Охарактеризуйте финансы как экономическую категорию. Общественные финансы и их функции. уменьшение срока использования основных фондов. различные формы поддержки нижестоящих бюджетов

ТЕМА 10. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

Охарактеризуйте финансы как экономическую категорию. Общественные финансы и их функции.

Финансы - система денежных отношений, выражающих формирование и использование денежных фондов в процессе их оборота.

По своей роли в общественном производстве финансы включают в себя два звена :

Общественные финансы,
- финансы хозяйствующего субъекта.

Каждое звено выполняет свои задачи и ему соответствует особый финансовый аппарат, но вместе они образуют единую финансовую систему. Каталог товаровлегкосплавные диски лучшие варианты.

В условиях рыночной экономики роль финансов существенно возросла, от финансового положения предприятия зависит его положение на рынке, конкурентоспособность, выживаемость и перспективы.

Роль финансов в экономике многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного производства.

2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.

3. Финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов - второе направление воздействия финансов на развитие экономики. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Распределительная функция финансов означает участие финансов в распределении и перераспределении ВВП и национального дохода. Через бюджет перераспределяется более половины национального дохода. Перераспределение денежных средств осуществляется между сферами материального и нематериального производства, между отраслями, регионами и т.д. Можно привести много примеров такого перераспределения. Например, промышленные предприятия уплатили налоги в бюджет, а из бюджета эти средства выделены на финансирование АПК, произошло перераспределение денежных средств между отраслями. Другой пример: уплатили налоги московские предприятия, а денежные средства выделены на финансирование районов Крайнего Севера, произошло перераспределение денежных средств между регионами страны и т.д.

Контрольная функция финансов означает участие финансов в контроле за эффективным использованием всех видов экономических ресурсов. Контрольные функции выполняют многие финансовые органы: Счетная палата РФ, Контрольно-ревизионное управление и Казначейство Министерства финансов РФ; Государственный таможенный комитет; Министерство по налогам и сборам; Федеральная служба налоговой полиции; Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг; Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ; контрольно-ревизионные управления отраслевых министерств и ведомств; финансовые управления и финансовые отделы фирм; ревизионные комиссии в акционерных, кооперативных и общественных организациях; независимые аудиторские фирмы и т.д.

2. Из каких элементов состоит финансовая система?

Финансы – это рычаг формирования темпов и пропорций общественного производства, управления социально-экономическими процессами в обществе. Они позволяют осуществлять контроль за использованием материальных, трудовых и денежных ресурсов в народном хозяйстве.

Финансовая система состоит из финансов государства (общегосударственный бюджет), местных финансов, финансов предприятий; финансов общественных организаций, финансов внебюджетных фондов; финансов населения.

1. Государственные финансы – главный элемент в структуре финансовой системы. Это система денежных фондов, которые находятся в распоряжении государства, и предназначенные для обеспечения функций государства (эффективности, стабильности, справедливости). Государственные финансы – это совокупность форм и методов, с помощью которых эти функции реализуются. Они направляются не только на финансирование непроизводительных расходов (военные, государственный аппарат), но и на весь воспроизводственный процесс:

Ø воспроизводство постоянного капитала – инвестиции в государственный сектор, дотации, кредиты частному сектору;

Ø на социальные цели – призваныы увеличить внутреннее потребление;

Ø обеспечение формирования рабочей силы необходимой структуры и качества;

Ø выравнивание общих условий хозяйствования в разных регионах.

2. Местные финансы – за их счет финансируются расходы на решение проблем местного уровня. Источники: средства от приватизации, арендная плата, местные налоги и сборы. Отчисления от общегосударственных налогов в местные бюджеты осуществляются на основе утвержденных нормативов. Регионам, в которых доходная часть местного бюджета не покрывает минимальных потребностей в расходах, предоставляются дотации (субвенции, субсидии).

3. Финансы предприятий – система денежных доходов, которые обеспечивают процесс производства и воспроизводства на предприятии, а также совокупность форм и методов их создания и использования. Так, предприятие формирует фонд развития производства, фонд оборотных средств, фонд оплаты труда, страховой, резервный, амортизационный фонд, фонд потребления и прочие. Предприятие осуществляет отчисления во внебюджетные фонды, платит налоги в общегосударственный и местные бюджеты. В финансах предприятия отражается вся хозяйственная деятельность предприятия.

4. В зависимости от форм собственности и организационных форм различают финансы индивидуальных предприятий, акционерных, кооперативных и т.д.

5. Финансы населения – денежные средства, которые формируются из доходов граждан, полученных в результате деятельности или наследования.

6. Внебюджетные фонды – благотворительные; направленные на социальныую помощь, на техническое развитие; государственные и негосударственные; региональные и отраслевые. Главная их особенность - целевая направленность.

Все элементы финансовой системы взаимосвязаны . Так, финансы предприятий и финансы населения – источники ресурсов для государственных финансов, на них направлены мобилизационные механизмы – налоговая система, система отчислений, таможенные, рентные платежи и прочие. С другой стороны, ресурсы, сконцентрированные в государственных финансах, направляются финансам населения и финансам предприятий в виде дотаций, капиталовложений, социальных программ. Финансы населения и финансы предприятий также связаны между собой: заработная плата и дивиденды, получаемые на предприятии, являются источниками формирования финансов населения. С другой стороны, финансы населения пополняют финансы предприятий через покупку акций, создание малых предприятий

Финансовая система России - совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность. Наличие различных институтов внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу.
Финансовая система РФ включает в себя:
1.Государственную бюджетную систему, состоящую из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов местного самоуправления;
2. Внебюджетные специальные фонды;
3. Государственный и банковский кредит (все вышеозначенные институты относят к
централизованным финансам, которые используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне);
4. Фонды страхования (имущественного и личного);
5. Финансы хозяйствующих субъектов и отраслей, относящиеся к децентрализованным финансам, которые используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

3. Какова структура государственного бюджета? Бюджет и его функции.

Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти и местного самоуправления. Формирование и исполнение бюджета в нашей стране регламентируется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом, другими законодательными и нормативными актами. Кроме того, ежегодно принимаются закон о федеральном бюджете на соответствующий год, законы субъектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

Бюджетная система России состоит из бюджетов трех уровней :

Первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;1

Второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации (республиканские бюджеты, бюджеты краев и областей, бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень – местные бюджеты .

Эти бюджеты функционируют автономно – каждый из них имеет законодательно определенные источники доходов и направления расходования средств. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т.е. перераспределение ресурсов между бюджетами разных уровней в целях выравнивания доходной части бюджетов до минимально необходимых величин.

Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты образуют в совокупности консолидированный бюджет России.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:
1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;

2) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.
Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.
В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

3) Повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции.
Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

1. Финансы — …
 объективно необходимы
 субъективны по своей природе
 обусловлены потребностями общественного развития
 порождаются деятельностью государства
 необходимы только низовому звену хозяйствования (предприятиям, организациям, учреждениям)
2. Субъектами стоимостного распределения общественного продукта посредством финансов выступают:
 собственники национального богатства страны
 государство в лице соответствующих субъектов власти, участвующих в стоимостном распределении общественного продукта
 юридические лица, реализующие произведенную продукцию и оказывающие услуги потребителям
 физические лица, производящие материальные ценности для личного потребления
 индивидуальные предприниматели
3. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:
 товар
 цена (если отклоняется от стоимости)
 деньги
 финансы
 кредит
 заработная плата
 страхование
4. Финансовые отношения включают денежные отношения:
 уплата страховых взносов по страхованию жизни
 использование оборотных средств в краткосрочных активах
 предоставление ссуды бюджету Нижегородской области из федерального бюджета
 уплата налогов в бюджет
 оплата предприятием товаров и услуг в безналичной форме
5. Материальными носителями финансовых отношений являются:
 все денежные средства
 финансовые ресурсы
 доходы и расходы денежных фондов целевого назначения
 валовой внутренний продукт
 национальный доход
6. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
 началу ХХ века
 концу 20-х годов ХХ века
 середине 40-х годов ХХ века
 концу 70-х годов ХХ века
 началу осуществления рыночных реформ
7. Автор распределительной концепции сущности финансов:
 А.М. Александров
 Д.А. Аллахвердян
 А.М. Бирман
 Э.А. Вознесенский
 В.П. Дьяченко

Понятие и сущность финансов

Сущность, признаки финансов как экономической категории

Рыночное хозяйство базируется на использовании товарно-денежных отношений и применении таких стоимостных категорий, как деньги, цена, финансы, кредит, прибыль и т.д. В свою очередь под экономической категорией понимаются общественные, специфические, однородные отношения, которые в абстрактном виде характеризуют одну из сторон общественного бытия, в частности, отношения, возникающие между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ.

Для понятия сущности финансов, их роли в воспроизводственном процессе и месте среди других стоимостных категорий необходимо усвоить, что финансы это категория историческая.

Термин «финансы» происходит от латинского слова «finis», означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя, короля, это означало завершение платежа, окончательный расчет. Лица, платившие взносы в пользу государства, получали соответствующий документ, который назывался fine.

Позднее от термина finis произошло слово financia, обозначающий денежный платеж, наличность. Во Франции этот термин применялся в XYIвеке уже в более широком смысле - как совокупность публичных доходов и расходов. Несколько позже появился термин «публичные финансы» (publicfinance) как в русском, так и во всех западноевропейских языках, и означал совокупность государственных доходов и расходов.

От латинского слова fiscusпроизошел термин «фиск» (казна). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налогов. Термин fiscus, таким образом, получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство.

Исторический характер финансов как объективной экономической категории, прежде всего, свидетельствует о том, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно-экономической формации.



Финансы как научное понятие выступают объектом изучения финансовой науки, которая исследует закономерности развития общественных отношений, выраженных в данной стоимостной категории.

Объектом изучения финансовой науки являются как общегосударственные (публичные) финансы, так и финансы отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, корпораций). При изучении публичных финансов исследуют процессы формирования и использования государственных доходов и расходов. Предметом изучения финансов хозяйствующих субъектов является образование и использование капитала, доходов и денежных фондов этих субъектов.

Существуют объективные закономерности развитие финансовых отношений:

· Во - первых, основой любых форм финансовых отношений являются деньги. Во всех финансовых операциях, связанных с распределением прибыли, перечислением налоговых платежей, формированием доходов и так далее происходит движение денежных средств, причем реальное движение денег.

· Во-вторых, финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства.

· В-третьих, важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе приобретают финансы. Так, в экономике, где вместо реального денежного оборота присутствует бартерный обмен, взаимозачеты, квазиденьги, неизбежно происходит сужение финансовых отношений.

· В-четвертых, финансы выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

· В-пятых, регулирующая деятельность конкретной страны, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в финансовую политику государства. Финансовая политика связана с поддержанием макроэкономических пропорций развития хозяйства, решением неотложных социальных проблем, укреплением обороноспособности и правопорядка в стране и так далее. Ее осуществляют специально уполномоченные органы финансовой системы (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет и т.д.).

· В-шестых, финансы в развитой форме включают не только общегосударственные финансы, но и финансы предприятий и корпораций, государственный кредит.

Указанные закономерности позволяют определить финансы как самостоятельную экономическую категорию, играющую значительную роль в общественном воспроизводстве. Несмотря на самостоятельность финансы тесным образом взаимосвязаны с другими стоимостными экономическими категориями, такими как деньги, цена, заработная плата, кредит.

Как отмечалось выше, деньги являются материальной основой существования финансов.

В свою очередь, цена включает в себя все структурные части стоимости, которые в дальнейшем распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Другими словами, финансы конкретизируют те пропорции, которые заложены ценой.

В ходе распределительных процессов финансы тесно взаимосвязаны с такой экономической категорией как заработная плата. Финансы создают условия для нормирования заработной платы и других фондов оплаты труда.

Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет осуществлять процесс расширенного воспроизводства. С помощью кредита финансовые ресурсы перераспределяются между организациями и гражданами. Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые, и наоборот. Все фонды предприятий концентрируются на счетах в банках и являются источником ссудных фондов банков для выдачи кредитов.

Между кредитом и финансами много общих черт, но основной из них является широкое использование в кругообороте и воспроизводственном процессе.

История становления и развития финансовых отношений свидетельствует о том, что им свойственны определенные признаки.

Характерные признаки финансовых отношений

Признаки Характеристика признаков
Денежный (стоимостной) характер финансовых отношений Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством имеют денежный (стоимостной) характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих на ранних стадиях развития общества. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного хозяйства.
Распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений Финансы выражают распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводственного процесса, - стадии распределения стоимости ВВП в денежной форме. Здесь движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров, что вызвано отчуждением собственности (переходом от одного владельца к другому - государству- в форме косвенных налогов) или целевым распределением каждой ее части, принадлежащей одному владельцу, на фонды возмещения, потребления и прибыль. То есть на этой стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме. Благодаря финансам происходят процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях хозяйства и в непроизводственной сфере. Распределение (перераспределение) стоимости ВВП сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов, которые составляют материальную основу финансовых отношений.
Фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы» Заключительным этапом финансовых отношений является формирование фондов денежных средств. Финансовые фонды являются важнейшей составной частью общей системы денежных фондов, создаваемых в хозяйстве. Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет: 1) теснее увязать удовлетворение потребностей с экономическими возможностями государства; 2)сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства; 3) полнее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства и социальной сферы. В практике существует и нефондовая форма использования финансовых ресурсов (сметная форма финансирования в бюджетных организациях)
Финансовые отношения как обязательное условие формирования финансовых ресурсов Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий (кроме финансов) не характеризуется таким материальным носителем.
Регулирование государством финансовых отношений Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее, регулируются государством посредством: 1)налогов и налоговых льгот; 2)финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства; 3)процентов по государственным ценным бумагам; 4) учетной ставки ЦБ России; 5) ставки единого социального налога (взноса) и др.

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение.

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, выраженных через реальный оборот денег, опосредствующий движение стоимости путем увеличения или уменьшения доходов хозяйствующих субъектов, государства, населения в форме образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции финансов

Конкретное содержание и общественное назначение финансов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что функция обладает спецификой, свойственной только данной стоимостной категории. В экономической науке нет единства по поводу количества функций, выполняемых финансами, но большинство авторов признают две основные функции данной категории: распределительную (перераспределительную) и контрольную.

Перераспределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни, то есть и в материальном производстве и в нематериальной сфере, в сфере обращения. Она связана с распределением стоимости произведенного валового внутреннего продукта, с формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств

Субъектами распределения на микроуровне являются юридические и физические лица, на макроуровне, соответственно, государство. В свою очередь объектами распределения служат внутренний валовой продукт (ВВП) и национальный доход (НД) в денежной форме.

Необходимость осуществления распределительной (перераспределительной) функции финансов обусловлена, во-первых, необходимостью межотраслевого и межтерриториального распределения с целью наиболее эффективного использования доходов и накоплений предприятий и организаций. Во - вторых, наличием непроизводственной сферы, где национальный доход не создается, однако содержание здравоохранения, просвещения социального обеспечения и так далее требует значительных финансовых ресурсов. В - третьих, существованием различных социальных групп населения и необходимостью переспределения доходов между ними.

Основными инструментами осуществления распределительной функции финансов являются такие категории как налоги, цены, кредит, прибыль.

Осуществление распределительной функция финансов дает возможность:

1. формировать денежные фонды на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства;

2. формировать фонды целевого назначения;

3. осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между непроизводственной и производственной сферами и различными социальными группами;

4. создавать необходимые резервы, как на микро, так и макроуровнях.

Контрольная функция финансов является продолжением распределительной функции и обусловлена сущностью, свойствами финансов как экономической категории. Именно способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, отслеживать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции, позволяет осуществлять контроль за распределением ВВП и НД по денежным фондам и их целевым использованием.

Введение

Глава 1. Финансовые отношения: сущность и структура

1.2 Субъекты финансовых отношений и структура финансов

1.3 Черты, признаки и значение финансов

Глава 2. Бюджетная система Украины

2.1 Структура бюджетной системы Украины

2.2 Государственный бюджет Украины

2.3 Бюджетный дефицит и государственный долг

Глава 3. Налоги и их роль в регулировании общественного производства

3.1 Налоги и их классификация

3.2 Налоговая система Украины

3.3 Бюджетно-налоговая политика Украины на современном этапе

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

Одни источники говорят, что термин «финансы» появился от латинского слова finantia приблизительно в 13 - 15 веках в торговых городах Италии и буквально обозначал платеж.

Другие источники утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, в его труде «Шесть книг о республике», изданном в 1755 году. Противоречий в этих утверждениях, на мой взгляд, нет. Они, скорее, дополняют друг друга. Если поверить Большой советской энциклопедии, то французское «finances» пошло от старофранцузского «finer». Ну а то, что французский язык относится к романской языковой группе (уходит корнями в латынь), является фактом общеизвестным. Следовательно, лингвистические корни термина следует, по-видимому, искать в древнем Риме. Иначе говоря финансы имели свое место и в древние времена.

Так что же такое финансы? Финансы, без которых не может быть распределен национальный доход, не могут быть обслужены товарно-денежные отношения между экономическими субьектами, не могут быть обеспечен капиталом в различных его формах участники экономического процесса, не могут возникнуть выгодные финансовые отношения и др.

Многие ошибочно говорят, что финансы – это деньги. Каждый объект или явление, если имеет свое персональное название, имеет и свои, присущие толькоему характерные признаки. Также деньги и финансы – абсолютно разные понятия.

Деньги- самостоятельная экономическая категория, выполняющая вполне конкретные функции: мера стоимости, средство обращения и т. д. (вспомните из курса экономической теории). А мы говорим, что финансы- это денежные отношения,возникающие в процессе. Конечно, продолжение может быть разным. Возьмем десять разных книг в библиотеке, в которых будет расшифровано понятие «финансы». Ни в одной из них оно не будет одинаковым, хотя, в принципе, смысл один и тот же.

Если провести соцопрос на тему «Значение и роль финансов в обществе», все ответят, что финансы очень важны для каждого государства и его населения, в том числе и для Украины и украинцев. Статистика показывает, что даже те люди, которые не знают точно, что такое финансы, отвечают именно так. Почему?

Так что же такое финансы? Какую роль они играют в обществе? Именно на эти вопросы отвечает данная курсовая работа. И как уже стало ясно ее тема «Финансовые отношения и их роль в регулировании рыночной экономики» очень актуальна.


Глава 1. Финансовые отношения: сущность и структура

Этимология термина "финансы" имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег". Как производное от этого глагола в XIII-XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин "finansia", в дословном переводе также означающий "денежный платеж". В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством. В более широкой системной экономической трактовке термин "финансы" (фр. - "finance") в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе "Шесть книг о республике" (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки.

Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Эта система финансовых отношений рассматривается уже древнегреческими мыслителями Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) в работе "О доходах Афинской республики" и Аристотелем (382-322 гг. до н.э.) в работе "Государственное устройство Афин", индийским ученым Вашнагупта (321-297 гг. до н.э.) в работе "Наука о политике" и др.

По мере развития товарно-денежных отношений и форм государственности существенно расширялась система финансовых отношений экономических субъектов, а соответственно углублялось и трактование финансов. Наибольший расцвет финансов связывается с последним пятидесятилетием, когда государственные функции большинства стран существенно расширились, а товарно-денежные отношения заняли ведущее место в развитых экономических системах. Таким образом современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

Рассмотрим основные сущностные характеристики категории "финансы" в современной трактовке. Система таких сущностных характеристик состоит в следующем.

1. Категория "финансы" отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий. В соответствии с научной классификацией экономическими признаются отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления совокупного общественного продукта, создаваемого экономической системой. Обслуживая товарно-денежные отношения между экономическими субъектами, участвующими в формировании совокупного общественного продукта, отражая движение стоимости в процессе его создания, непосредственно влияя на распределение и перераспределение доходов (прибыли) участников экономического процесса и обеспечивая необходимое накопление капитала в различных его формах для осуществления воспроизводственных процессов на расширенной основе, финансы полностью отвечают требованиям вышеизложенного критерия.

Как экономическая категория финансы отражают содержание экономических процессов и явлений в сфере финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От результативности финансовых отношений во многом зависит эффективность экономической системы государства и уровень экономического развития общества.

2. Категория "финансы" является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. Являясь объективной экономической категорией, финансы выступают носителем единой абстрактной сущности системы финансовых отношений во всех общественно-экономических формациях, хотя отличительные функции финансов, их роль в общественном воспроизводстве могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений.

Формы этих отношений могут существенно отличаться в различных общественно-экономических формациях, но сущность финансов как экономической категории при этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы как объективная экономическая категория связана с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций. Хотя конкретное государство в условиях любой общественно-экономической формации может активно воздействовать на финансы в зависимости от политического устройства, уровня экономического развития, поставленных целей и задач, но оно не в состоянии ни создавать, ни отменять систему финансовых отношений как целостное понятие.

3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономического содержания категории финансов являются отношения между различными экономическими субъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Содержание этой концепции состоит в том, что основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределения произведенной стоимости (т.е. когда эта стоимость реализуется и перераспределяется).

Современная финансовая наука выделяет два основных подхода к концепции главного экономического содержания финансов как экономической категории.

Сторонники первого подхода считают, что основу финансовых отношений составляет лишь та часть экономических отношений, которая связана с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода между экономическими субъектами. Соответственно, те экономические отношения, которые осуществляются на эквивалентной основе (в эквивалентной форме) и не затрагивают процесс перераспределения стоимости, из финансовых отношений ими исключаются. Этот подход известен как "распределительная концепция финансов".

1.1.1. Сущность и признаки финансов

Принято считать, что исторически термин «финансы» произошел от латинского слова «finis » – конец, окончание, финиш. Позднее от finis образовалось понятие finansia, которое в торговых городах Италии XIII–XV вв. обозначало любой денежный платеж, т. е. денежные отношения между субъектами.

Трудно точно назвать автора, который ввел в обиход термин «финансы ». Авторство этого термина обычно приписывается французскому ученому Ж. Бодену, который в 1577 г. издал работу «Шесть книг о республике ». В дальнейшем, из французского языка термин «финансы» перешел во все языки мира.

До сих пор продолжается дискуссия по поводу сущности, функций и звеньев финансов, а также их роли в общественном воспроизводстве.

Первоначально понятие «финансы » рассматривалось только в связи с формированием, а в дальнейшем и использованием денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта экономическая категория получила название «публичные финансы », которые в настоящее время включают в себя государственные и местные финансы (финансы органов местного самоуправления).

По определению М. В. Романовского государственные (публичные) финансы - это «система денежных отношений по поводу формирования и использования фондов, необходимых государству для выполнения своих функций».

  • денежный характер отношений;
  • денежные отношения, вызванные фактором наличия государства как органа управления;
  • отношения перераспределения уже распределенного совокупного общественного продукта.

Кроме того, категория финансов может рассматриваться в широком смысле как система отношений в обществе по поводу образования и использования денежных фондов (рис. 1). Функции и роль каждой из приведенных на рисунке категорий будут рассмотрены в дальнейшем.

Рис. 1. Совокупность денежных отношений, включаемых в категорию «финансов»
в широком смысле

Таким образом, финансы в целом (в широком смысле) как экономическая категория представляют собой систему распределительных денежных отношений, возникающих в ходе формирования и использования фондов денежных средств у субъектов, участвующих в создании совокупного общественного продукта.

Характерными признаками финансов в широком смысле являются:

  • распределительный характер отношений;
  • односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств;
  • формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Основным материальным источником денежных доходов населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления служит национальный доход. От его величины и характера распределения зависят возможности развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

Финансовые отношения связаны с денежными отношениями, возникающими между:

  • хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей;
  • хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании совместных фондов денежных средств и их использовании;
  • хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов;
  • внутри хозяйствующих субъектов при формировании и использовании целевых фондов денежных средств;
  • отдельными бюджетами, внебюджетными фондами;
  • гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы – это денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления. Использование финансовых ресурсов осуществляется в основном через денежные фонды специального целевого назначения, хотя возможна и нефондовая форма их использования. Финансовые ресурсы являются материальными носителями финансовых отношений.

Источниками финансовых ресурсов выступают:

  • для хозяйствующих субъектов: прибыль, амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты и т. д.;
  • для населения: заработная плата, премии, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем, доходы от предпринимательской деятельности, от операций с личным имуществом, от кредитно-финансовых операций, социальные трансферты (в том числе пенсии, пособия, стипендии), потребительский кредит и т. д.;
  • для государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, налоговые доходы и т. д.

Финансы как научное направление изучает общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения или использования финансовых ресурсов, определяет закономерности развития финансовых отношений.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании, за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

1.1.2. Функции финансов. Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства

Дискуссионным остается вопрос и о функциях финансов. Многие авторы выделяют и аргументируют существование двух функций финансов: распределительной и контрольной.

Некоторые экономисты отрицают возможность одновременного действия разных функций такой экономической категории, как финансы, объясняя этот факт функцией денег, каждая из которых может действовать обособленно от других.

Другие авторы, например, Э. Вознесенский и Б. Сабанти, справедливо считают, что для выделения финансов из всей совокупности стоимостных категорий необходимо выявить те специфические черты, которые присущи только данной экономической категории. По их мнению, нельзя смешивать функцию экономической категории, как форму проявления ее общественного назначения, с ролью категории, как результата практического ее использования в воспроизводстве. Роль экономической категории значительно шире ее функции.

В результате сторонники данного подхода (Э. Вознесенский и Б. Сабанти) считают, что финансам присущи следующие функции:

  1. формирование фондов государства и
  2. использование этих фондов для выполнения государством своих функций.
  1. Формирование централизованных (общественных) и децентрализованных фондов денежных средств (доходов).
  2. Использование централизованных (общественных) и децентрализованных фондов денежных средств (доходов).
  3. Контрольную.

Согласно классическому определению функция представляет собой основное назначение объекта (категории), цель его существования.

Таким образом, целесообразно выделять следующие 2 функции финансов в соответствии с двумя формами их общественного назначения:

  1. Формирование денежных фондов как централизованных, так и децентрализованных.
  2. Использование фондов денежных средств (централизованных и децентрализованных).

Первой и второй функциям имманентно присущ контроль за движением денежных средств.

1.1.3. Основы использования финансов в общественном воспроизводстве

Процесс общественного воспроизводства реализует три главных направления финансового воздействия на процессы общественного развития:

  1. Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства.
  2. Финансовое регулирование экономических и социальных процессов.
  3. Финансовое стимулирование лучших результатов деятельности.

Без финансов невозможно обеспечивать индивидуальный и общественный кругооборот производственных фондов на расширенной основе, регулировать отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулировать быстрое внедрение научно-технических достижений, удовлетворять другие общественные потребности.

Процесс воспроизводства состоит из следующих стадий:

  1. производство;
  2. распределение;
  3. обмен;
  4. потребление.

Финансовые отношения возникают и функционируют в ходе второй стадии воспроизводства совокупного общественного продукта (СОП), где происходит распределение его стоимости в денежной форме по целевому назначению и субъектам экономических отношений (табл. 1).

Таблица 1

Движение стоимости в процессе воспроизводства

Стадии воспроизводства

Характеристики и показатели стадий

I – процесс производства

Воздействие факторов производства: капитала (основные и оборотные фонды) и рабочей силы

II – распределение и перераспределение стоимости продукта в ее денежной форме

III – обмен, смена форм стоимости (с товарной на денежную и наоборот) в результате купли-продажи

IV конечное потребление

Удовлетворение личных, общественных и производственных потребностей

Доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и конечные. ВВП является источником первичных доходов и накоплений. С образованием первичных доходов хозяйствующих субъектов и работников начинается процесс перераспределения этих доходов через налоговый механизм (для работников в форме социальных отчислений) и аккумуляции средств в централизованных фондах государства. В результате перераспределения формируются конечные доходы – собственные финансовые ресурсы.

Фонды личных накоплений и фонды личного потребления создают условия для функционирования товарного механизма. Индивидуальный спрос формирует предпосылки для развития товарного производства. Соотношение между фондами потребления и накопления и их физические величины в значительной мере определяют темпы развития государства в условиях рыночной экономики.

Принято считать, что если государство изымает в виде налогов более 30% национального дохода, оно не оставляет экономике внутренних резервов для роста и модернизации. Доля налогового изъятия может быть и выше, но государство в этом случае должно брать на себя затраты на воспроизводство рабочей силы.

1.2. Финансовая система страны, ее сущность, подсистемы, сферы и звенья

1.2.1. Общая характеристика финансовой системы страны

Система финансов представляет собой совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.

Система финансов включает в себя две укрупненные подсистемы:

  • государственные и муниципальные финансы;
  • финансы хозяйствующих или экономических субъектов.

Эти укрупненные подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов в свою очередь делятся на более частные подсистемы или звенья, представленные рис. 2 .

Рис. 2. Система финансов страны

Рассмотрим в первую очередь совокупность подсистем (звеньев), образующих государственные финансы.

Как видно из рисунка, публичные финансы представлены бюджетной системой страны и государственным кредитом.

Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов формируются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства и сферы услуг. Формами использования финансовых ресурсов являются бюджетные и внебюджетные фонды, которые обеспечивают потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач.

Бюджетная система РФ имеет три уровня:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
  2. Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
  3. Местные бюджеты.

Современная бюджетная система РФ близка к бюджетным системам западных стран, имеющих федеральное устройство.

Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой систему денежных отношений, возникающих у государства с юридическими и физическими лицами, связанных с образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Государственный бюджет – главный инструмент перераспределения национального дохода, что дает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны. Госбюджет – важнейший финансовый регулятор, инструмент государственной финансовой политики, который через систему финансовых рычагов (налоги, госрасходы, госкредит и др.) обеспечивает целенаправленное воздействие на социально-экономические процессы в обществе, формируя конечные показатели развития страны.

Государственный бюджет связан со всеми звеньями финансовой системы страны и оказывает на них свое воздействие.

Внебюджетные фонды , входящие теперь в бюджетную систему РФ, имеют строго целевое назначение. Они представляют собой средства центрального правительства и местных властей, предназначенные для финансирования расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов происходит за счет обязательных целевых отчислений.

Организационно внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность. Особенное функционирование внебюджетных фондов позволяет оперативно осуществлять финансирование важнейших социальных мероприятий. В отличие от госбюджета, расходование средств внебюджетных фондов подлежит меньшему контролю со стороны органов законодательной власти. Это, с одной стороны, упрощает их использование, а с другой – дает возможность расходовать средства не в полном объеме.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах платности и возвратности для финансирования государственных расходов. Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком – государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается денежная масса, т. е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. Необходимость использования государственного кредита обусловлена невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т. е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг – это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или на определенный срок. Обслуживание государственного долга – осуществление операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств федерального бюджета. Контроль за состоянием государственного долга и использованием кредитных ресурсов осуществляет Счетная палата РФ.

Если с выделением звеньев государственных финансов дискуссий практически нет, то вторая сфера (финансы хозяйствующих субъектов и населения) иногда вызывает возражения, например, в части финансов населения, или домашних хозяйств. Хотя к домашним хозяйствам относятся не только отдельные семьи, но и тюрьмы, дома инвалидов, армия и пр.

Финансы хозяйствующих субъектов или финансы организаций и предприятий различных форм собственности - относительно самостоятельное звено финансов государства. Именно в этом звене формируется основная часть доходов, которая в последующем, в результате перераспределения по установленным государством правилам, формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов. В то же время существенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме прямого бюджетного финансирования, бюджетных ссуд, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий. В сфере финансов хозяйствующих субъектов следует выделить более частные сферы:

  • финансы коммерческих предприятий и организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.

Финансовые отношения этих групп хозяйствующих субъектов имеют свою специфику, связанную с формой организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств.

Первое звено данной сферы – нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия , т. е. предприятия, которые главным образом заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг. Основные ресурсы данных единиц поступают от продажи их продукции. К данным институционным единицам относятся также предприятия, полностью финансируемые из бюджета, но занятые производством продуктов (предприятия лесного и водного хозяйства). Сюда же включаются те некоммерческие организации, которые создаются предприятиями и находятся на финансировании последних.

Сектор «финансовые учреждения» – представлен такими подсекторами, как «центральные банковские учреждения», «другие финансовые институты», «другие кредитные институты». Состоит он из институционных единиц, занятых финансовыми операциями на коммерческой основе (коммерческие кредитные учреждения), независимо от формы собственности.

Подсектор «центральные банковские учреждения » состоит из:

  • центрального банка;
  • центральных финансовых агентств, государственных по своей сущности (например, агентства, руководящие валютным обменом; агентства, влияющие на рынок облигаций или денежный запас), которые ведут полный набор счетов и пользуются автономией решений в отношениях с центральным правительством.

Другие финансовые институты - включают в себя финансово-кредитные институты, значительная часть обязательств которых по отношению к небанковским секторам имеет форму непереводимых депозитов, а также центральные институты клиринга, т. е. это банки безналичного расчета и учетные дома (фирмы, занимающиеся учетом векселей); депозитные банки; народные банки; региональные и местные банки; некоторые сберегательные банки.

Другие кредитные институты – это кредитные учреждения, которые не были отнесены к двум предыдущим субсекторам (сберегательные банки, агентства по покупке и продаже товаров в рассрочку и другие институты потребительского кредита, строительные общества или другие кредитные институты ипотечного характера; сельскохозяйственные кредитные агентства; инвестиционные компании; строительные и ссудные ассоциации; биржевые маклеры и комиссионеры, действующие как посредники при покупке и продаже ценных бумаг и выступающие как самостоятельные участники операций).

Сектор «страховые предприятия» формируется институционными единицами, которые заняты страхованием и переводят индивидуальный риск в коллективный обычно путем создания страховых технических резервов. Основные ресурсы страховых предприятий образуются из страховых премий (взносов) по контрактам. В это звено финансов относят частные и государственные страховые компании; кооперативы и партнерства, предприятия, государственные предприятия, частные некоммерческие организации, признанные независимыми юридическими лицами, которые главным образом заняты страхованием; квазикорпоративные страховые предприятия; компании, имеющие контрольный пакет акций, руководящие группой компаний, большинство которых классифицируются как страховые предприятия.

Частные некоммерческие общественные организации, обслуживающие домашние хозяйства – этот сектор охватывает институционные единицы, связанные с оказанием нерыночных услуг домашним хозяйствам, т. е. это общественные организации, удовлетворяющие индивидуальные потребности населения в сфере образования, здравоохранения, культуры и искусства, отдыха и развлечений, социального обслуживания и т. д. и коллективные потребности – политические партии, профсоюзные организации, общества, ассоциации и др. Сюда входят организации, не контролируемые и не финансируемые государственными учреждениями. Их доходы (ресурсы) складываются преимущественно из добровольных взносов и пожертвований населения (домашних хозяйств) и из дохода от собственности.

Домашние хозяйства – это звено охватывает население или группы населения как потребителей продукции и услуг, принципиальными ресурсами которых являются: оплата труда, доход от собственности, трансферты от других секторов, и ту предпринимательскую деятельность отдельных лиц, которую невозможно отделить ни с юридической, ни с экономической точки зрения от домашнего хозяйства. Последние заняты производством товаров и нефинансовых рыночных услуг, принципиальными ресурсами которых является выручка от продажи их продукции.

Описанная выше структура системы финансов страны позволяет представить и проследить движение денежных потоков и финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики.

1.2.2. Финансовая политика

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на достижение эффективной мобилизации финансовых ресурсов, их перераспределение и использование в рамках единой экономической системы с целью обеспечения выполнения государством его функций и создания условий для экономической стабильности и прогресса общества.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются важнейшие направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, формируется механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации государственной политики.

В основе реализации финансовой политики лежит ряд общих и частных (специфических) принципов.

К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся:

К частным (специфическим) условиям можно отнести следующие:

  • обеспечение рациональной структуры системы финансов в обществе;
  • обеспечение рационального построения финансового механизма;
  • сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях системы финансов;
  • формирование финансовых резервов, представляющих собой превышение доходов над расходами бюджета;
  • сосредоточение финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития посредством рационального построения налоговой системы;
  • концентрация основных финансовых ресурсов в руках государства;
  • сбалансированность финансовой и денежно-кредитной политики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика может подразделяться на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия долговременный курс финансовой политики, ориентирующийся на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки строятся прогнозы основных тенденций развития финансов, формируются концепции их использования, определяются принципы организации финансовых отношений. Формирование долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика нацелена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что определяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики тесно взаимосвязаны. Стратегия формирует благоприятные возможности для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

Финансовая политика должна преследовать цель повышения объема и эффективности использования финансовых ресурсов.

В качестве важнейших составляющих финансовой политики государства выступают кредитно-денежная, бюджетная, налоговая, инвестиционная, социальная и таможенная политика.

Финансовая политика тесно связана с кредитно-денежной политикой государства, которая представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.

Бюджетная политика Российской Федерации базируется на Бюджетном кодексе, других законодательных актах, определяющих форму бюджетного устройства страны и регламентирующих весь бюджетный процесс. Бюджетная политика выражается прежде всего в структуре расходной части бюджета, в распределении расходов между бюджетами разных уровней, в источниках и способах покрытия бюджетного дефицита, в формах и методах управления государственным долгом. От способа решения этих вопросов зависит социально-экономическая направленность бюджетной политики, тип модели бюджетного федерализма в государствах с федеративным устройством.

Налоговая политика выражается в формировании той или иной налоговой системы. Налоговые системы в развитых странах мира характеризуются разнообразием видов налогов и объектов налогообложения, а также характером взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами. Однако существуют и выработанные мировой практикой принципы и подходы к рациональному построению налоговой системы.

Инвестиционная политика связана с формированием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в обеспечении условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику страны.

Социальная политика связана прежде всего с решением задач финансового обеспечения конституционных прав граждан страны и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Таможенная политика является симбиозом налоговой и ценовой политик, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Таким образом, таможенная политика во многом определяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, отраслями, регионами. Таможенная политика России в настоящее время во многом зависит от бюджетной политики, направленной на увеличение сбора таможенных пошлин и платежей.

Для успешной реализации финансовой политики используется финансовый механизм.

Финансовый механизм – это совокупность различных форм и методов использования государством финансов в целях обеспечения реализации соответствующей финансовой политики в рамках экономической системы.

Финансовый механизм – это внешняя оболочка финансов, проявляющаяся в финансовой практике. К элементам финансового механизма можно отнести: формы финансовых ресурсов, методы их формирования, систему законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации бюджетной системы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.

Сочетание элементов финансового механизма – форм, видов, методов организации финансовых отношений образует «конструкцию финансового механизма», которая приводится в движение путем установления количественных параметров каждого его элемента, т. е. установления ставок и норм изъятия, объема фондов, уровня расходов. Количественные параметры и разнообразные способы их определения являются наиболее мобильной частью финансового механизма. Они чаще подвергаются корректировке, реагируют на изменение условий производства и задач, стоящих перед обществом.

Таким образом, финансовый механизм – наиболее динамическая часть финансовой политики. Его изменения происходят в процессе решения различных тактических задач, и поэтому он чутко реагирует на все особенности текущей социально-экономической ситуации.

Выводы

Вопросы для самопроверки

  1. В чем отличия финансовых отношений от других видов денежных отношений?
  2. В чем состоит отличие публичных финансов от финансов предприятий и финансов домохозяйств?
  3. Какие существуют источники финансовых ресурсов государства, хозяйствующих субъектов, домохозяйств?
  4. Раскройте социально-экономическую сущность финансов.
  5. Какие функции выполняют финансы?
  6. В чем состоят различия в подходах к определению понятия «финансовая система»?
  7. Какие критерии используются для классификации финансов?
  8. Назовите звенья финансовой системы.
  9. Что представляет собой финансовая политика?
  10. Каковы составляющие финансовой политики?

Литература

Законодательные и инструктивные материалы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: 1997.
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. – М.: Т.Д. «Элит-2000», 2005.
  3. О финансовых основах местного самоуправления: Федеральный закон от 25.09.1997 № 126-ФЗ.

Основная литература

  1. Общая теория финансов: Учебник/ Ред. Л. А. Дробозина. – 1995, с.4 - 36.
  2. Финансы: Учебник/ Ред. М. В. Романовский, О. В. Врублевская, Б. М. Сабанти. – 2002, с.9 - 80.

Дополнительная литература

  1. Алавердов А. Р. Основы теории финансов: Учеб.-практ. пособие/ А. Р. Алавердов. – 1999.
  2. Большаков, С. В. Финансовая политика государства и предприятия: Курс лекций/ С. В. Большаков. – 2002.
  3. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Ред. О. В. Врублевская, М. В. Романовский. – 2003.
  4. Аннотация Тема 1. Финансы как экономическая категория

    «Практикум» содержит общие методические указания и методические указания и задания для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов по 1 теме дисциплины «финансы»

    Презентации

    Название презентации Аннотация