Стратегия развития регионов. Стратегия экономического развития регионов

Министерство образования и науки РФ

Пензенский государственный университет

Кафедра ЭФиМ

К У Р С О В А Р А Б О Т А

по дисциплине

Экономическая география и регионалистика

«Стратегия экономического развития регионов РФ»

Выполнила:

студентка гр. 09ЗЭФ34

Штерман Е.С.

Проверила:

доцент Лушникова Н.В.

Введение

Следует начать с констатации того, что федеральная политика в отношении регионов строилась предыдущие годы на платформе выравнивания социально-экономического развития регионов. Политика выравнивания была обусловлена рядом обстоятельств.

Тема важности и способов разработки региональной стратегии социально-экономического развития довольно редко освещается в экономических деловых изданиях, в ходе научно-практических дискуссий. Лишь совсем недавно правительство приступило к разработке постановления на эту тему, а президент России призвал руководителей субъектов федерации наладить долгосрочное планирование путей развития.

Региональная организация Российской Федерации во многом сформировалась в эпоху плановой индустриализации. В советский период регионы рассматривались как совокупность географически сопряженных производственно-технологических площадок, совместно обеспечивающих сбалансированность и самодостаточность экономики, ее динамичный рост. В силу этого региональное развитие страны осуществлялось как плановое размещение на территории производительных сил. В первую очередь, исходя из этого, по территории распределялось население, устанавливались инвестиционные приоритеты и сроки проектного освоения отдельных территорий.

В конце 1990-х - начале 2000-х годов государственная политика регионального развития, основанная на целях и принципах предыдущего этапа развития страны, себя фактически исчерпала, а унаследованная Россией от Советского Союза региональная организация вступила в период масштабной перестройки. Основными процессами, трансформировавшими экономические и пространственные системы регионов Российской Федерации на протяжении последних 15 лет были:

формирование нового геополитического и экономического пространства после распада СССР;

демонтаж административно-плановой экономики и переход к экономике нового типа;

открытие национальной экономики для внешнего рынка;

изменения государственного устройства, в том числе административных и бюджетных отношений центра и регионов;

новая регионализация России, в ходе которой появляются новые регионы как культурные и социально-экономические образования, выстраиваемые на основе общей социальной и хозяйственной жизни поверх старых административных границ;

следующий этап урбанизации, когда городской образ жизни, развитие инфраструктур и пространственной организации городов определяются не столько промышленно-технологическими требованиями, сколько требованиями современной и дружественной к человеку среды жизни.

Так как данные процессы привели к возникновению целого комплекса новых экономических, социальных и политико-правовых проблем, непосредственно отразившихся на устойчивости социально-экономической ситуации в отдельных российских территориях и в целом всей региональной организации страны, то в этом и видна актуальность данной темы. Это вызвало необходимость формирования специальной государственной политики регионального развития и принятия настоящей «Концепции Стратегии», подготовленной в соответствии с приоритетами деятельности Правительства Российской Федерации, определенными в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации до 2008 года».

Основные положения стратегии экономического развития регионов

Стратегия экономического развития регионов рассматривается как система мероприятий, направленных на реализацию долго­срочных задач социально-экономического развития государства с учетом рационального вклада регионов в решение этих задач, определяемого реальными предпосылками и ограничениями их развития.

Естественно, что стратегия экономического развития регионов меняется в зависимости от социально-экономической и полити­ческой ориентации государства на конкретном этапе развития, складывающихся взаимоотношений федерального центра с субъек­тами Федерации, внешнеэкономической ситуации, т.е. от систе­мы условий и факторов, влияющих на целевые установки разви­тия общества в рамках единого государства.

Стратегия регионального развития государства неоднородна по отношению к регионам, его формирующим. Это обусловлено существенными различиями регионов в области обеспеченности ресурсами, структуры хозяйства, достигнутого уровня развития различных сфер экономики, условий вхождения в рыночную экономику, темпов трансформации форм собственности и т.д. Поэтому стратегия регионального развития государства, форми­руя и генерализируя, с одной стороны, основные цели и задачи своего развития на конкретный временной этап, с другой сто­роны, является основой для разработки в своем составе сбалан­сированных между собой стратегий экономического развития регионов.

Стратегия экономического развития регионов – это общее направление достижения целей; и даже при отсутствии конкре­тики все равно полезнее иметь пусть не вполне четкое направле­ние развития, чем не иметь никакого. Недостаточно четкое, но хо­рошо понятное общее направление можно воплотить в тактичес­ких действиях и программах, способствующих развитию регионов, городов и населенных пунктов в нужном направлении.

В последние годы увеличивается самостоятельность регионов, которые несут все большую ответственность за результаты регио­нального экономического развития. Социально-экономическое состояние регионов определяется как объективными (макроэко­номические условия, положение региона в общественном раз­делении труда, географическое положе­ние), так и субъективными факторами, и в первую очередь – методами регионального управления. В пос­ледние годы экономические реформы показали, что регионы, которые применяют прогрессивные методы управления своим развитием, в меньшей степени подвержены кризисным тенден­циям. В сложных условиях выхода из кризиса относительное преимущество имели, прежде всего, те регионы, которые исполь­зовали адекватные методы и инструменты управления своим развитием.

В отечественной экономике укрепляются те же тенденции со­временного экономического развития, которые набирают силу в странах Запада и Востока: глобализация, опережающее развитие сферы услуг, формирование постиндустриального общества, уве­личение интеллектуальной составляющей в результатах любого производства, тотальная информатизация современного общества, развитие сетевых форм организации, исчерпание традиционных источников социально-экономического роста. В этих условиях все более актуальным становится поиск новых путей и решающих факторов регионального саморазвития.

Социально-экономическое развитие региона – это централь­ная функция органов власти региона, которая становится особенно актуальной во время кризиса и постоянных структурных измене­ний. Выход из этого состояния может оказаться весьма болезнен­ным, если экономические процессы будут пущены на самотек; в то же время он может сопровождаться минимальными издерж­ками, если администрация будет активно воздействовать на про­цессы экономического развития, используя имеющиеся местные преимущества и создавая новые. К сожалению, региональные органы управления чаще действуют, как «пожарная команда». Стратегические вопросы социально-экономического развития ре­гионов зачастую отодвигаются на задний план. Преодоление кри­зиса в любой сфере жизни региона напрямую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, обладая отно­сительной самостоятельностью, все же в значительной степени оп­ределяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который, в конечном счете, всегда оп­ределяет степень успеха той или иной социально-экономической политики.

Саморазвитие регионов предусматривает партнерство населе­ния, власти и капитала. Часто это партнерство подразумевает в первую очередь выполнение обычных функций регионального управления (функционирование учреждений образования, меди­цинского обслуживания, состояние дорог, жилого фонда и инже­нерной инфраструктуры по снабжению электроэнергией, водой и теплом), а вопросы стратегического характера, касающиеся раз­вития города или региона в целом, отодвигаются на второй план. В этом случае требуется определенная политическая воля органов местной власти, чтобы взять на себя выполнение функций по экономическому развитию регионов.

Управление развитием региона может осуществляться с помо­щью широкого спектра конкретных действий, посредством кото­рых местная администрация стимулирует развитие экономики региона, создает новые рабочие места, увеличивает налоговую базу, расширяет возможности для тех видов экономической ак­тивности, в которых заинтересовано местное сообщество. Важное значение имеет выявление факторов экономического развития регионов России.

При анализе качества регионального развития полезно исполь­зовать концепцию теории стадий роста, согласно которой эконо­мическое развитие проходит три основные стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Доминирующими отраслями доиндустриапьного развития являются добывающие от­расли, сельское хозяйство, рыбная, лесная, горнодобывающая промышленность. В индустриальной стадии доминируют перера­батывающие отрасли: машиностроение, химическая, лесная и де­ревообрабатывающая, легкая, пищевая промышленность и пр. В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становятся отрасли немате­риального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение и др. Характерными чертами пост­индустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоёмкости производства, повышение уровня ква­лификации персонала, опережающая интернационализация про­изводства.

Согласно требованиям министерства регионального развития РФ (Приказ №14 от 27.02.07г.).

Общие положения.

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ – это система мер государственного управления, опирающихся на долгосрочные приоритетные цели и задачи органов государственной власти.

Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсов потенциала субъектов РФ.

Стратегия должна быть принята на долгосрочную перспективу не менее 20 лет.

Внешние факторы – факторы, которые не зависят от действия государственной власти субъекта РФ и коммерческих организаций, условия которых оказывают существенное влияние на субъекты РФ.

I. макроэкономическая система в РФ;

II. действия федеральных органов исполнительной и законодательной власти, оказывающей влияние на развитие субъекта;

III. экономико-географического положения субъектов РФ в федеральном округе, стране и мире;

IV. степень включенности региона в систему глобальных, товарных, информационных и финансовых объектов.

Внутренние факторы развития – ресурсы и потенциал, на базе которых субъект РФ основывает свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

К ним относятся:

1. природно-ресурсный потенциал субъекта;

2. демографическая ситуация и человеческий потенциал;

3. сложившаяся система расселения;

4. инфраструктурная обеспеченность территории;

5. сложившаяся структура экономики (отраслевая, корпоративная, существующие или возможные кластеры и существующие тренды развития);

6. конкурентоспособность экономического субъекта;

7. этнокультурная система и межнациональные отношения в субъекте.

Риски – направления и факторы, из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социальной системы в регионе.

Ресурсы – материальные и нематериальные активы, на базе которых планируется развитие экономической и социальной сферы.



Сценарий – различные варианты развития субъекта, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на субъект.

Производственный кластер – сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованные на определенной территории.

Цели разработки стратегии субъекта.

1. Определение приоритетных направлений и целей развития не менее, чем на 20 лет.

2. Оценка потенциала социально-экономического развития субъекта.

3. Взаимоувязка краткосрочной политики и разработка долгосрочной стратегии приоритетного развития.

4. Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей коммерческих и некоммерческих организаций.

5. Обеспечение согласованности действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъекта.

1. Проблемы и приоритеты развития субъекта.

Для этого необходимо:

· выявление и анализ основных проблем;

· комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов;

· разработку от двух до трех наиболее вероятных сценариев развития с использованием многофакторной модели и с рассмотрением инерционной модели;

· выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей;

· выбор целевого сценария развития;

· разработка системы приоритетного направления развития в рамках выбранного целевого сценария (число приоритетных направление не должно превышать двух трех направлений);

· разработка энергетического баланса субъекта.

2. Анализ и оценка ограничений, связанных с реализацией постоянных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта.

Оценка ресурсного потенциала осуществляется:

С целью определить степень и границы участия других уровней власти (федеральных и муниципальных);

С целью установить реальные возможности по достижению целей.

Анализу и оценке подлежат:

l бюджетные возможности и ограничения;

l организационные возможности и ограничения;

l возможности выстраивать взаимоотношения с бизнесом и крупными общественными субъектами на территории РФ.

3. Разработка систем и мер государственного управления по реализации постоянных целей и задач, включающих:

l формирование институтов развития;

l развития организационных возможностей;

l разработка и реализация проектов и программ;

l развитие производственных кластеров;

l расширение бюджетно-ресурсной базы и увеличение эффективности использования бюджетных средств.

Механизмы реализации стратегии:

экономическая политика органов исполнительной власти субъекта;

1. энергетическая политика органов государственной власти субъекта;

2. бюджетная политика субъекта;

3. механизм частно-государственного партнерства;

4. региональные целевые программы;

5. система федеральных целевых программ (ФЦП) и федеральных адресных инвестиционных программ (ФАИП);

6. инвестиционный фонд и программы развития особых экономических зон и прочих инструментов целевого финансирования за счет средств федерального бюджета.

Система индикативных показателей разрабатывается как механизм контроля количественной оценки управления деятельностью органов государственной власти.

В дальнейшем целевые показатели должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития субъектов.

Стратегия социально-экономического развития региона - это система согласованных стратегических целей и задач, разработанных и реализуемых в рамках конкретного органа управленческого механизма, исходя из темпов, пропорций, масштабов и индивидуальных особенностей конкретного региона и ориентируемых на достижение устойчивого регионального развития. В основе концепции лежит разработка альтернативных стратегий, их оценка, выявление приоритетных направлений развития региона, анализ ресурсов этого развития .

Анализ и оценка существующих подходов, положений и разработок по вопросам социально-экономического развития регионов позволяют выделить следующий обобщенный структурный алгоритм разработки концепции по основным блокам:

1. Стратегический анализ внутренних исходных экономических и социальных условий и внешних факторов, влияющих на развитие региона.

2. Определение стратегической целевой ориентации социально-экономического развития региона.

3. Изучение сильных и слабых сторон, возможностей и угроз региональной социально-экономической системы с целью выявления ограничений в достижении целей.

4. Прогнозирование социальных и экономических показателей развития региона.

5. Формулирование целей, их структуризация и окончательное согласование и корректировка в рамках основных направлений развития; определение средств и методов достижения целей.

6. Разработка стратегического плана развития региона.

7. Выбор механизма реализации концепции.

8. Определение критериев оценки достигнутых результатов.

9. Контроль за процессом реализаций концепции.

Объектом стратегии устойчивого развития региона выступает административно-территориальная единица страны, все отрасли и сферы ее деятельности, а также протекающие в ее границах экономические и социальные процессы, а субъектом стратегического планирования региона являются - местные органы управления .

Региональное стратегическое планирование имеет свои особенности по сравнению с другими видами планирования. Оно является индикативным. Индикативный план не имеет директивного характера. Он содержит ограниченное число обязательных заданий и носит в значительной мере направляющий рекомендательный характер.

Принципиальная схема процесса стратегического рыночного планирования включает несколько стадий: диагностику (аудит) территории, в ходе которой определяются ее сравнительное (с собственным прошлым и с другими территориями) состояние; определение концепции развития, характеризующей будущее состояние территории; разработку собственно стратегии как набора сценариев возможного развитие территориальной ситуации; составлении плана первоочередных мероприятий, включающегося конкретные действия по внедрению стратегии. В ходе реализации, намеченных мероприятий по мере осуществления контроля за достижением целей и на основе оценки результатов в стратегию вносятся корректировки.

Изложенная последовательность действий вполне укладывается в привычную логическую схему планирования решения проблем. Но существует ряд особенностей, отличающих стратегический от нормативного метода планирования. Так, в стратегическом планировании прогнозные ориентиры определяются не единоличным решением субъекта, а на основе взаимодействия многих действующих территориальных субъектов, движимых собственными интересами, непосредственно участвующих в планировании и имеющих возможность контролировать реальность.

Стратегическое планирование трудно поддается упорядочению в формате строгих методических процедур. Здесь многое определяется не формализуемыми факторами: опытом, интуицией, кругозором, творческой смелостью и другими подобными качествами ключевых участников процесса планирования. Это больше искусство, нежели рутинный процесс. Особо отметим, что цель диагностики территориальной ситуации должна состоять не только в определении ключевых (наиболее сильно сдерживающих развитие территории) проблем (именно так обычно и понимается задача анализа ситуации), но и в выявлении предпосылок (что намного сложнее описания проблем) развития территории. В стратегический план следует включать как меры по решению ключевых проблем территории, так и обоснование; приоритетных направлений ее развития (не обязательно связанных с преодолением сложившихся проблемных ситуаций) в широком национальном и даже мировом контексте. В ходе диагностики каждая территория, кроме того, должна оценить ресурсные возможности территорий-конкурентов, чтобы в дальнейшем найти способы позиционирования себя таким образом, чтобы выгодно выделяться на их фоне.

Для установления стратегической цели развития региона, определения стратегического направления достижения ориентира результативности необходим всесторонний анализ конкурентоспособности региона. Рассматривая сильные и слабые стороны функционирования региона, оценивая его преимущества и недостатки в сравнении с потенциальными конкурентами, следует опираться на определенные ключевые критерии:

Географическое положение региона, его природные и трудовые ресурсы;

Наличие транспортной инфраструктуры;

Уровень развития социальной инфраструктуры.

Потенциал развития региона во многом определяет географическое положение региона, его природные ресурсы. Наличие полезных ископаемых зачастую определяет хозяйственную специализацию региона. Безусловным преимуществом является привлекательная природная среда, создающая возможности как для эффективно функционирующего сельского хозяйства, туризма и т.п. Определяющим фактором могут стать приграничные территории, дающие шансы на развитие международных связей, участие в международном разделении труда.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Курсовая работа

Социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации и стратегическое управление им

Введение

Актуальность темы исследования. Россия отличается высокой неравномерностью экономического развития в территориальном разрезе. Эта неравномерность во многом определяется обеспеченностью природными ресурсами, исторически сложившейся инфраструктурой, природно-климатическими условиями, менталитетом населения и другими факторами объективного характера. Если, например, экспортная ориентированность регионов, добывающих нефть и газ, задана географически и геологически, то промышленная ориентированность во многом определяется особенностями раз - вития страны в период индустриализации 30- х годов прошлого века.

В то же время о степени развития региона нельзя судить только по его географическому положению, наличию и величине запасов минерально-сырьевых ресурсов. Наряду с объективными факторами, существенное влияние на развитие субъектов РФ оказывают региональная экономическая политика и условия ведения бизнеса. Несмотря на то, что в ряде регионов влияние этих факторов не способно в корне переломить ситуацию, есть примеры того, как благодаря действиям губернатора и администрации регион из депрессивного превращался в инвестиционно-привлекательный и демонстрировал высокие экономические показатели. Важно насколько эффективно в регионе используются природные или исторические преимущества, или, напротив, насколько восполняется недостаток этих преимуществ за счет каких-то собственных уникальных инициатив. Все это находит отражение в показателях экономики, бюджета, социальной сферы регионов.

Социально-экономическим проблемам развития на примере регионов - субъектов РФ посвящены работы географов Л.В. Азаровой, O.A. Барановой, П.В. Болыпаника, Е.В. Горшениной, С.А. Суспицина, А.Г. Зинченко, А.Ф. Куракина, В.В. Малыхина, Л.А. Еловикова и др.

Цель и задачи исследования. Основная цель исследования - выявить экономико-географическую специфику формирования современного социально-экономического состояния, организации и приоритеты развития Красноярского края.

Характеристика состояния и тенденции развития экономики;

Исследование состояния и тенденций развития социальной сферы;

Анализ стратегического социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.

Объект исследования: Красноярский край как субъект РФ.

Предметом исследования является природные условия, тенденции и приоритеты социально-экономического развития Красноярского края.

1. Состояние и тенденции развития экономики

1.1 Экономико-географическое положение региона и его административно-территориальная структура

На юго-востоке и юге Красноярский край граничит с Республикой Тывой, на юге - с Алтайским краем, на юго-западе - с Кемеровской областью, на западе - с Томской областью, на западе и северо-западе - с Тюменской областью, на северо-востоке и востоке - с Республикой Саха, на востоке и юго-востоке - с Иркутской областью .

В рельефе края выделяются: полуостров Таймыр с горами Бырранга, обрывающимися к Северо-Сибирской низменности; Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье. Наиболее крупные возвышенности: Восточные Саяны (высота до 2930 м), Кузнецкий Алатау. Главные реки: Енисей с притоками, на севере - Хатанга, Пясина, Таймыра. На территории края находятся крупные озера - Таймыр и Пясино.

Красноярский край простирается от берегов Северного Ледовитого океана до гор Южной Сибири (высота до 2930 м). Красноярский край занимает центр Азиатской части России и расположен между 51 и 81 градусами северной широты и 78 и 113 градусами восточной долготы.

От Северного Ледовитого океана до Саянских гор на юге Красноярский край протянулся почти на 3000 километров. Протяженность с запада на восток в самом широком месте - 1250 километров, а вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали - 650 километров. Самая северная точка края - мыс Челюскина - расположена на 77 градусах 41 минуте северной широты и является самой северной точкой России и Азиатского материка.

На юго-востоке и юге Красноярский край граничит с Республикой Тывой, на юге - с Алтайским краем, на юго-западе - с Кемеровской областью, на западе - с Томской областью, на западе и северо-западе - с Тюменской областью, на северо-востоке и востоке - с Республикой Саха, на востоке и юго-востоке - с Иркутской областью.

В рельефе края выделяются: полуостров Таймыр с горами Бырранга, обрывающимися к Северо-Сибирской низменности; Западно-Сибирская равнина и Среднесибирское плоскогорье. Наиболее крупные возвышенности: Восточные Саяны (высота до 2930 м), Кузнецкий Алатау. Главные реки: Енисей с притоками, на севере - Хатанга, Пясина, Таймыра. На территории края находятся крупные озера - Таймыр и Пясино .

Климат - резко континентальный, особенно суровый на севере; средняя температура января - от -36 градусов на севере до -18 градусов на юге, средняя температура июля - от +13 градусов на севере до +20 градусов на юге; количество осадков - от 200-300 мм в год на севере до 800-1200 мм в год в горах Сибири.

На севере - многолетняя мерзлота, там распространены заболоченные торфяные почвы, к югу - мерзлотно-таежные, серые лесные, черноземные и каштановые. Большая часть территории покрыта тайгой (главным образом кедрово-лиственничной), на севере - арктические тундры, на юге в межгорных котловинах - степи.

В соответствии с Уставом Красноярского края, принятым Законодательным Собранием края 5 июня 2008 года, территория края является составной частью территории Российской Федерации и обладает внутренним единством и целостностью. Территория края не делится на территориальные образования, обладающие элементами статуса государственно-территориального образования. Территория края есть установленная в границах края часть земной поверхности, включающая сушу, внутренние воды и недра.

Границами края признаются его границы, существующие на момент принятия Устава Красноярского края, определенные в установленном порядке органами государственной власти РСФСР и Российской Федерации. Границы края с субъектами Российской Федерации изменяются по соглашению края с соответствующим субъектом (субъектами) Российской Федерации, утверждаемому Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Согласие края на изменение его границ должно быть выражено путем принятия закона края о внесении изменений в Устав Красноярского края в соответствии с выраженной на краевом референдуме волей граждан, проживающих на территории края .

Для целей осуществления местного самоуправления на территории края образуются муниципально-территориальные единицы - муниципальные образования: городские округа, муниципальные районы, поселения (городские и сельские). Поселения (городские и сельские) входят в муниципальные районы с сохранением своей самостоятельности в качестве муниципальных образований.

Образование, преобразование и упразднение муниципальных образований, наделение их соответствующим статусом, установление их административного центра, границ муниципальных образований и их изменение осуществляются законами края в соответствии с требованиями, предусмотренными федеральными законами.

Муниципально-территориальное деление на территориях административно-территориальных единиц с особым статусом - территориях бывших Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского автономных округов устанавливается законом края с учетом предписаний федерального конституционного закона. В соответствии с федеральными законами и в предусмотренном ими порядке муниципальным образованиям на территории края может быть присвоен особый статус.

Для целей осуществления государственной власти территория края делится на административно-территориальные единицы: районы, краевые города, районные города, поселки, сельсоветы (целостные системы административно несамостоятельных территориальных единиц - поселков, сел и других населенных пунктов), закрытые административно-территориальные образования.

Районные города, поселки и сельсоветы объединяются в административно-территориальном отношении в районы. Краевые города могут делиться на административно-территориальные единицы - районы в городах. Отдельные населенные пункты в административно-территориальном отношении могут входить в состав краевых городов.

Перечень административно-территориальных единиц и территориальных единиц на территории края, за исключением закрытых административно-территориальных образований, устанавливается законом края. На территории края могут образовываться территории со специальным статусом. Специальный статус территориям может придаваться путем образования специальных административно-территориальных единиц или придания этого статуса уже образованным административно-территориальным единицам.

С целью эффективной защиты прав коренных малочисленных народов по предложению соответствующих представительных органов местного самоуправления районам, поселкам и сельсоветам, на территории которых проживают коренные малочисленные народы, может быть присвоен статус национальных административно-территориальных единиц.

С целью организации административного управления в отдельных областях и сферах на территории края могут быть образованы специальные административные округа и зоны, границы которых возможно определять с учетом или без учета административно-территориального деления края .

Таймырский Долгано-Ненецкий и Эвенкийский районы являются административно-территориальными единицами с особым статусом, гарантирующим учет интересов данных территорий органами государственной власти края в соответствии с федеральным законодательством, Уставом Красноярского края и законами края. Интересы указанных административно-территориальных единиц обеспечиваются путем учета их особого статуса в принимаемых органами государственной власти края нормативных правовых актах.

Вопросы административно-территориального устройства края (образования, упразднения, объединения, разделения, выделения, присоединения, придания и изменения статуса, установления и изменения границ административно-территориальных и территориальных единиц, территорий с особым статусом, административных округов и зон, установления и перенесения административных центров административно-территориальных единиц, территорий с особым статусом, административных округов и зон) решаются путем принятия законов края. Указанные законы края принимаются по представлению или при наличии заключения Губернатора края.

Административно-территориальное деление края устанавливается и изменяется с учетом муниципально-территориального деления. Органы государственной власти края решают вопросы административно-территориального устройства в отношении территорий закрытых административно-территориальных образований, а также вопросы наименований административно-территориальных единиц в пределах и порядке, определенных федеральными законами.

В Красноярском крае насчитывается 576 муниципальных образований. Из них:

· городских округов - 17,

· муниципальных районов - 44,

· городских поселений - 27,

· сельских поселений - 488.

Наиболее важное социальное и экономическое значение для края имеют такие города, как Красноярск, Норильск, Ачинск, Канск, Минусинск, Лесосибирск.

1.2 Отраслевая и территориальная структура экономики

Красноярский край располагает развитой промышленностью и активно участвует в российском и международном рынках. Красноярский край обладает мощным топливно-энергетическим комплексом с энергоёмкими производствами цветной металлургии, химической промышленности и машиностроения, добычей ценного минерального сырья, лесопромышленными отраслями. Удельный вес края в промышленности Восточно-Сибирского региона составляет более 40%, в промышленности России - 3%. По экспортному потенциалу край входит в пятёрку лидирующих регионов России и занимает ведущее место в Сибири.

Основные отрасли промышленности: цветная металлургия (Норильский горно-металлургический комбинат, вырабатывающий медь, никель, кобальт; Красноярский алюминиевый завод, Сорский молибденовый комбинат); машиностроение и металлообработка; горнодобывающая (добыча каменного угля, железной руды, руд цветных и редких металлов, золота, графита, исландского шпата); химическая; лесная и деревообрабатывающая; лёгкая (текстильная, кожевенно-обувная) и пищевая .

Топливно-энергетический комплекс. Профилирующей отраслью специализации края является энергетика.

Красноярский край вырабатывает около 6% от общего объёма электроэнергии, производимой страной. На территории края расположены крупные энергетические объекты - Красноярская ГЭС, Красноярская ГРЭС-2, Назаровская ГРЭС, строящаяся Богучанская ГЭС и Берёзовская ГРЭС-1.

По производству электроэнергии на одного человека Красноярский край занимает второе место в России. На Енисее построены две самые крупные в Евразии гидроэлектростанции: Красноярская и Саяно-Шушенская. На базе Канско-Ачинского угольного бассейна создан Канско-Ачинский топливно-энергетический комплекс (КАТЭК) с мощнейшими в мире Берёзовскими ГРЭС-1 и ГРЭС-2. Действующие разрезы бассейна (Бородинский, Назаровский, Берёзовский) ежегодно поставляют для нужд энергетиков около 55 миллионов тонн угля. Значительная часть угля поступает на тепловые станции соседних регионов - Новосибирской, Иркутской и других областей.

Металлургия. Традиционно базовой отраслью промышленности в крае является металлургическая, объединяющая цветную и чёрную металлургию. Всего в крае производится более 30 тяжёлых, лёгких, легирующих и редкоземельных металлов и элементов, наиболее важными из них считаются алюминий, никель, кобальт, медь, платина и золото. Цветная и чёрная металлургия дают около 45% промышленной продукции края. На территории края расположены крупные металлургические предприятия: красноярские заводы - алюминиевый, металлургический и цветных металлов, Ачинский глинозёмный комбинат, Горевский полиметаллический горно-обогатительный комбинат.

Флагманом цветной металлургии не только края, но и России является самый северный в мире Норильский горно-металлургический комбинат, который производит 1/6 часть промышленной продукции края. С началом конверсии в крае получило развитие производство особо чистых металлов для радиоэлектронной промышленности, таких как теллур, германий, кремний, сверхчистый алюминий. В целом цветная и чёрная металлургия дают более 50% промышленной продукции края. Этим же отраслям принадлежит ведущая роль во внешнеэкономической деятельности края.

Химический комплекс края представлен предприятиями химической, нефтехимической, микробиологической и медицинской промышленности. Среди основных продуктов предприятий химического комплекса прежде всего выделяются продукты нефтепереработки, синтетический каучук и продукция, создаваемая на его основе.

Горнодобывающая промышленность. Сырьё для металлургии поставляется предприятиями горнодобывающей промышленности. В регионе ведётся промышленное освоение месторождений золота, свинца, цинка, магнезитов и других полезных ископаемых. В настоящее время почти 90% выпускаемой продукции отрасли приходится на добычу сырья для производства цветных металлов. Второй по объёмам производимой продукции является добыча угля. Основные месторождения - Канско-Ачинский бассейн, Назаровское, Берёзовское, Ирша-Бородинское месторождения .

Лесная и деревообрабатывающая промышленность. Совокупность отраслей лесопромышленного комплекса - лесозаготовительная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная - имеет общероссийское и международное значение. В крае складывается лесопромышленная и лесоэкспортная база страны. Леса занимают 168,2 миллионов гектаров, что составляет 45% территории края. Среди основных лесообразующих пород представлены лиственница сибирская, кедр, сосна, осина, берёза. Ежегодно в крае заготавливается 55 миллионов кубометров древесины. По объёмам лесозаготовок Красноярский край занимает третье место в России, по производству пиломатериалов занимает ведущее место в стране. Транспортировка древесины осуществляется водным путём по крупным рекам края и железнодорожным транспортом.

Сельское хозяйство. Красноярский край по праву считается крупнейшим сельскохозяйственным регионом Центральной и Восточной Сибири, полностью обеспечивающим потребности населения в основных продуктах питания. На долю края в Восточно-Сибирском регионе приходятся более половины общих объёмов производства зерна, более 40% картофеля, 37% овощей, 43% молока, 36-43% мяса и яиц. Из-за суровых климатических условий Красноярского края сельское хозяйство развито в основном в южных районах. Ведущие отрасли сельского хозяйства - растениеводство, мясомолочное скотоводство и птицеводство. На юге развито тонкорунное овцеводство, в средней полосе разводят коров, свиней, овец, на севере преобладает оленеводство и звероводство, пушной промысел. Красноярский край является важным пушным регионом страны. В среднем на его территории добывается до 15 тыс. белых песцов, более 50 тыс. промысловых соболей, 400 тыс. белок.

Среди отраслей лёгкой промышленности развиты текстильная и кожевенно-обувная. Пищевая промышленность, связанная в основном с переработкой местного сельскохозяйственного сырья (маслозаводы, заводы сгущённого и сухого молока, мясокомбинаты, мелькомбинаты, фабрики мучных и макаронных изделий, ликёроводочные и пивоваренные заводы и др.), сосредоточена главным образом в городах южной части края .

Рис. 1.1 Доля отраслей промышленности в экономике территорий юга Красноярского края

экономический административный социальный регион

Районы разделяются на три категории.

1 категория - районы, имеющие выраженную сельскохозяйственную ориентацию.

К ним относятся: Шушенский - 33%, Идринский - 36% и Краснотуранский 45% 2 категория - районы, в которых значимую долю в объёме выпуска занимает промышленность добывающая и обрабатывающая. К таким районам относятся: Минусинский - 61%, Курагинский - 37%, Шушенский - 33% и г. Минусинск - 51%.

3 категория - территории, в которых на первом месте в совокупном объёме выпуска находится строительство. К этой категории относится Каратузский район - 51%.

Рассмотрим ВРП по Красноярскому краю за 2000?2013 гг. В 2009 году произошло падение экономики края в связи со спадом промышленного производства в обрабатывающих отраслях (рисунок 1.2). Положительная динамика валового регионального продукта в 2010 году была обеспечена, в основном, ростом добычи нефти на Ванкорском месторождении, прирост валовой добавленной стоимости в данной сфере составил 22,5% в сопоставимых ценах. В 2011 году темпы роста объема валового регионального продукта находятся в пределах 105,7%.

Рис. 1.2 Динамика валового регионального продукта, в% к предыдущему году

С позиции анализа базовых структурных сдвигов, характеризующих движение экономики Красноярского края, интересен анализ отраслевых структурных сдвигов.

Таблица 1.1. Структурные сдвиги индексов физического объема валовой добавленной стоимости видов экономической деятельности и валового регионального продукта по Красноярскому краю, в процентах к предыдущему году

Вид экономической деятельности

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

Строительство

Оптовая и розничная торговая; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Гостиницы и рестораны

Транспорт и связь

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное страхование

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

В основы для расчета возьмем официальные данные Росстата РФ валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности. Наиболее простой показатель, который учитывает изменения доли структурного элемента в текущем периоде относительно его доли в базовом периоде, является масса структурного сдвига.

Исходя из полученных данных можно сделать следующие выводы: сельское хозяйство, гостиницы и рестораны, транспорт и связь, государственное управление, образование, здравоохранение примерно шли по одной волне: рост показателей с 2006 по 2008 гг., резкий спад в 2009 году, объясняемый кризисом, и снова подъем отраслей, выход из кризисной ситуации. А такие отрасли, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, производство и распределение электроэнергии, строительство, оптовая и розничная торговля и операции с недвижимым имуществом также были подвержены кризису 2009 года, их показатели падали (кроме добычи полезных ископаемых), но в 2011 году показатели данных отраслей значительно ухудшились.

1.3 Макроэкономический анализ регионального развития

Красноярский край традиционно является одним из крупнейших экспортно-ориентированных регионов страны. Значительная часть продукции лесопереработки, цветной металлургии, химической промышленности вывозится из страны. Доля Красноярского края во внешнеторговом обороте России постоянно увеличивается.

Структуру экспорта края определяют в большей степени сырьё и продукты его переработки. В основу экспорта входят цветные металлы (алюминий, никель, медь), лес и лесоматериалы. Основные потребители этой продукции - Япония, Италия, Египет, Турция. Экспортируются также чёрные металлы, нефть и нефтепродукты, уголь, удобрения азотные и калийные, синтетический каучук, механическое и электрическое оборудование.

Ведущее положение во внешней торговле Красноярского края занимают несколько крупных промышленных предприятий, таких как Красноярский алюминиевый завод, Норильский комбинат, Электрохимический завод, Норильская горная компания, АО «КраМЗ», Лесосибирский ЛДК, Красноярский ЦБК. Эти предприятия имеют устойчивые связи с зарубежными партнёрами и большой опыт осуществления внешнеэкономических сделок.

Таблица 1.2. Товарная структура внешней торговли Красноярского края

Торговые связи Красноярского края во многом определяют картину внешнеэкономической деятельности всего Восточно-Сибирского региона. В последние годы край постоянно занимает лидирующее положение по объёмам экспортно-импортных операций среди субъектов, входящих в Восточно-Сибирский регион, и обеспечивает более 50% всего объёма экспорта и 40% импорта.

Основную долю в структуре импорта занимает продукция нефтехимического комплекса. Эта группа товаров представлена в основном продуктами неорганической химии, а именно оксидом алюминия (глинозём), пластмассами и изделиями из них. На втором месте находится продукция машиностроения. Ввоз машиностроительной продукции производится из США, Германии, Австрии, Швеции. Импорт продукции топливно-энергетического комплекса составляет 4,2% от общего объёма .

2. Состояние и тенденции развития социальной сферы

2.1 Демографическая ситуация и рынок труда

По предварительной оценке, численность постоянного населения края на 1 апреля 2015 г. составила 2858,4 тыс. человек и с начала года уменьшилась на 0,4 тыс. человек.

Таблица 2.1. Показатели естественного движения населения

Январь-март

на 1000 человек

населения

прирост,

снижение (-)

2015 г.

в% к 2014, г.

Родившиеся, человек

Умершие, человек

в том числе дети в возрасте до 1 года

Естественный прирост, убыль (-), человек

Браки, единиц

Разводы, единиц

Рис. 2.1 Число родившихся и умерших (тысяч человек)

Таблица 2.2. Распределение умерших по причинам смерти

Январь-март

на 100 000 человек населения

прирост, снижение (-)

2015 г.

в% ко всем

2015 г.

из них от:

болезней системы

кровообращения

внешних причин смерти

из них от:

случайных отравлений алкоголем

самоубийств

транспортных травм

(всех видов)

новообразований

болезней органов

пищеварения

болезней органов

По данным оперативного мониторинга агентства труда и занятости населения Красноярского края, по состоянию на26.05.2015 численность зарегистрированных безработных граждан составила 20,7 тыс. человек, уровень зарегистрированной безработицы, рассчитанный к численности экономически активного населения, - 1,4% (в аналогичный период 2014 года - 1,3%); число вакансий, заявленных в службу занятости, - 39,0 тыс. единиц (в аналогичном периоде 2014 года - 56,6 тыс. единиц) .

В период c 20 по 26 мая 2015 года в службу занятости населения края от работодателей поступили сведения о потребности 5,8 тыс. работников.

В январе-апреле 2015 года в органы службы занятости населения края поступило 165,9 тысячи заявлений о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе в поиске работы - 37,6 тысячи.

По состоянию на 01 мая 2015 года в органах службы занятости населения края зарегистрированы 21,4 тысячи безработных граждан. Уровень зарегистрированной безработицы составил 1,4% экономически активного населения (на 1 января 2015 года - 1,2%).

Наиболее низкий уровень безработицы зарегистрирован в городах: Ачинске, Дивногорске, Железногорске, Красноярске, Норильске и Березовском, Богучанском, Назаровском, Рыбинском, Северо-Енисейском районах, наиболее высокий - в Бирилюсском и Енисейском районах. В 3 муниципальных районах края ситуация на рынке труда характеризуется как напряженная (уровень зарегистрированной безработицы составил от 5% и более от трудоспособного населения в трудоспособном возрасте) (на 1 января 2015 года - в 3 территориях).

В органы службы занятости населения работодателями заявлены 61,6 тысячи вакансий. По состоянию на 01 мая 2015 года имеются сведения о 36,8 тысячи свободных рабочих мест (вакантных должностей, с учетом временных работ) (на 01.01.2015 - 29,6 тысячи).

В январе-апреле 2015 года 96,7 тысячи человек и 5,8 тысячи работодателей получили информацию о положении на рынке труда.

При содействии органов службы занятости:

- нашли работу 22,9 тысячи человек, в том числе 8,6 тысячи безработных граждан;

- приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 3,0 тысячи безработных граждан .

2.2 Благосостояние населения

Уровень жизни населения представляет собой социально-экономическое понятие, знание о котором, прежде всего, даёт анализ потребностей, удовлетворение которых необходимо для жизнедеятельности человека.

Важнейшие среди них: питание, потребление одежды, обуви и других предметов, составляющих физиологические элементы потребностей.

Вторую группу потребностей образуют интеллектуальные (духовные) условия жизни и, наконец, третью - социальные потребности, удовлетворяемые в процессе общественной деятельности.

Все три группы потребностей в своих главных чертах можно обнаружить в пирамиде, согласно которой стремление к удовлетворению потребностей у человека происходит снизу вверх.

Основным источником удовлетворения физиологических потребностей служат денежные доходы населения, которые формируются из следующих ключевых источников.

Таблица 2.3. Среднедушевые денежные доходы населения Красноярского края

Рублей в месяц

соответствующему периоду предыдущего года

предыдущему периоду

I квартал

II квартал

I полугодие

сентябрь

III квартал

январь-сентябрь

IV квартал

I квартал

Динамика изменений доходов населения региона, их структуры, способов получения выступают важной характеристикой не только социально-экономической ситуации в регионе, но и «социальной цены» проводящихся в стране реформ .

3. Стратегическое социально-экономическое развитие субъекта Российской Федерации

3.1 Система стратегических планово-прогнозных документов

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10.09.2012 №1276 «Об оценке эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти и высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности» , распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 №2550-р, статьей 90 Устава Красноярского края было утверждено Инвестиционную стратегию Красноярского края на период до 2030 года .

Стратегия разработана с учетом краевых и муниципальных программ развития, схем территориального планирования, а также положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р , Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 №1120-р , Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года , разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации.

Стратегия разработана с учетом требований Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе, утвержденного решением наблюдательного совета Автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» от 03.05.2012.

Красноярск имеет опыт стратегического планирования, еще в 2000 году город перешел к стратегическому планированию, разработав Программу социально-экономического развития города Красноярска на период до 2005 года. В 2005 году решением Красноярского городского Совета депутатов от 29.03.2008 №В-94 утверждена Программа социально-экономического развития города Красноярска на период до 2010 года. Ее главной целью было определено стабильное повышение качества жизни горожан. С 2005 года Программа успешно реализуется и ряд показателей, планируемых на перспективу, уже достигнут. Более быстрыми темпами, чем планировалось, выросла численность населения, оборот розничной торговли, покупательская способность доходов населения, объемы строительства и инвестиций в основной капитал.

Динамичное развитие общегородских, краевых и общероссийских процессов диктует необходимость корректировки стратегических ориентиров развития. В условиях унификации на уровне Федерального округа и субъекта программ развития муниципальных образований в соответствии с постановлением Совета администрации края от 13.04.2007 №135-п и преемственным распоряжением Главы города от 12.01.2007 №4-р администрацией города разработан проект Программы социально-экономического развития города Красноярска на период до 2017 года.

Проект Программы развития до 2017 года разрабатывался в условиях взаимодействия соответствующих отраслевых органов администраций города и края с учетом принятых и планируемых к принятию краевых ведомственных программ, программ федерального уровня, что обеспечило единство, интеграцию и взаимосвязь отраслевых стратегий развития города и края.

Учитывая объективную эволюционную необходимость перемен, и желание развиваться в русле современных вызовов экономики в Красноярском крае получил развитие проект формирования Красноярской агломерациимоноцентрического типа с ядром на базе краевого центра - Красноярска. Инициатива по созданию и развитию проекта Красноярской агломерации принадлежит Губернатору Красноярского края - А.Г. Хлопонину. Соглашение о реализации проекта Красноярской агломерации заключено между главами трех городских округов и четырех муниципальных районов Красноярского края. Разработана Концепция социально-экономического развития города Красноярска до 2020 года в условиях Красноярской агломерации,ведется работа по формированию проекта Программы развития города Красноярска до 2020 года в условиях Красноярской агломерации,базирующегося, в том числе на проекте Программы развития города до 2017 года.

«Стратегия управления рынком труда Красноярского края до 2020 года» утверждена распоряжением Правительства Красноярского края от 27.12.2013 №992-р и разработана в целях координации мер по совершенствованию управления рынком труда с мерами социально-экономического развития региона, выработки согласованных мер опережающего кадрового обеспечения модернизации и инновационного развития.

Стратегия подготовлена агентством труда и занятости населения Красноярского края в сотрудничестве с министерствами и агентствами края, представителями органов местного самоуправления края, науки, образования, работодателями.

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2020 года определяет стратегические цели и долгосрочные целевые ориентиры развития Красноярского края, основные направления, механизмы и инструменты их достижения. Стратегия разработана с учетом Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.02.2009 №537 , Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 №1662-р , Стратегии социально - экономического развития Сибири, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 10.07.2010 №1120-р , Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №596-602, 606, а также отраслевых, корпоративных и территориальных стратегий и концепций развития.

Стратегия социально-экономического развития Красноярского края на период до 2020 года является важнейшей составной частью системы стратегического планирования Красноярского края, которая включает Стратегию и схему территориального планирования Красноярского края, программы социально-экономического развития и документы территориального планирования муниципальных образований края, комплекс целевых программ федерального и краевого уровня, реализующих выбранные стратегические направления.

Публичное обсуждение Программы социально-экономического развития города Красноярска проходит на площадке Красноярского городского форума, в рамках Красноярского молодежного форума, на встречах с молодежью и представителями бизнеса, в средствах массовой информации.

На площадке Красноярского городского форума в 2006 году рассмотрены промежуточные итоги реализации Программы развития города до 2010 года, в 2007 году рассмотрен проект Программы развития города до 2017 года, в 2008 году - Концепция развития города до 2020 года в условиях Красноярской агломерации. Проект Программы с учетом наиболее значимых и актуальных предложений участников форума - жителей, общественных организаций, представителей бизнеса в дальнейшем дорабатывается. Информация о разработке программы, промежуточных итогах ее реализации публикуется в статьях периодических изданий, размещается на официальном сайте администрации города: www.admkrsk.ru.

3.2 Анализ достижимости стратегических целей

В Программе социально-экономического развития города Красноярска до 2020 г. сформирована система программных мероприятий, определены объемы, источники финансирования и целевые ориентиры выполнения программных мероприятий; выявлен комплекс приоритетных инвестиционных проектов, намеченных к реализации на территории города, в том числе перечень объектов капитального строительства.

На сегодняшний день финансирование мероприятий Программы осуществляется посредством программно-целевого подхода, учитывающего как долгосрочное планирование (саму комплексную Программу социального экономического развития города Красноярска до 2020 г. и отдельные стратегические программы развития отраслей), так и среднесрочное планирование (городские целевые программы) и трехлетнее бюджетное планирование (адресная инвестиционная программа, 11 ведомственных целевых программ).

При этом стратегические программы развития отраслей должны жестко соответствовать приоритетам комплексной программы социально-экономического развития города, а в идеале, являться ее составными частями, а не отдельными документами. А охват программно-целевым походом к финансированию бюджетов отраслей в перспективе должен возрастать. Так, если в 2011 г. в Красноярске действуют 24 городские целевые программы, то к 2013 г. с учетом передачи полномочий по текущему содержанию учреждений здравоохранения, количество ГЦП может возрасти до 27. Охват программно-целевым походом к финансированию бюджетов отраслей возрастет с 87% в 2011 г. до 97% .

Учитывая планируемый с 2013 г. переход от действующей системы ведомственных целевых программ к формированию системы муниципальных программ города и внедрению инструмента ДРОНД (докладов о результатах и основных направлениях деятельности), во всех органах местного самоуправления вне зависимости от реализации ими муниципальных программ был разработан и включен в Программу перечень целевых ориентиров - отраслевых индикаторов реализации мероприятий по заявленным приоритетам Программы на среднесрочный период (до 2015 г.). Всего в программе определено 154 целевых индикатора.

При этом перечень целевых ориентиров и порядок мониторинга и отчетности о реализации Программы установлены с учетом системы оценки эффективности деятельности органов администрации города в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов», распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 №1313-р «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 №607». Таким образом, степень достижения целевого ориентира показывает не только степень реализации того или иного мероприятия по заявленным приоритетам Программы, но и степень эффективности деятельности органов администрации города Красноярска.

Программа социально-экономического развития города Красноярска до 2020 г. предусматривает два сценария: инерционный и целевой (инфраструктурный). Сценарии отличаются, прежде всего, интенсивностью реализации инвестиционных проектов. Базовым сценарием выбран инфраструктурный. В качестве критерия выбора применена доля объема капитальных вложений на создание инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки предпринимательства по отношению к собственным доходам бюджета города: 16% в среднем до 2015 г. и 18% в среднем до 2020 г. При этом ежегодный дрейф между инерционным и инфраструктурным сценариями составляет 4-5%.

Безусловно, дрейф запланированных количественных показателей всегда существует. Он обусловлен как сложностью анализа, так и серьезностью протекающих макроэкономических изменений. Это необходимо прогнозировать и учитывать в стратегических документах с целью минимизации рисков их выполнения .

3.3 Корректировка параметров социально-экономического развития

Комплексная разработка (корректировка) документов социально-экономического планирования субъекта РФ и входящих его состав муниципальных образований представляет собой работу по приведению в соответствие документов социально-экономического планирования (в частности программ и стратегий развития разных уровней) к разработанной градостроительной документации регионального и муниципального уровней. Взаимное соответствие всех рассматриваемых документов обеспечивается путем формулирования согласованных (непротиворечивых) приоритетов, целей и задач развития, а также конкретных мероприятий по развитию территории.

Оценка ситуации в Красноярском крае позволяет выявить следующие основные характеристики и риски для инновационного развития экономики региона, а также причины появления бюджетного дефицита в еще недавно успешном регионе-доноре (в 2013 г. дефицит стал в 15 раз больше, чем в 2011 г. при принятии Стратегии «Инновационный край -2020») .

Во-первых, сравнительный анализ стратегий инновационного развития России и Красноярского края на период до 2020 г., принятых в 2011 г., выявляет существенные расхождения, как показателям инновационного развития, так и по механизмам их достижения.

Хотя, согласно региональной стратегии развития, «Красноярский край является одним из немногих регионов России, в которых имеются все условия для активизации инновационной сферы», и краевая стратегия «отражает основные положения федеральной стратегии», в то же время заявленные в ней показатели в полтора-два раза ниже среднероссийских, в т.ч. по валовой добавленной стоимости инновационного сектора и ее доли в промышленной продукции. Это говорит о том, что либо руководство края, входящего в список 15 субъектов РФ, имеющих наибольший потенциал инновационного развития по ключевым показателям, заранее планирует их реализацию ниже среднероссийского уровня (известный принцип перевыполнения заниженных обязательств), либо следует признать, что Минэкономразвития России существенно завысило ожидамые результаты, показав неспособность к стратегическому планированию на федеральном уровне.

Во-вторых, в региональной стратегии в отличие от Стратегии России -2020 не предусматривается комплексное применение во взаимосвязи и взаимообусловленности в реализации задач инновационного развития края таких четырех «приводных ремней» инновационной экономики, как технологические платформы, кластерная политика, контрактная система и рынок интеллектуальной собственности.

В-третьих, «оригинальность» подхода в использовании механизма технологических платформ состоит в том, что при заявленном направлении повышения эффективности инновационной инфраструктуры края через участие в федеральных и создание региональных технологических платформ, сводится в основном к имитации такой деятельности. На конец 2013 г. только 2 вуза на территории края (Сибирский федеральный университет (СФУ) и Сибирский государственный аэрокосмический университет (СибГАУ) входили в состав участников шести из 31 федеральных технологических платформ. Вместо обеспечения реального участия большинства промышленных и научно-образовательных организаций края в работе федеральных технологических платформ и, особенно, в органах их управления, чтобы участвовать в отборе приоритетных инновационных проектов для реализации через государственные и федеральные целевые программы с реальными источниками финансирования, в регионе был взят курс на создание своих местных платформ в приоритетных секторах экономики края.

В-четвертых, обращает на себя внимание заявленная определенная «уникальность» и при создании в крае инновационных кластеров. Поскольку инновационный кластер включает в себя всю инновационную цепочку от генерации научных знаний и формирования на их основе бизнес-идей до реализации товарной инновационной продукции на традиционных или новых рынках сбыта, то в рамках развития инновационных территориальных кластеров государством уделяется особое внимание поддержке реализации совместных проектов научных и образовательных организаций с участием двух и более предприятий - участников кластера, а также стимулированию развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, - в партнерстве с якорными предприятиями, являющимися основой кластера .

Однако, в крае, как в теории, так и на практике, при стороннем анализе можно выявить игнорирование научного потенциала, в т.ч. при формировании и реализации кластерной политики. Так в стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года в рамках формирования физической региональной инновационной инфраструктуры в отношении кластеров сделан упор на формирование высокотехнологичных кластеров предприятий и организаций, а также сетевых и кластерных образований в традиционных производственных отраслях и сфере услуг; стимулирование формирования кластеров инновационных компаний; создание и развитие территориальных кластеров инновационного развития в Норильске, Железногорске, Дивногорске и в других муниципальных образованиях; а также создание и развитие Центра кластерного развития (ЦКР).

Реализация стратегической программы развития муниципального образования в перспективе должна предполагать не только наличие бюджетного обеспечения на текущий год, но и разработку стратегического годового баланса финансовых ресурсов, учитывающего государственные финансы, вкладываемые в развитие территории муниципального образования, а также предпринимательскую деятельность на этой территории. Эта перспективная задача влечет за собой следующие задачи, а именно, необходимость разработки механизмов:

1. Согласования и синхронизации стратегий регионального развития субъектов Российской Федерации, стратегий развития муниципальных образований и федеральных отраслевых стратегий. В настоящее время различные аспекты деятельности территориального планирования «разнесены» по различным ведомствам. Реформы инфраструктур (транспорт, связь, энергетика, ЖКХ) и в целом последствия реализации пакета реформ на территориальном уровне не скоординированы и не синхронизированы.

Любой субъект РФ представляет собой совокупность городских округов, муниципальных районов и поселений. Мысль о том, что всякий ресурс для развития субъекта РФ находится на территории муниципальных образований, должна в явном виде прослеживаться в программах социально-экономического развития регионов. К сожалению, на сегодняшний день Красноярский край не имеет не только законодательно принятого стратегического документа социально-экономического развития региона, но и даже правового поля разработки и реализации отраслевых стратегий развития на долгосрочный период.

2. Привлечение на развитие территории средств крупных корпораций и частного бизнеса путем их включения в процесс стратегического планирования.

Инвестиционный портфель Программы на период до 2020 г. насчитывает 305 инвестиционных проектов. Объемы инвестиций за счет всех источников финансирования на 2011-2015 гг. составляют 336,6 млрд руб., на 2016-2020 гг. - 409 млрд руб. . Доля частных инвестиций в среднем 80% - это жилищная застройка, ключевые проекты частных инвесторов и инвестиционные программы предприятий коммунального комплекса. Безусловно, это только малая часть частных инвестиций, реально поступающих и потенциально возможных к вложению на развитие города.

Для воплощения заявленной стратегии развития Красноярска очень важна реализация принципов частно-государственного и частно-муниципального партнерства, распределение задач между частм бизнесом, государством и муниципалитетом, разрботка плана их совместных действий, системы координации и процедур распределения рисков.

Следует отметить, что в реализации мер поддержки хозяйствующих субъектов органы местного самоуправления ограничены полномочиями, установленными Федеральным законом №131-ФЗ и бюджетным законодательством. Давно назрела необходимость законодательно закрепить в рамках Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» полномочиями органов местного самоуправления «выращивание» бизнеса на своей территории, а также правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с крупным бизнесом;

Подобные документы

    Экономико-географическое положение региона и его административно-территориальная структура. Состояние и тенденции развития социальной сферы. Демографическая ситуация и рынок труда субъекта России. Система стратегических планово-прогнозных документов.

    дипломная работа , добавлен 14.01.2018

    Экономико-географическое положение региона и его административно-территориальная структура. Анализ состояния и тенденций развития экономики Омской области. Демографическая ситуация и рынок труда. Оценка стратегических планов прогнозных документов.

    курсовая работа , добавлен 17.08.2015

    Экономико-географическое положение Самарской области, природные условия и ресурсы, население. Основные показатели деятельности региона. Цели и принципы концепции демографической политики. Основные проблемы развития региона и направления их решения.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2015

    Экономико-географическое положение исследуемого региона, природно-ресурсный потенциал, население и трудовые перспективы. Структура экономики и ее изменения, развитие и размещение отраслей хозяйственного комплекса, принципы организации и управления.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2014

    История, географическое положение, климатические условия и природные ресурсы Краснодарского края. Демографическая обстановка и структура населения, развитие инфрастрактуры. Стратегическая цель и возможные пути социально-экономического развития региона.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Реализация региональных программ социально-экономического развития. Формирование уровня жизни в современных экономических условиях. Отраслевая структура экономики региона. Территориальные аспекты развития промышленности и агропромышленного комплекса.

    шпаргалка , добавлен 11.03.2009

    Социально-экономическое развитие регионов в России. Социально-экономическое положение Вологодской области, входящей в состав Северо-Западного региона. Выработке стратегии регионального развития. Динамика промышленного производства, объемы инвестиций.

    курсовая работа , добавлен 11.01.2010

    Стратегия инвестиционного развития Воронежской области. Социально-экономическое положение региона. Инвесторы, проекты и объекты инвестирования в области. Предприятия, занимающиеся инвестиционной деятельностью. Место региона по рейтинговой системе оценки.

    реферат , добавлен 04.01.2015

    Экономико-географическое положение Ханты-Мансийского автономного округа, а также его административно-территориальное деление. Развитие промышленного комплекса Югры. Перспектива развития электроэнергетики и нефтедобывающей промышленности региона.

    курсовая работа , добавлен 05.01.2014

    История заселения и хозяйственного освоения, географическое положение исследуемого района, природные предпосылки социально-экономического развития. Проблемы рационального природопользования. Территориальная организация населения, принципы его миграции.

Требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ

1. Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ

Стратегия социально-экономического развития субъекта РФ представляет собой систему мер государственного управления , опирающихся на долгосрочные приоритеты, цели и задачи политики органов государственной власти. Стратегия направлена на обеспечение социально-экономического развития региона, при учете государственной политики РФ. Стратегия основана на понимании важнейших проблем развития и оценки сопряженных рисков и ресурсного потенциала субъекта РФ. Стратегия, как система мер государственного управления предполагает наличие документа - Стратегии социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу (далее по тексту Стратегия). Документ разрабатывается по заказу органов государственной власти субъекта РФ, согласовывается с органами федеральной власти и утверждается законодательным органом субъекта РФ. В разработке Стратегии принимают участие бизнес-субъекты и общественные организации.

2. Цели разработки стратегии субъекта РФ

· Определение приоритетных направлений и целей развития региона (регион может не совпадать с границами субъекта РФ) на долгосрочную перспективу (не менее 20 лет);

· Оценка потенциала социально-экономического развития региона;

· Взаимоувязка краткосрочной политики и долгосрочных стратегических приоритетов развития региона;

· Обеспечение совместных действий и поиск предметов партнерства государственных органов исполнительной власти, представителей бизнеса и общественных организаций.

· Обеспечение согласованности действий федеральных и региональных органов государственной власти.

3. Терминология

Внешние факторы развития – не зависящие от действий региональных властей и бизнеса условия, оказывающие существенное влияние на развитие региона.

Внутренние факторы развития – ресурсы и потенциал, на базе которых регион строит свою стратегию и реагирует на различные изменения внешних факторов.

Риски – направления и факторы из-за которых прогнозируется существенное ухудшение социально-экономической ситуации в регионе.

Ресурсы – материальные и нематериальные активы , на базе которых планируется развитие экономики и социальной сферы региона.

Территориальный отраслевой кластер – сеть поставщиков и потребителей, связанная цепочкой формирования добавленной стоимости и локализованная на определенной территории.

Сценарии – различные варианты развития региона, которые зависят от сочетания внешних факторов, действующих на регион.

Приоритетные направления развития региона – направления деятельности органов управления субъектом РФ, на реализации которых должны быть сфокусированы основные усилия администрации, финансовые ресурсы и для реализации которых необходимы совместные усилия органов власти федерального, регионального и местного уровня.

Стратегия должна отражать:

2.1. Проблемы и приоритеты развития региона

В Стратегии должны быть представлены существующее состояние, основные проблемы, сценарии и приоритетные направления развития региона как социально-экономической единицы, объединяемой территорией и административными структурами управления. Процесс разработки Стратегии должен включать:

2.1.1. Выявление и анализ основных проблем, стоящих перед экономикой и обществом региона в средне - и долгосрочной перспективе;

2.1.2. Комплексную оценку ключевых внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие региона

К внутренним факторам относятся:

· Природно-ресурсный потенциал региона;

· Демографическая ситуация и человеческий потенциал;

· Сложившаяся система расселения;

· Инфраструктурная обеспеченность территории региона (в т. ч. обеспеченность электроэнергетической инфраструктурой);

· Сложившаяся структура экономики (отраслевая, корпоративная, существующие либо возможные кластеры) и существующие тренды развития;

· Конкурентоспособность экономики региона;

· Этнокультурная ситуация и межнациональные отношения в регионе.

К внешним факторам относятся:

· Макроэкономическая ситуация в РФ;

· Действия федеральных властей, оказывающие влияние на развитие региона;

· Экономико-географическое положение региона в округе, стране и мире;

· Степень включенности в систему глобальных товарных, информационных и финансовых обменов.

2.1.3. Разработку 2-3 наиболее вероятных сценариев социально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу – сценарный анализ должен осуществляться с использованием многофакторной модели; обязательно должен быть рассмотрен инерционный сценарий

2.1.4. Выявление и анализ рисков и ресурсных возможностей региона;

2.1.5. Выбор целевого сценария развития региона на основании оценки рисков и ресурсных возможностей региона;

2.1.6. Разработку системы приоритетных направлений развития региона в рамках выбранного целевого сценария.

2.1.7. Разработку концепции развития электроэнергетики субъекта РФ в рамках выбранного сценария, включающей в себя определение прогнозных объемов, структуры и территориального распределения потребления электрической и тепловой энергии , региональных инновационных, технических, экономических и экологических приоритетов в электроэнергетике.

2.2. Приоритетные направления деятельности, цели и задачи органов государственной власти субъекта РФ.

В рамках Стратегии разрабатываются приоритетные направления, цели и задачи деятельности органов государственной власти субъекта РФ на долгосрочную перспективу. На основании анализа ограничений и ресурсной обеспеченности органов государственной власти разрабатывается система мер государственного управления, нацеленного на обеспечение социально-экономического развития региона в соответствие определенным в рамках Стратегии целевым сценарием и приоритетными направлениями деятельности органов управления. Стратегия должна включать:

2.2.1. Разработку системы приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти субъекта РФ, которые должны быть взаимоувязаны с целевым сценарием, приоритетными направлениями развития региона, концепцией развития электроэнергетики субъекта РФ и должны согласовываться с основными положениями и направлениями политики социально-экономического развития РФ, проводимой и декларируемой Правительством РФ; число приоритетных направлений, как правило, не может превышать 2-3 направления.

2.2.2. Анализ и оценку ограничений, связанных с реализацией поставленных целей и задач и ресурсных возможностей органов государственной власти субъекта РФ. Оценка ресурсного потенциала органов власти субъекта РФ осуществляется, во-первых, с целью установить реальные возможности по достижению ставящихся целей, во-вторых, с целью определить степень и границы участия других (федеральных и муниципальных органов власти) уровней власти. Анализу и оценке подлежат:

· Бюджетные возможности и ограничения;

· Организационные возможности и ограничения;

· Возможности выстраивать взаимодействие с бизнес и общественными крупными субъектами на территории области.

2.2.3. Разработку системы мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач, осуществляемых на уровне органов государственного управления субъекта РФ, включающих:

· Формирование институтов;

· Развитие организационных возможностей;

· Разработка и реализация проектов и программ;

· Расширение бюджетно-ресурсной базы и повышение эффективности использования бюджетных средств.

2.2.4. Установление общих параметров бюджетного финансирования мер государственного управления по реализации поставленных целей и задач.

2.3. Механизмы реализации Стратегии

В Стратегии должны содержаться указания на основные механизмы реализации, такие как:

· Экономическая политика органов власти субъекта РФ;

· Энергетическая политика органов власти субъекта РФ;

· Бюджет субъекта РФ;

· Механизм частно-государственного партнерства;

· Система ФЦП-ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования из средств федерального бюджета .

Кроме того, Стратегия должна содержать Систему индикативных показателей оценки деятельности органов государственной власти субъекта РФ, с установленными целевыми показателями на период первых 3 лет. Система индикативных показателей разрабатывается как инструмент контроля, количественной оценки и управления деятельностью органов государственной власти субъекта РФ по реализации мер государственного управления, предусмотренных Стратегией. Система показателей должна согласовываться с целями и задачами, реализуемыми органами государственной власти региона. Целевые показатели должны устанавливаться на трехлетний период и в дальнейшем должны учитываться при формировании среднесрочной программы социально-экономического развития региона.

5. Согласование Стратегии и механизмы контроля

В рамках Стратегии (общие параметры бюджетного финансирования) должны устанавливаться лимиты финансирования, которые следует разделять по приоритетным направлениям и отдельным мерам государственного управления. Они должны задавать общие рамочные условия для среднесрочных программ социально-экономического развития, трехлетних финансовых планов (1+2 года) и бюджетного процесса , ориентированного на результат (БОР) и могут являться основанием для ведения переговоров о включении отдельных мер и проектов в план финансирования из средств ФЦП, ФАИП и прочих инструментов целевого финансирования федерального бюджета.

Лимиты финансирования утверждаются региональными органами законодательной власти и согласуются с органами федеральной власти. Их нарушение в процессе реализации Стратегии должно вести к корректировке Стратегии. Процедура корректировки предполагает анализ причин и факторов, действие которых привело к нарушению установленных лимитов, и согласование и утверждение скорректированных содержательных частей и лимитов с региональными и федеральными органами власти.

Стратегия может согласовываться с крупнейшими налогоплательщиками региона и должна утверждаться органами власти субъекта РФ.

Стратегия представляется и согласуется на Межведомственной комиссии (МВК) при Министерстве регионального развития РФ. МВК дает оценку Стратегии на основании следующих критериев:

· Качество проработки основных проблем социально-экономического развития региона, оценки внешних и внутренних факторов и сценарного анализа;

· Соответствие приоритетных направлений, целей и задач деятельности органов государственной власти региона по реализации Стратегии выявленным приоритетным направлениям развития региона в целом;

· Качество оценки основных ограничений и адекватности ресурсов, доступных органам государственной власти региона, целям и задачам, декларируемым в рамках Стратегии.

· Степень согласования Стратегии с отраслевыми стратегиями и соседними субъектами

МВК может рассматривать и согласовывать возможное финансовое участие федерального бюджета (в рамках системы целевого финансирования – ФЦП, ФАИП, ОЭЗ, Инвестиционный фонд и проч.). Стратегия представляется на Правительственной комиссии при Премьер-министре РФ.

По итогам согласования документа с органами федеральной власти Стратегия может являться основанием для заявок региональных органов власти на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из средств федерального бюджета (Федеральные целевые программы, Федеральные адресные инвестиционные программы , Инвестиционный фонд, программа развития Особых экономических зон и пр.).