конвертируемая валюта неограниченно обменивается на другие иностранные валюты. Конвертируемую валюту наиболее развитых стран называют резервной валютой, т.к. в ней Центробанки накапливают и хранят резервы для международных расчетов и обеспечения своей национальной валюты.

Частично конвертируемая валюта , как правило, обменивается только на некоторые иностранные валюты.

Замкнутая валюта – национальная валюта, которая обращается и функционирует только в пределах своей страны и не обменивается на другие иностранные валюты.

Цели валютных ограничений: - выравнивание платежного баланса; - поддержание валютного курса; - концентрация валютных ценностей в руках государства.

Различают две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и неторговые сделки) и финансовые операции (движение капиталов, кредитов и другие трансферты). Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений, непосредственно ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по международным сделкам.

8.Обязательные и избыточные резервы банка, их формирование и назначение

Каждый коммерческий банк имеет установленные законом обязательные резервы, размер которых определяет Центральный банк. Обязательные резервы – это часть суммы вкладов, которую каждый коммерческий банк должен зачислить на счет отделения Центрального банка. По разным вкладам (до востребования, срочным и т.д.) устанавливается своя резервная норма – процент от суммы депозитов. Минимальные размеры резервного фонда устанавливаются законодательно (доля резерва в активах банка колеблется от 3 до 20%) и являютсяинструментом регулирования количества денег в стране.

Избыточные резервы – это разность между общими резервами банка и обязательными резервами, их называют ссудным потенциалом банка . Ссудный потенциал банковской системы равен сумме избыточных резервов всех коммерческих банков, деленной на норму обязательного резервирования.

Формирование обязательных резервов несколько ограничивает возможности коммерческих банков в предоставлении кредитов. Избыточные резервы банк может использовать дляприращения денег.

Формирование обязательных резервов носит обязательный характер и включается всебестоимость оказываемых банковских услуг. В отдельных случаях средства обязательных резервов формируются за счет прибыли.Объем обязательных резервов определяется спомощью нормы обязательных резервов (r ) – показателя, который рассчитывается как процентное отношение суммы обязательных резервов к общей сумме банковских депозитов. В настоящее время данный показатель колеблется в пределах от 3 до 15 % для разных стран и банков.

Допустим, что новый вкладчик выписывает на другое депозитное учреждение чек на 100 000 долл. и вкладывает его в банк /. Трансакционные депозиты в банке 1 сразу увеличатся на 100 000 долл. и составят 1,1 млн. долл. В то же время суммарные резервы банка 1 возрастут до 200 000 долл. Общий объем трансакционных депозитов в 1,1 млн. долл. означает, что обязательные резервы теперь составляют 110 000 млн. долл. Избыточные резервы банка / будут равны 200 000 долл. минус 110 000 долл., или 90 000 долл. Это отражено в Т-счете (рис. 14-2).  

Обратим внимание на избыточные резервы (рис. 14-2). Они равнялись нулю перед внесением депозита в 100 000 долл., затем возросли до 90 000 долл. эти активы не приносят дохода. Банк / теперь ссудит 90 000 долл. для получения дохода. Объем кредитования увеличится до 990 000 долл. Заемщики не оставят средства на депозите в банке 1 - ведь их занимают, чтобы потратить. По мере того как эти средства расходуются, фактические резервы со временем уменьшатся до 110 000 долл. (т. е. до объема обязательных резервов), а избыточные резервы снова станут равны нулю (рис. 14-3).  

В этом примере вкладчик обратился в банк 1 и депонировал чек на сумму 100 000 долл., выписанный на другой банк. Эта сумма стала частью резервов банка /. Поскольку этот депозит сразу создает избыточные резервы, то банк 1 смог и далее выдавать ссуды, чтобы получать проценты. Банк не может выдать ссуды в размере, превышающем избыточные резервы, так как по закону он должен хранить определенную сумму в виде обязательных резервов.  

Рассмотрим Т-счет банка 1 (рис. 14-6). Если этот баланс выглядит знакомым, то это потому, что он в точности повторяет рис. 14-2. Покупка облигаций со стороны ФРС увеличила резервы на 100 000 долл. (до 200 000 долл.) и также изначально увеличила трансакционные депозиты на 100 000 долл. Поскольку обязательные резервы по трансакционным депозитам (1 100 000 долл.) составляют только 110 000 долл. (т. е. 1 100 000 долл. X 0,10 = 110 000 долл.), существует 90 000 долл. (т. е. 200 000 долл. - 110 000 долл. = 90 000 долл.) избыточных резервов.  

Банк / не склонен хранить избыточные резервы, не приносящие процентов. Он увеличит объем кредитования на 90 000 долл., как показано на рис. 14-7, в точности повторяющем рис. 14-3, но там не было соответствующего уменьшения объема кредитования любого другого депозитного учреждения.  

Напомним, что в данном примере первоначальный вклад в 100 000 долл. был чеком, который выписал банк на ФРС. Эта сумма немедленно увеличила денежную массу на 100 000 долл. Процесс создания денег (в дополнение к первоначальной сумме) происходит вследствие дробления резервов в банковской системе , плюс склонность депозитных учреждений поддерживать избыточные резервы на нулевом уровне (при условии достаточного спроса на ссуды).  

Банк Новые депозиты Возможные ссуды и инвестиции (избыточные резервы) Обязательные резервы  

Даже при системе частичного резервного покрытия и нулевых избыточных резервах объем депозитов и денежная масса не могут увеличиваться без прироста суммарных резервов . Первоначальный депозит в банк 1 в предыдущем примере был в форме чека, выписанного на федеральный резервный банк соответствующего округа. Поэтому он представлял собой новые резервы для банковской системы . Если бы чек был выписан, к примеру, на банк 3, то общий объем трансакционных депозитов не претерпел бы изменений и денежная масса осталась бы прежней. Еще раз повторим чеки, выписанные на другие банки, представляют собой взаимоисключающие активы и пассивы. Только при создании избыточных резервов в банковской системе денежная масса может увеличиться.  

Выводы будут те же, как и в том случае, если бы в нашем примере депозитные учреждения использовали свои избыточные резервы вместо выдачи ссуд для покупки ценных бумаг, приносящих проценты. Владельцы этих ценных бумаг получат чеки от депозитного учреждения , осуществляющего покупку продавцы ценных бумаг затем депонируют эти чеки в свои депозитные учреждения . Процесс расширения депозитов будет продолжаться точно так же.  

Мы можем выявить математическую зависимость между максимальным увеличением трансакционных депозитов и изменением резервов. Опять же при условии, что в банковской системе существуют только трансакционные депозиты и что банковские избыточные резервы равны нулю. Рассмотрим следующее уравнение, где дельта (Д) означает изменение переменной  

Другими словами, изменение суммарных резервов в банковской системе равняется произведению требуемой нормы резервного покрытия и изменения объема трансакционных депозитов при условии, что до этого момента у банков не было избыточных резервов, что клиенты банка не снимают наличность со счетов и что других видов вкладов в банковской системе не существует.  

По этой формуле рассчитывается максимальная величина, на которую могут измениться объем депозитов и денежная масса вследствие изменения резервов, или максимальные депозитный и денежный мультипликаторы . Эта формула описывает весьма упрощенную ситуацию, в которой существуют только трансакционные депозиты с определенной требуемой нормой резервного покрытия, клиенты банка не снимают наличность со счетов, а банковские избыточные резервы всегда равны нулю. В действительности требуемая норма резервного покрытия для различных трансакционных депозитов далеко не одна и та же. Например, в апреле 1992 г. требуемая норма резервного покрытия для первых 42,2 млн. долл. на текущих счетах для всех банков была 3% 10-процентная ставка применялась ко всем депозитам сверх этой суммы.  

К тому же банки могут хранить избыточные резервы, даже если они не приносят дохода в виде процентов. Более того, когда небанковский сектор захочет снять определенную гумму наличности с банковских счетов , величина денежного мультипликатора изменится. Теперь мы приступим к рассмотрению общего денежного и кредитного мультипликаторов , которые учитывают вышеперечисленные факторы.  

Когда продавец снял деньги со счета, остаток вклада уменьшится до 80 000 долл. Следовательно, общий объем трансакционных депозитов банка / после снятия денег со счета будет равным 1 080 000 долл., как показано в правой части Т-счета (рис. 14-14). Другими словами, чистый прирост депозитов в банке / составит 80 000 долл. и отношение наличных денег продавца к трансакционным депозитам будет равно 20 000 долл./ 80 000 долл. = 0,25. Продавец достигнет ожидаемого соотношения наличных денег в его распоряжении и депозитов. Когда продавец снял деньги с банковского счета , общие резервы банка / снизились на величину этого снятия, т. е. на 20 000 долл., как показано в левой части Т-счета (рис. 14-14). Объем его трансакционных депозитов будет равен теперь 1 080 000 долл., а обязательные резервы - 108 000 долл. (общая сумма трансакционных депозитов, умноженная на требуемую норму резервного покрытия, или 1 080 000 долл. X 0,10), а избыточные резервы - 72 000 долл. (суммарные резервы минус обязательные резервы , или 200 000 долл. - 108 000 долл.).  

Для упрощения предположим, что банки хранят избыточные резервы в постоянной пропорции к сумме новых трансакционных депозитов. В частности, пусть эта пропорция равна 5% от всех дополнительных трансакционных депозитов. Это означает, что если текущие избыточные резервы равны 72 000 долл., то банк 1 будет держать только 4 000 долл. (трансакционные депозиты, умноженные на ожидаемый уровень избыточных резервов, или 80 000 долл. X 0,05). Таким образом, остается 68 000 долл. нежелательных избыточных резервов, которые банк / хотел бы выдать в виде ссуд.  

Ясно, что расширение депозитов в нашем примере значительно меньше при утечке наличности и избыточных резервах банков. И это вполне логично. Расчет нового депозитного мультипликатора Поскольку расширение депозитов в нашем примере будет меньше, то и депозитный мультипликатор будет соответственно ниже. Отметим, что суммарные резервы банковской системы изменятся в размере  

Левая часть уравнения (14-7) - общее изменение предложения денег со стороны государства. Правая часть уравнения показывает, что такое изменение зависит от изменения объема депозитов в банковской системе , которое в свою очередь зависит от требуемой нормы резервного покрытия, уровня избыточных резервов, ожидаемого банками, и отношения наличных денег к объему трансакционных депозитов, ожидаемого небанковским сектором.  

В первом примере, где не было утечки наличности и избыточных резервов, депозитный мультипликатор показывал, насколько увеличится денежная масса вследствие покупки ФРС ценных бумаг на сумму 100 000 долл. Теперь следует напомнить, что денежная масса в соответствии с определением ФРС денежного агрегата Ml (см. главу 3) равна  

Если предположить, что требуемая норма резервного покрытия для всех депозитов была 10%, то максимальный денежный мультипликатор будет равен 10. Снятие наличности со счетов и избыточные резервы являются серьезным тормозом расширения банковских депозитов. Начиная с 1983 г. мультипликатор М1 значительно увеличился мультипликатор М2 снижался с середины 1984 г. Как показано в главе 24, если денеж-  

Объясните своими словами, не используя уравнений или формул, почему увеличение избыточных резервов, которые банки склонны хранить (при неизменности других факторов), уменьшает величину общего кредитного мультипликатора.  

Отдельно взятый банк может кредитовать своих клиентов только исходя из избыточных резервов. Когда у этого банка они есть, он может выдавать ссуды и изменять денежную массу . Если их нет, то делать это банк не может. Только банковская система в целом может изменить объем депозитов и, следовательно, денежную массу . Это станет очевидным по мере того, как Т-счета (T-a ounts) - упрощенные

Норма резервирования (обязательное резервирование)- это определённый процент банковского капитала, который банки перечисляют на счета в Центральном банке. Но есть также и резервные фонды, аккумулирующиеся в самих банках для смягчения банковских рисков.

2.4. Инструменты регулирования денежной массы

Таблица 1

Инструменты кредитно-денежной политики

Инструменты политики

Общая характеристика

Денежная эмиссия

Рост наличных денег в обращении

Резервная

политика

Установление ЦБ нормативов обязательного отчисления в резервы части средств, поступающих на депозитные счета коммерческих банков (и других финансовых институтов).

Валютная

политика

Оказание непосредственного влияния на величину денежного предложения в стране. Продавая валюту, ЦБ сокращает количество денег, покупая - увеличивает

Политика

открытого рынка

Продажа и покупка ЦБ ценных бумаг

Учетная политика

Установление ЦБ учетной ставки или ставки рефинансирования за предоставление ссуды коммерческому банку

При осуществлении кредитно-денежной политики возможно использование инструментов как прямого (лимиты кредитования, регулирование ставки процента), так и косвенного регулирования (изменение нормы обязательных резервов, изменение ставки рефинансирования, операции на открытом рынке). Эффективность использования косвенных инструментов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. Как показывает мировая практика и российский опыт реформирования, в переходных экономиках особенно на первых этапах преобразований, используются и прямые, и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

При реализации кредитно-денежной политики центральный банк воздействует прежде всего на денежную массу – полный объем выпущенных в обращение наличных и безналичных денег.

В соответствии с уравнением обмена И. Фишера (уравнением количественной теории денег) обращающаяся в стране денежная масса (M) должна соответствовать сумме цен выпущенных товаров и услуг (PQ), с учетом того, что одни и те же денежные знаки могут обслуживать товарообмен несколько раз (V) в году. Таким образом:

2.5.Ставка рефинансирования

Ставка рефинансирования - размер процентов в годовом исчислении, подлежащий уплате центральному банку страны за кредиты, которые центральный банк предоставил кредитным организациям.

Особенности ставки рефинансирования в России

Ставка рефинансирования Банка России выполняет роль важного индикатора денежно-кредитной политики. В настоящее время она формально не привязана к фактическим ставкам, устанавливаемым Банком России по отдельным видам операций. Однако фактически ставка рефинансирования Банка России основана на ставке по кредиту «овернайт» Банка России (однодневный расчётный кредит) и численно равна ей. Кроме функции экономического регулятора, ставка рефинансирования используется в России в целях налогообложения, расчета пеней и штрафов.

Применение ставки рефинансирования

Налогообложение

Проценты по рублевым банковским вкладам, облагаемые НДФЛ. Налогом облагаются проценты в размере более ставки рефинансирования, действовавшей в течение периода, за который они начислены, плюс 5 процентных пунктов.

(по валютным банковским вкладам налогом облагаются проценты в размере более 9, без применения ставки рефинансирования)

    Пени за просрочку уплаты налога или сбора. Пени равны 1/300 действующей ставки рефинансирования за каждый день просрочки.

    Расчёт налоговой базы при получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заёмными (кредитными) средствами. Налоговая база определяется как превышение суммы процентов, выраженной в рублях, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, действующей на момент получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора

    При отсутствии в договоре займа условия о размере процентов, их размер определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заёмщиком суммы долга или его части.

Центральным банком РФ ставка рефинансирования на сегодняшний день установлена в размере 8.25% годовых. Текущий размер ставки рефинансирования установлен Банком России Указанием 2873-У с 14 сентября 2012 г.

В Гондурасе производятся только три товара: гайки, галоши и галстуки.

Галстуки

По данным приведённым в таблице, рассчитайте:1. Номинальный и реальный ВВП 2006 и 2013гг., 2.Дефлятор и индекс потребительских цен, если 2006г. – базовый.3.Как изменились за этот период стоимость жизни и уровень цен?

Решение:

Так как 2006 г. – базовый, номинальный и реальный ВВП 2006г. совпадают:

Где – цена блага в базовом периоде (2006г.), – количество блага в базовом периоде (2006г.).

Номинальный ВВП 2013г. – это ВВП, рассчитанный в ценах 2013 года.

Где – цена блага в текущем периоде (2013г.), – количество блага в текущем периоде (2013г.).

Реальный ВВП 2013 г. – это ВВП, измеренный в ценах 2006 г.

Дефлятор ВВП рассчитывается по формуле Пааше или индекса цен, где в качестве весов используется набор благ текущего периода (2013 г.):

Индекс потребительских цен (ИПЦ) рассчитывается по формуле Ласпейреса или индекса цен с базисными весами ( – объёмом выпуска отдельных видов товаров и услуг за 2006 г.).

Задача №3. Расчёт нормы обязательных резервов

Чему равна норма обязательных резервов, если обязательные резервы банка составляют 25 млн. долл., а депозиты – 200 млн. долл.?

Решение:

Норма обязательных резервов рассчитывается по формуле:

где – величина обязательных резервов банка, – величина депозитов.

Задача №4. Расчёт избыточных резервов банка

Фактические резервы банка равны 30 млн. долл., общая сумма текущих вкладов – 100 млн. долл., норма обязательных резервов – 10%. Каковы избыточные резервы банка?

Решение: Фактические резервы банка складываются из обязательных и избыточных резервов:

Для того чтобы определить величину обязательных резервов банка, нужно величину депозитов (D) умножить на норму обязательных резервов (rr обяз):

Получаем формулу для расчёта избыточных резервов:

Задача №9. Расчёт величины кредитного потенциала банка

Какую максимальную величину кредитов может выдать банк, если норма обязательных резервов составляет 20%, а величина обязательных резервов банка равна 30 млн. долл.?

Решение:

Величина кредитных возможностей банка равна разности между общей величиной депозитов и величиной обязательных резервов:

Величина депозитов:

Кредитный потенциал банка:

Задача №18. Расчёт добавленной стоимости

Фирма по производству автомобилей приобрела у сталелитейной фирмы прокат на сумму 1500 тыс. дол., покрышки у шинного завода на сумму 600 тыс. дол., комплектующие у различных фирм на сумму 1200 тыс. дол., выплатила зарплату своим рабочим в размере 1000 тыс. дол., потратила 300 тыс. дол. на замену изношенного оборудования и продала изготовленные 200 автомобилей по 30 тыс. дол. каждый, при этом прибыль фирмы составила 400 тыс. дол. Определите величину добавленной стоимости автомобильной фирмы.

Решение:

Стоимость, добавленная каждым производителем (фирмой), равна разнице между выручкой от продаж и стоимостью сырья и материалов (промежуточной продукции), купленной им у других производителей (фирм), и представляет собой чистый вклад каждого производителя (фирмы) в совокупный объём выпуска.

Задача №19. Расчёт ВВП, ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД и др.

Даны следующие макроэкономические показатели, млрд. долл.:

Индивидуальные налоги

Чистые частные внутренние инвестиции

Нераспределённая прибыль корпораций

Трансфертные платежи

Пособия по безработице

Прибыль корпораций

Доходы от продажи акций

Взносы на социальное страхование

Проценты по государственным облигациям

Личные сбережения

Амортизация оборудования

Амортизация зданий

Налог на прибыль корпораций

Потребительские расходы

Арендная плата

Процентные платежи частных фирм

Доходы от собственности

Косвенные налоги на бизнес

Дивиденды

Чистый факторный доход из-за границы

Определить: стоимость потреблённого капитала, валовые инвестиции, государственные закупки товаров и услуг, чистый экспорт, заработная плата, сальдо государственного бюджета, ВВП, ВНП, ЧВП, ЧНП, НД, ЛД, РЛД.

Задача №20. Расчёт реального ВВП, темпа прироста ВВП и темпа инфляции

Экономика страны характеризуется следующими показателями:

Определите:

а) Реальный ВВП 2010 г. в ценах 2008 г.;

б) Реальный ВВП 2011 г. в ценах 2008 г.;

в) Темпы прироста Номинального ВВП в период с 2010 г. по 2011 г.;

г) Темпы прироста Реального ВВП (в ценах 2008 г.) в период с 2010 г. по 2011 г.;

д) Темп инфляции (темп прироста дефлятора ВВП) в период с 2010 г. по 2011 г.

Задача №22. Расчёт национального дохода

Чему равен национальный доход, если:

ВВП составил 6500 млрд дол.,

стоимость потреблённого капитала – 550 млрд дол.,

прямые налоги – 590 млрд дол.,

косвенные налоги – 380 млрд дол.,

чистый факторный доход из-за границы – 250 млрд дол.

Обязательные резервы – часть депозитов коммерческих банков, которую последние должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке или иной организации, выполняющей функции регулятора банковской системы. Нормы обязательных резервов устанавливаются в процентах от объема привлеченных банками депозитов и могут различаться по видам вкладов. Если в стране существует система обязательного страхования банковских депозитов, то данные резервы уже не столько выполняют функцию страхования вкладов, сколько служат для выполнения контрольных и регулирующих функций Центрального банка.

Избыточные резервы – суммы сверх обязательных резервов, которые банки могут хранить по собственной инициативе на случай непредвиденных ситуаций (например, непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидных средствах).

Чем выше норма обязательного резервирования, тем меньше средств может использоваться банками для активных операций (в том числе кредитных). Увеличение нормы обязательных резервов уменьшает действие банковского (денежного) мультипликатора и должно вести к снижению денежной массы. Таким образом Центральный банк через норму обязательного резервирования воздействует на денежное предложение.

Ставка обязательных резервов обычно применяется в качестве вспомогательной меры, так как изменение ставки может оказать существенное влияние на банковские прибыли, но на практике, увы, слабо воздействует на денежное предложение. Денежное предложение подвержено влиянию слишком большого числа разнонаправленных факторов, которые в итоге могут нейтрализовать воздействие изменения ставки обязательного резервирования.

Изменение учетной ставки. Учетная ставка (ставка рефинансирования) – ставка, по которой Центральный банк как кредитор последней инстанции кредитует коммерческие банки. Механизм воздействия изменения учетной ставки следующий. Повышение учетной ставки приводит к сокращению заимствований коммерческих банков у ЦБ. Это приводит к сворачиванию операций коммерческих банков по предоставлению ссуд и росту ссудного процента. В итоге объем кредитования уменьшается, кредиты дорожают. Деньги становятся дороже. Снижение учетной ставки действует в обратном направлении и в итоге деньги дешевеют. Учетная ставка обычно ниже ставки межбанковского кредитного рынка, что должно (теоретически) сделать этот инструмент денежного регулирования более действенным. Однако получение кредита о ЦБ может быть ограничено и административно, так как далеко не любой банк может к нему обратиться.

Операции на открытом рынке – купля-продажа Центральным банком ценных бумаг. Покупая, ЦБ способствует увеличению денежных средств, находящихся в распоряжении комбанков. Это приводит к увеличению объема предоставляемых банками кредитов, снижению ставки ссудного процента, удешевлению денег и росту денежной массы. Продавая, ЦБ обеспечивает противоположный результат. Часто эти операции проводятся в форме РЕПО (соглашений об обратном выкупе). Банк продает ценные бумаги с обязательством выкупить их по определенной цене через определенный срок. Плата за данную услугу – разница между ценами покупки и продажи.



Применение операций на открытом рынке сказывается на банковских резервах практически мгновенно. Считается, что операции на открытом рынке – наиболее гибкий и точный инструмент кредитно-денежной политики, имеющий более тонкое косвенное воздействие на денежный рынок, чем другие.

Виды монетарной политики:

1. Жесткая монетарная политика – поддержание денежной массы на определенном уровне.

2. Гибкая монетарная политика – поддержание ставки процента на определенном уровне.

Выбор варианта монетарной политики зависит от причины изменения ситуации на денежном рынке. Например, рост спроса на деньги связан с инфляцией. В этом случае уместна жесткая политика поддержания денежной массы.

Следует иметь в виду, что одновременно фиксировать денежную массу и ставку процента ЦБ не в состоянии. Например, если растет спрос на деньги, то для поддержания устойчивой ставки процента ЦБ вынужден расширять предложение денег, чтобы сбить влияние на процентную ставку со стороны возросшего спроса на деньги.

Центральный банк не может полностью контролировать предложение денег. Например, повышение процентной ставки на денежном рынке может вызвать уменьшение избыточных резервов, но одновременно побудить население увеличить свои депозиты и, следовательно, сократить наличность. Это отразится на денежном мультипликаторе и, вместо уменьшения предложения денег мы получим увеличение этого предложения.

В зависимости от сложившейся экономической ситуации и целей экономической политики государство может проводить политику дешевых денег или политику дорогих денег.

Политика дешевых денег. Если реальный объем производства существенно ниже объема производства в условиях полной занятости (реальный ВВП существенно ниже потенциального ВВП), то экономика страдает от безработицы. В этих условиях следует проводить политику дешевых денег, то есть предложение денег должно быть существенно увеличено. Для этого используются следующие приемы:

· покупки на открытом рынке;

· снижение нормы обязательного резервирования;

· снижение учетной ставки.

Результатом перечисленных мер будет увеличение избыточных резервов комбанков, что, возможно, приведет к расширению предложения денег и к росту денежной массы. Расширение предложения денег вызовет снижение процентной ставки и, следовательно, рост инвестиций. Совокупный спрос под воздействием эффекта мультипликатора изменится (в данном случае возрастет) в большей степени, чем изменятся инвестиции, что, в свою очередь, сдвинет экономику в нужном направлении – к уровню полной занятости. Политика дешевых денег проводится, если основная проблема экономики – безработица и спад производства.

Политика дорогих денег. Если в экономике наблюдается ситуация инфляции спроса, то целесообразно проводить политику дорогих денег. Применяются следующие меры:

· продажи на открытом рынке;

· повышение нормы обязательного резервирования;

· повышение учетной ставки.

Комбанки в результате перечисленных мер начинают испытывать нехватку средств и вынуждены уменьшить объемы выдаваемых кредитов. Это приводит к снижению денежного предложения и росту процентной ставки. Высокая процентная ставка приводит к сокращению инвестиционных расходов, через них – к сокращению совокупного спроса, что должно сдерживать инфляцию спроса. Политика дорогих денег проводится, если основная проблема экономики – инфляция.

Результативность кредитно-денежной политики осложняется обратным воздействием ВВП на процентную ставку. Безусловно, процентная ставка в значительной степени определяет равновесный уровень ВВП, так как она воздействует на инвестиции и совокупный спрос. Однако существует и обратная связь. Уровень ВВП влияет на равновесную процентную ставку, так как спрос на деньги для сделок зависит напрямую от уровня номинального ВВП. Это означает, что рост ВВП, вызванный политикой дешевых денег, увеличивает спрос на деньги, ослабляя тем самым результативность данной политики в отношении понижения процентной ставки. Политика же дорогих денег ведет к уменьшению номинального ВВП. Однако это уменьшает спрос на деньги и ослабляет результативность данной политики как средства повышения процентной ставки.

Политика дешевых денег неприменима в экономике полной занятости. Если экономика достигла/приблизилась к уровню полной занятости, то увеличение совокупного спроса никак не скажется на реальном объеме выпуска и занятости, так как свободных ресурсов, за счет которых можно нарастить выпуск уже нет. Результатом проведения политики дешевых денег в этой ситуации будет раскручивание инфляционной спирали.

Политика дорогих денег неприменима (неуместна) в условиях спада и безработицы. Она приведет только в дальнейшему сокращению реального производства и усилению безработицы.

Преимущества и недостатки кредитно-денежной политики.

I. Преимущества: считается, что кредитно-денежная политика – основной инструмент стабилизации экономики.

1. Кредитно-денежная политика поддается быстрому изменению. Считается, что ее воздействие на денежный рынок (особенно, если речь идет об операциях на открытом рынке) практически мгновенное.

2. Кредитно-денежная политика может проводиться относительно независимо от политических структур и не слишком подвержена воздействию политических мотивов (так называемому «предвыборному влиянию).

3. Воздействие кредитно-денежной политики на экономику и экономических агентов мягче и тоньше, чем воздействие изменений в государственных расходах или налоговой политике.

II. Недостатки: применение кредитно-денежной политики имеет определенные пределы.

1. Контроль за предложением денег со стороны ЦБ ослабляется с развитием альтернативных каналов вложения денег (например, электронных денег). В этом же направлении влияет интернационализация экономики: потоки финансовых ресурсов из данной страны или в данную страну могут существенно затруднить контроль над денежной массой.

2. Политика дешевых денег может создать условия для расширения кредитования, но не может заставить комбанки выдавать кредиты, а экономических агентов – их брать.

3. Современный экономический цикл зачастую характеризуется сочетанием спада производства и инфляции (стагфляцией), то есть одновременно присутствуют и причины для проведения политики дорогих денег, и причины для проведения политики дешевых денег.

4. Скорость движения денег обычно меняется в направлении, противоположном изменению денежного предложения, что тормозит или полностью нивелирует изменения денежного предложения, вызванные кредитно-денежной политикой. Например, в период инфляции кредитно-денежная политика направлена на ограничение денежного предложения, но при инфляции скорость движения денег возрастает. Результативность проводимой политики – нулевая. Напротив, в период спада кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного предложения, но скорость движения денег замедляется, что так же приводит к нулевому результату предпринимаемых мероприятий (бег вверх по эскалатору, который идет вниз).