При обращении за совершением иных юридически значимых действий. Государственная пошлина. Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с частных лиц при их обращении в государственные органы Государственная пошлина представляет собой

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с физических лиц и организаций при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) также приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, которые:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий к уполномоченным субъектам;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты. НК РФ предусматривает уплату государственной пошлины в следующих случаях:

1) при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

2) при обращении физических лиц - в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;

3) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий;

4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов);

5) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля;

6) при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. Если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Размеры государственной пошлины и особенность уплаты дифференцированы законодателем в зависимости от вида совершаемых юридически значимых действий, категории плательщиков либо от иных обстоятельств и установлены в ст. ст. 333.19-333.34 НК РФ.

Льготы. НК РФ предусматривает многочисленный перечень льгот по уплате государственной пошлины в ст. ст. 333.35-333.39.

Возврат или зачет излишне уплаченных сумм государственной пошлины производится с учетом особенностей, установленных гл. 25.3 ч. 2 НК РФ.

Возврат излишне уплаченной суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое оплачена государственная пошлина. К заявлению прилагается решение, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачена государственная пошлина.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц при их обращении в уполномоченные государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом для целей уплаты государственной пошлины выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты государственной пошлины, с 1 января 2005 г. является часть вторая НК (разд. 8 «Федеральные налоги» гл. 25.3 «Государственная пошлина»).
Плательщиками государственной пошлины признаются:
– организации;
– физические лица.

Указанные лица признаются плательщиками в случае, если они:
– обращаются за совершением юридически значимых действий;
– выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины. По общему правилу плательщики уплачивают государственную пошлину в следующие сроки:
– при обращении в Конституционный Суд РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной);

– ответчики, если решение суда принято не в их пользу, – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда;
– при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий;

– при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов);

– при обращении за проставлением апостиля – до проставления апостиля;
– при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.

В случае если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, установленные настоящей главой, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях.

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Размеры государственной пошлины и особенности ее уплаты определены в ст. 333.19-333.34 НК.

Льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций установлены в ст. 333.35-333.39 НК.

Например, от уплаты государственной пошлины освобождаются:
– федеральные органы государственной власти, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, бюджетные учреждения и организации;
– суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи, государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей;
– физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны.
Отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины предоставляется по ходатайству заинтересованного лица на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае:

– уплаты государственной пошлины в большем размере, чем предусмотрено в НК;
– возвращения заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами либо отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами и (или) должностными лицами;
– прекращения производства по делу или оставления заявления без рассмотрения судом общей юрисдикции или арбитражным судом;
– отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия до обращения в уполномоченный орган (к должностному лицу), совершающий (совершающему) данное юридически значимое действие;

– отказа в выдаче паспорта гражданина Российской Федерации.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится по заявлению плательщика государственной пошлины, поданному в налоговый орган по месту совершения действия, за которое уплачена (взыскана) государственная пошлина.

Заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины.
Налоговые органы осуществляют проверку правильности исчисления и уплаты государственной пошлины в государственных нотариальных конторах, органах записи актов гражданского состояния и других органах, организациях, осуществляющих в отношении плательщиков действия, за осуществление которых взимается государственная пошлина.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с частных лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ. При этом выдача документов (их копий, дубликатов) также приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщики – организации и физические лица, которые: 1) обращаются за совершением юридически значимых действий к уполномоченным субъектам; 2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

Порядок и сроки уплаты. НК предусматривает уплату государственной пошлины в следующих случаях: 1) при обращении в КС РФ, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям – до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы; 2) физические лица – в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда; 3) при обращении за совершением нотариальных действий – до совершения нотариальных действий; 4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до выдачи документов (их копий, дубликатов); 5) при обращении за совершением иных юридически значимых действий – до подачи заявлений и (или) иных документов.

По общему правилу государственная пошлина уплачивается самим плательщиком. Размеры государственной пошлины: 1) в твердо фиксированных суммах (например, при подаче искового заявления в арбитражный суд по спорам о признании сделок недействительными государственная пошлина взимается в размере 2000 руб.); 2) в процентном выражении (например, 4% цены иска, но не менее 500 руб.; 3) в комбинированной форме (например, 2000 руб. плюс 3% суммы, превышающей 50 000 руб.).

Льготы. От уплаты государственной пошлины освобождаются некоторые категории плательщиков: 1) суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи – при направлении (подаче) запросов в КС РФ и в конституционные (уставные) суды субъектов РФ; 2) государственные и муниципальные музеи, архивы, библиотеки и иные государственные и муниципальные хранилища культурных ценностей – за право временного вывоза культурных ценностей, находящихся в их фондах на постоянном хранении; 3) физические лица – Герои Советского Союза, Герои РФ и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды ВОВ – по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в КС РФ при обращении в органы и (или) к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, и др.



НК РФ предусматривает освобождение от уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, арбитражные суды, в КС РФ и конституционные суды субъектов РФ, к мировым судьям.


54. Транспортный налог

Транспортный налог относится к региональным налогам, вводится в действие законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего региона. Региональные законодательные (представительные) органы определяют ставку налога в пределах, установленных НК, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу, а также налоговые льготы и основания для их использования.

Налогоплательщиками признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые) суда и другие водные и воздушные транспортные средства.

Не являются объектом налогообложения: весельные лодки, моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 л.с; автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с, полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения; промысловые морские и речные суда; пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и грузовых перевозок; тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые для производства сельскохозяйственной продукции; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы и др.

Налоговая база: 1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, – как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; 2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах; 3) в отношении иных водных и воздушных транспортных средств – как единица транспортного средства.

Налоговым периодом признается календарный год.

Налоговые ставки устанавливаются в твердо фиксированной сумме – в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.

Порядок исчисления налога. Организации исчисляют сумму налога самостоятельно. Сумма налога, подлежащая уплате физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Сумма налога исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение налоговой базы и налоговой ставки. Уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.


57. Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.

Налогоплательщиками признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории, континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ.

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств. Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности.

Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Налоговые льготы. Освобождаются от налогообложения: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций; религиозные организации – в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности; организации – в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций и др.

Порядок исчисления и уплаты. Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.


59. Земельный налог.

Земельный налог относится к местным налогам. Он устанавливается НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Аналогичный порядок установления и введения налога действует и в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.

Налогоплательщики – организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Объект налогообложения: земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен земельный налог.

Не признаются объектом налогообложения земельные участки: 1) изъятые из оборота; 2) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия; 3) ограниченные в обороте в соответствии с законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд и др.

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Налоговая база для каждого физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать: 1) 0,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства; предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства; 2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налоговые льготы. От налогообложения освобождаются: организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Минюста РФ – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций; организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования; организации – в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве, и др.

Налоговые вычеты. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: 1) Героев Советского Союза и РФ, полных кавалеров ордена Славы; 2) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности; 3) инвалидов с детства; 4) ветеранов и инвалидов ВОВ и др.

Порядок исчисления налога и авансовых платежей. Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Организации исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно. Индивидуальные предприниматели исчисляют сумму налога и авансовых платежей самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности. Сумма налога и авансовых платежей по налогу, уплачиваемая физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Земельный налог и авансовые платежи подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и в сроки, которые установлены правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами Москвы и Санкт-Петербурга).

ТЕМА 7.2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

Государственная пошлина относится к числу федеральных налогов и сборов. Удельный вес государственной пошлины в доходах федерального бюджета в 2006 г. составляет 0,5 %. В отличие от налогов, пошлина представляет собой возмездный платеж, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщика государственными органами юридически значимых действий, включая выдачу документов. В отличие от налогов взимание пошлин всегда связано со специальной целью – покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они взимаются. Размер пошлины определяют исходя из характера и размера услуги (принцип эквивалентности) и устанавливают, как правило, в конкретной сумме.

После изучения материалов данной темы студенты смогут:

  • определить назначение государственной пошлины;
  • назвать состав налогоплательщиков государственной пошлины;
  • знать размеры государственной пошлины за совершение различных действий;
  • применять льготы по уплате государственной пошлины.

7.2.1. Плательщики, порядок
и сроки уплаты государственной пошлины

В соответствии с Налоговым кодексом РФ государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

При этом выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Плательщиками государственной пошлины являются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий, предусмотренных НК РФ;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с НК РФ.

Государственная пошлина, как правило, уплачивается до совершения в отношении плательщика юридически значимых действий или выдачи документов (см. табл. 7.2).

В том случае, если за совершением юридически значимого действия одновременно обратились несколько плательщиков, не имеющих права на льготы, государственная пошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно или несколько лиц освобождены от уплаты государственной пошлины, ее размер уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от уплаты пошлины. При этом оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от уплаты.

Таблица 7.2

Сроки уплаты государственной пошлины

Вид юридически значимого действия

Срок уплаты пошлины

При обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям

До подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)

Если плательщики выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины

В 10-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда

При обращении за совершением нотариальных действий

До совершения нотариальных действий

При обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов)

До выдачи документов (их копий, дубликатов)

При обращении за проставлением апостиля

До проставления апостиля

При обращении за совершением иных юридически значимых действий

До подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов

Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата.

По ходатайству заинтересованного лица ему может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины на срок до шести месяцев. На сумму государственной пошлины, в отношении которой предоставлена отсрочка или рассрочка, проценты не начисляются.

7.2.2. Размеры государственной пошлины
за совершение различных действий

Размеры государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, включая выдачу документов, установлены гл. 25.3 НК РФ. Они являются едиными на всей территории РФ. Ставки государственной пошлины зависят от характера совершаемых государственными органами действий и установлены либо в твердой сумме, выраженной в рублях, либо в процентах к соответствующей сумме (например, при вывозе культурных ценностей ставки – в процентах к их стоимости). В некоторых случаях установлены комбинированные ставки пошлины с использованием регрессивной шкалы (например, при подаче в суд общей юрисдикции или арбитражный суд искового заявления имущественного характера). Примеры размеров государственной пошлины за совершение различных действий приведены в табл. 7.3.

Следует отметить, что с вступлением в действие гл. 25.3 НК РФ в 2005 г. перечень видов действий, за которые взимается государственная пошлина, был существенно расширен. Так, например, были установлены размеры государственной пошлины:

  • за совершение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;
  • за совершение действий уполномоченными государственными учреждениями при осуществлении федерального пробирного надзора;
  • за совершение уполномоченным органом действий, связанных с государственной регистрацией выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг;
  • за совершение регистрационных действий, связанных с осуществлением деятельности на рынке ценных бумаг;
  • за государственную регистрацию в Государственном судовом реестре, судовой книге или бербоут-чартерном реестре;
  • за государственную регистрацию воздушных судов в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации;
  • за получение ресурса нумерации оператором связи и др.

Таблица 7.3

Размеры государственной пошлины за совершение различных действий

Вид действия

Размер государственной
пошлины

1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями

  • при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:

до 10 000 руб.

4 % цены иска, но не менее 200 руб.

от 10 001 до 50 000 руб.

400 руб. плюс 3 % суммы, превышающей 10 000 руб.

от 50 001 до 100 000 руб.

1600 руб. плюс 2 % суммы, превышающей 50 000 руб.

от 100 001 до 500 000 руб.

2600 руб. плюс 1 % суммы, превышающей 100 000 руб.

свыше 500 000 руб.

6600 руб. плюс 0,5 % суммы, превышающей 500 000 руб., но не более 20 000 руб.

2. За совершение нотариальных действий

за удостоверение доверенностей, требующих нотариальной формы в соответствии с законодательством РФ

за удостоверение брачного договора

за удостоверение доверенностей на право пользования и (или) распоряжения автотранспортными средствами:

  • детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам;
  • другим физическим лицам

3. За государственную регистрацию актов гражданского состояния

за государственную регистрацию заключения брака, включая выдачу свидетельства

за государственную регистрацию расторжения брака, включая выдачу свидетельств:

  • при взаимном согласии супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей
  • при расторжении брака в судебном порядке
  • при расторжении брака по заявлению одного из супругов в случае, если другой супруг признан судом безвестно отсутствующим, недееспособным или осужденным за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет

200 руб. с каждого из супругов

4. За совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации

за выдачу паспорта гражданина Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию

5. за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий

за государственную регистрацию юридического лица, за исключением государственной регистрации ликвидации юридических лиц и (или) государственной регистрации политических партий и региональных отделений политических партий

за открытие филиала банка

за государственную регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

за выдачу и обмен паспорта гражданина Российской Федерации

за право вывоза:

  • культурных ценностей, созданных более 50 лет назад
  • культурных ценностей, созданных 50 лет назад и менее
  • предметов коллекционирования по палеонтологии
  • предметов коллекционирования по минералогии

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

10 % стоимости ценностей

5 % стоимости ценностей

за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц

за предоставление лицензии на осуществление банковских операций при создании банка

0,1 % заявленного уставного капитала создаваемого банка, но не более 40 000 руб.

за выдачу разрешения на распространение наружной рекламы

7.2.3. Льготы по уплате государственной пошлины

По уплате государственной пошлины Налоговым Кодексом РФ установлен широкий перечень льгот , которые предоставляются определенным категориям граждан и организаций в следующих формах:

1. Полное освобождение от уплаты государственной пошлины.

Например, по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в Конституционном суде РФ, при обращении в органы или к должностным лицам, совершающим нотариальные действия, и в органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния, от уплаты государственной пошлины освобождены:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы;
  • участники и инвалиды Великой Отечественной войны.

Например, за совершение нотариальных действий от уплаты государственной пошлины освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, обращающиеся за совершением нотариальных действий в случаях, предусмотренных законом; общественные организации инвалидов; физические лица – за удостоверение завещаний имущества в пользу государства.

Кроме того, государственная пошлина не уплачивается в следующих случаях:

1) за выдачу приглашения на въезд в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства в целях его обучения в государственном или муниципальном образовательном учреждении;

2) за продление срока действия разрешения на временное пребывание в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в РФ в целях осуществления благотворительной деятельности или доставки гуманитарной помощи либо по обстоятельствам, связанным с необходимостью экстренного лечения, тяжелой болезнью или со смертью близкого родственника;

3) за вывоз культурных ценностей, истребованных из чужого незаконного владения и возвращаемых собственнику;

4) за государственную регистрацию прав РФ, субъекта РФ, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну;

5) за государственную регистрацию арестов недвижимого имущества;

6) за государственную регистрацию ипотеки, возникающей на основании закона;

7) за государственную регистрацию соглашения об изменении содержания закладной, включая внесение соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

8) за государственную регистрацию возникшего до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на объект недвижимого имущества при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества.

2. Освобождение от обложения государственной пошлиной отдельных операций.

Например, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями , освобождаются истцы по искам:

  • о взыскании заработной платы (денежного содержания) и иным требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений;
  • о взыскании пособий;
  • о взыскании алиментов;
  • о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
  • о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного преступлением;
  • при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка;
  • по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов, и др.

По делам, рассматриваемым в арбитражных судах , от уплаты государственной пошлины освобождаются:

1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины физические лица за государственную регистрацию актов гражданского состояния в следующих случаях:

  • за выдачу свидетельств при исправлении или изменении записей актов о рождении в связи с усыновлением (удочерением);
  • за внесение исправлений и или изменений в записи актов гражданского состояния и выдачу свидетельств в связи с ошибками, допущенными при государственной регистрации актов гражданского состояния по вине работников, производящих государственную регистрацию актов гражданского состояния;
  • за выдачу справок о регистрации актов гражданского состояния для представления в уполномоченные органы по вопросам назначения либо перерасчета пенсий или пособий;
  • за выдачу свидетельств о смерти при исправлении и изменении записей актов о смерти необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных лиц на основании закона о реабилитации жертв политических репрессий, а также за выдачу повторных свидетельств о смерти лиц указанной категории;
  • за выдачу извещений об отсутствии записей актов гражданского состояния для восстановления утраченных записей актов гражданского состояния в установленном порядке.

3. Установление необлагаемой суммы.

Например, от уплаты государственной пошлины при рассмотрении исковых заявлений имущественного характера или исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в случае, если цена иска не превышает 1 млн руб. освобождаются:

  • общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;
  • истцы – инвалиды I и II групп;
  • ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах;
  • истцы – по искам, связанным с нарушением прав потребителей;
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ, – по искам имущественного характера к Пенсионному фонду РФ, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

4. Понижение ставки государственной пошлины.

Например, инвалиды I и II групп уплачивают государственную пошлину в размере 50 % по всем видам нотариальных действий.

Вопросы для самопроверки к теме 7.2

  1. Дайте определение государственной пошлины.
  2. В каких случаях возникает необходимость уплаты государственной пошлины?
  3. Назовите состав плательщиков государственной пошлины
  4. Перечислите виды льгот по уплате государственной пошлины.
  5. Каковы порядок и сроки уплаты государственной пошлины?

Библиография к теме 7.2

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000г. №117-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. О. В. Врублевской, М. В. Романовского. – 3-е изд., испр. и перераб. –М.: Юрайт, 2003.
  3. Жукова С. В. Новое в законодательстве о государственной пошлине // Российский налоговый курьер, 2005. №1-2.
  4. Налоги и налогообложение. 5-е изд. / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской – СПб: Питер, 2006.
  5. Налогообложение юридических и физических лиц / Под ред. Т. Е. Косаревой, Л. А. Юриновой. – 3-е изд., испр. и перераб. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2004.
  6. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. – М.: Финансы и статистика, 2003.
  7. Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2004.
  8. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система в РФ: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2005.
  9. Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Энциклопедический словарь. – М.: Юристъ, 2000.
  10. Финансы: Учебник / Под ред. проф. М. В. Романовского, проф. О. В. Врублевской, проф. Б. М. Сабанти. – 2-е изд., перераб. и доп.– М.: Юрайт-Издат, 2006.

Государственная пошлина представляет собой сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Плательщиками государственной пошлины согласно ст. 333.17 НК РФ признаются организации и физические лица в случае, если они:

1) обращаются за совершением юридически значимых действий;

2) выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

35. Счета-фактуры при расчетах ндс

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 НК РФ.

Счета-фактуры не составляются:

1) банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами по операциям, которые не облагаются НДС согласно ст. 149 НК РФ (п. 4 ст. 169 НК РФ);

2) организациями и предпринимателями, которые заняты розничной торговлей, общественным питанием, выполнением работ (оказанием услуг) для населения за наличный расчет

3) организациями и предпринимателями, которые применяют специальные налоговые режимы в виде ЕСХН, УСН, ЕНВД, поскольку они не являются налогоплательщиками НДС

4) организациями и предпринимателями, которые реализуют ценные бумаги (за исключением брокеров и посредников)

38. Акцизы. Основные виды подакцизных товаров

Согласно гл. 22 НК РФ налогоплательщиками акциза признаются:

1) организации;

2) индивидуальные предприниматели;

3) лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу России

Акцизы – вид налогов на потребление

Налоговый кодекс РФ дает исчерпывающий перечень подакциз­ных товаров:

    спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

    алкогольная продукция;

    табачная продукция;

    автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с);

    автомобильный бензин;

    дизельное топливо;

    прямогонный бензин;

    моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

37. Виды госпошлины, принципы взимания

Государственная пошлина - денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.)

    Судебная

    Регистрационная

    Административная

Порядок и сроки уплаты государственной пошлины устанавливает ст. 333.18 НК РФ.

Размеры пошлины зависят от основания ее уплаты, суммы иска или сделки, от личности плательщика.

Главой 25.3 НК РФ установлены льготы для плательщиков госпошлины.