Субъекты и объекты экономических отношений. Предмет микро и макро экономики, их взаимосвязь. Предмет экономической теории. Субъекты и объекты экономики

Человек как субъект экономических отношений

Человек экономический реализует себя в экономической системе благодаря определенным хозяйственным отношениям, в которые он вступает с другими субъектами в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ.

Субъектами экономических отношений являются отдельный индивид, семья, коллектив, государство. Основа экономических отношений - отношения собственности, которые характеризуют способ соединения работника со средствами производства.

Органическое соединение двух характеристик человека: человека-работника и человека-собственника образует экономическую сущность современного экономического человека.

Природе человека в наибольшей мере отвечает индивидуальная частная собственность, которая формирует как единое целое человека-труженика и человека-собственника. Она является основой его экономической независимости и свободы. Другие формы собственности (коллективная, кооперативная, корпоративная и т. п.) в большей мере отражают социально-общественную суть человека, раскрывают его место и роль в обществе.

Сегодня в развитых странах мира все большее распространение приобретают корпоративные (ассоциированные) формы собственности, которые объединяют индивидуальные и коллективные принципы управления производством и распределения доходов.

Роль человека как субъекта экономических отношений состоит также в том, что объективные экономические законы выявляются и реализуются через его хозяйственную деятельность.

Человек как потребитель

В этой роли человек реализует себя через удовлетворение своих различных нужд. Потребности человека можно разделить на потребности человека-работника и потребности человека-предпринимателя.

Потребности человека-работника связаны с воспроизводством своей рабочей силы, т. е. с личным потреблением. В процессе трудовой деятельности человек расходует рабочую силу, которую необходимо восстанавливать. Для этого он должен иметь набор экономических благ, чтобы удовлетворить свои физиологические, духовные и другие потребности. Удовлетворяя данные потребности, человек воссоздает себя как работника.

Потребности человека-предпринимателя заключаются в воспроизводстве материально-вещественных факторов производства. Для того чтобы восстановить потребленные в процессе производства машины, станки, оборудование, сырье, материалы, топливо, электроэнергию и т. п., предприниматель должен их приобрести на рынке ресурсов (факторов производства).

Потребности человека-работника и человека-предпринимателя тесно переплетаются между собой, образуя общие потребности людей, удовлетворение которых обеспечивает восстановление личного и вещественного факторов общественного производства.

Человек как конечная цель общественного производства

Человек в его целостной сущности является главным критерием развития общественного производства и главной его целью. Общественный продукт, проходя через фазы производства, распределения и обмена, завершает свой цикл в фазе потребления. Без потребления производство существовать не может, оно не имеет смысла. Удовлетворение разносторонних потребностей человека - вот назначение любого производства. В этом аспекте человек со своими потребностями - естественная и конечная цель общественного производства и одновременно главный фактор его функционирования.

Таким образом, функционирование и развитие любой экономической системы невозможно оценивать вне существования человека, его трудовой деятельности, взаимосвязей, потребностей, интересов, мотиваций. Человек является центральным элементом экономики, активным участником хозяйственной деятельности как наемный работник, а также как субъект-потребитель, вступающий в экономические отношения ради производства и потребления жизненных благ.

Субъекты (агенты) экономических отношений

Экономическая система включает множество экономических субъектов (агентов).

Экономические агенты - это субъекты экономических отношений, принимающие участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

В четырехсекторной (открытой) экономике можно выделить четыре макроэкономических агента:

1. Физические лица (индивидуальные предприниматели, домохозяйства).

Индивидуальный предприниматель - это физическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке и осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Более подробно об индивидуальных предпринимателях речь будет идти в гл. 6 учебника.

Домохозяйство - это экономическая единица, которая состоит из одного или более лиц, объединяемых общим бюджетом и местом проживания. Оно продает полученную продукцию (сырье) и использует полученные за них деньги для приобретения товаров и услуг, удовлетворяющих материальные потребности членов домохозяйства.

Приказ Росстата от 21 декабря 2010 г. № 452 «Об утверждении Методологических положений по проведению выборочных обследований населения по проблемам занятости (обследований рабочей силы)» выделяет частные и коллективные домохозяйства.

Частное домохозяйство - это группа лиц, проживающих в жилом доме или квартире, комнате либо части жилого дома или квартиры, совместно обеспечивающих себя необходимыми средствами к существованию и объединяющих полностью или частично свои доходы, либо лицо, проживающее в жилом доме, квартире, комнате либо их частях и самостоятельно обеспечивающее себя необходимыми средствами к существованию.

Коллективные домашние хозяйства - группа лиц, постоянно проживающих в учреждениях социального и медицинского назначения, казармах, местах лишения свободы, религиозных организациях (монастырях, семинариях) и т.п.; домохозяйства бездомных.

2. Юридические лица - организации (учреждения, предприятия, объединения лиц), которые выполняют несколько функций по производству и распределению товаров и услуг. Как агенты спроса они покупают необходимые для производства ресурсы, а как агенты предложения - предлагают на рынке произведенные товары и услуги. Более подробно о юридических лицах будет сказано в гл. 7.

3. Публично-правовые образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования) - агенты, состоящие из органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые выполняют задачи и функции государства в сфере экономики, прямо или косвенно вмешиваются в экономический кругооборот.

4.Иностранный сектор - все остальные государства. В трехсекторной (закрытой) модели экономики иностранный сектор отсутствует.

Важно знать!

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемых организациях.

- 89.99 Кб

К некоммерческим предприятиям относятся потребительские кооперативы. Их целью является удовлетворение материальных и иных потребностей участников кооператива на основе объединения его членами имущественных паевых взносов. Некоммерческими являются фонды, образуемые на основе добровольных, имущественных взносов, которые используются на благотворительные, культурные и иные общественно-полезные цели. На основе единых интересов базируются и всевозможные общественные организации граждан, удовлетворяющие общие потребности.

Таким образом, некоммерческие организации являются активными экономическими субъектами наряду с домашним хозяйством и бизнесом.

Параллельно с указанными субъектами большое значение в хозяйственной жизни имеет государство. Его вмешательство в экономику осуществляется в многообразных формах, и поэтому можно сказать, что государство есть экономический агент, который действует совместно с индивидуальными экономическими субъектами и группами.

Существуют различные показатели и критерии, характеризующие экономическую активность государства. Это доля государственных расходов в ВВП, доля налогов в ВВП, размеры государственной собственности, количество государственных предприятий и др.

Один и тот же человек может присутствовать в составе всех субъектов рыночного хозяйства, например, будучи государственным служащим - представлять государство, владея акцией - бизнес, а расходуя свой доход на товары и услуги - являться членом домашнего хозяйства.

Современная экономическая теория исходит из предпосылок о рациональном поведении экономических субъектов. Это означает, что их интересом, целью являются получение максимального результата при данных затратах либо минимизация затрат при заданном результате. Так, домашние хозяйства стремятся получить максимальную полезность от приобретаемых благ в рамках своего дохода. Фирмы нацелены на получение максимума прибыли, на расширение масштабов производства, на завоевание новых рынков. Государство ориентировано на решение интересов общества в целом, на рост общественного благосостояния при определенном бюджете.

Объектами хозяйственного развития являются экономические блага. Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Великое множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, созданные природой (леса, вода, воздух и т.д.). Первую группу называют экономическими благами. К ним относятся продукты, созданные трудом человека.

Экономические блага обладают полезностью, ограниченностью (редкостью), ресурсоемкостью. Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.). Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограниченном количестве. Ограниченность благ может происходить в силу естественных причин (редкость драгоценных металлов), общественных условий (ограничение охоты или рыбной ловли) и по сравнению с безграничными потребностями индивидов. Ресурсоемкость указывает на факт использования факторов производства и процесс их создания. В зависимости от удельного веса тех или иных затрат продукцию принято делить на: трудоемкую, капиталоемкую, материалоемкую.

Блага, созданные природой, называют свободными или даровыми. Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляются природой без усилий человека.

Классификация экономических благ на этом не заканчивается. В зависимости от использования определенного критерия проводится дальнейшая их градация.

С точки зрения вещественного содержания, экономические блага делятся на материальные и нематериальные. Материальные блага - это продукты, которые можно осязать (пощупать). На их производство, как правило, требуется время. Это продукты питания, одежда, жилье, мебель, оборудование и т.д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длительное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом, а процесс их пополнения в течение определенного периода - потоком.

Исходя из срока использования различают материальные блага: длительного пользования (их потребление распределено по времени, например, дома, мебель, бытовая и производственная техника) и разового (кратковременного) пользования (продукты питания, электричество и т.п.).

Нематериальные блага представлены услугами, а также такими условиями жизни, как здоровье, способности человека, деловые качества, профессиональное мастерство и т.п. Личные качества, способности людей А. Маршалл называет «внутренними благами», поскольку они заключены в самом человеке, а услуга направлена на других. В отличие от материальных благ услуги не могут накапливаться и сохраняться в течение длительного времени. Процесс их производства и потребления совпадают. Обеспеченность населения услугами считается в настоящее время важнейшим показателем социально-экономического развития общества.

Существует множество видов услуг, которые условно делятся на следующие категории.

  1. Коммуникационные - услуги транспорта, связи (способствуют передвижению грузов, людей, передаче информации).
  2. Распределительные ~ торговля, сбыт, складское хозяйство (связаны с процессом реализации материальных благ, что позволяет связать сферы производства и потребления и снизить затраты в процессе реализации продукции).
  3. Деловые - финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга и т.п. (Эти услуги нацелены не только на удовлетворение личных интересов, но и на создание необходимых предпосылок для хозяйственной деятельности в различных сферах экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, развитию рыночных отношений).
  4. Общественные - услуги органов государственной власти (обеспечивают стабильность в обществе).
  5. Социальные - услуги образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения (направлены на повышение качества жизни населения, укрепление его здоровья, образовательного уровня, поддержку в старости и в случае потери трудоспособности).

3. МИКРОЭКОНОМИКА

Микроэкономика - составная часть экономической теории, изучающая экономические взаимоотношения между людьми и определяющая общие закономерности их хозяйственной деятельности.

Микроэкономика - это наука о принятии решений, изучающая поведение отдельных экономических субъектов. Ее основными проблемами являются :

  • цены и объемы выпуска и потребления конкретных благ;
  • состояние отдельных рынков;
  • распределение ресурсов между альтернативными целями.

Микроэкономика изучает относительные цены, т. е. соотношения цен отдельных благ, в то время как абсолютный уровень цен изучает макроэкономика.

Непосредственным предметом микроэкономики являются: экономические отношения, связанные с эффективным использованием ограниченных ресурсов; принятие решений отдельными субъектами экономики в условиях экономического выбора.

В микроэкономике особое значение имеет изучение следующих вопросов:

  • экономическое поведение людей, которое закрепляется в адекватных институтах и общественных структурах. В качестве ключевых институтов выступают рынок, собственность и государство;
  • принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;
  • проблема выбора одного из альтернативных вариантов; она ставит вопрос о редкости благ и их ограниченности.

Микроэкономика исходит из следующих предпосылок:

  • а) экономического атомизма, означающего, что микроэкономика сосредоточивает свое внимание на поведении экономических субъектов, которые принимают и реализуют свои решения в процессе экономической деятельности;
  • б) экономического рационализма, сущность которого состоит в допущении оценки экономическими агентами своих выгод и затрат, сравнение которых в процессе принятия экономических решений дает возможность установить наиболее эффективные действия конкретного экономического агента, обеспечивающие извлечение максимального дохода.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики заключается в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов вынуждает делать выбор с целью решения следующих вопросов:

  • что производить и в каком объеме;
  • каким образом производить избранные виды благ;
  • кто получает то, что произведено;
  • какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Современная микроэкономика изучает, как решаются вышеназванные четыре основных вопроса.

Современная микроэкономика состоит из четырех частей. Первая часть посвящена анализу закономерностей образования потребительского спроса. В этой части микроэкономики развиваются теории предельной полезности. Во второй части микроэкономики анализируется предложение в первую очередь с точки зрения изучения поведения отдельной фирмы и формирования ее издержек в конкретных рыночных условиях. Третья часть посвящена анализу соотношения спроса и предложения в зависимости от различных форм рынков (рынков совершенной или несовершенной конкуренции). В четвертой части - теории распределения - анализируются рынки и проблемы ценообразования факторов производства.

Микроэкономика дает представление о движении индивидуальных цен и имеет дело со сложной системой связей, именуемой рыночным механизмом. Она рассматривает проблемы затрат, результатов, полезности, стоимости и цены в том виде, в каком они формируются в непосредственном процессе производства, в актах обмена на рынке.

Основы микроэкономики создавались австрийской школой, основными представителями которой были К. Менгер, Ф. Визер, Э. Бем-Баверк. Значительный вклад в развитие микроэкономики внесли английские экономисты А. Маршалл, А. Пигу, Дж. Хикс, американский экономист Дж. Б. Кларк, итальянский экономист В. Парето, швейцарский экономист Л. Вальрас и др.

Микроанализ претерпел определенную модификацию, в частности расширился объект микроэкономики.

Фирма

В микроэкономическом анализе главным объектом является фирма (предприятие). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности че­ловека.

В данном учебнике термины “фирма” и “предприятие” рас­ сматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предпри­ятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.

Цели и функции фирмы

Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В ры­ночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.

Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринима­тельского сектора, представляют собой самостоятельные хозяй­ственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой де­ятельности. Под коммерческой понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, фи­зических и юридических, которая должна приносить предпри­ятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.

Целевые установки

Извлечение максимальной прибыли явля­ется конечной целью любой коммерче­ской деятельности. Вместе с тем ее до­стижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического по­рядка, таких как:

Описание работы

Всякая наука имеет свой объект познания. Это в полной мере относится и к экономической науке. Характерная особенность последней состоит в том, что она является одной из древнейших наук. Истоки экономической науки уходят в глубь веков, туда, где зарождалась колыбель мировой цивилизации – в страны Древнего Востока V-III вв. до н.э. Позднее экономическая мысль получила развитие в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель ввел термин "экономия" (от гр. Oikonomia – управление домашним хозяйством), от которого и произошло более позднее – "экономика". В ранее средневековье христианство объявило простой труд святым делом, стал утверждаться важнейший принцип: кто не трудится, тот не ест.

МАКРОЭКОНОМИКА …………………………………………………..16
Основные проблемы, изучаемые
на макроэкономическом уровне ………………………………..…17
Модель круговых потоков ……………………………………...….18
Модель круговых потоков открытой экономики……………………………………………………..……..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………….……………………..….20
ЛИТЕРАТУРА ……………………………………………………………..23

Цель урока: углубить и систематизировать знания учащихся об экономике как науке, формируя понятие субъекты и объекты экономики, этапы экономического исследования; определить, что является предметом изучения экономики; выяснить, какие существуют методы экономического исследования; проанализировать связь экономики с другими науками; развивать экономическое мышление; воспитывать любознательность и самостоятельность.

Основные понятия: субъект, объект экономики; производители, потребители, методы исследования; абстракция, индукция, дедукция, микроэкономика, модель, макроэкономика.

Тип урока: урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Экономическая разминка (проводится в форме беседы)

Что ты знаешь об экономике?

III . Мотивация учебной и познавательной деятельности

Рассказ учителя

С развитием цивилизации человечество пришло к выводу, что важнейшей задачей любого общества является полное удовлетворение потребностей человека.

Экономическая наука изучает, как именно люди, используя имеющиеся ресурсы, пытаются достичь полного удовлетворения своих потребностей.

Она исследует, как необходимо организовать производство, обмен и распределение созданных товаров и услуг. Попробуем определить по схеме, кто является субъектами и объектами исследования экономики.

IV. Изучение нового материала

Объяснение схемы «Субъекты и объекты экономики», которая заранее нарисована на доске.

Рассказ учителя

Экономика - сложная система, которая постоянно развивается и меняется. Меняются и действующие лица экономических отношений. Если в период Средневековья это были феодал и крестьянин, цеховой мастер, купец, то действующими лицами современной экономики являются предприниматели и рабочие, банкиры, фермеры, государственные служащие, ваши родители и вы сами. Чем сложнее становится экономическую жизнь общества, тем больше будет действующих лиц (субъектов) и объектов экономики.

Во все времена субъектами экономических отношений были производители и потребители вещей и услуг.

С развитием рыночных отношений производители становятся продавцами, а потребители - покупателями. Изобразим схематически взаимодействие субъектов экономических отношений.

Итак, сложность экономической жизни общества обусловливает разнообразие его действующих лиц.

Проблемный вопрос

Ваш рабочий день состоит из шести уроков в школе, свободного времени и подготовки к урокам. В перерыве между уроками вы в буфете купили пирожок; по дороге домой, по просьбе родителей, купили буханку; в свое свободное время помогали родителям копать картошку. В каких случаях в течение дня вы стали субъектом экономических отношений?

Работа с учебником

Для того чтобы экономика стала прикладной наукой, необходимо разработать принципы построения сферы человеческой жизни. Именно поэтому необходимо проводить экономические исследования. По учебнику проанализируйте схему «Этапы экономического исследования».

I этап. Сбор фактов.

II этап. Разработка теорий.

III этап. Обоснование экономической теории.

Аналогично схемы этапов экономического исследования попробуйте исследовать и изложить собственные размышления по поводу принципов, по которым построено ваше обучение.

В экономике используют несколько основных методов исследования:

Рассказ учителя

Экономическая наука не может пользоваться теми методами познания, что и естественные науки. Анализируя экономические явления, нельзя использовать ни микроскоп, ни телескоп. Арсенал средств экономической науки является весьма разнообразным: классификация явлений, исключение второстепенного, обобщение и т.д.

Классифицировать - значит различать процессы и явления по определенным критериям. Например, товары мы можем поделить на более дорогие, для людей со средним достатком, дешевые. Собственность может быть частной, коллективной, государственной.

Предложите критерии классификации потребителей обуви.

В экономической науке исследователи широко применяют методы

научной абстракции, индукции и дедукции. Суть метода абстракции заключается в том, что, исследуя определенный экономический факт или процесс, отделяют его случайные, мимолетные или второстепенные признаки от устоявшихся и типичных. Индукция заключается в формулировке закона на основе незначительного количества наблюдений за повторяющимися событиями. Дедукция - способ исследования, при котором отдельные положения логически выводятся из общих (аксиом, законов, постулатов).

Если в результате исследования выявлено, что отдельные явления экономической жизни повторяются при определенных условиях, то можно сделать обобщение или выводы относительно них.

На основе реальных фактов выяснилось, что в городе большое количество потребителей стала покупать дешевые товары из-за повышения цены, заменяя таким образом одни товары другими, подобными. Сделайте обобщение. (Цены меняют структуру потребления).

Важным средством изучения экономики являются модели, которые строятся в процессе экономического анализа.

В процессе экономического анализа происходит систематизация, истолкование и обобщение фактов. В результате анализа формулируют законы и теории, вносят порядок в набор фактов, раскрывающих их содержание.

Модель - это упрощенное отражение экономической действительности, абстрактное обобщение соответствующих фактических данных. Экономическая модель используется для предсказания того, как изменения экономических условий приведут к изменению экономических результатов.

В исследовании экономики особое значение имеют графические модели, которые дают точное изображение количественных зависимостей.

Слова становятся действенными, если их дополнить изображением. Еще короче эту мысль выражает китайская пословица: рисунок стоит тысячи слов.

Объясните, что иллюстрирует приведенный график.

Экономическая наука использует два уровня анализа: макроэкономический и микроэкономический. Макроэкономика - это наука, которая исследует национальную экономику в целом, не принимая во внимание конкретные экономические единицы. Микроэкономика изучает отдельные экономические единицы: домохозяйство, фирма, отрасль и т.д.

Изучая различные предметы, вы заметили, что наука связана со многими другими. Экономическая наука зачастую связана с общественными науками: социологией, политологией, правоведением. Она имеет связи с науками о человеке и природе: географией, психологией, биологией. В современной экономической науке широко применяют математические методы.

Попытаемся в общих чертах определить, как экономика связана с другими науками.

Перед вами схема «Связь экономики с другими науками» и карточка с названиями наук, которые больше всего связаны с экономической наукой, и определением объектов их исследований. Подумайте, как именно экономика может быть связана с этими науками. Кратко запишите свои мысли по этому вопросу. Потом мы вместе проанализируем несколько предположений.

Выпишите в тетрадь определения данных наук.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

С какими «ловушками» сталкивается исследователь-экономист?

Почему в общественных науках трудно выявить причинно - следственные связи?

Объясните и приведите примеры ошибочности утверждения: после этого - значит вследствие этого.

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать соответствующий материал в учебнике.

Подобрать с экономической литературе высказывания известных экономистов о необходимости изучения экономики, письменно объяснить их.


3.1. Общая социологическая характеристика экономических отношений

С позиции экономической социологии экономические отношения - это разновидность общественных отношений, связанных с особой деятельностью людей, их взаимодействием и направленных прежде всего на обеспечение материальных потребностей человека, а также на достижение им определенных социальных преимуществ и целей. Специфика (видовая, типичная) экономических отношений состоит в предметно-вещевой форме их проявления, т. е. они возникают между людьми и группами людей относительно материальных вещей, обстоятельств и проблем их производства, распределения, обмена, присвоения, владения и использования (потребления). Именно на этих явлениях, предметах, процессах, которые обобщаются понятием “материальное богатство”, объективируются и сквозь них проходят все без исключения экономические отношения общества. Ради этого богатства люди борются, соревнуются, конкурируют, сотрудничают и т. д. Словом, экономические отношения возникают между заинтересованными людьми, т. е. вытекают из их интересов и подчиняются им. В конце концов, в эпоху товарно-денежных отношений они опосредуются деньгами.

Какие же основные социальные функции присущи экономическим отношениям? Их несколько: обеспечение и обслуживание движения материального богатства в обществе (изготовление, использование и возвращение его в природу в виде различных изношенных элементов); воспроизведение и утверждение человека как носителя общественных отношений; имущественное расслоение общества; организация и стабилизация совместной жизни людей. С одной стороны, как и любой тип общественных отношений, экономические отношения являются совокупностью форм организации (прежде всего экономической) жизни людей, предоставление свойств целостности, упорядоченности, системности и определенной социальной направленности. Экономическая деятельность людей составляет реальное содержание этих отношений. С другой стороны, экономические отношения возникают, разворачиваются, воплощаются и в конце концов прекращаются лишь в экономической деятельности и благодаря ей. Отсюда каждый индивид и все члены общества, которые в той или иной мере занимаются экономической деятельностью, являются носителями, функционерами экономических отношений, их совокупным социальным субъектом .

Итак, вырисовывается такой общий социальный признак экономических отношений, как субъектность. Она означает, что экономические отношения имеют определенного носителя, который их создает, реализует, поддерживает и регулирует. Этот носитель еще и психологически “закрашивает” экономические отношения, опосредствуя их субъективным элементом: мотивацией, целью, чувствами, эмоциями, оценками и т.п. Благодаря осознанию и субъективации любое экономическое отношение существует и как отношение к отношению . Например, оно обязательно оценивается субъектом с определенных позиций, в системе определенных ценностей - выгоды, дохода, социальной справедливости, равенства и т. п.

Учитывая субъективность экономических отношений, подчеркнем, что социальным субъектом этих отношений есть и человеческая общность (семья, коллектив, народ, государство, общество), и отдельный индивид, и группы индивидов. От того, к какому субъекту “привязаны” экономические отношения, зависят их масштабность, социальное развитие, а также мера персонификации и деперсонификации.

Как и каждое общественное отношение, экономическое отношение предусматривает не только субъекта - того, кто относится, но и объекта - того, к кому относится субъект, во взаимодействии с кем реализует свое отношение. Поскольку объектом экономического отношения есть человек, а не предмет, то оно существует как взаимоотношение субъекта и объекта, в котором могут как совпадать, так и не совпадать их намерения и средства развертывания отношения. Характером взаимодействия субъекта и объекта определяется общественная форма экономического отношения: сотрудничество, обмен услугами, товарами, взаимопомощь, конкуренция, эксплуатация, компромисс, партнерство и пр.

В конце концов, экономические отношения характеризуются способностью опредмечиваться. Благодаря опредмечиванию они как латентная реальность получают фиксированное предметное проявление. В какие же формы социальной предметности воплощаются экономические отношения? Ими являются продукты материального производства (предметы, вещи, услуги), социальные институты (организации, учреждения, инфраструктура рынка и т. п.), знаки (язык, символы, деньги и пр.), человеческое поведение.

Возникает необходимость подробнее раскрыть содержание экономических отношений, которое составляют соответствующая деятельность и поведение людей, что является проявлением их экономической жизни. Таким образом, наблюдается триада: экономическая жизнь - экономическая деятельность - экономическое поведение.

Экономическая жизнь - это обобщающая категория, которой обозначается совокупность экономических отношений, деятельности и поведения людей как членов общества, которые хозяйствуют в нем. Разумеется, экономическая жизнь реализуется через соответствующую деятельность и поведение на фоне определенного типа экономических отношений, характер которых определяется господствующей формой собственности на средства производства. Локализуется эта жизнь преимущественно в экономической сфере общества, где люди взаимодействуют прежде всего как экономические субъекты. Его побудители - экономические интересы индивидов, их групп и объединений. Главная форма проявления экономической жизни - хозяйственная деятельность, хозяйствование (производство материальных благ и услуг, ведение домашнего хозяйства).

В экономической социологии экономическую деятельность и экономическое поведение различают, используя два подхода. В одном случае их отождествляют, в другом - различают по принципу: деятельность - определяющая форма активности относительно поведения. Другими словами, если экономическая деятельность представляет собой совокупность действий, актов индивида, из-за которых он непосредственно реализует свои экономические интересы и с помощью которых достигает хозяйственных целей, то экономическое поведение объединяет все формы активности (поступки, действия и т. п.), которые обслуживают или сопровождают деятельность. Скажем, если человек купил что-то в магазине, то подсчет собственного бюджета, плата денег, получение кассового чека- все это элементы экономической деятельности. Поведением, которое сопровождает или обслуживает эту деятельность, является ознакомление с рекламой, поездка в магазин, выбор нужной вещи и т. д. Но подобные тонкости в отличиях экономической деятельности и поведения учитываются не всегда, поэтому часто их не различают.

Система экономических отношений общества очень сложная и разветвленная, чтобы можно было рассмотреть ее в полном объеме. Если в едином процессе расширенного воспроизводства различают производство, распределение, обмен, потребление, то экономические отношения делятся на четыре большие группы: производственные, распределительные, отношения обмена (купля-продажа) и потребления. Первая группа объединяет производственные отношения, т. е. такие, которые возникают исключительно в процессе производства материальных средств для жизни. Это, в частности, отношения собственности на средства и результаты производства, отношения между социальными группами, занимающими различные места в производстве, организационно-управленческие и технологические отношения.

Характеризуя производственные отношения последней группы, заметим, что организационно-управленческие и технологические отношения возникают в результате разделения труда. Как совместный общественный процесс производство требует определенной организации, управления, разделения производителей на тех, кто управляет и контролирует, и тех, кем управляют и кого контролируют. Суть управленческих отношений состоит в подаче команд, установлении правил одними агентами производства и выполнении их другими участниками этого процесса.

Организационно-управленческие отношения - это выражение функциональных взаимозависимостей людей в процессе производства, когда есть начальники и подчиненные. Но это не единственное. Технология производства объективно устанавливает и другие взаимозависимости людей, например отношения специализации и кооперации. Специализация - это разделение производителей по профессиональной принадлежности, квалификации и формам проведения определенных трудовых и производственных операций. При этом агенты производства приобретают определенные производственные функции и одновременно обособляются в нем.

Наоборот, отношения кооперации отображают взаимозависимости людей как интегрированными производителями, которые будучи сравнительно дифференцированными и самостоятельными все же осуществляют совместное производство. Именно кооперация придает труду дополнительную производительную силу, которая не равняется простой арифметической сумме индивидуальных рабочих сил.

Конечно, производственные отношения обусловливаются взаимодействием людей, но их общественный характер зависит прежде всего от отношений присвоения, без которых ни про одно производство не может даже идти речи. Более того, именно производство является присвоением, на что не раз обращал внимание К. Маркс: “Всякое производство есть присвоение индивидуумами предметов природы в границах общественной формы и с ее помощью. В этом смысле будет тавтологией сказать, что собственность (присвоение) является условием производства” . Но на характере производственных отношений отображается не столько присвоение предметов природы, сколько форма собственности на средства производства. Кому они принадлежат: отдельным лицам, социальным группам, государству или непосредственно народу, обществу? Этим определяются и разделение результатов труда и субъектов производства на собственников и несобственников, и место людей в производственной сфере, и тип производственной демократии, и характер общественных отношений. Что же представляет собой собственность относительно ее функционального проявления в системе экономических отношений? Какие ее особенности являются предметом познавательного интереса экономической социологии?

Как уже было сказано, собственность - это форма общественного присвоения. Социально-экономическая сущность собственности состоит в особенных взаимоотношениях людей относительно владения, распоряжения и пользования средствами и результатами материального производства и владения материальными вещами, подчинения их воле и власти определенного субъекта. В этой связи присвоить означает сделать своим (моим, твоим, нашим, вашим и т. д.). Но существует и обратный относительно присвоения процесс - отчуждение, т. е. собственность субъекту уже не принадлежит, а значит, является для него чужой. Известно множество социальных способов и каналов присвоения и отчуждения: суд, покупка, продажа, разгосударствление, приватизация, экспроприация, унаследование, грабеж, разворовывание и др.

То, что присваивается, называют объектом собственности. Этим понятием охватывается все, что имеет определенную ценность, кому-нибудь принадлежит и способно оборачиваться в кругу интересов людей, практики, т. е. переходить от одного человека (или группы людей) к другому.

Элементами собственности, которые составляют ее социально-экономический и правовой смысл, являются отношения принадлежности, владения, распоряжения и пользования. Люди стремятся стать собственниками, чтобы владеть, распоряжаться и пользоваться вещами в свою пользу, т. е. играть прежде всего роль экономического субъекта. Отношения принадлежности указывают на то, кому принадлежит объект собственности, для кого он функционирует как свой. Владение, распоряжение и пользование собственностью - это правомочные полномочия собственника. Владение предусматривает фактическое властвование собственника над вещами, если они функционируют в сфере удовлетворения его физических, духовных, хозяйственных, социальных и других потребностей, достижения тех или иных целей, реализации интересов.

Именно из принадлежности и владения начинается “прикладывание воли собственника к вещам” и именно “отношением воли к вещам”, согласно Г. Гегелю, даются “простейшие определения собственности” . Распоряжение объектом собственности - это право безоговорочно определять его судьбу (продать, подарить, уничтожить и др.). В конце концов, пользование собственностью есть не что иное, как получение с ее объекта полезных свойств и разных социальных функций.

Разумеется, через свою собственность субъект утверждается в обществе, приобретая определенный статус в системе социально-экономических отношений. Тем не менее, владением, распоряжением и пользованием вещами социально-экономическое содержание и общественные функции отношений собственности не исчерпываются. Более того, с позиций экономической социологии эти аспекты собственности не главные. Важнее другое: в обществе владение, распоряжение и пользование вещами вместе с тем есть прямым или опосредствованным владением, распоряжением и пользованием людьми. Это происходит прежде всего в сфере производства, но не только в ней, поскольку собственность есть одним из главных факторов и посредников всей системы взаимодействий и взаимозависимостей общества.

Итак, чтобы понять сугубо социальные функции собственности и соответствующие действия собственников, следует войти в мир не вещей, а людей как владельцев и пользователей ими, хотя, конечно, вещи, трансформируя через себя разные типы общественного отношения, выполняют определенные социальные функции.

В зависимости от полноты полномочий собственник может быть полным (владеть всеми полномочиями) и неполным (полномочия распределяются между субъектами). Скажем, вещь принадлежит как собственность одному лицу, а распоряжается ею по его поручению другое лицо. Таким образом, полномочные отношения перераспределяются. Сама же собственность распыляется, “размывается”, ее внутренние связи усложняются, переплетаются. Возникают группы собственников, совладельцев, пользователей, владельцев с разными полномочиями, ролями, интересами и социальными статусами. Они взаимодействуют, вследствие чего возникает система экономических и социальных зависимостей - господство, подчиненность, партнерство и др.

Вторая группа экономических отношений - распределительные. Они возникают относительно распределения каналов доступа к жизненным благам и способов их присвоения. Эти каналы доступа и способы присвоения не равноценны: эффективные - неэффективные, выгодные - невыгодные и т. п. Каждый из них имеет возможность “отщипнуть от общественного пирога” больший или меньший кусочек. Итак, сущность распределительных отношений состоит в обеспечении социальным субъектам разнообразных позиций на шкале распределения общественных благ. Конечно, каждый из этих субъектов стремится к более выгодным для себя позициям, но взаимодействие объективно расставляет их на шкале распределения в соответствии с возможностями каждого.

Следует подчеркнуть, что отдельной сферы, в которой концентрировались бы распределительные отношения, не существует. Эти отношения непосредственно вплетены в производство, обмен, потребление, являются другой стороной каждого из них. Например, в производстве распределительные отношения реализуются и трансформируются через систему рабочих мест, административных должностей, тарифных сеток и т. д.

В сфере обмена распределительные отношения реализуются через взаимодействие покупателей и продавцов, а также многочисленных социальных групп покупателей, различающихся покупательными потенциалами, т. е. уровнем доходов, величиной семейных бюджетов, территориальными отличиями в снабжении, местными ценами и пр. В потреблении также существует собственный механизм распределения. Он связан с неодинаковым доступом потребителей к общественному сервису, разной организацией домашнего хозяйства, самообслуживания, кулинарной культурой семей и т. п.

Третья группа экономических отношений - обменные (купли-продажи, спроса-предложения и др.). Это преимущественно рыночные отношения - между продавцами, покупателями и их посредниками. Непосредственно через себя их трансформирует и воссоздает система торговли, коммерции, бизнеса. Обмениваются продукты производства, а через них - формы деятельности. Как правило, обменные отношения опосредуются деньгами, денежным способом присвоения. Однако существует и прямой обмен продуктами - бартерная торговля. С социологических позиций обменные отношения утверждают социальный компромисс, социальное равновесие между большими группами людей - производителями, продавцами и покупателями, которые различаются интересами, но имеют потребность друг в друге.

Четвертая группа экономических отношений - в сфере потребления. Эти отношения концентрируются и вращаются вокруг особой “оси” - потребительского отношения. Что же оно представляет собой? Это - практическое, целенаправленное, обусловленное потребностями отношение индивида к средствам удовлетворения собственных потребностей, интересов. Через потребительское отношение реализуется потребительская сила (способность) человеческого индивида, который подбирает предметы, способы и меру удовлетворения своих потребностей, соответственно организует процесс потребления. Эта группа экономических отношений состоит из нескольких подгрупп: отношения между потребителем и производителем, которые реализуются в домашнем хозяйстве как приведение продуктов общественного производства в окончательную потребительскую форму; отношения ответственности потребителя перед производителем, например, за технологическую правильность эксплуатации тех или иных изделий, устройств, машин на срок гарантий; отношения потребителя с предприятиями торговли, общественного питания, сервиса, транспорта, связи, учреждениями культуры, спорта, здравоохранения и др.; отношения между потребителями; нормативные отношения.

Если экономические отношения рассматривать относительно их субъектной структуры, то следует выделить четыре социальных типа их носителей (субъектов): субъекты собственности (