Из чего состоит бюджетное устройство. Бюджетное устройство РФ: характеристика и принципы бюджетного устройства, бюджетная система. Гос. и Муниципальный кредит

Элементами бюджетного устройства являются:

1) структура бюджетной системы;

2) бюджетная классификация РФ;

3) принципы бюджетной системы РФ.

Бюджетная система РФ - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая законодательством РФ совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ имеет трехуровневую структуру (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ[К31]):

· 1 уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

· 2 уровень - бюджеты субъектов РФ (областей, краев, республик в составе РФ, автономных округов, автономной области и городов федерального значения - Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), а также бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

· 3 уровень - местные бюджеты (городские, поселковые, районные в составе городов, бюджеты иных административно-территориальных образований).

Бюджеты нижестоящих уровней не входят в состав вышестоящего бюджета.

Консолидированный бюджет - это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории. Он дает полезную информацию для анализа, расчетов и прогнозирования, но формирования такого фонда денежных средств не происходит.

Бюджетная классификация - это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджета (ст. 18 БК РФ).

Бюджетная классификация включает в себя (согласно ст. 19 БК РФ):

1) классификацию доходов бюджетов;

2) классификацию расходов бюджетов;

3) классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

4) классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления).

Принципы построения бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы РФ.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами разных уровней: закрепление доходов и расходов за бюджетами разных уровней; установление полномочий органов государственной власти и муниципальных органов.

3. Принцип самостоятельности бюджетов:

Самостоятельный бюджетный процесс;

Самостоятельное достижение сбалансированности доходов и расходов;

Самостоятельное определение направлений расходования средств;

Запрет на изъятие дополнительных доходов или сэкономленных средств, полученных при эффективном исполнении бюджета;

Запрет на исполнение расходных обязательств за счет бюджетов других уровней.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования бюджета.

6. Принцип сбалансированности бюджета.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов.

9. Принцип прозрачности (открытости).

10. Принцип достоверности бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов.

13. Принцип единой [К32] кассы.

3.3. Состав доходов федерального бюджета РФ

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в бюджет, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицитов бюджетов. Различают налоговые и неналоговые, а также безвозмездные поступления.

Налоговые доходы бюджета - это федеральные, региональные и местные налоги и сборы, перечень которых определен в Налоговом кодексе [К34] РФ (ст. 13, 14, 15), а также налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами. Налог - это изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного обезличенного платежа, не имеющего конкретного направления расходования. Сбор - это целенаправленный платеж, адресность которого, как правило, содержится в самом названии. Существует также понятие пошлины: пошлина - это оплата конкретных действий уполномоченных органов, совершенных в интересах плательщика (государственная пошлина, таможенная пошлина). К этой же группе относятся пени и штрафы, предусмотренные налоговым законодательством.

Неналоговые доходы:

1. Доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности:

Арендная плата от сдачи в аренду этого имущества;

Проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в Центробанке РФ и в кредитных организациях;

Средства от передачи имущества под залог, в доверительное управление;

Плата за пользование бюджетными кредитами;

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

Часть прибыли товариществ и обществ, в капиталах которых участвуют РФ, субъекты РФ или муниципальные образования;

Часть прибыли государственных и муниципальных унитарных образований;

Доходы, полученные от предпринимательской или иной деятельности;

Иные доходы.

2. Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

3. Доходы от платных услуг:

Плата за предоставление информации по Единому государственному реестру налогоплательщиков;

Плата за рассмотрение ходатайств, предусмотренных антимонопольным законодательством;

Плата за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей;

Плата за услуги, оказываемые Гохраном России;

Другие платные услуги.

4. Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной или уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям; иные суммы принудительного изъятия:

Штрафы от применения мер административной и уголовной ответственности;

Штрафы, конфискации и компенсации от применения мер гражданско-правовой ответственности.

5. Иные неналоговые доходы:

Часть прибыли Центрального банка РФ;

Таможенные пошлины, таможенные сборы и т.д.

К безвозмездным поступлениям относятся:

1. Дотации и субсидии из других уровней бюджетной системы.

2. Субвенции.

3. Иные межбюджетные трансферты.

4. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

Моментом зачисления доходов в бюджет считается момент совершения Центробанком РФ или кредитной организацией операций по зачислению (учету денежных средств на счете органа, исполняющего бюджет). Момент уплаты доходов в бюджет - это момент передачи в банк платежного поручения (при наличии достаточного остатка на счете плательщика) или внесения наличными денежной суммы в банк.

В разделе 2 Бюджетного кодекса РФ подробно перечислены доходы каждого уровня бюджетной системы:

1) доходы федерального бюджета (гл. 7);

2) доходы бюджетов субъектов РФ (гл. 8);

3) доходы местных бюджетов (гл. 9).

Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета на 2015 год утвержден в сумме 14 564 940 902,0 тыс. руб. и на 2016 год - в сумме 15 905 708 733,0 тыс. руб., в том числе прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в сумме 381 865 740 тыс. руб.


Похожая информация.


Сущность бюджета

Бюджет является центральным звеном государства. Как экономическая категория бюджет выражает систему экономических отношений между бюджетами разных уровней, между органами государственной власти и сетного самоуправления и юридическими лицами, населением, которая основана на бюджетном праве - совокупности юридических норм оп которым устанавливаются права законодательных и исполнительных органов власти в области бюджета.

Законодательная база

Бюджетная законодательная база включает бюджетный кодекс РФ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, федеральные законы, федеральный закон о федеральном бюджете, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Функции бюджета

Являясь частью , бюджету соответствуют следующие функции финансов:

  • Распределительная - проявляется через формирование и использование централизованного фонда денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления;
  • Контрольная - действует одно одновременно с распределительной и предполагает возможность и обязательность государственного контроля за поступлением бюджетных средств;
  • Регулирующая - государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на необходимые цели.

Бюджетное устройство

Бюджетное устройство - это принципы, определяющие организацию и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, состав и структуру бюджетов, формирование и использование бюджетных средств и т.д.

Наиболее полное выражение бюджетное устройство находит в принципах бюджетной системы.

Согласно ст. 25 БК РФ бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

  • Принцип единства - единство правовой базы денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней, ведение бухгалтерского учета;
  • Принцип разграничения доходов и расходов - означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
  • Принцип самостоятельности бюджета : а) наличие собственных источников доходов всех уровней; самостоятельное; б) самостоятельное распределение расходов бюджетов; в) определение источников финансирования дефицита бюджетов; г) осуществление бюджетного процесса на каждом уровне и т.д.
  • Принцип полноты отражения доходов и расходов - все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах всех уровней в полном объеме;
  • Принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета, то есть дефицит должен быть минимальным;
  • Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств - соответствие бюджетов должно исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств и достижения наилучшего результата;
  • Принцип общего покрытия расходов - все расходы бюджета должны быть покрыты за счет доходов и поступлений;
  • Принцип гласности - обязательное опубликование в печати, полнота информации в СМИ, открытие для общества, кроме секретных статей, утверждаемых в составе федерального бюджета;
  • Принцип достоверности бюджета - надежность показателей прогноза социально-экономического развития территорий и реальность расчетов доходов и расходов;
  • Принцип адресности и целевого характера - бюджетные средства выделяются конкретно получателю. Нарушение адресности и направлений является нарушением бюджетного законодательства РФ.

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетная система - это совокупность бюджетов государства, административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанная на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является главным звеном финансовой системы государства. Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующей в ней законодательной системы, ролью бюджета в стране.

От формы государственного и административного устройства страны зависит и построение бюджетной системы.

Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе РФ, края, области, автономные округа.

В соответствии с конституцией и БК РФ бюджетная система РФ состоит из трех уровней:

  • Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  • Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
  • Местные бюджеты.

Государственный бюджет - это финансовая программа деятельности государства, которая выражает все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Местный бюджет - главный канал доведения до населения конечных результатов производства. Финансирует развитие отраслей производственной сферы, обеспечивающей жизнедеятельность населения.

Территориальный бюджет - свод региональных и местных бюджетов.

Доходы и расходы бюджета

Доходы

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжении органов государственной власти (федеральный, региональный, местный).

Состав доходов бюджета:

  • Налоговые доходы , предусмотренные налоговым законодательством (федеральным, законодательным, местным). Налоги и сборы. Сумма предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и других платежей. Также учитываются в документах в пределах лимитов.
  • Неналоговые доходы : доходы от использования государственного и муниципального имущества; финансовая помощь и бюджетные ссуды от бюджетов других уровней; штрафы, компенсации, конфискация и т.п.; платные услуги (нотариат).

Расходы

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и органов местного самоуправления. В зависимости от характера определений, формируются системы бюджетных расходов.

  • Государственное и муниципальное управление;
  • Национальная оборона;
  • Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
  • Поддержка отраслей материального производства;
  • Научно-технический прогресс (НТП);
  • Социальная защита населения;
  • Охрана окружающей среды и природных ресурсов;
  • Обслуживание и погашение государственных долгов.

В зависимости от экономического содержания, расходы делятся на:

  • Текущие - обеспечивают текущее финансирование органов власти, МСУ, оказание государственной поддержки бюджетным учреждениям и отдельным отраслям экономики в виде дотаций, субвенций, субсидий на текущее функционирование, являющееся преобладающей частью;
  • Капитальные - обеспечивают инновационную и инвестиционную деятельность для действующих или вновь создаваемых предприятий в соответствии с утвержденной инвестиции программой (в виде бюджетных кредитов).

Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. Их структура меняется ежегодно в зависимости от экономической ситуации в стране.

Доходы территориальных бюджетов

Делятся на два вида:

  • Собственные - виды доходов, закрепленных на постоянной основе полного или частичного за соответствующими бюджетами законодательства РФ. Составляют меньшую часть доходов;
  • Регулирующие - федеральные и региональные налоги, пошлины по которым установлены нормативы отчислений (в %-ах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.

К регулирующим доходам относятся:

  • Трансферты - средства, поступающие из федеральных и региональных бюджетов, финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по специальной методике и формуле;
  • Дотации - средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездных и безвозвратных основах для покрытия текущих расходов;
  • Субвенция - средства, бюджету другого уровня или юридическому лицу на безвозмездных и безвозвратных основах для осуществления целевых расходов;
  • Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня или юридическому или физическому лицу на условиях дальнейшего финансирования целевых расходов.

Бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных социальных фондов.

Структура бюджетной системы представлена на рис.

Бюджеты субъектов Российской Федерации представлены пятью различными видами региональных бюджетов, среди них: 21 бюджет республик в составе РФ, 9 бюджетов краев, 46 бюджетов областей, 1 бюджет автономной области, 4 бюджета автономных округов, 2 бюджета городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга.

Бюджеты муниципальных образований Российской Федерации также представлены разными видами бюджетов. В зависимости от видов муниципальных образований, на территории которых функционируют соответствующие местные бюджеты, своей численностью выделяются муниципальные районы, городские округа, сельские и городские поселения.

Основные принципы бюджетной системы:

Принцип единства бюджетной системы определяет единообразие: правовой базы; денежной системы; организации бюджетного процесса; санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы обеспечивает закрепление соответствующих видов доходов и расходов за федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и местным самоуправлением.

Принцип самостоятельности бюджетов обусловливает право законодательных органов государственной власти, а также органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; иметь собственные источники доходов; не допускать изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов исходит из того, что все доходы и расходы органов государственной власти и местного самоуправления должны полностью отражаться в их бюджетах.

Принцип сбалансированности обеспечивает равенство расходов бюджетов с доходами и поступлениями из источников покрытия бюджетного дефицита.

Принцип эффективности использования бюджетных средств определяет, что при составлении и исполнении бюджетов следует исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема ресурсов.

Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении. Секретные статьи могут быть только в составе федерального бюджета.

Принцип достоверности бюджета означает надежность его показателей.

Принцип адресности определяет, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и на конкретные цели

Бюджетное устройство Российской Федерации – это организационно-правовое построение бюджетной системы Российской Федерации, позволяющее выделить в ее составе структурные подразделения (уровни бюджетной системы, виды бюджетов) и определить формы взаимосвязей между ними.

Три составляющие бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетное устройство Российской Федерации, отражая сложную иерархию бюджетных взаимосвязей внутри страны, включает в себя три составляющие:

– бюджетную систему;

– бюджетные права, которыми наделяются органы публичной власти соответствующего уровня (федеральный, субфедеральный, муниципальный);

– принципы разграничения расходных полномочий и межбюджетное регулирование (межбюджетные отношения).

Бюджетное право – основной раздел финансового права, включающий в себя финансово-правовые нормы, устанавливающие структуру бюджетной системы РФ, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок распределения их между различными видами бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов РФ, административно-территориальных единиц; регламентирующие бюджетный процесс, а также регулирующие формирование и использование государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и других потребностей общества.

Нормы бюджетного права по своему содержанию подразделяются на материальные и процессуальные . Бюджетные материальные нормы закрепляют структуру бюджетной системы РФ, перечень доходов и расходов бюджетов, распределение их между различными бюджетами и т. д. К бюджетным процессуальным нормам относятся нормы, регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Нормы бюджетного права содержатся в Конституции РФ, Ст.71 и 72 определяют компетенцию РФ и сферу совместной деятельности РФ и ее субъектов в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета (ст.101, 104, 106, 114 и др.).

Нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, установлены в ст. 3 Бюджетного кодекса РФ.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы бюджетного права, образуют бюджетное законодательство.

Согласно ст. 2 Бюджетного кодекса РФ бюджетное законодательство РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ (далее по тексту БК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в соответствующих статьях кодекса.

68. Основные характеристики бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит. Бюджетная классификация.

Бюджет – это конкретный подробный план сбора и использования ресурсов экономическими агентами за определенный период.

Государственный бюджет – документ, расписывающий доходы и расходы конкретного государства, как правило, за год (с 1 января до 31 декабря).

Доходы бюджета - безвозмездные и безвозвратные поступления денежных средств в бюджет. Доходы формируют доходную часть бюджета, поступая в распоряжение органов государственной власти. Доходы бюджета делятся на две части: налоговые поступления в бюджет, неналоговые поступления в бюджет. Доходная часть бюджета формируется в основном из налогов. Неналоговые доходы бюджетов образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы.

Расходы бюджета – это денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач и функций государственного и местного самоуправления. Поскольку государству необходимо, прежде всего, обеспечить стабильность в обществе, то основными направлениями расходов являются: правоохранительные органы, государственный аппарат, социальные цели.

Бюджетный дефицит – состояние бюджета, характеризующееся превышением объема предусмотренных в бюджете расходных обязательств над объемом планируемых в нем доходов и ведущее к образованию отрицательного сальдо бюджета.

Профицит бюджета - экономическое понятие, которое означает, что доходная часть бюджета превышает расходную часть бюджета.

Бюджетная классификация – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

Для составления, утверждения и исполнения бюджета;

Контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

Обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

Составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов РФ - представляет собой группировку доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы. Группы доходов состоят из статей доходов. Статьи доходов объединяют конкретные виды доходов по источникам получения;

– функциональную классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, которая отражает направление бюджетных средств на выполнение государством основных функций. Первым уровнем классификации являются разделы. Вторым - подразделы, которые конкретизируют направление средств на осуществление деятельности государства в определенной области. Классификация целевых статей расходов образует третий уровень функциональной классификации. Классификация видов расходов бюджета образует четвертый уровень и детализирует направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям;

– экономическую классификацию расходов бюджетов РФ – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Выделяют текущие расходы - закупки товаров, оплата услуг; капитальные расходы - капитальные вложения, капитальный ремонт и т.д.;

– классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления на внутреннем рынке для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

– классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета - это группировка заемных средств, привлекаемых Правительством РФ на внешнем финансовом рынке для финансирования дефицита федерального бюджета;

– классификацию видов государственных внутренних долгов РФ , субъектов РФ, муниципальных образований - это группировка их долговых обязательств (например, государственный внутренний долг РФ, принятый от бывшего СССР);

– классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ - это группировка государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ, например государственный внешний долг РФ, в том числе по кредитам и т. п. -ведомственную классификацию расходов федерального бюджета - это группировка расходов бюджета по главным распорядителям средств федерального бюджета.

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • – состав бюджетного устройства Российской Федерации;
  • – структуру бюджетной системы Российской Федерации;
  • – определение бюджета;

уметь

  • – охарактеризовать принципы бюджетной системы Российской Федерации;
  • – различать состав консолидированных бюджетов РФ, субъектов РФ и муниципальных районов;

владеть навыками

– оперирования основными понятиями бюджетного процесса в Российской Федерации.

Форма территориально-политического устройства страны (унитарная или федеративная) является определяющим фактором при построении бюджетной системы государства. Федеративный тип государственного устройства предопределил трехуровневую структуру бюджетной системы РФ. В данной главе рассмотрены основы бюджетного устройства РФ, последовательно рассмотрены уровни бюджетной системы РФ, приведены основные показатели федерального бюджета за период с 2010 по 2015 гг. Обозначены последние новации бюджетного процесса, в частности, внедрение в основу бюджетного планирования принципа "скользящей трехлетки". В главе также определен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, приведены их некоторые особенности. Раскрыты принципы бюджетной системы РФ в соответствии с новым бюджетным законодательством.

Ключевые понятия

Бюджетная система РФ, уровни бюджетной системы, консолидированный бюджет, бюджетные фонды, государственные внебюджетные фонды, принципы бюджетной системы РФ

Бюджетная система Российской Федерации

Бюджетное устройство РФ определяется исходя из положений БК. Так, в состав бюджетного устройства РФ входят: 1) бюджетная система РФ; 2) бюджетная классификация РФ; 3) принципы бюджетной системы РФ.

Структура бюджетной системы государства во многом определяется типом его государственного устройства.

Исторически сложились две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарная и федеративная.

Унитарное государство представляет собой единое целое, составные части которого не обладают политической самостоятельностью. Для унитарного государства характерна единая централизованная правовая и политическая организация, действующая на всей территории страны. Унитарная модель территориального устройства получила наибольшее распространение в современном мире (Великобритания, Италия, Япония, Франция и др.). Бюджетная система в унитарном государстве включает только два уровня: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.

Федеративное государство – более сложное, чем унитарное, потому как составные части такого государства, именуемые субъектами федерации, обладают определенной политической и экономической самостоятельностью. На территории отдельных субъектов, таких как республики, действуют свои собственные конституции. Наряду с федеральной системой законодательной, исполнительной и судебной власти существуют аналогичные органы государственной власти субъектов федерации. Одним из наиболее сложных вопросов при федеративном государственном устройстве является разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами. Отсюда же возникает сложность во взаимоотношениях федерации со своими субъектами. Федеративная форма государственного устройства присуща наиболее крупным государствам, таким как: Австралия, Германия, Индия, Канада, США и др. В федеративном государстве и бюджетная система более сложная, она состоит из трех уровней: 1) государственный (федеральный) бюджет; 2) бюджеты членов федерации (штатов – в США, провинций – в Канаде); 3) местные бюджеты.

Вместе с тем в последнее время наметилась тенденция смешения характеристик различных государственных устройств и соответственно бюджетных систем, т.е. характеристики, присущие, например, унитарному государству, можно наблюдать в федеративном государстве, и наоборот.

Федеративное устройство России закреплено в Конституции РФ. Таким образом, федеративный тип государственного устройства предопределил трехуровневую структуру бюджетной системы РФ.

Согласно Конституции РФ федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Рис. 4.1.

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, которые равноправны между собой.

В составе бюджетов бюджетной системы РФ (без учета государственных внебюджетных фондов) находятся: федеральный бюджет, 22 бюджета республик, девять бюджетов краев, 46 бюджетов областей, три бюджета городов федерального значения, один бюджет автономной области, четыре бюджета автономных округов, а также около 23 тыс. местных бюджетов (бюджетов муниципальных образований).

Вплоть до 2005 г. в БК и НК не существовало разделения местных бюджетов на территориальные и поселенческие. О необходимости внесения изменений в бюджетное и налоговое законодательство с целью упорядочения бюджетного устройства субъектов РФ было заявлено в Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.08.2001 № 584.

До 1995 г. существовало три уровня административно-территориального деления и, соответственно, три уровня бюджетной системы субъектов РФ: 1) региональный (субъектов РФ); 2) районов и городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения; 3) городов районного значения, поселков, сельских администраций, районов в городах.

Принятый в 1995 г. Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" допускал различные трактовки функций и предметов ведения местного самоуправления, не содержал четких критериев их отделения от государственных функций и не устанавливал четкого разграничения полномочий, в том числе налогово-бюджетных, между муниципальными образованиями разных типов и территориальных уровней. Возникла ситуация, в которой возможность разграничения этих полномочий законами субъектов РФ сдерживалась неопределенностью норм о территориальных основах местного самоуправления.

В результате в большинстве субъектов РФ муниципальные образования и местные бюджеты были сформированы на уровне бывших городов областного (краевого, республиканского, окружного) значения и административных районов. Территориальные единицы более низкого уровня (бывшие города районного значения, поселки, сельсоветы), ранее имевшие свои бюджеты, были переведены на сметное финансирование. В отдельных субъектах РФ муниципальные образования и местные бюджеты были созданы на уровне городов, поселков, сельских администраций, в ряде субъектов РФ формально появились два уровня муниципальных образований, при этом реально бюджетный процесс осуществляется только на уровне районов.

Таким образом, фактически в Российской Федерации на местном уровне по-прежнему существовало два административных уровня, на которых осуществлялось управление общественными финансами. Однако БК и НК регулировали только один уровень местных бюджетов (налогов) и налогово-бюджетных полномочий, не разделяя муниципальные образования на территориальные и поселенческие. Это повлекло за собой целый ряд существенных недостатков, которые блокировали развитие и бюджетной системы, и местного самоуправления.

В этой связи в БК были внесены соответствующие изменения, которые позволяют формирование в субъектах РФ местных бюджетов разных типов (уровней), была определена сфера их расходных полномочий, отвечающая предметам ведения органов местного самоуправления, введены единые принципы формирования доходов местных бюджетов разных типов и выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований. Одновременно в НК были уточнены налоговые полномочия органов местного самоуправления.

БК содержит следующее определение бюджета:

Бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Главенствующую роль в бюджетном процессе в Российской Федерации занимает федеральный бюджет .

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств Российской Федерации. При этом использование федеральными органами государственной власти иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, не допускается.

Таблица 4.1. Основные характеристики федерального бюджета на 2010–2015 гг., млрд руб.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов.

В связи с реформированием бюджетного процесса, одним из направлений которого был переход к среднесрочному финансовому планированию всех бюджетов бюджетной системы РФ, БК предусмотрено ежегодное составление и утверждение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на три года (очередной финансовый год и плановый период). Данное нововведение позволяет обеспечить преемственность и предсказуемость не только бюджетной, но и макроэкономической, налоговой и денежно-кредитной политики.

Очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом.

Плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом.

В основу бюджетного планирования положен принцип "скользящей трехлетки", при котором ранее утвержденные проектировки второго и третьего года трехлетнего периода становятся основой следующего бюджета с ежегодным добавлением к ним проектировок нового третьего года.

При этом утверждение законом проектировок на второй и третий год не означает запрета на их корректировку в следующем бюджетном цикле. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается стабильность и предсказуемость бюджетных проектировок и, с другой стороны, возможность их реагирования на меняющуюся ситуацию, реализацию новых приоритетов бюджетной политики.

В условиях нового бюджетного законодательства в Российской Федерации в 2007 г. впервые произошло формирование и утверждение федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетах государственных внебюджетных фондов на среднесрочной основе:

  • – Федеральный закон от 21.07.2007 № 182-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
  • – Федеральный закон от 21.07.2007 № 183-Φ3 "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
  • – Федеральный закон от 21.07.2007 № 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов";
  • – Федеральный закон от 24.07.2007 № 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов".

Внедрение среднесрочного бюджетирования является несомненно положительным фактором для бюджетной системы РФ. Вместе с тем переход к трехлетним бюджетам ставит задачу повышения качества финансового планирования и прогнозирования для органов государственной власти, ответственных за их подготовку.

Следующим после федерального бюджета звеном бюджетной системы РФ являются бюджеты субъектов РФ .

Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта РФ. При этом использование органами государственной власти субъектов РФ иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов РФ не допускается.

БК органам государственной власти субъектов РФ предоставлено право выбора между утверждением бюджета субъекта РФ на три года либо на очередной финансовый год.

В случае, если проект бюджета субъекта РФ составляется и утверждается на очередной финансовый год, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план субъекта РФ.

Третий уровень бюджетной системы РФ представляют местные бюджеты .

В Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. При этом использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.

В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

Органам местного самоуправления также предоставлено право выбора между утверждением бюджета на три года или на очередной финансовый год. При этом в случае, если проект бюджета муниципального района (проект бюджета городского округа) составляется и утверждается на очередной финансовый год, местная администрация муниципального района (городского округа) разрабатывает и утверждает среднесрочный финансовый план муниципального района (городского округа).

Аналогичная мера предусмотрена и для бюджетов поселений. В случае, если проект бюджета поселения составляется и утверждается на очередной финансовый год, муниципальным правовым актом представительного органа поселения могут быть предусмотрены разработка и утверждение среднесрочного финансового плана поселения.

В состав бюджетной системы РФ входят также бюджеты государственных внебюджетных фондов , предназначенные в соответствии со ст. 13 БК, как и федеральный бюджет, для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.

При этом расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Средства бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

БК определен состав бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также порядок их составления, представления и утверждения. Так, в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

Бюджетами государственных внебюджетных фондов РФ являются: 1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ составляются органами управления указанных фондов на очередной финансовый год и плановый период.

Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ одновременно с проектами законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ.

Финансовый год для бюджетов бюджетной системы РФ соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.

В составе бюджетной системы РФ образовываются консолидированные бюджеты.

Консолидированный бюджет – свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Структура консолидированных бюджетов в Российской Федерации (без учета межбюджетных трансфертов) представлена на рис. 4.2.

Рис. 4.2.

Федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами) образуют консолидированный бюджет РФ .

Показатели доходов и расходов консолидированного бюджета РФ представлены на рис. 4.3.

Рис. 4.3.

Из представленной диаграммы следует, что за период с 2007 и 2008 гг. консолидированный бюджет РФ исполнялся со значительным превышением доходов над расходами, в период 2009 и 2010 гг. в условиях финансовой неопределенности тенденция была обратной. Показатели консолидированного бюджета РФ используются финансовыми органами в аналитических целях, в частности, для выявления процентного соотношения между показателями федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов РФ.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ .

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет муниципального района .

Консолидированные бюджеты не подлежат утверждению в законодательном порядке и используются для аналитических целей в качестве информационной базы при разработке бюджетной политики соответствующей территории.

Бюджетное устройство - это организация бюджетной системы, которая включает три важных характеристики:

1) структуру бюджетной системы;

2) организационные принципы построения бюджетной системы;

3) взаимосвязи бюджетов, объединенных в бюджетной системе. Первая характеристика, а значит, и тип бюджетного устройства

определяется типом государственного устройства. В унитарных государствах бюджетная система представлена двумя уровнями: государственным бюджетом и местными бюджетами. При этом местные бюджеты не входят своими доходами и расходами в го­сударственный бюджет. В федеративных государствах бюджетная система включает три звена: федеральный бюджет (бюджет цент­рального правительства); бюджеты членов федерации (штаты, зем­ли, провинции и т.п.); местные бюджеты. В условиях федерации местные бюджеты не включаются в бюджеты членов федерации, а расходы и доходы членов федерации не включаются в федераль­ный бюджет.

Если в начале XX столетия основная сумма средств была со­средоточена в местных бюджетах, второе место занимали бюджеты членов федерации и лишь потом - федеральный бюджет, то в на­стоящее время ситуация коренным образом изменилась. Сегодня большая часть средств сосредоточена в федеральных бюджетах, что обусловлено все возрастающей ролью государства, расширением его экономических функций и необходимостью концентрации ресурсов в руках государства с тем, чтобы более эффективно ис­пользовать их по приоритетным направлениям.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетная система Российской Федерации представляет собой основанную на эконо­мических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемую нормами права совокупность федераль-32


ного бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюд­жетов государственных внебюджетных фондов 1 .

До 1 января 2006 г. бюджетная система РФ состояла из бюдже­тов трех уровней: федеральный бюджет; бюджеты субъектов РФ; местные бюджеты. С принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. №131-Ф3 и вступлением его в действие с 1 января 2006 г. в России фактически произошел переход на четырехуровневую бюджетную систему.



Согласно статье 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих уров­ней:

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджет­ных фондов;

Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государ­ственных внебюджетных фондов;

Местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских
округов, бюджеты внутригородских муниципальных обра­
зований городов федерального значения Москвы и Санкт-
Петербурга;

Бюджеты городских и сельских поселений 2 .
Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод

бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образо­ваний, находящихся на его территории, составляют консолидиро­ванный бюджет субъекта РФ.

В свою очередь, федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ в сумме составляют консолидированный бюджет РФ.

Консолидированный бюджет РФ не утверждается законода­тельным органом власти. Он в большей степени используется как счетная единица для свода статистических показателей и анализа показателей бюджетной системы. На основании данных консо-

См.: Бюджетный кодекс Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2006. С. 6. В качестве составной части бюджетов городских и сельских поселений могут быть предусмотрены сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, не являющихся муниципальными образованиями.

2 - 4222 Мысляева


лидированного бюджета можно судить о том, какими ресурсами располагает государство на всех уровнях государственной власти; какие территориальные образования в большей степени нуждаются в финансовой помощи, а какие выступают донорами. Данные кон­солидированного бюджета используются для составления проекта федерального бюджета.

Вторая характеристика связана с рассмотрением принципов построения бюджетной системы. Бюджетная система РФ основана на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы РФ;

2) разграничения доходов и расходов между уровнями бюджет­ной системы РФ;

3) самостоятельности бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федера­ции, муниципальных образований;

5) полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

6) сбалансированности бюджета;

7) эффективности и экономности использования бюджетных средств;

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

9) гласности;

10) достоверности бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип единства бюджетной системы предполагает наличие

единой правовой базы, денежной системы, форм бюджетной до­кументации, использование единых бюджетных классификаций, статистической и бюджетной информации, согласованные прин­ципы построения бюджетного процесса. Он предполагает еди­ный порядок ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также санкций за нарушение бюджетного законодательства.

Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюд­жетной системы означает закрепление соответствующих видов до­ходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, органами го­сударственной власти субъектов РФ и органами местного само­управления.

Принцип самостоятельности бюджетов означает право законо­дательных (представительных) органов государственной власти на каждом уровне бюджетной системы:


Самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

Иметь собственные источники доходов бюджетов;

Иметь законодательно закрепленные регулирующие доходы и налоги;

Самостоятельно определять направления расходования бюд­жетных средств;

Определять источники финансирования дефицитов бюджетов;

Получить компенсацию расходов, возникших в результате реше­
ний, принятых вышестоящими органами власти и управления.
Принцип самостоятельности предполагает также недопусти­
мость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе ис­
полнения бюджета, сумм превышения доходов над расходами
бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов. Нельзя также
осуществлять компенсации за счет бюджетов других уровней по­
терь в доходах и дополнительных расходах, возникших в ходе ис­
полнения законов о бюджете, за исключением случаев, связанных
с изменением законодательства.

Недопустимо также устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению одновременно за счет средств бюджетов двух и более уровней бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соот­ветствующих расходных обязательств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципаль­ных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обяза­тельств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюд­жетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюд­жетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными Бюджетным кодексом РФ.

Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов пред­полагает обязательность и полноту отражения всех доходов и рас­ходов, а также расходов государственных внебюджетных фондов в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством. В соответствии с этим принципом все государственные и муни­ципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккуму­лированных в бюджетной системе РФ.


Налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей полностью учитываются отдельно по доходам и расходам бюджетов, бюджетов государственных вне­бюджетных фондов, за исключением отсрочек и рассрочек по уп­лате налогов и иных обязательных платежей, предоставляемых в пределах текущего финансового года.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем пре­дусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум­марному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета следует исходить из необходимости мини­мизации размера дефицита бюджета.

Принцип эффективности и экономности использования бюджет­ных средств означает, что при составлении и исполнении бюд­жетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны стремиться к экономному использованию бюджетных средств. Эффективность использования бюджетных средств мо­жет определяться двояко: 1) достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств; 2) достижение наилучшего результата с использованием определенного объема бюджетных средств.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться обшей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефи­цита. Этот принцип очень похож на принцип сбалансированности, однако он имеет самостоятельное значение, ибо предполагает, что доходы бюджета и поступления от источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип гласности предполагает:

2) полноту предоставления информации о ходе исполнения бюджетов;

3) открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюдже­тов, главным образом по вопросам, вызывающим разногласия;

4) федеральный бюджет может содержать секретные статьи, но они должны утверждаться только в его составе.


Принцип достоверности бюджета означает надежность и до­стоверность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории, на основании которого разрабатываются бюджеты разных уровней, а также реалистич­ность расчетов доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств предполагает, что бюджетные средства выделяются в распоряже­ние конкретных получателей бюджетных средств с обозначением их конкретного использования.

И, наконец, третья характеристика бюджетного устройства связана с системой взаимосвязи бюджетов разных уровней, кото­рая в федеративных государствах проявляется через систему бюд­жетного федерализма.

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ

Бюджетный федерализм - это система налогово-бюджетных взаимоотношений органов власти и управления различных уров­ней на всех стадиях бюджетного процесса. Он является сложным механизмом регулирования федеративных отношений на базе спе­циально организованных бюджетно-налоговых связей.

Базовыми принципами бюджетного федерализма являются:

Единство общегосударственных интересов и интересов населе­ния как основа сбалансированности интересов в с е х трех уровней власти по бюджетным вопросам;

Сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вер­тикали бюджетной системы, распределение и перераспределе­ние их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

Высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

Активное участие членов Федерации в формировании и реа­лизации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Когда говорят о бюджетном федерализме, то речь, в первую очередь, идет о распределении и перераспределении расходов и до­ходов на основе сочетания централизма и децентрализации. В иде-


але такая модель предполагает самостоятельность региональных и местных бюджетов и одновременно сохранение за федеральным центром доминирующего положения в решении узловых вопросов финансового обеспечения деятельности государства.

Бюджетный федерализм может эффективно претворяться толь­ко при законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно включать три аспекта:

1) разграничение доходных (налоговых) полномочий;

2) разграничение расходных полномочий;

3) выравнивание бюджетов. Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что

объем доходных полномочий членов Федерации должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномо­чиями и доходными возможностями существует разрыв. В резуль­тате возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный фи­нансовый дисбаланс», обусловленный неравномерным распре­делением доходной базы по различным регионам. Поэтому бюд­жетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Бюджетная система считается вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в целом достаточен для осуществления их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномо­чий. Важным моментом для вертикального выравнивания явля­ется четкое разграничение обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью понимается общее соответствие доходов расходам бюджетов разных уровней.

Более важной и сложной задачей является обеспечение верти­кального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных тер­риторий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящи­ми от местных властей факторами: уровнем экономического раз­вития территории; хозяйственной специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенно­стями и др.


Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, суб­сидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвоз­вратной основах на покрытие расчетных минимально необходи­мых текущих расходов без определения конкретных направлений расходов по их видам, при недостаточности у них собственных доходов и отчислений от регулирующих налогов.

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на условиях долевого финансирования целевых расходов. По сравнению с дотациями субсидии являются более гибкой формой и могут использоваться в регулировании инвести­ционной бюджетной деятельности местных органов власти. Вместе с тем, поскольку субсидии предусматривают встречное финан­сирование из региональных и местных бюджетов, то в условиях роста дефицита бюджетов разных уровней они применимы не во всех случаях.

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюдже­ту другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основах с указанием конкретной цели и на определенный срок. В случае неизрасходования ее в установленный срок или расходования не по назначению соответствующие средства субвенции подле­жат возврату в бюджет, из которого они были получены. Если же субвенция выделяется с указанием и других условий, то она называется обусловленной субвенцией. Различают текущие и инве­стиционные субвенции в зависимости от их целевого характера и условий предоставления.

К текущим относят субвенции, направленные на финанси­рование текущих расходов (расходы на социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социаль­ную защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетно­му финансированию). К инвестиционным относятся субвенции, связанные с расширенным воспроизводством, финансированием инвестиционной и инновационной деятельности (капитальные вложения на развитие социальной инфраструктуры, охрану окру­жающей среды, комплексное развитие территории и т.п.).

Бюджетный кредит - это сумма денежных средств, выделяе­мых бюджету другого уровня на возвратной и возмездной основах. Бюджетный кредит как форма выравнивания используется значи­тельно реже, чем другие формы.

Важную роль в вертикальном выравнивании играют также соб­ственные и регулирующие налоги и доходы.


Собственные доходы - это налоги или доходы, закрепленные за соответствующим бюджетом полностью или частично (в опре­деленной доле или по разделенной налоговой ставке) на постоян­ной (долговременной без указания срока) основе в соответствии с действующим законодательством.

Регулирующие доходы - это доходы или налоги, по которым законодательными (представительными) органами власти выше­стоящего территориального уровня, при утверждении бюджета на очередной финансовый год, устанавливаются на временной (не менее чем на год) и на долговременной с указанием срока (не менее трех лет) основе нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты нижестоящего уровня.

Выравнивание может осуществляться также за счет предо­ставления отдельным регионам особого экономического режима. В мировой практике существуют три основных подхода центра к требованиям регионов о предоставлении особого экономического режима.

Первый - индивидуально-договорный подход, когда центр договаривается с каждым регионом в отдельности о распределении налоговых поступлений или других условиях. Этот подход распро­странен в некоторых странах, например в Китае.

Второй подход - это создание специальных бюджетных ре­жимов, в рамках которых отдельным регионам предоставляются особые права в вопросах налогов и расходов. Официально такие режимы для отдельных территорий существуют лишь в нескольких странах - на Филиппинах, в Австралии, Малайзии.

И третий подход - применение нормативно-расчетной фор­мулы субсидий с целью частичного выравнивания бюджетных ус­ловий регионов. Его использует большинство стран для решения проблем вертикального и горизонтального выравнивания между регионами.

При этом используются два основных способа межбюджетного выравнивания:

1. Выравнивание региональных бюджетных доходов.

2. Выделение финансовой помощи для покрытия разницы между прогнозным объемом доходов и нормативным объемом расходов.

Часто первый способ называют доходным, а второй - расходно-доходным выравниванием.

Доходное в ы р а в н и в а н и е традиционно считается самым простым и наиболее прозрачным методом распределения средств федераль-


ной финансовой помощи регионам. Он подразумевает предостав­ление ресурсов только в зависимости от дифференциации по реги­онам среднедушевых налоговых доходов (или всех среднедушевых доходов). Такое доходное выравнивание может базироваться на учете отклонения скорректированных отчетных или прогнозных доходов субъекта Федерации от некоторого уровня, например, среднего по стране.

Альтернативным методом выравнивания может служить пере­распределение ресурсов, основывающееся на оценке имеющейся налоговой базы (налогового потенциала), например, при оценке валового регионального продукта, или показателе доходов в ре­гионе, опирающемся на данные сводного финансового баланса. В таком случае федеральная помощь выделяется для выравнива­ния регионального фискального потенциала. Может иметь место выравнивание доходов регионов в смысле обеспечения каждому из них некоторого минимального уровня доходов. При доходном выравнивании обычно рассчитываются специальные коэффици­енты - индекс бюджетных расходов, смысл которого заключается в учете межрегиональной дифференциации стоимости оказания государственных услуг.

Принципиальным преимуществом применения на практике ме­тодики доходного выравнивания при распределении федеральной финансовой помощи является фактический отказ центральных органов власти от обязательств по финансированию региональных бюджетных расходов. При выравнивании доходных показателей федеральный центр несет ответственность только по обеспечению определенного уровня бюджетных доходов, предоставляя право региональным властям самостоятельно определять направления расходования средств и, следовательно, принимать на себя обя­зательства по их финансированию.

Второй возможный вариант распределения средств федераль­ного центра регионам основывается на так называемом расходно-доходном в ы р а в н и в а н и и. В этом случае учитывается потребность ре­гиона в осуществлении бюджетных расходов, а главной проблемой становится определение обоснованных расходных потребностей региональных и местных органов власти.

Среди наиболее простых методов можно выделить выравнивание, учитывающее только численность населения отдельных регионов и его половозрастную структуру, а также выравнивание на основе различий между регионами по стоимости стандартной потребитель­ской корзины или величины прожиточного минимума.


Существует также методика расходно-доходного выравнивания, основанная на обеспечении минимального уровня регионального дефицита. Она исходит из необходимости довести расчетный уро­вень дефицита (разрыва между расчетными доходами и расходными потребностями в прогнозном периоде) бюджетов регионов до одного и того же, минимально возможного уровня. Уровень выравнивания в этом случае может быть определен как отношение разрыва между доходами и расходами к расходам бюджета региона.

В качестве одного из вариантов расходно-доходного выравни­вания можно рассматривать методику, основанную на сопостав­лении нормативных расходов региона, рассчитанных на основе государственных стандартов с единым, нормативным уровнем их финансирования, выраженным, например, через долю налоговых поступлений в валовом региональном продукте.

По этой методике оценивается реальная бюджетная обеспечен­ность регионов на основе индексов бюджетных расходов и налого­вых ресурсов. Трансферты из федерачьного центра распределяются таким образом, чтобы повысилась бюджетная обеспеченность ре­гионов с удельным и (в расчете на душу населения) налоговыми ресурсами ниже среднего по стране уровня, гарантировав наименее развитым территориям минимальный уровень бюджетной обеспе­ченности. В этой методике учитываются такие показатели, как ва­ловый региональный продукт (объем созданных на определенной территории товаров и услуг), валовые налоговые ресурсы (оценка потенциальных налоговых доходов консолидированного бюджета региона), индекс бюджетных расходов и др.

Существуют две основные модели бюджетного федерализма: де­централизованная и кооперативная.

Особенностями децентрализованной модели (Канада, США, Ве­ликобритания, Япония) являются следующие:

1) региональные власти получают высокую степень финансовой самостоятельности;

2) финансовым обеспечением независимости и самостоятель­ности является право регионов (штатов и т.п.) устанавливать соб­ственные налоги или определять порядок налогообложения;

3) четкое разделение и закрепление соответствующих налогов и доходов за каждым уровнем бюджетной системы. Как правило, налоговыми источниками центрального бюджета являются по­доходные налоги физических и юридических лиц, таможенное налогообложение. Налоговыми источниками региональных и мест­ных бюджетов выступают налоги на товары и услуги, имущество, земельные участки (второстепенные налоги);


4) центральное правительство не контролирует бюджетную деятельность региональных органов и безразлично относится к проблеме горизонтальных дисбалансов;

5) система бюджетного выравнивания развита слабо. Как пра­вило, федеральные средства предоставляются в виде целевых пе­речислений на финансирование конкретных программ;

6) центральное правительство снимает с себя ответственность по долгам региональных правительств и не отвечает за дефицит их бюджетов. Региональные правительства самостоятельно изыс­кивают средства для погашения дефицита бюджета.

Кооперативная модель бюджетного федерализма получила в настоящее время более широкое распространение в мировой практике. Она существует в большинстве европейских стран и характеризуется следующими основными чертами:

1) широким участием региональных властей в перераспределе­нии национального дохода;

2) наличием собственных и регулирующих налогов и доходов для каждого уровня бюджетной системы;

3) введением местных ставок к федеральным и территориаль­ным налогам;

4) повышенной ответственностью центра за состояние регио­нальных финансов (дефицит бюджета, наличие долга);

5) ограничение самостоятельности региональных властей в во­просах внешних заимствований. Как правило, внешними заимство­ваниями могут заниматься только органы федеральной власти, тогда как региональные власти - внутренними заимствованиями;

6) наличие развитого механизма перераспределения денежных средств между уровнями бюджетной системы через субсидии, до­тации, субвенции и т.п.

Кооперативная модель, как правило, используется там, где су­ществуют весьма значительные различия в уровнях бюджетной обеспеченности разных регионов. Поэтому именно для коопе­ративной модели большое значение приобретает вертикальное выравнивание за счет дотаций, субсидий, субвенций. Широко используется при этом деление всех доходов на собственные и регулирующие.