Показатели уровня жизни населения. Отдельные компоненты уровня и качества жизни

Уровень и качество жизни

Под «уровнем жизни» понимается степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения.

Уровень жизни определяется составом и величиной потребностей в различных благах. Ограничивается данный показатель возможностями удовлетворения потребностей, исходя из доходов населения, заработной платы работников.

В качестве обобщающих показателей уровня жизни населения органы статистики используют:

Валовой национальный продукт на душу населения в сопоставимых ценах;

Национальный доход и фонд потребления в нем в расчете на душу населения;

Индексы стоимости жизни;

Реальную заработную платы в расчете на одного работающего;

Реальные доходы на душу населения;

Размер прожиточного минимума;

Численность и удельный вес населения, находящегося за чертой бедности, т.е. имеющего доход ниже прожиточного минимума.

Источниками информации для оценки уровня жизни могут быть :

Бюджетные обследования;

Социологические опросы;

Переписи (всеобщие и микропереписи).

По данным бюджетных обследований рассчитывают:

Среднедушевые номинальные доходы;

Структуру денежных доходов населения;

Физические объемы покупок тех или иных товаров;

Структуру расходов семей;

Влияние политики налогообложения, изменения цен на бюджет;

Распределение населения по размеру среднего совокупного дохода на душу населения.

Исследованием проблем уровня жизни занимаются Всероссийский центр уровня жизни Министерства труда и социального развития РФ, Всероссийский центр общественного мнения.

Анализ и прогнозирование социальной обеспеченности населения основывается на различных показателях, выбор которых определяется конкретными условиями и подходами к оценке народного благосостояния.

Для характеристики благополучия населения в России используются различные понятия :

- «уровень жизни»;

- «народное благосостояние»;

- «качество жизни»;

- «образ жизни» и другие.

Качество жизни - это степень развития и полнота удовлетворения всего комплекса потребностей и интересов людей, проявляющихся как в различных видах деятельности, так и в самом жизнеощущении. Проблема качества жизни включает в себя условия, результаты и характер труда, демографические, этнографические и экологические аспекты существования людей. Есть в этой проблеме юридические и политические стороны, связанные с правами и свободами, поведенческие и психологические аспекты, общий идеологический и культурный фон.

Что же касается благосостояния в целом, то это некоторый синтез, обобщающее представление социального организма, включающее все вышеуказанные аспекты. Достижение максимально высокого качества жизни населения является приоритетной целью социальной рыночной экономики . Одной из важнейших предпосылок, обеспечивающих реализацию этой задачи, является проведение эффективной политики благосостояния населения. Центральное место в политике благосостояния занимают доходы населения, их дифференциация, постоянный рост уровня жизни граждан.


Между показателями существует тесная взаимосвязь, они часто связаны с целевыми установками в обществе. Иногда содержание терминов существенно различается.

Концепция качества жизни строится на основе использования определенной системы показателей, характеризующих отдельные компоненты уровня жизни, представленные в таблице 12.1.

Таблица 12.1 - Показатели, характеризующие уровень жизни населения

Показатель Характеристика
Здоровье Продолжительность жизни, уровень смертности, длительность и тяжесть заболеваний, физические и умственные способности людей, их самочувствие.
Питание Регулярность питания, его сбалансированность, экологичность продуктов
Образова-ние Продолжительность и уровень обучения, степень овладения научными знаниями, наличие необходимой литературы в библиотеках
Занятость и условия труда Условия и характер труда, его напряженность и эффективность, соответствие личным склонностям, способностям людей, свобода выбора профессии, продолжительность рабочего времени, ежегодных отпусков, доля ручного и автоматизированного труда, занятость и безработица, микроклимат в коллективе
Жилищные условия Площадь и благоустройство жилья, обстановка, удобство планировки, благоустройство быта
Социаль-ное обеспе-чение Социальное равенство, гарантии занятости, обеспечение пенсионеров, временной нетрудоспособности, пособия и льготы семьям с детьми
Одежда Качество и разнообразие одежды, возможность выбора
Отдых и свободное время Продолжительность, доступность, возможность выбора своего отдыха, удовлетворение им
Права человека Возможность реализации прав человека, обеспечение безопасности, защита от эпидемий, террактов, объективность и гуманность правовых органов, степень доверия им

Количественной характеристикой качественного показателя «качество жизни» является «уровень жизни».

С одной стороны, уровень жизни определяется составом и величиной потребностей в различных благах, которые постоянно видоизменяются. С другой - уровень жизни ограничивается возможностями удовлетворения потребностей, исходя из положения на рынке товаров и услуг, доходов населения, заработной платы работников. Однако, и размер заработной платы, и уровень жизни определяются масштабом и эффективностью производства и сферы услуг, состоянием научно-технического прогресса, культурно-образовательным уровнем населения, национальными особенностями, политической властью.

По оценке влиятельного британского журнала «The Economist», по качеству жизни Россия в 2004 г. находилась на 105-м месте среди 111 стран. Коэффициент качества жизни у россиян равнялся 4,8. Первое место — за ирландцами с коэффициентом 8,3. За ними следовали Швей-цария, Норвегия, Люксембург, Швеция, Австра-лия (коэффициент 7,9). США занимали 13-е место. Хуже, чем в России, жизнь только в Узбеки-стане, Таджикистане, Нигерии, Ботсване, Гаити, Зимбабве.

Факторами качества жизни «The Economist» принял следующие:

Здоровье, включая продол-жительность жизни;

Политическая стабиль-ность и личная безопасность;

Семейная жизнь (с учетом уровня разводов);

Наличие обще-ственной жизни, под которой подразумевается посещение учреждений культуры и членство в профсоюзных организациях;

Климатические условия;

Уровень безработицы в стране;

Нали-чие политических свобод и равенство полов, которое определяется сравнительным анали-зом уровня зарплат мужчин и женщин.

Как показывает рейтинг, высокий доход на душу на-селения (по этому фактору Россия — на 55-м месте) вовсе не гарантирует удовлетворен-ность населения жизнью. Об этом свидетель-ствует разница мест, занятых той или иной страной по уровню доходов и по степени удо-влетворенности жизнью.

Шифр и наименование критерия Рейтинг
Конкурентоспособность России
1.03. ВВП на душу населения
2.04. Уровень федерального регулирования бизнеса
2.08. Доступность венчурного капитала
2.13. Эффективность закона о банкротстве
2.16. Удельные затраты на импорт оборудования
3.01. Технологическое совершенство стран ы
3.03. Иностранные инвестиции в виде новых технологий
3.06. Расходы компаний на НИОКР
3.07. Правительственные субсидии и налоговые льготы для иннова-ционных фирм
3.08. Уровень интеграции образования, науки, производства
3.17. Уровень патентования в стране
3.18. Контингент учащихся, охваченный средним образованием
4.01. Качество образования
4.09. Утечка умов
4.10. Степень государственной поддержки материнства и детства
5.01. Качество инфраструктуры в стране
6.01. Независимость судебной власти
6.02. Действенность федеральных нормативных актов
6.07. Прозрачность правительственной политики, стратегий, резуль-татов работы
6.08. Фаворитизм в принятии решений правительственными органами
6.09. Степень административного бюрократизма
6.10. Эффективность деятельности законодательных органов
6.16. Сокращение неравенства в доходах
6.17. Организованная преступность
6.18. Доля теневой экономики
7.01. Необоснованные дополнительные платежи за экспорт и импорт
7.09. Расходы бизнеса на коррупцию в целом
8.03. Уровень монополизма на местном рынке
8.05. Административные барьеры для старта нового бизнеса
8.06. Эффективность антимонопольной политики
9.01. Осведомленность покупателей о качестве товаров
10.02. Интегрированность стадий жизненного цикла продукта
10.03. Уровень развития брендинга
10.07. Уровень развития маркетинга
11.01. Строгость регулирования загрязнения воздушной среды
11.13. Распространение системы экологического менеджмента стандартам ИСО серии 14000

В рыночной экономике важнейшими составляющими качества жизни становятся степень социальной защищенности населения, свобода выбора человека, улучшение социальной среды, культурные, национальные и религиозные отношения

Обобщая вышесказанное, качество жизни можно трактовать как интегральную категорию, всесторонне характеризующую уровень и степень благосостояния свободы, социального и духовного развития человека, а также его физическое здоровье. В числе ее структурных составляющих можно выделить (в значительной мере условно, ибо между ними прослеживаются определенные взаимосвязи) следующие основные компоненты: уровень здоровья и продолжительность жизни населения, уровень жизни населения, образ жизни населения (рис.12.1).

Рис. 12.1. Упрощенная структура качества жизни населения

Выделение компонента "уровень здоровья и продолжительность жизни населения", в качестве одной из главных структурных составляющих качества жизни, обусловлен следующим соображением: в мировой практике уровень и динамика здоровья, продолжительность жизни ставятся на первое место при определении условий жизнедеятельности, поскольку рассматриваются как базисная потребность человека, главное условие его жизнедеятельности.

Существует множество определений здоровья, которые пытаются охватить все многообразие этого феномена. Конструктивным представляется подход к определению категории здоровья, который предложен учеными Санкт-Петербургского санитарно-гигиенического медицинского института. Категория здоровья представляется как такое состояние структуры функций и адаптационных возможностей (резервов) человека, которые обеспечивают ему данное качество жизни в данное время и в данной среде.

Категория "уровень жизни" в сравнении с категорией "качество жизни", относится к числу более установившихся понятий, с достаточно очерченным на сегодняшний день кругом количественных показателей, важное место среди которых занимают показатели прожиточного минимума и размера потребительской корзины.

Качество жизни – это едва ли не самый важный показатель в новейшей истории, на основании которого можно делать долгосрочные прогнозы относительно стабильности в конкретном государстве, выяснять основные потребности людей, а также определять, могут ли они быть определены. Естественно, что столь важный показатель имеет критерии, необходимые для его оценки.

Однако прежде чем перейти к ним, характеризуем данное понятие. Итак, критерии качества жизни населения – это показатель удовлетворенности материальных, социальных, а также духовных потребностей граждан.

Какие же критерии можно назвать определяющими?

  1. Доходы. Можно говорить много красивых вещей, но в итоге все рано или поздно упрется в деньги. Как известно, в нашем мире можно купить очень многие вещи, но без достойной зарплаты это невозможно. Поэтому среднедушевые номинальные, а также реальные доходы граждан имеют первостепенное значение. Сюда же можно включить величину прожиточного минимума, пенсии, МРОТ, и многие другие параметры, которые обязаны выяснять, сколько денег получают люди.
  2. Качество питания. Мы то, что мы есть. Нельзя говорить о хорошей жизни, если люди перебиваются с хлеба на воду или недоедают.
  3. Качество и, что не менее важно, модность одежды.
  4. Жилищные условия. Комфорт жилья, общая и среднедушевая площади.
  5. Качество здравоохранения. Нетрудно понять, что если в стране нет нормальной медицине, то не приходится говорить о высоком уровне ее развития, равно как и качестве жизни граждан.
  6. Качество социальных услуг и образования.
  7. Культура. Опять-таки, люди должны не только есть и спать. Культурный досуг, наличие библиотек, театров и музеев – это важный показатель.
  8. Сфера обслуживания. Сюда относится количество торговых точек, их доступность и качество.
  9. Демография. Сюда относится не только число родившихся в год. Этот параметр отражает рождаемость, смертность, число браков и разводов, и среднюю продолжительность жизни.
  10. Безопасность. Не приходится говорить о высоком качестве жизни, если люди боятся выйти на улицу с наступлением темноты и ставят по три железных двери. Число зарегистрированных преступлений – это очень важный критерий, пренебрегать которым нельзя.

Итак, мы представили основные критерии качества жизни населения. Конечно же, есть и другие, однако же на основании этих десяти можно говорить о том, хорошо ли живется гражданам, или же нет.

Качество жизни является наиболее важной социальной категорией, которая характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения.

Некоторые исследователи при определении понятия "качество жизни" большое внимание ориентируют на экономическую сторону, материальную обеспеченность жизни населения. Имеет место и противоположная точка зрения, в соответствии с которой качество жизни является максимально интегрированным социальным показателем.

Качество жизни населения - это степень удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей человека.

Человек страдает от низкого качества и испытывает удовлетворение от высокого качества жизни, независимо от сферы в работе, в бизнесе и в личной жизни. Следовательно, качество необходимо человеку постоянно. Человек сам стремится к улучшению качества жизни - получает образование, трудится на работе, стремится к продвижению по карьерной лестнице, прилагает все усилия на то, чтобы добиться признания в обществе.

Основными показателями качества жизни населения являются:

  • доходы населения (среднедушевые номинальные и реальные доходы, показатели дифференциации доходов, номинальная и реальная начисленная средняя заработная плата, средний и реальный размер назначенной пенсии, величина прожиточного минимума и доля населения с доходами ниже прожиточного уровня, минимальные размеры заработной платы и пенсии и пр.);
  • качество питания (калорийность, состав продуктов);
  • качество и модность одежды;
  • комфорт жилища (общая площадь занимаемого жилья на одного жителя);
  • качество здравоохранения (число больничных коек на 1000 жителей);
  • качество социальных услуг (отдых и сфера услуг);
  • качество образования (число вузов и средних специальных учебных заведений, удельная доля студентов в численности населения);
  • качество культуры (издание книг, брошюр, журналов);
  • качество сферы обслуживания;
  • качество окружающей среды, структура досуга;
  • демографические тенденции (показатели ожидаемой продолжительности жизни, рождаемости, смертности, брачности, разводимости);
  • безопасность (число зарегистрированных преступлений).

Доходы населения:

  • расходы на конечное потребление;
  • среднедушевой денежный доход;
  • доходы от трудовой и экономической деятельности домашних хозяйств;
  • доля вкладов в расходах населения;
  • покупка валюты;
  • приобретение ценных бумаг;
  • недвижимость;
  • земля в личном пользовании;
  • наличие легковых автомобилей на 100 семей;
  • располагаемые ресурсы домашних хозяйств;
  • минимальный размер оплаты труда;
  • минимальный размер пенсии;
  • минимальный потребительский бюджет;
  • децильный коэффициент дифференциации;
  • коэффициент фондов;
  • коэффициент концентрации доходов (коэффициент Джини);
  • соотношение долей расходов на питание для различных квантильных групп населения;
  • стоимость жизни:
  • индексы цен на потребительские товары;
  • стоимость всех видов услуг, включая бытовые, ЖКХ и услуги отраслей социальный сферы;
  • прожиточный минимум;
  • потребление населения:
  • расходы и сбережения;
  • потребление основных продуктов питания;
  • энергетическая и пищевая ценность продуктов;

Основные интегральные показатели жизни населения :

  • соотношение доходов и расходов;
  • соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума;
  • величина условно-свободной части располагаемого дохода;

Уровень бедности :

  • черта бедности;
  • численность населения с доходами ниже прожиточного минимума;

Обеспечение и охват населения объектами инфраструктуры и техническими средствами отраслевой социальной сферы :

  • численность предприятий бытовых услуг;
  • численность учебных заведений;
  • численность учащихся;
  • численность медицинского персонала;
  • численность учреждений культуры и организации отдыха;

Демографические параметры :

  • численность постоянного населения;
  • половозрастной состав населения;
  • общий коэффициент рождаемости;
  • ожидаемая продолжительность жизни при рождении;
  • общий коэффициент смертности;
  • коэффициент брачности;
  • число домашних хозяйств;

Уровень жизни населения - представляет собой экономическую категорию. Это уровень обеспеченности населения необходимыми материальными благами и услугами.

Уровень жизни - это уровень благосостояния населения, потребления благ и услуг, совокупность условий и показателей, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей.

В настоящее время, когда экономические системы стран подвергаются деформации и видоизменяются главной целью остается осуществление принципа социальной направленности рыночной экономики с помощью улучшения уровня жизни населения.

Система статистических показателей уровня жизни населения

В качестве основной комплексной характеристики уровня жизни населения в настоящее время применяется индекс человеческого развития, исчисляемый как интегральный трех составляющих: ВВП на душу населения, ожидаемой продолжительности жизни при рождении, достигнутого уровня образования.

Для сопоставления уровня жизни в разных странах в мировой практике используют также следующие показатели:

  • Объем валового внутреннего продукта на душу населения
  • Индекс потребительских цен
  • Структура потребления
  • Коэффициент смертности
  • Коэффициент рождаемости
  • Ожидаемая продолжительность жизни при рождении
  • Уровень младенческой смерти

Согласованный уровень жизни граждан Российской Федерации определяется следующими основными показателями:

  • объем валового внутреннего продукта на душу населения;
  • объем производства товаров первой необходимости;
  • уровень инфляции;
  • уровень безработицы;
  • величина реальных доходов на душу населения;
  • возможности населения инвестировать в себя и в экономику;
  • соотношение прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда;
  • число граждан с доходами ниже прожиточного минимума;
  • доля государственных расходов на образование, культуру, здравоохранение и социальное обеспечение;
  • отношение среднего размера пенсии к прожиточному минимуму;
  • продолжительность жизни человека;
  • соотношение рождаемости и смертности населения;
  • объем розничного товарооборота;
  • отклонение состояния окружающей среды от нормативов.

Характеристика уровня жизни населения

Для характеристики уровня жизни используют количественные и качественные индикаторы. Количественные - определяют объем потребления конкретных товаров и услуг, а качественные - качественную сторону благосостояния населения.

Уровень жизни характеризуется целым блоком показателей:

  • потребительская корзина
  • средняя заработная плата
  • разница в доходах
  • продолжительность жизни
  • уровень образования
  • структура потребления продуктов питания
  • развитие сферы услуг
  • обеспеченность жильем
  • состояние окружающей среды
  • степень реализации прав человека

Россия в исследование Организации экономического сотрудничества и развития пока не вошла – не хватило . Однако, несмотря на «человеческое», т.е. субъективное название предложенного индекса, именно субъективных показателей, т.е. получаемых путем оценок населения, а не официальной статистикой, практически нет. Попробуем ликвидировать этот пробел, предложив в качестве дополнения к экономическим показателям социологические, полученные в результате замера мнения населения по основным составляющим перечня, обозначенного в «индексе счастья».

Попутно заметим, что особенностью социологического подхода, помимо учета объективных показателей, является измерение социального самочувствия населения, предстающего интегральной характеристикой удовлетворенности или неудовлетворенности человека (социальной общности) своим социальным положением, индикатором настроений и ориентаций, индикатором реакции населения на социальные преобразования, проявляясь как целостная, относительно устойчивая эмоциональная реакция субъекта на воздействие социальной среды и условий его жизнедеятельности. Социальное самочувствие «выступает результатом осознания и переживания человеком смысла и значимости различных сторон жизни, вырастает из непосредственных условий бытия человека, определяющих степень удовлетворения его многообразных потребностей, возможностей развертывания индивидуальной жизни, самоутверждения и самореализации» .

Социальное самочувствие, будучи интегральным показателем восприятия гражданами собственного благополучия в ключевых сферах социальной жизнедеятельности, является одним из важнейших критериев определения вектора общественных изменений. Чем выше уровень социального самочувствия, тем, как правило, выше уровень солидарности власти и общества .

На протяжении последних десятилетий уровень материального благополучия граждан России являлся той исходной точкой, от которой велся «отсчет» социального самочувствия, настроений и ожиданий населения, и которая определяла отношение граждан к тем или иным событиям в жизни страны, в том числе и к тому, как складывается и развивается социально-демографическая ситуация. Актуальной эта зависимость остается и на сегодняшний день.

Покупательная способность людей является важной характеристикой материального положения. Как показывают результаты исследования, в структуре населения России безусловно доминируют среднеобеспеченные слои – т.е. те, кому вполне хватает средств на повседневные нужды (на покупку продуктов, одежды, обуви и т.д.), но для кого затруднительным является приобретение вещей длительного пользования. Доля этого слоя в 2010 г. составила 49,3%. (см. рисунок 1)

Вторая по численности группа населения по своим качественным характеристикам приближена к принятому в развитых странах определению «среднего класса» . Это те, кому хватает денег не только на нужды повседневного характера, но и на приобретение вещей длительного пользования. Доля таких респондентов составляет сегодня в России 25,1%.

Наконец, третья, весьма многочисленная группа населения – малообеспеченные россияне. К ним относятся люди, которым средств хватает только на продукты, тогда как даже покупка одежды вызывает у них затруднения. В составе населения эта группа занимает 20,4%.

Рисунок 1

Самооценки покупательной способности населения

Кроме того, в обществе существуют две крайние группы, которые занимают низшую и высшую ступени на линейке основных социальных страт.

На низшей ступени сегодня находятся 4,0% россиян, которые едва сводят концы с концами и испытывают дефицит средств даже на продукты.

На высшей ступени – представители наиболее обеспеченной части российского общества, которые могут позволить себе без особых ограничений приобретать дорогостоящие вещи, такие как автомобили, недвижимость и т.д. Таких сегодня насчитывается 1,1% населения.

При этом следует отметить, что, по сравнению с предыдущими опросами 2006, 2008 гг. практически никто из опрошенных (0,1%) не затруднился или отказался определить уровень своего материального благополучия.

Сравнение с данными предшествующих опросов (см. рисунок 2) показывает численный рост, прежде всего, «срединного большинства» (с 37% 2005 г. до 40,6% в 2006 г., 42,9% в 2008 г. и до 49,3% в 2010 г.).\\

Поступательный рост отличает также и численность людей с высокими доходами (те, кому хватает денег на приобретение вещей длительного пользования). Доля таких респондентов увеличилась за период с 2005 с 22,2% до 25,1%, практически стабилизировавшись за последние три года.

Рисунок 2

Динамика самооценок покупательной способности населения
(2005-2010 гг.)

Эти данные подтверждают наблюдения экспертов по поводу становления в России класса, могущего стать опорой существующему политическому режиму. Речь идет, по крайне мере, о т.н. «среднем классе», определяемом, конечно, только по уровню материального положения (игнорируя уровень образования, характер занятости и т.п. значимые признаки).

Одновременно опросы фиксируют постепенное снижение доли малообеспеченных россиян. За период 2005-2010 гг. число тех, кому средств хватает только на продукты, снизилось с 27,8% до 20,4%.

Доля самой беднейшей части нашего общества – тех, кто едва сводит концы с концами – также сократилась. Если в 2005-2006 гг. она колебалась в интервале 6,1-7,1%, то сегодня число людей, живущих за чертой бедности, стало в 1,5 раза меньше, 4,0%.

Таким образом, общую тенденцию динамики материального положения россиян, несмотря на кризис 2008 г., можно оценить как положительную , а в качестве главных ее признаков выделить переток численности граждан от малообеспеченных к среднеобеспеченным слоям и сокращение доли людей, живущих в бедности и за чертой бедности . Однако, несмотря на определенные положительные изменения в уровне материального положения россиян, тем не менее, очевидно, что в общей структуре населения пока еще доминируют люди, которых по меркам развитых стран (используемым сегодня и нашими согражданами, активно включенными в информационное и социальное международное пространство) можно отнести к малообеспеченным слоям. Результаты опросов вполне коррелируют с анализом структуры населения по уровню материальной обеспеченности по данным статистики, служа дополнительным подтверждением указанной тенденции.

Динамика остальных социальных показателей испытала на себе «встряску» 2008 г. Прежде всего, это касается уверенности наших сограждан в своем «завтра» (см. рисунок 3).

2007-2008 годы стали переломными в отношении россиян к своему будущем, социальные настроения приобрели явную тенденцию к оптимизму. Общий баланс оценок на будущее поменял свой знак с «минуса» на «плюс». Если в 2006 г. доли негативных и позитивных прогнозов составляли 53,1% «‑» против 41,2% «+», то в 2008 г. это соотношение составило 53,1% «+» против 38,6% «‑».

Последующие 2009-2010 годы этот вектор изменили вновь в противоположную сторону. Как показал опрос 2010 г., людей, смотрящих в свое ближайшее будущее с пессимизмом, среди россиян сегодня заметно больше. Дли негативных и позитивных прогнозов составили 50,6% «‑» (из них большинство (34,5%) демонстрируют умеренный пессимизм («скорее не уверен») и 16,1% могут быть охарактеризованы как полные пессимисты, совершенно не уверенные в своем завтра) против 41,4% «+», причем только каждый двадцатый (5,8%) заявляет, что он в нем «полностью уверен».

Рисунок 3

Динамика уверенности населения в завтрашнем дне (2005-2010 гг.)

(в % от общего числа опрошенных в каждом году)

Анализ данных проведенного исследования подтвердил детерминированность социальных настроений материальным статусом (см. рисунок 4). Те респонденты, которые относят себя к «богатым», в подавляющем большинстве (67,0%) смотрят в будущее уверенно. Высокообеспеченные россияне также большей частью уверены в завтрашнем дне (62,1%). Со снижением материального статуса уверенность в жизненных перспективах снижается – среди среднеобеспеченных респондентов уверенных в завтрашнем дне оказалось 41,2%, среди малообеспеченных еще меньше - 20,9%. Что же касается бедных граждан, не имеющих достаточно средств даже на питание, то в этой группе опрошенных показатель уверенности минимален – 12,6%.

Обратная тенденция характерна для показателя неуверенности в завтрашнем дне. Доля людей, в той или иной степени не уверенных в завтрашнем дне, минимальна (22,2%) среди богатых респондентов и набирает максимум (84,%) в группе беднейших.

Рисунок 4

Уверенность в завтрашнем дне респондентов с разным уровнем материальной обеспеченности

(в % от численности каждой группы по уровню обеспеченности)

Важным показателем того, как люди относятся к своему будущему и будущему страны в целом, является выбираемая ими для себя система жизненного планирования . Чем выше личная уверенность в завтрашнем дне, положительной динамике развития семейных отношения, реальная степень доверия руководству страны – тем дальше люди готовы заглядывать вперед, строить планы, разрабатывать жизненные стратегии длительного действия.

В развитых странах, с разветвленной государственной системой социальной поддержки и многочисленными частными фондами и структурами, люди строят планы на многие десятилетия вперед, еще на студенческой скамье зная, кем будут работать, сколько получать, где и как жить, и даже зная, где будет учиться их будущий ребенок. При этом следует учесть достаточно жесткую стратифицированность западного общества.

Традиционной же для России была установка не заглядывать далеко вперед, не случайны получившие широкое хождение в народе поговорки типа «загад не бывает богат» или школьно-литературное «нам бы только день простоять, да ночь продержаться».

Как же сегодня меняется тот «жизненный горизонт», который устанавливают для себя люди? Насколько далеко вперед они могут заглядывать? Появляются ли среди наших сограждан те, кто строит свои жизненные планы на длительную перспективу?

Как показывают полученные данные (см. рисунок 5), кризисные годы и здесь не прошли бесследно, значительно перестроив жизненное планирование со среднесрочного на краткосрочное , а иногда и на сиюминутное.

Сейчас «горизонты» половины (63,7%) наших сограждан простираются совсем не далеко, в пределах от сегодняшнего дня и до нескольких месяцев вперед, в том числе 17,0% просто живут одним днем и дальше не заглядывают. Т.е. планированием жизненных стратегий такое поведение назвать сложно.

Какие-либо долгосрочные планы, выходящие за рамки хотя бы одного года, строят остальные 36,3% россиян. Однако и среди них почти половина (19,8%) стараются очень далеко вперед не заглядывать и ограничивают видение собственных перспектив 1-2 годами, не более.

Однако уже сегодня можно говорить и о том, что в российском обществе сформировалась группа людей, правда не слишком многочисленная, сумевших раздвинуть свой жизненный горизонт за привычные рамки и планирующих свою собственную жизнь и жизнь своей семьи более чем на 5 лет вперед (9,8%).

Рисунок 5

Период, на который население строит планы на жизнь

(в % от общего числа опрошенных)

Важнейшими составляющими социального самочувствия являются удовлетворенность человека содержанием работы и размером оплаты труда . Как показало исследование, большинство работающих россиян (74,5%) удовлетворены содержанием своей работы. При этом полностью качественная сторона работы устраивает 25,3% опрошенных, а 48,6% скорее довольны ею. В то же время, немало и тех, кто содержанием своей нынешней работы не доволен – в целом, по результаты опроса, их оказалось 23,3% (3,2% совершенно недовольны, 20,1% скорее недовольны).

Рисунок 6

Динамика удовлетворенности россиян содержанием работы (2005-2010 гг.)

(в % от числа работающих в каждом году)

Отношение россиян ко второй стороне их работы – оплате труда – демонстрирует картину, диаметрально противоположную удовлетворенности содержанием работы. Большинство опрошенных (56,6%) не довольны оплатой своего труда, однако нельзя не заметить значительных положительных сдвигов. По сравнению с ситуацией 5-летнй давности существенно – с 25,9% до 18,3% – сократилась доля работников, совсем не удовлетворенных размером оплаты труда.

Рисунок 7

Динамика удовлетворенности россиян размером заработной платы на основном месте работы (2005-2010 гг.)

(в % от числа работающих)

Со времен перестройки советское, а затем российское образование характеризуется изменениями, обозначаемыми сначала как «реформа», затем, когда термин приобрел негативное восприятие в сознании масс, как «модернизация». Эти изменения происходят одновременно с глубинными общественными трансформациями, следствием которых стал переход от относительно гомогенной социальной структуры к значительной социальной стратификации.

Специалисты отмечают, что современные тенденции экономического развития, сам научно-технологический характер экономического роста, интеллектуализация основных факторов производства требуют коренного повышения уровня и качества образования. По их подсчетам, уже сейчас на долю новых знаний, воплощаемых в современных технологиях и технике, в квалификации кадров, организации производства и социального развития, в индустриальных странах приходится 70-85% прироста ВВП. Само социальное обеспечение работников и их семей зависит от уровня и качества образования; так, в 1990-е годы ХХ в. в США зарплата ученых выросла почти в 2 раза, имеющих магистерское образование – на четверть, у работников с высшим образованием осталась на прежнем уровне, а со средним – напротив, снизилась почти на 20%. Поэтому вопросы качества образования (не только высшего) и его доступности для основных групп населения становятся едва ли не ключевыми для дальнейшего развития страны, ее конкурентоспособности на мировой арене. Тему модернизации и инновации не будем даже обозначать.

Обучение в обычной общеобразовательной школе доступно практически каждой из семей, где есть дети дошкольного и школьного возраста (90%), 3% респондентов с трудом могут получить общее среднее образование для своего ребенка (не столько из-за недостатка средств, сколько из-за отсутствия самих учреждений образования – в основном это жители сел и пгт). Услуги же других образовательных учреждений – дошкольного и дополнительного образования уже не столь доступны, получить их при необходимости могут от 59% до 71% россиян с детьми дошкольного и школьного возраста. И здесь в качестве главных причин недоступности услуги респонденты отмечают не только недостаточность самих учреждений или малое количеством мест в них, но и как высокий уровень оплаты, предъявляемый учреждениями. Прежде всего с такой ситуацией родители сталкиваются, когда хотят отдать ребенка в школу/лицей с более насыщенной программой обучения по отдельным предметам (28% отметили недоступность подобной услуги) и, конечно, при устройстве ребенка в детский сад (для 19% родителей с детьми шансов устройства детей в сад практически нет, еще 18% в затруднении оценить ситуацию).

Рисунок 8

Оценка доступности образовательных учреждений

(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей дошкольного и школьного возраста)

Однако, добившись желаемого устройства ребенка в школу, многие из родителей испытывают серьезное разочарование качеством того образования, которое получает ученик. С одной стороны, очевидно, что школа так и не вышла из состояния острого кризиса, а общество нацелено на получение его членами максимально качественного общего среднего образования, с другой стороны, содержание самого образования и концепции развития общеобразовательной школы еще требуют своего анализа и широкого гласного обсуждения. Ведь еще до введения экспериментов, предложенных в этом году Министерством образования и науки, в штыки воспринятых педагогической и научной общественностью, гражданским обществом, о полной удовлетворенности обучением ребенка в школе заявили всего 7% родителей (!!!), 47% в какой-то мере удовлетворены качеством школьного обучения, а треть родителей высказали серьезные претензии школе.

Рисунок 9

Удовлетворенность качеством современного общего образования

(в % от общего числа опрошенных, имеющих детей школьного возраста)

За лимитом времени выступления обратимся только еще к одному показателю из перечня «индекса счастья», действительно делающим россиянина счастливым или несчастным, – это квартирный вопрос, испортивший не только москвичей. Жилье, наряду со здоровьем и обеспеченностью работой, является важнейшим фактором, определяющим стабильное и уверенное самочувствие населения и укрепляющее "онтологическую безопасность" государства. Зачастую это единственная значимая собственность, которой обладает среднестатистический россиянин. От наличия и качества жилья во многом зависит здоровье людей, их семейное благополучие и удовлетворенность жизнью. Оно всегда было одной из самых острых и злободневных тем советской, а затем и российской жизни. Однако до сих пор более комфортная квартира или дом, по сути, пока остаются мечтой для миллионов российских семей.

Жилищный вопрос по-прежнему остается самым острым для россиян. На протяжении длительного времени он вызывает негативные оценки граждан, большая часть которых не удовлетворена своими жилищными условиями. Перспективы развития этой сферы и возможности граждан пока не внушают оптимизма.

Рисунок 10

Удовлетворенность жилищными условиями в целом (2005-2010 гг.)

(в % от общего числа опрошенных)


Руководители Федерального собрания РФ несколько лет назад при запуске приоритетных национальных проектов выступали с заявлениями о том, что законодательная база строительства жилья создана, ипотека станет главным источником финансирования жилья. К 2010 году как минимум треть граждан страны должны иметь возможность приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет своих и заемных средств. Однако намерения, как всегда, не реализованы. Сегодня результаты опроса не подтверждают этих заявлений: на ипотечный кредит рассчитывают всего 8,5% респондентов, а 60% россиян по-прежнему декларируют невозможность приобрести жилье ни при каких условиях.

Рисунок 11

Планируемые населением способы улучшения жилищных условий

(в % от числа нуждающихся в улучшении жилищных условий)

Половина опрошенных пребывает в растерянности относительного возможного источника нахождения средств на приобретение жилья, что во многом объясняется тем, что имеющиеся доходы и отсутствие каких-либо перспектив не побуждают людей даже обдумывать решение жилищной проблемы применительно к себе самим. Это значит, что может возродиться забытая многими проблема, когда в стенах одной квартиры живут несколько поколений семьи - а ведь еще лет 30 назад это было нормальным. Бабушки смотрели за внуками и правнуками, пока их родители учились в институтах или находились на работе, а ночевать отправлялись на кухню. Однако в прежние времена у них был реальный шанс встать на очередь на улучшение жилищных условий.

Со вступлением в силу нового Жилищного кодекса, в ряды очередников записывают только тех граждан, кто не в состоянии самостоятельно решить жилищную проблему и способен это доказать. Таких обнаруживается немного.

Наконец, нельзя отказываться от политики поддержки людей, чьи знания и энергия приносят только пользу - военнослужащих, молодых семей, бюджетников. Россияне готовы поддержать намерения государства относительно преференций молодым семьям, в т.ч. и в жилищной сфере, а также оказать помощь в получении жилья социально незащищенным слоям населения.

Рисунок 12

Социальные группы, которые следует поддержать в первую очередь при реализации приоритетного национального проекта «Жилье»

(в % от общего числа опрошенных)

Одна из причин того, что социальные последствия реформ оказываются не совсем адекватны планируемым результатам, состоит в том, что власть при принятии решений, чаще всего пользуется критериями, отличными от тех, которые важны для граждан, населения страны. Можно сколько угодно ориентироваться на соображения политической, экономической, управленческой эффективности и т.д., но если предпринимаемые властью действия входят в противоречие с базовыми интересами населения и снижают уровень его жизни, то социальный конфликт между властью и обществом становится неизбежен.

Сегодня можно уже подвести некоторые итоги первого десятилетия нового века, опираясь на анализ как социальных явлений и процессов, лежащих на поверхности и фиксируемых «невооруженным глазом», так и тех подспудных течений в обществе, которые выявляются и фиксируются с помощью социологических исследований.

На наш взгляд, задача науки сегодня при обсуждении проблематики уровня и качества жизни населения состоит в том, чтобы уйти от чрезмерной политизированности при обсуждении вопросов, при этом следует задавать тон этим обсуждениям, а не идти за мнением властей или оппозиции. Одним из основных условий для разработки показателей является их эмпирическая или статистическая проверяемость, для того, чтобы в ходе научных и общественных дебатов звучали факты, а не домыслы или псевдонаучные фантазии.

Критерии качества жизни населения территории - это совокупность признаков, посредством которых дается оценка достигнутого уровня и динамики социально-экономической результативности развития города. При определении состава критериев качества жизни используется интегральный и частный подходы к оценке рассматриваемых категорий. Интегральный подход предполагает проведение двух типов оценок: объективной (на основе официальных статистических данных) и субъективной (на основе общественного мнения, с привлечением обобщающей информации, основанной на результатах социологических опросов населения).

Объективные и субъективные критерии, сосуществуя в одной системе критериев, дополняя друг друга, с разных сторон отражают объективные условия жизни, субъективное ощущение степени удовлетворенности индивидуумом данными ему условиями жизни. Интегральный подход является актуальным потому, что многие составные элементы качества жизни (например, удовлетворенность) количественно неизмеримы. К числу подобных «не измеряемых» элементов относятся индивидуальные привязанности и предпочтения, степень свободы, уверенность человека в своей способности контролировать любую ситуацию и т.п.

Наряду с обобщающей оценкой качества жизни, с помощью интегральных индикаторов, частный подход направлен на более глубокую проработку отдельных составляющих качества и уровня жизни. Это - состояние здоровья, образование, жилищное обеспечение, сферы досуга и отдыха. Научное обеспечение проведения мониторинга качества жизни горожан, объединяет две группы критериев. Первую группу составляют оценки, основанные на статистической информации. Вторая группа состоит из оценок, основанных на социологических опросах. Подбор статистических и социальных показателей производится, исходя из сущности основных элементов качества и уровня жизни.

Международная статистика уровня (качества) жизни (принятая ООН в 1978 г.) включает 12 основных групп показателей:

1. Демографические характеристики населения: рождаемость, смертность.

2. Санитарно-гигиенические условия жизни.

3. Потребление продовольственных товаров.

4. Жилищные условия

5. Образование и культура.

6. Условия труда и занятость.

7. Доходы и расходы населения.

8. Стоимость жизни и потребительские цены.

9. Транспортные средства.

10. Организация отдыха.

11. Социальное обеспечение.

12. Свобода человека.

В условиях переходной экономики России, в Центре экономической конъюнктуры и прогнозирования при тогдашнем Министерстве экономики РФ, была разработана система оценки уровня жизни, состоящая из семи разделов и 39 показателей. Наиболее важные 12 показателей из перечисленных 39 входят в систему показателей для оценки хода экономической реформы в России, в раздел «Социальная сфера, жизненный уровень населения», подраздел «Уровень жизни». Система показателей подраздела «Уровень жизни» введена в действие Госкомстатом России с 1993 г. и состоит из следующих показателей:

1. Средняя оплата труда работников.

2. Покупательная способность населения со средней зарплатой и пенсией.

3. Минимальный потребительский бюджет по основным социально-демографическим группам населения.

4. Прожиточный минимум по основным социально-демографическим группам населения.

5. Численность населения, имеющего среднедушевые доходы ниже минимального потребительского бюджета и прожиточного (физиологического) минимума.

6. Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах с различным уровнем среднедушевого дохода.

7. Денежные доходы и расходы определенных социально-демографических групп населения.

8. Показатели дифференциации населения.

9. Соотношение среднедушевых доходов населения 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения.

11. Структура потреб. расходов социально-демографических групп населения.

12. Распределение населения по размеру среднедушевого дохода.

В 1998 г. Госкомстат России утвердил «Унифицированную систему показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования», в соответствии с которой, характеристику социально-экономического положения муниципального образования, предполагается проводить по 25 направлениям, используя 300 показателей. В перечень показателей включены разделы, отражающие основные аспекты качества и уровня жизни. Система статистических показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования, в значительной степени может быть использована для оценки качества жизни населения. Основным недостатком является отсутствие разветвленной сети учреждений муниципальной статистики или информационно-аналитических институтов, которые могли бы на договорной основе с органами государственной статистики субъектов РФ осуществлять мониторинг уровня жизни на территории муниципального образования.

Анализ критериев качества жизни, действующих в России и за рубежом, показывает, что качество жизни характеризуется и дополняется показателями, которые определяют не только уровень, но и условия жизни:

Макроэкономические показатели (динамика промышленного производства, уровень инфляции, уровень заработной платы занятого населения).

Жилье, социальная инфраструктура.

Состояние здоровья населения.

Состояние окружающей среды.

Социальные аномалии (преступность, наркомания и т.д.).

Важнейшей составляющей оценки качества жизни является определение уровня удовлетворенности населения динамикой социально-экономических изменений в городе (качеством лечебно-профилактической помощи, трудовой деятельности, рекреационного обслуживания, экологической и гражданской безопасностью и др.). В связи с этим, управление качеством жизни населения на территории предполагает наряду с использованием системы статистических показателей разработку и применение комплекса социальных индикаторов, полученных в процессе проведения социологических опросов.

Подсистема социальных индикаторов является более гибкой, в сравнении с системой статистической оценки уровня и условий жизни и отражает приоритетные направления мониторинга качества жизни на конкретном этапе разработки и реализации стратегического плана развития города.

Для того, чтобы комплексно оценить качество жизни, нужно представить его в виде немногочисленных интегративных показателей, которые позволили бы оценить условия жизнедеятельности населения на максимально обобщенном уровне. Это предполагает построение процедуры агрегирования, «сворачивания» многих сотен первичных признаков к показателям, описывающим качество жизни как некоторое целостное явление. Информация от первичных измерений, зафиксированная через элементарные показатели, должна совершить вполне определенное восхождение, проделать путь «наверх» и предстать в виде системы интегративных социальных параметров, позволяющих производить содержательные оценки о состоянии качества жизни населения в целом. Процесс укрупнения информации связан с потерей информативности, конкретной наполненности показателей. Интегративные показатели должны содержать новое качество об исследуемом объекте, предоставлять возможность «видеть» обобщенные закономерности и тенденции, ранее скрытые. Измерение качества жизни можно представить в виде пирамиды, в основании которой находятся первичные неоднородные признаки, сконструированные по разнотипным шкалам разного уровня. На вершине - обобщенные показатели, полученные в результате согласования шкал на каждом промежуточном уровне и агрегации, укрупнения информации тем в большей степени, чем дальше от основания указанной пирамиды происходит перемещение информации.

Схема агрегирования показателей качества жизни

Процедура измерения представляет собой непустое множество преобразований (на языке математики «гомоморфизм»), поэтому и результаты измерения качества жизни могут быть принципиально различными как с точки зрения количественной оценки, так и возможностей интерпретации произведенного измерения. По этой причине в различных литературных источниках предлагаются различные неформализованные методы оценки качества жизни. Кроме того, неустанно предпринимается исследовательский поиск простых в понимании и измерении индикаторов, по величине которых можно было бы делать обобщенные выводы об уровне качества жизни. В качестве таких показателей разными авторами предлагается использовать ВВП на душу населения, среднюю продолжительность жизни населения, удельный вес затрат в бюджете домохозяйств на услуги первой необходимости и т.д. В социальной статистике ООН для межстранового сравнения уровня жизни в настоящее время используются индекс человеческого развития (ИЧР) и индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

ИРЧП - многофакторный индекс, включающий в себя оценку по основным показателям:

По средней продолжительности жизни.

По состоянию здоровья.

По уровню образованности.

По уровню благосостояния.

По уровню доходов.

В 1999 г. ИРЧП в России, по оценкам экспертов ООН, был равен 0735, и Россия заняла 71-е место в мире (в 1993 г. наша страна была на 31 месте). Однако каждый из предложенных показателей применительно к различным ситуациям страдает неполнотой, определенной субъективностью и не может претендовать на универсальность и обоснованность.

Основная трудность при измерении качества жизни состоит в разнородности его показателей. Измерение одних составляющих качества жизни не представляет каких-либо особых процедурных сложностей и, как правило, осуществляется в метрических шкалах. К таким показателям относится, например, уровень дохода, число детей в семье, размер заработной платы, уровень образования, количество квадратных метров в занимаемом жилье, объем реализации населению платных услуг, продолжительность свободного времени и т.д. Измерение практически всех объективных аспектов качества жизни принципиальных проблем не вызывает и допускает использование относительно несложных математических преобразований.

Иначе выглядит проблема, когда в качестве объектов измерения выступают субъективные ощущения человека, уровень его удовлетворенности различными сторонами жизнеобеспечения. В этом случае для регистрации различных субъективных составляющих качества жизни чаще всего используются номинальные или ранговые шкалы. Процедурно замеры таких объектов осуществляются путем приписывания некоторых оценочных баллов субъективным ощущениям человека, его настроениям, социальному самочувствию или некоторому упорядочиванию своих субъективных оценок в том или ином признаковом пространстве. Так, для измерения степени удовлетворенности населения транспортным обслуживанием, может быть предложена пяти (или семи) балльная система, каждый балл которой сопоставляется с субъективной оценкой индивидом того, в какой степени его удовлетворяет существующая в данном муниципальном образовании транспортная сеть. Измерение качества жизни населения имеет смысл только в том случае, когда его результаты используются в управлении социальными процессами, когда субъекты управления вносят определенные коррективы в проводимую социальную политику, когда пересматриваются размеры затрат по статьям расходов, одним словом тогда, когда качество жизни становится элементом социального менеджмента в широком смысле. В этом случае процедура измерения качества жизни выполняет функцию обратной связи, замыкающей контур управления. Такие замеры должны производиться с определенной периодичностью и завершаться относительно стандартизированными управленческими решениями. Эту задачу должен обеспечить мониторинг качества жизни населения, который является разновидностью социального мониторинга.

Под мониторингом качества жизни населения, как инструментом социального менеджмента, понимается научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа информации об условиях жизнеобеспечения жителей определенной территории, их социального самочувствия, о потребностях, ценностях, мотивациях, отношениях к складывающейся ситуации в их природном и социальном окружении. Обязательное представление перерабатываемых данных для принятия решений на государственном, региональном и муниципальном уровнях.

Мониторинговые исследования качества жизни населения дают органам местного самоуправления оперативную, необходимую и достаточную информацию для принятия решения в адекватных ситуациях и обеспечения устойчивого развития муниципального образования.