Государственная пошлина. Отличие налога от сбора — что говорит законодательство

Вопрос - ПОНЯТИЕ НАЛОГОВ

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги бывают официальными и скрытыми.

2 вопрос – НАЛОГИ, СБОРЫ, ПОШЛИНЫ: ОБЩ ЧЕРТЫ И РАЗЛИЧИЯ

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Сходство и различия налога, сбора и пошлины.

Налоги, пошлины и сборы являются обязательными платежами (изъятиями), установленными государством. То есть в данном случае имеют место не договорные, а административные отношения, основанные на властном подчинении плательщика государству.

1) Налог, в отличие от сбора или пошлины, является платежом, взимаемым не единовременно, а периодически.

2) В определении налога употребляется слово «платеж», «денежные средства», тогда как сбор и пошлина – «взнос», а значит, не требует обязательной денежной формы.

3) Законодатель определяет в качестве цели взыскания налога финансовое обеспечение деятельности государства (либо муниципального образования - в зависимости от того, в какой бюджет предназначен налог); относительно пошлины и сбора такое назначение не установлено законом. Следовательно, целью взыскания последних может быть, например, финансовое обеспечение отдельной отрасли либо государственного органа (как, например, плата за пользование лесом- в целях возмещения потерь лесного хозяйства).

4) То есть, в отличие от налога, сбор и пошлина являются возмездными платежами, то есть государство в качестве встречного предоставления обеспечивает плательщику сбора или пошлины какую-то услугу или право: предоставление разрешения, лицензии, осуществление регистрационных действий и т.д. Налог же является платежом безвозмездным, а точнее, «индивидуально безвозмездным», поскольку в глобальном смысле налог как основа бюджетных средств расходуется в конечном итоге на нужды налогоплательщиков

3 вопрос – СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ НАЛОГА, ВИДА ФИН ПЛАТЕЖА

Определяющие признаки:
- законность установления
- односторонний характер его установления (никогда введение налога не обсуждается с народом)
- обязательность и индивидуальная определенность платежа, вносимого налогоплательщиком в бюджет
в виде денежного взноса
За неисполнение уплаты налогов применяются налоговые санкции (ст 114 НК РФ)
- индивидуальная безвозмездность
Парафискалитет - обязательный сбор,устанавливаемый в пользу юридических лиц
публичного или частного права, которые не
являются органами государственной власти или
публичной администрации.

4 вопрос – ЭВОЛ ФИН МЫСЛИ ПО СОДЕРЖАНИЮ НАЛОГОВ

Налоги, формировались из практических предпосылок. Они находились под большим влиянием объективных и субъективных факторов. Таких, например, как войны, стихийные бедствия, какие-либо притязания государя . Однако постепенно разрозненные мысли, высказывания отдельных философов, экономистов стали приобретать стройный, систематизированный вид. Во временном интервале это относится примерно к XVIII в. Авторы, анализируя ход развития налогообложения, рассматривают вклад ученых по отдельным направлениям и проблемам. Не повторяя известные истины, попытаемся выделить исследования некоторых ученых разных стран, и на этом фоне - рассмотреть генезис теории налогов с учетом их вклада в решение конкретных проблем.

Теоретические представления о сущности налогов и их месте в экономической системе общества менялись по мере развития общественных отношений. На первых этапах налог рассматривался исключительно как экономическая категория (в феодальных государствах налог был даром, подарком главе государства, помощью государству). В дальнейшем налог получил еще и правовое содержание. Начало формирования теорий о налогах относится к XVII веку. С этого периода основные принципы и положения ложились в науку под названием «Общая теория налогов».

5 вопрос – ТЕОРИИ ОБОСНОВАНИЯ ПРОИСХОЖ НАЛОГООБЛОЖ

СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РОЛЬ НАЛОГОВ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

1 вопрос – ФИКСАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции - обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы - это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

2 вопрос – РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

§ снижение налоговой ставки;

§ сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

§ возврат ранее уплаченного налога или его части;

§ отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;

§ зачет ранее уплаченного налога;

§ замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц - на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

3 вопрос – СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

§ функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;

§ антиинфляционная функция - ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

4 вопрос – КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств - контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

Принципы налогообложения:

1. Юридические принципы налогообложения:

1)обязательность. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

2) законность. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ;

3) недискриминационный характер. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и подобных критериев. 4) обоснованность. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

5) экономическая целостность. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций;

6) определенность и доступность. При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

7) принцип «презумпции невиновности налогоплательщика». Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

2. Организационные принципы:

· Принцип единства налоговой системы. Исходя из этого принципа не должны устанавливаться налоги, нарушающие единство экономического пространства и налоговой системы страны. Недопустимо установление налогов, ограничивающих или создающих препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций, а также препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав.

· Принцип подвижности (эластичности) налогообложения заключается в том, что в целях приведения в соответствие с объективно изменяющимися государственными потребностями некоторые обязательные элементы налога и даже сам налог могут быть оперативно изменены как в сторону ослабления, так и в сторону усиления его фискальной или иной функции.

· Принцип стабильности налоговой системы основан на том, что, несмотря на определенную подвижность налогообложения, налоговая система должна быть достаточно стабильной, кардинальное реформирование налоговой системы должно проводиться лишь в исключительных случаях и в строго определенном порядке.

· Принцип налогового федерализма следует рассматривать как основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, наделяющий различные уровни государственного правления налоговыми полномочиями и ответственностью по поводу установления налогов, налоговых отчислений и распределения налоговых доходов между бюджетами соответствующих уровней для обеспечения их финансовой самостоятельности.

· Принцип гласности основан на требовании обязательного официального опубликования законов, других нормативных актов, касающихся тем или иным образом обязанностей налогоплательщика.

  • Виды иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих на территории Республики Беларусь, их общий правовой статус и различия

  • Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

    С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

    Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

    Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

    Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

    Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

    Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

    По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

    Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.
    На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

    Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

    Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

    При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

    Пенсионный фонд Российской Федерации ;

    Фонд социального страхования Российской Федерации .

    Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

    Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

    Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

    Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

    Рис. 2

    Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

    Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

    Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

    1.Основным методом налогово-правового регулирования является:

    а) императивн ый метод

    2.Налогово-правовые санкции:

    б) име ют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы

    3.Особенность налоговых правоотношений – это:

    а) принц ип справедливости

    4. Основной метод в налоговом праве – в) госуд.-власт.предпис.

    5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

    б) отрасли права;

    6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

    б) применен ие мер налоговой ответственности

    7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

    в) контро ль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов

    8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

    в) штра фы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности

    9. Налоги характеризуются следующими признаками:

    в) индивид. Безвозмезд., обязательность, обеспеченность гос. принуждением

    10. Отличительной чертой сбора является:

    б) единовременн ый характер платежа

    11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

    б) пошлин ам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет

    12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

    а) нал ог полностью зачисляется в местный бюджет

    13. В соотве. с Конст. РФ общие принципы налогообл. должны быть устан:

    а) федеральн ым законом РФ

    14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

    б) к совместно му ведению Федерации и субъектов Федерации

    15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

    а) не допускает ся установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ

    16. В соотв. с Конст. РФ установление федеральных налогов возможно:

    б) закона ми, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ

    17. Налоговые органы субъектов Федерации:

    а) не могут создаваться

    18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

    а) государст во должно стремиться к тому, чтобы каждый уплачивал налог в равном размере

    19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

    в) прожи ли на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от

    20. В отл. от налог. планир. я при уклонении от уплаты налогов используются:

    в) мето ды, связанные с искажением данных учета и отчетности

    21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

    в) пассивн ое поведение

    22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

    а) действ ия (бездействие) должностных лиц налоговых органов

    23. Понятия «конт. за соблюд. Налог. Законод.» и «налоговый контроль»:

    в) неравнозначны – первое охватывает второе;

    24. Видами налоговых проверок являются: в) выездн ая и камеральная

    25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ: б) толь ко должностные лица организаций

    26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления: а) мож ет

    27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

    б) на моме нт, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет

    28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

    а) к преступлени ям в сфере экономической деятельности

    29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается: а) со д ня совершения правонар.

    30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах: а) указа ны в НК РФ

    31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

    б) родов ой объект правонарушения

    в) непосредственн ый объект правонарушения

    32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

    в) действи ем или бездействием

    33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

    б) 16 л ет

    34. В территор. налогах иностранным элементом может быть:

    а) толь ко объект налогообложения

    35.Международное налоговое право объединяет нормы:

    а) внутригосударственно го и международного права

    36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

    в) во вс ех перечисленных случаях

    37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

    а) толь ко на федеральном уровне

    38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

    г) федеральн ых, региональных и местных

    39. Единство налоговой политики предполагает:

    в) исключен ие воздействия регион. налогообложения на рыночные отношения

    40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

    а) налогов ым законодательством

    41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

    а) независи мо от возраста

    42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

    б) налогов ым органом

    43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

    б) поставщик ом товаров (работ, услуг)

    44. Объектом обложения НДС является:

    б) реализац ия товаров (работ, услуг) и импорт товаров

    45. Ставки акцизов установлены:

    а) федеральн ым законом

    46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

    а) субъек ты малого предпринимательства

    47. Размер земельного налога зависит:

    г) от категор ии земель

    48.Налоговое законодательство включает:

    в) нормативн ые правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ

    49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

    б) устанавливающ им новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков.

    50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

    а) принят ие закона по истечении срока уплаты налога

    51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

    а) мог ут иметь обратную силу по указанию законодателя

    52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

    б) относят ся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий

    53. Прием и взимание налогов производят:

    в) сборщи ки налогов и налоговые органы

    54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

    б) четыр ех лет

    55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

    б) ср ок уплаты налога

    56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

    а) односторонн ий характер

    57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает

    а) обязательст во имеет строго определенный состав участников

    58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налог: а) име ют право не выполнять

    59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов

    г) юридическ ие лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом

    г) лич но или по почте или по телекоммуникационным сетям

    61. Какие лица не признаются взаимозависимыми для целей

    в) д ве организации, одна из которых имеет долю 10% в уставном капитале другой организации

    62. Какой критерий не может использоваться для выделения категории налогоплательщиков: г) все вышеназванные

    63. Налоговое законод. РФ позволяет устанавливать налоговые льготы:

    г) во вс ех перечисленных случаях налоговые льготы устанавливать не допускается

    64. В случае уплаты налогов налогоплательщиками - физическими лицами через организацию федеральной почтовой связи плата (комиссия) за прием денежных средств: а) не взимает ся

    65. В соотве. с Налоговым Кодексом РФ при установлении местных налогов:

    а) представительны ми органами муниципальных образований определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов

    66.В соответствии с действующим налоговым законодательством одним из обязательных условий применения налоговых вычетов по НДС

    г) выставлен ие счета-фактуры налогоплательщиком, применяющим общую систему налогообложения

    67. Одно из требований, которое законодатель предъявляет к характеристике расходов по налогу на прибыль:

    б) расхо ды должны быть экономически обоснованы

    68. Властный характер налоговых правоотношений проявляется в

    а) налогоплательщи ки подчиняются требованиям законодательства о налогах и сборах

    69. Отношения по возмещению ущерба налогоплательщику, причиненного незаконными действиями налогового органа, являются:

    в) налоговы ми

    70. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам письменные разъяснения:

    а) бесплат но

    71. Сотрудники налоговых органов в жилые помещения:

    г) допускают ся только на основании постановления суда или прокурора

    72. Глав. бух. Орган. полномочен представлять ее в отношениях с налоговым органом:

    г) на основан ии доверенности или соответствующего указания в учредительных документах организации

    73. Принцип соразмерности налогообложения предусматривает, что:

    в) разм ер налога должен соответствовать экономическим возможностям налогоплательщика

    74. Условия налогообложения могут быть названы дискриминационными если они:

    г) в се вышеперечисленное верно

    75. Принцип разделения налоговых полномочий предусматривает, что:

    в) полномоч ия в налоговой сфере распределяются между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления

    Тестовая система по дисциплине «НАЛОГОВОЕ ПРАВО»

    1. Основным методом налогово-правового регулирования является:

    а) императивный метод;

    2. Налогово-правовые санкции:

    б) имеют денежный характер, являются государственной мерой принуждения, содержат карательный и правовосстановительный элементы;

    3. Особенность налоговых правоотношений – это:

    а) принцип справедливости;

    4. Основной метод в налоговом праве – это:

    в) государственно-властные предписания;

    5. Налоговое право, финансовое право, административное право – это:

    б) отрасли права;

    6. Непредставление банками налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков-клиентов банка влечет:

    б) применение мер налоговой ответственности;

    7. Основная функция Федеральной налоговой службы – это:

    в) контроль за точностью и своевременностью уплаты налогов и сборов;

    8. К неналоговым доходам относятся поступающие в бюджет:

    в) штрафы, конфискации, другие принудительные изъятия как меры гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности;

    9. Налоги характеризуются следующими признаками:

    а) индивидуальная безвозмездность, безвозвратность, обязательность;

    10. Отличительной чертой сбора является:

    б) единовременный характер платежа;

    11. Различие налогов и пошлин состоит в том, что:

    б) пошлинам присущи специальные интересы (возмездностъ), а налогам - нет;

    12. Налог можно отнести к категории местных налогов, если:

    а) налог полностью зачисляется в местный бюджет;

    13. В соответствии с Конституцией РФ общие принципы налогообложения должны быть установлены:

    а) федеральным законом РФ;

    14. Установление основных принципов налогообложения и сборов относится:

    б) к совместному ведению Федерации и субъектов Федерации;

    15. Принцип единства налоговой политики предусматривает, что:

    а) не допускается установление налогов, нарушающих единство экономического пространства РФ,

    16. В соответствии с Конституцией РФ установление федеральных налогов возможно:

    б) законами, постановлениями, принятыми Федеральным Собранием РФ,

    17. Налоговые органы субъектов Федерации:

    а) не могут создаваться;

    18. Принцип равенства в налоговом праве означает, что:

    б) государство должно стремиться к тому, чтобы при налогообложении максимально учитывалась платежеспособность налогоплательщиков;

    19. Физические лица являются резидентами Российской Федерации, если они:

    в) прожили на территории Российской Федерации более полугода в календарном году независимо от гражданства и регистрации;

    20. В отличие от налогового планирования при уклонении от уплаты налогов используются:

    в) методы, связанные с искажением данных учета и отчетности;

    21. В отличие от налогового планирования обход налогов - это:

    б) активное поведение;

    22. Налогоплательщик вправе обжаловать в административном порядке:

    а) действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов;

    23. Понятия «контроль за соблюдением налогового законодательства» и «налоговый контроль»:

    в) неравнозначны – первое охватывает второе;

    24. Видами налоговых проверок являются:

    в) выездная и камеральная;

    25. Кто является субъектом преступления, предусмотренного ст.199 УК РФ:

    б) только должностные лица организаций;

    26. Может ли организация быть привлечена к уголовной ответственности за налоговые преступления:

    27. На какую дату должен определяться ущерб, причиненный налоговым преступлением:

    б) на момент, когда сумма налога (сбора) подлежала уплате в бюджет;

    28. В соответствии с УК РФ налоговые преступления относятся:

    а) к преступлениям в сфере экономической деятельности;

    29. В соответствии с НК РФ течение срока давности привлечения к ответственности начинается:

    а) со дня совершения правонарушения;

    30. Обстоятельства, отягчающие ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах:

    а) указаны в НК РФ;

    31. В основу научной и законодательной классификации нарушений налогового законодательства положен:

    б) родовой объект правонарушения;

    32. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов может совершаться:

    в) действием или бездействием;

    33. Лицо может быть привлечено к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах по достижении:

    г) независимо от возраста.

    34. В территориальных налогах иностранным элементом может быть:

    а) только объект налогообложения;

    35.Международное налоговое право объединяет нормы:

    а) внутригосударственного и международного права;

    36. Доходы, получаемые в одном государстве резидентом другого государства, подлежат налогообложению в первом государстве в случае, если они:

    в) во всех перечисленных случаях.

    37. Налог на добавленную стоимость (НДС) должен вводиться:

    а) только на федеральном уровне;

    38. Федеральным законодательством РФ устанавливается исчерпывающий перечень налогов и сборов:

    г) федеральных, региональных и местных;

    39. Единство налоговой политики предполагает:

    в) исключение воздействия регионального налогообложения на рыночные отношения;

    40. Ограничения политики налоговых льгот устанавливаются:

    а) налоговым законодательством;

    41.Налогоплательщиками признаются физические лица:

    а) независимо от возраста;

    42. Налог на имущество физических лиц исчисляется:

    б) налоговым органом;

    43. Счет-фактура с выделенной суммой НДС выписывается:

    б) поставщиком товаров (работ, услуг);

    44. Объектом обложения НДС является:

    б) реализация товаров и услуг и импорт товаров

    45. Ставки акцизов установлены:

    б) постановлением Правительства РФ;

    46. Субъектами упрощенной системы налогообложения является:

    а) субъекты малого предпринимательства;

    47. Размер земельного налога зависит:

    48.Налоговое законодательство включает:

    в) нормативные правовые акты высших органов власти и управления РФ и субъектов РФ;

    49. Конституционное требование о недопустимости придания обратной силы законам:

    б) устанавливающим новые налоги или ухудшающим положение налогоплательщиков;

    50. Придание законам о налогах обратной силы означает:

    а) принятие закона по истечении срока уплаты налога;

    51. Акты законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушения налогового законодательства:

    а) могут иметь обратную силу по указанию законодателя;

    52. Постановления Правительства РФ по вопросам налогообложения:

    б) относятся к налоговому законодательству только в тех случаях, когда они приняты на основе делегированных полномочий;

    53. Прием и взимание налогов производят:

    в) сборщики налогов и налоговые органы;

    54. Налогоплательщики обязаны сохранять данные бухгалтерского учета и другие документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в течение:

    б) четырех лет;

    55. Предметом договоренности налогоплательщиков и финансовых органов может быть:

    б) срок уплаты налога;

    56.Отличительным признаком налогового обязательства от гражданско-правового является:

    а) односторонний характер;

    57.Налоговое обязательство является относительным. Это означает, что:

    а) обязательство имеет строго определенный состав участников;

    58. Неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц налогоплательщики:

    а) имеют право не выполнять;

    59. В соответствии с НК РФ плательщиками налогов и сборов являются:

    г) юридические лица, их филиалы, другие обособленные подразделения, составляющие отдельный баланс и обладающие отдельным счетом.

    г) лично или по почте или по телекоммуникационным сетям.

    ©2015-2019 сайт
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2017-04-20

    Такие понятия, как налог и сбор, в экономике применяются практически везде. Они предполагают уплату конкретной суммы в бюджет. В законодательстве закреплено понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора тоже существует.

    Понятие налога

    Налогом называется конкретная сумма, которая платится юридическими и физическими лицами в бюджет страны. Эта плата считается обязательной и безвозмездной. Сейчас налоги платят с заработной платы, продажи недвижимости, осуществления сделок.

    Средства тратятся на нужды страны. Получается, что государство изымает некоторую часть денег у населения для обеспечения своей деятельности. Расчет размера налога определяется

    Виды и функции налогов

    В России налоги бывают:

    • федеральными: платятся по всей стране;
    • региональными: существуют в субъектах РФ;
    • местными: утверждаются местными органами власти.

    Необходимы для перераспределения денежных ресурсов. Также они служат для регулирования экономических процессов, отслеживания своевременного пополнения бюджета.

    Определение сбора

    Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

    Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

    Сравнение

    В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково.

    Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор - в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться.

    Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор - только один раз.

    На чем основаны налоги и сборы?

    Правила начисления налогов и сборов заключены в главном документе - Налоговом кодексе РФ. Но есть вопросы, которые решаются на региональном и местном уровнях. Для этого выпускаются соответствующие документы.

    По закону, региональные и местные власти могут сами утверждать принципы взимания платежей. Осуществляется это с помощью нормативных актов. В Налоговом кодексе устанавливается или сбора, правила их расчета, оплаты, а местные власти утверждают дополнения к нормам.

    Информация о налогах

    Оплата налогов является обязанностью граждан, поскольку эта норма прописана в законодательстве. Необходимо своевременно вносить средства, поскольку при задолженности предусмотрены штрафы и пени. Узнавать об их наличии и размерах получится несколькими способами. Можно обратиться в налоговую инспекцию, где сотрудник предоставит необходимую информацию.

    Можно определять наличие и суммы налогов с помощью современных сервисов. Для этого работают порталы, помогающие быстро узнать нужную информацию по ИНН. После получения сведений будет понятно, какую сумму нужно внести.

    Оплата налогов

    Способов оплаты налогов существует множество. Использовать можно любой из них, поскольку средства все равно будут зачислены. У каждого предприятия есть специальный счет, который будет служить для обязательных платежей. Если наблюдается задержка, то происходит начисление пени. Тогда оплата производится с помощью судебных приставов.

    Физическим лицам уведомления об оплате налогов поступают по месту регистрации. Гражданин может и самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения необходимой информации. Оплата может выполняться с помощью любого банка, почтой, интернет-сервисами.

    Ответственность за просрочку

    Для своевременной оплаты государственными органами могут применяться следующие меры:

    • оповещение о срочной оплате;
    • начисление штрафов;
    • арест собственности;
    • приостановление процедур по банковским счетам.

    Эти меры применяются только в крайних случаях. Обычно плательщику направляется уведомление о наличии задолженности. Ее нужно лишь оплатить удобным способом. Своевременное погашение обязательных платежей позволит не допускать начисления пени и штрафов.