Система закупок в зарубежных странах. Мировой опыт организации и регулирования международных тендеров. Работа по совершенствованию процесса государственных закупок ведется под руководством федерального министерства экономики, которому удалось организовать

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

Мубаракшина Э.Р. Email: [email protected]

Мубаракшина Эльмира Рафаиловна - магистрант, Институт государственной службы и управления Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье демонстрируется важность исследования зарубежного опыта организации государственных закупок; исследуется опыт осуществления государственных закупок в таких странах, как США, Австралия, Канада, Китай, Германия, Великобритания. Особое внимание уделяется федеральной контрактной системе в США; функционированию контрактной системы государственных закупок в Великобритании; исследуется австралийская методика «эффективного расходования средств», лежащая в основе осуществления государственных закупок. Выделяются особенности системы государственных закупок в Китае, Германии и т.д. Делается вывод, что современная российская практика может использовать определенные элементы зарубежного опыта в исследуемой сфере. Ключевые слова: государственные закупки, зарубежный опыт государственных закупок, бюджет, контрактная система, планирование и осуществление государственных закупок, общественный контроль над государственными закупками.

FOREIGN EXPERIENCE IN ORGANIZATION OF PUBLIC

PROCUREMENT Mubarakshina E.R.

Mubarakshina Elmira Rafailovna - Master Student, INSTITUTE OF PUBLIC ADMINISTRATION AND CIVIL SERVICE RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION (RANEPA), MOSCOW

Abstract: the article demonstrates the importance of the study of foreign experience in the organization of public procurement; examines the experience of public procurement in countries such as the United States, Australia, Canada, China, Germany, United Kingdom. Particular attention is paid to the Federal contract system in the United States; the functioning of the contract system ofpublic procurement in the UK; the Australian method of "effective spending", which is the basis for public procurement. Special features ofpublic procurement system in China, Germany, etc. It is concluded that the modern Russian practice can use certain elements of foreign experience in the field under study. Keywords: public procurement, foreign experience of public procurement, budget, contract system, planning and implementation of public procurement, public control over public procurement.

Современный уровень развития зарубежных стран характеризуется наличием значительного практического опыта эффективного расходования бюджетных средств, в том числе, в сфере закупочной деятельности. Зарубежный опыт государственных и муниципальных закупок, несомненно, является интересным для совершенствования организации закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и

муниципальных нужд в Российской Федерации. Анализ зарубежного опыта может быть применен при разработке и внедрении новых подходов к организации государственных закупок в России, делая вопрос исследования данного опыта актуальным в настоящее время.

Развитые страны современного мира характеризуются наличием конкурсных процедур, лежащих в основе системы государственных закупок, что предусматривает проведение конкурсных торгов в качестве главного метода проведения закупочных процедур. Так, ВТО и ООН рекомендуют использовать данный метод и процедуру осуществления закупок в качестве наиболее эффективных в данной сфере.

По предложению Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), еще 15 июня 1994 г. был принят типовой закон о закупках , на основе которого формировалось законодательство ряда зарубежных стран в сфере государственных закупок. Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, основанные на Типовом законе ЮНСИТРАЛ, приняты в таких странах, как Албания, Азербайджан, Афганистан, Армения, Бангладеш, Гамбия, Грузия и др. .

Значительный интерес вызывает организация закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в таких странах, как США, Австралия, Канада, Аргентина, Китай. А также Германия, Великобритания и др. И.Г. Рзун и В.В. Рзун , анализируя федеральную контрактную систему США, считают, что она, пройдя продолжительный путь исторического формирования, представляет собой одну из наиболее эффективных систем государственных закупок в мире.

Основу данной системы составляет четкая и детальная, но при этом достаточно дифференцированная и гибкая регламентация закупочных процедур, которая включает в себя все основные этапы реализации системы закупок:

Планирование закупок;

Размещение заказов;

Отбор поставщиков и заключение контрактов;

Администрирование и контроль исполнения контрактов;

Оценка результатов исполнения контрактов.

Современный этап развития федеральной контрактной системы в США характеризуется наличием всех основных структурных элементов, необходимых для обеспечения эффективного регулирования государственных закупок, среди которых:

Детальное правовое регулирование посредством систему законов и подзаконных актов, регламентирующих правила и процедуры осуществления закупок;

Четкое распределение полномочий и ответственности между федеральными органами и должностными лицами, задачей которых является осуществление закупочного процесса;

Развитая система планирования закупок;

Широкий набор способов закупок и типов заключаемых контрактов;

Библиотека типовых контрактов и стандартных спецификаций;

Информационные системы, которые обеспечивают доступ к базам данных по контрактам, поставщикам и иным параметрам федерального заказа.

В Великобритании, также как в США, функционирует национальная контрактная система, характеризующаяся отработанными механизмами управления государственными закупками, включающими такие основные этапы, как планирование, размещение, исполнение. Современная система государственных закупок сложилась здесь после принятия в 1984 г. Рекомендаций по конкурсным закупкам». В 1990 г. при казначействе была создана Центральная организация по закупкам» в качестве основного методического и контролирующего органа .

Каждое министерство в Великобритании имеет департамент контрактной работы, задачей которого является самостоятельное осуществление закупок для обеспечения нужд остальных департаментов и территориальных подразделений.

В условиях делегирования Казначейством права распоряжения бюджетными средствами отраслевым департаментам, задачей должностных лиц Казначейства является курирование данных департаментов, сопровождение планирования, размещения и исполнения государственного контракта. Корм того, к полномочиям председателя Казначейства относится подтверждение расходов и осуществление руководства процессом закупок.

Г.В. Дегтев, выделяя такие основные принципы осуществления государственных закупок в зарубежных странах, как принципы открытости и прозрачности, равноправия и справедливого отношения ко всем поставщикам, экономного и эффективного использования бюджетных средств, исследует опыт осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в таких зарубежных странах, как Австралия, Канада. Аргентина, Китай, Швеция и др. .

Так, особый интерес представляет австралийская методика «эффективного расходования средств». Основу осуществления государственных закупок в Австралии составляет концепция, согласно которой эффективность закупочной деятельности определяется путем сравнения рекомендованной стоимости продукции и окончательной стоимости.

К должностным лицам, осуществляющим государственные закупки, предъявляются требования добиваться лучших результатов на каждой стадии закупочного процесса, учитывая при этом наименьшую цену, выгоды и издержки, основываясь на жизненном цикле товаров. В то же время, ответственность за осуществление данных закупок в Австралии несут главы государственных министерств, осуществляющих закупки. [Результатом стала разработка каждым министерством собственного стандарта по кадровому набору, оценке компетенции в сфере закупок и т.д., повышение количества контрактов, не проверенных государством] . Тем самым, слабым направлением процедуры осуществления государственных закупок в Австралии является контроль исполнения контрактов.

Не меньший интерес вызывает опыт государственных закупок в Канаде, основу которых составляет концепция «оптимальной стоимости», заключающаяся в сочетании цены, технической выгоды и качества товара. Процесс осуществления закупок при этом предусматривает запрос предложений, в ходе чего устанавливаются критерии их оценки по указанным критериям, вследствие чего формируется база оценки и переговоров между покупателем (государственными заказчиками) и продавцами. В данной стране разработана «Канадская ежегодная стратегия закупок», которая предусматривает проведение постоянных проверок сферы закупок Правительством страны.

Анализ опыта осуществления государственных закупок в Аргентине свидетельствует о том, что здесь в их основе лежат три положения:

Государственные закупки могут осуществляться в виде объединенных закупок несколькими государственными заказчиками;

В процедуре закупок используются контрольные цены, что, в свою очередь, обуславливает недостаточный уровень применения конкурентной процедуры отбора;

Применяется осуществление электронных закупок.

Осуществление закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд в Бельгии отличается тем, что здесь особое внимание уделяется контролю государственных расходов на всех этапах закупочной деятельности, что отражается в национальном законодательстве. При этом основные этапы осуществления государственных закупок включают в себя следующие процедуры:

Принимается решение об осуществлении закупки;

Рассчитывается смета расходов;

Анализируется соответствие расходов, которые планируются на осуществление закупок, возможностям бюджета;

Визируются расходные документы;

Контролируется оплата государственных контрактов.

Анализируя опыт осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в Китае, Ф.З. Семенова, М.Б. Борлакова, Л.С. Боташева обращают внимание на то, что основная цель государственных закупок здесь заключается в том, чтобы уменьшить зависимость национальных производителей от конъюнктуры мировых финансовых рынков .

Государственные закупки в данной стране отличаются жестким регламентированием форм участия иностранного капитала в национальной экономике, при обеспечении открытости зарубежным странам касательно потоков ресурсов и товаров. Соответственно, осуществление государственных закупок рассматривается с двух позиций:

В качестве инструмента, который позволяет уменьшить технологическую и финансовую зависимость национального производства от иностранных источников ресурсов и капитала;

В качестве механизма поддержки национального экспорта.

В Германии, которая является членом Евросоюза, система государственных закупок должна отвечать требованиям европейского законодательства, регулирующего данную сферу. Однако своими специфически чертами отличается германская система контроля процедуры государственных закупок. Она включает в себя два уровня:

Апелляционную инстанцию - в форме независимого учреждения;

Судебную инстанцию - в форме судебного органа.

Возможность судебного оспаривания итогов размещения государственного заказа в Германии является отличительной особенностью системы осуществления закупок для обеспечения государственных нужд. Тем самым, обеспечивается прозрачность данной системы. При этом, установление ускоренного порядка рассмотрения жалоб на действия заказчика способствует тому, что результатом отмены решения о размещении государственного заказа не становится задержка расходования бюджетных средств.

Как уже отмечалось, анализ зарубежного опыта организации государственных закупок способствует изменениям в российском законодательстве , регулирующем отношения в данной сфере, заложив современные принципы контрактной системы. Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что современная российская практика государственных закупок может учесть следующие элементы зарубежного опыта:

Централизованная организация осуществления государственных закупок, для чего создается специализированный государственный орган, который в дальнейшем распределяет в государственные учреждения необходимые товары и услуги;

Наличие единой методики осуществления конкурсных торгов, для чего используется библиотека типовых контрактов и банк данных требований к закупаемой продукции;

Осуществление аудита процедуры закупок, в частности, прогнозирования и планирования закупок, организации торгов, обеспечения чистой конкуренции, контроля исполнения контрактов, анализа эффективности обеспечения государственных нужд.

Использование зарубежного опыта в Российской Федерации сталкивается с рядом проблем, связанных, в частности, с фрагментарностью заимствования, следствием чего может стать снижение эффективности все системы государственных закупов. Таким образом, развитие отечественной системы государственных закупок, совершенствование ее нормативно-правового регулирования, требует использования накопленного отечественного и зарубежного опыта. При этом необходимо тщательно

анализировать последствия практического применения внедряемых методов, иначе не будет достигнута конечная цель управления государственными закупками -повышение эффективности и прозрачности размещения государственного заказа.

Список литературы /References

1. Типовой закон ЮНСИТРАЛ о закупках товаров (работ) и услуг (принят ЮНСИТРАЛ 15 июня 1994 г.) // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1994 год. Т. XXV. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1996. С. 417-440.

2. Галанов В.А., Гришина О.А., Шибаев С.Р. Зарубежный опыт закупочной деятельности государства. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 236.

3. Рзун И.Г., Рзун В.В. Зарубежный опыт проведения государственных закупок услуг строительства // Научные труды Куб ГТУ, 2015. № 9. С. 8-10.

4. Смотрицкая И.И. Трансформация системы государственных закупок в российской экономике: автореф. дис. ...д-ра экон. наук. М., 2009. С. 11.

5. Дегтев Г.В. Международный опыт государственных закупок // Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6.

6. Семенова Ф.З., Борлакова М.Б., Боташева Л.С. Зарубежный опыт осуществления государственных закупок // Фундаментальные исследования, 2016. № 6. С. 465-469.

7. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) // Собрание законодательства, 2013. № 14.

1

Международный опыт госзакупок стал предметом пристального внимания не только теоретиков, но и практиков в данной области деятельности, что обусловлено необходимостью профессионального подхода к реализации норм и требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Среди основных целей Федерального закона № 44-ФЗ необходимо отметить повышение эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Достижение поставленной цели основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок; обеспечения конкуренции; профессионализма заказчиков; стимулирования инноваций; единства контрактной системы в сфере закупок; ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд; эффективности осуществления закупок. Реализация вышеуказанных принципов требует серьёзного научно-методического обеспечения процесса государственных закупок в России. В статье представлен анализ организации государственных закупок в Австралии, Канаде, Швейцарии, Украине и других странах. Международный опыт государственных закупок представляет научный интерес и частично раскрыт в исследованиях Л. Давлятиной, А. Захарова, А.Н. Ладягина и др. Изучение зарубежного опыта является необходимым элементом научно-методического обеспечения госзакупок, которое стало актуальной научно-практической задачей. Анализ закупок в России позволяет выделить отсутствие научно-методического обеспечения данной деятельности как одного из факторов неэффективного использования бюджетных средств. Особую актуальность разработка научно-методического обеспечения госзакупок с учётом международного опыта приобрела сейчас – в период перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

контрактная система

международный опыт

государственные закупки

1. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд: правовое регулирование. - М. : Волтер Клувер, 2009. - С. 111.

3. Каранатова Л.Г. Воздействие государственного заказа на активизацию инновационной деятельности в России: монография. - СПб. : Изд-во СЗАГС, 2011. - 180 с.

4. Руководство по закупкам: учеб. пособие / под ред. Н. Димитри, Г. Пича, Дж. Спаньоло; пер. с англ. М.М. Форже, Е.В. Хилинской под ред. И.В. Кузнецовой; Нац. исслед. ин-т «Высшая школа экономики». - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 659 с.

5. Смотрицкая И.И. Экономика государственных закупок. - М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 232 с.

6. Фиц А.Ю. Совершенствование управления государственными закупками в Украине // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. - 2013. - № 1 (33). - Режим доступа: http://region.mcnip.ru/

7. Галущак М.П. Державнi закупiвлi в Украiнi: теоретичнi аспекти та практичнi проблеми//Галицький економiчний вiсник. - 2011. - № 1 (30). - С. 45-53.

8. National Bureau of Statistics of China official Website. - URL: http://www.stats.gov.cn/.

Система государственных закупок Российской Федерации находится в состоянии перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, регламентированного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Среди основных целей Федерального закона № 44-ФЗ необходимо отметить повышение эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд. Достижение поставленной цели основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок; обеспечения конкуренции; профессионализма заказчиков; стимулирования инноваций; единства контрактной системы в сфере закупок; ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд; эффективности осуществления закупок. Реализация вышеуказанных принципов требует серьёзного научно-методического обеспечения процесса государственных закупок в России.

В последние годы государственные закупки стали предметом диссертационных исследований, среди которых необходимо выделить работы В. Никифоровой «Государственные закупки как фактор развития регионального комплекса» (2010); А.Н. Ладягина «Международные тендеры в современных мирохозяйственных отношениях» (2009); И.И. Смотрицкой «Трансформация системы государственных закупок в российской экономике» (2009); Н.Н. Ефремовой «Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике» (2010); В.Ю. Котельникова «Институциональная модернизация государственных закупок как инструмент обеспечения экономической безопасной России» (2012). Но данные исследования носят точечный характер и не охватывают всего спектра проблем сферы государственных закупок.

Анализ диссертаций, монографий («Протекционистская политика на рынке государственных закупок в России и за рубежом», Е.В. Балацкий, А.Б. Гусев, Н.А. Екимова (2007); «Закупки товаров и энергосервисных нужд: правовое регулирование», Л.В. Андреева (2011); «Государственные и муниципальные закупки: проблемы применения гражданско-правовых санкций», А.В. Делякина (2012); «Развитие механизма взаимодействия предпринимательских структур при использовании госзаказа», Л.Л. Лозенко (2011) и др.) свидетельствует о недостаточном теоретическом обосновании развития процесса государственных закупок в России, в том числе мало освещён международный опыт госзакупок.

Международный опыт государственных закупок представляет научный интерес и частично раскрыт в исследованиях Л. Давлятиной, А. Захарова, А.Н. Ладягина и др. Ведущие принципы международных закупок достаточно широко описаны в литературе как принципы прокьюремента, основными из которых являются открытость и прозрачность закупок для удовлетворения общественных потребностей; равноправное и справедливое отношение ко всем поставщикам; экономное и эффективное использование бюджетных средств. Н.Н. Ефремова (2010) рассматривает международные государственные закупки как одну из форм мировой торговли, при которой задача покупателя - приобретение товара или услуги с определёнными параметрами или технико-экономическими характеристиками. В диссертационном исследовании Н.Н. Ефремова предлагает заимствовать австралийскую методику «эффективного расходования средств» или канадскую методику «оптимальной стоимости» для оценки эффективности государственных закупок. Данный опыт, несомненно, заслуживает внимания, но необходимо чётко понимать специфику обоих подходов для возможностей заимствования определённых положений в отечественной практике организации государственных закупок.

Сектор государственных закупок Австралии по эффективности сделок представлен на основе принципа value for money. При этом точной формулы расчётов нет. Данный принцип - это некая концепция определения эффективности закупочной деятельности на основе сравнения окончательной стоимости и рекомендованной. В руководстве по лучшим методам политики, размещённом на сайте DOFA, отмечается, что концепция эффективного расходования средств - это своего рода требование к должностным лицам органов закупок добиваться лучших результатов на каждой стадии закупочного процесса с учётом не только наименьшей цены, но и выгод, издержек, основанных на жизненном цикле товаров . С другой стороны, ответственность и полномочия по государственным закупкам были делегированы главам государственных министерств и организаций, которые осуществляют закупки. Такое положение вещей привело к тому, что каждое министерство разрабатывает собственный стандарт по кадровому набору; оценку компетенции в области закупок и др. Ещё в 2000 г. была поставлена под сомнение адекватность данного подхода в отчёте «Контроль за исполнением контрактов в сфере общественных услуг Австралии». В отчёте было отмечено, что выросло число контрактов, которые не были проверены со стороны государства, т.к. закупочные организации отмечали присутствие коммерческой тайны. В результате контроль за исполнением контрактов стал одним из самых слабых направлений процесса государственных закупок Австралии. Были приняты ряд мер для того, чтобы «Руководство Содружества по конкурентным торгам и управлению контрактацией для руководителей» гарантировало обеспечение консультаций и руководства по управлению рисками на всех фазах жизненного цикла контракта.

Что касается эффективности государственных закупок в Канаде, то необходимо отметить, что концепция «оптимальной стоимости» - value for money рассматривается как своего рода комбинация цены, технической выгоды и качества. Такое сочетание выделенных аспектов определяется закупочным органом в процессе запроса предложений и устанавливается в критериях оценки запрошенных предложений. Выполненные действия позволяют сформировать базу оценки и переговоров между покупателями и продавцами. Правительством Канады проводятся постоянные проверки для повышения роли закупок в промышленном и региональном развитии. Реализация национальных задач осуществляется через «Канадскую ежегодную стратегию закупок».

Таким образом, опыт Австралии и Канады при всём своеобразии имеет ряд общих недостатков, основным среди которых является отсутствие эффективного механизма оценки соответствия полученных результатов заявленным задачам.

Интерес представляет оценка эффективности государственных закупок Аргентины, которая основывается на трёх положениях: введение объединённых закупок (несколько государственных заказчиков объединяют закупки); использование контрольных цен (механизм контроля при недостаточном уровне конкурентной процедуры отбора); электронные закупки.

В Бельгии национальным законом о государственных заказах на работы, поставки и услуги предусматривается контроль над государственными расходами на всех этапах закупочной деятельности: принятие решения; расчёт сметы расходов; анализ соответствия планируемых расходов возможностям бюджета; визирование расходных документов; контроль оплаты контрактов.

К. Аязос отмечает, что в Норвегии ежегодный объём государственных закупок составляет 50 миллиардов евро. Страна принимает участие в европейском рынке как участник Соглашения о Европейской экономической зоне, что требует организации закупочной деятельности в соответствии с законами ЕЭС.

В Швеции надзор в сфере закупок осуществляет Управление по вопросам конкуренции, которое вносит изменения в правила закупок для развития эффективной конкуренции.

В Дании формирование политики государства в области государственных закупок осуществляют Ведомство по вопросам конкуренции Дании и Ведомство предпринимательства и строительства Дании.

В Финляндии регулирование государственных закупок осуществляется министерством занятости и экономики совместно с Федерацией муниципалитетов.

В Китае государственные закупки используются для уменьшения зависимости национальных производителей от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Китай жестко регламентирует формы участия иностранного капитала в национальной экономике и вместе с тем обеспечивает открытость зарубежным странам относительно потоков ресурсов и товаров. Политика государственных закупок в Китае состоит из двух направлений: государственные закупки как инструмент уменьшения технологической и финансовой зависимости национального производства от иностранных источников ресурсов и капитала; государственные закупки как механизм поддержки национального на экспорт. Такой подход способствует высокому уровню загруженности производства, позволяет избежать безработицы.

В Швейцарии закупки регламентированы кантональным, межнациональным и местным законодательством. При этом предусмотрен равный доступ поставщиков как из Швейцарии, так и других стран, имеющих режим госзакупок, идентичный швейцарскому. Необходимо отметить, что в системе государственных закупок Швейцарии традиционно важную роль играют социальные вопросы.

Е. Медякова, описывая европейскую систему госзакупок, отмечает, что при создании единой системы наднационального законодательства Европейского союза был использован опыт США. Автор указывает, что существующие различия в законодательствах стран Европейского союза осложнили процесс разработки процедур и методов проведения закупок для государственных нужд, их информационного обеспечения.

Оптимизация закупок для государственных нужд при минимализации расходов; обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта; соблюдение требования публичности; содействие осуществлению честного и открытого бизнеса; помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов - такие основные цели европейской системы госзакупок выделяет Е. Медякова.

Зубар В.В. отмечает, что существующей на Украине системе государственных закупок свойственно несовершенство нормативно-правовой и методической базы управления системой конкурсных закупок, что позволяет недобросовестным заказчикам использовать многие злоупотребления, пагубно сказывающиеся на эффективности госзакупок. Вместе с тем автор подчёркивает, что чётко сформулированная цель приближения национального законодательства к нормативной базе ЕС в рамках ассоциативного соглашения не позволит отступать от международных принципов и стандартов в сфере госзакупок. В.В. Зубар пишет, что приоритетным направлением совершенствование системы госзакупок является разработка и реализация концепции госзакупок как системы принципов повышения эффективности функционирования государственных, региональных и местных структур и организаций на основе оптимизации закупочных процессов. По мнению учёного, такая концепция должна реализовываться на основе системного подхода и наличия четырёх условий: качественно разработанной нормативной базы; сильного и компетентного контрольного и координационного органа; действенной системы подготовки кадров как для заказчиков, так и для поставщиков, информационного обеспечения.

Миняйло А.И. (2011) рассматривает государственные закупки на Украине как фактор обеспечения положительной динамики экономического роста с позиций институционального подхода. При этом система госзакупок представлена как динамическая, постоянно совершенствующаяся. Но внедрение новых моделей управления закупками на Украине связано с определёнными методическими затруднениями. Проведённое ученым исследование научных взглядов на проблему госзакупок позволило раскрыть регулятивную функцию госзакупок в системе регулирования национальной экономики. Анализ значения госзакупок как макроэкономического регулятора национальной экономики определил их влияние на инновационные процессы при разработке научно-технической, инновационной, промышленной и бюджетной политики. А.И. Миняйло среди недостатков при закупках на Украине отмечает несовершенство законодательства, которое приводит к неоднозначности трактовки отдельных норм и правил распределения бюджетных средств, конфликту интересов в сфере госзакупок; нецелевое использование средств при проведении госзакупок; недостаточную открытость и прозрачность закупок.

А.Ю. Фиц (2013) отмечает, что вопросы совершенствования системы управления госзакупками на Украине с целью эффективного использования бюджетных средств, размещения заказов и др. приобрели особую остроту. Автор пишет, что неполнота и нестабильность структуры действующего закона о размещении заказа была оценена политическим руководством страны как главная причина непростой ситуации с закупками. А.Ю. Фиц предлагает следующие принципы формирования результативной системы госзакупок:

Стратегический подход (стратегическое мышление), который предусматривает применение целостной стратегии для дальнейшего развития системы закупок, и системный подход, направленный на разработку всех существенных составляющих системы закупок (правовое поле; институциональные механизмы); процедурная основа; подготовленные кадры в системе закупок; гражданское общество как клиент результативной системы закупок.

Таким образом, международный опыт государственных закупок представляет несомненный интерес для разработки и внедрения новых подходов к организации отечественных госзакупок. Анализ закупок в России позволяет выделить отсутствие научно-методического обеспечения данной деятельности как одного из факторов неэффективного использования бюджетных средств. Особую актуальность разработка научно-методического обеспечения госзакупок с учётом международного опыта приобрела сейчас - в период перехода к контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры управления государственными и муниципальными заказами Московского городского университета управления Правительства Москвы, г. Москва.

Соколов Л.А., д.э.н., профессор, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г. Москва.

Библиографическая ссылка

Дёгтев Г.В. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10849 (дата обращения: 15.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Целью итоговой работы состоит в анализе централизованной модели государственных закупок.
В соответствии с целью данной работы необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике, организацию закупок товаров (работ) и услуг;
2. Изучить мировой опыт государственных закупок.

Введение..3
1. Государтственные закупки на современном мировом рынке..5
1.1. Сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике..5
1.2. Организация закупок товаров (работ) и услуг……………………………………..8
2. Международный опыт государственных закупок 13
2.1. Американские госзакупки 13
2.2. Европейская система госзакупок 18
2.3. Немецкий опыт 19
2.4. Опыт международных финансовых институтов………………………………......21
Заключение 23
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

ИТОГОВАЯ РАБОТА
по программе курса повышения квалификации
«Управление государственными и муниципальными закупками»
на тему
«Международный опыт государственных закупок»

Группа ГЗ ____


Санкт-Петербург
2013

Введение

Практически во всех развитых странах государство является на внутреннем рынке важнейшим заказчиком продукции для государственных нужд. В США доля государственных закупок равна примерно 15 % распределительной части национального бюджета. В период с 1985 года по 1995 год объем государственных закупок вырос на 46 %, по сравнению с ростом на 142 % с 1975 года по 1985 год, что связано, в основном, с крупным сокращением расходов на оборону. Рост объема федеральных закупок в этот период был меньше, чем рост объема закупок на уровне штатов и местных органов управления. Еще выше доля государственных закупок в странах, где государственное управление существенно влияет на экономику (ФРГ, Франция и др.). В государствах с переходной экономикой доля государственных закупок в распределительной части национального бюджета достигает 50 %. Столь значительные объемы государственных закупок делают задачу обеспечения их эффективности первостепенной. Эффективность государственных закупок обеспечивается: прозрачностью закупочных процедур, экономичным расходованием бюджетных средств, строгой отчетностью ответственных за закупки лиц и справедливостью в обеспечении доступа всех поставщиков к государственным заказам. Анализ мирового опыта использования различных закупочных процедур показывает, что наиболее эффективным способом выполнения всех принципов прокъюремента является проведение открытых конкурсов (тендеров).

Прокьюремент, или, говоря образно, "искусство закупать", учение вовсе не такое юное, как может показаться. Как в военном деле на протяжении веков развивались в противоборстве оружие и броня, так и в деловой сфере состязались продавцы и закупщики. Причем, чем сильнее развивались рыночные отношения, тем важнее становилась роль продавца. Не случайно в списках наиболее продаваемых бизнес-книг и востребованных учебных семинаров тематика эффективных продаж - «искусство продавать» - является одной из лидирующих. Однако, для максимизации прибыли важно не только продать продукцию подороже, но и нести при этом минимально возможные затраты на ее изготовление или приобретение. Ведь порой приобрести именно то, что нужно, и на оптимальных условиях не так-то просто. (4)

Актуальность работы состоит в том, что в современном мире система государственных закупок закономерно стала составной частью сферы внутреннего обмена товаров и услуг и одним из механизмов поддержания конкуренции и либерального способа хозяйствования.

Целью итоговой работы состоит в анализе централизованной модели государственных закупок.

В соответствии с целью данной работы необходимо решить следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике, организацию закупок товаров (работ) и услуг;

2. Изучить мировой опыт государственных закупок.

Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

1. Государственные закупки на современном мировом рынке

1.1. Сущность, предмет и роль закупок в мировой экономике

Рынок государственных закупок является важнейшим элементом социально-экономического развития страны, а сама система государственных заказов все более становится одним из основополагающих институтов государственного регулирования экономики, оказывающего существенное влияние на ее динамику и структуру. .

Термин «государственные закупки» почти в каждой стране интерпретируется по-своему. В большинстве случаев речь идет о закупках за счет государственного бюджета на обеспечение жизнедеятельности и функционирования органов государственной власти. При этом из понятия «закупки для государственных нужд» исключаются закупки товаров (работ, услуг), приобретаемых с целью их дальнейшей перепродажи. .

Закупки - это приобретение любыми способами товаров, работ или услуг. Закупающей организацией может быть любой правительственный департамент, учреждение, орган или другая организация или любое её подразделение, которое в данном государстве занимается закупками (также государство, принимающее настоящий Закон, может включить в данный список другие организации или предприятия или их соответствующие категории, которые должны быть включены в определение "закупающая организация").

Переоценить роль государственных закупок трудно. В современном мире это не просто процесс заказа, но инструмент выстраивания политики выполнения государством своих функций:

  1. защиты (ВПК);
  2. продовольственной безопасности (АПК);
  3. энергетической безопасности (ТЭК);
  4. социальная сфера (образование, здравоохранение, наука, культура);
  5. охрана и сохранение природных ресурсов.

О важности совершенствования механизма госзакупок свидетельствует и тот факт, что на рубеже XX-ХХI столетий доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте практически во всех странах (развитых и развивающихся) возросла более чем в 700 раз. Отмечается увеличение, как объема, так и стоимости закупок для государственных нужд. Государство становится крупнейшим потребителем на рынке товаров, работ и услуг - доля государственных закупок постоянно растет и составляет в развитых странах более 20% ВВП. Поэтому Правительства, руководя государственными расходами и налогами, могут оказывать значительное воздействие на социально-экономические процессы, а государственные закупки все более рассматриваются как один из действенных инструментов социально-экономического развития и государственной политики в решении таких важнейших задач, как обеспечение единства экономического пространства, развитие рынков и сохранение конкурентной среды, поддержка регионов и групп населения, развитие определенных субъектов рынка и секторов экономики.

Госзакупки - это инвестиции. Посредством механизма госзакупок решается проблема привлечения ресурсов для ускоренного экономического роста и социального развития. При этом важно учитывать, что для устойчивого и гармоничного социально-экономического развития важны не только темпы экономического роста, но и создание условий для решения таких важных задач, как:

  1. достижение социальной и технологической однородности экономического пространства страны;
  2. снижение дифференциации уровня жизни по доходным группам и между различными регионами;
  3. сближение технологического уровня производства в различных отраслях экономики;
  4. повышение социально-технологической однородности экономики.

Именно посредством совершенного механизма госзакупок эти задачи могут быть решены наиболее эффективно. В пользу этого свидетельствует более чем 200-летний опыт развития Федеральной контрактной системы в США.

Что же является предметом государственных закупок?

Согласно классификации, предложенной в типовом законе ЮНСИТРАЛ «О закупках товаров (работ) и услуг» (далее – ЮНСИТРАЛ), принято подразделять предметы закупок на товары, работы и услуги. К «товарам» обычно относятся предметы любого вида и описания, в том числе сырье, изделия, оборудование и предметы в твердом, жидком или газообразном состоянии, электрическая энергия, а также услуги, сопутствующие поставкам товаров, если стоимость таких сопутствующих услуг не превышает стоимости самих товаров. Под «работами» подразумевают любую деятельность, связанную со строительством, реконструкцией, сносом или обновлением зданий, сооружений или объектов, в том числе подготовку строительной площадки, выемку грунта, возведение, сооружение, монтаж и отделку, а также сопутствующие строительные услуги, такие, как бурение, геодезические работы, спутниковая съемка, сейсмические исследования и аналогичные услуги, если их стоимость не превышает стоимости самого строительства. «Услуги» означают любой предмет закупок помимо товаров и работ.

Говоря о закупках, нельзя забывать о таком важном их элементе, как прокьюремент (procurement) – совокупность практических методов и приемов, позволяющих максимально обеспечивать потребности покупателя при проведении закупочной кампании посредством конкурсных торгов. Прокьюремент представляет собой взаимосвязанную систему, включающую:

  1. планирование закупок;
  2. определение целесообразности предложенной закупки;
  3. регламентирование закупок;
  4. проведение закупок;
  5. контроль закупок.

В зарубежной закупочной практике существует устоявшаяся система базовых принципов прокьюремента, которые включают в себя:

1.открытость и прозрачность - доступность информации о закупках;

2.подотчетность и ответственность - четкое следование закупочным процедурам при государственном и общественном контроле;

  • конкурентность - выбор контрагента должен проводиться на принципах состязательности;
  • равенство и справедливость - недопущение дискриминации;
  • эффективность - максимальная экономическая выгода при достижении результата;
  • обоснованность - закупка той продукции, которая действительно необходима и наилучшим способом удовлетворяет реальным потребностям заказчика.

Эти принципы являются основой для законодательства во многих странах, и нашли свое закрепление в ряде международных документов, в частности, в Многостороннем соглашении о государственных закупках в рамках Всемирной торговой организации. А всё потому, что вопросы регулирования государственных закупок во всем мире являются объектом пристального внимания со стороны законодателей - ведь в данном случае сам покупатель, то есть государство, заинтересовано в максимальной эффективности процесса. Давайте же подробнее рассмотрим современные правила организации закупок, помогающие разрешить вопросы нечестной конкуренции и возможные конфликты сторон, возникающие в международной торговле.

1.2. Организация закупок товаров (работ) и услуг

Государственные закупки и размещение заказов в развитых странах происходит на основе общепринятых методов:

  1. конкурсные процедуры (открытые, закрытые, двухэтапные, селективные),
  2. закупки на основе переговоров с несколькими потенциальными поставщиками,
  3. закупки в обычной торговой сети (метод запроса котировок),
  4. закупки у единственного источника.

Наиболее широко используются именно конкурсные процедуры, ведь они позволяют обеспечить равные условия доступа к государственным заказам, открытость и прозрачность всех процедур и критериев выбора. Возможность применения иных способов требует соответствующих обоснований .

Большинство развитых стран, несмотря на давние традиции рыночной экономики, учитывает в своем национальном законодательстве международные требования. Общепринятые в мировой практике принципы осуществления закупок (в том числе, принципы прокьюремента, о которых упоминалось выше) и размещения заказов сформулированы в законодательствах отдельных стран и зафиксированы в ряде международных документов, таких как

  1. Директивы ЕС,
  2. Многостороннее соглашение о государственных закупках в рамках ВТО,
  3. Документы Организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и другие.

Различия в законодательствах отдельных стран обусловлены приоритетами экономической политики того или иного государства. Закупочная практика, существующая в стране, является хорошим индикатором, как уровня развития рыночных отношений, так и состояния экономики в целом. На уровне национального законодательства происходит уточнение, конкретизация международных положений с учетом особенностей экономической политики государства. Выпускаются отраслевые нормативные акты, позволяющие на базе общего национального законодательства сформулировать конкретные положения, отражающие специфику той или иной отрасли .

Одной из основных задач развития системы государственных закупок в России является создание единой электронной системы госзаказа. И если российские специалисты делают только первые шаги к реализации этой идеи, то в США и странах Европейского Союза уже давно применяют высокие технологии.

Американские госзакупки

За рубежом наибольший опыт информационного обеспечения госзакупок накоплен в Соединенных Штатах Америки. Первый закон по регулированию федеральной системы государственных закупок был принят в США в 1792 г.: согласно ему полномочия в области закупок на государственные нужды были даны министерствам финансов и обороны.

В целом система закупок на национальные нужды в США нецентрализованная, однако закупки непосредственно на государственные нужды очень напоминают систему Госснаба, существовавшую в советские времена.

В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой Genneral Services Administration - Управления общих услуг (УОУ). На основе заявок министерств и ведомств УОУ организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь тендеры. Товары хранятся на складах УОУ и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, служащего для обеспечения жизнедеятельности УОУ. Закупки на нужды национальной обороны осуществляет министерство обороны (Department of Defense) США. Специализированные закупки проводятся также некоторыми другими ведомствами, такими как Агентство по исследованию и развитию в области энергетики (Energy Research and Development Agency), Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (National Aeronautics and Space Administration, NASA) и т.п.

Мониторинг федеральных закупок возложен на Управление федеральной закупочной политики (Office of Federal Procurement Policy), а межминистерская координация в области закупочной политики осуществляется Советом по регулированию федеральных закупок (Federal Acquisition Regulatory Council). Законодательную основу системы государственных закупок в США составляют Правила закупок для федеральных нужд (Federal Acquisition Regulations, FAR) и Правила закупок для нужд обороны - дополнение (Defense Federal Acquisition Regulations-Supplement, DFARS). Эти документы регламентируют всю систему федеральных закупок и отличаются весьма детальной проработкой принципов и процедур. Все законы, относящиеся к данной сфере, можно разделить на две категории.

Первая - общефедеральное законодательство. Оно регламентирует организацию процесса госзакупок и устанавливает юридические нормы, которые касаются конкретных видов закупок, отнесенных к компетенции соответствующих органов исполнительной власти на федеральном уровне. Вторая - специальное законодательство, отвечающее за процедуры и формы контрактов, а также информационное обеспечение процессов закупок и анализа их результатов.

Управление системой государственных закупок США опирается на три основных принципа, проистекающих из американского подхода к функциям и задачам государства:

  • -достижение справедливости, то есть обеспечение условий для равноправного участия подрядчиков в конкуренции за государственные заказы;
  • -соблюдение честности и борьба с коррупцией при государственных закупках;
  • -экономия и эффективность, то есть обеспечение закупок товаров и услуг требуемого качества по максимально низким ценам с минимальными затратами на проведение закупок.

Электронные технологии

Система госзакупок США включает около 100 федеральных ведомств, представляющих государственный, хозяйственный и научно-технический комплексы. Они ежегодно размещают заказы на товары и услуги непосредственно через центральный федеральный орган управления, собственные ведомственные центры и 12 региональных центров федерального правительства, которые находятся в крупнейших городах страны.

Законодательство США также регламентирует деятельность органов, ответственных за формирование и использование информационных ресурсов по госзакупкам. В частности, законодательно определены полномочия и функции органов, ответственных за поддержание информационного ресурса - сбор, обработку и распространение данных по закупкам, обеспечение и управление функционированием информационной базы системы данных закупок для федеральных нужд и Федерального регистра контрактов. Центр данных по федеральным закупкам регулярно издает руководство по представлению этих данных, где содержится:

  • -полный перечень отчитывающихся, а также неотчитывающихся ведомств;
  • -необходимые инструкции для узлов сбора данных в каждом ведомстве;
  • -разъяснения (какие данные требуются и как часто их надо представлять).

В 1994 г. законодательство США было подвергнуто серьезной ревизии как недостаточно отражающее возросшую роль закупок продукции для государственных нужд. Результатом проверки стало появление закона о совершенствовании федеральных приобретений, который повлек за собой модернизацию информационной политики и вопросов формирования и использования информационных ресурсов в системе. Анализу подверглась также организация процедур госзакупок (к 1994 г. насчитывалось 889 общих контролирующих законов и правил). Теперь федеральным уполномоченным по госзакупкам предоставлялась большая самостоятельность при выборе форм, методов и способов проведения закупок для нужд государства. Закон существенно упростил контрактную процедуру для малых закупок и параллельно поддержал электронную коммерцию. Под термином «электронная коммерция» в данном случае подразумеваются электронные технологии для обеспечения деловых действий, включая электронную почту, Интернет, электронные доски объявлений, платежные карты, перевод денежных средств, виртуальный обмен данными и т.д.

В соответствии с новым законом следовало упразднить бумажный документооборот и ведение записей, как того требовали многочисленные правила и процедуры, относительно подрядных закупок на суммы менее 100 тыс. долл., что позволило применить упрощенную процедуру закупок по отношению к 45 тыс. сделок на сумму 3 млрд долл. ежегодно.

Сегодня каждое федеральное ведомство Америки обязано формировать и поддерживать ведение компьютерной базы данных, содержащей несекретные сведения по всем контрактам единичной стоимостью свыше 25 тыс. долл. за пять последних финансовых лет. Все ведомства должны направлять указанную информацию в Центральную информационную систему федеральных закупок. Для предоставления сведений по контрактам федеральные ведомства используют стандартные формы документов и унифицированные форматы данных. В дополнение к представленному перечню ведомства должны иметь в электронном виде данные, идентифицирующие субконтракты по контрактам на общую сумму 5 млн долл. и более.

Информационная система федеральных закупок обеспечивает учет сведений по 400-500 тыс. контрактов единичной стоимостью более 25 тыс. долл. и 17 млн контрактов малой единичной стоимостью, ежегодно заключаемых федеральными ведомствами (на общую сумму порядка 200 млрд долл.). Центральная информационная система федеральных закупок является источником консолидированной информации о госзакупках.

Открытость и доступность

С учетом этих сведений Центральная информационная система ежегодно подготавливает и издает отчет. На платной основе предоставляются отчеты, составленные по индивидуальным запросам любых потребителей. При необходимости специалист Центральной информационной системы поможет клиенту в разработке требуемой структуры отчета. Срок подготовки документа - пять-семь рабочих дней. Стоимость специального поиска в основном банке данных по одному году составляет приблизительно 400 долл., сведения по каждому дополнительному году - еще 100 долл. Специальные отчеты, списки и рассылки передаются как в бумажном виде, так и на магнитном носителе. При составлении специального запроса требуется указать следующие данные:

  • -период времени, по которому необходимо провести исследования (финансовый год в США исчисляется с 1 октября по 30 сентября);
  • -данные, которые клиенту нужно получить в отчете (например, название исполнителя контракта, номер и тип контракта, сумма в долларах и др.);
  • -структура, по которой клиент желает получить информацию (например, с разбивкой по годам, ведомствам, названиям исполнителей, комбинированные варианты). Также отдельное указание требуется при необходимости получения общей суммы в стоимостной форме.

Электронные торги

Цель внедрения электронных торгов при осуществлении федеральных закупок - не только автоматизация рутинных процессов взаимодействия закупочных органов с потенциальными подрядчиками, но и снижение затрат на выполнение закупочных процедур и резкое сокращение сроков проведения этих операций. Масштабы использования электронных торгов при осуществлении федеральных закупок в США в настоящее время являются относительно небольшими в сравнении с объемом их применения при заключении сделок между коммерческими фирмами. Электронные торги в основном используются для закупок по упрощенным процедурам по контрактам стоимостью до 100 тыс. долл. Это обусловлено излишне жесткой регламентацией процедур федеральных закупок, которая полностью удовлетворяет условиям их проведения с помощью документов на бумажных носителях, но создает определенные сложности при проведении закупок посредством электронных торгов. Важными условиями применения электронных торгов являются развитое законодательство в сфере регулирования использования Интернет-технологий и средств связи, защиты информации, а также наличие базовых стандартов безопасности для компьютерных сетей.

Информационные ресурсы обеспечивают реализацию указанных выше принципов - публичности процесса закупок продукции для государственных (федеральных) нужд, равноправия в процессе закупок и открытого доступа к информации по заключенным контрактам. В соответствии с требованиями законодательства обеспечение публичного открытого доступа к этим ресурсам осуществляется посредством их публикации на едином правительственном портале. Электронная версия Федерального регистра контрактов также размещена в Интернет.

Основное достоинство американской информационной системы федеральных закупок заключается в том, что она обеспечивает:

  • -высокую оперативность и точность предоставления Конгрессу, администрации президента, федеральным ведомствам и частному сектору данных о положении в области контрактов на закупки для государственных нужд;
  • -позволяет получить сведения по федеральным закупкам в различных интересующих пользователя разрезах: по годам, ведомствам, контракторам и т.п.

В то же время отмечаются следующие недостатки системы:

  • -неполное предоставление данных отдельными федеральными ведомствами;
  • -недостаточная активность использования информационных ресурсов как со стороны правительственных ведомств, так и со стороны населения;
  • -недостаточная информационная совместимость между звеньями системы и др.
  • Лакеева Елена Евгеньевна , бакалавр, студент
  • Владивостокский государственный университет экономики и сервиса
  • ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ
  • ГОСЗАКУПКИ
  • СИСТЕМА ГОСЗАКУПОК

В статье рассмотрен анализ применения систем госзакупок зарубежных стран и возможность их применения в России.

  • Развитие человеческого ресурса как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности предприятия
  • Эффективность управления человеческими ресурсами в системе экономической безопасности
  • Практика антикоррупционной деятельности: сравнительный анализ отечественной и зарубежного опыта
  • Развитие агробизнеса в АПК муниципального образования
  • Совершенствование управления мотивацией персонала в дорожном ремонтно-строительном предприятии

Для успешного функционирования контрактной системы закупок РФ может быть полезен международный опыт. В настоящее время в российской и зарубежной научно-методической литературе на практике используется большое число разных подходов. У каждой страны есть своя организованная система госзакупок, координирующаяся органами управления и функционирующая на основе установленного законодательства. Страны отличаются тем, что имеют свои особенности в управлении госзакупок, контроле, в частности в расчете цены контракта и измерении эффективности.

Особенностями национальных контрактных систем считается масштабное применение методик планирования в обеспечении государственных нужд, мониторинга цен, баз данных типовых контрактов, механизмов контроля и процедур оценки результатов их исполнения, специализированных информационных ресурсов управления контрактными системами.

В таких странах, как США и Великобритания, функционируют национальные контрактные системы, включающие в себя отработанные механизмы управления государственным заказом по трем основным этапам: планирование, размещение, исполнение.

В странах Европейского союза детально регламентированы процедуры размещения государственного заказа, которые носят обязательных характер не только странами-членами ЕС, но и государств, претендующих на право вступления в ЕС.

Федеральная контрактная система США (далее - ФКС) создана в 1921 г. и является одной из старейших контрактных систем. В США первый закон по регулированию системы федеральных государственных закупок был принят в 1792 году. Современный механизм госзакупок США в основном сложился к 1984 г., когда был принят свод законодательных и подзаконных актов, в совокупности именуемый «Правила закупок для федеральных нужд». В своде правил содержаться более 1000 страниц и имеются 53 раздела, каждый из которых посвящён отдельному аспекту закупок. Первые шесть разделов рассматривают общие вопросы заключения государственных контрактов, следующие шесть - посвящены различным положениям планирования закупок. В последующих разделах рассмотрены вопросы трудового права к выполнению госзакупок, правила и процедуры контроля за ходом исполнения контрактов, библиотека типовых контрактов, которая содержит более 100 детально регламентированных государственных контрактов.

ФКС США разделяет закупки, осуществляемые для выполнения государственных программ, и закупки имущества и материалов, необходимых для функционирования государственного аппарата. Значительно большие по объему закупки осуществляются для выполнения предусмотренных бюджетом государственных программ (вооружение, строительство автодорог, и т.д.). Данные закупки размещаются министерствами, агентствами и рядом других ведомств самостоятельно на рынке вооружения, энергетики и т. д.

Закупки, необходимые для обеспечения деятельности всех федеральных ведомств США, осуществляет Администрация общих услуг (АОУ). Эта государственная организация закупает централизовано и хранит на своих складах материалы и оборудование, которое в последующем распределяется по министерствам и ведомствам. В целом за счет того, что АОУ покупает продукцию крупными партиями через торги, общие затраты существенно сокращаются по сравнению с тем, как если бы каждое ведомство закупало товары и услуги самостоятельно по небольшим контрактам или в розницу.

Большой опыт в организации государственных закупок имеет и Великобритания. Например, специальный орган по закупкам, обеспечивающий интересы «короны» был создан в 1833 г. В современном виде система закупок сложилась в 1984 г., когда были приняты «Рекомендации по конкурсным закупкам». В 1990 г. при Казначействе была создана «Центральная организация по закупкам» в качестве основного методического и контролирующего органа.

В каждом министерстве Великобритании, в отличие от США, есть департамент контрактной работы, который производит закупки самостоятельно для обеспечения общих нужд остальных департаментов и территориальных подразделений. Казначейство в свою очередь делегирует право распоряжения бюджетными средствами отраслевым министерствам (департаментам), при этом чиновники Казначейства, курирующие данный департамент, сопровождает планирование, размещение и исполнение государственного контракта на протяжении всего его жизненного цикла. Помимо этого, представитель Казначейства подтверждает расходы и осуществляет руководство на базе принципа «value for money» - «адекватная ценность за уплаченные деньги».

На портале контрактной системы Великобритании размещена электронная библиотека типовых контрактов в виде сервиса по подбору госконтрактов. В настоящее время в базе библиотеки находится более 450 контрактных направлений.

Достаточно специфичная организация государственных закупок в Германии. Контрактные отношения не выделяются в отдельное законодательство, а являются одним из аспектов антимонопольного законодательства, цель которого предусмотреть невозможность его нарушений как со стороны заказчика, так и со стороны участников размещения заказа. В связи с этим Европейское законодательство по закупкам заимствовало у Германии раздел закона о недопустимости ограничения конкуренции, как принцип рыночной экономики не зависимо от положения заказчика.

В условиях высокого уровня налогообложения заказчики не могут допускать неэффективного расходования средств налогоплательщиков. Существующий порядок в Германии четко регламентирует требования участника размещения заказа, не допуская подрядчиков, не имеющих хорошей репутации, достаточного опыта работы и соответствующей квалификации.

Необходимо отметить, что законодательство минимизирует не только бюджетные риски, но и вероятность убытков со стороны участников, которые могут возникнуть из-за ошибок заказчика. Правовая база предусматривает выплату компенсации участникам расходов, понесенных в ходе подготовки и во время участия в конкурсных процедурах, в результате ошибок и нарушений заказчика.

Многие зарубежные страны накопили практический опыт управления процессом эффективного расходования бюджетных средств, включая и закупочную деятельность. Законодательство о госзакупках в разных странах мира развивалось с особенностями правовых систем и традиций. В силу этого наблюдается заметные различия в структуре законодательства, а также различия в соотношении законов (актов) в общем объеме нормативных документов по вопросу закупок.

Опыт зарубежных стран в области госзакупок представляет огромный интерес для создания и внедрения новых методов организации закупок в России, с их помощью выполняются экономические и социальные программы страны, развиваются разные отрасли народного хозяйства, поддерживается продукция отечественных производителей, а так же регулируются некоторые социальные процессы.

Сейчас создана модель построения будущей российской системы госзакупок, которая соответствует мировым практикам. Однако, используя опыт США и Германии и его внедрение в Россию, нужно помнить о возможных проблемах. Например, заимствование отдельных элементов без взаимосвязи и взаимозависимости. Не взаимосвязь снижает эффективность всей системы государственных закупок, делает незаконченным отдельные положения законодательства, создает несогласованность между элементами системы.

В итоге изучения зарубежного опыта можно отметить следующее:

  • во-первых, развивая систему планирования и нормативно-правового регулирования госзакупок в России, необходимо использовать как свой накопленный опыт, так и опыт зарубежных стран;
  • во-вторых, при этом необходимо учитывать последствия практического применения внедряемых методов, иначе не будет достигнута конечная цель управления государственными закупками - повышение эффективности, надлежащего исполнения и прозрачности государственных заказов.

Список литературы

  1. Антонов В.И., Киселева О.В. Зарубежный опыт регулирования размещения государственного заказа и возможность его использования в российской практике // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3. С. 288.
  2. Уметалиев А.С. Зарубежный опыт проведения государственных закупок // Наука, новые технологии и инновации. 2013. № 6. С. 124–125.
  3. Белинская М.П. Тенденции правового регулирования государственных закупок. / М.П. Белинская. // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. – 2014. - № 1. – С. 349-351.
  4. Еремин В.В. Развитие института регулирования государственных закупок в России / В.В. Еремин. // Молодой ученый. - 2014. - №20. - С. 472-474.
  5. Мировой опыт госзакупок. [Электронный ресурс] //URL: http://bujet.ru/article/2895.php (дата обращения 13.09.2018)