Текущие законопроекты по земельному налогу. Земельный налог для физических лиц: все секреты и особенности, включая к какой категории налогов он относится

Ставка земельного налога – это размер выплат, которые должен осуществлять собственник земельной территории в местную казну. Сумма определяется с учетом характеристик земли, а также ее кадастровой цены. Рассмотрим основные аспекты этого вопроса более детально.

Общие положения

По 31 главе Налогового Кодекса и региональным правовыми документам, устанавливается определенный налог на землю, который вносится в местный бюджет. Выплачивать его обязаны должны юридические и физические лица, обладающие имуществом, которое причисляется к объектам налогообложения.

Законодательная база подразумевает под ними любые участки, которые географически размещены в муниципальных регионах, где действует внутренний налог (жители Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга оплачивают налоги по законам, работающим на их территории).

Налогообложению не подвергаются такие типы объектов:

  • территория, приписанная к домам жилого фонда;
  • земля лесничества;
  • участки, изъятые из оборота по законам РФ;
  • территория с размещенными на ней культурными ценностями, заповедниками и т.д.

Какие факторы влияют на размер налога?

Величина ставки налога на землю не зависит от доходности имущества, плодородности, а определяется исключительно по статическим характеристикам – размер, тип участка, его местоположение и т.д. В качестве налоговой базы, определяющей величину ставки, всегда принимается кадастровая цена, указанная в Реестре.

Конечная сумма рассчитывается с учетом следующих факторов:

  • кадастровая цена земли;
  • ставка, установленная в регионе местными регулирующими органами;
  • наличие или отсутствие льгот у плательщика.

Уточнить кадастровую цену, а также границы своего участка можно, обратившись в ФНС.


Более подробно о кадастровой цене и том, как она влияет на сумму налога на землю, можно узнать из видео:

Кто определяет ставки земельного налога?

Закон федерального уровня № 131-ФЗ устанавливает, что отмена, введение, изменение и сбор налогов входит в компетенцию представительных органов региональных образований. По Налоговому Кодексу, относящийся к местным, регулируется непосредственно НК РФ и законодательными учреждениями муниципального образования.

Соответственно, определение налоговых ставок на земельные участки является обязанностью муниципальных органов. Если говорить о городах федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь), там ставка устанавливается государственными властями.

Сроки выплаты

Срок выплаты земельного налога может устанавливаться как местными, так и федеральными законами. Для физических лиц предусмотрено внесение всей суммы до 1 октября. То есть, если вы оплачиваете налог за 2016 год, то платеж должен поступить не позже, чем 01.10.2017. Расчет ставки физлицами не осуществляется, сумма указывается в уведомлениях, которые рассылаются ФНС на почту налогоплательщика.

Если говорить о юрлицах, то они обязаны сами рассчитывать авансовые платежи, ставку налога, а также составлять декларацию и подавать ее в ИФНС. Порядок уплаты земельного налога для организаций является следующим:

  • По истечению первого квартала организация должна внести первый залог, а также подать декларацию.
  • После второго и третьего квартала осуществляются отчисления в бюджет и подается отчетность.
  • По завершению отчетного года, но не позднее 1 февраля, юрлица обязаны оплатить всю установленную сумму и подать налоговую декларацию.

Ставка земельного налога для физических и юридических лиц

Ставка земельного налога как для юридических, так и физических лиц исчисляется по одному и тому же принципу. Величина уплачиваемого налога регулируется в соответствии со ст. 394 НК РФ.

Ставка составляет 0,3% для земель следующего назначения:

  • сельскохозяйственные участки;
  • участки жилых зданий и коммунальной инфраструктуры;
  • спецземли, которые ограничены в обороте;
  • участки, выделенные под огороды/сады.
Для любых других типов участков величина составляет 1,5%.

В законодательной базе предусмотрены дифференцированные налоговые ставки на земельные участки, которые могут определяться муниципальными органами. Например, в Ярославской области величина составляет от 1% до 1,5%. Подобные поправки, как правило, охватывают только объекты определенного типа и назначения.

Узнать о дифференциальных налоговых ставках можно в муниципальных органах. Для каждого региона их размер отличается.

Как определить ставку земельного налога, пример расчета

Владелец участка имеет возможность самостоятельно определить ставку земельного налога. Для этого используется формула:

Ставка ЗН = КС x Д x НС x КВ, где


КС – кадастровая цена участка, узнать которую можно в онлайн-режиме на сайте Росреестра;
Д – доля владения;
НС – налоговая ставка, которая определена в регионе;
КВ – коэффициент владения, который вводится в случае, если участок находится в использовании неполное количество лет.

Для лучшего понимания, как работает эта формула, рассмотрим пример. Имеется участок в Московской области, где налоговая ставка составляет 0,3%, с кадастровой стоимостью в 2,5 млн рублей. Приведем возможные случаи расчетов:

  • За полный год пользования участком . В данной ситуации никаких поправочных коэффициентов не вводится. Формула будет иметь вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 = 7500 (ЗН = КС x НС)

  • За неполный год пользования участком . В такой ситуации в формулу вводится КВ. Предположим, что участок был в пользовании 4 месяца в году. Соответственно, КВ составит 4/12=0,33. Формула примет вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 0,33 = 2475 (ЗН = КС x НС x КВ)

  • За долю пользования земельным участком . Предположим, что участок находится во владении лишь на 3/4. Соответственно, формула примет вид:

    ЗН = 2 500 000 x 0,3/100 x 3/4 = 5625 (ЗН = КС x Д x НС)

Некоторым категориям граждан налоговая ставка на земельный участок начисляется с определенными льготами. В таком случае от полученной суммы необходимо отнимать размер субсидии. То есть, формула примет вид:

ЗН = КС x Д x НС x КВ – Л, где Л – льготы.

Льготы на налоговую земельную ставку

Ст. 395 НК РФ устанавливает, что некоторым физическим и юридическим лицам позволено осуществлять оплату налога по льготным тарифам. В соответствии с вышеуказанным документом, упрощения в системе налогообложения касаются следующих организаций:Касательно физических лиц, на льготы имеют право:
  • инвалиды различных групп;
  • ветераны и инвалиды ВОВ;
  • лица, входящие в состав групп особого риска;
  • лица, перенесшие лучевую болезнь или получившие инвалидность после облучения.
На всей территории РФ действует единая льгота, которая составляет 10 тыс. рублей. То есть, при расчете налоговой ставки из конечной суммы вычитается эта величина.

В различных регионах страны могут действовать свои льготные программы, отличающиеся не только суммой, но и перечнем лиц, которые могут на них претендовать. Уточнить все нюансы и условия можно в местных представительствах ФНС.

Правильный расчет ставки на земельный налог является залогом того, что вы не будете переплачивать за пользование участком, а в некоторых случаях сможете даже уменьшить сумму налогообложения. За окончательным расчетом необходимо обратиться в местные органы управления.

В нынешний момент наличие земельной собственности у граждан России предусматривает уплату налога. Этот сбор считается местным, а значит, поступает в бюджет города. Налоговая база по нему выделяется согласно оценочной стоимости земли на 1-е число каждого нового года. Но не все знают, какой налог на землю им следует платить. С этим вопросом разберемся ниже.

Инвентаризационной стоимостью земли называют стоимость участка с учетом его износа, а также изменения цен по различной строительной продукции.

Стоит учитывать, что физические лица - это граждане РФ, лица без гражданства и иностранцы. А индивидуальными предпринимателями являются физические лица, которые были зарегистрированы в установленном порядке. Они осуществляют деятельность без образования юрлица. Кроме того, это частные охранники, частные нотариусы, частные детективы. А вот физические лица, которые осуществляют свою предпринимательскую деятельность, но как индивидуальные предприниматели не зарегистрированы, не являются ИП.

Налогоплательщиками считаются организации, которые перешли на уплату ЕСХН.

Также налогоплательщиками земельного налога считаются индивидуальные предприниматели и организации, которые перешли на УСН и применяют ее в установленном порядке.

От уплаты данного вида налога не освобождаются также налогоплательщики вмененки для выделенных видов деятельности. При этом налог на землю выплачивают ее собственники, землепользователи и землевладельцы. К ним не относятся те арендаторы, которые платят арендную плату.

Налоговая база

Нужно учитывать, что земельный налог на землю юридических лиц рассчитывается на год с земельной площади, облагаемой налогом. В нее включаются занятые сооружениями и строениями земельные участки, территории, которые необходимы для их полноценного содержания, кроме того, санитарные и технические зоны объектов, если они другим физическим лицам и организациям не предоставляются в пользование. Для определения этой площади основанием служит документ, который удостоверяет право собственности, использования или владения землей.

За участки, которые предназначены для обслуживания помещений, находящихся в пользовании различных физических лиц или организаций, начисляется налог на землю отдельно по каждому строению, которое находится в их пользовании. Это также следует учитывать при расчете суммы.

За участки, которые предназначены для обслуживания того, что находится в собственности нескольких человек, налог на землю физических лиц начисляется всем собственникам относительно размера их доли на данные строения.

Для сельскохозяйственных производителей товаров огромное значение имеет разделение земель на несельскохозяйственные и сельскохозяйственные. Помимо этого, площади участков также могут подлежать разному учету, что зависит от местоположения, состава и качества, поскольку территории всех видов принято облагать налогом по различным ставкам, что также очень удобно.

Объекты налогообложения

Такими объектами являются участки земли, их части, а также доли (в случае общей собственности на участок), которые предоставлены физическим лицам и организациям в собственность, пользование или владение.

Так, объектами налогообложения считаются:

  • земли сельхозназначения, которые предоставляются гражданам для ведения фермерского (крестьянского), а также подсобного личного хозяйства;
  • земли сельхозназначения, которые предоставляются производственным кооперативам, хозяйственным обществам и товариществам, другим некоммерческим и коммерческим организациям, образовательным учреждениям сельхозпрофиля, подразделениям исследовательских организаций, кроме того, другим организациям в сфере производства защитных насаждений, сельскохозяйственного производства, учебных, научно-исследовательских и прочих, связанных с сельским хозяйством;
  • земли сельхозназначения, которые предоставляются гражданам, а также их объединениям специально для ведения животноводства, садоводства, дачного строительства и огородничества;
  • земли радиовещания, связи, информатики, телевидения, используемые для деятельности организаций соответствующей сферы;
  • земли энергетики, промышленности, связи, транспорта, которые используются для эксплуатации и обеспечения работы организаций, расположенных на территориях соответствующих учреждений;
  • земли для космической деятельности;
  • земли водного и лесного фондов;
  • земли рекреационного значения, которые используются и предназначаются для организации туризма, отдыха, спортивной и физкультурно-оздоровительной деятельности людей; в их состав входят участки, на которых расположены пансионаты, дома отдыха, объекты спорта и физической культуры, кемпинги, туристические базы, палаточные и стационарные туристические лагеря, туристские парки, туристические детские станции, спортивные и детские лагеря, лесопарки, остальные объекты с аналогичной деятельностью.

Налогоплательщикам необходимо помнить о том, что они являются обладателями всех вышеперечисленных прав на участки земли только после их регистрации. Следовательно, датой появления у физического лица или организации прав на участок необходимо считать дату внесения записей в ЕГРП.

Оспаривание стоимости земли

В большинстве регионов и областей зачастую стоимость кадастра участка земли будет намного больше его стоимости на рынке, другими словами, она слишком завышена. Это объясняется тем, что формируется она на основании усредненной стоимости площади в кадастровом квартале, если не происходит учета местоположения участка. За счет этого будет завышен налог на землю. Московская область - тому подтверждение. В этом году, получив уведомления из налоговой, собственники участков земли в окрестностях Москвы оказались неприятно удивлены, поскольку сумма налога увеличилась в десятки раз.

Стоимость площади может быть оспорена с помощью обращения в комиссию с целью рассмотрения споров. Закон говорит о 2 основаниях для такого пересмотра:

Первая позиция является оптимальной, поскольку дает возможность экономить время, кроме того, снизить цену кадастра.

Для этого необходимо:

Помимо отчета, в реестр нужно предоставить документы:

  • копии, заверенные нотариусом, документов, которые удостоверяют право владения землей;
  • паспорт кадастра участка.

Налог на землю: ставка, льготы, порядок уплаты

Необходимо учитывать несколько моментов, разбираясь в этом вопросе. После покупки земельного участка собственник становится обязанным платить по нему налог на землю. Льгота пенсионерам при этом начисляется регионально. Налог будут платить лица, располагающие данным участком согласно праву пожизненного владения, бессрочного использования или собственности.

Данный взнос не будет уплачиваться в том случае, когда земля окажется в собственности физлица согласно праву срочного, но безвозмездного пользования или договору аренды.

Ставки налога

На сегодняшний момент ставка налога на землю составляет:

1. 0,3% от цены кадастра по участку для:

  • земель ИЖС;
  • сельскохозяйственных территорий;
  • земель под собственное хозяйство.

2. 1,5% от цены кадастра, если площадь земли используют для других целей.

При этом не все участки подвергаются налогообложению. Например, можно купить дом на земле, которая относится к населенным пунктам. Обязанность по налогу не возникнет в таком случае.

Порядок расчета, а также уплаты налога

Расчет налога на землю будет исчисляться налоговыми органами согласно месту расположения участка с помощью формулы: размер налога = размер участка х стоимость кадастра х процентная ставка.

Сведения по стоимости участка земли отображаются на сайте реестра РФ. После введения своего кадастрового номера можно выяснить цену его кадастра. При этом за сведениями по всем ставкам налога следует отправляться в орган представления в том муниципальном образовании, в которое входит участок. Сразу после выяснения показателей нужно будет лишь посчитать величину данного налога.

Отдельно отметим, что если земля находится в общей совместной собственности (у участка есть несколько владельцев), то цена кадастра для каждого владельца рассчитывается относительно удельной доли.

В общем, каждый собственник обязан оплатить налог на землю согласно ее стоимости, а также относительно собственной доли.

Не позднее 30 дней до наступления момента оплаты каждый орган налоговой направит самостоятельно плательщику взносов по месту его регистрации специальное уведомление. Там будут указаны налоговая база, размер налога и дата, когда оплачивается этот сбор. Следовательно, достаточно сложно будет пропустить срок уплаты налога на землю. Это очень удобно для каждого человека, облагаемого такой пошлиной.

Оплата налога на землю не должна поступать ранее 1-го ноября каждого года. В Москве, например, налог на землю следует оплатить до 1-го декабря.

Льготы по земельному налогу

Некоторые категории лиц законодательством представляются как собственники, подвергающиеся льготному налогообложению. Для них будет по-другому рассчитываться налог на землю. Льготы по нему более подробно для каждой категории рассмотрим ниже.

Имущественный налог для пенсионеров

По данному налогу объектами налогообложения являются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи, другие помещения, сооружения, доли и строения. Его количество при этом, находящееся во владении пенсионера, освобождаемого от налога, не имеет значения.

В случае если пенсионер владеет долей имущества, от налога будет освобождена именно его доля в данной недвижимости. Если же собственность является совместной у супругов, при этом один из них не является пенсионером, освобождается от налога та часть, на которую второй (пенсионер) смог бы иметь право при разводе, если даже в налоговом периоде данная недвижимость была оформлена на первого.

Налог на землю для пенсионеров

В начале 90-х годов пенсионеры не уплачивали данный налог. Но потом эта льгота была ликвидирована. В 2013 году каждый пенсионер должны платить налог на землю. Льготы по нему рассмотрим ниже. Стоит учитывать, что он начисляется федеральными налоговыми инспекциями в соответствии с правовыми документами на землю.

Для выявления размера пошлины следует прийти на прием в инспекцию с паспортом и этим документом. Если подтверждающей право на землю бумаги нет на руках, ее сначала следует получить. При этом налог на землю арендаторы не уплачивают.

Чтобы получить налог с собственника земельного участка, необходимо, чтобы муниципалитет включил данную территорию в кадастр земли. Пошлина при этом взимается лишь с ее оценочной стоимости с периода включения данного участка в кадастр.

Цена участка, которая определена каким-то другим способом (по рыночной цене, нормативной цене, стоимости приобретения и пр.), не является налоговой базой. Если до какой-то даты территория не была еще включена в кадастр, налог на землю для пенсионеров за период, предшествующий этому дню, не может быть также взыскан.

Также налоговая инспекция может с вас требовать уплату налога лишь за минувшие три года, предшествующие тому, когда пришло уведомление, что необходимо оплатить данную пошлину. Так, если вы в 2014 г. получили письмо об оплате налога на землю с 2006 г., вы должны его уплатить лишь за 2013, 2012 и 2011 гг.

Льготы для пенсионеров

На федеральном уровне лишь одна категория лиц освобождается полностью от земельного налога – представители коренных малочисленных народов Сибири, Дальнего Востока, северных регионов – относительно земель, которые ими используются для ведения своей традиционной жизни, хозяйствования и промыслов (оленеводство и пр.). Следовательно, налог на землю для пенсионеров в остальных регионах оплачивается соответственно федеративным ставкам.

Кто от уплаты земельного налога освобождается?

Нужно учитывать список граждан, освобождающихся от данного обложения:

  • герои Союза;
  • герои РФ;
  • герои соцтруда, кроме того, кавалеры ордена Славы, Трудовой Славы.

Изменение стоимости участка на миллион рублей

На данное изменение в кадастре могут претендовать:

  • инвалиды детства;
  • лица 1 и 2 группы инвалидности;
  • ветераны или инвалиды ВОВ, в том числе инвалиды и ветераны боевых действий;
  • лица, подвергающиеся воздействию радиации в результате катастрофы на «Маяке» и на Чернобыльской АЭС, кроме того, сборов радиоактивных отходов в реке Теча, а также ядерных испытаний на так называемом Семипалатинском полигоне;
  • лица, получившие или перенесшие лучевую болезнь, другими словами, все, ставшие инвалидами в результате испытаний и учений, связанных со всеми видами ядерных установок, среди которых ядерное оружие с космической техникой;
  • бывшие участники событий особого риска, принимавшие личное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации ядерных аварий на средствах вооружения и военных объектах;
  • один родитель или усыновитель в многодетной семье.

Освобождение от земельного налога

Также нужно учитывать группу лиц, которые освобождаются на 100% от оплаты налога:

  • члены тех семей военнослужащих, которые потеряли своего кормильца;
  • уплата налога на землю не взимается с лиц, являющихся членами многодетных семей, где имеется 3 и больше детей, которые еще не достигли совершеннолетия, в том числе принятых под попечительство, опеку, а также студентов, обучающихся на очной форме в образовательных заведениях, независимо от их организационно-правовых форм, до момента окончания учебы, проходящих военную службу, до того момента, пока им не исполнится 23 года;
  • лица с досрочным назначением пенсии из-за старости, на иждивении у которых имеются все члены семьи, проживающие с ними и выступающие инвалидами, степень инвалидности у которых составляет 2 и 3, что может ограничить их способность к работе, кроме того, инвалиды, положение которых установлено до начала 2004 г;
  • несовершеннолетние дети.

Понижение земельного сбора

Таким правом обладают:

  • На 25% от установленного размера взноса - работники предприятий, финансируемых из бюджета различных уровней (если оба супруга являются сотрудниками указанных предприятий и учреждений).
  • В величине 50% от установленного налога - работники предприятий, финансируемых из бюджета так называемого муниципального образования.

Следует отметить, что в последнее время льгота в виде уменьшения цены кадастра участка предусмотрена быть не может.

Налог на недвижимость

Если рассматривать переход на такой налог, предусматривающий отмену земельного, то эта мера даст возможность объединить два указанных вида пошлин для физлиц в общий. Ожидается, что это произойдет в конце текущего года.

Итак, группы лиц, имеющих право на получение льготы, только частично совпадают, но имеют и свои неповторимые отличия. Из-за этого, чтобы выяснить собственную принадлежность к категории людей, имеющих право на льготы, кроме того, получить информацию по периоду предоставления в орган налоговой документов, подтверждающих это право, следует обращаться в муниципальное образование, относящееся к месту нахождения участка.


Налоговая ставка ─ величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. При взимании земельного налога налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Если земельный участок был образован в течение налогового периода ─ по его кадастровой стоимости на дату постановки на кадастровый учет.

Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, если налогоплательщиками признаются разные лица или установлены различные налоговые ставки.

Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.

Кто устанавливает ставки земельного налога

В Федеральном законе от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации (РФ) о налогах и сборах находится в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) земельный налог (а земельный налог ─ это местный налог) устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с нормативными правовыми актами, принятыми законодательными (представительными) органами муниципальных образований и НК РФ. В Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается законами этих субъектов Российской Федерации и НК РФ. Земельный налог является обязательным к уплате на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.

Соответственно, установление ставок земельного налога, порядок и сроки его уплаты относятся к компетенции законодательных (представительных) органов муниципальных образований и органов государственной власти городов федерального значения ─ Москвы и Санкт-Петербурга.

Максимальная ставка земельного налога

В статье 394 «Налоговая ставка» НК РФ установлены верхние пределы, за которые не может выходить налоговая ставка по земельному налогу.

Ставка земельного налога в отношении участков, отнесенных к землям сельхозназначения, или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и служащих для сельскохозяйственного производства, должна составлять не более 0,3 процента их кадастровой стоимости.

Не превышающие 0,3 процента кадастровой стоимости ставки земельного налога устанавливаются только при одновременном соблюдении двух условий, ─ если земельный участок отнесен к соответствующей категории или виду разрешенного использования и действительно используется для сельскохозяйственного производства. В случае признания уполномоченным органом земельного участка неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение производится по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель. Т. е. до 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, и до начала налогового периода, в котором оно будет устранено.

Ставки земельного налога устанавливаются в размере не более 0,3 процента кадастровой стоимости и для участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса.

Также максимальная ставка земельного налога составляет не более 0,3 процента для земельных участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, ведения дачного хозяйства.

С 1 января 2013 г. не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

В отношении прочих земельных участков ставка налога на земельные участки устанавливается в размере не более 1,5%.

Ставка земельного налога зависит от категории земель. Допускается изменение ставки земельного налога в зависимости от разрешенного использования земельного участка.

Закон предусматривает налоговые льготы. О том, кто освобожден от уплаты земельного налога, говорится в статье 395 «Налоговые льготы» НК РФ.

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по земельному налогу и основания для их использования налогоплательщиками.

Налоговые льготы проявляются в трех формах:

  • освобождение от налогообложения некоторых категорий земель, изъятых или ограниченных в обороте;
  • освобождение от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков;
  • уменьшение налоговой базы отдельных категорий налогоплательщиков.

Как узнать ставку земельного налога?

Узнать ставку земельного налога просто. Для этого достаточно обратиться к официальному сайту Федеральной налоговой службы (http://www.nalog.ru). На странице «Имущественные налоги: ставки и льготы», каждый желающий может получить исчерпывающую информацию по интересующим граждан налогам ─ транспортному, налогу на имущество физических лиц и, конечно, земельному. В адресе этой страницы присутствует код региона, установленный в Приложении № 3 к Порядку заполнения формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ). Сам «Порядок заполнения…» является Приложением № 2 к Приказу ФНС России от 10.11.2011 № ММВ-7-3/760@. Так, узнать какую величину имеет ставка земельного налога в Москве, можно по адресу ─ http://www.nalog.ru/rn77/service/tax/; какая ставка земельного налога в Краснодаре и Краснодарском крае ─ на странице http://www.nalog.ru/rn23/service/tax/; а какая ставка земельного налога в Екатеринбурге и Свердловской области ─ на странице http://www.nalog.ru/rn66/service/tax/ и т. д.

Впрочем, любой интересующий субъект Российской Федерации можно выбрать в строке «Субъект Российской Федерации», оставаясь на страничке одного региона.

С помощью строки «Налоговый период» получится проследить повышение или снижение ставки земельного налога по годам. Например, какой в конкретном муниципальном образовании была ставка земельного налога в 2012-м; как менялся (или не менялся) земельный налог (ставка в 2013-м, ставка в 2014-м). Следует отметить, что ставки земельного налога в большинстве муниципальных образований соответствуют предельным значениям, установленным статьей 394 НК РФ.

Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Исключения касаются земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства. В этом случае вводится кратность ставки земельного налога. Исчисление суммы налога (как и суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающего коэффициента, равного 2 в течение трехлетнего срока строительства. Если строительство завершится государственной регистрацией прав на построенный объект недвижимости быстрее, переплаченные деньги вернут. Но если в три года застройщик не уложится, повышающий коэффициент станет равным 4 и будет оставаться таким вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, налоговое законодательство намного мягче. Исчисление суммы налога (авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 только по истечении 10 лет со дня государственной регистрации прав на данные земельные участки и вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.

Расчет ставки земельного налога

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (ЗК РФ) использование земли является платным. Это положение является принципиально важным для рыночной экономики. Лучшего способа платы за использование земли, чем земельный налог (налог на недвижимость) и регулирующая его размер процентная ставка пока не придумано. (В России в будущем земельный налог планируется заменить единым налогом на недвижимость). Еще один из способов платы за землю ─ арендная плата.

Для целей налогообложения используется кадастровая стоимость земельного участка, устанавливаемая в результате государственной кадастровой оценки земель. Она же может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Введение в Российской Федерации с 1 января 2005 г. земельного налога, основанного на кадастровой стоимости земельного участка, стало важным шагом вперед в организации налогообложения земельных участков.

Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждается средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

С тем фактом, что ставки земельного налога определяются исходя из кадастровой стоимости, согласны не все эксперты. Они не разделяют мнение о том, что кадастровая стоимость ─ величина стабильная и предсказуемая, способная внести здоровый консерватизм в систему земельных платежей. Хотя бы потому, что местные органы власти «по определению» должны быть заинтересованы в завышении ее стоимости. Альтернативу они видят в определяемой соотношением спроса и предложения рыночной стоимости. Ее трудно заподозрить в зависимости от мнения отдельных региональных руководителей или неправильных методик. Поэтому она может рассматриваться как чрезвычайно эффективная база для налогообложения. К тому же, освобождение государства от установления кадастровой стоимости земель повысит эффективность использования бюджетных средств.

У этой аргументации есть одно слабое место ─ трудно сказать, насколько быстро будут установлены рыночные цены на все подлежащие налогообложению земельные участки.

Тем не менее, мировой опыт свидетельствует, что использование рыночной стоимости в качестве базы для расчета налога на недвижимое имущество возможно. Но речь идет о, как правило, ставке налога на здания и строения. Средняя ставка налога, когда налоговая база определяется, как рыночная стоимость, составляет обычно не более одного процента стоимости недвижимости.

Ставка земельного налога и эффективность использования земли

Налоговые меры ─ действенное дополнение к другим административно-экономическим инструментам, определяющим эффективность использования земли. Крайне важным является установление экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, учитывающего различия в местоположении и плодородии земельных участков и их градостроительной ценности.

Снижение ставки земельного налога ослабит налоговую нагрузку на население и бизнес, но приведет к сокращению налоговых поступлений в местные бюджеты и понизит эффективность землепользования. Уменьшение ставки земельного налога не стимулирует вывод на рынок территорий под строительство и рост земельного оборота. Центр тяжести начинает смещаться в сторону использования земли как инвестиционного и финансового актива, а уже по остаточному принципу ─ в качестве реального экономического ресурса.

Напротив, усиление налогового бремени (добиться этого можно, как увеличив ставки земельного налога, так и осуществляя расчет ставки земельного налога на основе рыночной стоимости земли) способно заставить собственника перейти на рельсы рационального землепользования или, если он не способен это сделать, продать землю, избавившись от ноши, нести которую не по силам. Но избыточное увеличение ставки земельного налога, сделав собственников земли более ответственными, будет способствовать повышению себестоимости товаров и услуг, снижению прибыли предприятий и организаций (а значит, уменьшению доходов бюджета от налога на прибыль и снижению инвестиционной активности).

И только оптимальная ставка налога на недвижимое имущество, включая земельные участки, приведет к тому, что физические лица станут приобретать землю соразмерно имеющимся доходам, а вложение денег в недвижимость, подстегивающее постоянный рост ее стоимости, перестанет приносить сверхприбыли и способствовать надуванию чреватых лопнуть неожиданным или ожидаемым кризисом «пузырей».

У налога на землю ─ самая давняя и богатая из всех ныне существующих видов налогов история. Земельный налог взыскивают с древнейших времен, недаром слово «кадастр» пришло в современные языки из древней латыни.

Система налогообложения земли, реализуемая в т. ч. через ставку земельного налога должна не только в полной мере отвечать существующим в стране экономическим условиям, но и быть немножко «на вырост», способствуя созданию условий для их совершенствования.

Земельный налог – это налог местного значения, уплачиваемый в местный бюджет в зависимости от местонахождения объекта налогообложения. Основополагающие нормативные положения о налоге на землю содержаться в 31-й главе Налогового Кодекса РФ. Положения этой главы распространяются на муниципалитеты всех регионов РФ, однако власти на местах правления вправе изменять некоторые моменты в пределах общих правил.

Изменения, касающиеся земельного налога и произошедшие в 2015 года, можно прочитать .

Налогоплательщики и объект налогообложения земельного налога

Налогоплательщиками являются как юридические, так и физические лица, владеющие земельными участками на правах собственников, либо как постоянные пользователи, либо как пожизненные владельцы наследуемого имущества.

Налогом облагаются участки земли, находящиеся в пределах конкретного муниципального образования. Участок является объектом налогообложения, если он имеет свой кадастровый номер, и значится в государственном едином земельном реестре с указанием всех его характеристик (координат, категории, границ, размера).

Не облагается земельным налогом:

  • земля, находящаяся в аренде;
  • участки, переданные в срочное безвозмездное использование;
  • земли, входящие в состав водного и лесного фонда России;
  • земля, на которой расположены ценные объекты мирового наследия культуры, истории, археологии;
  • земельные территории, имеющие ограничения в обороте, а также вовсе изъятые из оборота согласно действующим законам РФ.

К земельным территориям, изъятым из оборота, относятся следующие объекты:

  • национальные парки и природные государственные заповедники;
  • участки, на которых размещены сооружения федеральной службы безопасности, федеральной службы исполнения наказаний, армейские объекты;
  • захоронения, кладбища.

Налоговая база по земельному налогу

Налоговая база для подсчета налога – это кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость устанавливается организациями, выбранными органами власти субъектов РФ методом размещения заказа и тем самым определения массовой оценки на определенную дату на базе актуальной рыночной стоимости.

Юридические лица, включая индивидуальных предпринимателей, узнают базовую стоимость самостоятельно из сведений, предоставляемых государственным кадастром недвижимости.

Для физических лиц полный расчет налога производят работники налоговых органов, используя сведения, представляемые им органами ведущими учет и контроль регистрируемого недвижимого имущества.

Налоговые ставки по земельному налогу

Ставки земельного налога определяют органы власти муниципальных образований, и закрепляются правовыми нормативными актами, однако они не могут быль более:

0,3 % от величины кадастровой стоимости следующих категорий участков:

  • сельскохозяйственных;
  • жилого фонда;
  • подсобных хозяйств и садовых товариществ.

1,5 % от величины кадастровой стоимости для остальных земельных участков.

Налоговые льготы

Законодательство РФ предусматривает налоговую льготу в виде уменьшения облагаемой земельным налогом стоимости земельного имущества в размере 10000 рублей для нескольких категорий населения:

  • Героев СССР и РФ;
  • инвалидов с детства, инвалидов I группы инвалидности, II группы, присвоенной до 01.01.2004 года;
  • участников Великой Отечественной войны, а также остальных боевых действий;
  • лиц, получивших воздействие радиации.

Согласно 395 статье НК РФ от обязанности начислять и уплачивать в бюджет земельный налог освобождаются:

  • бюджетные учреждения Министерства юстиции РФ;
  • религиозные организации;
  • общественные организации.

Снижение налоговой базы осуществляется на основании подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком в ФНС по адресу принадлежащего ему имущества.

Порядок исчисления, уплаты и предоставления отчетности

Налоговый период – это календарный год, отчетный период – каждый квартал календарного года. Величина земельного налога определяется по прошествии налогового периода.

Земельные участки (ЗУ) относятся к различным категориям земель и выполняют различные функции, что определяется как целевое назначение. Исходя из этого, устанавливается удельная кадастровая стоимость земель. Кроме этого, свойства земель и их разрешённое использование влияет на установленную ставку налогообложения, что регулируется статьёй 394 НК РФ .

Как правило, физические лица используют участки из числа:

  • земель населённых пунктов (под ИЖС);
  • земель сельскохозяйственного назначения (под ЛПХ).

Юридические лица пользуются землями:

  1. для промышленности и производства;
  2. городских застроек, в том числе – торговых кварталов;
  3. как прилегающая к офису территория.

В этом случае ставка земельного налога может резко увеличиться – до 1,5% кадастровой стоимости.

Если предприниматель или компания занимаются сельскохозяйственным бизнесом , то их налоговая ставка будет приравнена к той, которая установлена в регионе для данного вида земель, не превышая 0, 3%. При строительстве жилых домов ставки могут увеличиваться по усмотрению администрации города.

Существует перечень, согласно которому (ст. 395 НК РФ), как физические, так и юридические лица . Соответственно, установленные ставки не играют роли по отношению к ЗУ, принадлежащих им.

Для неиспользуемых земель

Некоторые земли не используются. Вменение в их отношении налоговой ставки зависит от причины, по которой массив или надел не использован:

  1. В отношении земель, изъятых из оборота федеральным или муниципальным распоряжением, налоговая ставка не устанавливается до момента его введения в оборот.
  2. Если участок является бесхозным – ставка установлена в том же объёме, как для прилегающих участков в соответствующем кадастровом квартале. Не уплаченный налог спишется только тогда, когда участок перейдёт в собственность муниципалитета. Если объявится наследник или иное лицо заявит о своих правах на недвижимость – ему придётся , с учётом установленной налоговой ставки.

За неиспользование ЗУ ставка снижаться не может , администрация вправе отменить уплату налога, если бремя налоговой ответственности возложится на неё.

Однако, если недобросовестный землепользователь пользуется ЗУ, но нарушает положение о целевом назначении земель сельскохозяйственного назначения или предназначенных под ИЖС, решением административного органа, в числе прочих санкций, может применяться увеличение налоговой ставки.

Она может повышаться до 1,5% — аналогично массивам, не относящимся к данной категории.

Принцип дифференцирования и установления

Ставки земельного налога дифференцированы по тем же параметрам, которые устанавливают кадастровую стоимость ЗУ.

Для участков под ИЖС конкретная ставка земельного налога устанавливаться на отметке 0,05%, на момент, когда для застройки выделили заброшенные загородные участки, в труднодоступных местах, без перспективы проведения инженерных коммуникаций. Соответственно, кадастровая стоимость таковых так же будет оцениваться достаточно низко.

Если через 5 лет силами граждан будет выстроен элитный коттеджный посёлок , с развитой инфраструктурой, проведёнными линейными объектами – кадастровая стоимость и налоговая ставка существенно повысятся и могут достичь 0,3%.

Кроме земель поселений и массивов сельскохозяйственного назначения , остальные категории допускают повышения ставки до 1,5%. Но это не значит, что она должна быть выше, чем для дачников или лиц, проживающих в частном секторе. Просто в данном случае допускается более широкий диапазон варианта назначения ставок.

Пошаговая инструкция определения ставки земельного налога

Сначала определимся кто устанавливает ставки земельного налога.

Указанная величина налоговых начислений, применяющаяся к единицам , устанавливается в соответствии с положением законодательства, опираясь на Федеральный закон, вступивший в силу 06.10.03 г, под № 131-ФЗ . Закон оглашает, что нормирование величин ставок находится в компетенции органов местного самоуправления. Это определяется тем, что налог на ЗУ поступает в местный бюджет и распределяется по усмотрению исполнительных органов местной власти.

Налоговая ставка устанавливается в равных пропорциях для земель ЛПХ и ИЖС , в пределах одного населённого пункта, изменять её недопустимо. За пределами населённого пункта, она допускает понижения, при определённых условиях, влияющих на её полезные свойства.

Каждый налогоплательщик вправе выяснить правильность установления налоговой ставки и предъявить соразмерные претензии в случае неправомерного нарушения регламента. Узнать налоговую ставку можно несколькими способами:

  • при личном посещении земельного отдела местной администрации;
  • на официальном сайте отделения ФНС;
  • из уведомления, которое присылается для уплаты земельного налога.

Выяснив её величину, следует установить категорию ЗУ . Это так же допустимо выяснить несколькими способами:

  • получив соответствующую выписку из Росреестра;
  • на официальном сайте Росреестра;
  • из кадастрового паспорта или свидетельства о праве собственности.

Например , ЗУ под дачу облагается налоговой ставкой 0,1%. Это сравнительно невысокий процент для земель сельскохозяйственного назначения. Или ЗУ под строительство частного жилого дома облагается 0,3%. Это максимально допустимая ставка для этого вида наделов. Если соседу по участку пришла квитанция, в которой налог высчитан с учётом ставки 0,6%, то вероятны следующие причины:

  • техническая ошибка, допущенная в отделении ФНС;
  • кадастровая ошибка;
  • ставка назначена в двойном размере.

Случаи удвоения процентной ставки применяются для физических лиц при условии, что капитальное строение, возводимое на участке, не зарегистрировано в учётных записях в течение 10 лет с момента получения ЗУ.

Для юридических лиц , представляющих интересы застройщика, таковые вменяются с начала оформления участка под строительство в собственность до окончания строительства. Если строительство заморожено, налоговая ставка допускает четырёхкратного взимания в прошествии срока завершения застройки и сдачи дома в эксплуатацию.

Налоговые ставки определяют долю внесения финансовых средств за использование ЗУ. Они ориентируются на соразмерность извлечения планируемой пользы землевладельцем.