Составление отчёта председателя ТСЖ за год: проведение собраний и осуществление целевых сборов. Бухгалтерский, налоговый учет и отчетность в тсж

Проводится мероприятие во второй квартал того года, который идет сразу за отчетным (Федеральный закон № 176-ФЗ от 29 июня 2015 года).

Помимо обязательного отчетного по инициативе групп собственников или отдельных энтузиастов, могут проводиться также внеплановые собрания – но уже во внеочередном порядке.

Правомочность собрания определяется наличием кворума. Таковой имеет место быть, если присутствуют как минимум 50% от общего числа голосов – хозяев квартир либо их законных представителей. Если кворума не набрано, то общее собрание все равно придется провести, пусть и вне очереди.

Каждого из хозяев квартир товарищество должно известить о готовящемся мероприятии минимум за десять дней до дня собрания – в письменной форме.


Товарищество обязано вести и своевременно представлять
:

  1. Бухгалтерские и налоговые отчеты (это относится в том числе и к тем организациям, кто выбрал для себя упрощенную систему – ст. 23 НК РФ , Федеральный закон № 402-ФЗ);
  2. Специальную отчетность.

Виды отчетности по ТСЖ

Что же касается отчетности перед жильцами, простыми гражданами, не обремененными юридической «подкованностью», то тут все не так однозначно. Да, с одной стороны закон прямо говорит, что товарищество обязано отчитываться по всем движениям финансов, проходящих через их руки, а также о проделанной работе. И что любой из обитателей дома вправе потребовать от компании такой прозрачности.

Тем более, когда утвержден Стандарт раскрытия (Постановление Правительства РФ № 731 от 23 сентября 2010 года). Но с другой – единая форма годового отчета ни для правления, ни для председателя организации так и не была установлена ни в одном правовом акте, то есть опять же все решает устав организации.

Потому любому жильцу в первую очередь нужно внимательно ознакомиться с уставом ТСЖ их дома . Там описано, как, когда и в каком порядке товарищество отчитывается перед доверившимися им гражданами.

Отчет правления

Согласно жилищному законодательству (ст. 151 ЖК РФ) правление товарищества вправе распоряжаться денежным запасом, которое находится на банковском счету организации.

Эти действия должны производиться согласно финансовому плану.

В соответствии с ним правление обязано предоставлять данные о том, каким именно способом и на что эти деньги были израсходованы.

Сюда входят :

  • взносы, все виды платежей, которые поступают от членов организации;
  • субсидии для эксплуатации общего имущества;
  • доходы, приносимые хозяйственной деятельностью компании;
  • иные поступления.

Отчет председателя ТСЖ за год

Этот документ составляется на основании обязанностей , подразумевающихся для человека, занимающего данный пост.

Какие это обязанности?

  1. Составление годового бюджета товарищества.
  2. Контроль за всеми выплатами.
  3. Брать на работу новых людей, также увольнять.
  4. Принятие решений касательно ремонта.
  5. Ведение бухгалтерских отчетов.
  6. Проведение собраний.
  7. Поддерживать актуальность списков членов товарищества.
  8. Выполнение дополнительных обязанностей согласно уставу.

Отчет о финансовой деятельности


Государство наделяет товарищества правом ведения финансово-хозяйственной деятельности (ст. 152 ЖК РФ).

Под финансовым отчетом подразумевается следующее :

  • пользование, обслуживание, ремонт общего имущества дома, также предоставление его в аренду или наем;
  • возведение дополнительных построек хозяйственного назначения в многоквартирном доме;

Отчетность держателя спецсчета для кап.ремонта

Для тех домов, которые выбрали именно такой тип создания фонда для капитального ремонта существует специальная форма отчетности – о поступивших взносах и об оставшейся сумме на счете (ст. 172 ЖК РФ). Эти данные держатель счета обязан предоставлять в Жилищную инспекцию.

Заключение

Таким образом, даже не «подкованный» юридически гражданин может – и даже должен – интересоваться деятельностью организации , которая взяла на себя управление их домом.

Для этого необходимо ознакомиться как с действующим Стандартом, так и с общим Уставом конкретной организации, а затем уже предъявлять запрос.

Чтобы сдать бухгалтерский отчет за 2016 год, нужно воспользоваться новым бланком для передачи сведений о балансе компании. В этой статье опубликовано, как правильно заполнять данный бланк по строкам, а также конкретный пример уже полностью оформленного документа

09.11.2016

Структура бухотчетности за 2016 год

Бухгалтерская отчетная документация за 2016 год передается компаниями сразу в две службы по их местонахождению:

    статистическую;

    налоговую.

За текущий 2016 год сдается следующая бухотчетность:

    бухгалтерский баланс;

    отчет о финансовых результатах;

    приложения к двум названым отчетам (это могут быть в зависимости от ситуации отчеты, касающиеся изменений капитала, движения финансов, целевого использования денежных средств).

Еще законодательством предусмотрено, что к бухотчетности можно добавлять пояснения, которые оформляются в виде текстов или таблиц. Но аудиторское заключение должно прилагаться в обязательном порядке. Именно в нем содержится подтверждение достоверности всех бухгалтерских документов. Но это делается в том случае, когда компания подлежит аудиторской проверке - ФЗ, закон №402, статья 13, пункт 10.

Компании некоммерческого типа также сдают бухотчетность, структура которой следующая:

  • целевое использование денежных средств;

    приложения к обязательным отчетам.

Для ИП подобные отчеты по бухгалтерии сдавать нет необходимости. Для субъектов малого предпринимательства предусмотрена сдача бухотчетности в упрощенном варианте. Вот его основные нюансы:

    В баланс сразу включают и отчетные данные о финансовой результативности, но без детализации.

    Приложениях размещается только та информация, которая нужна при оценке финансового положения данной компании либо для оценивания ее финансовой результативности.

В случае отсутствия сведений для оформления названых приложений, заполняются только обязательные бланки - отчет о балансе и о финансовых результатах. Эти правила подтверждаются следующими официальными документами:

    приказ №66н (пункт 6);

    письмо №03-02-07/1-80 Министерства финансов нашего государства;

    информация №ПЗ-3/2010 Минфина (пункт 17).

В какие сроки следует сдавать балансовый отчет за текущий 2016 год?

Бухотчетность за годовой период сдается фирмами в местную налоговую службу на протяжении 3-х месяцев с момента завершения отчетного периода, то есть года - Налоговый кодекс, статья №23 (пункт 1, подпункт 5). В статистическую службу передают данный отчет в такие же сроки - ФЗ, закон №402, статья 18 (пункт 2).

Отчетный документ со сведениями о балансе компании за 2016 года передают в соответствующие отделения местных служб к 31 марта следующего года (в нашем случае - 2017 года). Промежуточная бухотчетность, которая оформляется в компании для удобства ведения бухгалтерии, в налоговую и статистическую службы передавать не нужно.

Чистые бланки отчета (актуальны на 2016-2017 гг.)

Скачать чистые бланки для заполнения балансового отчета:

Особенности упрощенной формы финансовой отчетности за текущий 2016 год

Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность включает в себя Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах и Отчет о целевом использовании средств. Для отчета за 2016 год используются следующие ключевые даты:

В упрощенной форме баланса заполняют две обязательные части:

    актив - внеоборотные и оборотные величины;

    пассив - величины своего капитала, заемных финансов, кредиторских задолженностей.

Итоговые результаты по данным разделам записываются в С1600 и С1700, при этом их цифровые значения должны быть равны между собой. Остальные строки также имеют свою кодировку, которая проставляется в дополнительном столбце (его вносят в отчет самостоятельно). Такая кодировка проставляется по цифровому показателю, что имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя - приказ №66н (пункт 5).

В укрупненные статьи балансового отчета по УСН за 2016 год входят:

1. Материальные внеоборотные активы (основные денежные средства + незавершенные капиталовложения в них). 1. Капиталы и резервы (уставной капитал + добавочный и резервный капитал + нераспределенная прибыль + непокрытый убыток + переоценка основных денежных средств (активы нематериального типа) + свои же акционные бумаги (которые были выкуплены для последующего аннулирования) либо доли учредителей).
2. Нематериальные, финансовые внеоборотные активы (нематериальные активы + долгосрочные денежные средства, с включением результатов исследований, незавершенные вложения в активы нематериального типа, исследования). 2. Заемные средства долгосрочного типа (деньги, полученные в результате кредитов или займов долгосрочного характера).
3. Запасы (такая же статья существует в общем варианте балансового отчета). 3. Заемные средства краткосрочного типа (деньги, полученные по займам или кредитам краткосрочного характера).
4. Денежные средства и эквиваленты (такая же статья существует в общем варианте балансового отчета). 4. Кредиторская задолженность (цифровой показатель суммы задолженности компании краткосрочного типа перед кредиторами).
5. Финансовые и другие активы оборотного типа (краткосрочные вложения + дебиторская задолженность + прочие активы). 5. Другие обязательства (краткосрочного и долгосрочного характера).

Особенности общей формы балансового отчета за 2016 год

Особенности общей формы балансового отчета подаются в приказе №66н, а именно в приложении №1 к нему. Этой формой могут пользоваться и субъекты малого предпринимательства, хотя для них разработан упрощенный вариант данного отчета.

Балансовый отчет по этой форме также содержит несколько граф, в которых должны отражаться показатели по следующим датам (для 2016 года):

Рассмотрим теперь все нюансы по каждой графе отдельно.

№1 - проставляется номер пояснения к балансовому отчету (при наличии пояснительной записки),

№3 - дополнительно добавленная графа для построчной кодировки.

Как и упрощенная форма, общая имеет две основных части:

    Актив - отражает размеры всех активов, как оборотных, так и необоротных.

    Пассив - отражает величину своих собственных капиталов + заемные средства + кредиторская задолженность.

Расписываем балансовый отчет по разделам:

Раздел №1 - активы внеоборотного характера.

Активы нематериального типа. В С1110 прописывают остаточную стоимость активов нематериального типа (в соответствии с приказом №153н Минфина нашего государства, а именно с пунктом №3 ПБУ 14/2007).

К объектам активов нематериального типа относятся те, что подходят по следующим критериям:

    способность приносить выгоду в экономическом плане;

    возможность идентификации (выделения/отделения) от иных активов;

    предназначенность для применения на протяжении длительного временного периода (свыше 12 месяцев);

    достоверное определение первоначальной стоимости объекта (по факту);

    нет в наличии материально-вещественной формы.

Пример: если названные условия совпадают, то объект относят к активам нематериального типа - это произведения науки, литературы, искусства, различные изобретения, секретные разработки, товарные знаки и т.д. Помимо этого к ним можно причислить и деловую репутацию, которая может появиться при покупке компании в качестве имущественного комплекса (хотя это может быть только его часть).

Специалисты рекомендуют обратить внимание на следующий нюанс: к активам нематериального типа нельзя отнести расходы, что связаны с организацией самой компании (юрлица), качества персонала компании - интеллектуального и делового, квалификационные способности и отношение к трудовой деятельности - ПБУ 14/2007, пункт 4.

С1120 - результаты исследований и разработок, что учитываются на счете «04» (нематериальные активы).

С1130 - С1140 - показатели поисковых активов, как материальных, так и нематериальных (для компаний, что являются пользователями недр, они отражают в этих строках затраты, используемые на освоение природных ресурсов - ПБУ 24/2011, согласно с приказом №125н Минфина нашего государства).

С1150 - средства основного типа. В эту строку вписывают показатель остаточной стоимости денежных средств основного типа по амортизируемым объектам, для неамортизируемого объекта - показатель первоначальной стоимости. Те активы, что причисляются к средствам основного типа, в обязательном порядке должны соответствовать ПБУ 6/01 (пункт 4), по приказу №26н Минфина. Названные объекты в обязательном порядке имеются в собственности компании или в праве оперативного управления либо в ведении хозяйства. К средствам основного типа относится еще и имущество, которое компания получает на основании лизингового договора с последующим учетом на балансе получателя этого лизинга. Те объекты, что попадают под обязательный регистрационный учет на правах собственности, также относятся к средствам основного типа (как только будут учтены на балансе компании).

Стоит обратить внимание на то, что в данном разделе отсутствует отражение расходов на строительство недвижимых объектов - строка «Незавершенное строительство». Эти расходы вносятся в данную строку С1150 - ПБУ 4/99 (пункт 20), в соответствии с приказом №43н Минфина. Хотя можно добавить дополнительную строчку для расшифровки расходов по незавершенному строительству.

С1160 - сведения о доходных вложениях в матценности. К ним, в первую очередь, относят остаточную стоимость имущества, которое сдается в аренду (то есть лизинг), с последующим учетом на счете «03». В том случае, когда данное имущество применялось в связи с другими потребностями производства, а уже после этого будет сдаваться в аренду, то его отражение производится на отдельном субсчете счета «01» - состав средств основного типа. А вот перевод стоимости средств основного типа в доходные вложения и наоборот не производится - письмо №ГВ-6-21/418@ ФНС (от 19.05.05 г.).

С1170 - финансовые вложения долгосрочного характера (на срок более 12 месяцев), краткосрочные отражаются в С1240 - это раздел №2, строка «Оборотные активы». К долгосрочным вложениям относят инвестиции в дочерние общества. Учитываются финансовые вложения в той сумме, которая и была затрачена для их приобретения. При этом стоимость своих акций, которые были выкуплены у акционеров компании для последующей их перепродажи либо аннулирования (С1320) + беспроцентные займы, что выдаются рабочим компании, не следует относить к финансовым вложениям (С1190 - долгосрочного типа, С1230 - краткосрочного типа) - ПБУ 19/02 (пункт 3), в соответствии с приказом №126н Минфина (от 10.12.02 г.).

С1180 - отложенные налоговые активы должны вносится налогоплательщиками налога на прибыль (для УСН - «-»).

С1190 - показатели по прочим активам внеоборотного типа, если они не были еще вписаны в другие строки раздела №1.

Раздел №2 - активы оборотного типа.

С1210 - цифровой показатель стоимости запасов материального характера, его расшифровка требуется в том случае, когда данные показатели вписаны в С1210 (то есть являются существенными). Для расшифровки нужно добавить следующие строки:

    материалы/сырье;

    затраты по незавершенному производству;

    продукция в уже готовом виде, а также товары для последующей перепродажи;

    отгруженные товары.

С1220 - цифровой показатель налога на добавленную стоимость, который начисляется на приобретенные ценности. Для тех, кто работает по «упрощенке», заполнение данной строки должно быть согласовано с учетной политикой компании, а именно с суммой «входного» НДС (отражается на счете «19»), при этом такие компании не могут быть самостоятельными плательщиками НДС - НК, статья №346.11 (пункт 2).

С1230 - прописывается дебиторская задолженность краткосрочного типа, которая требует погашения на протяжении одного года.

С1240 - финансовые вложения, кроме денежных эквивалентов (займы, которые предоставляются компании на период менее 12 месяцев). При определении текущей рыночной стоимости вложений нужно использовать все доступные сведения, в том числе и информацию от иностранных организаторов торговли - письмо №07-02-18/01 Минфина (от 29.01.09 г.). Если подобное определение рыночной стоимости по уже оцененному раньше объекту не может быть возможным, то записывают показатель стоимости по последнему результату оценивания.

По строке «Денежные средства и вложения» суммируются цифровые показатели стоимости денежных эквивалентов (сальдо субсчета счета «58») + остатки по счетам (счета «50», «51», «52», «55» и «57»). Подробнее о денежных эквивалентах можно узнать из Положения - ПБУ 23/2011, что утверждается приказом №11н Минфина нашего государства (от 02.02.11 г.). Например, это депозиты до востребования, которые открыты в кредитных организациях.

С1260 - другие активы оборотного типа, что не были внесены в другие строки данного раздела №2.

Раздел №3 - капитал и резервы.

С1310 - показатель величины уставного капитала:

    складочный капитал;

    уставный фонд;

    товарищеские вклады.

Цифровой показатель по этой строке должен совпадать с показателем, зафиксированным в учредительной документации фирмы.

С1320 - свои акции или доли учредителей, выкупленные ранее у акционеров компании, но не для продажи (те, что в последствие будут перепроданы, вносятся в С1260). Они должны быть аннулированы, в результате чего происходит уменьшение уставного капитала. Поэтому данный показатель записывается в скобках, так как имеет отрицательную величину.

С1340 - показана переоценка активов внеоборотного типа. Это дооценка объектов, что относятся к основным средствам, + активы нематериального типа (счет «83» - добавочный капитал).

С1350 - цифровой показатель суммы добавочного показателя (он берется без суммы переоценки со С1340).

С1360 - показатель остатка резервного фонда. К резервам относят:

    те, что образованы по требованию законодательной системы нашего государства;

    те, что созданы по учредительным документам.

Расшифровка не нужна только в том случае, если перечисленные показатели не имеют существенного влияния.

С1370 - показывается накопленная за все годы прибыль компании, которая не была распределена, также сюда вносят непокрытый убыток с отрицательным показателем.

Составляющие этих показателей можно расписать в дополнительно добавленных строках (это и будет расшифровка финансовой результативности - прибыли/убытка).

Раздел №4 - долгосрочные обязательства.

С1410 - заемные средства долгосрочного типа (то есть срок погашения составляет более одного года).

С1420 - плательщики налога на прибыль записывают информацию об отложенных налоговых обязательствах (те, кто работает по УСН, ставят «-»).

С1430 - оценочные обязательства записываются тогда, когда компания при ведении бухгалтерского учета признает их - ПБУ 8/2010 (в соответствии с приказом №167н Минфина). Это не относится к субъектам малого бизнеса.

С1450 - другие обязательства долгосрочного характера, что не были внесены в данный раздел №4.

Раздел №5 - краткосрочные обязательства.

С1510 - задолженность по заемным средствам краткосрочного характера (то есть тем, что были взяты на период до одного года). Даная величина должна отражаться с учетом процентов, которые нужно уплатить в конце отчетного периода.

С1520 - цифровой показатель общей суммы задолженности по кредиту краткосрочного характера.

С1530 - информация о доходах будущих отчетных периодов. Но это должно быть предусмотрено положениями бухучета. Рассмотрим на примере: компания получает определенные денежные суммы из бюджета или денежные суммы целевого финансирования. Подобные финансы учитываются как доходы будущих периодов. Это счета «98» и «86» - ПБУ 13/200 (пункты 9 и 20), в соответствии с приказом №92н Минфина нашего государства.

С1540 - оценочные обязательства краткосрочного характера (сходные со С1430), то есть заполнение происходит только тогда, когда подобные обязательства официально признаны в бухучете самой компании.

С1550 - другие обязательства краткосрочного характера, что еще не были внесены в другие строки раздела №5.

Информационная таблица: сведение строк балансового отчета (общая форма)

№ раздела, наименование

Построчная кодировка

Контроль

№1 - активы внеоборотного типа

Дт04 (без расходов НИОКР) - Кт05

Дт04 (расходы на НИОКР)

Дт08 (расходы на нематериальные поисковые затраты)

Дт08 (расходы на материальные поисковые затраты)

Дт01 - Кт02 (амортизация основных средств) + Дт08 (расходы на незавершенное строительство)

Дт03 - Кт02 (амортизация вложений доходного типа)

Дт58 + Дт 55 (субсчет «Депозитные счета») + Дт73 (субсчет «Расчеты по предоставленным займам) - Кт59 (резерв по финансовым вложениям долгосрочного характера)

Цифровой показатель стоимости активов внеоборотного типа, что не учитываются в других строках раздела №1

№2 - активы оборотного типа

Сумма дебетовых сальдо следующих счетов: 10, 11, 20, 21, 23, 28, 29, 43, 44, 45 +Дт41-Кт42+Дт15+Дт16 (либо Дт15-Кт16)- Кт14+Дт97 (расходы краткосрочного типа)

Дт62+Дт60+Дт68+Дт69+Дт70+Дт71+Дт73 (не считая процентных займов) +Дт75+Дт76-Кт63

Дт58+Дт55 (субсчет «Депозитные счета») +Дт73 (субсчет «Расчеты по предоставленным займам») - Кт59 (резерв по финансовым вложениям краткосрочного типа)

Дт50+Дт51+Дт52+Дт55+Дт57-Дт55 (субсчет «Депозитные счета»)

Показатель стоимости активов оборотного типа, что не вошли в раздел №2

С1200 (итог по разделу №2)

Сумма строк: с С1210 по С1260

С1600 (баланс)

№3 - капитал и резервы

Кт83 (суммы дооценки средств основного типа и активов нематериального типа)

Кт83 (без сумм дооценки средств основного типа и активов нематериального типа)

С1300 (итог по разделу №3)

Сумма строк: со С1310 по С137 (отрицательный показатель полученного результата берут в скобки)

№4 - обязательства долгосрочного типа

Кт67 (исключают начисленные проценты, которые на момент оформления отчета имеют срок погашения до одного года, они показаны в С1510)

Кт96 (учитываются лишь оценочные обязательства долгосрочного типа)

Задолженность долгосрочного типа, что не была отражена в других строках раздела №4

С1400(итог по разделу №4)

Сумма цифровых показателей строк: с С1410 по С1450

№5 - обязательства краткосрочного типа

Кт66+Кт67 (при этом учитываются начисленные проценты со сроком погашения до одного года)

Кт60+Кт62+Кт76+Кт68+Кт69+Кт70+Кт71+Кт73+Кт75 (учитывается только задолженность краткосрочного типа)

Кт98+Кт86 (для целевого финансирования из бюджета)

Кт96 (лишь оценочные обязательства краткосрочного типа)

Суммы цифровых показателей задолженностей по обязательствам краткосрочного типа, что не были учтены в других строках раздела №5

С1500 (итог по разделу №5)

Сумма показателей строк: с С1510 по С1550

С1700 (баланс)

С1300+С1400+С1500

При правильном внесении всех данных цифровые показатели следующих строк будут равны: С1600=С1700. Если результат не совпадет, значит в балансовом отчете есть ошибка.

Пример заполнения бланка балансового отчета для УСН за 2016 год (с образцом)

Компания «Надежда» зарегистрирована как общество с ограниченной ответственностью в текущем 2016 году. При этом она работает по «упрощенке». Нам известны следующие данные, которые потребуются для заполнения балансового отчета:

Сотрудник бухгалтерии ООО «Надежда» заполнил бланк балансового отчета за 2016 год по двум формам - общей и упрощенной.

Общими в заполнении будут следующие ключевые моменты:

    полное название компании;

    вид основной деятельности;

    организационно-правовая форма;

    форма собственности;

    перечеркнута единица измерения, не участвующая в расчетах (в нашем случае все показатели измеряются в тысячах рублей);

    местонахождение компании (ее точный адрес);

    кодировочная система.

Прочерки проставлены в обеих формах в двух последних графах, так как компания «Надежда» прошла процедуру регистрации в текущем 2016 году. Поэтому обязательно заполнить нужно только графу №4, ведь компания является вновь созданной. Здесь записываются сведения на 31 декабря отчетного годового периода (в нашем случае это 2016 год).

Дополнительно следует добавить графу №3, в которой записывается построчная кодировка.

С1110 - активы нематериального типа: Дт счета «04» минус Кт счета «05» = 100 тысяч рублей - 3 тысячи 340 рублей = 96 тысяч 660 рублей (но так как все цифровые показатели должны иметь вид целого числа, то в бланк записывается цифра «97»).

С1150 - средства основного типа: Дт счета «01» минус Кт счета «02» = 600 тысяч рублей - 20 тысяч 40 рублей = 579 тысяч 960 рублей (в отчет вносится цифра «580»).

С1170 - финансовые вложения: Дт счета «58» = 150 тысяч рублей (такое вложение будет долгосрочного типа).

С1100 - сводный итог: С1110+С1150+С1170=97 тысяч рублей+580 тысяч рублей+150 тысяч рублей = 827 тысяч рублей.

Внесение данных по активам оборотного типа:

С1210 - запасы: Дт счета «10» + Дт счета «43» = 17 тысяч рублей + 90 тысяч рублей = 107 тысяч рублей.

С1220 - НДС по приобретенным ценностям: Дт счета «19» = 6 тысяч рублей.

С1250 - денежные средства и эквиваленты: Дт счета «50» + Дт счета «51» = 15 тысяч рублей + 250 тысяч рублей = 265 тысяч рублей.

С1200 - сводный итог: С1210+С1220+С1250=107 тысяч рублей + 6 тысяч рублей + 265 тысяч рублей = 378 тысяч рублей.

С1600 - итог: С1100+С1200=827 тысяч рублей + 378 тысяч рублей = 1205 тысяч рублей.

Все другие строки графы №4 имеют «-».

Теперь последовательность заполнения пассива в балансовом отчете.

С1310 - уставный капитал: Кт счета «80» = 50 тысяч рублей.

С1360 - резервный капитал: Кт счета «82» = 10 тысяч рублей.

С1370 - нераспределенная прибыль и непокрытый убыток: Кт счета «84» = 150 тысяч рублей (так как показатель с положительным знаком, то он в скобки не берется).

С1300 - сводный итог: С1310+С1360+С1370=50 + 10 + 150 = 210 тысяч рублей.

С1520 - кредиторская задолженность краткосрочного типа: Кт счета «60» + Кт счета «62» + Кт счета «70» = 150 + 506 + 89 + 250 = 995 тысяч рублей.

С1500 дублирует показатель С1520 (это связано с тем, что другие строки данного раздела №5 остаются не заполненными).

С1700 - сводный итог: С1300+С1500=210+995=1205 тысяч рублей.

Оставшиеся строки пассива имеют «-», так как нет соответствующей информации в наличии.

Результаты С1600 и С1700 равны, это 1205 тысяч рублей. Так как баланс в отчете сошелся, значит, данные внесены без ошибок.

Графа №2 добавлена работником бухгалтерии самостоятельно, чтобы вписать в нее построчную кодировку. А в графе №3 проставлены цифровые показатели.

С1150 - стоимость средств основного типа = 580 тысяч рублей.

С1170 - финансовые вложении и нематериальные активы внеоборотного типа: 97+150= 247 тысяч рублей.

С1210 - запасы = 107 тысяч рублей.

С1250 - денежные средства и эквиваленты = 265 тысяч рублей.

С1260 - активы оборотного типа, что не вошли в другие строки = 6 тысяч рублей.

С1600 - сводный итог раздела актива: С1150+С1170+С1210+С1250+С1260.

Теперь рассмотрим пассив балансового отчета.

С1370 - нераспределенная прибыль по строке «Капиталы и резервы»: 50+10+150=210 тысяч рублей (высчитывается по показателю, что имеет наибольший удельный вес в составе укрупненного показателя).

С1520 - кредиторская задолженность краткосрочного типа = 995 тысяч рублей.

Другие строки графы №3 остаются с «-», потому что информация отсутствует. В графе №2 также можно ставить «-» или проставить соответствующую показателю кодировку.

С1700 - итог по пассиву: С1370+С1520.

Так как при сверке результатов итоговых строк - С1600 и С1700, мы получаем одинаковое число - 1205 тысяч рублей, то балансовый отчет заполнен правильно.

Эти формы подписывает руководящий работник компании «Надежда». После этого проставляется дата подписания документов.

Светлана

А что разве Упрощенна бухотчетность предоставляется на старых бланках Форма по КНД 0710096, а не на Форма по КНД 0710099

Товарищества собственников жилья – бухгалтерский учет

Управление товариществом собственников жилья является одним из способов управления многоквартирным домом, который предлагает собственникам помещений в таком доме российское жилищное законодательство.

Товарищество собственников жилья, создаваемое в форме некоммерческой организации, является юридическим лицом, и как всякое юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банке, печать со своим наименованием, а одной из обязанностей правления товарищества является ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

О бухгалтерском учете в товариществах собственников жилья мы и поговорим в этой статье.

Товариществом собственников жилья, согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 ЖК РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Органами управления товарищества собственников жилья (далее – ТСЖ) являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества, что определено статьей 144 ЖК РФ, одной из обязанностей правления ТСЖ на основании пункта 7 статьи 148 ЖК РФ является, как мы сказали в начале статьи, ведение реестра членов товарищества, делопроизводства, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.

Основным документом, которым должно руководствоваться ТСЖ при ведении бухгалтерского учета является Федеральный закон от 6 декабря 2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее – Федеральный закон № 402-ФЗ).

Кроме вышеназванного документа вопросы бухгалтерского учета согласно статье 21 Федерального закона № 402-ФЗ регулируются федеральными и отраслевыми стандартами, рекомендациями в области бухгалтерского учета, стандартами экономического субъекта.

Одним из таких стандартов на сегодняшний день является Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/2008, утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 года № 106н (далее – ПБУ 1/2008), которое применяется в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ. Формированием учетной политики занимается главный бухгалтер или иное лицо, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации, что следует из пункта 4 ПБУ 1/2008. Приказ (распоряжение) по учетной политике ТСЖ утверждается ее руководителем.

Согласно статье 5 Федерального закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учета являются факты хозяйственной жизни, активы и обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы и расходы, иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Бухгалтерский учет в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, должен вестись непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета следует руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 года № 94н (далее – План счетов). Но План счетов содержит большое количество счетов, которые вряд ли будут использоваться ТСЖ в силу специфики его деятельности. Поэтому ТСЖ на основе предлагаемого Минфином Плана счетов следует разработать и утвердить свой рабочий план счетов, то есть выбрать те счета бухгалтерского учета, на которых будут отражаться осуществляемые ТСЖ хозяйственные операции. Рабочий план счетов следует утвердить приказом по учетной политике ТСЖ.

ПБУ 1/2008 содержит положение о том, что при формировании учетной политики должны быть утверждены формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, документов для внутренней бухгалтерской отчетности, а также правила документооборота и технология обработки учетной информации (пункт 4 ПБУ 1/2008). Первым этапом при разработке правил документооборота является определение видов первичной учетной документации, которая будет использоваться ТСЖ для документального подтверждения фактов хозяйственной деятельности.

Статьей 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Формы первичных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. В аналогичном порядке утверждаются и формы регистров бухгалтерского учета, что следует из статьи 10 Федерального закона № 402-ФЗ.

Таким образом, ТСЖ могут разработать свои формы документов либо использовать унифицированные, разработанные Госкомстатом России. Если ТСЖ примет решение об использовании унифицированных форм документации, то это положение должно быть закреплено в учетной политике.

Не следует забывать о том, что ТСЖ, руководствуясь пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 402-ФЗ, обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, аудиторские заключения о ней, в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

Несколько слов следует сказать и о формах отчетности, которые должно представлять ТСЖ. Исходя из Информации Минфина России "Об особенностях формирования бухгалтерской отчетности некоммерческих организаций (ПЗ-1/2011)", при составлении бухгалтерской отчетности некоммерческие организации руководствуются:

– законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;

– Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 29 июля 1998 года № 34н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н, в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ;

– Планом счетов бухгалтерского учета, о котором мы упомянули выше;

– Приказом Минфина России от 2 июля 2010 года № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций";

– иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В соответствии с Федеральным законом № 402-ФЗ бухгалтерская отчетность некоммерческой организации, а значит и ТСЖ, в общем случае состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств и приложений к ним. На это же указывает Минфин России в письме от 13 августа 2013 года № 07-01-12/32729.

Вместе с тем, как следует из письма Минфина России от 27 декабря 2013 года № 07-01-06/57795 "Об упрощенных способах ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность", некоммерческие организации, указанные в подпункте 2 пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 402-ФЗ, вправе применять упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, то есть применять только бухгалтерский баланс и отчет о целевом использовании средств.

Поскольку ТСЖ является некоммерческой организацией, оно вправе вести упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

В собственности ТСЖ может находиться движимое имущество, а также недвижимость, расположенная внутри или за пределами многоквартирного дома. Из статьи 151 ЖК РФ вытекает, что средства ТСЖ состоят из:

l обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества;

l доходов от хозяйственной деятельности товарищества. На основании решения общего собрания ТСЖ доход от хозяйственной деятельности используется для оплаты общих расходов или направляется в специальные фонды, расходуемые на цели, предусмотренные уставом ТСЖ. Дополнительный доход может быть направлен на иные цели деятельности ТСЖ, предусмотренные ЖК РФ и уставом товарищества (пункт 3 статьи 152 ЖК РФ);

l субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий;

l прочих поступлений.

Поскольку в рамках одной статьи рассмотреть порядок отражения в бухгалтерском учете всех возможных хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ, не представляется возможным, остановимся на некоторых из них.

Обязательные платежи, вступительные и иные взносы членов ТСЖ, суммы поступившего бюджетного финансирования

Поступления платежей от членов товарищества не признаются доходом ТСЖ и отражаются в учете в качестве средств целевого финансирования. Планом счетов для учета средств целевого финансирования предназначен балансовый счет 86 "Целевое финансирование". Причем Инструкцией к счету 86 "Целевое финансирование" определено, что он предназначен для обобщения информации о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и других.

Поступившие от членов ТСЖ средства отражаются записью по дебету счетов 50 "Касса", 51 "Расчетные счета" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Бюджетные средства могут быть получены ТСЖ только на определенные цели. В бухгалтерском учете такие финансовые ресурсы получили название средств целевого финансирования. Еще в 1997 году Приказом Госстроя от 14 июля 1997 года № 17-45 "Об утверждении Рекомендаций по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья" были утверждены Рекомендации по организации финансового и бухгалтерского учета для товариществ собственников жилья. В рекомендациях сказано, что средства целевого финансирования ТСЖ образуются, в частности, из целевых взносов домовладельцев и средств бюджетного финансирования, в том числе по предоставлению льгот отдельным категориям граждан, субсидий, предоставленных гражданам при оплате жилья и коммунальных услуг.

К счету, на котором учитывается целевое финансирование, можно открыть следующие субсчета:

86-1 "Целевые взносы собственников жилья";

86-2 "Компенсации (субсидии) по оплате жилья и коммунальных услуг";

86-3 "Дотации из местного бюджета";

86-5 "Поступления от предпринимательской (хозяйственной деятельности)";

86-6 "Прочие целевые поступления".

Так, например, если ТСЖ продажа товаров (работ, услуг) осуществляется с учетом льгот, то в качестве целевого финансирования ею будут учитываться суммы бюджетных средств, получаемых ею на компенсацию расходов, связанных с реализацией товаров (работ, услуг) с учетом льгот.

Средства бюджетного финансирования на компенсацию квартплаты отражаются по кредиту счета 86 "Целевое финансирование" в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". При получении таких средств из бюджета следует сделать запись по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

В начале статьи мы сказали о том, что ТСЖ – это некоммерческая организация, то есть организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая прибыль между участниками. Тем не менее, ТСЖ, как некоммерческая организация, может осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено ее уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которых она создана, и если это соответствует такой цели. Такое право дает ТСЖ пункт 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Если ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, например, выполняет работы и оказывает услуги собственникам помещений в многоквартирном доме, не связанные с общим имуществом собственников, то ТСЖ обязано вести учет доходов и расходов от приносящей доход деятельности. Раздельный учет доходов и расходов следует вести еще и потому, что в его отсутствие ТСЖ не будет иметь права не облагать налогом на прибыль организаций целевые поступления собственников помещений.

Как показывает практика, ТСЖ осуществляет приносящую доход деятельность, когда в его штате есть, например, слесари, электрики, сантехники. Стоимость дополнительных работ и услуг определяется ТСЖ и оформляется каким-либо внутренним документом (прайс-лист).

В статье мы также говорили, что ТСЖ должен быть разработан рабочий план счетов. И если осуществляемые расходы учитываются ТСЖ на счете 20 "Основное производство", то к этому счету следует открыть субсчета для учета расходов на ведение уставной деятельности товарищества, и для учета расходов на выполнение (оказание) дополнительных работ (услуг).

Выручка от выполнения работ, оказания услуг признается доходом от обычных видов деятельности в сумме, согласованной сторонами, что следует из пунктов 5, 6.1, 12 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 32н.

Доходы от приносящей доход деятельности следует отражать по кредиту счета 90 "Продажи" субсчет 90-1 "Выручка", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета, в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (либо на отдельном субсчете к счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", в зависимости от учетной политики ТСЖ).

Не следует забывать о том, что выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации является объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, что следует из подпункта 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации. Следовательно, со стоимости дополнительных работ (услуг) следует исчислить НДС к уплате в бюджет.

Как правило, собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают оказываемые им дополнительные услуги, внося денежные средства в кассу ТСЖ. Поступление денежных средств отражается записью по дебету счета 50 "Касса" и кредиту счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами").

Предположим, что слесарем ТСЖ были выполнены работы на внутриквартирном имуществе члена ТСЖ из материалов, приобретенных заказчиком. Слесарю была начислена заработная плата согласно установленным сдельным расценкам. Оплата заказчиком произведена в день выполнения работ.

Данные хозяйственные операции, связанные с приносящей доход деятельности ТСЖ, будут отражены в учете следующим образом с применением счетов:

20-2 "Затраты на ведение предпринимательской деятельности";

50 "Касса";

62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

68 "Расчеты по налогам и сборам";

69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

70 "Расчеты с персоналом по оплате труда";

90-1 "Прочие доходы";

90-2 "Прочие расходы";

90-3 "Налог на добавленную стоимость";

90-9 "Сальдо прочих доходов и расходов";

99 "Прибыли и убытки".

Дебет 50 Кредит 62 – получена оплата от заказчика работ;

Дебет 62 Кредит 90-1 – признан доход от выполнения работ;

Дебет 90-3 Кредит 68 – начислен НДС со стоимости выполненных работ;

Дебет 20-2 Кредит 70 – начислена заработная плата слесарю за выполненные работы;

Дебет 20-2 Кредит 69 – начислены страховые взносы на сумму оплаты труда;

Дебет 90-2 Кредит 20-2 – списана себестоимость выполненных работ;

Дебет 90-9 Кредит 99 – отражен финансовый результат от выполнения работ (прибыль).

Ремонт общего имущества многоквартирного дома

Собственник помещения в многоквартирном доме согласно статье 158 ЖК РФ обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы на содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 4 статьи 158 ЖК РФ).

Решение о проведении капитального ремонта принимается общим собранием членов ТСЖ. Напомним, что ТСЖ, руководствуясь статьей 137 ЖК РФ, вправе определять смету доходов и расходов на год, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию дома. ТСЖ вправе устанавливать на основе сметы размеры платежей и взносов для каждого собственника помещений в доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Поступление взносов от членов ТСЖ на капитальный ремонт дома отражается в учете записью по дебету счета 51 "Расчетные счета" и кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами". Взносы на капитальный ремонт также не являются доходом ТСЖ, поскольку включаются в состав целевого финансирования.

Дебет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" Кредит 86 "Целевое финансирование" – создан резервный фонд на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на основании решения общего собрания членов ТСЖ;

Дебет 51 "Расчетные счета" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" – поступили денежные средства от членов ТСЖ на проведение капитального ремонта дома.

Ремонт общего имущества многоквартирного дома может быть выполнен как собственными силами ТСЖ, так и с привлечением подрядных организаций.

Если ремонт выполняют работники ТСЖ, то затраты на проведение ремонта будут учитываться по дебету счета 20 "Основное производство" и кредиту счетов 10 "Материалы", 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" и других счетов.

По окончании ремонтных работ затраты, учтенные на счете 20 "Основное производство", должны быть списаны за счет средств целевого финансирования, то есть следует составить корреспонденцию по дебету счета 86 "Целевое финансирование" и кредиту счета 20 "Основное производство".

Если ремонт многоквартирного дома будет выполняться с привлечением специализированных подрядных организаций, то корреспондировать с дебетом счета 20 "Основное производство" будет счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Погашение задолженности перед подрядной организацией при расчетах денежными средствами отразится записью по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" и кредиту счета 51 "Расчетные счета". Списание затрат на ремонт, отраженных на счете 20 "Основное производство", как и в предыдущем случае, будет произведено за счет средств целевого финансирования.

Учет объектов основных средств

Основным документом, устанавливающим правила учета основных средств, является Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденное Приказом Минфина России от 30 марта 2001 года № 26н (далее – ПБУ 6/01). Правила ПБУ 6/01 применяются с учетом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13 октября 2003 года № 91н (далее – Методические указания № 91н). Напомним, что и ПБУ 6/01 и Методические указания № 91н применяются в части, не противоречащей Федеральному закону № 402-ФЗ.

Условия, которые одновременно должны выполняться для того, чтобы актив мог быть принят к учету в составе основных средств, перечислены в пункте 4 ПБУ 6/01. Эти условия не содержат стоимостного критерия отнесения имущества к объектам ОС, тем не менее, если лимит стоимости актива, закрепленный в учетной политике ТСЖ, не превышает 40 000 рублей за единицу, то активы, удовлетворяющие условиям пункта 4 ПБУ 6/01, могут отражаться в составе материально-производственных запасов.

Объект принимается на учет в качестве основного средства, если он отвечает необходимым условиям и приведен в состояние, пригодное для использования.

Под сроком полезного использования понимается период времени, в течение которого использование объекта способно приносить экономическую выгоду (доходы) организации. Для определения срока полезного использования основного средства в бухгалтерском учете разрешено применять Классификацию основных средств, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект, определяемый в соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01.

Основные средства на основании пункта 7 ПБУ 6/01 принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, порядок определения которой установлен пунктами 8 – 12 ПБУ 6/01 и зависит от способа поступления основного средства в организацию. Независимо от формы поступления основных средств в организацию первоначальная стоимость формируется с учетом затрат на доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.

Первоначальная стоимость основных средств, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, в дальнейшем изменению не подлежит. Исключение составляют случаи достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Если в общем случае стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, то по объектам основных средств некоммерческих организаций, а именно таковой является ТСЖ, амортизация не начисляется. По ним на забалансовом счете производится обобщение информации о суммах износа, начисляемого линейным способом. Такой порядок установлен пунктом 17 ПБУ 6/01. Но если основное средство будет приобретено за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности, и для ведения этой деятельности будет использоваться, то амортизацию по нему следует начислять в общем порядке.

Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. Затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и тому подобное) объекта основных средств (пункт 27 ПБУ 6/01).

Стоимость выбывающих основных средств подлежит списанию с бухгалтерского учета. Доходы и расходы от списания отражаются в учете в том отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве прочих доходов и расходов, что определено пунктом 31 ПБУ 6/01.

Основные средства, принадлежащие организации на праве собственности, учитываются на счете 01 "Основные средства". Принятие к бухгалтерскому учету основных средств, а также изменение их первоначальной стоимости при достройке, дооборудовании и реконструкции отражается по дебету счета 01 "Основные средства" в корреспонденции со счетом 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Допустим, что ТСЖ за счет целевых поступлений приобрело офисную технику, которая будет использоваться для ведения уставной деятельности. На счетах бухгалтерского учета ТСЖ должны быть отражены следующие записи с применением счетов:

01 "Основные средства";

08-4 "Приобретение объектов основных средств";

19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении объектов основных средств";

51 "Расчетные счета";

60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

83 "Добавочный капитал";

86 "Целевое финансирование";

010 "Износ основных средств".

Дебет 51 Кредит 60 – произведена оплата поставщику за офисную технику;

Дебет 08-4 Кредит 60 – поступившая оргтехника отражена в составе вложений во внеоборотные активы;

Дебет 19-1 Кредит 60 – отражена сумма НДС, предъявленная поставщиком;

Дебет 08-4 Кредит 19-1 – учтена в составе вложений во внеоборотные активы предъявленная поставщиком сумма НДС;

Дебет 01 Кредит 08-4 – отражена в составе объектов основных средств приобретенная оргтехника по первоначальной стоимости;

Дебет 86 Кредит 83 – отражено использование средств целевых поступлений;

Дебет 010 – начислен износ по приобретенному основному средству (ежемесячно в течение установленного срока полезного использования).

Мы рассмотрели учет основных средств, являющихся собственностью самого ТСЖ, как некоммерческой организации. Но ТСЖ может приобретать и объекты основных средств, которые будут являться общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. Такие объекты отражать на своем балансе ТСЖ не вправе. Их учет ведется на забалансовом счете, например 014 "Объекты общего имущества".

На счетах бухгалтерского учета приобретение объектов основных средств, являющихся общим имуществом собственников помещений, будет отражено следующими записями:

Дебет 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – приобретены объекты основных средств – общее имущество;

Дебет 86 "Целевое финансирование" Кредит 20 "Основное производство", 26 "Общехозяйственные расходы" – отражено использование средств целевого финансирования;

Дебет 014 "Объекты общего имущества" – отражено общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) наряду со всеми юридическими лицами обязано предоставлять определённую отчётность в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье расскажем про отчетность ТСЖ, поговорим о видах, сроках сдачи, льготах.

Какую отчётность должно сдавать ТСЖ

В соответствии с п.2 ст.291 Гражданского кодекса Российской Федерации Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья .

Согласно законодательству Российской Федерации ТСЖ обязано предоставлять следующую отчётность:

  • Бухгалтерская отчётность.
  • Налоговая отчётность.
  • Отчёты по уплате страховых взносов.
  • Статистическая отчётность.
  • Раскрытие информации. Именно о данных видах отчётности подробно будет представлена информация далее.

Порядок бухгалтерского учёта для ТСЖ

Несмотря на то, что некоммерческая организация не имеет извлечение прибыли в качестве основной деятельности (п.1 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с изменениями и дополнениями)), тем не менее, в соответствии с п.1 ст.32 Федерального № 7-ФЗ некоммерческая организация ведёт бухгалтерский учёт в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При составлении бухгалтерской отчётности необходимо руководствоваться Информацией Минфина России от 24 декабря 2015 г. № ПЗ-1/2015 «Об особенностях формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности некоммерческих организаций », где сказано о том, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации состоит из:

Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) предусмотрено предоставление промежуточной отчётности, что подразумевает под собой предоставление Бухгалтерского баланса. В случае, если за отчётный период прибыль не превысила трёх миллионов рублей – ТСЖ имеет право предоставить упрощённую форму годовой бухгалтерской отчётности, что включает в себя предоставление:

  • Бухгалтерского баланса. Читайте также статью: → « ».
  • Отчёта о целевом использовании средств.

Формы документации представлены в Приказе Минфина РФ от 4 декабря 2012 г. № 154н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н».

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего ОСНО

Согласно ст.246 Налогового кодекса РФ ТСЖ признано налогоплательщиком, обязанностью которого является ведение налогового учёта и предоставление налоговой отчётности. Так, ТСЖ, применяющее Основную систему налогообложения (ОСНО), предоставляет стандартную налоговую отчётность . Согласно п.2 ст. 289 некоммерческие организации имеют право предоставлять налоговую декларацию по упрощённой форме по истечении отчётного периода.

Форма налоговой декларации утверждена приказом ФНС от 19 октября 2016 года № ММВ-7-3/572@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, порядка её заполнения, а так же формата представления налоговой декларации по налогу на прибыль организаций в электронной форме».

Упрощённая форма декларации – это 2 листа:

  • лист (страница 001): перечислены налоги, по которым ТСЖ признано налогоплательщиком, но при этом объектов налогообложения в отчётном периоде не было;
  • лист (страница 002): заполняется согласно п. 15 Порядка заполнения декларации по налогу на прибыль, утвержденного приказом № 62н от 10 июля 2007 г. «Об утверждении формы единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядка ее заполнения».

Форма декларации утверждена Приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (Зарегистрирован в Минюсте России 15.12.2014 г. № 35171).

Налоговый учёт ТСЖ, применяющего УСН

ТСЖ, согласно ст.346.12 НК РФ, вправе применять упрощённую систему налогообложения (УСН), которая так же предполагает ведение чёткого налогового учёта. ТСЖ обязано предоставлять налоговую декларацию независимо от полученных доходов в истекшем отчётном периоде.

Помимо обязательного представления налоговой декларации, ТСЖ, согласно ст.346.24 НК РФ, в обязательном порядке должно вести учёт доходов и расходов в книге учёта доходов и расходов.

В отличие от ТСЖ, применяющего ОСНО, налогоплательщики на УСН освобождены от:

  • уплаты НДС;
  • налога на имущество;
  • отчётность по данным видам налога ТСЖ предоставлять не нужно.

Основные проводки по бухгалтерскому учёту ТСЖ

Согласно Приказа Минфина РФ от 31 октября 2000 г. № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изменениями и дополнениями) бухгалтерский учёт ТСЖ ведёт, применяя счета бухгалтерского учёта финансово-хозяйственной деятельности организации.

Приход:
Д 76 К 86/целевые средства Начисление взносов собственников
Д 50 К 76 Поступление членских взносов
Д 51 К 62 Поступление арендной платы
Расход:
Д 91.2 К 51 Обслуживание банковского счёта
Д 97 К 60.01 Счёт на страхование общего имущества
Д 20 К 97 Оплата страховки
Д 86/целевые средства К 20 Погашение расходов ТСЖ за счёт членских взносов

Сроки сдачи отчётности для ТСЖ

Согласно ст.15 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями) отчётным периодом для годовой бухгалтерской отчётности является календарный год (с 1 января по 31 декабря). Отчётный период может быть другим в следующих случаях:

  • организация ТСЖ;
  • реорганизация ТСЖ;
  • ликвидация ТСЖ.

В этих случаях отчётным периодом является тот период, в который ТСЖ вело свою деятельность в календарном году. При этом стоит отметить, что в случае, если ТСЖ было организовано после 30 сентября – первым отчётным периодом будет являться период с даты регистрации ТСЖ по 31 декабря года, следующего за годом регистрации.

Пример 1. ТСЖ организовано 08.10.2016 г. Первый отчётный период: 08.10.2016 г. – 31.12.2017 г. Годовая бухгалтерская отчётность будет представлена именно за это время. В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ последнюю бухгалтерскую отчётность предоставляет ликвидационная комиссия, либо арбитражный управляющий (если ТСЖ признано банкротом). Последняя бухгалтерская отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения записи о ликвидации ТСЖ в Единый государственный реестр юридических лиц.

Пример 2. ТСЖ реорганизовано 05.04.2017 г. Отчётным периодом за 2017 г. будет являться период с 01.01.2017 г. по 04.04.2017 г. За этот период и предоставляется годовая бухгалтерская отчётность. Срок сдачи бухгалтерской отчётности: до 31 марта года, следующего за истекшим отчётным периодом. Срок сдачи налоговой декларации зависит от системы налогообложения, применяемой ТСЖ:

Общая система льгот по НДС для ТСЖ

Согласно пп. 29, 30 п. 3 ст.149 НК РФ ТСЖ освобождается от уплаты НДС в случае:

  • осуществления реализации коммунальных услуг, предоставляемой ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение;
  • реализации работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых ТСЖ, созданного в целях удовлетворения потребности граждан в жилье и отвечающим за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме у организаций и индивидуальных предпринимателей непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги), реализации работ (услуг) по выполнению функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, выполняемых (оказываемых) специализированными некоммерческими организациями, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, и созданы в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органами местного самоуправления и (или) муниципальными бюджетными учреждениями в случаях, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации.

Государственная информационная система для ЖКХ

В Российской Федерации создана и функционирует государственная информационная система ЖКХ, которая регулируется Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» (с изменениями и дополнениями). Целью государственной информационной системы ЖКХ является доведение до граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций сведений о жилищно-коммунальном хозяйстве.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 209-ФЗ государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) – единая федеральная централизованная информационная система, функционирующая на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации о жилищном фонде, стоимости и перечне услуг по управлению общим имуществом в многоквартирных домах, работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлении коммунальных услуг и поставках ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по указанной плате, об объектах коммунальной и инженерной инфраструктур, а также иной информации, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Типовые ошибки ведения отчётности

Несмотря на обилие и доступность информации об особенностях ведения отчётности ТСЖ, всё же допускаются некоторые ошибки, влекущие за собой наложение штрафных санкций:

  • нарушение сроков сдачи отчётности;
  • предоставление налоговой декларации, не соответствующей системе налогообложения, применяемой ТСЖ;
  • неверное оформление бухгалтерских проводок;
  • исчисление и уплата НДС в случае освобождения от уплаты.

Рубрика “Вопросы и ответы”

Вопрос №1. Я с недавнего времени являюсь бухгалтером ТСЖ. Председатель забыла перейти на УСН, хотя я была уверена, что переход был осуществлён. Декларацию сдала по УСН. Чем нам это грозит?

В Вашем случае сдача налоговой декларации УСН является нарушением, т.к. ТСЖ применяет ОСНО, что грозит наложением штрафных санкций со стороны ИФНС.

Вопрос №2. Поступление денежных средств ТСЖ за 2016 год не превысило 3 000 000 рублей. Нужно ли предоставлять отчёт о целевом использовании средств? Звонок в один клик

Эта организация должна вести четкую финансовую, статистическую и бухгалтерскую отчетность .

Также ТСЖ обязано оплачивать налоги, что требует ведения налогового учета и соответственной отчетности.

Практически во всех товариществах есть штат наемных сотрудников, которым выплачиваются зарплаты. За своих сотрудников, ТСЖ, как работодатель, вносит взносы в пенсионный и страховой фонды. Такие отчисления также обязаны отражаться в специальных отчетах.

Кроме контролирующих государственных инстанций, ТСЖ обязаны отчитываться о своей деятельности и перед членами своего товарищества . Председатель должен готовить и предоставлять на рассмотрение жильцов ежегодный отчет о своей деятельности и о роботе всего штата, инициируя и проводя ежегодные отчетные собрания.

Финансовая или бухгалтерская

Справка! Финансовая отчетность включает в себя систематизированное отображение показателей, характеризующих бухгалтерские операции, осуществляемые в рамках товарищества.

Если ситуация не предусматривает уплату налога на доходы, то декларацию необходимо сдавать ежегодно.

Налоговый отчет по упрощенной форме включает в себя:

  • титульный или заглавный лист;
  • расчеты налогов, которыми облагаются доходы;
  • отчет о целевых расходах любого имущества, включая денежные поступления и иные услуги или работы.

Вышеуказанные аспекты обозначены в ст.285 и 289 НК РФ.

Обратите внимание! Поскольку ТСЖ может обладать какими-нибудь объектами недвижимости, которые облагаются налогами, то товарищество обязано также передавать декларации по ним, в зависимости от типа этих объектов.

Свою отчетность для органов государственной статистики ТСЖ должны готовить по установленным ежеквартальным формам — П-4, 22-ЖКХ, 26-ЖКХ и ежегодным — 1 КР и форма 11.

Страховые и пенсионные взносы

Штат большинства ТСЖ состоит из наемных сотрудников. Согласно ФЗ №167 от 15.12.2001 , по отношению к этим сотрудникам, ТСЖ является страхователем по пенсионному страхованию . За своих сотрудников ТСЖ может также вносить взносы на оплату медицинской (

Справка! Процесс раскрытия информации представляет собой обеспечение непосредственного доступа круга лиц к информации о деятельности товарищества.

Доступ к раскрытой информации должен обеспечиваться на протяжении 5 лет. Изменения необходимо вносить своевременно – если информация размещена на стендах, то в течение двух рабочих дней, а если на портале — в течение 7 рабочих дней.

ТСЖ может предоставлять информацию, отвечая на запросы жильцов, как в электронном, так и в письменном виде. Нарушение порядка такой процедуры, как раскрытие информации, для ТСЖ может обернуться привлечением к административной ответственности.

Подводя итог, стоит отметить, что отчетность ТСЖ позволяет контролирующим органами наглядно выявлять все недочеты или, наоборот, положительные моменты в работе товариществ и на их основе принимать соответствующие решения.