Важнейшими элементами финансовой системы являются. Структура финансовой системы РФ. Финансовая система и место в ней государственных и муниципальных ресурсов

Финансовая система - это объективно обусловленное внутреннее строение взаимосвязанных между собой финансовых звеньев (финансовых институтов), каждое из которых представляет специфическую группу финансовых отношений. Следует отметить, что под термином «финансовая система» экономисты понимают ее как систему финансовых отношений и одновременно как совокупность финансовых учреждений .

Исходя из роли субъекта в общественном производстве, их финансы можно разделить в финансовой системе на две большие группы, во-первых, как финансы «субъектов хозяйствования», а, во-вторых, как государственные и муниципальные финансы, которые в итоге и определяют сферы финансовой системы.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы. Сегодня в финансовую систему Российской Федерации входят следующие основные элементы:

  • 1. Бюджетная система, включает в себя совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и бюджетов местного самоуправления, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  • 2. Внебюджетные целевые фонды формируются для осуществления обязательного государственного страхования.
  • 3. Фонды страхования.
  • 4. Кредит (государственный, муниципальный и банковский).
  • 5. Финансы субъектов хозяйствования всех форм собственности (предприятий, объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, учреждений, индивидуальных предпринимателей).

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет не только структурные элементы, но еще они подразделяются на конкретные звенья.

В юридической литературе понятие «финансовая система» употребляется в двух смыслах: как совокупность финансовых институтов, и как совокупность финансовых учреждений страны.

Финансовая система Российской Федерации как совокупность государственных органов и учреждений - это разветвленная сеть финансовых органов и кредитных учреждений, осуществляющих непосредственную финансовую деятельность государства.

Государство осуществляет финансовую деятельность через свои органы, наделенные для этого специальной компетенцией. Следовательно, к субъектам финансовой деятельности государства относятся практически все органы на уровне Российской Федерации и ее субъектов, которые без исключения в рамках своей компетенции активно занимаются финансовой деятельностью. Их можно разделить на три вида: органы общей, специальной и функциональной компетенции.

Органы общей компетенции имеют правомочие воздействовать на все сферы общественной жизни. К ним относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ.

Органы специальной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность субъектов одной сферы. К ним, например, относятся Центральный банк РФ и Министерство финансов РФ.

Органы функциональной компетенции имеют правомочие воздействовать на деятельность всех субъектов независимо от их отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы, но в пределах ограниченного круга задач.

Систему финансовых органов возглавляет Министерство финансов РФ, которое является органом исполнительной власти. Минфин РФ обеспечивает проведение единой государственной финансовой политики и осуществляет общее руководство организацией финансов в стране. Систему кредитных учреждений возглавляет Центральный банк РФ, который осуществляет руководство в области кредита, регулирует и контролирует всю систему коммерческих банков и кредитных организаций в России.

К финансовым органам относятся также органы, занимающиеся непосредственно аккумуляцией денежных средств, - Федеральная налоговая служба и Федеральная таможенная служба. Исполнительные органы субъектов РФ и органы местного самоуправления выполняют на соответствующей территории функции в области финансовой деятельности в пределах своей компетенции.

Финансовая деятельность органов государства и местного самоуправления имеет публичный характер, общую направленность на обеспечение потребностей общества, реализацию задач социально-экономического развития, поддержание обороноспособности и безопасности страны.

Для более эффективной своей деятельности все эти органы власти используют различные методы. Метод собирания (мобилизации) фондов денежных средств тесно связан с налоговым методом, который используется для изъятия части доходов организаций и граждан в бюджеты определенного уровня бюджетной системы страны. В отличие от налогового метода, которому свойствен принудительный характер, применяется метод добровольного привлечения денежных средств - покупка облигаций, лотерей, государственных ценных бумаг, вклады населения в банки и т.д. С помощью страхового метода образуются страховые фонды.

При распределении государственных денежных средств применяются основные методы осуществления финансовой деятельности: метод финансирования - безвозвратный и безвозмездный отпуск денежных средств, в последние годы широко используется метод бюджетирования. Использует государство и метод кредитования - выделение средств на началах возмездности, срочности и возвратности.

Методы обязательных и добровольных страховых платежей используются для создания централизованных государственных внебюджетных фондов. Методы финансовой деятельности государства не статичны, а динамичны и меняются во времени в соответствии с теми задачами, которые имеют первостепенное значение для развития страны. Так, например, в настоящее время интенсивно развивается финансовый рынок реализации ценных бумаг - акций, облигаций и других финансовых инструментов.

Таким образом, финансовая деятельность государства и муниципальных образований является важной и необходимой составной частью финансового механизма государственного управления. Финансовые ресурсы в процессе финансовой деятельности государства перераспределяются и используются в обществе органами публичной власти, исходя из приоритета публичных интересов всего общества.

Контрольные вопросы

Понятие и функции финансов.

Что такое финансовая политика и ее основные задачи.

Дайте характеристику финансового механизма.

Субъекты финансовой деятельности.

Принципы и методы финансовой деятельности государства.

Финансовая система Российской Федерации и ее институты.

Финансовые рынки и их регулирование.

  • Финансово-кредитный энциклопедический словарь. Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2002. С. 1021
  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф
  • 7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах
  • 8. Управление финансами, его экономическое содержание и функции. Объекты и субъекты управления финансами
  • 9. Механизм управления финансами, его структура и элементы
  • 11. Финансовый аппарат организаций, его структура и функции
  • 12. Финансовый менеджмент как система управления денежными потоками
  • 13) Содержание,значение,задачи и методы финансового прогнозирования и планирования.Виды финансовых прогнозов
  • 14) Сводный финансовый баланс и его структура
  • 15) Финансовый контроль: содержание, значение и задачи. Органы, осуществляющие финансовый контроль, их функции, права и обязанности
  • 16) Содержание и значение финансовой политики. Финансовая стратегия и тактика
  • 17) Финансовая политика государства в экономических теориях. Типы финансовой политики государства и их развитие.
  • 18) Результативность финансовой политики. Показатели эффективности финансовой политики
  • № 26) . Бюджетное устройство и бюджетная система рф. Принципы построения бюджетной системы рф
  • 32. Проблемы и концепции реформирования бюджетного федерализма в рф.
  • 37.Экономическое содержание расходов бюджетной системы, их классификация. Методы и формы организации расходов бюджетов
  • 38. Бюджетное финансирование и бюджетные кредиты, их особенности, принципы и порядок организации.
  • 39. Бюджетный процесс как форма управления бюджетной системой, его участники и этапы
  • 40. Бюджетное планирование как составная часть бюджетного процесса. Принципы, задачи, методы.
  • 41. Исполнение бюджетов различных уровней. Системы кассового исполнения бюджета.
  • 42. Социально-экономическая сущность государственного кредита, необходимость его применения и роль в формировании бюджетных ресурсов государства и регулировании экономики.
  • 45. Государство как кредитор. Формы предоставления бюджетных кредитов.
  • 46. Социально-экономическая сущность внебюджетных фондов. Их классификация и состав.
  • 47. Государственные внебюджетные фонды рф: их классификация, особенности формирования и принципы функционирования.
  • 48. Необходимость и экономическое содержание страхования. Страхование как финансовая категория, ее специфика. Функции страхования.
  • 49. Сферы, отрасли (пенсионное, медицинское и др.) и формы страхования, их особенности.
  • 50. Классификация страхования: обязательное, добровольное; личное, имущественное, экономических рисков, ответственности; перестрахование и сострахование.
  • 51. Страховой рынок, его структура и принципы организации. Участники страхового рьшка и их функции. Тарифная политика в страховании.
  • 52. Сущность и функции финансов организаций. Содержание финансовых отношений в процессе осуществления деятельности организаций.
  • 53. Основы функционирования финансов коммерческих организаций. Принципы организации финансов предприятий.
  • 54. Факторы, влияющие на организацию финансов организаций
  • 55. Собственные средства организаций.
  • 56. Заемные средства организаций.
  • 59. Доходы и расходы организаций. Выручка от реализации продукции, направления ее использования.
  • 60. Расходы организаций, их содержание и состав.
  • 62) Содержание финансов некоммерческих организаций. Особенности управления финансами нко.
  • 63) Финансовый рынок: сущность, структура и роль в перераспределении финансовых ресурсов.
  • 64) Формирование и использование финансовых ресурсов бюджетных учреждений
  • 65) Формирование и использование финансовых ресурсов ип.
  • 66. Финансовый рынок: сущность, структура и функции.
  • 70. Бюджет домашних хозяйств.
  • 6. Характеристика основных элементов финансовой системы рф

    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов

    Государственный бюджет - это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические). Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении. Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

    7. Международная финансовая система. Особенности функционирования финансовых систем в экономически развитых странах

    Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления – аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

    государственные финансы;

    корпоративные финансы ;

    финансы домохозяйств , которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов.

    Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

    Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

    1. Централизованные финансы. Ведущее звено – государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2–3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

    Бюджетная система – совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

    Государство может иметь:

    двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

    трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

    Базовые принципы построения бюджетной системы:

    самостоятельность территориальных бюджетов;

    равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

    разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

    Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

    американский тип – практически полная независимость всех звеньев;

    западноевропейский тип – относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

    В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

    Банковское дело: шпаргалка Шевчук Денис Александрович

    Тема 45. Финансовая система (ФС): понятие, элементы, основы построения

    ФС – совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Финансовая система состоит из:

    а) общегосударственные финансы – федеральный, региональные, местные бюджеты, государственная кредитная система, система государственного страхования, пенсионный фонд, внебюджетные фонды и т. п.

    б) финансы хозяйственных субъектов – финансы предприятий, коммерческая банковская система, коммерческое кредитование и страхование, залоговая, биржевая системы.

    Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путём распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, обеспечивающие потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных фондов и накоплений самих предприятий.

    Основой финансовой системы являются финансы предприятий – они непосредственно участвуют в процессе материального производства. Источником централизованных государственных фондов денежных средств является национальный доход, создаваемый в сфере материального производства.

    Общегосударственные финансы – ведущая роль: в обеспечении определённых темпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, производственными и непроизводственными сферами, а также формами собственности, отдельными группами и слоями населения.

    Госбюджет – главное звено финансовой системы – форма образования и использования централизованного фонда денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создаёт возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства, что позволяет влиять на единую экономическую и финансовую политику страны. В современных условиях средства госбюджета направляются на осуществление инвестиционной политики, субсидирование предприятий, финансирование конверсии оборонных отраслей, что способствует формированию рациональной структуры общественного производства, наращиванию научно-технического потенциала, обновлению материально-технической базы. Расходы бюджета на социально-культурную сферу имеют не только социальное, но и экономическое значение, т. к. представляют важнейшую часть затрат на воспроизводство рабочей силы и служат для повышения материального и культурного уровня жизни народа.

    Внебюджетные фонды – это средства федерального правительства и местных органов власти, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование этих фондов происходит за счёт обязательных целевых отчислений, которые установлены в процентах к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции. Имеют строго целевое назначение, что гарантирует использование средств в полном объеме. Обособленное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий.

    Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заёмщиком – государство. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путём продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ц.б. Данная форма кредита позволяет заёмщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие дефицита государственного бюджета без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране.

    Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.

    Финансы предприятий различной формы собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают процесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное использование финансов предприятий в процессе производства и реализации продукции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, страхования. В условиях рынка предприятия самостоятельно распределяют выручку, формируют и используют фонды производственного и социального назначения, изыскивают необходимые им средства для расширения производства продукции, используя кредитные ресурсы и возможности финансового рынка.

    Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

    Тема 14. Финансовая несостоятельность (банкротство) предприятий 97. Сущность, роль и критерии банкротства. Фиктивное и преднамеренное банкротство Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном

    автора Полякова Елена Валерьевна

    2. Финансы и финансовая система 2.1. Сущность и функции финансов Финансы - часть денежных отношений, являющаяся инструментом распределения и перераспределения ВВП. Материальной основой существования и функционирования финансов являются деньги.Субъектами финансовых

    Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

    2.2. Финансовая система и её звенья Любая система представляет собой сочетание объектов с упорядоченными взаимными связями, которые придают сочетанию новые свойства.Финансовая система - совокупность звеньев финансовых отношений и финансовых потоков между ними. Каждое

    Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

    19. Понятие «налоговая система РФ». Соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов» Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.В соответствии с

    Из книги Финансы организаций. Шпаргалки автора Зарицкий Александр Евгеньевич

    1. Финансовая система страны Основные экономические субъекты народного хозяйства страны: 1) государственный сектор; 2) предпринимательский сектор; 3) сектор домашних хозяйств; 4) сектор «Заграница».В каждом секторе есть своя специфика управления финансами, но в целом вся

    автора Шевчук Денис Александрович

    Тема 75. Денежная система: понятие и элементы Денежная система – это форма организации денежного обращения в стране, сложившаяся исторически и закреплённая национальным законодательством (Шевчук Денис, Деньги Кредит Банки конспект лекций, Финансы и кредит)… Тип

    Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис Александрович

    Тема 76. Система безналичных расчетов. Её роль, элементы. Формы безналичных расчётов расчётов Безналичные расчёты – это расчёты, осуществляемые между ф.л. и ю.л. без применения наличных денег путём перевода средств через банк с расчётного (текущего) счёта плательщика на

    Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

    ЛЕКЦИЯ № 2 Финансовая система 1. Общая характеристика финансовой системы Понятие «финансовая система» является развитием более общего понятия – «финансы».Финансы определяют экономические общественные отношения, проявляющиеся по-разному. Финансы имеют свою

    Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

    ТЕМА 22 ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ 22.1. Финансы и финансовая система. Принципы построения и функции финансовой системыИсторически финансы были связаны с деятельностью государства. Они сложились как государственные

    Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

    Лекция 19 Тема: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА И ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В лекции рассматриваются проблемы, связанные с анализом следующей важной макроэкономической категории – финансов. К ним относятся: принципы построения и функции финансовой системы; финансовая

    Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

    5. Международная валютно-финансовая система Мировой валютной системой называют исторически сложившуюся форму организации международных денежных отношений, закрепленную межгосударственными договоренностями. Эта система может быть представлена как набор способов,

    Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

    VI. Финансовая система РФ

    Из книги Политическая экономия автора Островитянов Константин Васильевич

    Финансовая система социализма. Наличие при социализме товарного производства и товарного обращения ведёт к тому, что продукция всех социалистических предприятий выражается не только в натуральной, но и в денежной (стоимостной) форме. Социалистические предприятия, как

    Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Политическая экономия автора Ясин Евгений Григорьевич

    4.2.3 Банки и финансовая система В кратчайшие сроки надо реализовать программу реструктуризации банковской системы, считая это одной из самых актуальных задач: банкротство несостоятельных коммерческих банков, недопущение их деятельности после отзыва

    Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

    Из книги Бизнес путь: Yahoo! Секреты самой популярной в мире интернет-компании автора Вламис Энтони

    Элементы построения имени компании Для создания яркой индивидуальности на переменчивом рынке основную роль играет взаимодействие трех факторов: Представление – для чего существует ваша компания и каковы будущие направления ее деятельности? Позиционирование –


    Каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система – это совокупность разнообразных видов фондов финансовых ресурсов, сконцентрированных в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, отдельных финансовых институтов и населения для выполнения возложенных на них функций, а также для удовлетворения экономических и социальных потребностей.
    Для финансовых систем присущие определенные специфические черты, а именно:
    -для каждого звена финансовых систем характерные свойственные ей методы мобилизации средств для создания фондов финансовых ресурсов и направления их использования;
    -относительная самостоятельность звеньев финансовой системы, то есть каждая из них имеет собственную специфическую сферу применения;
    -тесная взаимосвязь и взаимная обусловленность между звеньями финансовой системы, то есть каждое звено может успешно функционировать только при совершенстве и эффективности системы в целом
    -финансовая система государства может быть эффективной только тогда, когда налажена и законодательно закрепленная деятельность каждого ее звена;
    -каждое звено финансовой системы может разделяться на меньшие подразделения в зависимости от факторов, что влияют на организацию финансов, в первую очередь на формирование и использование фондов финансовых ресурсов
    Разделение финансовой системы на отдельные звенья - явление объективно, обусловленное потребностями экономического развития. Структура финансовой системы динамическая и не может рассматриваться в статическом виде. В процессе экономического развития она может дополняться или некоторые ее звенья могут отмирать.
    Следовательно, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов финансовых ресурсов, которые находятся в распоряжении государства, нефинансового сектора экономики, финансовых институтов, домохозяйств для финансового обеспечения социальных и экономических потребностей общества в целом, хозяйственных структур, отдельных граждан.
    Государственная финансовая система развитых стран включает такие звенья: государственный бюджет, местные финансы, специальные внебюджетные фонды и финансы государственных корпораций.
    Основным элементом финансовой системы является государственный бюджет. По своему материальному содержанию он является главным централизованным фондом средств государства, через который перераспределяется до 40% национального дохода страны.
    Основным способом наполнения государственного бюджета являются налоги. На их доля приходится от 70 до 90% общей суммы доходов бюджета. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепленные такие налоги, как подоходный налог корпораций, акцизы, налог на добавленную стоимость, пошлины.
    Из государственного бюджета средства расходуются на военные мероприятия, вмешательство в экономику, содержание государственного аппарата, социальные расходы, субсидии и кредиты развивающимся странам.
    Вторым элементом финансовой системы являются местные финансы, которые включают местные бюджеты, финансы муниципальных предприятий и автономные местные фонды. Основную роль играют местные бюджеты.
    Доходы местных бюджетов формируются преимущественно из второстепенных (местных) налогов и сборов. Среди расходов местных бюджетов большую долю занимают расходы на социальные мероприятия. Местные бюджеты как преимущественно дефицитные получают необходимые средства в виде субсидий и кредитов из государственного бюджета.
    Третьим элементом финансовой системы являются внебюджетные специальные фонды. В странах с развитой рыночной экономикой это фонды национального страхования, которые образуются за счет страховых взносов работников предприятий и дотаций из государственного бюджета. Средства таких фондов используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, в случаях потери кормильца, выплаты по временной неработоспособности, безработице.
    Финансовую систему Украины образуют определенные звенья финансовых отношений (рис. 4).


    Ведущим звеном финансовой системы являются финансы предпринимательских структур. Они состоят из финансов производственной и непроизводственной сфер.
    Финансы производственной сферы разделяют на две группы:
    -в зависимости от формы собственности: на государственные, акционерные, коллективные, индивидуальные, арендные, общие;
    -в зависимости от вида деятельности: на машиностроение, строительство, транспорт, сельское хозяйство и тому подобное.
    Финансы непроизводственной сферы разделяются на финансы образования, охраны здоровья, культуры, науки, обороны и других отраслей. Характерной особенностью создания и использования фондов и финансовых ресурсов в этом случае является наличие, рядом с собственными источниками, бюджетного финансирования.
    Государственные финансы можно определить как совокупность фондов финансовых ресурсов общегосударственного назначения. По своей структуре это очень сложное и многоплановое звено финансовой системы. Государственные финансы охватывают: государственный и местные бюджеты; централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения; финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности; государственный кредит; государственное личное и имущественное страхование.
    Ведущее место в государственных финансах принадлежит бюджетам разных уровней, которые объединяются в сведенном бюджете государства. Сводный бюджет - это совокупность всех бюджетов государства, входящих в бюджетную систему. Структура бюджетной системы определяется Конституцией Украины. В ней и в Законе о бюджетных правах закрепляются права государства и местных органов власти и управления на утверждение своих бюджетов, на дифференцирование доходов и расходов между разными звеньями бюджетной системы, порядок их составления и утверждение.
    Бюджет это форма планомерного накопления и использования средств для обеспечения функций, осуществляемых органами государственной власти, регионального и местного самоуправления. Такое накопление средств происходит в отраслях производства, поэтому предприятия всех форм собственности являются ведущим звеном в создании финансов государства, поскольку финансы предприятий опосредствуют денежные отношения, которые возникают при создании и использовании денежных доходов для формирования основных и оборотных фондов, расчетов с государством через систему налогов и обслуживания круговорота средств предприятий и изменение форм стоимости в процессе такого круговорота. Если финансы предприятий обслуживают процесс производства общественного продукта, его распределение внутри предприятий и накопления капитала для расширенного воспроизводства и расчетов с государством через налоговую систему, то общегосударственные финансы используются для распределения и перераспределения с целью удовлетворения потребностей общегосударственного потребления через государственный и местные бюджеты и многочисленные централизованные внебюджетные фонды: социального страхования, пенсионный фонд и тому подобное.
    Централизованы и децентрализованные фонды Украины целевого назначения включают Пенсионный фонд, Фонд содействия занятости, Фонд социального страхования, валютный фонд, внебюджетные фонды местных органов самоуправления. Особенность формирования этих фондов в том, что они имеют строго целевое назначение и на другие цели не используются. Так, соответственно с действующим законодательством, на Пенсионный фонд Украины возлагается задание обеспечить финансирование расходов на выплату пенсий гражданам, которым исполнилась необходимая для назначения пенсий количество лет, на выплату помощи на детей и другие мероприятия.
    Государственный кредит представляет собой задолженность государства перед гражданами и хозяйственными структурами своей страны, иностранными кредиторами. Его величина свидетельствует о рациональности и эффективности финансовой политики государства и регулируется законодательством.
    Страховые и резервные фонды являются совокупностью фондов финансовых ресурсов, основное назначение которых - покрыть потери, что возникли из непредвиденных причин, или финансово обеспечить мероприятия, которые не были включены в планы финансирования, но являются важными для государства.
    Страховые фонды формируются за счет страховых взносов юридических и физических лиц и находятся в распоряжении страховых организаций разных форм собственности. Страховые фонды и резервы - объективное явление в экономике государства, что связано с наличием рисков в хозяйственной деятельности и общественной жизни.
    Функционирование страховых и резервных фондов финансовых ресурсов обеспечивает минимизацию потери экономики государства, хозяйственных структур и отдельных граждан, связанных с фактами стихийного бедствия и непредвиденных обстоятельств. Страховые фонды могут использоваться также как инвестиционный и кредитный ресурсы в экономике до наступлению страхового случая. Резервные фонды как на уровне государства, так и на уровне хозяйственных структур способствуют повышению эффективности хозяйственной деятельности.
    Финансовый рынок - звено финансовой системы, которое формирует и использует фонды финансовых ресурсов в тех случаях, когда другие звенья финансовой системы не могут действовать эффективно. Финансовый рынок включает валютный рынок, рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумаг и финансовых услуг.
    Валютный рынок - формирование фондов финансовых ресурсов для осуществления внешнеторговых операций. Здесь имеет место обмен валюты одного государства на валюту другой.
    Рынок кредитных ресурсов действует в форме привлечения временно свободных средств на инвестиционные и другие потребности. Регулируется рынок кредитных ресурсов с помощью учетной ставки национального банка.
    Рынок ценных бумаг - это мобилизация средств на потребности хозяйственной деятельности путем выпуска и реализации ценных бумаг, которые являются гарантом возвращения вложенных средств и получения дохода. Все операции по реализации ценных бумаг осуществляются на фондовом рынке. Существует также внебиржевая торговля ценными бумагами.
    Финансы домохозяйств являются средством создания и использования фондов финансовых ресурсов для удовлетворения личных потребностей граждан. Источником создания этих фондов является заработная плата и другие источники доходов каждого гражданина или его семьи. К доходам домохозяйств принадлежат доходы от продажи собственного капитала, земли, продукции подсобных хозяйств, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, проценты на капитал, вложенный в ценные бумаги и тому подобное.
    К расходам домохозяйств принадлежат расходы на приобретение потребительских товаров, оплату предоставленных услуг и выполненных работ, формирования сбережений, куплю ценных бумаг и другие расходы. Домохозяйства по своей экономической сути - это хозяйственные структуры исключительного типа, деятельность которых основывается на создании и использовании фондов финансовых ресурсов

    Финансовая система включает три основных звена: государственные финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным являются финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

    Государственные финансы состоят из двух основных элементов: государственного бюджета и внебюджетных фондов.

    Государственный бюджет – это годовой план доходов и расходов государства, это деньги, которые позволяют государству выполнять экономические и социальные функции (а в последнее время и политические).

    Государственный бюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета). Поэтому утверждение государственных бюджетов на очередной год всегда носит бурный характер. Правительства пытаются ущемить права регионов, а последние стремятся оставить больше средств в своем распоряжении.

    Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

    Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80–90 % формируется за счет налогов с предприятий и населения.

    Остальная часть поступает от использования государственной собственности, внешнеэкономической деятельности.

    Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на социально-культурные нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, государственное управление.

    В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

    Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования.

    Финансовые фонды – важная составная часть общей системы денежных фондов, функционирующая в народном хозяйстве.

    Фондовая форма использования финансовых ресурсов объективно предопределена потребностями расширенного воспроизводства и обладает некоторыми преимуществами по сравнению с нефондовой формой:

    – позволяет теснее увязать потребности людей с экономическими возможностями общества;

    – обеспечивает концентрацию ресурсов на основных направлениях развития общественного производства;

    – дает возможность полнее увязать общественные, коллективные и личные интересы и тем активнее воздействовать на производство. Центральное место в финансовой системе занимает государственный бюджет – самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. За счет государственного бюджета содержатся армия, полиция, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

    В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь.